Разделы сайта
Выбор редакции:
- Агафья пшеницына характеристика цитаты
- Из чего состоит басня мартышка и очки
- Цитаты к направлению "равнодушие и отзывчивость"
- Мвд чувашии покрывает преступления сотрудников ведомства Умвд по чр
- Игры с читами ерн ту дай 2
- Polaroid: история бренда
- Порядок постановки на учет в налоговом органе
- Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия
- Диетические салаты: рецепты для похудения
- Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова
Реклама
Проблемный очерк. Сочинение на тему “Что дают человеку знания” Проблемный очерк на тему семья |
Людмила Косых
Проблемный очерк на тему : «Знаете ли Вы своего ребенка ?» На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым. А если вдуматься в его смысл? Что может наш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает , а чего не знает и как ему помочь ? Как надо изменить требования к нему, чтобы не навредить? Можно ли ожидать положительных результатов воспитания, если мы практически все делаем вслепую? И какими бы благими ни были наши намерения, немного будет стоить все то, чему мы научим ребенка, если не сохраним его здоровье, не поможем ему сформироваться духовно. Чтобы глубже узнать ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к учебе, труду, к своему делу , к окружающим. Изучая эти отношения, можно выделить и основные качества личности, поставить воспитательный диагноз и в соответствии с ним подбирать приемы и методы воспитания. Есть группы отношений, рассмотрим три из них : отношение ребенка к своему делу ; отношение к другим людям, отношение к самому к себе. Трудится потому, что ему важен результат или сам процесс труда, потому что это дает возможность делать открытия, творить или возможность завоевать лидерство, добиться признания? Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для детей главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека. Необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам . Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг. Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагоприятные дети вырастают в неблагоприятных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети. Существуют стили семейного воспитания. Отношения в семье можно представить в виде формулы : система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети) . Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения педагога. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к похвале или порицанию педагога. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными , упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение , готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству. Ребенку нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") можно использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу") . Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить, что у ребёнка есть права : право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др. Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может. Знание особенностей личности ребенка позволит определить соответствующую программу его воспитания. Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или педагогов. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина. Особенности жанраОчерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:
Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение. РазновидностиВ литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:
В чем их особенности? Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе. В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться. Как правильно сочинить текстПрежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк? Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя. Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию. Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему. Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике. Портретный очеркКак уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом. «Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции. На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык. Город СолнцаЗа время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца». Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения. Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру». Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку. Проблемный очеркЭто довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка. «Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного. О счастье и смыслеЗачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность. Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары. Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее». ДорогаЧто касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид. «Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис. Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений. СветЗдесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях. В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя. 204*. Спишите, применяя правила правописания. Определите темы пословиц и поговорок. Подберите к одним из них синонимичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афористические выражения. Объясните все случаи постановки тире. 1. (Не)надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 2. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 3. Любовь да свет так и горя нет. 4. (Не)дорог подарок дорога любовь. 5. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 6. Не та хозяйка которая говорит а которая щи варит. 7. Сер(?)це сердц.. чу..т. 8. Одно сердце стр..дает другое (не)знает. 9. И люб..шь да губ..шь. 10. Коротка что девичья память. 1. С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими - не согласны? Почему? 2. Составьте текст, полемизируя или соглашаясь с одной из пословиц. 205*. Сформулируйте 2-3 темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте план или тезисы проблемного очерка на одну из тем. 206. К. Ушинский считал наиважнейшими для человека такие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»; б) стремление к прекрасному «в отношениях между людьми»; в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости». Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место? Почему? Дайте обоснование письменно. 207*. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть сочинение-рассуждение, т. е. аргументированное. 208. Напишите очерк проблемного характера на одну из тем: 1) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь? 2) Что важнее: кем быть или каким быть? 3) Что дают человеку знания? 4) Мои раздумья о людях Земли, их жизни в прошлом и будущем. При написании очерка используйте прочитанные вами художественные произведения, статьи в газетах и журналах. 209*. Дайте толкование следующих слов (письменно). При затруднениях обращайтесь к толковому словарю. Логика, суждение, умозаключение, рассуждение, тезис, доказательство, аргумент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические вопросы и обращения, призывные интонации, гражданский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной. 210*. Подберите стихотворение, в котором удачно используются средства публицистического стиля, повышающие эмоциональное воздействие на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства, призывающие к подвигу, к борьбе за свои идеалы, к хорошему, светлому в жизни. Подготовьте анализ языковых средств эмоционального воздействия в этом стихотворении. Устное выступление К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады на общественно-политические, нравственно-этические темы. Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения. В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложе- ниями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры. В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и общественно-политическая, и разговорная. Если затрагиваются вопросы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины. 211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминаниях» писателя В. Вересаева. Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако. Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки. 1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами? 2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжест- венного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок? 3. Как вы понимаете слово двунадесят! Разберите его по составу. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте? Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу. Что поможет успешно выступить ? 1. К устному выступлению необходимо тщательно Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, против чего предостеречь. 2. Необходима личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты. 3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из героинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над произношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования. 4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.). 5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сделать своими единомышленниками. 6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных. 7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий его план, в котором должно быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение. 8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух (или запишите на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдельных слов. Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей. Итак, публичное выступление, кроме хорошего знания оратором своей темы, требует от него живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой. 212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составьте его план. Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях а может быть с лекциями и докладами. Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что известно об ораторском искусстве. Скажу одно самое простое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует но и запомнится. А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стремитесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев) 213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Языковые и композиционные особенности устного публичного выступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению». 214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что помогает овладеть таким мастерством? Напишите об этом. Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» сменено и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина П. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар передражнивания, представлял в лицах и начальника своего - шутка невинная!». В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово. Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» - бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алены, где ни неба, ни земли, ни воды, - одна зыбь поднебесная и часовой ходит... Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих. Большой популярностью пользовались устные выступления со сцены И. Л. Андроникова - о писателях, артистах, ученых. Многие из его устных выступлений записаны и опубликованы. ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА Это первая попытка перевести в буквы рассказ, который долгие годы существует только в устной моей передаче и входит в число самых для меня важных «устных рассказов». Но... Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру - тембр голоса, манеру произношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а главное, интонации. И тем самым интонационный подтекст. Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соединились впечатления от многих встреч с Алексеем Николаевичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, раннюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и даже по три раза. Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множество интонационных «эскизов», долгие, почти непроизвольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно было бы угадать «строение характера». <...> Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...> Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кругом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я больше был им и гораздо меньше собой. Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого перешли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресение» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Качалов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (драматург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот новые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал: Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил Я удивился: У меня такого рассказа нет. Нет, так будет. Я даже не знаю, с чего начать. А ты начни, и начнется. Сперва они разговаривали в передней... Так иди в переднюю и начинай. Я вышел и голосом Толстого позвал: Туся, Вася Качалов приехал!.. И рассказал все без запинки - примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобразив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Наконец применение нашлось. Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разбирать и пересказывать эту историю. С тех пор я исполнял эту историю постоянно. 4 В клубах интеллигенции. 4 В гостях. 4 В концертах. В войсках Калининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством такта по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою лихие трансформации текста, сложившаяся конструкция оставалась. И многие части текста сохраняются до сих пор. Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулуарах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкинском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя. 4 И себя - Качалов. 4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случилось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз исполнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня своим доброжелательным смехом. Горький же не только одобрил рассказы, но заметил при этом импровизационные различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом... Потом это превратилось в воспоминание. С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже - по исполнению. В 1946 году я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, первая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, - не мне. Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляются интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте? 215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или сказочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектаклей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке. 216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлучаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особенно ярко вспоминаются. Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, чтобы его название и содержание отражали основную мысль. После устного воспроизведения запишите его. 217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте передать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и образные выражения речи (сначала устно, потом письменно). 218. Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как 1. Нач..л с кувшина конч.,л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчан. .е золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма, .шь. 8. Слово молв..т с.л..вей поет. 219. Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.) ГТ1 Доклад - наиболее сложная и ответственная фор-^-Vi ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью. В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное положение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при рассказе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности . 1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения. 2. Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить. 3. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А. Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому». 4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения. 5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания. 6. Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует (и довольно часто) особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. При этом важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы. В докладе используются слова следует, нужно, необходимо, должно быть. Надо избегать семантически опустошенных слов: вот, это, это самое, так, ну, того, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать, э-э-э и др. 220. Подготовьте доклад о жизни одного из замечательных людей науки или искусства: выдающегося русского лингвиста, географа, физика, общественного деятеля, художника, артиста. Дискуссия Надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу. Что для этого важно ? 1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументированно, доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не силой голоса, а фактами. 2. Защиту взглядов (своих или другого выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление. 3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики. 4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фактов, высказываний, уход от главного). 5. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи. 6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приемов, возможностей доказать ее несостоятельность. Вот некоторые из них: а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал; б) критикуется система доказательств: покажите, что в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это); г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду. 221. Спишите отрывок из статьи В. Распутина «Ищите женщину». В чем своеобразие позиции автора? Жертвен(?)ость и целительность сер(?)ца были настроением женщины и в просвещенных кругах (в)плоть (до)середины и даже за середину прошлого века о чем свидетельствует русская литература всегда умевшая чутко ул..вить внутрен(?)ие общественные звуки. Ольга Ильинская наде..тся победить лень Обломова Вера у Гончарова же в (О, о)брыве рассчитывает смягчить губительный ниг..лизм Марка Волохова Соня Марм.-ладова у Достоевского готовая на все чтобы спасти от отча..ния Рас-кольн..кова по бескорыс(?)ному сложению своей нравственной фигуры достойны памятника коли и литературным героям даров..ны теперь эти почести - чей еще образ мог бы служить указанием на велич..е женщины! - Тебе же он не нужен! Он же тебе мешает! А мне просто необходимо слышать его смех. Необходимо, чтобы жить дальше… - Нет! - твердо произнес мальчик. - Он нужен мне, папе, маме… Он подрастет и станет мне хорошим другом. Я забираю его отсюда. - Хорошо, - сказала ведьма. - Давай меняться. Вот это - на брата. И в руках у нее оказались ролики, не обыкновенные, а такие, о которых можно только мечтать. Но мальчик даже не мог подумать а таком обмене! Схватив братишку за руку, он стрелой выбежал из избушки. Тяжел был их путь домой. Старуха устраивала всяческие преграды, но ребята все равно упорно приближались к родному дому, причем старший почти всю дорогу нес младшего на плечах. Как же им обрадовались родители! Сколько было слез и смеха! Мама с папой по очереди обнимали детей, а потом обнимались все вместе. Когда вся семья успокоилась и дети лежали в постели, мама присела на кровать рядом с мальчиком, погладила его по голове и сказала: «Я помню твою просьбу подарить тебе на день рождения ролики». И в руках у нее оказались чудесные ролики, не такие прекрасные, как у старухи, но главное, заслуженные. 427. Как легко жить, плывя по течению реки жизни! Жить так, когда каждый день протекает для человека в удобстве, тепле и уюте, без проблем и необходимости принимать то или иное решение, совершать тот или иной поступок. Поступок, который может изменить всю жизнь. Легко каждый день идти на поводу у своей лени и бесхарактерности. Тяжело всей своей жизнью подтверждать высокое звание человека. Тяжело каждый день бороться за честность, справедливость, правду. «Душа обязана трудиться и день и ночь!» - сказал поэт. Должна, но это очень непросто. Непросто с детства приучать себя к выполнению строгих правил, соблюдение которых впоследствии сослужит хорошую службу. Каждый день рано вставать, делать зарядку, содержать тело и дух в чистоте, соблю- StudyPort дать режим дня - все это приучит к самодисциплине, которая. сделаетru из тебя целеустремленного человека. Быть честным, справедливым, не бояться заступиться за слабого, уметь отстоять свою точку зрения - значит быть цельным человеком. Не выбирать удобных путей в жизни, а торить свой путь, каким бы он не был тернистым. И тогда, огладываясь назад, можно будет признать, что жизнь прожита не зря и нет сожалений о прошедших годах и совершенных поступках. ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК428. Рассуждение - смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его; вывод. Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где- то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга есть, но ее еще нет! Нет, пока не прочтет хоть один читатель. Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и... всё? А разве что- то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая- то новая струнка, не поселилась в голове ка- кая- то новая дума? Разве не захотелось что- то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой? Книга... Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая , мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт , сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери . В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. Н. Морозова. Вот вышло ... - аргументы. В общем - вывод. Данный текст не является проблемным очерком, т.к. в нем не стоит ка- кой-либо проблемный вопрос и отсутствуют признаки очерка. Это чистое рассуждение. 429. Тема - семья в структуре общества. Идея - семья - основа общества. Заглавие «Семья и традиция в русской культуре». Лексика, отражающая быт старой русской крестьянской семьи: изба, дворище, печище, терем, головня, кашка, муж, жена, пастырь, глава, крест, старейшина, большак, набольшой, старшой, мирская сходка, большуха, старшая. 1. Понятия «род», «семья» стали одними из ключевых в русской традиционной культуре. 2. Издревле в России с семьей связывались основные человеческие от- ношения. StudyPort 3. В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось.ru свя- щеннослужителями. 4. Семья уподабливалась церковному клиру. 5. Упорядочению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация Проблема семьи на современном этапе является одной из самых важных в социальной политике государства. Сегодня с семьей связано огромное количество трудностей. В связи со сложной экономической ситуацией в стране молодые люди не заинтересованы создавать семьи, главным образом, потому, что им не на что содержать их. Вследствие этого падает рождаемость населения, и, следовательно, уменьшается процент работоспособного населения при одновременном увеличении пенсионеров. Рост молодежной наркомании и алкоголизма также способствует разрушению семейных основ. Увеличившееся число разводов за последние годы сильно сказывается на демографической ситуации в стране. Так что, мы можем констатировать, что пока в обществе не будут восстановлены нормальные семейные отношения, нашим экономическим и политическим бедам не будет конца. Что касается моего личного мнения, то мне кажется, что понятие семья несколько изменилось за последние годы. Так, мы, представители молодого поколения, в большинстве своем склонны считать, что для создания семьи совершенно необязательно регистрировать свои отношения в ЗАГСе. Поня- тие официальный брак заменяется в данном случае на брак гражданский . Наши родители обвиняют нас в связи с этим в отсутствии ответственности. Однако, как мне представляется, в большинстве случаев штамп в паспорте вовсе не является гарантией ответственности и поэтому кажется лишь ненужной формальностью. Гарантией ответственности, главным образом, должно служить воспитание в человеке таких качеств, как порядочность, честность и уважение прав других людей. Именно такой подход, как мне кажется, позволит избежать в некоторой мере таких явлений, как материодиночки, аборты и детские дома. 430 . Основная тема пословиц - семейный уклад. С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне. Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад. Птица радуется весне, а младенец - матери. Любовь да совет - так и горя нет. Не дорог подарок - дорога любовь. От хозяйского глаза жиреет и кот. Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит. Сердце сердце чует. Одно сердце страдает, другое не знает. И любишь, да губишь. Коротка, что девичья память. 431 . Темы актуальные для общества: «Борьба с коррупцией», «Частное право на землю», «Обязательная воинская служба». План очерка на тему «Обязательная воинская служба». 1. Обязательная воинская служба - призывное рабство. 2. Истоки обязательной воинской службы. 3. Как формируют армию в цивилизованных странах? 4. Альтернативная служба и профессиональная армия. 5. Закон об альтернативной службе РФ - очередная подачка призыв- StudyPortникам. .ru 6. Вывод: обязательная воинская служба - антидемократическая мера, требующая отмены. 432 . «Страстное стремление к истине» - это духовный и творческий поиск человека. Прекрасное «в отношениях между людьми» - это любовь и дружба. Совесть - чувство нравственной ответственности. «Стремление к совершенству» - человеческий идеал; вера. «Чувство справедливости» - отношение к окружающим как к самому себе. 434. Что дают человеку знания? Знания дают человеку если не все, то очень многое. Без знаний человек не знал бы своего прошлого, не осознавал бы настоящее, и будущее для него было бы туманно. Ведь знание - это очень широкое понятие, которое включает в себя и умение вести себя, и представление об окружающем мире, и навыки в той или иной деятельности и многое другое. Представьте себе, что человека лишили бы всего этого... Что бы было? Человек, вероятно, тогда ничем не отличался бы от животного. Знания, таким образом, служат для нас не только путеводителем в жизни, но и удовлетворяют наши самые различные духовные потребности. Потребность узнавать новое, открывать для себя неизвестное ранее - все это заложено в человеческой природе. Учеба - один из способов получения знаний. Народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». Поэтому нужно брать от жизни максимум в плане образования, особенно сейчас, в молодости, когда формируется характер и мировоззрение человека. Этот же период и наиболее продуктивный для учебы. «Тяжело в учении, легко в бою» - еще одна поучительная пословица. Ее можно перефразировать в соответствии с нашей темой: чем больше человек знает, тем легче ему по жизни. Таким образом, знания дают человеку умение жить в обществе, помогают ему найти свое место в жизни и, несомненно, делают саму жизнь интереснее и разнообразнее. 435 . Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений, умозаключений. Суждение - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяется и раскрывается через другое; мнение, заключение. Умозаключение - вывод, заключение. Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Тезис - положение, требующее доказательств. Доказательство - факт или довод, подтверждающий, доказывающий что-либо. Аргумент - довод, доказательство. Анализ - метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. StudyPort Синтез - метод исследования явления в его единстве и взаимной.ru связи частей. Логическое единство - неразрывность, взаимная связь суждений. Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к об- щим выводам. Дедукция - способрассуждения отобщихположенийкчастнымвыводам. Обобщение - общий вывод. 436. Н.А. Некрасов «Сеятелям». Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с добрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ... Художественно-стилистические особенности. Метафоры: сеятель знанья, нива народная. Эпитеты: хилыми, сердечное. Инверсии: нива народная, всходами хилыми, Градация: сейте разумное, доброе, вечное... А.С. Пушкин «Пророк». Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, - И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он,- И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи StudyPort В уста замершие мои .ru Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул. И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Художественно-стилистические особенности. Метафора: духовная жажда. Эпитеты: мрачная, вещие, празднословный, лукавый, трепетное, пылающий. Сравнение: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. Каждый день, час, минуту и даже секунду в мире происходят изменения. Мы не можем оставаться на месте, а должны идти в ногу с прогрессом. Для этого нужно развиваться, поглощая различную информацию отовсюду. Залог успехаБудущее любого человека зависит от багажа знаний, которые находятся у него за спиной. Они помогут построить надежный фундамент из точных целей и прочных жизненных позиций. Знания приходят к нам из внешнего мира, протекают по всему сознанию и оставляют следы на долгие годы. Умный человек – это огромная созидающая сила, которая влечет за собой мудрость, богатство, любовь, долголетие. Только упорство и желание обучаться чему-то новому даст огромный успех в любом деле. Тот, кто много читает получает взамен большой запас слов. С каждой прочитанной книгой приходит четкое понимание мира, выстраивается характер, жизненные нравы и принципы. С такими людьми очень приятно общаться, от них можно почерпнуть много нового.
Вперед к совершенствуБыть всесторонне развитым – это не только интересно, но и полезно для жизни. Со знаниями человек становится самодостаточным, не требуя ни от кого ничего взамен. Все мировые заслуги, от самых маленьких и до глобальных масштабов, принадлежат обознанным, интеллектуально развитым людям. Мир вокруг нас продолжает совершенствоваться только с помощью новых знаний. Знание подготавливает человека к будущему. Чтобы добиться в жизни успеха, оставив после себя след, а также стать полезным обществу необходимо всегда стремиться к познанию нового. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Что приготовить на завтрак быстро |
Новое
- Из чего состоит басня мартышка и очки
- Цитаты к направлению "равнодушие и отзывчивость"
- Мвд чувашии покрывает преступления сотрудников ведомства Умвд по чр
- Игры с читами ерн ту дай 2
- Polaroid: история бренда
- Порядок постановки на учет в налоговом органе
- Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия
- Диетические салаты: рецепты для похудения
- Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова
- Творожная запеканка для детей