Главная - Освещение
Конспект НОД в старшей группе по звуковой культуре речи. "Дифференциация звуков и "

Программное содержание: Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой скороговоркой.

Оборудование : зеркальца на каждого ребенка; картинки с изображением слов мешочек с зеленными и синими фишками; пять пирамидок одного цвета; набор картинок, изображающих сутолоку, сурового человека, суровый климат, суровую дорогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 22»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

выполнила: воспитатель Мучкаева Екатерина Константиновна

Элиста 2016

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой скороговоркой.

Оборудование : зеркальца на каждого ребенка; картинки с изображением слов слон, синий, поцелуй, снегирь, птица, сорок, сырок, целый, птенец; мешочек с зеленными и синими фишками; пять пирамидок одного цвета; набор картинок, изображающих сутолоку, сурового человека, суровый климат, суровую дорогу.

Ход занятия .

Проводится с зеркалами. Воспитатель произносит звуки с и ц. Просит повторить детей звуки, посмотреть правильно ли они растягивают губы, держат зубы, держат язычок. Воспитатель проверяет правильное произношение, правильную постановку речевого аппарата. Собирает зеркала.

Воспитатель: Давайте договоримся, если вы услышите звук с , хлопните в ладоши один раз. А если услышите звук ц , хлопните в ладоши два раза.

Воспитатель произносит то звук с, то звук ц , проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики.

Воспитатель: Эти звуки встречаются во многих словах. Какие звуки вы слышите в словах: слон, синий, поцелуй, снегирь, птица, сорок, сырок, целый, птенец. Молодцы!

Воспитатель: Сейчас я прошу вас достать из мешочка фишки. Кому достались синие фишки, занимают места за столом с синей коробкой. Кому достались зеленные фишки, занимают места за столом с зеленой коробкой.

Воспитатель: Откройте коробки. Вы видите разные картинки. Вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком с. А вас я попрошу найти картинки изображающие слова со звуком ц.

Самостоятельная групповая работа. Совместная с воспитателем проверка.

Физминутка Воспитатель: Молодцы! Сейчас подойдите ко мне, встаньте в кружочек.

Ранним утром солнце встало,

Поднялось и запылало.

Все уснувшее проснулось,

Отряхнулось, встрепенулось;

Над кустом взлетела птица,

Над цветком пчела кружится.

Воспитатель выставляет 5 пирамидок.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам про сорок сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком с , столько же пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете правильно – получите пирамидку.

Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок.

Дети определяют слова. Правильно определившие получают пирамидки. Дети хором повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова. (сорок, сорок, срок, съели, сырок).

Воспитатель: Эта рифмовка про сорок сорок – скороговорка. Поэтому произносить ее надо очень быстро и четко выговаривать слова. Предлагаю вам повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.

После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.

Воспитатель: Какие звуки мы сегодня учились различать? А теперь послушайте слова суровый, сутолока . Здесь присутствуют эти звуки? Как вы понимаете эти слова.

Суровый: 1. О человеке – очень строгий.

2. о мерах наказания – беспощадный, жестокий;

3. о человеке – сердитый, угрюмый;

4. очень тяжелый, трудный, полный испытаний;

5. Неблагоприятный для жизни, существования.

Сутолока – это беспорядочное хождение, толкотня, толчея.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.

Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

Закрепить умение ставить предложение.

Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).
  • Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки; Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.
  2. Словесно – дидактические игры:
  • «Дополни предложение»
  • «Подскажи словечко»
  • «Придумай слово с заданным звуком»
  • «Кто позвал?»
  • «Кто как кричит?»
  • «Что делают за ширмой?»
  1. Настольно - печатные игры:
  • «Логопедическое лото»
  • «Найди картинку на заданный звук»
  • «Отгадай загадку, найди отгадку»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Сравни картинки»
  • «Что спряталось в рисунке?».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).

Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).

А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Дети садятся на места.

Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).

Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.

Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).

Послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе:

  • Громко и медленно;
  • Тихо;
  • Тихо и быстро.

Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:

  • Весёлая лошадка;
  • Грустная лошадка;
  • Сердитая лошадка;
  • Ленивая лошадка.

Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

Ч-Ч-Ч; Ц-Ц-Ц; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц;

Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц;

ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ;

ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка


Цель. Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц ; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Ход занятия

Воспитатель произносит звуки с и ц . Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и чья песенка из звуков ц (белочки).

«Давайте договоримся, – предлагает педагог, – если вы услышите звук с , изобразите умывание. А если услышите звук ц , махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо).

Воспитатель произносит то звук с , то звук ц , проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д.

Воспитатель продолжает занятие: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец ».

Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с (за правильный ответ дается фишка).


Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Все уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица,
Над цветком пчела кружится.

Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворение, и читает его еще раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки.

Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с и читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось . Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука – с и ц. (Солнце.) За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку.

Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (Птица, цветком.) За правильный ответ дети получают фишки.

Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось ».

Дети называют выделяемые слова.



«Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып, – рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: „Жили-были три цыпленка“. А вы продолжайте: „Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып“. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят».

В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком с .


Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут.
(Облака)

Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям.

Занятие 5. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Ход занятия

Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану.

«Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?»

Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.



«Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“».

В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:


Вертит ежика она:
У него кругом спина.
Где же шея, брюхо,
Нос и оба уха?..

«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.

Ф. И. ребёнка: Тимур Х.

Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: дифференциация звуков [ц]-[с].

Цели:

образовательные

Закрепление представлений о правильной артикуляции звуков [ц] и [с];
- уточнение представления о буквах Т и Ч, обозначающие звуки: [ц] и [с];

коррекционно-развивающие

Развитие подвижности артикуляционного аппарата на материале артикуляционной гимнастики;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в артикуляционном плане;
- совершенствование фонематического слуха на звуки [ц] и [с];
- развитие навыков фонематического анализа на материале картинок;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в чистом виде, в слогах, словах и предложениях, тексте;

коррекционно-воспитательные

Воспитание навыка самоконтроля за речью;
- воспитание критического отношения к дефектам речи.

Оборудование:
Картинки: картинки с артикуляционными упражнениями, картинки со звуками [Ц], [С], иллюстрации к рассказу; зеркало

Ход урока

Этап

Работа учен.

Орг. момент

Здравствуй, Тимур!

Артикуляционная гимнастика

Возьмем в руки зеркало и выполним упражнение «Улыбка», «Трубочка»,

«Забор» (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы); «Окно» (открывать рот из положения «Забор») «Мост» («Забор»- «Окно» - язык за нижними резцами расположить плоско. Удержать до 5)

Выполнение упражнений

Поем звук а (слушаем внимательно и вместе со мной поем звук [а]). Как куклу укладываем спать?

Пропевка звука [а]

Работа над мимической мускулатурой

Сейчас посмотри на клоуна и догадайтесь, какое у него настроение и покажите его (веселое, грустное, злое, строгое). Детям предлагается назвать это состояние и показать самим.

Ребёнок говорит, какое настроение

Развитие мелкой моторики

1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик ягоду нашёл,

Этот пальчик побежал,

Этот пальчик заскучал,

1, 2 ,3, 4, 5-в домик спрятались опять.

Выполнение гимнастики для пальцев рук

Развитие фонематического слуха

Послушай загадки, скажите мне отгадки. Какой первый звук звучит в отгадке?

Был белый дом, Чудесный дом.

И что-то постучалось в нём.

И он развился, и оттуда

Живое появилось чудо...(цыпленок )

(показ картинки)

За веревочку коня,
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я,
На коне лечу. (Санки)

Сегодня мы будем изучать и различать звуки [ц] и [с].

Сравнительный анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

С помощью зеркала расскажем про артикуляцию звука [с], [ц]

Произнесём звук С, что делают:

Губы в улыбке

Зубы сближены

Язык кончиком упирается в нижние резцы.

Воздушная струя встречает преграду,

Язык - кончик языка сначала вверху, потом резко падает вниз.

Спинка языка прямая

(подчеркнуть отличия между звуками в артикуляции - положение языка)

Характеристика звука С, Ц.

Согласный, глухой, может быть мягким или твердым.

Согласный, глухой, твердый.

Ответы ребёнка

Дифференциация звуков в словах (развитие фонематического слуха)

Если услышишь слова со звуком С, то поднимаете руки вверх, если услышишь слово со звуком Ц, то присядь.

Лиса, цапля, автобус, ананас, мыльница, пятница, полоса, сон.

Выполнение задания

Физминутка

Вот красавица лиса, хитрые у неё глаза (Перекаты с пятки на носок, стоя на месте ).

Вот проснулась, потянулась

(Потягиваются, прогибают спину).

Повернулась (Тянуться за руками вправо-влево).

Притаилась под окном (присесть, «ушки на макушке»)

Хочет знать, кто пришёл.

Дифференциация звуков в словах

Сейчас внимательно посмотри, назови и подумай какой звук встретился в картинке (можно определить место звука в слове): курица, лиса, сани, цыпленок, цирк.

Составление схемы слов. Проверка.

Отработка грамматической категории - число

Выполнение предложенных заданий

Дифференциация в предложении

Составь предложение со своей картинкой.

Курица бегает на полян

Дифференциация в тексте

Сейчас мы с тобой составим рассказ

Беседа по вопросам, пересказ текста по картинкам

Курица и цыплята гуляли на траве. Цыплята увидели лису. Курица и цыплята побежали в курятник (картинки: курица с цыплятами, поляна, лиса, курятник)

Где гуляли курица и цыплята? Кого увидели цыплята? Кто побежал? Куда они побежали?

Выполнение задания

Какие звуки мы сегодня различали на уроке? В чем отличия этих звуков?

Оценка работы

Тимур, ты сегодня старался, молодец!

Дом. Работа

Дома нужно сделать артикуляционную гимнастику и нарисовать картинки, которые начинаются со звуков [с],[ц]

Санникова Юлия Сергеевна, ЦПМСС СО "Эхо", учитель-дефектолог

Чтобы скачать материал или !

Конспект НОД по звуковой культуре речи

в старшей группе

МБДОУ « Детский сад села «Архангельское»

воспитатель: Колесникова С.М.

Тема: «Дифференциация звуков [с], [ц]».

Программное содержание:

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с], [ц] на слух и в собственной речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Упражнять в определении позиции звука в слове.

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону -

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки .

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти - что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос, лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон»? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

- А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са - в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай - и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с - хлопаем в ладоши, на звук ц - топаем ножкой.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

6. Работа в тетрадях (за столами)

- Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки?

В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

Значит, картинку ставим, в какое окошко? (в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли вы поставили картинку? Почему?

- Ребята, отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц. где находится звук ц? (в конце слова)

Значит, картинку ставим в какое окошко? (в последнее).

7. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашёл,

чтобы ключик нам достать,

надо на носочки встать.

- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их достать , правильно назвать и сказать, какой звук - с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы - весёлые птицы.

По одному

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов:

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

 


Читайте:



В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

Бородинское сражение стало событием, о котором знают далеко за пределами России. Наполеон считал эту битву своим самым великим...

Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

Наверное, в детстве каждый из нас мечтал быть Индианой Джонсом. Было бы здорово отправиться на поиски приключений и затерянных сокровищ, не так ли?...

Активированный уголь для чистоты и белизны зубов Как чистить зубы углем

Активированный уголь для чистоты и белизны зубов Как чистить зубы углем

Отбеливание зубов с помощью активированного угля – метод, проверенный временем. С незапамятных времен уголь используется для гигиены полости рта. С...

Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

Только сейчас, неожиданно стало известно о свадьбе 58-летнего хоккеиста Александра Кожевникова (отец Марии Кожевниковой) и 23-летней модели Юлианы...

feed-image RSS