Реклама

Главная - Электричество 
Психодраматический и телесно –ориентированный подход. Телесно-ориентированная психотерапия: Базовые психологические проблемы человека, уродующие его тело Гимнастика для глаз

О четырёх базовых проблемах человека в телесно-ориентированной психотерапии по Владимиру Баскакову

Теоретики (и, разумеется, вслед за ними - практики) телесно-ориентированного подхода в психотерапии выделяют всего четыре базовых проблемы человека, которые связаны напрямую с нарушениями нормального тока энергии в теле, с ненормальным напряжением или ненормальным расслаблением разных групп мышц.

Давайте познакомимся с этими азами , прежде чем начать применять (или не применять) к себе методики исцеления души и тела по системе телесно-ориентированной психотерапии.

Владимир Баскаков. Наш современник, москвич, психотерапевт и автор методики психотерапии выделил эти четыре базовых проблемы, и получилось так, что с ним согласилось всё психотерапевтическое сообщество. Прислушаемся к его мыслям и мы с Вами.

Первая базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

СВЕРХКОНТРОЛЬ

Возникает проблема - в голове, а отражается - на теле. Бороться с этой проблемой трудно, так как контроль и самоконтроль - это почти единственные и несомненно главные помощники человека в его попытках выжить в природе и социуме. И разрушить их - это разрушить человека.

И вот, как всегда, враг - это гипертрофированный друг. В малых дозах - лекарство, в больших - яд. Так например, «взбесившийся» иммунитет порождает аутоиммунную агрессию - самый страшный недуг из недавно открытых...

Как функционирует сверхконтроль в простой жизни?

Приведу очень яркий пример, любимый у психотерапевтов-лекторов. Ибо заставляет пробудиться всю аудиторию.

Вот, скажем, сидят муж с женой вечером, пьют чай. Он (муж) её чем-то раздражает. Это раздражение - сиюминутное, и грех с ним не побороться, ради своей же пользы. И тогда жена включает - самоконтроль. Чтоб не возникло скандала или даже намёка на какое-либо неудовольствие. Похвально.

Но вот наступила ночь, и супруги ложатся в постель. Здесь настаёт момент, когда контроль надо бы отключить: контроль, разум, всякие «дневные расклады». Но пресловутая СДЕРЖАННОСТЬ заклинила, как неисправный выключатель, и поэтому никакой секс с такой женщиной-самураем невозможен. В первую очередь, невозможен для неё самой...

Поговорим и о мужчинах. Я знаю много таких мужчин, которые, придя с девушкой в кафе, всегда садятся лицом к выходу так, чтобы держать на контроле свой припаркованный автомобиль!

Но у некоторых сверхконтроль приобретает уже самые параноидальные формы. Так, не имея никакого автомобиля, они всё равно садятся как угодно, только не спиной к выходу... Эти бравые мужчины пережили трудные девяностые? В них стреляли братки? О, если бы! ВЕДЬ НИЧЕГО ПОДОБНОГО В ИХ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО. Сверхконтроль на пустом месте...

Скажите, о чём можно говорить в кафе с такими людьми? Способны ли они расслабиться и получать от жизни удовольствие?

Вторая базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМНЫЙ КОНТАКТ

Владимир Баскаков локализует проблему с контактами в зоне рук. Ведь именно руками мы трогаем мир... на уровне ума, проблема выражается в том, что человек осознаёт: он контактирует либо не так либо не с тем и не с теми , с кем ему приятно было бы контактировать.

На уровне тела это порождает брезгливость, суетливые движения руками, постоянное напряжение в зоне плеч, потливость ладоней, «писчий спазм» ...

Если у человека Вы наблюдаете: беспокойные, суетливые руки, руки, совершающие избыточные и некрасивые движения, «руки-крюки», «руки-в-брюки», «руки-в-волосы» (отчего голову приходится мыть каждый день)... всё это свидетельствует о том, что человеку неприятно контактировать с этим миром...

Как тут помочь? Срочно посадить свои руки на диету из «деликатесов». Кормить их прикосновениями к шёлку, шерсти, кошачьему уху - всё, что вызывает у человека «тактильный оргазм» поможет успокоить руки, которые «тошнит» от этого мира.

Вспомните Амели, эту скромную парижскую девушку, которая находит удовольствие в маленьких радостях: опускать руку в мешок с зерном, надламывать чайной ложечкой корочку на крем-брюле, печь «блинчики» на канале Сен-Мартен...

Третья базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМА ОПОРЫ

Как Вы можете догадаться, проблема опоры связана, конечно, с ногами, со стоянием на этой земле, с заземлением...

на уровне ума проблема связана с тем, что человек не чувствует уверенности, он пребывает в хроническом ощущении того, что «его почва выбита из-под его ног».

Человек как бы не чувствует «поддержки от матушки-земли» (простите за этот сказочный, сказительский тон - но здесь понятней не выразишься). Земля, как вздорная юная кобыла, презрительно скидывает его со своего крупа, мол, какой из тебя кавалерист - у тебя вон коленки дрожат.

Что тут можно сделать? Только насильно заставить себя ощутить СЦЕПЛЕНИЕ двух поверхностей - стоп и почвы, тверди. Убедиться в том, что оно есть, что оно никуда не делось и деваться не собирается, что метафоры про землю-норовистую кобылицу - это бред больного воображения.

Ходить босиком, ходить по тому, что - ПРИЯТНО.

Четвёртая и последняя базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМА СЕКСА

Об этой проблеме в любой школе психотерапии говорится так много и часто, что мы не будем останавливаться на ней подробно - здесь.

Кроме того, эта тема требует уважения, и поэтому её нельзя «запихнуть» в мини-подраздел одной мини-статьи.

Я скажу только главное. Любые проблемы, которые возникают в голове человека по поводу роли и места себя самого в такой глобальной вещи как секс - отражаются на тазовом сегменте тела и приводят к многим печальным последствиям.

Сначала - к изменениям походки и манере держать своё тело. Потом - к болезням органов малого таза.

Вот эти вышеперечисленные четыре базовых проблемы человека - они общи для всех, встречаются у каждого (выраженные более или менее сильно) и являются корнями всех прочих проблем-ответвлений.

С этим (с каждой из четырёх) будет работать телесно-ориентированный терапевт, если Вы обратитесь к нему за помощью.

Он не будет копать Ваши отношения с бабушкой или отчимом. Он не будет спрашивать про Ваши сны. Он посмотрит на то, как ведут себя Ваши руки, Ваши ноги, Ваш таз. Он проверит Вас на сверхконтроль.

И решив проблемы в каждой из четырёх названных областей - отпустит с миром - совершенно здоровым (и красивым) человеком.

Вы готовы к подобному приключению?

Как избавиться от привычки к оценочным суждениям? Почему оценочные суждения это плохо? Психология и Людвик Витгенштейн

Лист бумаги - легче, чем молоток, если только в этот лист бумаги не завёрнут камень...

У психиатров есть байка, которую они любят рассказывать своим студентам. Жила одна дама, которая была скорбна разумом. Скорбь её сводилась к тому, что была эта дама — не в меру озабочена сексуал...

Хороших цветов в психологии всего четыре. Они не просто «хорошие» цвета, они — «основные» и ещё — волшебные. Потому что они не только диагностируют, но ещё и мощно...

Старый византийский анекдот, восходящий к восточным притчам об истинной святости, которая иногда посещает царей, но отвергает монахов

Синдром предков, генограмма, семейные расстановки или «Что такое - «я – русский!»»? ..Психология нации, Достоевский и Иванов.

Телесно-ориентированным подходом специалисты называют одно из наиболее эффективных тенденций современной практической психологии. Эта разновидность психотерапии - одно из ключевых направлений, второе название которого - соматическая психология.

В Америке, Европе - в тридцати пяти странах мира в настоящее время создано и работает более пятидесяти организаций и институтов, которые практикуют обучающие и терапевтические программы всевозможных направлений и школ телесно-ориентированного подхода.

Душа и тело связаны

Все, что случается с душой человека, сохраняет отпечаток в его теле. Наше бессознательное и сознание в девяносто процентах случаев говорят не с помощью слов, а через сигналы тела. Важно уметь улавливать эти сигналы, слушать свое тело, находится с ним в тесном контакте.

Суть телесно-ориентированной психотерапии

Психотерапия этой разновидности появилась и развивается в двух основных вариантах:

  • в в виде самостоятельного направления психотерапии и психологии;
  • как дополнительное направление множества сложившихся раньше психологических подходов, взятых из психоанализа, гештальт-подхода, экзистенциальной психологии.

При этом специальные приемы работы с телом используются не как источник информации, а как основное средство терапевтического непосредственного воздействия. Можно сказать, что телесно ориентированная психотерапия является искусством, наукой, способом исцеления души через варианты работы с телом, а также с проблемами и переживаниями человека, запечатленными в теле.

Как работает терапия

Кроме общепринятых, в телесно ориентированной психотерапии используют специальные методики психотерапевтического воздействия, которые расширяют возможности оздоровления человека и личностного роста. Речь идет:

  • о терапевтической работе с дыханием, движением, мышечным тонусом, функциями тела, энергобалансом;
  • о межличностных и энергетических границах;
  • об ощущении безопасности и ресурсов развития.

Телесно ориентированная психотерапия является психологией чувств и человеческой телесности. Она основывается на целостном подходе к тому, чтобы устранять трудности, стрессы, кризисы, с которыми приходится сталкиваться в процессе жизни. Психотерапия этого рода представляет собой систему психологической коррекции, поддержки, помощи, исцеления – самого обширного перечня человеческих проблем. Психотерапевты учат справляться с тяжелыми переживаниями типа горя, утраты.

Мастер – класс на тему:

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»

1. Вступительное слово.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о «телесно-ориентированном подходе» в развитии и обучении детей с ОВЗ, насколько он важен и необходим и рассмотрим некоторые приёмы и игровые упражнения на данную тему.

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентировнных методов в работе с детьми с нормативным и отклоняющимся развитием в контексте развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ.. По данным исследований за последние 5 лет количество таких детей выросло до 70%. Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими заболеваниями и различными психосоматическими проявлениями.

Все более актуальной становится разработка программ комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольных учреждений. Современные методы коррекции отклонений в психическом развитии детей разделяются на два основных направления.

    собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.

    Второе направление - методы двигательной (психомоторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Поэтому, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы.

К чему же приводит телесное закрепощение (необходимость поддерживать определенную позу, ограничение возможного набора движений) во время занятий в сочетании со все возрастающей учебной нагрузкой?

    Со временем проявляются в повышении у детей уровня нервно-психического и телесного напряжения с одновременным снижением уровня активности и сдвигом эмоционального фона в негативную сторону.

При этом педагоги и родители отмечают неконтролируемое, спонтанное сбрасывание скопившегося напряжения, после чего им с трудом удается «включиться» в занятие.

    Более сложной является ситуация, когда ребенок уже не «растормаживается», а просто «выключается» на занятии. Здесь уже не до процесса усвоения знаний.

В связи с этим актуальным является обучение детей основам произвольной саморегуляции своего психического состояния и поведения.

На занятиях с детьми, безусловно, должны быть использованы

элементы телесно-ориентированных (двигательных) методов. В процессе работы ребенок учится устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

Какие элементы мы можем использовать в своей работе?

    Пальчиковая гимнастика

    Самомассаж пальцев рук

    Массаж (лёгкий массаж типа «рельсы- шпалы»)

    Вибромассаж

    Дыхательная, звуковая, артикуляционная гимнастика

    Подвижные игры различной интенсивности

    Ритмические и танцевальные упражнения

    Релаксационные упражнения

    Рисование на спине букв, цифр

    Стихи с движениями

    Рисование пальчиковыми красками.

    Рисование пальчиками на песке

Где можно использовать элементы телесно-ориентированного подхода? Данные методы можно интегрировать в различные виды деятельности ДОУ

    Утренняя гимнастика, физкультурные занятия

    Физкультминутки во время собственной образовательной деятельности

    В совместной деятельности с детьми как часть занятия

    На прогулке

    В индивидуальной и коррекционно – развивающей работе

    В организации режимных моментов (одевании- раздевании)

    В игровой деятельности

2. Практическая часть

Давайте проведём следующее игровое упражнение.

«Гномики». Данное упражнение можно использовать как часть любого занятия.

Гномики проснулись, сладко потянулись (потянуться).

Нос, рот, голова (руками касаемся частей тела),

Уши, щеки, лоб, глаза,

Плечи, плечи,

Шея, грудь –

Не забыть бы что-нибудь!

Ноги: топ-топ, (топнуть)

Руки: хлоп-хлоп (хлопнуть).

Раз – туда, (правая рука – в сторону)

Раз – сюда (левая рука – в сторону).

Это – «нет» (покачать головой),

Это – «да» (покачать головой).

Начали одеваться (показать).

Гномики умылись (показать), встать не поленились.

Вышли гномы на крыльцо (открываем дверь),

Солнце светит им в лицо (подняли голову, зажмурили глаза),

Зайцы в гости к ним спешат (шагаем),

В барабаны все стучат (шагаем и стучим в барабаны: руки согнуты в локтях,

запястья напряжены, имитируем барабанную дробь).

Пошумели, постучали, в гости всех друзей созвали!

И мы подарочки возьмём, в гости к гномикам придём!

Что вы чувствуете после такой зарядки? Какие ощущения возникли в вашем теле?

Молодцы. Следующий элемент телесной терапии можно применить в релаксационных упражнениях.

Сейчас мы выполним упражнение на снятие напряжения с туловища, ног и рук.

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сожмите пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

«Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Почувствуйте, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

А теперь на снятие напряжения с лица.

«Бабочка»

Представьте себе теплый лет ний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - под ставьте нос солнцу, рот полуот крыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу квер ху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, энергично двигайте носом. Бабочка улетела. Рас слабьте мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Отдохнули, расслабились. А теперь попробуем порисовать необычным способом пальчиком «на спине». Эти упражнения развивают чувствительность, воображение. Предлагаю следующие упражнения:

«Волшебные линии»», «Геометрические фигуры» Летний дождь», «Радуга».

А теперь вспомним изученные буквы.Печатаем А,У,М и т.д, цифры 5,7.

Молодцы. Продолжаем. Развивающие упражнения :

"Ухо - нос"

Сначала по показу, а затем самостоятельно берём левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.

"Накачаем мышцы"

Сидя, сгибаем руки в локтях, сжимаем и разжимаем кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"

Выполняем свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"

Предлагаю показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

Рисование в воздухе "Горизонтальная восьмерка"

- Предлагаю Вам нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

3.Заключительная часть.

Таким образом,телесно-ориентированный подход эффективен для:

    развития координации и равновесия;

    мелкой моторики; речи;

    зрительных, тактильных, слуховых анализаторов;

    эмоциональной сферы;

    навыков общения;

    повышения сенсорной чувствительности; обучения основам саморегуляции;

    коррекции нарушений эмоционально-волевой сфере детей;

    снятия эмоционального и психомоторного напряжения.

Спасибо всем за участие! До свидания!

Литература:

1.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» М., 2005.

2.Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия// Автор - составитель Л.С. Сергеева. СПб, 2000.

3.Использование интернет ресурсов.

Телесно-ориентированная терапия является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений телесно-ориентированной психотерапии.

Телесно-ориентированная терапия – это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

В любой момент жизни состояние тела человека – это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше “Я” выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы.

Что из себя представляет телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

Существенной особенностью ее является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия “вне цензуры сознания”, что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Важно также и то, что данный вид терапии способствует выведению на уровень осознавания тех глубинных аспектов скрытого бессознательного процесса, происходящего между клиентом и терапевтом, которые обычно неразличимы и мало доступны для работы в “вербальных” методах терапии.

Так, одно из направлений телесно-ориентированной терапии специализируется на изучении связей между эмоциональными травмами, переживаемыми ребенком в детстве во взаимоотношениях с родителями (начиная с внутриутробных) и предопределяемыми ими типами характера.

Тип характера – как способ регуляции стресса

Тип характера – как способ регуляции стресса, формируется с младенчества и запечатлевается в особенностях структуры и функционирования тела, “кодируется” в эмоциях и чувствах, которые переживает человек. И именно тип характера выражается в особенностях поведения, отношений и набора проблем, с которыми мы имеем дело во взрослой жизни. Фактически, здесь дается ответ на вопрос: “Почему я такой?” и что можно с этим сделать, как изменить себя. Если бы все родители маленьких детей были знакомы с этой областью знаний и умений, то затруднений в воспитании у них было бы меньше.

В телесно-ориентированной терапии используются, кроме общепринятых, и специальные средства психотерапевтического воздействия, расширяющие возможности личностного роста и оздоровления человека. Например, терапевтическая работа с движением, дыханием, мышечным тонусом, энергобалансом и функциями тела; с энергетическими и межличностными границами; с ресурсами развития и ощущением безопасности.

Будучи психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему – психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции – обширного круга человеческих проблем.

К ним относятся эмоциональные травмы, связанные со сложностями взаимоотношений в семье и на работе; деформации процесса развития личности; невротические расстройства, последствия пережитых стрессов и жизненных драм; духовные кризисы и поиски; умение справляться с тяжелыми переживаниями, такими, как горе, утрата. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства – ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др.

Телесно-ориентированную терапию можно назвать психологической азбукой здоровья, дающей ключ к осознанию смысла переживаемой проблемы или заболевания, к их исцелению. Вместе с тем, телесный опыт – это обширная сфера самопознания, которая дает возможность исследовать – каким образом чувства, желания, запреты “кодируются” в теле; разрядить и реализовать блокированную эмоциональную энергию; добиться более полного телесного самовыражения и психологической интеграции.

Хотелось бы обратить внимание читателя, на то, что огромный опыт человечества, а также результаты научных исследований показывают, что прикосновения, то есть различные виды телесного (тактильного) контакта играют колоссальную роль в человеческой жизни. В телесно-ориентированной терапии прикосновение – это один из основных языков мышц, нервов, кожи, формирующий пространство любви, поддержки и заботы.

Дело в том, что в области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития.

Искусство прикасаться и принимать прикосновения – это путь к контакту с “внутренним ребенком”, к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства “Я”. В. Райх – основатель телесно-ориентированной психотерапии – указывал на терапевтическую ценность касания, как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально, не менее, чем в питании, нуждается в контакте с телом матери, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии.

Известен феномен “сенсорного голода”, когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), ” недолюблены” с младенчества из-за того, что их родители сами бояться прикосновений, объятий и недостаточно берут их на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. В этом же и трагедия неблагополучной старости, когда к пожилому человеку никто не прикасается. Есть английская поговорка о том, что у кошки высыхает спиной мозг, если ее никто не гладит.

Вообще, все, что происходит с ребенком на первом году жизни, плотно запечатлевается в его сознании и в теле, и формирует его личность. Антропологи изучали особенности телесного контакта и отношения к младенцам в различных культурах и получили интересные результаты. Так, каннибальские племена в Африке после родов носят младенцев в жесткой корзине без подстилки за спиной, изодранного и исцарапанного, мало кормят (в течение 5 минут) и снова бросают в корзину. Мать должна воспитать агрессивного ребенка, иначе его съедят. В других, дружелюбных племенах, мать, напротив, постоянно носит младенца на себе. При этом, лицо у ребенка постоянно открыто, он меняет позу вместе с матерью, видит все вокруг, что позволяет его телу, мышечной системе быстро развиваться. Он постоянно получает тактильный контакт, обладающий глубоким развивающим и поддерживающим рост влиянием. Дети этого племени спят вместе с матерью и в итоге, опережают своих сверстников в развитии на 3 месяца. В этом возрасте они начинают сидеть, в 6 месяцев – ходить. Если обычного европейского ребенка носить на теле и содержать также свободно, то он показывает средние показатели развития – между негритенком и европейским ребенком, которого обычно пеленают. В племени Майя детей тоже носят на себе, но из-за сурового климата им закрывают лицо. Впоследствии они крепки и выносливы, но мало любопытны и не склонны к познанию мира.

Важным обстоятельством является также то, что когда ребенок с рождения находится в контакте с телом матери, то ее материнский инстинкт быстро развивается и налаживается грудное вскармливание. Идеальный вариант, когда кормление происходит живот к животу, тело к телу – когда он раздет и прижат к матери. Постоянный тактильный контакт, укачивание на руках – как установили невропатологи, – снижает даже внутричерепное давление у младенцев и обеспечивает полноценные условия его здоровья и развития.

Тело и телесность

Обратимся к понятию “телесность”. Понятия “тело”, “телесность” – ключевые в телесно-ориентированной терапии. “Телесность” – это не только ядро – собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные явления сознания – традиции, желания, потребности. Чрезвычайно важен тот факт, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах.

Тело – это изначальная данность в жизни родившегося ребенка. Развиваясь, именно свое тело он прежде всего вычленяет из реальности. Позже тело структурируется, как основа личности и ее сознания и воспринимается как “Я”. Именно телесно – чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте.

Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени и необходима ему для осознания и освоения собственной природы. Мир телесности – это проводник, помогающий восстановить утраченный контакт с частями нашей души и духа. В этом смысле А. Лоуэн называл тело “спасителем души”. Тело – это храм его души, носитель его духовной силы и творческой мощи. Именно поэтому одним из основных принципов телесно-ориентированной терапии является положение о творческой природе и сути телесности.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни? Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения – от человека к человеку. Но постепенно издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы у многих людей приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще тех, которые негативны, разрушительны или неуместны), утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций, (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания “врастают в память тела” и фиксируются в нем. Тело – запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, – обретает “мышечный панцирь”, узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению. Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции “отсекаются” от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю – одно, чувствую – другое, делаю – третье.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуэн утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела. В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в “оценочное переживание жизни”, что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях.

Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать телесно-ориентированная терапия.

Развивая способность к телесно-чувственному осознаванию – как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, телесно-ориентированная терапия запускает процесс их осознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно – чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

В заключение можно сказать, что телесно-ориентированная терапия – это способ стать и оставаться самим собой в любой ситуации, сбрасывая маски, защитные слои, которыми мы обзаводимся с детства. Она прокладывает путь к достижению большей осознанности, свободы и творчества в нашей жизни.

Обсуждение закрыто.

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телœесные и дыхательные техники восточных учений (к примеру, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователœей, среди которых крайне важно прежде всœего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной . Застой приводит к фиксации энергетических блоков на какой-либо группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется "мышечный панцирь" , который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера" , что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь базовых защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Οʜᴎ располагаются в области глаз, рта͵ шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Райхианская телœесная терапия направлена прежде всœего на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое дыхание , через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ скапливается энергия;

2. мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телœесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телœесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей" (Э. А. Цветков, 1995, с. 171).

В тренинге развития самосознания приемы телœесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

Вместе с тем, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др.
Размещено на реф.рф
обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Групповая работа в нейролингвистическом программировании (НЛП) чаще всœего используется для обучения эффективной коммуникации. Диапазон применения НЛП на Западе достаточно широк: психотерапия, образование, деятельность организаций и т. д. Нас интересует прежде всœего возможность использования групповых методов НЛП в целях развития самосознания. Поскольку положения нейролингвистического программирования недостаточно, на наш взгляд, освещены в отечественной литературе, остановимся на этом подходе подробнее.

Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделœения структуры процесса . НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всœех направлений. На это указывают сами Бэндлер и Гриндер, обсуждая свой метод структурированной регрессии (изменения личностной истории): "Действительно, нет различия между тем, что делаем мы и что делают гештальттерапевты, заставляя людей путешествовать в прошлое. Процесс разрешения в трансакционном анализе тоже напоминает это" (1993, с. 128).

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направлений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого – изучение структуры процесса: всœех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры крайне важно делать, опираясь только на категории сенсорного опыта͵ в котором нейролингвистические программисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинœестетическую. "Очистка" и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотерапевтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основывается возможность эффективного использования методов НЛП во всœех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Наиболее содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием определœенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Так, к примеру, движение глаз собеседника вверх направо говорит, по мнению Бэндлера и Гриндера, о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника. Под "ведущей системой" авторы НЛП имеют в виду систему, используемую для поиска определœенной информации. "Репрезентативная система"- это то, что уже введено в сознание и обозначено определœенными словами. "Референтная система" - ϶ᴛᴏ то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28).

Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (к примеру: "я вижу эту проблему так... ", "перспективы для меня ясны ", "вопрос освещен со всœех сторон" и т. д.).

Изучение структуры субъективного опыта крайне важно нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение. Как считают Бэндлер и Гриндер, практически всœе психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы. "В случае если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 68).

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка "якоря" . Под этим термином Бэндлер и Гриндер имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определœенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всœего для этого используется кинœестетическая система. Психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. К примеру, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в данный момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее.

Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, in которых он делает наилучший выбор.
Размещено на реф.рф
Здесь крайне важно отметить еще одну специфическую особенность НЛП: в данном направлении практическом психологии безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. В случае если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то нейролингвистические программисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента͵ минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Οʜᴎ основываются на убеждении, что "люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, в случае если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 143).

Нейролингвистические программисты с пренебрежением относятся ко всœем рефлексивным действиям, к осознанию себя и своих возможностей, но фактически, обучая психотерапевтов, клиентов, руководителœей методам эффективной коммуникации, они строят путь к выбору подсознательных реакций и гибкости поведения через самоосознание внутренних состояний и стереотипов, через сознательную отработку определœенных стратегий. Лишь впоследствии эти навыки становятся автоматическими и подсознательными, поднимаясь до уровня "неосознанной компетентности".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный подход можно рассматривать также как некий новый, необычный способ развития самосознания.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. В случае если ни ученик, ни учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателœем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всœего, в его поведенческом аспекте. Чтобы добиться успехов в педагогическом взаимодействии учителя с учениками, следует прислушаться к советам Бэндлера и Гриндера: "В случае если вы хотите принœести им пользу, то, присоединившись к их модели, нужно наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможность к обучению" (1993, с. 40).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования бывают использованы практически в любой психотехнологии (на что, кстати, указывают сами Бэндлер и Гриндер). Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе но развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально существующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распространенным приемом в данном направлении является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. По этой причине работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Впрочем, это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Телесно-ориентированный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Телесно-ориентированный подход" 2017, 2018.

 


Читайте:



Применение УСН: нормы и их практическая реализация Какой налог усн в году

Применение УСН: нормы и их практическая реализация Какой налог усн в году

Итак, рассмотрим основные изменения УСН в 2015 году. Увеличены лимиты доходов для перехода и применения УСН В 2015 году лимит доходов для перехода...

Налог на наследство по завещанию

Налог на наследство по завещанию

Рано или поздно с процедурой наследования имущества и завещания сталкивается каждый российский гражданин или гражданка. При вступлении в право...

Как пишется «несмотря на» или «не смотря на»?

Как пишется «несмотря на» или «не смотря на»?

«Несмотря на» в самой употребимой форме (в качестве предлога) пишется в два слова. Семантика Означает “не обращая внимания на кого-что-нибудь”....

Два замечательных рецепта приготовления курицы с чесноком в духовке

Два замечательных рецепта приготовления курицы с чесноком в духовке

Какими бы ни были у нас вкусовые предпочтения, рано или поздно перед каждой хозяйкой встает вопрос, как приготовить курицу в духовке. Особенно этот...

feed-image RSS