Разделы сайта
Выбор редакции:
- Каковы симптомы и лечение орхита Орхит причины возникновения
- Падение тобрука Разделы этой страницы
- Несахарный диабет, что это такое?
- Козерог гороскоп камни талисманы по дате рождения
- Значение имени мурад и его судьба
- Значение имени мурат, что означает имя мурат - судьба и происхождение
- Агафья пшеницына характеристика цитаты
- Из чего состоит басня мартышка и очки
- Цитаты к направлению "равнодушие и отзывчивость"
- Мвд чувашии покрывает преступления сотрудников ведомства Умвд по чр
Реклама
Оздоровительные игры для дошкольников вывод. Оздоровительные игры и упражнения в работе доу |
ИринаVIK
И. Л. Ермолаева МАДОУ г. Мурманскa № 32, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Аннотация. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. В статье представлены ежедневные игры , которые способствуют коррекции и профилактике тех или иных нарушений здоровья в условиях дошкольного учреждения . Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей . Ключевые слова : коррекционные игры , профилактика , здоровье , органы дыхания, зрения, опорно – двигательный аппарат, упражнения. I.L .Еrmolayeva MАDOY q. Murmanska № 32 , GAMES FOR HEALTH Annotation. Currently, the problem of prevention and correction of deviations in the health status of children has become particularly relevant. The article presents the daily games that contribute to the correction and prevention of various health disorders in a preschool. Formation of a conscious attitude to health and a healthy lifestyle among children. Keywords: correctional game, prevention, health, respiratory, vision, support - locomotion, exercises. На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образование - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Решение данной задачи становиться невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения , способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание. Поэтому главными, актуальными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются : Охрана и укрепление здоровья детей ; Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; Создание условий для реализации потребности детей двигательной активности; Воспитание потребности к здоровому образу жизни ; Обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств воспитания. Здоровье – великое благо и важное условие , определяющее возможность полноценного физического и психического развития детей . Недаром народная мудрость гласит «Здоровье - всему голова !» В настоящее время отмечается ухудшение в состоянии здоровья дошкольников , что ограничивает физический и психический потенциал будущего поколения. Наиболее распространены заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, общее моторное отставание. В силу объективных причин уменьшается мышечная нагрузка детского организма : современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры , посещение кружков, поэтому не остается времени на подвижные игры и прогулки . А ведь именно в процессе игры , взаимодействуя друг с другом, дети познают окружающий мир, реализуют свои физические потребности, развивают свою эмоциональную сферу, приобщаются к народной культуре. Игра занимает важнейшее место в жизни малышей. Упражнения, наполненные оздоровительным содержанием , объединённые игровым сюжетом, имеют огромное преимущество : интерес и желание детей выполнять их снова и снова. Разнообразие игр, которые лечат, очень широко. Игра для здоровья детей имеет колоссальное значение, также и для эмоционально – психического развития. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Большой оздоровительный эффект оказывают игра на свежем воздухе, которая включает различные физические упражнения. Сам ребёнок должен знать и понимать. Что главные факторы, помогающие сохранить и укрепить здоровье , – солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться. Я подобрала увлекательные и в тоже время эффективные с точки зрения оздоровления и профилактики игры и упражнения . Данную работу провожу систематически, совместно с родителями дошкольников . Коррекционные упражнения , динамические часы и паузы, которые я использую ежедневно в разных видах деятельности. Они доступны и интересны малышам. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений. Упражнения по профилактике и коррекции заболевания органов зрения. Упражнение по сортировке и нанизыванию бус – ребёнку дается задание выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зелёные, синие. Данное упражнение эффективно для повышения остроты зрения, развитию мелкой моторики рук, скоординированных действий рук, способствует формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов. Упражнение для активации работы мышц глаз – способствует снятию утомления, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Фиксация взгляда прямо перед собой, на кончике указательного пальца, на носках левой и правой ноги, на правом и левом углу комнаты, на вершинах деревьев за окном. По 2-3 секунды, с повтором упражнения 4-5 раз. Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В. П. Филатовым) – способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов. Тренажёры «Бабочка» , «Маршруты для глаз» (офтальмотренажёр В. Ф. Базарного) - способствуют развитию восприятия и зрительно – двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости . Упражнения, способствующие развитию общей и мелкой моторики. «Передай мяч, ракетку, клюшку» - над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, и другие. «Барабан» - наклонись к ракетке, клюшке, мячу, лежащим на полу, побарабань пальцами, выпрямись. «Забей мячик в ворота» - щелчком пальцев рук загнать мячик для пин - понга в ворота. «Удержи мячик!» - удерживать мячик двумя пальцами рук с их сменой. Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамический паузы, на которых мы развиваем быстроту, ловкость, координационные способности, игровые действия с ракетками, битами, мячами разного диаметра. Упражнения по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата. Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы. Предупреждение плоскостопия, которые может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Предупредить заболевание можно путём упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц спины, груди, стоп и голени. «Ловись рыбка» . Руки положить вдоль туловища, правый носок оттянуть на себя. Согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п. То же выполнить левой ногой. «Строим норку» . Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставит на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать песок назад» . «Как стена» . Дети под музыку свободно двигаются, по сигналу бегут к стене, занимают правильную позу. Ровную. Как стена. Плотно касаясь лопатками, пятками и ягодицами. «Волк во рву» - чертиться две линии или два круга (один в другом) . У детей на головах мешочки с песком или для усложнения пластмассовые кубики. По сигналу дети идут к противоположенной линии или пересекают ров. Водящий может «осалить» только того, у кого упал «груз» . «Кошка на прогулке» - положение детей колено – кистевое (на четвереньках) . Расставить несколько ориентиров, обозначив их как приятное и не приятное для кошки (собака, блюдце с молоком, мясо, огурец) . Дети ползают на четвереньках до ориентира и принимают позу – кошка сердитая (спину выгнуть вверх, голова опускается между рук) или кошка добрая (голову поднять спину прогнуть вниз) . «Лыжники» . В руках две палки, кисти на уровне плеч. Выполняется ходьба, имитирующая передвижение лыжника. Выполняется произвольно или кто быстрее дойдет до финиша правильно. «Японское приветствие» (работают грудные мышцы) : ладони обеих рук сложены вместе на уровне грудных мышц; осуществляем давление ладонями в течении 10 секунд (плавно начинаем, плавно опускаем) ; далее отводим руки назад через стороны и выполняем несколько пружинистых движений руками навстречу друг другу. «Замок» (работают мышцы спины) : сидя или стоя; ладони обеих рук сцепить перед собой в замок; в течение 10 секунд осуществлять растягивание, как бы мы хотим разорвать «замок» обхватываем себя руками (обнять, растягиваем мышцы спины. Дыхание – одна из важнейших функций человеческого организма, которая осуществляет основной газообмен, питание нервных и мышечных клеток кислородом, выведения наружу углекислого газа . Важно научить детей правильно дышать . Упражнения по профилактике заболеваний органов дыхания. Комплекс общей дыхательной гимнастики «Мы строим дом» «Поднимаем кирпичи» . И. п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. Выполнение :1-вдох, 2-наклон туловища вперёд, пальцы в кулак («Ух!» , 3-вдох, 4- вернуться в и. п. «Кладём раствор» . И. п.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. Выполнение : 1- вдох, 2-3 – выдох, поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой, назад, вперед («раз» , 4 – и. п. «Белим потолок» . И. п. ноги врозь, руки опущены. Выполнение : 1- вдох – поднять правую руку, вверх – назад, 2-выдох – опустить, 3- вдох, поднять левую руку, вверх – назад, 4 – выдох, опустить. «Наклеиваем обои» . И. п.: основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1-вдох, 2- выдох- подняться на носки, прямые руки вверх, 3- вдох, 4 – выдох, вернуться в и. п. «Красим полы» - и. п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в руках. Выполнение : 1- вдох, 2- туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь «Жик» , 3- вдох, 4- выдох, вернуться в и. п. Все предложенные оздоровительные игры и упражнения можно использовать комплексно, так и индивидуально в течение всего дня. Главное их назначение направленно на психофизическое развитие, оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Игра, которая захватывает воображение детей , развивает их творческие способности, и в тоже время тренируется не только их тело, но и психика. Список использованной литературы : 1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры , которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет . -М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64с. (Здоровый малыш ) . 2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства ДОУ/ Л. Волошина// Дошкольное воспитание . -2004.- № 1-с. 114-117. 3. Волошина, Л., Сокорева, Е. Развитие тонкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр / Волошина, Л., Сокорева, Е. // Дошкольное воспитание . -2011.- № 2 – с. 31 -35. 4. Седловская, И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников/ И . М. Седловская// Коррекционная работа . -2012.- № 5-с. 67-71 5. Соловьева, О. Обучая оздоровлять . / О. Соловьева// Детство. Отрочество. Юность. – 2012 - № 12 – с. 13 – 20. А.В.Боргуль Советы родителям Игры 14 Авг 2019 Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. "Цапля" . Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей. "Парашютисты". Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед). "Скоморохи" . Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу. "Тачка". Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему "хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их. "Кошка" . Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки - мышки". Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу. "Гуси" . Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему. "Бег в бумажном колпаке" . По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы. Оздоровительные игры. Вниманию педагогов и воспитателей предлагается серия игр. Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Кроме того, игры способствуют восстановлению у детей комфортного психологического состояния и предупреждают психоэмоциональное напряжение, вызванное характером предстоящей учебной деятельности. Поэтому, особенно актуально проведение игр с детьми старшей и подготовительной групп. Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. В зависимости от поставленной задачи игры могут проводить как один, так и два педагога. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр, в среднем, составляет 4 – 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны повторяться, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагога их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Сценарии игр:
Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрировать внимание, создает непринужденную обстановку в группе. Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению у левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в этом положении как можно дольше.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей. Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15 – 20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получилась хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они тоже будут на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий называет грациозных «скакунов», резвых, быстрых и т.п., не забывая отметить каждого ребенка.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек, является профилактикой возможных падений (например, в гололед). Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и подержать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивая вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения, из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков. Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются в течение 10 секунд, в среднем темпе, осторожно, так, чтобы достать ухом до плеча. Следующие 10 секунд дети растирают ушки руками. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо лаи у них разогрелись ушки.
Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу . Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.
Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их. Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.
Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу. Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь коша потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в тоже время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей.
В этой игре развивается глазомер, координация движений. Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т.д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают в том же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует костно0мышечную систему. Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство на месте.
Игра способствует общему психомоторному развитию. Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной чертой. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы. По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего «Старт» дети бегут до финиша и обратно.
Игра развивает координационные механизмы нервной системы». Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг к другу и бегут к финишу на «трех ногах». Ведущий засекает время.
Игра способствует развитию статического равновесия. Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) – выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.
Игра способствует сплоченности детей. Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см.) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
В игре развивается динамическое равновесие. Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал ногами – выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропустить мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Аленушка» с. Едрово ОПЫТ РАБОТЫ «Оздоровительные игры для детей дошкольников» Выполнила: воспитатель 2010 – 2011 уч. год Оздоровительные игры для детей дошкольников.ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕВ документах Организации Объединённых Наций, международного права подчёркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольников. В Декларации прав ребёнка игра провозглашена неотъемлемым правом ребёнка. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание детей, так и педагогами ДОУ. В ритме дня у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы играть. Занятия в игровой форме не заменяют свободной творческой игре. · Создание условий для разнообразной двигательной активности · Обогащение представления детей о необходимости движений · Использование адаптированных спортивных игр и упражнений · Формирование умений и развитие физических качеств · Побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности · Воспитание у детей желание самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры со сверстниками. Ожидаемый результат. · Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья. · Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни. · Овладение навыками самооздоровления. · Снижение уровня заболеваемости. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬС древних времён учёные разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей Древней Греции, Египта, Китая, Индии и др., которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека, еще Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения по ассоциации вызывают определённое психическое состояние. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формировании физической культуры. Деление на компоненты весьма условно, так как они тесно связаны друг с другом. Здоровье ребёнка определяется состоянием организма и характеризуется уравновешенностью с окружающей средой. Ребёнок будет здоров, если он наилучшим образом приспособлен к условиям меняющейся среды. · Соответствующее принятым нормам соматического состояния; · Достаточная двигательная активность · Ритмичность жизненно важных процессов · Выполнение правил гигиены. Целью гигиенического воспитания является привитие детям гигиенических навыков, которые на уровне физического организма соответствуют навыкам психогигиены. Полезные навыки становятся привычкой. Соматическое состояние тесно связано с психикой. Внешний порядок влияет и на внутреннее состояние, формирует ясность мышления, душевный покой и уверенность. Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребёнок делает упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создаётся возможность повторять упражнение большее количество, раз и более эффективно влияет на сердечнососудистую и дыхательную систему, а также развивать двигательные качества. Двигательные навыки и умения у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон , городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол , хоккей, футбол). У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость). В своей работе по физическому воспитанию детей опираюсь на программу «Радуга» (, .) Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста.Младший дошкольный возраст
. Это период активного накопления и использование всего арсенала движений, их вариантов и сочетаний. Этот возраст сензитивен к развитию быстроты, выносливости, мышечной силы, функции равновесия, основное внимание на развитие психофизических качеств. Ребёнку 3 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники. Старший дошкольный возраст.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ .В своей работе при подборе материала следую общим дидактическим принципам: · Принцип доступности и постепенности, соответствие возрастным особенностям детей, объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным. · Принцип повторности, многократное повторение движений помогает успешному физическому развитию, запоминанию. · Принцип наглядности, наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей. · Принцип сознательности и активности, дети воспроизводят те знания, умения и навыки, которые имеют отношение к новому. Только на основе известного, можно освоить новое. Сознательное отношение предполагает, прежде всего, формирование познавательных интересов. · Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности. Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребёнка, улучшения его физического состояния, работаю по трём направлениям : 1. Оздоровительное : Цель: решать проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребёнка. Разработаны подвижные игры по двигательным движениям, по возрастам. Например, если идёт освоение «прыжка в высоту», то используются такие игры: Средний возраст.
«Игровое упражнение перепрыгни через пенёк»
Материал: валики. Дети перепрыгивают через пенёчки или можно использовать верёвки натянутые между стойками. Средний возраст (4-5 лет).
· Оздоровительные: · Заботиться об укреплении стопы и формировании правильной осанки · Дозировать физическую нагрузку с учётом состояния здоровья детей, их функциональных возможностей. · Воспитательные задачи: · Воспитывать организованность, самостоятельность, активность детей в процессе двигательной активности. · Формировать умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями своих сверстников · Побуждать детей к самостоятельному преодолению различных трудностей доступными им способами, прилагая определённые усилия и выдержку · Обращать внимания детей на красоту ритмичных движений · Образовательные задачи: · Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; · Закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; · Обучать ходьбе широким шагом со свободными движениями рук, лёгкому бегу с энергичным отталкиванием носком и полным выпрямлением ноги, прыжки с места из исходного положения, лазанью по гимнастической лестнице, бросанию и ловле мяча; · Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, в прыжках в длину и в высоту с места, учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие; · Учить ползать, пролезать через разные предметы, пролезать с одного пролёта гимнастической стенки на другой; · Закреплять умение занимать правильное исходное положение при метании: отбивать мяч о землю правой и левой рукой; Добиваться выполнения движения в соответствии с образцом (показ воспитателя); 1.исходное положение сидя, ноги вместе, руки по бокам, на полу. 2. - перенести туловище к ступням ног 3. – и. п. · Все игровые упражнения проводятся с рифмованными фразами. «Раки, раки, на хромой собаке, А за ними кот. Задом наперёд. Едут и смеются. Пряники жуют». · Для ходьбы или бега: · «Мы на пальчиках идём, Прямо голову несём» · «Побежали ножки Прямо по дорожке». ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.1. «Переправа».
Дети стоят двумя колоннами. Перед ними - по 5 обручей. По сигналу дети друг за другом прыгают через другую сторону «реки». Кто быстрее переправится на другой берег. · Оздоровительные задачи: · Сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движении. · Образовательные задачи: · Развивать знания об основах здорового образа жизни и приобщать детей к физической культуре. · Познакомить с многообразием физических и спортивных упражнений, о назначении и способах использования разных видов движений, о сходстве и различии в скорости, силе, направлении в их практической значимости · Учить детей ставить задачу и находить наиболее рациональные способы решения · Отрабатывать техники основных видов движений: бегу, прыжкам, метанию, лазанью, бросанию и ловле предмета. · Развивать через подвижные игры (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества). · Воспитательные задачи: · Развивать физические, интеллектуальные и духовные способности детей в их полном объёме · Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность) · Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность При выполнении вышеизложенных задач в своей работе, использую такие методы и приёмы как: описание, пояснения, беседы «О видах спорта», «Как и где можно использовать прыжок», «Какие бывают прыжки», использую рассказ «Как появился мяч». «Длинная скакалка».
· Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. · Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. · Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. · Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. · Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч. Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча». · Исходное положение - встать лицом в круг, руки с верёвкой внизу. По команде инструктора руки с верёвкой поднять вверх, праву (левую) ногу отставить на носок назад – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Повторить 4 раза. · И. п. то же. Перебирая руками верёвку, передавать её вправо (влево) по кругу (по 2 раза в каждую сторону). · И. п. то же, руки вверху с верёвкой. На счёт 1-2 наклониться вперёд, положить верёвку на пол – выдох; вернуться в и. п. – вдох. Повторить 4-6 раз. Большое значение уделяется развитию вестибулярного аппарата и равновесию, используются такие игры: «Ласточка».
o Игра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса. o Оживлять игру внесением нового содержания и правил. Пусть ребёнок фантазирует, придумывает свои правила, новый персонаж. o Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей. o Не навязывать детям игровой материал, предметы, пособия. Они должны лежать свободно. o Хвалить ребёнка за успех. o Наблюдение, анализ, за детьми при выполнении правил игр, роли, игрового действия, для того чтобы помочь в дальнейшем воспитаннику овладеть тем или иным игровым действием. Таким образом, можно сделать вывод
, что: РАБОТА С СЕМЬЕЙСемья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. Ананьев чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание) А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание) Оздоровительные игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной функции они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактики нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние психологического комфорта. В результате использование оздоровительных игр, мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, правильной осанки, ловкости и смелости. Организация оздоровительных игр не требует специальной подготовки площадки или особого оборудования. Игры могут проводиться, как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить их уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Длительность игр зависит от их содержания и может варьировать от одного до двух минут. Общая длительность игр - в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал. Игры, не должны часто повторяться, чтобы дети не потеряли к ним интерес. Поэтому в «арсенале» педагога должно быть много игр. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Используемые игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка. В работе с детьми дошкольного возраста могут использоваться оздоровительные игры: Игры, которые лечат при болезнях носа и горла. (ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды) При заболеваниях верхних дыхательных путей не обходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения. При проведении игр с детьми не обходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ. Игры на дыхание: «Задуй свечу », «Насос», «Не урони шарик» и. т. д Игры по методу «Расскажи стихи руками»: «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и. т. д. Подвижные игры: «Пузырь», «Совушка - сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый громкий? » (звучно произносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по правой ноздре.) Игры на формирование правильной осанки . Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят укрепление опорно - двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Выработке парильной осанки помогает игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями. Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! », «Не сутулься! »- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки. Игры: «Зоопарк» - дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а «экскурсанты» отгадывают зверя. «Мастер мяча» - дети выполняют разные виды заданий с мячом «Живое кольцо» - упражнение с веревкой. «Длинная скакалка» - дети забегают по вертящуюся длинную скакалку. «Большие ноги идут по дороге», «Ласточка», «Разбей цепь», «Регулировщик», «Море волнуется», «Мыши в кладовой». и. т. д. Игры, направленные на исправление плоскостопия . Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно - мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков». Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены». При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты. Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги, » «Бегущая скакалка», «Заяц, елочки и мороз», «Донеси, не урони» (пальцами ног, «Гуси - лебеди», «Поймай комара», «Самый стойкий» и. т. д. Игры на преодоление ожирение у ребенка. Ожирение у детей - очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения, сходные с процессом старения. Такой ребенок значительно чаще подвержен сахарному диабету, артериальной гипертонии, желчекаменной болезни. У него возможен самый худший прогноз при травмах. Для эффективного лечения необходимо, чтобы все члены семьи личным примером смогли бы изменить отношение ребенка к активным подвижным играм, к зарядке, спорту. Подвижные игры при этом заболевании проводятся для повышения интенсивности обменных процессов, увеличения энергетических затрат организма. При постоянных играх повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой. Для снижения веса ребенка можно поиграть в следующие игры: «Рак и воробей», «Стройные елочки», «Кот и воробушки», «Попрыгунчики», «Самый быстрый», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Салочки», «Веселые котята», «Зайцы и Лиса», «Поймай белочку», «Перелет птиц» и. т. д. Игры на преодоление последствий общих бронхолегочных заболеваний (аллергоз, бронхит, ОРЗ и бронхиальная астма.) При таких заболевания необходимо укреплять мышцы грудной клетки, пояса, верхних конечностей, развивать ритмическое дыхание с углубленным спокойным выдохом, дозированный бег. Игры «Совушка - сова», «Петушок», «Золотая осень» полезны и для этой группы болезней. Кроме этого полезны игры: «Учение пожарных», «Идет коза по лесу», «Вперед быстрей иди, только не беги», «Поезд», «Подпрыгни и подуй», «Самый сильный ветер». Игры и упражнения для глаз, которые помогают укрепить мышцы глаз. Задания выполнять без движения головой. «Ладошки» - закрывания ладонями глаза на тридцать секунд для снятия напряжения глаз. «Филин» - ребенку предлагают крепко зажмуриться, а потом быстро открыть глаза максимально и зафиксировать на несколько секунд. «Далеко-близко» - игра, во время которой ребенок переводит глаза с предмета в комнате на далеко расположенный за окном объект. «Листья» - следить взглядом за падающими листьями с неподвижной головой. «Солнышко» - повторять глазами траекторию движения солнца (слева кверху и направо вниз). Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры воспитатели могут проводить во время всех без исключения режимных моментов. Таким образом, процесс оздоровления детей проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий. Золотая осень Цель игры: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, чувства ритма, умения согласовывать свои действия с действиями играющих; формирование правильной осанки; улучшения функции дыхания; умение произвольно расслаблять мышцы; тонизирующее и успокаивающее воздействие на весь организм ребенка. Ход игры Дети стоят широким кругом. Ведущий четко показывает движения, дети их повторяют. Ведущий говорит: |
Читайте: |
---|
Популярное:
Творожная запеканка для детей |
Новое
- Падение тобрука Разделы этой страницы
- Несахарный диабет, что это такое?
- Козерог гороскоп камни талисманы по дате рождения
- Значение имени мурад и его судьба
- Значение имени мурат, что означает имя мурат - судьба и происхождение
- Агафья пшеницына характеристика цитаты
- Из чего состоит басня мартышка и очки
- Цитаты к направлению "равнодушие и отзывчивость"
- Мвд чувашии покрывает преступления сотрудников ведомства Умвд по чр
- Игры с читами ерн ту дай 2