Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что приготовить на завтрак быстро
- Сонник: журавль летает, ходит, курлычет
- К чему снится волк: правильное толкование
- Бухучет инфо 1с бухгалтерия предприятия 3
- Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами
- Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами
- Кавказские традиции: как правильно варить баранину
- Молитвенное правило серафима саровского Краткое правило серафима
- Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв
- Грибы толкачики: где искать и как готовить Отрывок, характеризующий Поплавок шафранный
Реклама
Слова которые имеют только единственное число примеры. Единственное и множественное число существительных |
Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.
Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.
Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой
Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)
Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.
На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий. Говорим правильно: Нет сапог, ботинок, валенок . Пара сапог, ботинок, валенок . Много мест, дел, солдат, яблок . Нет носков , пара носков . Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров . Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо. В магазине купили пару нос…. У Тани много дел….. В автобусе нет свободных мест…. На рынке много помидор…. и яблок…. На параде много солдат…. Проверка. В магазине купили пару носков. У Тани много дел. В автобусе нет свободных мест. На рынке много помидоров и яблок. На параде много солдат. Особенности постановки ударения существительных во множественном числеА теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа. Рис. 13. Говорим правильно! () Директор -директора Шофёр - шофё ры Торт - то рты Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений. В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет? Давайте узнаем. Рассмотрим картинки. Назовём предметы. Молоко, мука, мёд, листва. У данных существительных нет формы множественного числа. Рассмотрим другой пример. Назовём предметы. Шахматы, часы, очки, санки, ножницы. У данных существительных нет формы единственного числа. Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах. На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число. Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов. Например, глаза, рукава, берега, рога . Сейчас эту роль выполняет множественное число. Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению: «листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.
Ветер на море гуляет
Класс: 6 «Б» Учитель: Татаринова А. В. Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа». Структура урока: 1. Организационный момент. Психологический настрой 2. Проверка усвоения ранее изученного. 3. Этап открытия новых знаний. 4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему). 5. Изучение нового материала. 6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником.. 7. Обобщение и систематизация знаний. 8. Домашнее задание. 9. Подведение итогов урока. Цели урока: 1) коррекционно-образовательная : формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. 2) коррекционно-воспитательная : формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка. 3) коррекционно-развивающая : коррекция и развитие речи, внимания, мышления. Планируемый результат : знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа; уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа; учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Оборудование : проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 . Организационный момент.
Психологический настрой. Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа). Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево ) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число). Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья). А теперь прочитаем текст на слайде: Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита! Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа. Всё ли у вас получилось? 3. Этап открытия новых знаний . Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа. Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает ). Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске). 4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему) . Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа). Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми). 5. Изучение нового материала. 1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты). Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира ). 2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность? Ребусы Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа? 1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва. 2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин. 3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь. 4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть. 5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание. 6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока. Зарядка для глаз «Семицветик» 3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием. Кроссворд Приложение 1. Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа). - Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа? Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов: брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски. Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби. Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы. Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы. Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи. 6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником. 1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам). Устная работа с упр.184: называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа ); определяем буквы, пропущенные в словах из рамки. Письменная работа с упр.184 в парах: выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ). Этап контроля. Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой. Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки. «Допиши словечко». По-геройски Лена с ленью Воевала целый день, Но, к большому сожаленью, Победила Лену _________. Оля мучила расческу, К школе делала причёску. Мучила-то мучила, Да получилось _________. Тряс и тряс портфель Тарас, Чтоб найти тетрадки, Но тетрадки каждый раз С ним играли в __________. Четверть снова началась, Часики затикали, А меня вопрос гнетёт, Скоро ли _______________. Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч) Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу. Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы. – Определите, верно ли образовано число имён существительных. 1. восстание - восстания 2. ворота - вороты 3. серебро - серебра 4. оттепель - оттепеля 5. цитата - цитаты 6. консервы - консерва 7. свёкла - свёклы 8. щавель – щавеля Проверяем. Верно: 1. восстание – восстания 5. цитата – цитаты Музыкальный диктант. Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню. Ах вы сени, мои сени, сени новые мои Cени новые, кленовые, узорчатые. Если я чешу в затылке - не беда! В какой форме употреблены слова сени и опилки ? (В форме множественного числа). Обобщение и систематизация знаний. Что нового узнали на уроке? (Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос) Домашнее задание. А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок). А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»). Приложение 2. Дополнительные задания. 1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика. Ед.ч. Мн.ч. Ну, кто готов свои две шпаги Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы. С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы. Сперва с горы летишь на них, А после в гору тянешь их. Санки. Белый, как снег. В чести у всех. В рот попал, там и пропал. Сахар. Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. Лыжи. Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь. Белый камень из горы Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь. Сельскохозяйственное орудие с редкими зубьями для сгребания сена. выдергивания гвоздей. Инструмент для резания с двумя острыми Инструмент для зажимания обрабатыва- емого материала. Напиши знакомые тебе игры в два столбика. Настольные игры Подвижные игры Отметь существительные, имеющие только одно число. Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа. Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы. Ед.ч. Мн.ч. Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа. Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец. Ед.ч. Мн.ч. В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…). Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа. Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. . В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. . Выпишите имена существительные в следующей последовательности: Употребляющиеся только в единственном числе; Употребляющиеся только во множественном числе; Употребляющиеся в единственном и множественном числе. Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила. Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре) Какие слова в русском языке употребляются только в единственном числе?
Только в единственном числе употребляются: |
Популярное:
Как пишется «несмотря на» или «не смотря на»? |
Новое
- Сонник: журавль летает, ходит, курлычет
- К чему снится волк: правильное толкование
- Бухучет инфо 1с бухгалтерия предприятия 3
- Электронный документооборот между организациями Документооборот между контрагентами
- Перейти на электронный документооборот Электронный документооборот с контрагентами
- Кавказские традиции: как правильно варить баранину
- Молитвенное правило серафима саровского Краткое правило серафима
- Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв
- Грибы толкачики: где искать и как готовить Отрывок, характеризующий Поплавок шафранный
- Использование повторов в литературе Значение слова повторы в литературе