Главная - Инструменты
Автор теории инстинктов социального поведения. Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)

Одной из первых самостоятельных концепций в С.п., является теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла. Работа Макдугалла "Введения в С.п." вышла в 1908г., и считается годом окончательного утверждения С.п. в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения призаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление,желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдаугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собствености; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инситнкт и чувство принадлежности. Из инсинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Роль этой теории в истори науки оказалась весьма отрицательной: интерпритация социального поведения с точки зрениянекоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Социально-психологические взгляды Г.Лебона. Номиналистическая социология Г.Тарда и эволюционная социология Э.Дюркгейма.Теория подражания и массовая коммуникация. Значимость психоаналитических идей для развития С.п.(см. лекции по социальной психологии)

Экспериментальный этап разития С.п. (В.Меде, Ф.Олпорта).

Начало 20 в. считается началом превращения С.п. в экспериментальную науку. Офицальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Меде и в США Ф.Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения С.п. в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее вариенте С.п. получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило моциальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-психологической тематике. Критикуется концепция Макдугалла. С.п. стала опираться на идеи психоанализа, бихевиоризма и гешталь-теории. Объектом исследования в основном является малая группа. В рамках этого периода С.п. набрала силу как научная дисциплина, было множество исследований малых групп. С другой стороны, увлечение малыми групами привело к тому, что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов их психологической строны оказалась практически исключенной из анализа. В начале50-х гг. 20 в. резко стали возрастать критические тенденции в С.п. Оживляется интерес к теоретическому знанию.



Социометрическое направление Дж. Морено. Интеракционизм. (см. лекции по социальной психологии)

Раздел 4. Тема 1 СП.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп. Соотношение психологических характеристик большой социальной группы и отдельной личности, входящей в неё. Социально-психологические признаки классов, их национальные признаки.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2015

    Современные идеи равенства и психологические основы истории. Психологические свойства рас. Как психологические черты рас обнаруживаются в различных элементах их цивилизаций. Как изменяются психологические черты рас. Разложение характера рас.

    книга , добавлен 24.09.2003

    Античная психология в период эллинизма. Появление наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля. Проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Научные интересы философа и психолога Эпикура.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Психологические составляющие политического поведения индивида. Формы проявления инстинктов в политике. Компетентность в политическом поведении. Массовая психология политического поведения. Основные элементы структуры массового политического сознания.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Психология как наука о человеке. Методы психологии и их применение. Методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных. Общие проблемы изучения девиантного поведения. Психологические аспекты суицидального поведения.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2015

    Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте. Стереотипы и предрассудки. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Теоретические аспекты детско-родительских отношений.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2009

    Предмет и задачи социальной психологии, история её развития, методы и методология. Психология общения, межличностных и межгрупповых отношений. Социально-психологические аспекты личности, больших и малых групп, массовидных явлений, конфликтных ситуаций.

    Уильям Мак-Дауголл (1871-1938) – автор теории инстинктов, американский психолог (англичанин по происхождению). В 1908 г. вышла его книга “Введение в социальную психологию”.

    Инстинкт – наследуемая или врожденная предрасположенность, определяющая у ее обладателя способы воспитать и обращать внимание на определенный класс объектов, эмоционально возбуждаться на конкретные качества этих объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по крайней мере, испытывать побуждение к таким действиям.

    Функции инстинктов:

    Побуждение,

    Управление активностью.

    Мак-Дауголл попытался свести все поведение к мотивационным факторам. Любое поведение человека является целенаправленным и ориентировано на достижение намеченного целевого состояния.

    Инстинкт включает в себя 3 компонента:

      Когнитивный компонент предрасположенность к селективному восприятию окружающего мира в зависимости от специфических состояний организма (голодное животное замечает только пищу).

      Эмоциональный компонент ядро инстинкта – специфическое, свойственное только данному субъекту эмоциональное состояние, сопровождающее каждый инстинкт.

      Моторный компонент активность инструментального типа, т.е. в способах достижения поставленной цели.

    Со временем Мак-Дауголл заменил понятие инстинкта понятием склонность.

    Склонность это 1) диспозиция (предрасположенность); будучи актуализированной диспозиция порождает 2) активную тенденцию, стремление, импульс, влечение к некоторой цели; эта тенденция есть желание.

    Психоаналитическая теория зигмунда фрейда

    Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех живых существ лежит динамика влечений.

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа. В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.

    Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная. От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:

    1. Гедонистический – всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение - неудовлетворения.

    2. Гомеостатический - равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).

    Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения. Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:

      НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует

      ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения

      ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели

      ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.

    Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.

    Сущность социального поведения

    Социальное поведение человека выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.

    Определение 1

    Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

    Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.

    Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.

    Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

    Развитие поведения в социуме

    Социальное поведения играет в жизни человека очень важную роль. Отсюда и важность для социологической науки не только изучение данного понятия, но и детальный анализ его развития.

    Замечание 1

    Социальное поведение является очень многоаспектным, и включает в себя не только социальные взаимодействия людей между собой, но и взаимодействие человека со всем обширным миром вещей, которые имеют для него свое уникальное значение на каждом этапе развития и социализации.

    Развития социального поведения личности или отдельной, более широкой социальной группы напрямую зависит от различных биологических и психологических процессов в организме человека. К таким процессам относится:

    • половое созревание,
    • уровень и развитие восприятия, осознания, понимания окружающего мира и его процессов,
    • развитие памяти и способности к обучению.

    Как только у человека формируется собственное мировоззрение, взгляд на вещи и события, интерпретация конкретных понятий, то и осознаются мотивы социального поведения, появляются четко очерченные цели, оценка собственных интеллектуальных, физических и психологических особенностей и возможностей. В этом и состоит суть развития социального поведения – наличие осознанности самого себя и своего места в окружающем мире. Формируется социальное поведение в зависимости от многообразия своих видов, которые мы раскроем в следующем разделе.

    Теории социального поведения и его развития

    Поскольку социальное поведение является объектом исследований ряда социологов и психологов, то стоит отметить и наличие достаточно большого количества теорий, которые раскрывают сущность социального поведения, особенности его развития и разновидностей.

    Одна из наиболее ранних и изученных теория социального поведения является теория развития индивидуальности Б.Г. Ананьева («Организм. Индивид. Личность. Индивидуальность»). Он рассматривает ряд признаков, которые представляют собой отличия между высшими животными и человеком. К ним относятся следующие признаки, которые влияют на социальное поведение:

    1. Анатомо-морфологические различия;
    2. Различия в организации психики;
    3. Развития во взаимодействии с миром (как субъектов).

    Развитие индивидуальности личности происходит исходя из особенностей его индивидных свойств (психологических, физиологических, интеллектуальных). Вся совокупность этих свойств оказывает влияние на формирование социального поведения и представление себя как части этого мира.

    Следующая теория – это диспозиция. Она больше затрагивает основу нормы права, именно по этой причине диспозицию называют частью нормы, которая содержит в себе всю совокупность правил поведения, которым должны соответствовать и следовать все возможные субъекты права. Нормы права предусмотрена в зависимости от Конституции, законодательных документов и актов.

    Ситуативная теория Т. Хилтона, которая определяет не только социальное поведение личности, но и природу его лидерства. Таким образом, природа лидерства проистекает из основных и выдающихся качеств человека, которые присущи также лидерам: коммуникабельность, ответственность, самоуверенность, вера в командный дух, желание совершать поступки во благо общественности, а не только с учетом собственных интересов и потребностей.

    Но социальное поведение рассматривается исследователями не только в рамках нормы, но и в рамках асоциального (девиантного) поведения. Сюда входит бихевиоральный подход к определению (детерминации) девиантного поведения личности и социальной группы. Эта теория в течение нескольких лет рассматривалась как результат научения, а ее основателями являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон и Б. Скиннер. Ключевая идея – социальное и асоциальное поведение личности и социальной группы направлено на то, чтобы приспособиться к окружающей среде, адаптироваться к ее постоянным динамичным изменениям. В таком случае в человеке проявляются все его качества, а также способы поведения, которыми он пользуется для достижения поставленных целей.

    Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.

    МакДугл. Введение в СП.

    • - Любым соц. поведеним людей управляют врожденные инстинкты.
    • - Сущ. принцип целесообразности, кот подчинено соц. поведение чела. Вся жизнь это стремление к цели. Все стремится к цели. Цели порождены инстинктами. Движ. к цели управляется эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн. инстинктов соотв. набор эмоций (инстинкту борьбы соотв. гнев и страх; бегства – ч-во самосохранения; воспроизведения рода – женская робость и ревность)

    Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)

    Ценностные ориентации . Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

    Соц. установки – Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

 


Читайте:



Polaroid: история бренда

Polaroid: история бренда

Говорят, за 50 лет существования Polaroid этими фотоаппаратами было сделано около пяти миллиардов моментальных снимков. На каждом из них отображены...

Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия

Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого....

Диетические салаты: рецепты для похудения

Диетические салаты: рецепты для похудения

Низкокалорийные салаты - это настоящие открытие для тех, кто хочет похудеть, но при этом не может отказать себе во вкусной еде. Действительно,...

Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова

Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу...

feed-image RSS