Разделы сайта
Выбор редакции:
- Перед приговором сергей егоров попросил прощения у родственников убитых Где служил егоров убивший 9 человек
- Вероломное нападение германии на ссср
- Ключевые компетенции и их оценка
- Брилев Сергей: биография и семья Обычный человек Сергей Брилев: семья, жена
- Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Нтв ремонт на даче
- Парадоксы аджимушкайской трагедии
- Сергей михеев, биография, новости, фото Сергей михеев политолог написать письмо
- Все, что нужно знать о бактериях
- Пример заполнения раздела 1 формы 6 ндфл
- Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения
Реклама
Анализ стихотворения фонтан тютчева. Анализ стихотворения «Фонтан Тютчев фонтан история создания |
Жизнь человека в понимании Ф. И. Тютчева неизмеримо глубока и в то же время мгновенна и непостоянна, она не оставляет после себя заметного следа. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. Важные вопросы мироздания ставит он в своём творчестве. Основная идея его философской лирики - возможность постижения тайн миропорядка только в результате непосредственного чувственного и созерцательного восприятия.
Разделы: Литература Тип урока
Форма проведения
Использование современных педагогических технологий:
Формы организации учебной деятельности:
Оборудование:
Подготовительная работа:
Ход урока 1) Подготовка к восприятию материала Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. Анализируем эпиграфы к занятию, пытаемся совместными усилиями сформулировать цели урока. Вспоминаем, что наша главная задача на уроках литературы – стать талантливыми читателями. Актуализация знаний учащихся. Психологический анализ иллюстраций с выставки «Стихи Тютчева в моем восприятии» и чтение наизусть понравившихся строк. Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев. Игра «Узнай стихотворение». По последним словам в стихе прошу вспомнить и процитировать известные стихотворные строки Ф. И. Тютчева (приложение). Итогом игры становится вывод о том, что многие строки поэта «на слуху», известны в читательской аудитории и близки нам сегодня. Отталкиваясь от стихотворения «Нам не дано предугадать...», размышляем о том, что «сочувствие» в тексте надо понимать как «со – чувствие», т. е. как совместную (поэта и читателя) работу ума и сердца. Делая вывод о том, что чтение есть труд, и подчас понять стихотворение – значит, проделать определенную исследовательскую работу, переходим к следующему этапу урока. 2) Анализ стихотворения «Фонтан»
Точное время создания стихотворения «Фонтан» неизвестно (по одним источникам это 1836 год, по другим – середина 30-х годов XIX века). Десятилетие с середины 20-х до середины 30-х годов – время расцвета таланта Ф. И. Тютчева. В это время он создает такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» и т. д. В те годы поэт находится на дипломатической службе за границей, в Мюнхене. Его близкий друг И.С. Гагарин, мечтая познакомить столичных литераторов с творчеством своего друга, просит поэта прислать подборку своих стихотворений. Ф. И. Тютчев вскоре выполнил просьбу друга, сопроводив стихи таким письмом: «Вы просили меня прислать вам мое бумагомаранье... Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним, что хотите. Я питаю отвращенье к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной. От нее до тошноты пахнет затхлостью...». Стихи были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году в номерах 3 и 4 за подписью «Ф. Т.». Вместо 5, 6 стихотворений, как планировалось, опубликовано 24 (видимо, они так понравились Пушкину). Среди них – стихотворение «Фонтан». Тютчеву в это время 33 года – возраст Христа, мудрости, божественных откровений. Стихи, написанные в это время, отличает глубокое содержание, совершенная, гармоничная форма. Попытаемся это увидеть, размышляя над стихотворением «Фонтан». Напоминаю, что в своем исследовании мы опираемся на составленный нами ранее примерный план анализа лирического произведения и, как обычно, используем его творчески, т. е. останавливаемся на наиболее значимых для данного текста аспектах исследования и проводим анализ в том порядке, который «подсказывает» сам текст.
Прошу детей словами описать то, что они представили, слушая стихотворение, интересуюсь, какие строки помогли представить это особенно отчетливо. Спрашиваю ребят, совпадает ли картина, созданная воображением, с обликом известных им фонтанов (опираемся в разговоре на жизненный опыт детей и фотографии фонтанов Петродворца). С помощью словаря выясняем значение незнакомых слов «водомет», «длань», «стремит», «метет», «смертной».(1 микрогруппа).
Образ фонтана нередко встречается в русской поэзии. Достаточно вспомнить поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», его же стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Попытаемся сравнить отрывок из этого стихотворения со стихотворением Ф. И. Тютчева. Прошу детей поработать в парах, отметить общее и различное в данных текстах.
Различия:
Афиширование (озвучивание результатов работы в микрогруппах). Эвристическая беседа – заседание ученого совета. Перед уроком учащиеся получали домашнее задание – провести микроисследование (проанализировать один из уровней художественного текста). На уроке выступление одного учащегося из микрогруппы сопровождается комментариями слушателей (ученого совета). Задача учителя – вовлечь в процесс обсуждения всех детей, обратить их внимание на наиболее сложные моменты. Оговариваем, что наше исследование не претендует на полноту в силу ограниченности учебного времени. 1) Композиция. Стихотворение композиционно делится на две части: первые 8 строк создают образ непрерывного движения воды в фонтане, как бы иллюстрируют прямое значение слова «фонтан» - струя воды, бьющая вверх. Во второй части речь идет о мысли, разуме человека, задействовано теперь переносное значение слова «фонтан» - неиссякаемый, обильный поток чего-либо (словарная статья – на доске). Подчеркивает двухчастную структуру деление на строфы. Сообщаю детям, что в некоторых изданиях текст не разделен на строфы. Есть ли в этом своя логика? Учащиеся должны подметить неразрывную внутреннюю связь двух частей текста: первая – иллюстрация, наглядная картинка, вторая – размышление. Предполагаем, что сопоставление частей, возможно, поможет нам понять идею стихотворения. 2) Пунктуация. Вторая строфа более эмоциональна. Если в первой мы отмечаем « спокойные» знаки препинания (запятая, точка, тире, точка с запятой), то вторая строфа «преподносит» нам восклицательный, вопросительный знаки и даже особый синтетический знак препинания (!..). Это убеждает: философское зерно стихотворения, его идею надо искать именно здесь. Благодаря риторическим восклицаниям и риторическому вопросу вторая строфа вовлекает читателя в авторские раздумья и переживания, в результате прочтение текста становится глубоко личностным. 3) Система образов.
4) Особенности лексики. Не имея возможности заняться подробным лексическим анализом текста, обращаем лишь на некоторые особенности лексики.
5) Организация художественного пространства и времени . Обе части стихотворения, на первый взгляд, в этом плане кажутся однотипно организованными: движение вверх, а затем – неумолимый спуск вниз. В этом движении по кругу есть некая обреченность, ощущение невозможности вырваться за его пределы. Моделирование. Анализируем модели художественного пространства, созданные детьми к уроку. Отмечаем, что внимательному взору читателя открывается и то, что эти два круга не идентичны. Первый рисует движение воды (это узкий, материальный мир), а второй – круг мысли (безграничный мир духа). А раз второй круг шире, значит, в этом можно усмотреть, пусть слабую, но все же надежду на то, что стремление к истине – не обреченное «дланью незримо-роковой» движение по замкнутому кругу, а движение по восходящей, по спирали, что это медленное и трудное, но все-таки приближение к истине. Мои модели – в приложении 2, 3. Делюсь с детьми своим маленьким открытием: буква «ф» - своеобразное отражение композиции текста, еще один вариант ее модели (в ней, помимо двух кругов, обращает на себя внимание стержень посередине, некая вертикаль, соединяющая небесное и земное). Более того, эта буква каким-то волшебным образом напоминает фонтан (имеется в виду ее графический вид). Художественное время в тексте меняется от начала к концу стихотворения: в первой строфе его можно определить словом «сейчас», во второй – словом «всегда» (подсказывает это слово «закон»). Таким образом, мы отмечаем расширение художественного времени. В результате подобных наблюдений делаем вывод о том, что Ф. И. Тютчев, при некоторой доле пессимизма, выводит некий общечеловеческий закон, закон неумолимого движения человеческого познания вперед, ввысь, к истине. В этом можно усматривать веру Тютчева в силу человеческого разума, высокий гуманистический смысл данного стихотворения и творчества поэта в целом. 6) Фонетический строй текста. Интересна фонетическая организация стихотворения. Любопытно все, что за пределами нормы, обычного соотношения гласных и согласных звуков. Исходя из этого обращаем внимание на следующие особенности текста:
7) Особенности рифмы. По характеру рифмовки стихотворение могло бы состоять из 4 катренов, объединение же автором 1 и 2, 3 и 4 четверостиший, видимо, сделано намеренно, из композиционных соображений: 1 и 2 катрены рисуют движение воды, 3 и 4 – мысли человеческой. В каждом катрене наблюдаем опоясанную (охватную) рифму, т. е. рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки в четверостишии. Такой способ рифмовки в русской литературе встречается нечасто. Эта интересная, изысканная форма гармонична содержанию, подобна движению фонтана. Изобразительность способа рифмовки подчеркивается следующим фактом: в каждом катрене 2 и 3 строки заканчиваются мягкой, деликатной женской клаузулой, а 1 и 4 – мужской, что придает каждому катрену завершенность, законченность. Последний ударный слог в четверостишии – некая точка, вывод из сказанного. В итоге все стихотворение звучит весьма убедительно, суждения автора претендуют на истинность. 8) Символика. В стихотворении Ф. И. Тютчева достаточно символических, многозначных элементов. Это и образы-символы (фонтан – символ вечного, неостановимого движения, «длань незримо-роковая» - символ любых пределов, трудностей на пути к цели и т. д.), и, к примеру, цифра 4, нашедшая пластическое воплощение в разных элементах текста. В стихотворении 4 четверостишия, оно написано четырехстопным ямбом, в кульминационных 14 и 15 стихах – 4 «р» и 4 «л», наконец, сам образ фонтана (водомета) встречается четырежды (включая название). Символика четверки обращает нас фундаментальным, всеохватным образам: 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца креста,4 стадии жизни человека и т. д. Четыре – символ целостности, организации, совершенства, целостности. Видимо, в этом нашли отражение философские и религиозные взгляды поэта-мыслителя, даже словом своим стремящегося к совершенствованию мира. 9) Образ лирического героя. В стихотворении встает образ лирического героя, безусловно, близкого автору. Это мыслитель, для которого высшая ценность – разум человека. Он восхищается величием мира, космоса, бога и скорбит о невозможности постижения человеком всех тайн бытия. При этом лейтмотивом стихотворения становится мысль о необходимости дерзать, постоянно рваться к небу, запредельному, тем самым неуклонно приближаться к истине. В этом нас убеждает исследование других аспектов поэтического текста. Идея стихотворения (вывод по итогам эвристической беседы). Резюме ученого совета.
3) Подведение итогов работы (слово учителя). В завершение разговора отмечаем то следующее:
Рефлексия. Продолжи начатое предложение (опорные слова записаны на доске).
Самооценка учащихся (запись в дневнике). 4) Домашнее задание Составь по итогам урока список вопросов, на которые ты хотел бы получить ответы. 5) Поощрение. В качестве награды за активную, плодотворную, творческую работу учащихся звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил Вас...». Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему. Краткий анализИстория создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков. Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы. Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу. Жанр – романтическая элегия. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”. Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”. История созданияСтихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлекся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”. Поэт создал его в 1836 году, так что этот стих еще достаточно “приземлен”. Однако его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. ТемаФедор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределенности в судьбе человека, невозможности ее преодолеть – это и есть основная его тема. Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями. КомпозицияПроизведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями. Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя. ЖанрЭто философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному. Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу. Родился великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, в дворянской семье. Произошло это пятого декабря. Семья Тютчевых жила в имении под названием Овстуг, которое располагалось в Брянском уезде на территории Орловской губернии.Первичное образование, как и было заведено в семьях дворян, ребёнок получил в домашних условиях. Наставником Федора был поэт, осуществляющий переводы мировых классиков, которого звали С. Е. Раич. Юношество будущего поэта прошло в большом городе, в Москве, так как он стал студентом университета. В 21-м году учебное заведение было окончено. Федору предложили работу в министерстве по иностранным делам. Именно поэтому ему пришлось покинуть родину. Федор уехал за границу, получив скромную должность в посольстве в Германии, а именно – в Мюнхене. Это были интересные годы в жизни молодого дипломата. Будучи светским человеком, Тютчев быстро влился в европейское общество, всегда мог поддержать беседу и очень нравился женщинам. Свои стихотворения Федор Иванович начал создавать еще в подростковом возрасте. В то время юноша относился к своей деятельности как к хобби. Многие биографы считают произведения «Фонтан» дебютным. Именно в это время тетрадь Федора Ивановича была отправлена из Германии прямо в руки Александру Сергеевичу Пушкину. Прочтение произведений Федора привело Пушкина в восторг и он сразу же дал указание на печать произведений в своем журнале, называемый «Современник». Своё полное имя начинающий поэт сократил до «Ф.Т.», поэтому читатели не сразу узнали имя и фамилию автора. Эта публикация сделала Федора Ивановича Тютчева профессиональным литератором, несмотря на то, что он до последних своих дней оставался на службе государству. В 58-м году девятнадцатого века его назначили председателем Комитета по иностранной цензуре. Этот пост был у него до самой смерти. Похороны великого поэта – Федора Тютчева – состоялись в 1873 году на территории Царского Села, а позже могила была перенесена в Петербург. Особенности творчества Федора Ивановича ТютчеваУ Тютчева много стихотворений, где воспета пейзажная лирика. Весь ранний период его творчества был переполнен стихами на тематику натуральной природы и взаимосвязи человека и окружающего мира. Произведения автора не всегда были категоричными, имело место быть философское направление. Федор Иванович существенно отличался от современников того времени, к примеру, Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Он создавал шедевры, которые не только отмечали красоту натуральной природы, но и давали логическое объяснение. Всё это говорит о том, что созданные молодым дипломатом произведения, которые он в период формирования публиковал в различных печатных изданиях под всяческими псевдонимами, носили скорее сдержанный характер. В стихотворениях Тютчева присутствует также доля определенной романтики. На это повлияли множественные знакомства автора с немецкими поэтами в первой половине девятнадцатого века. Именно их особенное творчество повлияло на формирование его жизненных принципов. Автор после такого общение стал относить себя, в большей степени, к представителям российского романтизма. Произведения Фёдора Ивановича в ранний период отличались определенной приземленностью. Множественные красивые эпитеты скрывали в себе глубокий смысл, имеющий философское направление. Автор показывает читателю и своеобразно проводит параллель, которая связывает человека и натуральную природу. Многие стихотворения приводят читателя к выводу, что все существующее в мире подчинено единому для всех закону. Эта мысль является основной в произведениях поэта. Ярким примером произведения с данным направлением является стихотворение, написанное в 1836 году, которое называется «Фонтан». Анализ произведения «Фонтан»В настоящее время весьма трудно сказать, как на самом деле и в какое именно время зародилось стихотворение. Никто не знает, при каких обстоятельствах оно было написано. Не исключен вариант, что Федор Иванович просто-напросто наблюдал за конструкцией (фонтаном) и пытался разгадать загадку его существования. Следует отметить, что именно по этой причине в первой части произведения имеется описание фонтана, которое окружено всяческими метафорами. Тютчев славится своими сравнениями, которые присутствуют в различных его стихотворениях. В шедевре «Фонтан» также имеется множество таких особенностей. К примеру, фонтан сравнивается с по-особенному живым облаком. Он создает клубы дыма, но в это время одновременно переливается на фоне солнечных лучей практически всеми цветами радуги. Автора интересует не сама красота конструкции, а сила, которая скрывается внутри фонтана, заставляющая струю воды подниматься ввысь. Федор Иванович высказывает свои предположения, с точки зрения классического простого обывателя. По его мнению, в фонтане происходит нечто необъяснимое, какая-то непонятная человеку сила способна как отправить, так и вернуть обратно струю воды. Особенно это видно в строках, где вода и сила сравниваются с огнецветной пылью. Смысловая нагрузка стихотворения «Фонтан»Произведение «Фонтан» скрывает особенный глубокий смысл. Неистощимый водомет сравнивается с жизнью простого человека, которая проходит так же, как мимолетно пролетает водная струя. Автор рассказывает, что земной путь людей представляет собой подъем по определенной, невидимой человеческому глазу, лестнице. Кому-то данный путь дается весьма сложно и достижения приходят медленно и не особенно уверенно. Иному же человеку все дается легко, восхождение сравнимо с определенной мощной струей вылетающей воды из фонтана, которая выходит под напором, олицетворяющим некую внутреннюю силу. В стихотворении «Фонтан» Федор Иванович обращается к своему вымышленному собеседнику. Он говорит, что не стоит жадно рваться к небу, ведь в определенный жизненный момент силы человека могут угаснуть и иссякнут. А жизненные основы могут практически полностью повернуться вспять. Это подчеркивается выражением в произведении, когда незримый упорный луч преломляется и свергается с высоты. Создается впечатление, что автор составляет своеобразный отчет, и указывает, что все люди рано или поздно проходят через определенный жизненный рубеж. Тютчев отмечает, что сходство человека с фонтаном неоспоримо. Сделанные поэтом выводы своеобразным образом убеждают в том самого творца. Как всё живое, так и неживое в мире подчинено одной определенной силе, которая способна на высоком уровне управлять всем на свете. Человеку остается только подчиниться таким явлениям, ведь в мире все давно за него решено. Люди могут лишь попробовать достичь определенных высот. Федор Иванович Тютчев всяческими способами и выражениями говорит, что в определенный момент все же наступит время, когда восхождение заменится резким падением. Он отмечает, чем больше стремительности будет отслеживаться во время подъема, тем быстрее человек упадет, как и брызги с фонтана падают вниз, на землю. Анализ стихотворения Ф.И Тютчева "Фонтан"
|
Читайте: |
---|
Новое
- Вероломное нападение германии на ссср
- Ключевые компетенции и их оценка
- Брилев Сергей: биография и семья Обычный человек Сергей Брилев: семья, жена
- Как попасть в «Квартирный вопрос» или «Школу ремонта» и сделать бесплатный ремонт Нтв ремонт на даче
- Парадоксы аджимушкайской трагедии
- Сергей михеев, биография, новости, фото Сергей михеев политолог написать письмо
- Все, что нужно знать о бактериях
- Пример заполнения раздела 1 формы 6 ндфл
- Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения
- Как правильно выбрать флюс