Главная - Монтаж 
Синонимия синтаксических конструкций. Виды синонимов Синтаксические синонимы примеры слов

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА: ВОПРОСЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ

Микнис Диана Тугаудасовна

аспирант МПГУ, Москва

e-mail: [email protected]

LINGUISTICS OF THE TEXT: QUESTIONS ON SYNTACTIC SYNONYMY

Diana Miknis

Postgraduate Student

The Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Аннотация . В статье раскрывается взгляд на синтаксическую синонимию как важный для языка и речи ресурс.

Abstract. The article reveals the view of the syntactic synonymy as important resource for speech and language.

Ключевые слова: грамматические синонимы, синтаксическая синонимия, языковые средства.

Keywords: grammatical synonyms, syntactic synonymy, language tools

Синтаксическая синонимия является одним из источников обогащения языка выразительными средствами, в ней постоянно наблюдается поиск новых возможностей плана выражения, поэтому она представляет особый интерес для разработки проблем, связанных с борьбой за культуру речи, с изучением языка и стиля художественной литературы и публичных выступлений, с задачами построения стилистики. Синонимичные связи и отношения обнаруживаются в самых различных сферах языка: в лексике, во фразеологии, морфологии и синтаксисе, и это во многомопределяет исследования текста. Значение этой проблемы и ее решений возросло в связи с появлением такой области, как лингвистика текста.

Впервые термин «грамматические синонимы» был употреблен А.М.Пешковским. Рассматривая вопрос о грамматической синонимии, он дает ей такое определение: «значения слов и словосочетаний, близкие друг другу по их грамматическому смыслу» . Его интересовало то, какими языковыми средствами может быть выражена одна и та же мысль. В основе его определения – близость разных конструкций по их грамматическому значению. Грамматические синонимы делятся А.М. Пешковским на две группы: а) морфологические, б) синтаксические. Кроме того, он замечает, что стилистические возможности в синтаксисе гораздо многообразнее и значительнее, чем в морфологии. В синтаксические синонимы А.М.Пешковским включаются различные случаи сближения по значению всевозможных грамматических форм (времен, наклонений), различные схемы построения предложения, предлоги и союзы, а также возможность замены имени существительного местоимением.

В дальнейшем в работах профессоров Е.М. Галкиной-Федорук, Г.И. Рихтер, А.И. Гвоздева, И.М. Ковтуновой, В.П. Сухотина, Е.И.Шендельс, В.Н. Ярцевой дается трактовка понятию синонимии в языке, особенно в синтаксисе. Рассмотрим следующие характеристики понятия синтаксической синонимии у различных авторов: определение, критерии синонимичности синтаксических конструкций, классификация. Так, профессор А.Н. Гвоздев под синтаксическими синонимами понимает «параллельные обороты речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и поэтому во многих случаях могут заменять один другой». В.П. Сухотин определяет синтаксические синонимы как «такие различающиеся по структуре соединения одних и тех же слов (словосочетания), а также предложения, их части и более сложные синтаксические образования данного языка в данную эпоху его развития, которые выражают однородные отношения и связи явлений реальной действительности».

Некоторые исследователи при определении синтаксической синонимии берут за основу то близость грамматического значения или сходные синтаксические отношения, то одно и то же содержание или тождественное общесмысловое значение. Примером этому могут служить следующие определения: «Синтаксическими синонимами как словосочетаний, так и предложений мы считаем такие конструкции, в которых содержится тождественное общесмысловое значение, создаваемое словами, лексически близкими по значению, выполняющими одинаковую функцию, но структурно различно организованных, однако способных замещать одна другую, например, в словосочетаниях: отцовский дом, дом отца; человек с кривым носом, кривоносый человек…» или «синтаксические синонимы – это любые синтаксические единицы, построенные по различным моделям, но обозначающие сходные синтаксические отношения» .

При анализе синтаксических синонимов могут рассматриваться предложения с различным порядком слов: предложения с прямым и инвертированным порядком слов, различные позиции членов предложения в составе предложения, словосочетания с различным возможным расположением их компонентов. На материале русского языка на возможность комбинирования в перестановках членов предложения указывал А.М. Пешковский. Он считал свободный порядок слов «главной сокровищницей синтаксической синонимики русского языка» .

Рассмотрим определение понятия синтаксической синонимии, которое дал И.М. Жилин: «Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене» .На наш взгляд, это определение наиболее точно отображает исследуемое понятие.

Иногда встречаются совершенно противоположные точки зрения по обсуждаемой теме в зависимости от определения критериев синонимичности синтаксических конструкций. Более правильной и признанной точкой зрения по этому вопросу считается мнение В.П. Сухотина, с которым можно, безусловно, согласиться: «… одним из наиболее важных объективных признаков синонимичности тех или иных синтаксических образований является возможность взаимозамен без нарушения основного значения сопоставляемых сочетаний. Взаимозаменяемость синтаксических конструкций – весьма существенный показатель синонимичности, хотя возможности такого рода взаимозамен ограничены» . По нашему мнению, взаимозаменяемость синтаксических конструкций – основной ресурс текстовой культуры носителя языка

Выделяется 5 критериев для установления синонимичности синтаксических моделей:

- возможность взаимозаменяемости синтаксических моделей в одинаковом синтаксическом окружении;

- тождественность (схожесть) смыслового значения различных по строению моделей. И действительно, изучая все точки зрения о значении понятия синтаксической синонимии, можно заметить, что каждый из ученых указывал на то, что синонимичные конструкции тождественны, имеют один и тот же смысл и значение;

- соответствие, совпадение грамматического значения и на этой основе выполнение моделями в структуре предложения одних и тех же синтаксических функций;

- общность структурного построения моделей;

- охват достаточно большой группы слов, которые могли бы служить

Для образования синонимических моделей.

Наиболее важным правомерно считается первый критерий. Он является общим для многих языков, а другие критерии могут видоизменяться. Поэтому этот критерий можно считать основным в русском языке при определении синтаксических моделей в тексте.

Л.Ю. Максимов различает межаспектные и внутриаспектные синонимы. Под межаспектными предполагается выявление всех возможных в языке способов передачи данного значения независимо от того, являются ли они грамматическими или нет. Внутриаспектными синонимами являются лишь однородные величины. В стилистическом плане выделяют книжные, разговорные и нейтральные синтаксические синонимы. Ученый приводит следующую, более подробную и более узкую классификацию грамматических синонимов:

Синонимичные модели на морфологическом уровне (лингвистика – языкознание, бегемот – гиппопотам );

Синонимичные модели словосочетаний в строе элементарного предложения (ехать полем – ехать по полю );

Синонимичные модели элементарных предложений (Студент сдает экзамен профессору - У студента принимает экзамен профессор; Кто хозяин этого дома? Кому принадлежит этот дом? Чей это дом? );

Синонимичные модели синтаксических единиц в составе сложного и осложненного предложения (Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом - Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Анна ушла домой, потому что она плохо себя чувствует – Анна ушла домой, так как ей нездоровится .);

Синонимия придаточных предложений (Редактор несколько раз перечитал абзац, стараясь разобраться в терминологии - Редактор несколько раз перечитал абзац, так как хотел разобраться в терминологии .);

Синонимичные модели цельных сложных предложений или более усложненных синтаксических образований (Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. – Храм, который облицован бело-розовым мрамором и гранитом и покрыт на своих пяти главах золотом, невесомо парил над густыми улицами и холмами Москвы, сверкая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. ).

Именно эта классификация, на наш взгляд, может быть применена при анализе и построении текста. Необходимо помнить, что при замене конструкций синонимичными следует учитывать особенности построения каждого предложения и особенности каждого стиля речи. Иначе употребление тех или иных сочетаний может не соответствовать характерным особенностям данного стиля, а предложение может нести смысловую или грамматическую ошибку.

Таким образом, проблема синтаксической синонимии тесно связана с лингвистикой текста, вопросами его восприятия, понимания и интерпретации.

Список использованной литературы

  1. А.А. Хадеева-Быкова. Синтаксическая синонимия в английском языке. М.: издательство ИМО, 1959.
  2. А.Н. Гвоздев. Очерки по стилистике русского языка. М.: 1952.
  3. Галкина –Федорук Е.М. Синонимы в русском языке, 1958.
  4. И.М. Жилин. Синонимика в синтаксисе современного немецкого языка. Краснодар, 1974.
  5. Ковтунова И. И. О синтаксической синонимике. М., 1955.
  6. Максимов Л.Ю.О грамматической синонимии в русском языке. М., 1966.
  7. Пешковский А.М. «Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы». М.: Госиздат, 1930.
  8. Рихтер Г. И. Синтаксическая синонимика в современном русском литературном языке. «Русский язык», 1937.
  9. Сухотин В. П. Синтаксическая синонимика в современном русском языке. Москва, 1960.
  10. Шендельс Е. И. Понятие грамматической синонимии. ФН.1959, №1.
  11. Ярцева В. Н. О грамматических синонимах. М., 1958.

см. синонимические конструкции.

  • - Нарушение связи между членами простого предложения - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры ошибок: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно...

    Правила русского правописания

  • - члены предложения, обозначающие реальные актанты...
  • - в семиотике отношения между знаками...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - преобразование синтаксического рисунка предложения, замена одной синтаксической конструкции другой или перегруппировка членов предложения без нарушения смысловой структуры фразы и смещения логического ударения...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - преобразование синтаксической структуры предложения или одного синтаксического типа предложения в другой...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Тип диалектизмов, имеющих иную сочетаемость, нежели их эквиваленты в литературном языке: жили о реку – жили около реки, вы́йтить на пе́нзия – выйти на пенсию...
  • - Лексемы, омонимичные по форме слова, но различающиеся синтаксической ролью: матери отвечают – матери отвечают...

    Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • - Понятный каждому - понятный для каждого, приверженность науке - приверженность к науке. Дублеты словообразовательные. Беретик - березняк, речонка - речушка. Дублеты стилистические...
  • - Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами. Обычно образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего - обособленными оборотами...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Лингвистические категории, выражающие зависимость одних форм в высказывании от других. Падеж у имен существительных; падеж, число и род у имен прилагательных...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Отношения между компонентами словосочетания и отношения между членами предложения...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Тип диалектизмов, имеющих иную сочетаемость, нежели их эквиваленты в литературном языке: жили о реку – жили около реки, выйтить на пензия – выйти на пенсию...
  • - Лексемы, омонимичные по форме слова, но различающиеся синтаксической ролью: матери отвечают - матери отвечают...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений, текстов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Структуры, в которых предполагаемый агенс характеризуется обобщенностью, а не неизвестностью, неопределенностью, как в художественной и разговорной речи: В биологии часто пользуются понятием экосистемы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"синтаксические синонимы" в книгах

Синтаксические раздумья

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Синтаксические раздумья Немало надобно вниманья, Чтобы постичь накоротке Значенье знаков препинанья В великом русском языке. Любая птичка-невеличка Умела истово, впопад Сажать привычные кавычки Вокруг зазубренных цитат. И нас сажали в одиночки, И на местах, почти

4.3. Синтаксические кальки

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

4.3. Синтаксические кальки У. Вайнрайх предложил отличать однословные заимствования от явлений интерференции, в которую вовлечены сложные слова или словосочетания (фразы). Во-первых, он упоминает так называемые «заимствованные переводы» (loan translations): все элементы

Синтаксические ошибки

Из книги Деловая переписка: учебное пособие автора Кирсанова Мария Владимировна

Синтаксические ошибки 1. Ошибки, связанные с несоответствием контекста и порядка словРассмотрим три примера: 1) К 20 декабря завод «Прогресс» выполнил план; 2) Завод «Прогресс» выполнил план к 20 декабря; 3) К 20 декабря выполнил план завод «Прогресс».В первом предложении

Оскорбительные синонимы

Из книги Компьютерные террористы [Новейшие технологии на службе преступного мира] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Оскорбительные синонимы Microsoft привлекает известного мексиканского лингвиста, чтобы исправить тезаурус в испаноязычной версии Office. Представители компании встретились с профессором Луисом Фернандо Лара (Luis Fernando Lara), который является автором популярного испанского

Синонимы

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Синонимы Синонимы – слова близкого, смежного, почти одного значения. Процессу создания новых форм, новых, дифференцированных категорий в мысли соответствует в языке создание новых оттенков выражения – синонимов. Не всегда новый оттенок мысли получает и новое название;

Синонимы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Синонимы авторов

Из книги Справка по программе AlReader 2.5 автора olimo

Синонимы авторов Библиотекарь позволяет объединять одних и тех же авторов, указанных в книгах по-разному, с помощью файла синонимов. Этот файл должен иметь имя ALIASE.txt и находиться в каталоге с настройками программы.Пример строк в списке синонимов ПУШКИН А=ПУШКИН

6.81. Предлоги и их синтаксические функции

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.81. Предлоги и их синтаксические функции Предлоги относятся к служебным частям речи, связывающим между собой члены предложения. В отличие от союзов предлоги связывают неоднородные слова в предложении, т.е. выражают подчинительные связи. Они не могут связывать

2.1. Синтаксические правила

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

2.1. Синтаксические правила Синтаксические правила языка описывают допустимые способы соединения слов. В соответствии с нормами английского языка предложение «I see a zebra» («я вижу зебру») является синтаксически правильным в отличие от предложения «zebra see I а» («зебра видит

1.1.3. Синтаксические выделения

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

1.1.3. Синтаксические выделения Помимо форматирования программного кода Emacs упрощает чтение файлов, написанных на C/C++, выделяя цветом различные синтаксические элементы. Например, ключевые слова могут быть выделены одним цветом, названия встроенных типов данных - другим, а

Синтаксические шаблоны

Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

Синтаксические шаблоны Некоторые фрагменты кода представляют синтаксические шаблоны (syntax patterns), то есть модели кода, которые демонстрируют обязательные и необязательные элементы синтаксиса операторов SQL или команд командной строки.Для синтаксических шаблонов

Синтаксические проблемы

Из книги Как функции, не являющиеся методами, улучшают инкапсуляцию автора Мейерс Скотт

Синтаксические проблемы Возможно что Вы, как и многие люди, с которыми я обсуждал эту проблему, имеете представление относительно синтаксического смысла моего утверждения, что не методы и не друзья предпочтительнее методов. Возможно, что Вы даже "купились" на мои

3.5. Синонимы

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

3.5. Синонимы Синонимами называются слова с примерно одинаковым или полностью тождественным (контекстуально) лексическим значением, но имеющие совершенно разное написание и звучание. Синонимия крайне полезна как выразительное средство языка, поскольку расширяет

Синтаксические средства высказывания

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Синтаксические средства высказывания Не всякое сочетание двух или нескольких слов создает осмысленную систему или предложение.Лингвистика знает ряд объективных средств, которыми располагает язык, превращающий сочетание слов в осмысленное высказывание.В развитых

Сложные синтаксические структуры

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

3 "Сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы"

Россия, Смоленская область,г.Вязьма

МБОУ СОШ №5

Учитель русского языка и литературы

Смирнова Марина Евгеньевна

"Сложносочиненное предложение и его синтаксические синонимы"

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели: 1. Образовательная. Повторить группы сложносочиненных

предложений по союзам и по значению, научить расставлять знаки

препинания в сложносочиненном предложении. Выяснить, какие по

структуре предложения могут выступать в качестве синтаксических

синонимов ССП, научить правильно употреблять их в речи и использовать в

тексте. Повторить изученные орфограммы и пунктограммы.

2. Развивающая. Совершенствовать умение анализировать текст, учить

внимательно относиться к слову, работать над обогащением словарного

запаса обучающихся, способствовать развитию быстроты реакции,

мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная. Воспитание уважения к родному языку и его богатству.

Формировать интерес к творчеству А.С. Грибоедова, коммуникативные

Оборудование: презентация, текст и вопросы к нему у каждого на парте,

учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.

«Русский язык» 9 класс.

Едва ли какой другой язык мира

обладает таким богатством

синонимических оборотов, как язык русский.

В.В. Виноградов.

План: 1. Орг. момент. Сообщение темы. Постановка целевых задач.

Учитель. Тема нашего урока «Сложносочиненное предложение и его

синтаксические синонимы». Наша задача – повторить основные вопросы,

изученные в теме «Сложносочиненное предложение», повторить группы

ССП по союзам и по значению, научиться правильно расставлять знаки

препинания в ССП, выяснить, какие по структуре предложения могут

выступать в качестве синтаксических синонимов ССП, научиться правильно

употреблять их в речи и использовать в тексте. Обратимся к словам

известного русского ученого-лингвиста В.В. Виноградова, которые мы взяли

в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание?

(Слайд № 1).

(Прокомментировать в конце урока). В качестве языкового материала мы

будем использовать текст знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от

ума», вспомним, какие вопросы в ней были поставлены и актуальны ли они в

наше время. Для нас, живущих на Смоленщине, творчество А.С. Грибоедова

особенно дорого, так как в тридцати километрах от Вязьмы располагается

музей - заповедник Хмелита - имение дяди А.С.Грибоедова, где не раз

бывал в детстве будущий драматург (Слайды № 2,3).

2. Проверка домашнего задания (параграф №8 –теоретический материал

(слайды № 4-7), упр.). В это время ученик вставляет пропущенные буквы в

слова, записанные на доске.

Мирово…рение писателя, зам…рать от восторга, зам…реть неожида…о,

прогре…ивные взгляды, пр…возглашать принципы равенства, подл…нное

иску…тво, д…стоинство человека, в…схищаться живописью, обл…чать

пороки, коло…альные дост…жения, обществе…ая польза.

Какие орфограммы мы повторили?

Для какого стиля речи характерно употребление этой лексики?

Составить предложения (по рядам): ССП, СПП, БСП.

Могут ли различные по структуре предложения выступать в качестве

синтаксических синонимов, когда в них выражается одна и та же мысль?

3. Сообщение обучающегося (слайды № 8-10).

Синонимика сложных предложений.

Синтаксические синонимы - это параллельные синтаксические

конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению.

Синтаксические синонимы различаются по смыслу или стилистически.

Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы

синонимов, например, лексические синонимы, то есть слова-синонимы;

фразеологические синонимы, то есть фразеологизмы - синонимы;

синтаксические синонимы.

Одну и ту же мысль можно выразить разными синтаксическими

способами, используя как сочинительные, так и подчинительные связи,

обозначая эти связи как с помощью союзов и союзных слов, так и - в

бессоюзных предложениях - при помощи интонации. Синонимия различных

синтаксических конструкций является одним из основных средств

стилистического варьирования речи, она способствует гибкости и

выразительности языка. При этом синтаксические синонимы могут

использоваться и в пределах одного речевого стиля, и в разных стилях,

отличаясь друг от друга стилистической окраской.

Синтаксическими синонимами являются:

1) Союзные и бессоюзные сложные предложения.

/Я узнал, что поезд приходит в шесть часов.

Я узнал: поезд приходит в шесть часов/.

2) Простые предложения с обособленными членами и

сложноподчиненные предложения.

/Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ракушками.

Передо мной расстилался песчаный берег, который был усыпан

ракушками/.

3) Простые распространенные предложения и сложносочиненные.

/Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц.

Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц/.

4) Сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения.

/Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня.

Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня/.

Сложные союзные предложения и бессоюзные различаются по основным

сферам своего распространения: так как в бессоюзных предложениях

главную роль для связи их частей играет интонация, то естественно, что

бессоюзие широко используется в устно-разговорной речи. В книжно-

письменной речи интонация не может непосредственно служить для

выражения отношений между частями высказывания - для этого

используются союзы и союзные слова. Поэтому в стилях книжно-письменной речи больше распространены разные типы сложноподчинённых

и сложносочиненных предложений

Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что, передавая

тонкие оттенки, разные стороны понятия, они дают возможность точнее

выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.

4. Учитель. В бессмертной комедии А.С. Грибоедова используется ССП.

Многие из них являются афоризмами. Вспомним некоторые из них.

Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте предложения, составьте

схемы. Вспомните, кому из героев принадлежат реплики. В чем особенности

речи персонажей комедии? (Слайд № 11). Если это возможно, подберите

синтаксические синонимы к данным предложениям. Задание выполняется по

вариантам – по пять предложений каждому варианту (групповая форма

1. Всю ночь читает (не)былицы и вот плоды от этих книг.

2. В семнадцать лет вы ра(с,з)цвели прелестно (не)подражаемо и это

вам извес(т)но.

3. Вчера был бал а завтра будет два.

4. Забылись музыкой и время шло так плавно.

5. Сидим а на дворе давно уж побелело.

6. Свежо предание а вери(т,ть)ся с трудом.

7. Дома новы а предрассудки стары.

8. Я странен а не странен кто (ж)?

9. То Софьи Павловны на свете нет пригоже то Софья Павловна

10. Чины людьми даю(т,ть)ся а люди могут обмануться.

Ответы обучающихся.

Микровывод. В речи Чацкого часто встречаются ССП с

противительными союзами. Чацкий говорит живым, метким языком. Он

обличает крепостное право, протестует против крепостнического гнета,

против всего иностранного. Его протест связан с глубоким уважением к

русскому языку, к русской национальной культуре.

Фамусов – московский барин, он говорит житейским языком, в его речи

преобладают простые предложения или ССП, связанные соединительными

5. Работа с текстом.

борьбе с рабством и невежеством. Страстные монологи героя защищают

новое передовое и против этого нового ополчаются в комедии фамусовы

и скалозубы.

Недаром комедия ходила по рукам в рукописи и наизусть повторялись

ее афоризмы. Комедия была необычайно актуальна а слова Чацкого о

крепостных приводили современников в ярость.

Основная мысль. Тип речи. Стиль текста.

Выписать ССП, расставить знаки препинания.

Устно заменить ССП синтаксическими синонимами. Что изменится?

(Меняются отношения между простыми предложениями, входящими в

состав сложного).

6. Конструирование (по рядам). (Слайд №12).

Из двух простых предложений составить:

Сложносочиненное предложение;

Сложноподчиненное предложение;

Бессоюзное сложное предложение.

1. Грибоедов чудотворно преобразил нашу речь.

2. Мы до сих пор учимся у него ясности, простоте и музыкальности.

Можем ли мы сказать, что получившиеся предложения - синтаксические

синонимы? Почему?

Выполнить синтаксический разбор ССП.

7. Пользуясь материалами сегодняшнего урока (текст, словарный

диктант), дайте развернутый ответ на проблемный вопрос, используя

ССП и его синтаксические синонимы (по вариантам).

Актуальна ли комедия А.С. Грибоедова сегодня? Почему?

Как вы понимаете смысл фразы Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться

Возможный вариант выполненного задания.

Фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно» я понимаю так.

Каждый человек в нашей стране должен найти достойное место в жизни, а

для этого надо много учиться. Важно быть порядочным человеком и

продвигаться по служебной лестнице, заслуживая этого, а не льстя

вышестоящим лицам, как это делает один из героев комедии Молчалин.

Чацкий же негодует против лести, угодничества и лицемерия. Чацким

руководит не стремление к чинам и богатству, а интерес к делу, любовь к

нему, служение общественной пользе.

Таким образом, фраза Чацкого актуальна и сегодня.

8. Вернуться к эпиграфу. Прокомментировать слова В.В. Виноградова.

Предполагаемый ответ. Слова известного лингвиста В.В. Виноградова я

понимаю так. Русский язык очень богат. Одна из отличительных черт

русского языка – это возможность одну и ту же мысль выразить по-разному.

Это касается не только лексики, но и синтаксических конструкций. Важно,

чтобы мы могли использовать это в нашей речи.

Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»

«Было сложно, но…»

«Теперь я уверен, что…».

Итог урока. Таким образом, мы повторили основные вопросы, изученные в

теме «Сложносочиненное предложение», выяснили, какие по структуре

предложения могут выступать в качестве синтаксических синонимов

сложносочиненного предложения, учились правильно употреблять их в речи

и использовать в тексте.

Домашнее задание. Готовиться к контрольному диктанту, п. 8.

Литература.

1. Бабайцева В. В. Обучение русскому языку в 9 классе. – М:

Просвещение, 1991

2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов С.Ю., Чешко Л.А. Русский

язык 9 класс. – М.: Просвещение,2010

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. – М.: Просвещение,

4. Грибоедов Ф.С. Горе от ума. – Л.: Детская литература, 1972

5. Карпушин С.В, Ковалева Е.С., Рудь Л.Г. Язык русской классики.

Воронин Максим

Класс 11 «А», МБОУ СОШ № 1, с. Кыштовка

Голактионова Лариса Викторовна

научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 1, с. Кыштовка

Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием синонимических средств выражения, с ярким разнообразием экспрессивных красок

В.В. Виноградов

Современный русский язык - самый богатый язык в мире. Он обладает огромными ресурсами таких средств, которые позволяют избежать тавтологии, сделать речь более выразительной, выбрать слова наиболее подходящие для соответствующей речевой ситуации. Это достигается за счёт существования в языке слов, обозначающих один и тот же предмет, явление или действие. Такие слова называются синонимами .

Синонимия - тождество или близость значений разных по звучанию единиц одного языкового уровня (слов, морфем, синтаксических конструкций) . Стилистическое богатство русского языка обеспечивает, прежде всего, его лексическая, морфемная, морфологическая и синтаксическая синонимия . Наиболее представительной и функционально разнообразной в языке является лексическая синонимия . Языковой единицей лексической синонимии является слово. Лексические синонимы - сокровищница русского языка и речи. Они позволяют выразить тончайшие оттенки мысли и чувства.

Группа слов, выражающих одно и то же понятие, образуют синонимический ряд. Слова синонимического ряда могут иметь как один корень (жилище - жилье), так и разные (дом - жилище). Синонимический ряд имеет доминанту - основное слово с самым объёмным, нейтральным значением, являющееся простым наименованием, без эмоциональных коннотаций . Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями. Синонимические ряды всегда состоят из одной части речи:

Существительные: Машина - аппарат, механизм, устройство, автомобиль, робот, система, инструмент и т. д.

Глаголы: Бежать - мчаться, нестись, драпать, спешить, уходить и т. д.

Прилагательные: Красиво - изящно, прекрасно, нарядно, изысканно и т. д.

В состав синонимических рядов могут входить фразеологизмы, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, канцеляризмы и т. д. Такие слова выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию.

Говоря о морфемной синонимии, следует отметить, что явление синонимичности прослеживается только у приставок и суффиксов. Причём одна морфема может полноценно заменить другую только в редких случаях, и поэтому они имеют конкретное значение и небольшое число синонимов.

Например, приставка по- придаёт некоторым приставочным глаголам народно-поэтическую стилистическую окраску: раскинуться - пораскинуться, надвинуться - понадвинуться.

Н.Г. Чернышевский отметил: «Чрезвычайно оригинальное явление в русском языке – образование особенной сравнительной степени с предлогом по (потише, полегче) - подобного явления не представляет ни один европейский язык, кроме русского».

Суффикс -ся , служит средством словообразования и формообразования и вместе с тем придаёт высказываниям разговорный и народно-поэтический характер, если стоит после гласных. Например:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

(А. Пушкин)

Эту же стилистическую окраску придаёт глаголам в форме инфинитива суффикс -ти вместо -ть. Сравним: думать - думати, бежать - бежати и другие. Александр Сергеевич Пушкин в повести «Капитанская дочка» (Глава VII) использовал такие строчки:

Не шуми, мати зелёная дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати…

На морфемные синонимы не влияет сфера употребления, они зависят от морфемного состава слова, который сложился исторически.

Морфологические синонимы - это такие синонимы, которые представлены различными вариантными морфологическими формами и различаются стилистической окраской. В отличие от лексических для них характерна не столь эмоционально-экспрессивная, сколько функциональная окраска. Например, без погонОВ - без погон , люблю рисовать - люблю рисование, ехать лесом - по лесу, ярчайший - самый яркий.

Под синтаксической синонимией подразумеваются различные синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу. «Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством синонимических оборотов, как русский язык», - признавал В.В. Виноградов. Вот примеры синтаксической синонимии:

1. В словосочетании: варенье из клубники - клубничное варенье

2. В простом предложении:

а) синонимы - двусоставные и односоставные предложения: Я люблю рисовать - Люблю рисовать

б ) синонимы - разновидности односоставных предложений: В городе решили построить новый спорткомплекс - В городе решено построить новый спорткомплекс

в) синонимы - разновидности двусоставных предложений: Кто не любил в детстве бегать по лужам?! – Все любили в детстве бегать по лужам.

3. В сложном предложении: Я люблю осень: в ней сочетаются самые яркие краски. - Я люблю осень, потому что в ней сочетаются самые яркие краски . (синонимы - сложные бессоюзные и сложноподчинённые предложения).

4. Синонимы - простые предложения и сложные: Увиденное поразило меня. - То, что я увидел, поразило меня.

5. Синонимы - причастные, деепричастные и другие обороты и придаточные предложения: Решив задачу, Максим облегчённо вздохнул. - Когда Максим решил задачу, он облегчённо вздохнул.

6. Синонимы, различающиеся способами передачи чужой речи: Мой тренер по баскетболу сказал: «Лучшие игроки сегодняшнего матча поедут на областные соревнования». - Мой тренер по баскетболу сказал, что лучшие игроки сегодняшнего матча поедут на областные соревнования.

Таким образом, можно сделать вывод, что синонимы - универсальное явление, так как характерны для всех единиц языка. С их помощью можно выразить различные мысли, разнообразить свою речь, сделать её образной и более выразительной .

Список литературы:

1.Александров П.С. О понятии синонимах// Лексическая синонимия, ред. Бархударов С.Г., М: «Наука» - 1967 г. - с. 38.

2.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник общеобразовательных учреждений филологического профиля. М.: Дрофа, 2006. - с. 115.

3.Назаренко Е. Современный русский язык. Фонетика. Лексика. Фразеология. Морфология. (имена). Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - с. 51.

4.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1972. - с. 56.

5.Энциклопедия русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://russkiyyazik.ru/821/ (Автор не указан) (дата обращения 02.09.13).

Кандабарова Е.В., учитель МОУ «СОШ № 4 г.Валуйки Белгородской области»

План-конспект урока русского языка в 7 классе (программа углубленного изучения предмета под ред. В.В.Бабайцевой)
Тема: Синтаксические синонимы

Цели : 1.Активизировать ранее изученный материал из разделов «Причастие», «Деепричастие», «Предлог», исследовать явление синтаксической синонимии в русском языке.

2. Развивать умение подбирать синтаксические синонимы, предупреждать ошибки в употреблении синтаксических синонимов, формировать исследовательские навыки в работе учащихся, закрепить пунктуационные и орфографические навыки, обогатить синтаксический строй детской речи.

3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Форма урока: урок-исследование

Оформление: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, опорная схема, тесты

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор

Ход урока


  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Мобилизирующий этап

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок-исследование. Перед тем, как приступить к работе, давайте определимся: что значит «исследовать» и что мы будем исследовать.

(Исследовать-рассмотреть с научной точки зрения, подвергнуть научному изучению)

С точки зрения какой науки мы будем рассматривать объект нашего исследования? (с точки зрения лингвистики-науки о русском языке)


ИД: По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

По темному небу, усеянному тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

Сравните два предложения! Определите структуру!

(1- е предложение - СПП, 2-е – ПП с причастным оборотом )

Как называются такие синтаксические конструкции?

(синтаксические синонимы )

Итак, в поле нашего зрения - синтаксические синонимы. Это и есть тема нашего урока

(запись темы в тетрадь)

2) Целеполагание

Что предстоит нам сегодня усвоить? Чему научиться? Что осмыслить? Давайте определим цели сегодняшнего урока!


ИД: (по опорным словам) Исследовать…(такое явление в русском языке, как синтаксические синонимы)

Научиться различать…(синтаксические синонимы)

Использовать…(синтаксические синонимы в устной и письменной речи)

Итак, что же это за явление - синтаксические синонимы, какие синтаксические синонимы есть в русском языке, в чем особенность употребления синтаксических синонимов в речи - в этом и многом другом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

У нас урок- исследование, а значит, мы будем использовать различные методы научной работы: наблюдение, эксперимент, лабораторный практикум.


  1. Основной этап урока.
Субъективация деятельности учащихся при работе над практическим материалом.

Русский язык располагает достаточно большим объемом синтаксических синонимов. С некоторыми структурами мы знакомились в ходе изучения тем в текущем учебном году. Какие это темы?

(«Причастие», «Деепричастие», «Предлог»)

1) Синтаксические синонимы СПП - ПП с причастным оборотом

К этим конструкциям мы обратились на начальном этапе урока. Вернемся к ним и поговорим подробнее! (внимание на интерактивную доску (ИД)

( 1-е и 2-е предложения несут одинаковую информацию: в каждом дается определение ночного неба : По темному небу (какому?), которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

По темному небу (какому?), усеянному тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.)

А структура предложений одинакова?

(нет: 1-СПП, 2- ПП с причастным оборотом)

Докажите разнооформленность схематично!(2 человека - у доски, остальные- на местах в тетрадях)


Д: …х, (которое…), … СПП

…х, … ПП с причастным оборотом


- Итак, выделим критерии синонимичности! Когда же два предложения можно считать синтаксическими синонимами?

ИД: Критерии синонимичности


  1. Сходство в лексическом значении

  2. Различная структура

2) Задание (по группам, на карточках)

Карточка №1


1. Замените придаточную часть причастным оборотом.

Нет н..чего прекраснее беспредельного моря, которое залито лу(н, нн)ым светом.

Калиныч отворил нам избушку, которую кто(то) украс..л пучками сухих душистых

2.Произведите замену причастных оборотов придаточными предложениями.
Впереди ра(с, сс)т..лалась большая болотистая р..внина, покрытая изжелта-бурой травой.

Большое дерево, лежавшее на земле, загораж..вало путь.

( 2 ученика работают у доски, составляют только схемы;

Внимание! Знаки препинания и орфограммы)


3) Стилистические различия. «Сборник заданий» В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, упр.813

(работа по заданию)

Вывод? (Конструкции с причастными оборотами более книжные, а в разговорной речи мы чаще используем СПП, потому что они не так трудно проговариваемы.)

Вспомните слова А.С.Пушкина! (см. «Теория», с.241)


4) Результаты лингвистического эксперимента (выступление группы учащихся с презентацией)

Вывод? В чем еще состоит различие синтаксических синонимов? Какой еще критерий синонимичности можно выделить?

(отдельная доска- 3. Стилистические различия)
5) Роль синтаксических синонимов в речи.

Зачем нужны синтаксические синонимы? Чем может быть вызвана замена конструкций?

(чтобы избежать повторов, однообразия конструкций при написании творческих работ, чтобы избежать громоздкости)

Давайте заглянем в лабораторию редактора. Перед вами предложения, нуждающиеся в правке. Попробуйте путем подбора синтаксических синонимов сделать речь более правильной.

(задание по группам на карточках)
Карточка №2


  1. Окна выходили в сад, который спускался к небольшому пруду, в
котором водилось много рыбы.(Внимание! 2-е придаточное)

В доме размещалось множество комнат, обставленных старинной

мебелью, купленной у коллекционера-антиквара, вынужденного продавать ее за бесценок.
2. Машина, которая показалась из-за поворота, быстро приближалась к заправке, которая располагалась слева от трассы.

На столе стоял букет цветов, наполнявший ароматом комнату, имевшую праздничный вид.
6) Наблюдение над языком.

(Перед каждым - карточка №3; работают в группах по 4 человека)
Карточка №3

Сопоставьте предложения! Являются ли эти конструкции синонимичными? Докажите! В чем отличие?

(В синонимичные отношения вступают следующие конструкции:

СПП и ПП с деепричастным оборотом

СПП и ПП с предложным сочетанием

СПП и предложения с ПР)

А что можно сказать о рассматриваемых конструкциях с точки зрения употребления в стилях речи?

(СПП- в любом стиле, ПП с деепричастными оборотами- в основном в книжной речи, ПП с предложными сочетаниями- в официально-деловом стиле)
7) Задание на отработку техники подбора синтаксических синонимов в порядке лингвистического эксперимента.

(на карточке, которая разделена на две части; вторую заполняют учащиеся)


1. Охотники вздрогнули и оглянулись, потому что услышали в кустах какой-то шорох.

Охотники, услышав в кустах какой-то шорох, вздрогнули и оглянулись.

2. Отдохнув и утолив жажду, путешественники двинулись дальше.

Когда путешественники отдохнули и утолили жажду, они двинулись дальше.

3. По истечени.. срока отпуска он вернулся на завод.

Когда истек срок отпуска, он вернулся на завод.

4. Вход в зрительный зал будет разрешен, если будет предъявлен билет.

Вход в зрительный зал будет разрешен по предъявлени.. билета.

5. Когда взошло солнце, мы двинулись в путь.

---

Внимание! 1. Сначала выполняются задания 1, 2 и проверяются.


  1. Перед выполнением задания 3- обращение к опорной схеме.

Дат.п.- ю(значение условия)

Предл.п – и (значение времени)


3. Ссылка на задания в ЕГЭ

4. При выполнении задания 5 обращается внимание на грамматические нормы русского языка.

4.Этап обобщения знаний. Выполнение тестовых заданий на ИД

(по группам)

Тест №1


    В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить деепричастным оборотом?

  1. Гуси шумно садятся на воду, когда прилетают на место.

  2. Когда лось раздвинул мелкие льдинки, он быстро подплыл к берегу.

  3. Когда мы вернулись домой, было уже поздно.

  4. Грачи бестолково шумят, когда укладываются на ночлег

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвратившись из поездки,

  1. произошел интересный случай.

  2. мы поделились впечатлениями с друзьями.

  3. мне не спалось.

  4. надолго запомнились интересные встречи в пути.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Благодаря отцу я и сестра знаем иностранные языки.

  2. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

  3. Дорогой Иван Павлович, мы все очень скучаем по Вас.

  4. По прибытию на место службы я отправился к коменданту.

  1. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

  1. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

  2. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

  3. Есть на белом свете края, к которым так стремятся перелетные птицы.

  4. Вышла из печати новая книга, которую написал известный ученый.
Тест №2

1.В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить деепричастным оборотом?

1) Если не освоил предыдущего, не берись за последующее.

2) Гулливер снял свой кафтан, потому что боялся повредить его краями крыши домов.

3) После того как ученики закончили проверку диктанта, учитель собрал тетради.

4) кот стал урчать и облизываться, когда сытно пообедал рыбкой.

2.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением ,


    1. сначала составляется план.

    2. не отвлекайтесь.

    3. вас ничто не должно отвлекать.

    4. вам нужны будут дополнительные материалы.
3.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По прибытии поезда мы отправились в центр города.

2) Вопреки моему желанию, они познакомились.

3) Мы приехали на банкет по приглашении юбиляра.

4) Он уехал согласно предписанию.

4.В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

1) Из расселины, которая превратилась в небольшой овраг, бьет ключ.

2) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

3) Над морем, которое спокойно вздыхало, висело огромное солнце.

4) Сотни людей глазели на обезьяну, которая уселась на самом коньке крыши.

(проверка – ключ)


  1. Подведение итогов урока.
- Итак, какие синтаксические конструкции можно считать синонимичными?

Какие критерии мы выделили?

(Д: 1. Сходство в значении

2. Различие в структуре.

3. Стилистические отличия.)

Какова роль синтаксических синонимов в речи?

(правильность речи, богатство речи)

А теперь попробуйте каждый сделать вывод для себя, подвести итог сегодняшней работы на уроке.

Д: Я понял, что…

Я научился…

Я узнал, что…

Я подготовился…

Я повторил…

Сегодня на уроке получают оценки…


  1. Домашнее задание: П- упр. 817, 915

  2. Рефлексия.
ИД: Тема усвоена полностью

Требуется повторение

Тема не усвоена

(учащиеся делают свой выбор)

(Приложение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (текст к слайдам презентации)
1.Исследовательской группой в составе 3 человек был проведен лингвистический эксперимент по теме « Использование в текстах разных стилей речи синтаксических синонимов: СПП и ПП с причастными и деепричастными оборотами»
2.Цель эксперимента: 1) Изучить языковой материал.
2) Выявить частотность употребления в разных стилях речи (художественном, публицистическом, разговорном) СПП и ПП с причастными и деепричастными оборотами.
3) Определить сферу употребления синтаксических синонимов.
3.Языковой материал: рассказ И.Т.Тургенева «Бежин луг», материалы газеты «Валуйская звезда», разговорная речь учащихся 7 «Б» класса на школьных переменах.
Экспертной группой был исследован синтаксический строй языка И.С. Тургенева на примере его рассказа «Бежин луг».
Чтение произведения занимает час. мин. Великий русский писатель, создавая великолепные пейзажные зарисовки, описывая душевное состояние героя, повествуя о крестьянских ребятишках, встреченных им в ночном, на протяжении рассказа раз употребляет причастные и раз деепричастные обороты. И раз- СПП как синонимичные названным конструкциям.
4. В течение час. мин. Нами исследовались статьи в газете «Валуйская звезда». Авторы публикаций в случаях из употребляют предложения с причастными и деепричастными оборотами.
5. В продолжение нескольких дней члены экспертной группы наблюдали за речью одноклассников на переменах и во внеурочное время, на что было потрачено час. мин. Исследования показали, что ученики 7 «Б» класса в разговорной речи практически не употребляют причастных и деепричастных оборотов, хотя на уроках, отвечая учебный материал, используют в речи названные конструкции.
Персонажи тургеневского «Бежина луга» в своих ночных рассказах употребляют в основном ПП, ПП с однородными членами, неполные предложения. СП встречаются редко.

6. Результаты эксперимента:

1) СПП употребляются в любом стиле речи с приблизительно одинаковой степенью частотности.
2) Предложения с причастными и деепричастными оборотами свойственны в основном книжной речи: используются в художественном и публицистическом стилях.
3) В разговорной речи семиклассников конструкции с причастными и деепричастными оборотами малоупотребительны, что объясняется тем, что они громоздкие и трудно проговариваются.


  1. В разговорной речи мальчиков из рассказа Тургенева и ребят из 7 «Б» класса наиболее часто употребляются следующие синтаксические конструкции: ПП, ПП с однородными членами, неполные предложения, предложения с обращениями и вводными словами.
 


Читайте:



Алкогольное опьянение Алкоголизм алкогольное опьянение

Алкогольное опьянение Алкоголизм алкогольное опьянение

Алкогольное опьянение , или алкогольная интоксикация - разновидность состояния опьянения , вызываемого психоактивным действием этанола ....

Проявления и лечение отравления антидепрессантами Отравление антидепрессантами

Проявления и лечение отравления антидепрессантами Отравление антидепрессантами

Антидепрессанты – это наиболее распространенные препараты для лечения депрессии и различных психических расстройств. Данная группа препаратов – это...

Применение УСН: нормы и их практическая реализация Какой налог усн в году

Применение УСН: нормы и их практическая реализация Какой налог усн в году

Итак, рассмотрим основные изменения УСН в 2015 году. Увеличены лимиты доходов для перехода и применения УСН В 2015 году лимит доходов для перехода...

Налог на наследство по завещанию

Налог на наследство по завещанию

Рано или поздно с процедурой наследования имущества и завещания сталкивается каждый российский гражданин или гражданка. При вступлении в право...

feed-image RSS