Главная - Электрооборудование
Карточки определить падеж данных имен существительных. Падежи существительных

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно?

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство)

Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)

Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования

С какими предлогами употреблены?

А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку .

Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

Какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

Давайте проверим

Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

- Выполните упр 87.

Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???(5)

Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание.

Запишите предложение. (комментированное письмо, разбор предложения)

Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался.

Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт . (Укажи падежи имён существительных и определи член предложения)

Вспомните, на что сначала указывал П.п.(на место),

Следовательно, каким членом предложения он может быть?(второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение)

Работа с маршрутными листами(записываем: дополнение, обстоятельство)

Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты.

Кто это? (листопадничек)

Кого Пашка позвал на помощь?

Гости(дети меняются тетрадями)

Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался.

МБОУ ЦО «Альянс»

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Цель урока:формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Задачи урока:

● способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

● развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

● воспитание коммуникативных качеств;

● создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет, таблица с признаками падежей падежей, маршрутный лист, сигнальные карточки с названием падежей, + и -.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Вам было задание посмотреть значение этого слова в толковом словаре Ожегова

(Награда – новые открытия, знания о языке.)

Сегодня на уроке мы с вами тоже сделаем новые открытия, узнаем что - то новое, но чуть позже, а сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания.

Что вам нужно было сделать в этом упражнении? (Найти слова в )

Давайте вспомним, как определить падеж имён существительных?

По каким признакам вы находили существительные в творительном падеже? (вопросы кем? Чем?; предлоги: с, со, перед, под, над, за, между)

Зачитайте существительные в творительном падеже вместе с зависимыми словами или мы их называем словами – командирами. (Проверка – сигнальные карточки +, -)

Какими членами предложения являются существительные в творительном падеже

(второстепенными)

В каких падежах существительные тоже являются в предложениях второстепенными членами? (родительном, дательном, винительном)

В каком падеже существительное является главным членом предложения? (именительном)

А каким главным членом? (подлежащим)

IV. Каллиграфическая минутка

Выполнение показа, запись числа.

V. Словарная работа (словосочетания на доске)

И. п. Р. П. Д. п. В. П.

Написал ученик. Вышел из комнаты, подошёл к собаке, перешёл через дорогу, любуюсь

картиной.

А сейчас спишите словосочетания и определите падеж существительных, но чтобы написать эти словосочетания, вам нужно определить, на какую орфограмму пропущены буквы. (безуд гласные, непроверяемые ударением, т. е. словарные слова)

Проверка – сигнальные карточки +, -

VI. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

Какого-то падежа нет. Какого? (предложный)

Какова тема нашего урока?

VII. Формулирование цели и задач урока.

Определите задачи урока. (обратится к таблице на доске)

VIII. Построение проекта выхода из затруднения.

Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения. (на доске)

Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова. Именно дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа по учебнику.

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения, почему этот падеж называется предложным?

2. - Найдите ответы на пункты 2, 3 маршрутного листа, для этого в печатной тетради:

Работа с печатной тетрадью (с. 40, упр 86)

Подчеркните слова, называющие признаки имён существительных в предложном падеже.

VII. Первичное закрепление знаний.

Чтобы ответить на 4 пункт маршрута, поработаем по учебнику устно:

1.Работа по учебнику. (устно)

Найдите упражнение 97 на странице 54 учебника.

Определить падеж всех выделенных существительных и выписать предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже (при, в, на, об, о,)

2. Работа по учебнику

Прочитайте сообщение мудрой совы

Какие предлоги употребляются с именами существительными в предложном падеже?

Какого предлога не хватает? (во)

Теперь будем пользоваться такой таблицей, в которой указаны признаки всех 6 падежей.

Обратите внимание, почему с существительным отце употребляется предлог об, а с существительным матери - употребляется предлог – о?

VIII. Физкультминутка.

IX. Продолжение работы.

1. Работа в печатной тетради - в парах, проверим, кто хорошо запомнил признаки имён существительных в предложном падеже. с. 41, упр. 88

Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и выделите предлоги.

Проверка: сигнальные карточки, если согласны«+», если не согласны – «-».

2. Разбор слов по составу.

Выделенные слова разберите по составу.

1ряд – холодном, 2ряд – полосатый, 3 ряд – скворушка (3 ученика у доски, проверка по доске)

3. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута поработаем в группах

Вам нужно составить предложения о том, кто и где живёт и найти в нём главные члены и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

1 ряд - составить предложение о белке (Белка живёт в дупле)

2 ряд – о рыбе (Рыба живёт в воде)

3 ряд – о собаке (Собака живёт в конуре)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Какие учебные задачи стояли на уроке?

Можете ответить на поставленные вопросы?

Сделаем обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й

Дети работают с тестом.

Что у вас получилось? (Слово молодец.)

Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.

Выставление оценок.

Д/З: с. 41, упр. 89 (п), составить и записать 3 предложения, у имён существительных определить падеж, а ребятам 1 группы составить и записать ещё 2 предложения на эту тему.

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык

Класс : 3А Учитель : Урасимова Любовь Николаевна

Тема урока : «Падеж имен существительных. Косвенные падежи»

Тип урока : открытие знаний и способов действий

УМК : «Начальная школа XXI века»; учебник : С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: способствовать ознакомлению с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты (предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения.

Личностные результаты: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

Я приглашаю вас на урок русского языка.

Сегодня мы работаем под девизом «Мудрым никто не родился, а научился».

Мы продолжаем знакомиться с тайнами русского языка.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

2.Чистописание

Достань слова из колодца.

Запиши слова по памяти. Найди лишнее слово: определение, дополнение, падеж, сказуемое, подлежащее. Какая орфограмма в этом слове? Подбери проверочное. На какие группы можно разделить остальные слова?

Выполняют работу

Называют лишнее слово падеж.

2 группы: главные и второстепенные члены предложения.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи и составление плана урока

Какую часть речи мы изучаем?

Работа с волшебной палочкой «Точная мысль»

Сформулируйте тему урока от лишнего слова в чистописании.

Чему мы будем учиться? Выводим цели урока.

Познакомиться с….

Учиться …

Развивать…

Составление плана действий (картинный план на магнитной доске)

  1. Падежи в русском языке
  2. Составление таблицы падежей
  3. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
  4. Применение знаний на практике

Задают вопросы об имени существительном и передают волшебную палочку.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Принимают участие в составлении плана.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Усвоение новых знаний

Физминутка

  1. Падежи в русском языке.

Прочитайте еще раз тему урока.

1.Работа по учебнику с. 10 №1

Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?

Все ли слова из справок вы использовали?

Почему на месте пропусков необходимы определенные формы слова «река»?

Проверка по слайду.

Вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определенной форме, нужном падеже.

2.Сказка о падежах по слайдам

  1. Составление таблицы падежей.

Каждая группа получила стихотворение об одном падеже. Задание на слайде: прочитать стихотворение,

узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы,

найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Проверка у доски по слайдам.

1 группа.

На какие вопросы отвечает существительное в им. падеже? Почему этих вопросов 2? Каким членом предложения бывает в им. п.? Какое вспомогательное слово? Употребляется ли с предлогами? И т.д.

(на слайде постепенно появляется таблица падежей)

  • В каком падеже имя сущ. может являться подлежащим?

Все остальные падежи называются косвенными и сущ. в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения.

Значение слова Косвенный по словарю Ушакова:
КОСВЕННЫЙ
косвенная, косвенное (книжн.).

Работа по группам

Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю ,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы -
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2.А я - падеж родительный.
Характер мой - общительный.
Кого? Чего? Нет - вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
с, и до, и у, и из -
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

3.Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

4.А я - винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

Могут употребляться с предлогами?

5. А я - творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь ! - Чем?
Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил ?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

А чтобы их легче запомнить, я вам предлагаю памятку (прил)

 


Читайте:



Грамматический разбор предложения в русском языке: примеры

Грамматический разбор предложения в русском языке: примеры

Школьников, студентов филологических факультетов, да и людей с другими смежными целями часто интересует анализ словесных конструкций. Сегодня мы...

Каковы симптомы и лечение орхита Орхит причины возникновения

Каковы симптомы и лечение орхита Орхит причины возникновения

Орхит представляет собой воспаление яичек. При этой патологии поражаются сосуды мужских половых органов. Орхит у мужчин, как правило возникает на...

Падение тобрука Разделы этой страницы

Падение тобрука Разделы этой страницы

Военные кладбища в Северной Африке не редкость, но вокруг Тобрука их особенно много. В годы Второй мировой войны город стал центром ожесточенных...

Несахарный диабет, что это такое?

Несахарный диабет, что это такое?

Несахарный диабет – довольно редкий недуг, связанный с нарушенным всасыванием жидкости почками. Это заболевание еще называют мочеизнурением, так...

feed-image RSS