Главная - Бытовая техника
Разработка конспекта занятий на тему Измерение объема в ДОУ. Конспект занятия по фэмп в старшей группе доу на тему: измерение длины Измерение длины в детском саду

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №54 «Журавушка»

города Чебоксары Чувашской республики

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

Тема: «Измерение»

с детьми подготовительной группы

Разработала и провела:

Афонина Н.В.

воспитатель 1

2015

Цель: развитие у детей познавательных интересов.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок.

Развивающие задачи:

Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта, умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно - следственные связи. Расширять представления о песке, его качествах и особенностях. Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов неживой природы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, лупа, эксперименты, фокусы.

Методические приемы: - Загадывание загадки

Просмотр презентации на ноутбуке

Физкультминутка

Игра -фокус «Разноцветное чудо»

Материал:

Песок двух видов, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки, клеенки, воронки, вода, стаканчики, ложки, лупы, ноутбук, магнитофон.

Структура деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:

«Он жёлтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Целый день в него играть».

Что это - ?

Дети: Песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?

Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.

Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о том, где используется песок (просмотр презентации на ноутбуке).

Песок - кусочки породы. Песок получается когда распадается камень(показывает камень), под воздействием воды, природных условий, ледников. Существует самое большие залежи песка - это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным).

Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)

Чем отличается морской песок от речного? сегодня мы будем сравнивать свойства речного песка, с которым мы играли все лето и морского песка, который я привезла для вас с моря.

Воспитатель: У вас на столах много интересного и сейчас будем проводить опыты с песком. У вас на столах по 2 тарелочки с песком. Попробуйте угадать, где какой? Потрогайте его, как вы думаете?

Ответы детей.

Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: Потому - что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т.е. он комком или нет? Песок рыхлый.

Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети: Увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому - что увеличивает, а ещё можно сказать - лупа, линза.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?

Дети: Зёрнышек - песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят?

Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.

Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям».

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Давайте проведём ещё опыт. « Ветер». Что происходит с песчинками?

Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.

Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.

Воспитатель : Надо выяснить имеет ли песок фору? Как это сделать?

Ответы детей.

Насыпьте песок в стаканчик. Легко?

А теперь зачерпните его ложкой. Поменялась ли его форма?

А как насыпать песок в маленькую бутылочку? Получается? Или нет? - возьмите воронку и попробуйте насыпать как можно аккуратнее..

Самостоятельная деятельность детей.

ВЫВОД: воспитатель делает вывод совместно с детьми. И так,…….

А теперь давайте немного отдохнём и проведем небольшую разминку.

(физкультминутка под аудиозапись)

Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или в сухой?

Дети: В сухой.

Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество), но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.

Какой тяжелее?

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Правильно, потому - что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных - более тяжёлая вода.

Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.

Ребята, а песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).

Воспитатель: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?

Дети: Стала чище, прозрачнее.

Воспитатель: Песок - это природный фильтр, он очищает воду.

А теперь давайте проведём ещё один опыт. В поднос песком ложечкой немного добавим воды и перемешаем. Что происходит?(ответ детей)

Дети: песок стал влажным, мокрым.

Воспитатель : а что произошло с водой?

Дети : она впиталась в песок.

Тоже самое проделаем с морским песком.

Дети : ………………….

Воспитатель: правильно …………………..

ВЫВОД: чем же отличается речной песок от морского?................ответы детей

Воспитатель : Кто знает: чем эксперимент отличается от фокуса?

Дети:……….

Воспитатель : Сегодня мы с вами провели много экспериментов с песком и в этом нам помогала вода. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о воде?

Дети: прозрачная, не имеет вкуса, запаха, это жидкость, она течет и переливается, некоторые вещества в ней растворяются………и т.д.

А имеет ли вода цвет? Может ли она быть красной, синей или зеленой?

Дети: да.

Воспитатель: Как это сделать?......А можно ли это сделать с помощью магии? Сейчас я научу вас делать фокус, который так и называется «Разноцветное чудо»…………..(в бутылочку наливается простая вода и она прячется в волшебный мешочек; после нескольких энергичных движений и волшебных заклинаний она становится разноцветной).

Воспитатель: На сегодня наши исследования и игры закончились. Что вам особенно запомнилось? Нужно все убрать по местам Молодцы! Всем спасибо за работу.

Козлова Людмила
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Тема : «Измерение длины » . Цель измерения .

Образовательная область : Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений .

Интегрированные образовательные области : «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Познакомить с элементарными способами измерения .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с элементарными способами измерения , сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения .

Учить измерять меркой .

Развивающие :

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математике .

Развивать навыки сотрудничества.

Методические приемы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный,

Проблемно-поисковый,

Поощрение.

Формы работы :

Фронтальная,

индивидуальная,

подгрупповая ,

совместная. Материал : квадраты различного размера, мерки.

Организационный момент : Приветствие.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет

Мотивационно - ориентировочный этап.

Воспитатель : Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу .

На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)

Воспитатель : Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов . Как нам помочь ему? (ответы детей) .

Практический этап.

Сравнение предметов по длине , высоте. Воспитатель : Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины . Какая полоска длиннее ? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее ? (это значит больше по длине .) - Что значит короче? (это значит меньше по длине .) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине , и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине , ширине, высоте, - что он меньше.

Физминутка «Буратино» . Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений . Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину , ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение . Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног . Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения . Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Воспитатель : Давайте вместе измерим длину ленты . (измеряем локтем , пядью) . Почему получились разные результаты?

Дети : У всех разная длина локтя , ладошки.

Воспитатель : Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют , называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки .

Воспитатель : Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина .

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

Воспитатель : Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей) .

Сравните дорожки между домиками.

Сначала «на глаз» , затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы . (Ответы детей) .

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рефлексивно - оценочный этап. Воспитатель : Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки ? (Ответы детей) . Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии ? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера). Конспект по развитию математических представлений в старшей группе. Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера).

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение». Цель: усвоить детьми понятие «Измерение» и способы измерения длины и ширины предметов. Задачи: Образовательные: - учить детей находить.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» МБДОУ детский сад «Звездочка» Павловский район Конспект занятия

Конспект НОД по ФЭМП

Воспитатель: С. В. Вербова

Материал к уроку: линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики, отрез ткани).

Предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой

Цели:

Образовательные:

Ознакомление с основной единицей измерения длины - сантиметром.

Знакомство детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения.

Практическое измерение длин этими единицами.

Развивающие:

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции.

Развитие умения работать в коллективе.

Ход НОД:

1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:

Мы – умные, мы – дружные,

Мы – внимательные, мы – старательные.

Мы отлично учимся – все у нас получится.

2. Создание мотивации.

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).

4. Создание проблемной ситуации.

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет)

А почему?

Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев»

Кто помнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

Давайте спросим совета у великого мудреца Математикуса. Он оставил для нас письмо. Но чтобы прочитать его, нам с вами нужно отправиться в прошлое. Хотите совершить путешествие во времени?

Тогда вперёд.

Закроем глаза и произнесём такие слова.

Раз, два, три - в прошлое отправились мы!

А вот и письмо!

Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты. Вывод – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Возвращаемся в свое время. Закрываем глаза.

Раз, два, три – снова дома мы!

Гимнастика для глаз.

Цель: снятие напряжения.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами).

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами).

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево).

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо).

5. Введение нового материала.

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр).К ак вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь.

Рефлексия.

Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Алла Черемисова
Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Измерение отрезка с помощью условной мерки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города Нягань «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению развития детей

№ 6 «РЯБИНКА»

Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста

Тема : «»

Разработчик :

Черемисова Алла Ивановна, воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ ДО г. Нягань Д/с №6 «Рябинка»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

Тема : «Измерение отрезка с помощью условной мерки »

Цели : Учить измерению с помощью условной мерки , формировать у детей произвольность и способность к синхронному выполнению действий, развивать воображение детей , учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять в памяти детей названия дней недели в их последовательности, учить связывать события своей жизни с определёнными днями недели.

Оборудование :

Демонстративный материал

Календарь, полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона : одна длинной 4см, другая 6см, кружок.

Раздаточный материал

Полоска бумаги шириной 3 см, длинной 24 см (длина полоски кратна 4 и 6см, две мерки из картона : одна длинной 4см, другая 6см, карандаш.

Ход НОД

1. Организация детей

Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть,

Сравнивать и измерять ,

На вопросы отвечать!

Ребята, садимся за столы так тихо, как падают листочки на землю.

2. Повторение числового ряда.

Ребята, посмотрим на доску. – Что вы видите? (цифры) . Давайте вместе сосчитаем от 0 до 10. А теперь обратно сосчитаем от 10 до 0.

Молодцы, теперь сосчитаем про себя, глазками до 10 и обратно.

3. Объяснение темы занятия

Ребята, сегодня мы с вами, будем измерять отрезок с помощью условной мерки . Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит полоска бумаги. Точно такая же у меня в руках.

(Детям раздаются мерки . Одной группе детей мерка длиной 4 см , другой 6см. Заранее о различие не предупреждать.)

Я предлагаю вам сравнить ваши полоски. У всех ли они одинаковые?

Посмотрите, моя полоска тоже такого же размера (сравнить с полосками некоторых детей )

Ребята, обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам, способ измерения полоски меркой . Приложим мерку так , чтобы края мерки и полоски совпали , с помощью карандаша , проводим линию по краю мерки . Далее прикладываем мерку уже к линии , отмеченной на полоске.

А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить ваши отрезки , не забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски и мерки должны совпасть , при следующем измерении мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.

Приступаем к заданию. А я пока закончу измерение своей полоски .

4. Самостоятельная работа детей

Ребята, рядом с измеренной полоской положите цифру, обозначающую сколько раз ваша мерка полностью уложилась на полоске бумаги.

Моя мерка уложилась полностью 4 раза.

(Задать вопрос ребёнку, у которого мерка уложилась 6 раз )

Сколько раз твоя мерка полностью уложилась в полоске?

(Ответ : «Шесть раз» )

Шесть? А у меня только четыре.

Полоски были одинаковые? (Обратится к детям, с которыми ранее сравнивалась полоска)

У кого-нибудь ещё мерка уложилась шесть раз ? Поднимите цифру «6» .

А у кого-нибудь мерка уложилась полностью четыре раза? Покажите цифру «4» .

Полоски были одинаковые. Я видела, что все измеряли правильно . А почему у одних получилось 6, у других 4?

(Высказывания детей )

Правильно, мерки были разными .

(Пригласить к доске одного человека из тех, у кого получилось4 и одного, у кого получилось 6)

Ребята, давайте убедимся, что мерки не одинаковые . Я попрошу подойти ко мне двоих человек, один, у кого мерка уместилась 4 раза и одного у кого мерка уложилась 6 раз .

Способ прикладывания мы с вами убедились, что мерки разные .

Сколько раз уложилась твоя мерка ? (обратиться к ребёнку с меньшей меркой )

(Ответ :6 раз)

А у тебя?

(4 раза)

Посмотрите, как интересно! Маленькая мерка уложилась шесть раз , большая – четыре раза.

Физкультминутка :

Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

5. Игра «Назови соседей»

А теперь ребята, отложите в сторону полоски и мерки и выложите перед собой ряд чисел от 0 до 10.

Поиграем в игру «Назови соседей» .

Я буду называть число, а вы должны выдвинуть два числа – «соседей» и объяснить, почему эти два числа являются соседями. Например, число 7 – «соседи» 6и8, потому что 6 на один меньше 7, а 8 на один больше 7.

(игра повторяется 3-4 раза)

6. Работа с шаблоном

Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите образцы рисунков (рыбка, божья коровка, мышка, глаз, грибок, поросёнок и т. д) . Рассмотрите их внимательно.

На что вы обратили внимание? (воспитатель обводит пальцем форму листика на каждом рисунке)

(ответы детей )

Правильно! Все рисунки имеют похожую форму «Листика»

Я хочу вам предложить самостоятельно создать свои рисунки. Перед вами на столе лежит альбомный лист, шаблон в форме листочка, с его помощью вы можете создать свои рисунки, используя всё свободное место альбомного листа.

(дети рисуют)

Я вижу, многие закончили. Кто хочет выйти к доске и рассказать про свой рисунок?

(желающие рассказывают и показывают про свой рисунок, что изображено в правом верхнем углу, в левом нижнем, по середине, и т. д.)

7. Игра – эстафета «Назови себя»

Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови себя»

- Правила игры таковы :

все сидят на стульчиках, затем я, показываю направление с кого начинаем и все поочерёдно встают, называя своё имя и фамилию, следующий встаёт сразу же, как садится предыдущий. Встаёт не раньше и не позже этого времени. Когда все дети назвали себя, игра повторяется, начиная от последнего, который теперь становиться первым.

(играют 2-3 раза)

8. Работа с календарём.

Ребята, какой у нас сейчас месяц?

А какое число?

Какой день недели? Правильно. Давайте мы с вами вместе отметим этот день в календаре.

Посмотрите, на доске, я выставила табличку с названием сегодняшнего дня недели. А как называется предыдущий день недели?

(ответы детей )

А какой день будет завтра?

(выставляется карточка с названием)

Давайте вспомним, с какого дня начинается неделя. Каких дней недели не хватает? Расставим карточки с названиями по порядку и назовём хором дни недели.

Ребята давайте вместе вспомним наиболее запоминающиеся события, которые происходят регулярно, в эти дни и обозначим их символом.

(зарисовать на доске)

9. Итог НОД

Давайте подведём итог нашего занятия. Сегодня мы с вами узнали очень много интересного.

О чём мы с вами сегодня разговаривали?

Чем занимались?

Вам понравилось?

(ответы детей )

Молодцы ребята! Вы все сегодня были активны! Каждый из вас получает весёлый смайлик.

Конспект НОД по математике. Тема: «Измерение длины. Сантиметр. Метр» (старшая группа)

Тема: Измерение длины. Понятие сантиметр, метр.

Материал к уроку: линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики, отрез ткани.

Предварительная работа: просмотр м/ф «38 попугаев», знакомство с условной меркой

Цель занятия:

Цели:

Образовательные:

Познакомить детей с основной единицей измерения длины - сантиметром. Познакомить детей с новым измерительными приборами – метром, рулеткой, мягким сантиметром, рассказать про случаи их применения. Практическое измерение длин этими единицами.

Развивающие:

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Развитие умения работать в группе, паре, самостоятельно делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание интереса к изучаемому предмету через народные традиции. Развивать умение работать в коллективе.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологическая поддержка) учитель произносит тихо, дети вслед за учителем громко:

Мы – умные

Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – отлично учимся

Все у нас получится.

2. Создание мотивации.

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

3. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка) .

4. Создание проблемной ситуации.

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет)

А почему?

Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф, который мы с вами вчера смотрели, как он называется?

Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

Давайте спросим совета у великого мудреца Математикуса.Он оставил для нас письмо. Но чтобы прочитать его, нам с вами нужно отправиться в прошлое. Хотите совершить путешествие во времени?

Тогда вперёд.

Закроем глаза и произнесём такие слова.

Раз, два, три - в прошлое отправились мы!

А вот и письмо!

ПИСЬМО. (картинки с иллюстрациями)

«Здравствуйте, ребята. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Математикус предлагает нам измерить ткань, используя старинные мерки длины. Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты. Вывод – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Возвращаемся в свое время. Закрываем глаза.

Раз, два, три – снова дома мы!

Гимнастика для глаз.

Цель: снятие напряжения.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.

5. Введение нового материала.

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка и твёрдый деревянный метр) .Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Подвести к столу, где салфеткой накрыты предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра. Длина всех сторон называется – периметр. Но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Рефлексия. Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Скажите «спасибо» нашим гостям. До свидания.

 


Читайте:



"Ничтожная сделка": обнародована речь Собчак в суде по "делу Путина" (видео)

Ксения Собчак развеяла интригу, которую нагнетали вокруг неё в течение нескольких недель: будет или не будет телеведущая баллотироваться на пост...

Официальные и полуофициальные обращения Образец официального обращения в царское время

Официальные и полуофициальные обращения Образец официального обращения в царское время

: Предлагаю: речевой этикет в Российской империи начала ХХ века в быту и армии. От дворника до императора. Читаем книжки, смотрим кино и сериалы,...

Почему фаина раневская никогда не была замужем Фаина раневская и ее мужчины

Почему фаина раневская никогда не была замужем Фаина раневская и ее мужчины

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она...

Русская философия 21 века

Русская философия 21 века

1. Курт Воннегут (11.11.1922 – 11.04.2007) – американский писатель-сатирик, создатель вымышленной религии боконизм. Согласно этому учению...

feed-image RSS