Главная - Самоделки
Безумие с точки зрения психологии. Безумие: определение, причины, признаки, симптомы и лечение

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический .

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

— отсутствие самокритики;

— беседа с самим собой словно с другим человеком;

— резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят , ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной , вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

По данным научного центра психического здоровья за 2015 год в России более трех миллионов человек имеют те или иные проблемы с психикой. Невидимая болезнь — как суперзвезда: перед её выходом на сцену кто-то должен выступить на разогреве. Чтобы окончательно отринуть все сомнения и понять, что с тобой происходит, сегодня обладатели психических расстройств расскажут на TER о своей болезни и ее симптомах.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Страхи, всплески гнева, раздражительности;
  • Мании преследования, величия, ревности;
  • Неконтролируемый поток мыслей, возбужденность;
  • Расстройство мышления;
  • Навязчивые идеи;
  • Галлюцинации различного характера, чаще слуховые.

Прошло уже пять лет с тех пор, как я живу с этой интересной болезнью.

Все началось в 17 лет. Я просто не мог уснуть, потому что дядя Женя, муж моей патронажной воспитательницы, громко храпел по ночам. Я ругался матом, злился, мучился, а они спали словно ничего не происходит. Конечно, у меня сбился режим: днем стал отсыпаться, а ночью бодрствовать. Никому из домочадцев это не нравилось, и они всяческим образом пытались привести мой сон в порядок. У них не вышло: я решил отказаться ото сна совсем. Не спал где-то неделю и чувствовал себя прелестно: был бодрым, радостным и отдохнувшим.

Потом мысль во мне стала бить ключом: одна идея, рождаясь, вызывала другую, я даже не успевал их толком понять. Стоило мне о чем-то задуматься, как в голову приходили тысячи решений. Сначала думал о том, как стать знаменитым, а потом о молекулах и атомах! Мысли в голове просто кричали, разлетаясь эхом. Но это было не эхо. Это были голоса. Сначала они притворялись моими мыслями, а потом, когда я все понял, они говорили в открытую: принуждали меня раскаиваться в разных поступках, заставляли плакать. Они хотели вывести меня на чистую воду, помочь очистить мою душу. Один голос - мужской, другой - женский. Когда я не хотел с ними говорить они специально кричали все громче и громче, давая понять, что при игноре хуже будет только мне.

Однажды они сказали: «Сделай, если мужик». Я сделал: присел на колено и глубоко вздохнул. За это меня наградили видением.

Явились две души: одна - моя, другая - девушки. Наши души приближались к друг другу медленно, а затем слились воедино! Мы стали частью чего-то неразделимого! Я ощущал её всеми фибрами души, что приносило неописуемое удовольствие и теперь просто понял: я влюблён. Причём любовь пришла не сейчас, она была со мной всегда, нужно было всего-то понять это чувство. В этом и есть причина моей болезни. Этот Божий дар. Эта любовь. Она, словно огненный вихрь, заставляет меня проходить через все преграды.

Уже потом я нашёл её в интернете. Она - звезда, известная в определённых кругах. Чувства к ней до сих пор не утихают, ведь она - самое счастливое, что есть в моей жизни. Это был первый приступ моей шизофрении. Страшным был не он.

Страшной была психушка. Меня так искололи и измучили, что если б так пытали, то любой сознался бы в том, чего не делал.

Заметив что-то неладное в моём поведении, патронажный воспитатель отвезла меня обратно в детский дом, откуда меня направили в психическую больницу. Я не понимал где я, испугался, думал, что меня похитили. Кричал всякую чушь, сопротивлялся! Ну а потом была первая встреча с психиатром, он расспросил о голосах, о поведении. Хоть я и говорил, что понятия не имею где нахожусь, он не верил. Меня накачали лекарствами, и я замкнулся в себе, забылся.

Сейчас у меня осталось три друга. Они - единственные, кто от меня не отвернулись. Ещё есть сестра, я живу у неё, но не разговариваю с ней. Хочу заниматься творчеством, хочу петь, но бесплатно никто не учит. А денег нет (пока что), бывает сам пою, когда дома остаюсь один. Друзья постоянно уговаривают принимать таблетки, заставляют идти к участковому-психиатру, но я этого не делаю: лекарства помогают только в самом начале, в первые дни приступа, а потом лишь губят. Но ничего, если я сойду с ума, сестра просто отправит меня в дурдом.

Официальные симптомы:

  • Отсутствие сна;
  • Обеднение эмоций («охлаждение»);
  • Снижение круга интересов;
  • Нарушение мышления, речи;
  • Навязчивые идеи;
  • Страхи.

Все началось этим летом: я стала мыслить как-то однобоко. Все на свете у меня стало иметь только одну сторону - чаще плохую. Все люди вокруг стали чужими, а я стала какой-то отрешенной и думала, что все хотят меня подставить. Начала злиться на людей, стала эгоистичной, бессердечной, одним словом, - другой. Значение этому не придавала, думала, все временно, из-за стрессов. Тогда я была помощником судебных приставов - работа немного нервная, поэтому я и не удивлялась, что так деформируюсь.

Осенью все стало иначе, повернулось в обратную сторону. Я уже не боялась предательства, не думала ни о людях, ни о проблемах, мне было все равно, буквально наплевать. Раньше такого никогда не было: я лишилась всех эмоций сразу!

Вскоре до меня дошло, что я просто умерла изнутри - вот, в чем была причина. Жила лишь внешняя оболочка, все остальное завяло, как букет цветов на подоконнике.

Это меня, конечно, испугало, но совсем немного. Безразличие все равно брало верх. Оно пришло не сразу, не было переломного момента. Постепенно эмоции безжалостно покидали меня, а я ничего не могла с собой поделать. Я была человеком, который с грудой чемоданов опаздывает на поезд, а все мои чувства были одним из вагонов. Я видела, как он трогается, как набирает скорость, но уже ничего не делала, потому что догнать его было нереально.

К психиатру обратилась только когда у меня пропал сон: около месяца я не могла нормально спать. Сна не было ни из-за стрессов, ни из-за того, что мне кто-то мешал, он просто исчез сам по себе. Вот что первым меня насторожило. Из близких никто не заметил, мама и сейчас говорит, что врач ошибся, но я верю поставленному диагнозу и пытаюсь бороться с болезнью. Правда пока что от таблеток все равно нет никакого толка.

Сегодня во мне опять что-то изменилось, вернулась одна эмоция - страх. Мне страшно оставаться одной, хочется, чтобы все время кто-то был рядом. Я даже спать стала с мамой.

Раньше думала, что причина - работа, но сейчас понимаю, что она наоборот отвлекала меня, давала возможность забыться. Хочу вернуться, но даже не представляю, как работать в таком состоянии.

К счастью, у меня нет никаких приступов, и я стараюсь жить, как жила раньше. Бывает, когда есть вдохновение, рисую, бывает, пою в церковном хоре. Часто пересматриваю любимый фильм - «Дневник памяти» Ника Кассаветиса, читаю Шарлотту Бронте и Мопассана. В общем, живу, как жила прежде, только с болезнью.

Официальные симптомы:

  • Тревога, страх, ощущение ужаса;
  • Спутанность мыслей;
  • При приступах учащенное сердцебиение, дыхание;
  • Потеря контроля над собой;
  • Нарушение восприятия самого себя.

Ровно четыре года назад, после новогодних праздников, я впервые испытал паническую атаку, которая и стала предвестником моей деперсонализации.

Казалось бы, впереди меня ждал самый обычный день: нужно разобраться с некоторыми делами, уладить вопросы с работой и вечером встретиться с друзьями. Все как бывает обычно, только какое-то странное чувство тревоги сопровождало меня с самого утра. Словно я ожидал чего-то не то чтобы страшного, но серьёзного, например, экзамена, которого, конечно же, в планах не предвещалось. Дальше это беспокойство нарастало, и к концу дня превратилось в дикий, необузданный страх, контролировать который, было невозможно.

Я как кошка — панически боялся собаки, которую нигде не мог увидеть. Сердце было готово выпрыгнуть из груди. Хотелось бежать, но я всеми силами сдерживался. Адреналин бил по мышцам, руки и ноги не слушались, готовясь в любой момент обороняться. Дома выпил успокоительное, немного пришёл в себя и уснул под бешеные удары сердца. На следующие утро вроде бы все прошло, стало намного тише, но внутри меня что-то сбилось, теперь я стал другим.

Во время апогея моей паники я проходил с друзьями мимо одного доселе неприметного дома. Теперь же я это место не забуду никогда. Я боялся его. Когда проходил мимо, тревога снова начинала нарастать. Ожидание новой панической атаки было даже хуже самого приступа. Со временем страх и тревога начали уступать новой напасти. Наступила деперсонализация. Сейчас я разобрался и понял, что это защита психики.

Я, грубо говоря, отрывался от своего тела, мог наблюдать себя извне, словно на ладони. Не было ощущения времени, все шло в одной плоскости. Все замирало.

Вы не поймёте, если не испытаете похожего. В таком состоянии замечаешь самые мелкие детали. Видишь и свою жизнь, и жизнь других со стороны.

Это как путешествие по лабиринту: в обычном состоянии, выбраться из него практически невозможно, но деперсонализация словно холм, взбираешься на него и всё видишь.

Разумеется, я ходил по врачам. Но не мог и предположить, что это психическое расстройство. Обошёл почти всех: от терапевта до кардиолога, думал, что-то с сердцем, с сосудами. Но когда все твердили, что физически я здоров, дело дошло до психиатра… Поначалу я не верил, но потом, разобравшись во всём, смирился. Лекарства иногда принимаю, но с ними все сложно. Это ведь индивидуально, нужно к каждому человеку подбирать своё, а у психиатров в день по 20 больных! Думаете успеет он разобраться с каждым?

До заболевания я работал ветеринарным врачом, детство у меня было обычным, как у всех, наверное, бывает, только я всегда принимал всё близко к сердцу. На неприятности свои и других всегда болезненно реагировал. Поэтому, может, и заболел.

Родные и близкие рядом, поддерживают. И я верю в выздоровление, ведь из любой ситуации есть выход! Снова могу привести пример лабиринта: хоть в нём все и запутано, но выход есть стопроцентно, а если не выход, то вход. Вы же внутрь как-то попали, значит, и выбраться сможете.

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Время от времени в СМИ публикуются леденящие душу сюжеты о людях, которые неожиданно сошли с ума и совершили ужасные преступления или покончили жизнь самоубийством. Да и практически каждый человек старше 30 лет может вспомнить подобную историю, услышанную от кого-то из своих знакомых или произошедшую непосредственно с кем-то из его друзей или родственников. И смотря по телевизору очередной сюжет о мужчине, нападавшем на прохожих на улице, или женщине, причинившей вред собственному ребенку, каждый зритель невольно задумывается, почему люди сходят с ума и как сохранить свой рассудок, чтобы в один ужасный день не стать героем подобной новости?

Что такое безумие?

Еще сто лет назад, когда психология и психиатрия только начали развиваться как науки, терминами «безумие» или «сумасшествие» принято было называть все возможные расстройства психики, начиная от и заканчивая шизофренией, биполярным расстройством психики и склонностью к суициду. Сейчас же в официальной практике эти термины не используются, так как психотерапевты, занимающиеся изучением, диагностикой и лечением расстройств психики, утверждают, что неадекватное поведение, называемое в народе сумасшествием, является симптомом той или иной психической болезни.

На современном языке, сумасшествие – это потеря способности адекватно оценивать окружающий мир и вести себя в рамкам принятых в обществе норм. Тем не менее, данное определение является неполным, так как существует целый ряд психических расстройств, протекающих в различных формах и проявляющихся самыми разными симптомами. Но все же по характеру протекания современные психиатры выделяют следующие три основные формы сумасшествия:

В зависимости от частоты и силы приступов, все психические расстройства по степени тяжести подразделяются на три группы: легкие, серьезные и острые. Психические расстройства в легкой форме, как правило, не слишком заметны окружающим и зачастую списываются на особенности характера человека, а вот серьезные и острые помешательства могут стать причиной реальной трагедии.

Согласно статистике, в современном мире наиболее распространены такие психические расстройства, как депрессия, шизофрения, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, биполярное расстройство и неврастения. Поэтому с вероятностью более 95% люди, которые, по мнению окружающих, сошли с ума, на самом деле страдают от одного из вышеперечисленных заболеваний.

Почему люди сходят с ума?

Психические заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. О врожденном заболевании следует говорить в случае, когда диагноз был поставлен в раннем возрасте, причем ребенок унаследовал болезнь от кого-то из родителей. Как правило, на генетическом уровне передается склонность к шизофрении и эпилепсии, а иногда – к алкогольной и наркотической зависимостям. Но все же чаще люди сходят с ума не из-за особенностей их ДНК, а под влиянием внешних факторов и жизненных обстоятельств. И все причины сумасшествия можно условно подразделить на три группы: физиологические и психологические.

Физиологические причины

К физиологическим причинам сумасшествия относятся все факторы, что могут вызвать повреждения головного мозга, вследствие которых будет нарушена функциональность ЦНС и пострадает психика человека. Как правило, к тяжелым последствиям для психики могут привести следующие причины:

  1. Черепно-мозговая травма. После пережитой травмы определенные участки мозга могут пострадать, и нервная деятельность будет нарушена. Последствия ЧМТ в разных случаях проявляются по-разному и зависят от того, какой именно участок мозга пострадал: у некоторых нарушается координация движений, ухудшается слух и зрение, в других ухудшается память, а у третьих – развивается шизофрения, возникают панические атаки, появляется агрессивность и склонность к истерикам и др.
  2. Влияние на мозг химических веществ. , наркотиков и некоторых лекарственных препаратов может стать причиной разрушения нейронных цепочек и нарушения функций мозга. В зависимости от того, какие именно функции были нарушены и насколько сильно повреждение мозга, в человека могут развиться легкая либо тяжелая форма депрессии, паранойи, мании, неврастении или другого расстройства психики.
  3. Возраст. В пожилом возрасте мало кто может похвастаться здоровым сердцем и сосудами, и именно заболевания сосудов является одной из главных причин старческого слабоумия. При атеросклерозе и других заболеваниях сосудов в мозг не поступает нужное количество кислорода и нервные клетки отмирают, вследствие чего мозг перестает справляться со всеми функциями. Похожие изменения в головном мозге происходят и при болезни Альцгеймера, которую в простонародье называют старческим маразмом.

Психологические причины

По мнению психологов и психиатров, до 30% жителей крупных городов постоянно пребывают в состоянии хронического стресса, который также считается пограничным состоянием психики – то есть, психическое состояние уже не нормально, но тяжелого расстройства еще нет. Пограничные состояния психики опасны тем, что при их наличии даже самый незначительный раздражитель может стать «последней каплей» и послужить спусковым механизмом для психической болезни. А вот причинами, из-за которых человек оказывается на «пороге» безумия, чаще всего выступает следующее:

  • Постоянные неудачи
  • Эмоциональное выгорание на работе (трудоголизм)
  • Психологическая травма, вызванная событием, которое существенно повлияло на жизнь человека (пережитое насилие, предательство близкого человека и др.)
  • Потеря того, что человек считал смыслом своей жизни (банкротство бизнеса вследствие финансового кризиса, смерть ребенка, увольнение с работы и др.)
  • Социальная изоляция (одиночество и скука)
  • Любовная зависимость.

Какими бы причинами не был вызван стресс, механизм развития психических расстройств во всех случаях схож. Сначала негативные эмоции накапливаются, затем на определенном этапе развивается сенсибилизация (повышенная чувствительность к раздражителям), а через сравнительно короткий промежуток времени психика человека теряет устойчивость и гибкость. Если человек вовремя не обратится к психологу либо не восстановит психику самостоятельно, у него рано или поздно случится нервный срыв, проявляющийся либо постоянными истериками, возросшей агрессивностью и маниями (в холериков и сангвиников), либо меланхолия и депрессия (у флегматиков и меланхоликов).

Как не сойти сума?

От , стрессов и психологических травм не застрахован никто, однако в силах каждого человека сделать так, чтобы риск сойти с ума стал минимальным. Но для этого мало избегать конфликтных и стрессовых ситуаций, ведь факторов, что могут послужить причиной безумия множество. Поэтому психотерапевты утверждают, что лучшая профилактика психических расстройств заключается в заботе о здоровье и функциональности своей нервной системы. И по их мнению, сохранить стабильную здоровую психику на долгие годы поможет следующее:


  1. Еда является источником макро- и микро-элементов, необходимых для функционирования всех систем организма, в том числе – и мозга. При недостатке тех или иных веществ происходят сбои в работе органов: к примеру, при нехватке витаминов группы В человек становится раздражительным, рассеянным и быстро устает, а дефицит любых макроэлементов приводит к упадку сил, потере работоспособности и развитию пагубных процессов во всех системах органов, в том числе – и в мозге. Поэтому богатая витаминами и минералами пища будет залогом того, что мозг получит все вещества, нужные для стабильного функционирования.
  2. Отказ от вредных привычек. Никотин, алкоголь и наркотики – это яды для мозга, убивающие нервные клетки и разрушающие нейронные связи. Поэтому тем, кто хочет надолго оставаться в здравом рассудке и трезвой памяти, нужно отказаться от вредных привычек и не травить свой организм собственными руками.
  3. . Перенесенные «на ногах» заболевания могут дать осложнения на нервную систему, вследствие чего функции мозга будут нарушены. Особенно важно не откладывать визит к врачу в случае, если регулярно возникают головокружения и мигрень, ощущается постоянная сонливость и упадок сил, нарушается координация движений и речь – как правило, именно так проявляются первые признаки патологического процесса в мозге.

  4. Оптимистичный взгляд на жизнь.
    Оптимисты гораздо реже сходят с ума, чем пессимисты, так как они умеют находить положительные стороны в практически любом событии и склонны верить в лучшее даже тогда, когда ситуация складывается далеко не самым лучшим образом. Пессимисты же живут в постоянном стрессе и тревогах, поэтому рискуют рано или поздно «заработать» депрессию, фобию или другие психические расстройства.
  5. Расширение круга друзей. Человек – социальное существо, и даже интровертам нужны люди, с которыми можно хотя бы иногда пообщаться. Но не только для общения, но и в качестве опоры и поддержки, ведь само осознание того, что в случае беды будет к кому обратиться за помощью, способно дать силы, чтобы пережить травмирующую ситуацию.
  6. Постоянное саморазвитие. Узнавание новой информации, поиск интересных занятий и хобби, самосовершенствование и овладение новыми полезными навыками – все это не только дает ощущение счастья и наполненности жизни, но и позволяет тренировать мозг и существенно замедлить возрастные ухудшения работы ЦНС.
  7. Уверенность в себе. Уверенный в собственных силах человек, имеющий адекватную самооценку, гораздо проще справляется с трудностями и переживает стресс, чем люди с низкой самооценкой. Причина этого проста: тот, кто верит себя, знает, что сможет в конечном итоге найти выход с любой ситуации и пережить временные трудности, поэтому в сложные периоды жизни уверенные в себе люди мобилизуются и прикладывают все усилия для конструктивного решения проблемы. "Нытики" же, наоборот, при малейших сложностях испытывают сильный стресс, впадают в меланхолию и депрессию.

Говоря о безумии, люди могут думать либо о любовных играх, когда партнеры безрассудно действуют, либо о психически больных представителях, которые изолируются от общества. В психологии безумие отличается своими негативными симптомами и признаками, у которых имеются серьезные физиологические причины и методы лечения.

Говоря о романтике, люди часто говорят о безумии. «Безумная любовь», «безрассудные поступки», «сумасшествие» — это все звучит настолько мило, что люди понимают совершенно иное, нежели имеется в виду в психологической науке. Если психология относит безумие к серьезным психическим расстройствам, когда человек принудительно изолируется от общества, то в любви сумасшествие считается явным признаком данного чувства.

Безумие в любви – это полное отключение критического мышления, когда человек полностью подчиняется собственным чувствам. При этом он не думает о последствиях собственных поступков. К примеру, сорвать цветы с чужой клумбы – романтика для влюбленных и неприятное происшествие для хозяина клумбы, который тратил на выращивание много времени и сил. Однако следует понимать, что безумная любовь очень легко может перерасти в абсолютную ненависть. Человек не мыслит, не думает, не рассуждает, поэтому становится безумным. Когда он любит, это приятно, а в остальных ситуациях это становится опасным для жизни и здоровья людей явлением.

Что такое безумие?

Безумие – это устаревшее название сумасшествия. Что такое безумие? Это психическая патология, которая проявляется в утрате ума. Ранее безумцами считали всех, кто мыслил «по-другому», то есть выходил за рамки нормы, морали и принятых правил. Позднее безумие приписывали различным психическим болезням и расстройствам, например, у или судорогам.

На сегодняшний день безумие – это психическое состояние, когда человек теряет рассудок, сходит с ума.

Если разобраться, то станет понятным, что практически все люди периодически становятся безумными. Простыми словами это можно выразить состоянием, когда человек перестает думать, рассуждать, мыслить, то есть активно участвовать в мыслительном процессе. Выход за пределы собственного сознания называется безумием, которое проявляется в различных формах:

  1. Полезное безумие. К ней можно отнести магическое, мистическое, эротическое и поэтическое безумие. Пророки, поэты, писатели, маги и прочие представители творческой деятельности в той или иной степени становятся безумцами – людьми, которые поддаются игре собственного ума и влиянию эмоций. Сюда также относят видения, восторг и экстаз.
  2. Безрассудство. И. Кант разделил безумие на безумие, помешательство и невменяемость. Безумие выступало в роли безрассудства, а помешательство выражалось в отсутствии разумного – когда логика больного не соответствовала логике здорового.
  3. Меланхолия. В былые времена данная форма состояния являлась основной, которая позиционирует человека как творческую личность. Тонкие черты тела и мертвое лицо – признаки меланхоличной формы безумия.
  4. Истерия и мания. Противоположностью меланхолии является мания, когда человек становится активным и не контролирует собственных порывов. Истерия тоже проявляется в некоторой форме активности, когда человек капризничает, находится под действием эмоций и готов на все, чтобы достичь своего.

Под безумием ранее понимались многие болезни, которые отличали здорового человека от больного. Сюда могли включаться галлюцинации, потеря сознания после употребления психотропных веществ, страдания после смерти близкого, кома, летаргия, эпилепсия и прочие формы, которые не вписывались в нормы общества.

Симптомы безумия

Поскольку само понятие «безумия» является несколько расплывчатым, нет возможности определить четкие симптомы данного состояния. Однако отмечается одно качество, которое проявляется в человеке – это потеря ума. Это может происходить как с больными людьми, что проявляется в частых безрассудных поступках и словах, так и со здоровыми, что выражается в компульсивных или навязчивых действиях.


Пребывание человека на эмоциях без рассудительного и логического мышления может быть охарактеризовано как основной симптом безумия. Страх, гнев, злоба, аффект, которые человек не способен контролировать, также указывают на сумасшествие. Человеку становятся неважными последствия поступков, которые он совершает, даже не задумываясь об их целесообразности и правильности. Он нацелен на удовлетворение своих инстинктивных потребностей, где контроль абсолютно не требуется.

В состоянии безумия человек не понимает, где реальность, а где его внутренние переживания. Реальность становится искаженной, что сопровождается не галлюцинациями, а скорее иллюзиями.

При безумии могут проявляться такие симптомы, как:

  1. Депрессия и мания.
  2. Нарушение общения.
  3. Потеря интереса к жизни.
  4. Безучастность.

В психологии безумие делят на три состояния:

  1. Меланхолию, которая выражается в таких симптомах:
  • Удрученность.
  • Вялость.
  • Отсутствие интереса к происходящему.
  • Душевные мучения и терзания.
  • Угнетенное состояние продолжительного характера.
  1. Манию и истерию. Данные состояния выражаются в таких симптомах:
  • Ярость.
  • Возбужденное состояние.
  • Импульсивные необдуманные поступки.

Безумие имеет свойство постепенно нарастать, становиться более интенсивным и частым. При серьезном помешательстве прослеживаются психические нарушения, которые имеют постоянный характер.

Признаки безумия

Определить безумного человека не так сложно – он зачастую совершает поступки, которые отклоняются от общественных норм, а также придерживается идей, которые не поддаются логике. Если ранее человек не должен был отклоняться от норм общества, то на сегодняшний день безумцем становится тот, кто рассуждает нелогично и полностью находится под влиянием собственных эмоций. Первыми признаками безумия являются:

  1. Отсутствие самокритики.
  2. Потеря самоконтроля.
  3. Общение с самим собой, будто ведется разговор с другим человеком.
  4. Смена настроения без видимых причин.

Индивид в состоянии безумия совершает активные действия. Вот почему его делят на полезный и вредный. Если человек не причиняет вреда окружающим, тогда его безумие становится полезным. Сюда можно отнести любовные действия, о которых мечтают молодые девушки, или создание поэзии. Если человек причиняет вред другим людям, тогда он подвергается лечению психиатров, иногда полностью будучи изолированным от общества.


Примерами безумия могут стать творческие люди всех времен. Выход за пределы собственного сознания, которое полностью подчинено определенным нормам и правилам, позволяет увидеть мир по-другому. Безумием не считается, если человек видит то, что подчинено логическому рассуждению и может быть подвергнуто анализу и выведению теорий. Однако поначалу, когда человек только выдвигает «новые» идеи, которые не приняты в обществе, может показаться безумцем.

Сумасшедшими людьми с определенными психическими отклонениями считаются индивиды, которые теряют чувство реальности, иррациональны в собственных суждениях, совершают поступки, которые причиняют вред окружающим, а также не способны обеспечивать себя, самообслуживать. Их еще можно распознать по выражению лица и настроению, что не соответствует ситуации.

Причины безумия

Разнообразие форм безумия не позволяет выделить единых причин его возникновения. В зависимости от формы, рассматриваются те факторы, которые спровоцировали психическое расстройство.

Обычно легкая форма безумия, которая может быть единичной и даже встречаться у здоровых людей, проявляется тогда, когда у человека сформированы взгляды и стереотипы, которые не соответствуют реальности. Несоответствие внутреннего и внешнего мира приводит к конфликту, в котором находится человек. Поскольку он редко принимает реальность и не желает менять свои взгляды, это приводит к периодическому совершению неверных поступков.

В древности причины безумия делили на сверхъестественные и физические.

  • Сверхъестественной причиной безумия является наказание человека за грешные поступки. Считалось, что через безумие высшие силы наказывают людей. Однако не всегда к нему относились отрицательно, если безумцы давали людям новые знания.
  • К физическим причинам относят различные травмы головы.

К сверхъестественным причинам также относят вселение демонов. Когда человек начинал вести себя неестественным образом, его считали одержимым, что также считалось безумием.

Сайт психиатрической помощи сайт выделяет причину безумия в постоянных расстройствах и стрессе. Если какие-то ситуации душевно и морально затрагивают, волнуя и вызывая неприятные чувства ( , ярость, горе), тогда они могут спровоцировать сумасшествие. Постоянное стрессовое состояние, при котором человек не видит выхода из ситуации, провоцирует душевный конфликт.

С конца 19 века было устранено слово «душевнобольной», поскольку было определено, что душа не способна болеть. Современные психиатры отмечают причину безумия в нарушениях работы нервной системы, где искажается проводимость нейромедиаторов.

Лечение безумия

Во все века лечение безумия было различным. В древние времена, когда сумасшествие считалось вселением бесов, его пытались излечить путем заклинаний, проведения месс, чтения Библии и прочих магических манипуляций. В каменном веке демонов пытались вывести путем трепанации черепа, когда считалось, что они находятся в голове.


В средние века безумие приписывали к физическим заболеваниям. Истерия считалась исключительно женским заболеванием, поэтому ее лечением занимались путем удаления частей половой системы. Так, проводились гистерэктомия (удаление матки), лоботомия (удаление доли мозга), обрезание (половых губ или клитора).

Поскольку безумия стала считаться физическим заболеванием, врачи стали искать источник его возникновения. Проводились различные операции по удалению разных частей тела. Естественно, это не давало улучшения, а врачи таким образом оправдывали собственную некомпетентность.

На сегодняшний день сумасшествие лечат медикаментозно и терапевтически. Используется шоковая терапия в состоянии наркоза, что не причиняет вреда. При этом больных изолируют от общества.

Поскольку не каждый безумец является психически больным, рекомендуется посещать психиатра или психолога для получения помощи. Нерешенные внутренние конфликты, несоответствие желаемого с действительным можно устранить вместе со специалистом. Это позволит человеку избавиться от неадекватного поведения и улучшить свое самочувствие.

Прогноз

На продолжительность жизни безумие не влияет. Прогноз может ухудшиться лишь по причине того, что человек не получает должного лечения. Безумие не поддается самостоятельному лечению, поскольку человек редко может увидеть за собой болезненное состояние. Помощь должна идти извне.

Итог неизлечимой болезни – полная изоляция от общества. Человека никто не сможет принять и понять. Он постепенно сам отгородится от людей. Нередко безумцы совершают преступления, что позволяет специальным учреждениям отправлять его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Жить в безумии невесело. Мир кажется не таким, каким он есть на самом деле. Можно сказать, что все люди немного безумны. Однако если здоровый человек убирает факторы, которые искажают его взгляд на реальный мир, то больной продолжает верить в то, что его убеждения являются истинными, а мир безумен.

Поскольку каждый проходит через воспитание и впитывание общественных правил и норм, на многие вещи закрываются глаза. Все люди безумны просто потому, что их ум ограничен. Однако человек здоров, если он здраво рассуждает и сохраняет логичность мышления. В противном случае ему требуется психиатрическая помощь.

 


Читайте:



К чему снится волк: правильное толкование

К чему снится волк: правильное толкование

Когда снится волк – это обычно очень запоминающийся сон. Отважное, сильное и порой даже страшное животное несет в себе всевозможные значения для...

Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами

Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами

Скачать буклет (1MB) Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (КЭП), обладают юридической силой, выступают полными...

Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами

Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами

В конце мая 2011 года Минфином сделан еще один шаг к внедрению электронного документооборота - появился приказ, который утвердил порядок...

Кавказские традиции: как правильно варить баранину

Кавказские традиции: как правильно варить баранину

Раздел: Татарская кухняПрекрасные блюда для здорового и вкусного питания, очень удобные в домашней и ресторанной практике. Последовательное...

feed-image RSS