Реклама

Главная - Ремонт
Павильон в царском селе кваренги. Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств.
Джакомо Кваренги родился в селении Рота Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.
Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787), Академии наук (1783–1785), Ассигнационного банка (1783–1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах.В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807) и Смольного института благородных девиц (1806–1808). Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы - характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.


Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию.
Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть.
По окончании строительства Эрмитажного театра (1787) зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней. Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным. В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры. Новый памятник на его могиле - полуколонна с урной на постаменте - был установлен Музеем городской скульптуры.



Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун

Кваренги, Джакомо - Биржа в Санкт-Петербурге. Фасад и перспектива

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге.
Часть ярусов зрительного зала с царской ложей. Совмещенный фасад и разрезы

Кваренги, Джакомо - Вид Михайловского замка

Кваренги, Джакомо - Воскресенский монастырь на Истре, или Новый Иерусалим вблизи Москвы

Кваренги, Джакомо - Гробница адмирала С.К. Грейга в соборе Вышгорода

Кваренги, Джакомо - Зал во дворце герцогини Моденской в Вене. Поперечный и продольный разрезы

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Восточная галерея у Висячего сада.
Центральный павильон. Продольный разрез

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Музейные залы над корпусом конюшен и манежа.
Часть продольного разреза

Кваренги, Джакомо - Павловский дворец. Туалетная поперечный разрез

Кваренги, Джакомо - Панорама сел Коломенское и Дьяково в окрестностях Москвы

Кваренги, Джакомо - Пейзаж с церквями у реки

Кваренги, Джакомо - Покровский собор и Спасская башня в Москве

Кваренги, Джакомо - Смольный институт в Санкт-Петербурге.
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги, Джакомо - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.
Иконостас угловой церкви фасад и план

Кваренги, Джакомо - Соборная площадь в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Теремной дворец в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Терраса с фонтанами на бульваре. Фасад и план

Кваренги, Джакомо - Торговые ряды при Аничковом дворце в Санкт-Петербурге.
Фасад, въезд со стороны Фонтанки вариант

Кваренги, Джакомо - Церковь-усыпальница в имении А.А. Безбородко Стольное. Главный фасад

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо. Кваренги был отправлен в Рим, считавшийся в то время центром художественной жизни Италии. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако. Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера. Им стал Джакомо Кваренги. Подписав контракт, итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу 1779 года. Екатериной II он был назначен придворным архитектором.

Первой работой зодчего в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Затем он построил госпиталь в Павловске. Первой петербургской работой архитектора стала разработка проекта здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Кваренги начал строительство здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), колокольни Владимирского собора (1783-1791), Эрмитажного театра (1783-1787). В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру. Здесь он жил до конца своих дней.

В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле (1784-1788), зданием Серебрянных рядов (1784-1787), занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке (1789 - 1793), строительством Круглого рынка (1785-1790), пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова (1795-1797), дома князя Гагарина на Дворцовой набережной (1798), Малого Гостиного Двора (1790-е). В начале XIX века Джакомо Кваренги строил торговые ряды напротив Аничкова дворца (1803-1805), здания Екатерининского (1803-1807) и Смольного (1806-1808) институтов, Конногвардейский манеж (1804-1807), Новобиржевой Гостиный Двор. В 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже - в 1805-м.

  • интересные места 4 ,
  • музеи 1 ,
  • театры 1 ,
  • дворцы 1

37 км, 379 м

Здание Академии - памятник архитектуры строгого классицизма

Участок к западу от Кунсткамеры был передан Академии наук в 1783 году. Тогда же архитектор Д. Кваренги создал соответствующий проект, дом был построен к 1787 году. Здание Академии наук стало символом классического стиля в архитектуре Санкт-Петербурга. Внутреннее обустройство здания Академии наук завершилось лишь к столетнему юбилею этого научного учреждения, то есть к 1824 году. К этому времени здесь разместились конференц-зал, комнаты комитета правления, физический кабинет, квартиры академиков и служащих академии, газетная экспедиция и другие службы.

Длина его фасада здания 100,97 метра. С этим зданием была связана деятельность таких учёных как П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов, А. П. Карпинский, А. Н. Крылов. В 1826 году был утверждён проект застройки квартала за зданием на набережной. Здесь к 1831 году построили музейный флигель Академии наук (Биржевой проезд, дом №2). В 1828 году в здание Академии наук из Кунсткамеры перевели Физический кабинет, преобразованный в начале ХХ века в Физическую лабораторию. На базе этой лаборатории, Математического кабинета и Сейсмической комиссии в 1921 году был образован Физико-математический институт. Он был переведён в Москву в 1934 году вслед за Академией наук. Постепенно в облик здания Академии наук вносились изменения. В 1881 году сделанная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решёткой. Малый конференц-зал здания Академии наук связан с деятельностью В. И. Ленина. Здесь в весеннюю и осеннюю сессии 1891 года он сдавал экзамены на юридическом факультете Петербургского университета. Несколько помещений в 1913-1922 годах здесь занимал "Пушкинский дом". При подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1925 году на верхней площадке парадной лестницы была помещена мозаичная картина "Полтавская баталия", созданная Ломоносовым в 1764 году. В 1934 году Президиум Академии наук СССР перевели в Москву, здесь оставили архив и библиотеку, Ленинградский научный центр НИИ СССР. В здании на берегу Невы в 1930-х годах работал Институт языка и мышления имени Н. Я. Марра. С 1937 по 1945 год здесь находилась квартира математика и кораблестроителя А. Н. Крылова.

Долгое время в здании Академии наук находилось Административно-хозяйственное управление ленинградских учреждений АН СССР. В Музейном флигеле в 1950-1960-х годах работал Институт теоретической астрономии АН СССР. В настоящее время здесь работает издательство "Наука", НИИ истории естествознания и техники, поликлиника. На цоколе здания укреплена мраморная доска, показывающая подъём уровня воды в Неве во время наводнения 1924 года.

Один из старейших театров в Санкт-Петербурге и в России

Эрмитажный театр был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 1783-1789 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра устроен наподобие античного: от сцены амфитеатром поднимаются полукруглые ряды скамей. Зал театра сохранил первоначальный вид. Уже более 20 лет на сцене Эрмитажного театра организует и проводит представления театр «Русский балет», созданный в 1990 году семьей профессиональных артистов и солистов Мариинского театра.

Зрительный зал продуман и расположен так, что при его вместительности (250 человек) и достаточной площади пространства для артистов, он не требует использования биноклей; все, что происходит на сцене, видно из любой точки. Кроме того, планировка зала позволяет звуку и свету рассеиваться грамотно, без искажений.


Старейшая больница в городе из числа лечебных учреждений общего пользования

В 1802 г вдова Павла I Мария Федоровна подала своему сыну императору Александру I мысль об устройстве больницы для бедных в ознаменование 100-летнего юбилея столицы. Разработать проект поручили придворному архитектору Джакомо Кваренги. 28 мая 1803 год — основание больницы ознаменовано закладкой камня в основании Церкви Святого апостола Павла с надписью: «Положен сей камень во основании св. храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно…».

Двухэтажное больничное здание с церковью посередине, центральным коридором боковыми палатами было закончено весной 1805 г., но открытие больницы отложили до дня Святого Александра - 3 августа,т.е. до дня тезоименитства молодого императора.

Здание больницы отмечено благородной простотой и изящной строгостью архитектурных пропорций. Внутренняя планировка больницы тоже была тщательно продумана. Палаты и комнаты отделялись друг от друга толстыми стенами, чтобы больные меньше беспокоили друг друга.В самой большой палате размещалось не более 15 кроватей. Принцип же коридорной планировки, созданный по европейскому типу, не устарел и до сих пор.

На территории больницы размещается 15 зданий, в которых находятся 18 клинических и 20 вспомогательных подразделений.

Нынешний Университет Экономики и Финансов

В XVIII веке на этом участке находился Морской рынок. В 1780-х годах он сгорел. Россия в XVIII веке практически без перерывов вела военные действия. Для обеспечения их финансовой поддержки использовали металлические деньги, серебрянные монеты. Они ценились в Европе и считались средством международных расчётов. Однако серебра русской казне со временем стало не хватать, кроме того обращение большого количества металлических денег само по себе доставляло массу неудобств. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег - ассигнаций. Для этих целей в 1769 году был основан Ассигнационный банк. В 1782 году императрица Екатерина II повелела построить специальное здание для Ассигнационного банка. Его архитектором стал Джакомо Кваренги, 5 мая 1783 года был утверждён его проект. Работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге. Здание строили с 1783 по 1790 год. Для него был выделен весь освободившийся участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками. Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы банка. Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили. Монеты в кладовые привозили на баржах по Екатерининскому каналу из Монетного двора Петропавловской крепости. Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании банка выпускали ассигнации, в 1843 году банк закрыли за ненадобностью так как в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1849 году здесь начал свою работу Государственный российский банк. 3 июня 1930 года в здании банка открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (позже Университет Экономики и Финансов, ФИНЭК, ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет, СПБГЭУ). В 1967 году во дворе со стороны Садовой улицы был установлен бюст Джакомо Кваренги работы М. Н. Мейселя и Л. Л. Лазарева.

Одна из первых городских больниц России

В настоящее время в её корпусах в Санкт-Петербурге расположены клиника военно-морской и общей терапии, а также клиника челюстно-лицевой хирургии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. В 1779 году на набережной реки Фонтанки открылась первая городская общедоступная больница, получившая название Обуховской. Первоначально больница имела 60 коек и располагалась в нескольких деревянных помещениях на территории бывшей усадьбы А. П. Волынского, казнённого при императрице Анне Иоанновне. Первое каменное здание, в котором расположился корпус мужского отделения был возведён архитекторами Дж. Кваренги и Л. Руска в 1784 году со стороны Фонтанки. Затем в 1836—1839 годах со стороны Загородного проспекта П. С. Плавовым был построен корпус женского отделения. А в 1866 году архитектор И. В. Штром возвёл вдоль Введенского канала ещё два корпуса, один из которых был назван «принцевским» в честь принца П. Г. Ольденбургского. В 1828 году психиатрическое отделение переезжает на Петергофскую дорогу и получает название Больница Всех Скорбящих Радости. 22 июля (3 августа) 1828 года состоялось освящение церкви при больнице во имя образа Божией матери всех скорбящих радости. В 1829 году при Обуховской больнице была открыта первая фельдшерская школа. В период с 1885 по 1922 год усилиями главного врача Александра Афанасьевича Нечаева больница превратилась в крупное научно-клиническое учреждение. В 1922 году, после смерти главврача, больница стала именоваться Обуховская больница имени профессора А. А. Нечаева памяти 9 января 1905 года. В 1920-30-х годах больница являлась клинической базой медицинских институтов и Института экспериментальной медицины, а в 1932 году при ней открылись Высшие медицинские курсы. В 1940 году на базе Обуховской больницы и медицинского института была сформирована Военно-морская медицинская академия. 28 декабря 1925 г. в Обуховскую больницу было доставлено тело поэта Сергея Есенина. 29 декабря там же состоялось вскрытие.

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо, в селении Рота Фуори. Семья Кваренги была известна в Италии ещё с XII века. В юности Джакомо Кваренги увлекался словесностью, литературой, показывал способность к живописи. Благодаря этому Кваренги был отправлен на учёбу в Рим, считавшийся в то время центром художественной жизни Италии.

В Риме Джакомо Кваренги начал обучаться архитектуре. В мастерской своего наставника Стефано Поцци Кваренги встретился с другим одарённым юношей, Винченцо Бренной . Некоторое время они учились вместе. Джакомо Кваренги отличался усердием в учёбе. Он совершил несколько путешествий по стране, изучая памятники античности и Возрождения. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако.

Несмотря на признание таланта постоянной работы Джакомо Кваренги не имел до 30 лет. В это же время Екатерина II оказалась разочарованной во французских зодчих и решила пригласить в Россию итальянского мастера. Им стал Джакомо Кваренги. Подписав контракт, итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург к концу 1779 года. Екатериной II он был назначен придворным архитектором.

Первой работой зодчего в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Затем он построил госпиталь в Павловске. Уже в 1783 году Джакомо Кваренги писал на родину:

"У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека" [Цит. по: 1, с. 110].

Первой петербургской работой архитектора стала разработка проекта здания Биржи на стрелке Васильевского острова . Данный проект начал реализовываться, но завершён не был. Впоследствии Биржу построили по проекту Тома де Томона .

Не зря архитектор писал о своей занятости. Именно в это время Кваренги начал строительство здания Академии наук (1783-1789), Ассигнационного банка (1783-1790), колокольни Владимирского собора (1783-1791), Эрмитажного театра (1783-1787). В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру. Здесь он жил до конца своих дней. В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле (1784-1788), зданием Серебрянных рядов (1784-1787), занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке (1789 - 1793), строительством Круглого рынка (1785-1790), пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова (1795-1797), дома князя Гагарина на Дворцовой набережной (1798), Малого Гостиного Двора (1790-е).

В начале XIX века Джакомо Кваренги строил торговые ряды напротив Аничкова дворца (1803-1805), здания (1803-1807) и (1806-1808) институтов, Конногвардейский манеж (1804-1807), Новобиржевой Гостиный Двор .

Для канцлера А. А. Безбородко архитектор построил усадьбу на берегу Невы, известную сейчас как дача Кушелева-Безбородко . Для А. Д. Ланского Кваренги строил дом на Дворцовой площади . Его же работы: дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте, Александровский дворец в Царском Селе, здание Мариинской больницы, перестройка дворца Безбородко близ Почтамта и многие многие другие проекты.

Джакомо Кваренги был известен среди современников как высоко эрудированный и образованный человек. Вместе с тем, он обладал непривлекательной внешностью, из-за чего часто становился объектом карикатур. В одном из писем зодчий писал:

"При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какие-либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю".

В другом письме:

"Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность".

Учеников архитектор не имел. В 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Российской Академией наук архитектор был признан гораздо позже - в 1805-м. Своей профессиональной деятельностью Джакомо Кваренги заслужил потомственное российское дворянство, стал кавалером ордена святого Владимира.

В 1812 году перед походом Наполеона на Россию итальянский король приказал всем итальянцам вернуться на Родину. Кваренги данному приказу не последовал, из-за чего был приговорён королём к смертной казни и конфискации всего имущества. Таким образом Джакомо Кваренги потерял возможность вернуться на историческую Родину, но обрёл новую. Победное возвращение русской армии в Санкт-Петербург в 1814 году пожилой архитектор отметил строительством триумфальных Нарвских ворот . Он начал проектировать и новый "Храм в память 1812 года" в Москве, но не успел завершить эту работу.

Джакомо Кваренги умер 18 февраля 1817 года. Его похоронили в католической части Волковского кладбища. Вдова архитектора позже уехала из России, забрав с собой семейный архив. Ныне он хранится в городской библиотеке Бергамо. В 1967 году прах Кваренги был перенесен в некрополь

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.

КВАРЕНГИ, Куаренги, Гваренги (Quarenghi) Джакомо (Джакомо Антонио Доменико) , итальянский и российский архитектор, декоратор, живописец, график, почётный вольный общник петербургской Академии Художеств (1805). Родился в аристократической и художественной семье (его отец и дед занимались живописью). В юности готовился к карьере священнослужителя или юриста, изучал богословие, философию, право, увлекался античной поэзией. Против воли родителей решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П. В. Бономини (последователей Дж. Б. Тьеполо) в середине 1750-х годов, с 1763 - в Риме у А. Р. Менгса, затем в студии С. Поцци (1764-66), где подружился с архитектором Бренной (вероятно, В. Бренна, работавший затем в России) и под его влиянием увлёкся архитектурой. В 1767-69 годах обучался архитектуре у позднебарочного архитектора П. Пози, затем у лионского архитектора А. Деризе (занимавшегося в Риме церковной архитектурой), друга И. И. Винкельмана; вместе с Н. Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. Кваренги был увлечён теорией Деризе о музыкальных пропорциях в архитектуре, даже изучал контрапункт и занимался сочинением музыки под руководством Н. Йоммелли (1770).

Под впечатлением трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» Кваренги стал страстным приверженцем палладианства (его даже прозвали «тенью Палладио»). Посетил Неаполь, Помпеи и Сицилию, затем Виченцу, Верону, Мантую, Ассизи, Римини и Пестум. В 1771-72 жил в Венеции, где подружился с архитекторами-палладианцами Т. Теманцой и Дж. Сельвой, познакомился с англичанами и получил несколько английских заказов. Кваренги также интересовался современной архитектурой классицизма: работами Ш. де Вайи, К. Н. Леду, Э. Л. Булле и Р. Адама. В 1771-77 Кваренги обновил интерьер средневековой церкви Санта-Сколастика в Субиако, которая стала одной из первых итальянских классицистических церквей. Затем работал в Риме в церкви Санта-Мария-ин-Кампителли и спроектировал музыкальный зал Капитолийского дворца (1775, осуществлён) по заказу сенатора и мецената А. Риццонико, в доме которого познакомился с А. Кановой, Дж. Б. Пиранези и другими художниками. В 1778-79 путешествовал по Южной Франции. По рекомендации Ф. М. Гримма в 1779 году Кваренги был приглашён к императорскому двору в Россию.

В 1779-1817 жил преимущественно в Санкт-Петербурге, неоднократно совершал поездки в Москву и другие города России, а также в Италию (1794-95 и 1810-11). Знакомился с древнерусской архитектурой и памятниками зодчества 18 века (исполнил многочисленные архитектурные и пейзажные зарисовки, имеющие большую художественную и историческую ценность). Среди первых архитектурных заказов Екатерины II было строительство 4 сельских церквей близ Царского Села (1781-1785, разрушены во время Великой Отечественной войны). Их простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом и низкой алтарной преградой-колоннадой, должны были напоминать о позднеантичных гробницах и храмах первых христиан, а 2 симметричные колокольни на западном фасаде, вдохновлённые венецианскими церквами Палладио, указывали и на характерную форму греческих (афонских) церквей. Один из центрических античных памятников Кваренга воспроизвёл в Казанской церкви-мавзолее А. Д. Ланского (1785-90) в Царском Селе, где также построил павильон «Концертный зал» (1784-86) и Александровский дворец (1792-96). В Петергофе Кваренги возвёл Английский дворец (1781-94, полностью разрушен в 1942 году). Среди наиболее значительных работ Кваренги в Санкт-Петербурге - здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783-90); Эрмитажный театр (1783-87; прообразом послужил «Театро Олимпико» Палладио в Виченце), Екатерининский институт на Фонтанке (1804-07; ныне часть РНБ), Конногвардейский манеж (1804-07), Смольный институт (1806-08).

Крупнейший мастер русского классицизма, Кваренги одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной городской застройке. Ему удалось вписать дворцовые типы фасадов особняков в единый ряд домов вдоль улицы; он использовал объёмные классические колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными простыми окнами и отдельными нишами с антикизированной скульптурой. Его постройки задали центру Санкт-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы на протяжении следующего столетия. В Москве по проектам Кваренги были возведены одни из самых крупных зданий той эпохи, важные в градостроительном отношении, в которых преобладала классическая тема колоссальной колоннады: Старый гостиный двор на Ильинке (проект Кваренги 1789 года осуществлён в 1791-1805 С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершён в 1825-30 при участии О. И. Бове), Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева (1803-07; строительство начато Е. С. Назаровым и др. в 1794-1803; ныне - НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782-90-е годы, совместно с Ф. Кампорези, ныне - Общевойсковая академия ВС Российской Федерации). Кваренги также были созданы проекты для усадеб (Останкинский дворец графа Шереметева близ Москвы, «Ляличи» графа П. В. Завадовского в Черниговской губернии и др.) и ряда построек в провинциальных городах России. В 1798-1800 Кваренги построил мальтийские капеллы (католическую и православную) при Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге. Около 1797 года вступил в Мальтийский орден (с 1798 года - кавалер ордена). Член Королевской Академии Художеств в Стокгольме (1796). В 1814 Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира 1-й степени.

Среди последних работ Кваренги - деревянные Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге в честь возвращения русской армии из Франции (1814; перестроены в камне и металле В. П. Стасовым в 1824-33) и конкурсный проект храма-памятника Отечественной войны 1812 года в Москве на Воробьёвых горах (1815, сохранилось 2 варианта ротонды с портиком типа Пантеона). Последний, как и другие церковные проекты Кваренги (в частности, соборов в Кременчуге и Новгороде-Северском, 1790-е годы), послужил источником творчества его последователей, в том числе для создания альбомов типовых проектов как в России (К. И. Росси, Л. Руска, И. И. Шарлемань), так и в Западной Европе. Их влияние ощущается и в российской архитектуре середины 20 века (например, в проектах монументов, посвящённых Великой Отечественной войне).

Исполнял также проекты надгробий (адмирала С. К. Грейга, мрамор, 1788, Домский собор, Таллин), погребальные катафалки для императрицы Екатерины II (1796) и Павла I (1801) в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга; рисунки ваз, торшеров и др. Был похоронен в католической части Волковского кладбища. К 150-летию со дня смерти Кваренги его останки перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры. После смерти мастера его сын и помощник Джулио выпустил два издания «Постройки и проекты» Кваренги («Fabricche е disegni», 1821; т. 1-2, 1843-44; оба - по примеру осуществлённых О. Бертотти-Скамоцци изданий произведений А. Палладио).

Соч.: Théâtre de l’Ermitage de Sa Majesté l’Impératrice de toutes les Russies. Saint-Рé- tersbourg, 1787; Le nouveau bâtiment de la Banque Impériale de Saint-Рétersbourg. Saint- Рétersbourg, 1791; Edifices construits à Saint- Рétersbourg d’après les plans du chevalier de Quarenghi et sous sa direction. Saint-Рéters- bourg, 1810; Architetto а Pietroburgo: Lettere е altri scritti. Venezia, 1988.

Лит.: Земцов С. М. Материалы для биографии Гваренги // Архитектура СССР. 1934. № 3; Эттингер П. Портреты Дж. Кваренги // Там же. 1939. № 2; Талепоровский В. Н. Кваренги. Л.; М., 1954; Богословский В. А. Кваренги - мастер архитектуры русского классицизма. Л.; М., 1955; Гримм Г. Г. Кваренги. Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Кваренги из музеев и хранилищ СССР. (Кат. выставки). Л., 1967; Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова // Русское искусство XVIII в. М., 1973; Коршунова М. Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977; она же. Дж. Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997; Пилявский В. И. Дж. Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981; Piljavskij V. G. Quarenghi. Mil., 1984; Мурашова Н. В. Контракт Дж. Кваренги // Ленинградская панорама. 1984. № 9; G. Quarenghi: Architetture е vedute. Mil., 1994; Disegni di G. Quarenghi. Venezia, 1998; Дж. Кваренги. Архитектурная графика. (Кат. выставки). СПб., 1999; G.Quarenghi е San Pietroburgo. Bergamo, 2003; Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Дж. Кваренги из Муниципальных собраний Италии. (Кат. выставки). Venezia, 2003.

 


Читайте:



Курсовая работа: Эффективность инновационной деятельности предприятия

Курсовая работа: Эффективность инновационной деятельности предприятия

Введение В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в значительной степени зависит от эффективности использования предприятием...

Состав кофе Молярная масса кофеина

Состав кофе Молярная масса кофеина

Википедия Кофеи?н - алкалоид (пурин № 7 - caffeine), содержится в таких растениях, как кофейное дерево, чай (кофеин, содержащийся в чае или...

Удаление селезенки - последствия

Удаление селезенки - последствия

– это хирургическая операция по удалению больной или поврежденной селезенки. Этот орган находится в левой верхней части брюшной полости под грудной...

О старинных святочных гаданиях Место для гадания

О старинных святочных гаданиях Место для гадания

» от 2014 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 40 выпусков. Выпуск 1 (1...

feed-image RSS