Разделы сайта
Выбор редакции:
- Марк Эфесский. Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцов, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, но не и от Сына. Толкования на Ин
- Богородица не молится за тех, кто ругается матом
- • Чем отличается старообрядческий крест от православного?
- Русский алфавит распечатать прописной и печатный на одном листе
- Орден «За военные заслуги
- Взятие Красной Армией Перекопа
- Значение борецкая марфа в краткой биографической энциклопедии
- Председатель правления беларусбанка виктор ананич обсудил вопросы дальнейшего сотрудничества с руководством беларуськалий Правление асб беларусбанк
- Что означает, если во сне приснился сон?
- Засуха, цунами, атлантика - мод на водные катастрофы Файл water xml для gta 5
Реклама
Действительное причастие. Действительные и страдательные причастия |
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие: Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Лермонтов). Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул (М. Лермонтов). ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИИ При образовании причастий учитываются следующие глагольные признаки:
женского и среднего рода единственного числа (-ий, -ый, -ая, -ее) или окончания множественного числа (-ые, -ие). К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке. Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?». Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий. Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности. Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал. При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени. Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета. Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили. Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним. Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования. В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно. От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные. Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях. Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий. Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени. Примеры: пробежавший, прыгнувший. Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д. Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи. В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят). Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук. Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший. Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам. Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши. Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель. Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род. Книга давно написана и отправлена в типографию. На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Тема: Причастие Урок: Действительные и страдательные причастия Рис. 2. Спряжение глаголов Домашнее задание Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012. Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий. 1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» 3. Интернет-магазин издательства "Лицей" (). Правописание причастий. 4. Интернет-магазин издательства "Лицей" (). Литература 1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009. 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012. 3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012. 4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012. На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия. Тема: Причастие Урок: Действительные и страдательные причастия Рис. 2. Спряжение глаголов Домашнее задание Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012. Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий. 1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» 3. Интернет-магазин издательства "Лицей" (). Правописание причастий. 4. Интернет-магазин издательства "Лицей" (). Литература 1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009. 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012. 3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012. 4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012. Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных. Действительное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий, рисовавший (или нарисовавший) картину. Страдательное причастие – это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником. Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать – читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать – прочитавший, прочитанный. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени. I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) для лаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения. Вез-ут – везущий, работа-ют – работающий, бор-ют-ся – борющийся, держ-ат – держащий, II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: чита-ть – читавший, виде-ть – видевший, нес-ти – нёсший. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются – борющийся; бороться – боровшийся. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Страдательные причастия образуются от переходных глаголов. I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: чита-ют – чита-ем-ый; видят – вид-им-ый. Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом-: вед-ут – вед-ом-ый; влек-ут – влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер. II. Страдательные причастия прошедшего времени обра зуются от основы неопределённой формы глагола: а) При помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а (-я), -е: чита-ть – читанный; посея-ть – посеянный; виде-ть – виденный. б) При помощи суффикса -енн (-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти – унесённый; запеч-ь – запечённый; раскраси-ть – раскрашенный; освети-ть – освещённый; убеди-ть – убеждённый; прослави-ть – прославленный. При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков. в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т-: мы-ть – мытый; ви-ть – витый; мя-ть – мятый; трону-ть – тронутый; тере-ть – тёртый; запере-ть – запертый; моло-ть – молотый; коло-ть – колотый. Примечания. 1. К глаголам группы "в" относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, a также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть – витый, мы-ть – мытый, трону-ть – тронутый, коло-ть – колотый, мять (мн-у) – мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) – сжатый. 2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть – тёртый. Таблица образования причастий. Краткая форма страдательных причастий . Страдательные причастия имеют две формы-полную и краткую: прочитанный-прочитан; открытый-открыт. Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий ^ не склоняется и служит в предложении сказуемым. Сравните: 7. Шумит окутанный туманом лес.- Лес оку тан туманом. (Слово окутанным - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери.-Дверь открыта. (Слово открытой-определение, а слово открыта- :. сказуемое.) Страдательные причастия краткой формы образуются при по--. мощи суффикса -н- или реже -т-. с В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга-книга прочитана, выкрашенные попы-тли выкрашены. 2. Словари русского языка. Их значение. Особенности словарной статьи разных типов словарей. Словарь - книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.; 1) Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова. Грамматические словари включают слова, расположенные в прямом или обратном алфавитном порядке. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря. 2) Словообразовательные словари – словари, показывающие членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов с данной морфемой – корневой или аффиксальной. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением. 3) Орфографические словари – словари, содержащие алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографические словари делятся на четыре типа в соответствии с их направленностью: общие, отраслевые, словари-справочники для работников печати, школьные. Напомним также, что проверять правописание слов следует по авторитетным словарям. 4) Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения. 5) Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по значению. Такое определение синонимов следует считать рабочим, поскольку оно не претендует на всесторонность охвата сущности синонимии. 6) Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание антонимов. Основные задачи словарей антонимов: · Систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию). · Анализ семантики антонимических пар (парадигм). · Фиксация и анализ характерных закономерностей употребления соотносительных антонимов, их связь с синонимами. 7) Словари лингвистических терминов – разновидность отраслевых энциклопедических словарей. 8) Словари неологизмов описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период времени или употребленные только один раз. В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч. 9) Словари омонимов – это тип словарей, описывающий омонимы, такие слова, которые совпадают по своему оформлению (звучанию и/или написанию; в некоторых или во всех формах) и различаются значениями. 10) Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями. 11) Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого этого языка. 12) Терминологические словари – словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей знаний или деятельности. Билет №10 1. Основные способы образования слов. 1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать → дезинформировать, внук → правнук, общественный → антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация 2. Суффиксальный способ – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, два → двое, комфорт → комфортабельный, три → трижды, мяу → мяукать, болото → болотистый, хрипеть → хриплый, белый → белить, два → дважды, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист 3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки и суффикса к основе слова. Например: город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, ясный → выяснить, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, боль → обезболить. 4. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: светлый и розовый → светло-розовый, оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, овощ и хранилище → овощехранилище, защита рыб → рыбозащита, официальный и деловой → официально-деловой, научный и популярный → научно-популярный, русский и английский → русско-английский. 5. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: запись актов гражданского состояния → загс, агропромышленный комплекс → АПК, государственный аппарат → госаппарат, радиостанция → рация, заведующий хозяйством → завхоз, заведующий учебной частью → завуч. 2. Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы. ЛЕКСИКА - это словарный состав языка. ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики. СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Лексика русского языка пополняется двумя основными путями: Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний), Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Однозначные и многозначные слова. Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это научные термины (бинт, гастрит), имена собственные (Петров Николай), недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон), слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак). Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные. Прямое и переносное значение слова. Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели". Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства. Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь". ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием. СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение. Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь). Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится. АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению. Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.). Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»). Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи. Билет №11 1. Роль языка в жизни и общества. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Богородица не молится за тех, кто ругается матом
- • Чем отличается старообрядческий крест от православного?
- Русский алфавит распечатать прописной и печатный на одном листе
- Орден «За военные заслуги
- Взятие Красной Армией Перекопа
- Значение борецкая марфа в краткой биографической энциклопедии
- Председатель правления беларусбанка виктор ананич обсудил вопросы дальнейшего сотрудничества с руководством беларуськалий Правление асб беларусбанк
- Что означает, если во сне приснился сон?
- Засуха, цунами, атлантика - мод на водные катастрофы Файл water xml для gta 5
- Grand theft auto iv: друзья и подруги - тактика игры и советы мастеров Где находится мишель в гта сан андреас