Главная - Самоделки
Игры на развитие мелкой моторики. Дидактическое пособие «Цветные коврики для игр с пробками Шаблоны для игр с крышками для детей

Занимательные игры и творческие занятия можно проводить при помощи очень дешевого или даже бросового материала – в этом мы неоднократно убедились на страницах сайта «Шпаргалка для родителей». Сегодня предлагаю подборку упражнений с крышками от пластиковых бутылок и баночек детского питания. Легкие, крепкие, разноцветные крышечки интересно задействовать для развития ловкости, мелкой моторики, цветовосприятия и мыслительных навыков.

Игровая панель с крышками

В Сети несколько фотографий подобных развивающих досок и, рассмотрев одну из них, выясним, что же потребуется для создания пособия. Итак,

1) основа из тонкой ДВП размером 40х30 см или больше;

2) пейзажный фон, к примеру, из старого календаря;

3) цветная бумага;

4) крышечки от соков различного типа и размера;

5) наклейки с изображением мультяшных героев или вырезки из детских журналов, газет;

6) ножницы, клей, карандаши и фломастеры.


По-моему, великолепная задумка (увы, не знаю автора). Она не занимает места в квартире (можно зафиксировать на стене), оригинальна, может быть изменена и дополнена, когда надоест. Возрастная категория – от года и старше, так же, как и , застежками и липучками.

На пользу быта

Для дома, дачи, приусадебного участка крышки в большом количестве тоже сгодятся. Ими декорируют дорожки и внешние стены зданий, выкладывают окантовку небольших цветников. Из соединенных между собой элементов получают напольные коврики и покрытия для садовой мебели.


В Интернете прославился трудолюбивый пенсионер из Павлодара. 70-летний дедушка, трудящийся в коммунальном хозяйстве, долго собирал крышки и потом выложил из них удивительную мозаику – просто вдавив детали в землю. Теперь, по словам самого дворника, на его участке значительно чище – не поднимается у прохожих рука там мусорить. 50 000 крышек – это, кажется, очень много, но на самом деле – по штучке с каждого седьмого жителя города.

А некоторые умудряются буквально обшить свои дома столь необычным материалом. За основу многих панно берутся традиционные орнаменты и мотивы, а также представители животного мира.

Другие полезные упражнения для детей с крышками

Рисуем на основе кружочка. Обводим крышечку и придумываем, кто или что из нее получится, развиваем воображение.

Подбери по цвету. В основе – картинка с воздушными шариками, на каждом шарике – незакрашенный круг. Требуется подобрать крышки по цвету, чтобы «залатать» шарики и продолжить веселье.

Делаем лото из металлических крышек. Они удобны тем, что имеют низкие бортики и ровное дно. На лист картона наклеиваем изображения овощей, животных – чего угодно. И такие же – на крышки изнутри. Малыш берет крышку из мешочка, переворачивает, смотрит на картинку и ищет ей место на игровом поле. Развиваем внимательность, сообразительность.

Можно заняться тактильным развитием и наполнить крышечки кусочками различных по фактуре материалов. В остальном – тот же принцип лото: подобрал, накрыл.

Красочные игрушки из крышек от пластиковых бутылок

Прямоугольник цветного картона, клей, краски, глазки – и безликие крышки оживают, превращаясь в настоящий зоосад. Кого только здесь ни встретишь: лягушек, птиц, рыбок, котиков. А можно не отдельных персонажей создавать, а целую сюжетную композицию.

Скорей всего, у вас сейчас не наберется и десятка крышек от пластиковых бутылок. Но можно начать собирать их прямо сегодня, подключив друзей и родственников. Хранить накопления удобно в трехлитровой банке или пластиковой коробке на окне, на видном месте – чтобы не забывать пополнять свой развивающий «запасник».

Когда Димке исполнился год, ему очень нравилось откручивать разные крышки у бутылок, коробок, тюбиков и т.д. вот я и решила сделать ему такую игрушку. Интересно, что маленький он мог только откручивать, а примерно через полгода научился и закручивать. Ведь, когда откручиваешь, крутишь в одну сторону, а закручиваешь – в другую. Эту науку малыш познал сам. Вот такая полезная и интересная получилась игрушка.

А сделать её совсем не сложно, и материалы для неё нужны самые бросовые – картон и крышки от уже использованных сосудов.

Сначала нужно собрать разные крышки с их основами. У бутылок лимонадов, йогуртов, соков, жидкого мыла я отрезала горловины. А у коробочек соков отрывала основы вместе с крышками. И ещё, крышки под одинаковые основы можно набрать разных цветов и побольше, а то быстро теряются.

Основы в виде планшетов я сделала так. Взяла обычный коробочный картон, обклеила его бумагой для прочности. Наклеила рисунок и дала всему хорошенько высохнуть под грузом толстых книг. Когда все высохло, раскрасила рисунки акриловыми красками – они не пачкаются при использовании. Прорисовала черным маркером контору. На вагончики паровозика наклеила картинки животных. Основы крышек наклеивала на рисунки горячим пистолетом. Но возможно и другой прочный клей.
Размеры картонок.

Все мы знаем, как важно развивать и тренировать мелкую моторику у наших малышей. Моторика влияет на развитие речи, поэтому мы стараемся придумать, как можно больше игр, которые нам в этом деле помогут. Я уже рассказывала о , показывала наши игры с прищепками и шаблоны для игр со , которые тренируют, в том числе и моторику. Я выкладывала фото и описание различных для малыша, которые можно сделать своими руками. А еще показывала очень интересную самодельную игру .

Сегодня же я хочу показать вам игры с крышками, которые приготовила для нас мама Евгения. Мы уже знакомы с замечательным , который Женя сделала и , о которых она рассказывала. Слово Жене:

«Крышки использовала самые разные: от лимонадов, соков, йогуртов, мыла, майонеза — тут возможности и полет фантазии у каждого свой. Выглядит это пособие в форме планшетов. Взяла коробочный картон и наклеила в два слоя по углом в 90 градусов, для прочности. Затем обклеила со всех сторон оберточной бумагой. На картон наклеила рисунки, раскрасила акриловыми красками. А с крышками действовала так: отрезала горловинки от бутылок, а у коробок от соков отрывала основы вместе с крышками. Все это наклеила горячим пистолетом на рисунки. И игрушка готова. Диме очень нравится! Только крышки теряются — держите наготове замену.»


Клуб Увлеченных Мам

Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, и изготовления полезных для детских ножек . Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками.

Ранее на сайте в статье уже уделялось внимание интересным и увлекательным играм и занятиям с крышечками. Сейчас мне хотелось бы предложить другие варианты использования этого бросового материала для проведения нескучного и развивающего досуга с детьми.

Практически во всех предлагаемых ниже играх, помимо самих крышек, используются также картонные карточки или игровые поля, довольно простые и быстрые в изготовлении. Вы сами в этом убедитесь.

Развивающая игра «Найди цвет и сосчитай»

Подготовка. Для этой игры необходимо заранее изготовить небольшие карточки одного размера (примерно 6 х 9 см) из цветного картона (цвета выбираются в соответствии с крышками имеющихся цветов). Карточки небольшие, поэтому я использовала для их изготовления обрезки картона, оставшиеся после творческих занятий. На каждой карточке пишется любая цифра от 1 до …. — верхняя граница цифрового ряда определяется наличием крышек данного цвета.

Когда разноцветные карточки готовы — можно начинать игру.

Карточки перемешиваются и размещаются стопочкой на столе цветной стороной вниз. Также перед ребенком стоит коробочка с крышечками разных цветов вперемешку. Ребенок берет из стопки определенное количество карт (первое время можно начинать с 2-3 карт, постепенно увеличивая их количество) и раскладывает их перед собой цветной стороной.

Задача малыша — выбрать из коробки указанное на карточках количество крышек определенного цвета и выложить их рядом с соответствующей карточкой.

Можно играть по-разному, но увлекательнее и веселее, конечно, на время: выставлять таймер на определенное время, постепенно с каждой игрой уменьшая количество секунд/минут, или каждый раз засекать время, за которое малыш справится со всеми карточками, наблюдая, как постепенно улучшаются его результаты.

Можно даже сделать табличку результатов и достижений, в которой каждый раз отмечать затраченное на выполнение задания время, — тогда интерес малыша к игре будет обеспечен.

Развивающая игра «Найди цвет и сосчитай» также способствует развитию скорости реакции и мелкой моторики.

Довольно интересный вариант обычного графического диктанта.

Подготовка. На картонном листе большого формата чертится поле с клеточками в соответствии с размером используемых крышек (у нас 4 х 4 см) — чем больше размер игрового поля, тем увеличиваются возможности для создания разнообразных больших фигур. У меня на тот момент была пустая коробка от игрушечного набора среднего размера, поэтому я вырезала из нее два картонных листа, которые перед началом занятия просто располагаю рядом горизонтально или вертикально.

Впоследствии же можно выкладывать фигуры просто на столе или на полу на воображаемом клеточном поле — это посложнее, но зато лучше тренируется и координация движений.

Также заранее самостоятельно составляются или используются уже готовые варианты графических заданий (можно найти в интернете), в которых прописывается направление движения (вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали) и количество клеток.

Занятие. Взрослый диктует ребенку, в какую сторону и на сколько клеточек надо размещать крышки, а малыш выполняет задание. В итоге получается заданная объемная фигура. Начать лучше с выполнения простых заданий, постепенно переходя к более сложным схемам.

Графический диктант, в том числе и в таком исполнении, отлично развивает пространственную ориентацию, ну и, конечно, мелкую моторику.

Подготовка. Для этого занятия потребуется заранее изготовить карточки с образцами соединенных между собой простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, полукруг, овал, треугольник, трапеция, ромб). Для этого я использовала линейку с фигурными трафаретами, но можно рисовать просто от руки.

Виды соединений фигур также могут самыми разнообразными — горизонтальная и вертикальная дорожка, разнонаправленные дорожки с ответвлениями от центральной фигуры вправо, влево, вверх или вниз, симметричные и ассиметричные. Возможности схем и узоров ограничиваются лишь рамками фантазии взрослых. Можно периодически создавать все новые варианты схематических комбинаций.

Занятие. Ребенок берет первую карту из стопки и приступает к выполнению задания по образцу. Желательно каждую фигуру выкладывать одним цветом — тогда на общей схеме все фигуры хорошо просматриваются.

Важный момент — малышу для начала лучше потренироваться просто в выкладывании геометрических фигур из крышек, чтобы выполнение заданий по карточкам проходило легче и динамичнее.

Ребенок, собирая геометрические цепочки из крышек, и отлично запоминает, и постоянно повторяет.

Для этой игры необходимо сделать небольшое квадратное игровое поле из картона (3 х 3 клетки) . Цель игры — первым выложить ряд из трех крышек одного цвета по горизонтали, вертикали или диагонали. Правила известны и просты, а вот исполнение очень даже интересное и необычное.

Игра «Крестики-нолики-2»

Еще один увлекательный вариант игры. Потребуется более большое картонное поле, на которое игроки по очереди выкладывают фишки-крышечки выбранного цвета. Игра заканчивается, когда все клеточки на поле заняты. Затем подсчитывается количество собранных линий по 3 клеточки каждым игроком и определяется победитель.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Отлично развивается пространственное и логическое мышление.

Задачки на счёт

Это хорошее наглядное пособие для знакомства ребенка с математическими действиями на сложение и вычитание.

Подготовка. Заранее необходимо изготовить небольшие картонные карточки одного размера (у нас 3 х 10 см) с математическими заданиями. Самый простой вариант — написать на них цифры фломастером или ручкой, но можно сделать карточки поярче и повеселее — для этого я приклеила цифры-вырезки из журналов и рекламных проспектов (такая подборка журнальных цифр и букв у меня всегда хранится в кармашках специального фотоальбома и регулярно пополняется).

Также необходимо заранее определиться, что будет использоваться ребенком для обозначения математических действий: магнитные знаки, любые карточки или малыш будет сам выкладывать знаки из крышек.

1 + 1 = … , 2 + 3 = … , 4 + 5 = … ;
2 — 2 = … , 4 — 3 = …. , 5 — 1 = … .

Через какое-то время можно приступать к примерам с цифровым рядом до 20 — тогда уже в игру вводятся цифры от 6 до 10. Вот примерные математические задания этого ряда:

6 + 3 = … , 7 + 9 = … , 10 + 10 = … ;
8 — 4 = … , 9 — 5 = …. , 10 — 2 = … .

Желательно вырезать карточки усложненных примеров из картона другого цвета, отличного от карточек с простыми заданиями, чтобы было проще их разделять при необходимости. В дальнейшем можно увеличивать сложность игровых заданий по нарастающей, если ребенок продолжает проявлять интерес к этой игре.

Как мы играем? Перед ребенком лежат перемешанные карточки изображением вниз и коробочка с крышками. Он берет любую карточку и приступает к выполнению обозначенных на ней математических действий. Для этого надо выложить указанное количество крышек и поставить между ними соответствующий знак.

Затем, если это действие на сложение, то подсчитывается общее число крышек и после знака равенства выкладывается получившаяся сумма новыми крышками из коробочки.

Если же на карточке задачка на вычитание, то сначала следует объяснить малышу, что надо убрать из первой части столько крышек, сколько лежит во второй части после знака «минус» — тогда мы узнаем правильный ответ и сможем выложить получившееся количество крышек после знака «равно».

Желательно каждый раз четко проговоривать и повторять несколько раз каждую цифру на карточке, пока малыш выкладывает крышки. Это отлично тренирует зрительную и слуховую память на цифры.

Дорожки — обводилки

Здесь все просто. На любом бумажном листе выкладываются крышечки на небольшом расстоянии друг от друга в виде прямой или извилистой непрерывной дорожки. Задается игровая ситуация — например, надо помочь зайчику пройти по трудной дороге к ежику. В начало дорожки ставится фигурка зайчика, а в конце пути — ежика. Ребенок берет в руки карандаш и начинает проводить непрерывную дорожку вокруг крышек, стараясь их не задевать.

Начинать лучше просто с альбомных листов, в дальнейшем можно склеивать края нескольких листов — тогда получается большое игровое поле и, соответственно, дорожки на них становятся более продолжительными и извилистыми. На одном листе можно проводить дорожки несколько раз, используя карандаши разных цветов.

Это занятие способствует развитию графомоторных навыков.

Игра с крышками «Моя картина»

И напоследок замечательное занятие на воображение и фантазию, которое не требует ничего, кроме крышек различных цветов.

Взрослый произносит любое слово, а ребенок начинает его выкладывать, как он это себе представляет. В результате получаются очень интересные и необычные картины.

На фотографиях ниже мой сынишка изобразил солнышко в облаках, робота, лесную картину с елочкой, грибочком, тучками и дождиком.

Здесь процесс создания 2-этажного танка с кабиной для отдыха:

А это для сравнения получившийся человечек у ребенка (слева) и взрослого (справа):

Вот в такие интересные и развивающие игры с обычными крышечками можно играть с детьми. Большой плюс в занятиях с крышками в том, что постоянно вовлечены в работу.

Чем больше крышек будет в игровой коробочке ребенка, тем шире возможности для их полезного и увлекательного применения. Поэтому предлагаю продолжать собирать крышечки (а тем, кто еще не собирает, обязательно начать), придумывать новые игры и увлекательно играть. К слову, в нашей с сыном игротеке коробочка с крышками постоянно пополняется и занимает свое достойное место.

Понравились наши игры с крышечками? А, возможно, вы знаете другие интересные игры и развивающие занятия с этим бросовым материалом? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях! И не забывайте нажимать на кнопочки социальных сетей внизу статьи, чтобы другие мамы и папы могли с ней познакомиться!

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. А разноцветные крышки (от минеральной воды и лимонада, питьевого йогурта, кефира) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх по сенсорике? Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (крышки, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом:Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» крышки разные: зеленые и красные.Решили мы их посмотреть и пальцы запустили,Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать крышки, затем найти и достать игрушки.

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Игра «Собери гусеницу»
Цель:

  • учить детей различать цвета,
  • развивать мелкую моторику рук
Для игры используются крышки и шнурок.

Игра «Украсим салфеточку»
Цель:
Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.

Для игры используются "салфеточки"-образцы, пустые "салфеточки", разноцветные крышки.

Ребенку предлагается раставить цветные крышки в соответствии с предлагаемым образцом.

Вот еще несколько образцов для украшения "салфеточек".

Игра «Заполни клеточки»
Цель:
развивать логическое мышление детей

Для игры используются карточки с логическими заданиями, разноцветные крышки.

"Подбери по размеру и цвету"

 


Читайте:



Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами

Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами

Скачать буклет (1MB) Электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (КЭП), обладают юридической силой, выступают полными...

Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами

Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами

В конце мая 2011 года Минфином сделан еще один шаг к внедрению электронного документооборота - появился приказ, который утвердил порядок...

Кавказские традиции: как правильно варить баранину

Кавказские традиции: как правильно варить баранину

Раздел: Татарская кухняПрекрасные блюда для здорового и вкусного питания, очень удобные в домашней и ресторанной практике. Последовательное...

Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв

Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв

мифическая змея Альтернативные описания Лернейская (греческое hydra водяной змей) в древнегреческой мифологии - чудовищная девятиголовая змея,...

feed-image RSS