Главная - Электроснабжение
Сплоченный коллектив — что под этим понимается. Стили руководства персоналом — их характеристика, достоинства и недостатки Корпоративный стиль управления

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Директивный стиль (авторитарный);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.

Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы». Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива.

Построение коллектива - это создание, использование и развитие механизма коллективной деятельности, определенной философии и отличительного стиля совместной работы, вовлекающих талант и энергию людей в достижение как общих, так и личных целей.

Какие сотрудники должны составлять коллектив? Возникает проблема критериев оценки персонала. В традиционном подходе к подбору кадров их не так много: стаж работы, квалификация, опыт работы. Наряду с ними можно выделить основные и дополнительные качества работников, важные для коллективной деятельности.

Основные качества:

  • ответственность;
  • качественное выполнение работы;
  • стремление к сотрудничеству;
  • доверие;
  • интерес к новинкам и способность к внедрению нового;
  • аккуратность;
  • способность воспринимать критику;
  • способность к риску;
  • готовность к компромиссу коммуникабельность.

Дополнительные качества:

  • знания и профессиональные умения;
  • умение сосуществовать и работать в коллективе;
  • ответственность за всю группу;
  • имидж;
  • способность что-то продвинуть, «пробить»;
  • организационный талант.

Личностные качества, значимые для коллективной работы

Данные качества были выявлены в ходе целого ряда «круглых столов» и «мозговых атак» с руководителями самых разных коллективов. Эти качества одновременно являются требованиями к сотрудникам как к членам коллектива. Критерии оценки персонала могут использоваться как для отбора новых сотрудников, так и для самооценки и корректировки качеств в уже работающих группах, поставивших перед собой общую цель - выработать стиль коллективной работы.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы», т.е. с поддержанием личностного начала и внимания к людям. Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива, и в дальнейшем мы будем называть его дихотомией построения коллектива.

Ориентация на решение задач организации (упор на выполнение работы группой):

  1. Групповая оценка задачи
  2. Планирование и принятие решения
  3. Достижение консенсуса
  4. Организация и сроки

Ориентация на поддержку личностей (упор на работу с персоналом):

  1. Участие и включение
  2. Поддержка, поощрение
  3. Обучение коллективности
  4. Стиль коллективной работы

Рассмотрим составляющие этой дихотомической связки.

Построение коллектива с акцентом на решение задачи

1. Групповая оценка задачи . Коллектив нуждается в том, чтобы поставленную перед ним цель понимали и считали значимой все его члены. Проблема состоит в том, чтобы каждый работник четко представлял задачи, стоящие перед коллективом, принимал участие в их анализе и поиске путей реализации. Социологическое исследование позволило установить, например, что почти 40% опрошенных государственных служащих работают над задачами, сформулированными неточно, непонятно.

2. Планирование и принятие решения - это выбор и генерирование содержательной идеи выполнения задачи. Вовлечение каждого работника в процесс принятия решения представляет собой поиск и оценку имеющихся альтернатив достижению конечной цели. Чтобы этот поиск был успешным, руководителю следует предоставить коллективу всестороннюю информацию по проблеме; создать обстановку свободного обсуждения и высказывания любых идей по решаемой проблеме с последующим их детальным разбором; установить или выработать критерии для выбора оптимального решения; совместно выбрать решение в соответствии с установленными критериями.

Всегда ли нужно вовлекать коллектив в принятие решений? Многие проблемы имеют простые решения, стандартны и известны из предыдущего опыта. В то же время в жизни коллективов часто возникают новые проблемы или острые ситуации, когда требуется творческий подход, вот тогда и необходимо вовлечение всего персонала в разработку идей и принятие основных решений.

3. Достижение консенсуса (соглашения) по поводу принятия решения, организации и сроков выполнения задачи - важнейший элемент коллективной деятельности. Консенсус характеризуется участием всех членов коллектива, оптимальным использованием имеющихся ресурсов, творческим разрешением конфликтов и достижением согласия с принятыми решениями.

Руководителю для достижения консенсуса необходимо, во-первых, не считать, что кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть, если дискуссия заходит в тупик. Вместо этого нужно искать другую, более приемлемую для всех альтернативу. Во-вторых, избегать конфликта можно при помощи таких мер, как голосование, усреднение мнений, подбрасывание монеты или заключение сделок. В-третьих, не допускать перебранок, не сталкивать в ходе дискуссии людей, а «сталкивать» идеи. Не следует допускать ни своих, ни чьих-либо заявлений, негативно влияющих на коллективную работу.

4. Организация . Одним из условий укрепления организационного единства является оптимизация численности коллектива. Большинство исследователей сходятся во мнении, что она не должна превышать 10-12 человек. Дело в том, что массовое проявление таких качеств коллектива, как дружба, открытость, честность, взаимная поддержка и т.п., практически невозможно в слишком больших группах.

Важным условием построения коллектива является четкая координация взаимоотношений между работниками, предполагающая систему норм коллективной деятельности:

  1. Каждый считает задачу, стоящую перед коллективом, приоритетной.
  2. Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.
  3. Каждый используется на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.
  4. Каждый ежедневно принимает участие в планерках, беседах в группе.
  5. Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем месте.
  6. Каждый откровенен и честен.
  7. Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качестве продукции коллектива.
  8. Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работы.
  9. Каждый понимает и соблюдает (поддерживает) организационное единство коллектива.
  10. Коллектив не принимает никаких отговорок.

Еще одно условие коллективной деятельности - предоставление возможности группе самой решать острые, конфликтные вопросы управления и самоуправления. Управление и самоуправление должны опираться не на знания и волю одного (руководителя), а на совокупность знаний и волю всех. Процесс управления здесь выступает в новом качестве - как деятельностное управление, присущее каждому члену коллектива. В первую очередь это касается распределения ролей и выработки системы координации действий в коллективе.

Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем

1. Участие и включение. Построение коллектива во многом определяется тем, насколько каждый человек включен в коллективные действия. Отсюда задача руководителя - дать возможность каждому работнику в силу личных способностей принимать участие в жизни коллектива. Для этого руководитель должен создать обстановку для самораспределения ролей между людьми в соответствии с их квалификацией, специализацией, опытом и согласием.

2. Поддержка, поощрение предусматривают помощь каждому члену коллектива в решении задач личности путем признания и оценки ее успехов. Признание дает человеку ощущение, что его труд необходим. Оценка - это показатель эффективности его труда.

Проведенные социологические исследования показывают, что ни тот, ни другой фактор не используются в должной мере. Например, 70% опрошенных указали, что в беседах с руководством вопросы признания деятельности или успехов работников никогда не обсуждались, 60% - что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматривались.

Если вы - руководитель, старайтесь выражать признание деятельности своих подчиненных:

    даже если вы не полностью удовлетворены;

    даже при получении частичных или неполных результатов;

    даже при получении обычных, а не только исключительно хороших результатов.

Формой публичной оценки работников является аттестация, которая проводится каждые 3-5 лет. Основными задачами аттестации являются, с одной стороны, получение информации, позволяющей оценить работника по итогам работы и его потенциалу, а с другой - информирование человека о том, как его деятельность оценивается руководством.

Однако аттестации проводятся довольно редко, а оценивать деятельность работника, корректировать его усилия порой необходимо ежедневно. Для этого используются беседы между руководителем и подчиненным. Они проводятся преимущественно по конкретным вопросам: поручение задания, его проверка, конфликтная ситуация, наличие проблемы. Каждую из этих ситуаций можно использовать для оценки и развития потенциала сотрудника.

3. Обучение коллективности заслуживает особого внимания в контексте построения коллектива. Основным учебным процессом для выработки механизма коллективности является рабочий процесс, а в качестве учителя выступает руководитель, который должен все видеть и соответствующим образом реагировать, исходя из принятых коллективом норм. Кроме того, дискуссии, совместные обсуждения, беседы, всесторонний анализ (без жесткой критики) коллективной работы - все это может служить закреплению новых правил и норм поведения.

4. Стиль коллективной работы . В дружных, работоспособных коллективах создается особый стиль работы. Его характеризуют:

    открытость и честность в общении друг с другом;

    способность конструктивно критиковать и выслушивать критику;

    способность войти в положение других коллег, или эмпатия;

    желание измениться самому в соответствии с выработанными группой правилами;

    признание и принятие предложений по улучшению работы;

    готовность идти на компромиссы.

Деятельность коллектива тормозят:

Руководителю, решившему сформировать коллектив, следует использовать разные стили в зависимости от ситуации, причем стиль руководства должен соответствовать тем общепризнанным нормам и межличностным отношениям, которые были выработаны коллективом. Но в любом случае более успешным лидером будет тот, в чьем стиле проявляются как забота о производстве, о решении задач коллектива, так и (не в меньшей степени) тенденция на поддержание отношений, забота о нуждах человека.

Выводы

Постоянный поиск оптимального сосуществования коллективного и личного, целого и частного, общественного и индивидуального лежит в основе формирования любого коллектива.

Приступая к построению коллектива, руководитель должен учитывать, что группу людей, из которой предстоит создать коллектив, следует рассматривать не столько как объект управления (кто-то кем-то управляет), сколько как социальную общность, в недрах которой развивается механизм самоорганизации за счет самосоздания, саморазвития и самоупорядочения. Связано это с тем, что источник коллективности находится не вне коллектива, а внутри его, среди людей, его составляющих.

Построение коллектива - это длительный процесс, состоящий из целого ряда изменений, а его этапы отчетливо не разграничены. Причем они происходят не вне, а внутри процесса управления и самоуправления. Иначе говоря, смена правил игры происходит во время самой игры, и коллектив - не что-то, данное сверху, а итог, к которому ведет длительный путь трансформаций, оценок, корректировок и новых трансформаций, происходящих частично под влиянием руководителя, частично - по внутреннему убеждению.

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Эффективность работы компании во многом зависит от внутренней организации, принятой системы взаимоотношений и четкости распределения обязанностей сотрудников. Все эти факторы определяет руководитель и его стиль управления персоналом

Под стилем управления персоналом подразумевается характер общения между руководителем и подчиненными, способы распределения полномочий, ответственности в коллективе. Один и тот же предприниматель на разных этапах развития бизнеса может проходить опыт применения разных стилей управления.

Несмотря на то, что во многих небольших компаниях коллектив может насчитывать всего несколько человек, предпринимателю стоит разобраться в различных стилях и адаптировать их особенности под свой бизнес. Но эффективное управление персоналом - это не только коммуникация с сотрудниками. Это еще и умение правильно распределить обязанности, не сваливать всю работу на нескольких подчиненных из-за банальной нехватки рук. В маленьком бизнесе, где нет возможности содержать большой штат, удобным решением становится передача части функций на аутсорс . Например, очень удобно поручить ведение учета и отчетности бухгалтерам-профессионалам и платить только за реально оказанные услуги.

Основные стили управления персоналом

В экономических теориях и учебниках менеджмента описано достаточно большое количество стилей управления персонала. Основные – авторитарный, демократический, либеральный, деловой. Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим, как формируются, меняются стили и методы управления персоналом в зависимости от целей и этапов развития бизнеса.

Либеральный или семейный стиль управления персоналом.

Этот стиль строится на принципе: одна команда – одна семья. Как это происходит на практике? Почти каждый начинающий бизнесмен, организуя свое первое предприятие, собирает в команду партнеров из близкого круга общения – это родственники, друзья, бывшие сокурсники или коллеги.

На начальном этапе такую компанию объединяет общее желание воплотить в жизнь общую идею, заработать деньги, противостоять обстоятельствам и конкурентам. Поскольку опыта управления и руководства у начинающего предпринимателя нет, он внедряет в управление единственные доступные знания и методы - построение команды на условиях равенства голосов, равноценного взноса времени и усилий. Базовые основы семейного стиля управления персоналом:

  • непринужденный дружеский стиль взаимоотношений, команда – одна семья, все друзья;
  • атмосфера в компании домашняя, дружеская;
  • корпоративная культура – семейные ценности, комфорт и уют для каждого;
  • руководитель – товарищ, имеющий небольшой приоритет (выдает зарплату).

Такая атмосфера в компании продолжается до достижения первых серьезных результатов и получения солидной прибыли. По мере развития бизнеса усложняются задачи, увеличивается количество проектов, начинаются первые неприятности – срывы сроков, невыполнение обязанностей, проблемы на внешнем и внутреннем уровне. В силу вступает обычный бытовой принцип: прибыль делим на всех, мы же одна команда, а неприятности и убытки – это проблемы собственника или руководителя.

Итог – увольнение друзей и родственников, набор профессионалов, внедрение другой системы управления.


Приоритеты

Сотрудники

Манера общения руководителя

Дружеская, доверительная

Прозрачность личных отношений, командное взаимодействие

Принятие решений

Общее одобрение

Объединяющая идея

Семейная корпоративная культура, командный дух

Средний профессиональный, высокий психологический

Инициативность сотрудников

Невысокая или средняя (нет стимула)

Доведение решений руководства

В форме просьбы

Примером успешного внедрения этой системы служат многие японские компании. Но в отличие от начинающих компаний, в них существует иерархия:

  • руководитель, владелец – отец, заботящийся о компании и подчиненных;
  • персонал объединен общими интересами;
  • допускается импровизация сотрудников;
  • основа – доверие и уверенность в завтрашнем, объективная оценка и коллективная ответственность.

Вывод: в большинстве случаев семейный стиль управления персоналом работает в тех случаях, когда компания уже давно сформирована, имеет установленные связи и крепкие позиции на рынке.

Авторитарный стиль управления персоналом

Этот стиль – абсолютная противоположность семейной системе управления. Позиция руководства в авторитарном стиле управления персоналом строится по принципу жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения приказам начальника. Авторитарная система характеризуется:

  • жесткой иерархией;
  • нацеленностью на результат;
  • четким распределением обязанностей;
  • подавлением инициатив сотрудников.

Главная объединяющая идея при авторитарном стиле управления персоналом – достичь максимальных результатов, выйти на высокие показатели, обогнать конкурентов. К преимуществам системы относятся быстрое достижение целей, к недостаткам – тяжелый психологический климат в коллективе, сосредоточение всех функций управления на руководителе, большая текучка кадров.

Приоритеты

Цель, результат

Манера общения руководителя

Дистанционная

Закрытая

Принятие решений

Единоличное

Объединяющая идея

Наличие общего врага (конкурента)

Уровень квалификации персонала

Невысокий из-за большой текучки, уходят наиболее талантливые

Инициативность сотрудников

Низкая, не поощряется

Доведение решений руководства

В форме приказа, команды

Вывод: авторитарный стиль управления персоналом оправдан и дает отличные результаты в кризисных ситуациях и в нестабильных условиях, когда главной целью выступает преодоление трудностей и необходимо быстрое достижение результатов.

Деловой стиль управления персоналом

Один из наиболее эффективных стилей управления, который применяется в большинстве американских компаний. Для бизнесмена, уже использовавшего две предыдущих системы, понявшего недостатки жесткой вертикальной системы управления, деловой стиль управления персоналом – следующий этап. При этой системе менеджмента на первый план выходит уровень профессионализма каждого сотрудника и общее стремление получить прибыль.

Основные черты:

  • нацеленность на успех и получение выгоды;
  • оценка эффективности каждого сотрудника;
  • карьерный рост пропорционален профессионализму и инициативности сотрудника;
  • заработная плата распределяется в соответствии с эффективностью и полезностью сотрудников (зависит от личных результатов).

К приоритетам делового стиля управления персоналом относится повышение вклада каждого сотрудника и значительное увеличение прибыли за счет четкой системы взаимодействия и поощрения личных результатов. Недостаток – быстрое выгорание, трудоголизм.

Приоритеты

Результат, прибыль, развитие

Манера общения руководителя

Деловое сотрудничество без жестких рамок

Прозрачность деловой сферы, закрытость личных взаимоотношений

Принятие решений

Единоличное или коллегиальное по обстоятельствам

Объединяющая идея

Профессионализм, выгода

Уровень квалификации

Высокий профессиональный уровень, низкий психологический контакт

Инициативность сотрудников

Высокая, энтузиазм поощряется

Доведение решений руководства

Форма делового этикета, диалога

Вывод: эта система эффективна для уже состоявшихся компаний, которые активно растут и развиваются, охватывая новые сегменты рынка.

Демократический стиль управления персоналом

При демократической системе менеджмента руководитель выступает в роли координатора бизнес процессов, направляет, делегирует обязательства и мягко контролирует. К этому стилю приходят компании, уже достигшие высокого уровня доходности, уделяющие большое внимание новым разработкам в сфере бизнеса, технологий или производства. Основная характеристика этого стиля – коллегиальные методы управления персоналом:

  • высокая степень доверия между руководителем и подчиненными;
  • решения принимаются в процессе общего обсуждения;
  • комфортная атмосфера, низкая текучка кадров;
  • поддержка новых идей, инициатив сотрудников.

Главной объединяющей идеей демократического стиля выступает не только ценность результата, но методов его достижения. К преимуществам относятся – идеальная обстановка для профессионалов, возможность внедрения новых креативных идей. Минусы – медлительность процессов, обусловленная продолжительными обсуждениями и поиском наиболее верных решений.

Приоритеты

Результат и методы его достижения

Манера общения руководителя

Открытая, доступная, в меру дружеская

Открытость и прозрачность всех процессов

Принятие решений

Коллегиальное принятие решений, частые общие собрания, совещания

Объединяющая идея

Единые принципы развития компании

Уровень квалификации

Высокая квалификация сотрудников в профессиональной и психологической сфере

Инициативность сотрудников

Высокая и поощряемая инициативность

Доведение решений руководства

Вывод: демократический стиль управления персоналом подходит компаниям, чья деятельность связана с современными технологиями и исследованиями, где прибавочная стоимость создается творческими и креативными людьми.

Выбор стиля управления персоналом зависит от многих факторов, главным образом – от насущных задач и проблем. На разных этапах развития одна компания и один руководитель могут применять различные системы. Определяя цели и методы их достижения, руководство может внедрять смешанные системы управления компанией.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

В европейских, американских компаниях системы управления персоналом существуют давно. Количество сотрудников кадровых служб достигает 1-1,5%. Тенденция обретает популярность в Украине. О том, что такое HR-менеджмент, читайте прямо сейчас.

Что такое управление персоналом?

Управление персоналом (HRM, HR-менеджмент) - знания, методы, направленные на поиск, обучение, администрирование кадровых потоков . Главная задача - организация рабочих процессов так, чтобы каждый участник в полной мере выполнял возложенные на него обязанности. HRM условно можно разделить на 3 группы по типу решаемых проблем:

  • полноценное взаимодействие, подразумевающее обучение, оценку, правильную организацию труда, мониторинг окладов, мотивацию, системы штрафов за ошибки;
  • стратегическая работа, направленная на подготовку конкурентоспособного, высококвалифицированного персонала.

HR-менеджмент - сложное направление. Люди, что отличает их от материальных, нематериальных потоков, ошибаются, принимают личные решения, необъективно оценивают свои силы.

Основные цели HR-менеджмента

К основном целям HRM стоит отнести:

  • подбор менеджеров для полноценной комплектации штата компании;
  • использование инструментов, помогающих повысить эффективность деятельности, снизить процентное количество ошибок;
  • поиск, увольнение кадров, не справляющихся с обязанностями, возложенными на них;
  • ориентация трудовых кадров на коллективную деятельность, новые достижения;
  • принятие мер, необходимых для системного развития: повышение квалификации, курсы, семинары;
  • выявление перспективных сотрудников.

HRM подразумевает полный контроль всех рабочих процессов. Внедрение основ HR-менеджмента в работу интернет-магазина позволяет избежать халатного отношения к обязанностям, конфликты, оплату работы неквалифицированных менеджеров.

Методы HRM

Если руководитель хочет, чтобы его слушались, то важно использовать основные методы воздействия HR-менеджмента:

  • экономическое воздействие. Речь идет о премиях, других видах материального поощрения, кредитовании, проценте от продаж. Наравне с «добрыми» поощрениями внедряются противоположные: санкции, штрафные баллы, лишение все той же премии. Трудишься упорно - получаешь бонус, трудишься плохо - получаешь финансовые санкции;
  • организационно-распорядительные (административные). Это директивы, внутренние приказы, закрепленный свод правил. Внедряются для поддержания дисциплины, повышения репутации лидера;
  • социально-психологические. Формируют благоприятный микроклимат в коллективе: единство, схожие цели, инициативность.

Социально-психологические методы идут рука об руку с экономическими. Рекомендуется внедрять не один из них, а несколько, оценивая трудовую обстановку на местах.

На что оказывает влияние правильно выбранный стиль управления персоналом в интернет-магазине?

Профессиональный лидер использует разные способы воздействия. Такая политика позволяет качественно организовывать работу, достигать следующих целей:

  • воспитание молодых кадров, что помогает вырастить квалифицированный персонал, ориентированный на успешную работу в компании;
  • уважение, безусловная дисциплина;
  • выявление неэффективных сотрудников, что предупреждает нецелесообразное расходование средств на оплату их услуг;
  • продвижение по карьерной лестнице достойных членов коллектива;
  • организация благоприятных условий;
  • привлечение узких, ценных специалистов;
  • формирование дружной, ответственной, целеустремленной команды.

В , профессиональном трудовом коллективе неответственный сотрудник просто не сможет находиться. Правильно руководя ресурсами, владелец интернет-магазина инвестирует свое время, силы в будущую стабильность, развитие .

5 стилей управления. Плюсы, минусы каждого

HR-менеджмент включает в себя несколько стилей. Существуют их вариации, но базовыми считаются следующие:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • коучинговый;
  • либеральный;
  • задающий ритм.

Рассмотрим советы для каждого из них, плюсы, минусы.

Авторитарный

В его основе беспрекословное подчинение, руководитель не расположен к ведению диалога с кадрами, методы поощрения практически не используются . Бонусы заменяют не радужные перспективы, их рисует перед своими подчиненными лидер. Распоряжения должны быть четкими, емкими, деловыми.

Жесткий контроль показывает высокую эффективность в нестандартных случаях:

  • выполнение срочных заказов, проектов;
  • периоды кризиса, когда нет широких возможностей для поиска новой работы;
  • мотивация конфликтных, слишком исполнительных работников.

Для внедрения такой политики необходимо одно - высокий авторитет руководителя среди подчиненных. Применять ее постоянно не рекомендуется, это чревато протестами, массовыми увольнениями. От авторитарной политики стоит отказаться в случае форс-мажоров, слишком сложных заданий, он может дестабилизировать коллектив.

Плюсы:

  • высокая эффективность при нерегулярном использовании;
  • повышение финансово-экономических показателей компании;
  • ускорение деятельности коллектива;
  • высокая скорость реагирования на указания;
  • 100% контроль выполнения поставленных заданий.

Минусы:

  • краткосрочная перспектива;
  • авторитарное руководство может не мотивировать, а угнетать;
  • психологические, вмененные затраты со стороны лидера;
  • сотрудники не развиваются, не обучаются, в случае отсутствия четко поставленной задачи теряются.

Демократический

Он дает служащим возможность развиваться, самостоятельно принимать решение в вопросах, касающихся их обязанностей. В этом стиле руководитель - наставник, коллега, член команды, предпочитающий поощрительные способы мотивации. Высокую эффективность показывает на фоне нормального функционирования компании, не омраченной форс-мажорами, «горящими» сроками.

Плюсы:

  • внедрение основ коллективного администрирования;
  • поощрение инициативности;
  • благоприятный микроклимат в коллективе;
  • выявление активных, честных, целеустремленных кадров;
  • служащие чувствуют свою ответственность, не перекладывают вину за ошибки на коллег;
  • эффективен в любых сферах деятельности;
  • поиск нестандартных методов для решения непростых вопросов;
  • подходит для управления коллективами как из 2, так и из 1000 персон. В последнем случае самопроизвольно формируются инициативные группы, возглавляемые микролидерами.

Минусы:

  • не всегда демонстрирует желаемый результат в кризисных ситуациях;
  • неправильный подход приводит к снижению авторитета владельца интернет-магазина в глазах трудовых кадров;
  • велик риск снижения уровня дисциплинированности;
  • обсуждение деловых моментов занимает слишком много времени;
  • неполный контроль выполнения обязанностей.

Коучинговый

Коучинговый стиль отдаленно напоминает демократический, он базируется на ряде принципов:

  • партнерские взаимоотношения;
  • перспективы долгосрочного сотрудничества;
  • стабильное обучение рабочих;
  • мотивация, направленная на постоянное развитие.

Лидер в этой модели - творец, эксперт, мотивирующий на новые победы. Он раскрывает таланты, обладая необходимым багажом знаний, опытом. Практикуется техника разделения на группы: одна половина - сильные менеджеры, вторая - слабые, в результате происходит взаимное обучение.

Плюсы:

  • корпоративное единство;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • свобода действий, принятия решений;
  • обучение непосредственно на местах.

Минусы

Коучинг редко выбирают в качество основного инструмента. Для взаимодействия с ним необходимо обладать компетентностью в любом вопросе, большим количеством свободного времени. Целесообразное его использовать в следующих ситуациях:

  • потеря цели;
  • необходимость обучения на местах, в этом случае привлекаются успешные менеджеры, берущие учеников;
  • снижение мотивации.

Либеральный

Либеральный стиль еще называют попустительским. Таким он является. Принцип базируется на отсутствии простейшего контроля действий сотрудников. Руководитель выдает задание, после чего пускает дело на самотек. Он не участвует в обсуждениях, решении различных вопросов даже в том случае, если видит явные ошибки в действиях подчиненных.

Сотрудники выполняют задачи самостоятельно, но не всегда верно. Конфликтные ситуации, спорные моменты они решают между собой, что не способствует формированию благоприятной обстановки. Все это может негативно сказаться на эффективности выработки. Либеральную технику управления можно внедрять только в том случае, если штат компании состоит из экспертных менеджеров, не нуждающихся в точных инструкциях.

Минусы:

  • потеря авторитета;
  • анархия в команде;
  • конфликтные ситуации;
  • неравномерное ;
  • хаотичное выполнение поставленных задач, что приводит к снижению экономических показателей;
  • невозможность выполнять срочные заказы.

Стиль, задающий ритм

Мотивация, привлечение трудовых кадров базируется на принципе личного примера . Руководитель принимает участие во всех процессах, трудится плечом к плечу со штатными сотрудниками, давая им позитивный пример.

Плюсы:

  • отличная мотивация;
  • высокий авторитет руководителя в команде онлайн-магазина;
  • стихийное обучение;
  • ускоренное выполнение всех поставленных задач;
  • управление всеми процессами, что позволяет держать руку на пульсе событий;
  • возможность использовать при выполнении экстренных задач.

Минусы:

  • технику нецелесообразно применять в период кризиса;
  • неправильный подход влечет за собой снижение самооценки персонала.

Какой из стилей выбрать владельцу онлайн-магазина?

Комбинирование вышеприведенных техник - идеальная формула, вызволяющая сохранить авторитет, правильно организовать трудовые процессы. Единой формулы нет, важно ориентироваться по обстоятельствам:

  • уровень стрессовой ситуации;
  • сложность поставленной задачи;
  • особенности трудовой команды: процент новичков, опытных менеджеров, исполнителей;
  • направление деятельности компании.

В сложных ситуациях стоит делать выбор в пользу авторитарности, демократии. В периоды покоя подойдет коучинг, либеральность, собственный пример.

Выводы

Чувствуйте свой коллектив, адекватно оценивайте ситуацию, что поможет задать правильный тон общению с подчиненными. Помните, что лидер должен управлять, обучать сотрудников, недопустим переход на личности. Не увлекайтесь длительными обсуждениями, четко выставляйте сроки, старайтесь лично контролировать выполнение. Грамотный руководитель должен быть в курсе всех текущих процессов, в противном случае будет царить анархия, неуважение.

Эффективность работы коллектива зависит от профессионально-личностных качеств руководителя, т. е. от стиля и методов его работы.

В экономической литературе выделяют три основных метода принятия решений:

1. Опираясь на указания сверху.

2. "Решение здравого смысла".

3. "Решение специалиста", когда руководитель принимает профессиональное решение, которое опирается на использование научных средств, систематизацию информации.

Стили принятия решений могут носить следующий характер:

1. Указующий, или директивный. Руководитель:

Единолично определяет содержание проблемы;

Рассматривает возможные решения;

Выбирает решение;

Дает указания по его реализации.

2. Убеждающий. Руководитель:

Принимает решение единолично;

Разъясняет подчиненным его назначение;

Убеждает их, что выполнение решения соответствуёт интересам всех и каждого.

3. Консультативный. Руководитель:

Рассматривает членов коллектива как консультантов

Привлекает их к выработке решения;

Предоставляет всю информацию по проблеме;

Рассматривает предложенные варианты решения;

По своему усмотрению выбирает лучший.

4. Объединяющий (коллективный). Руководитель:

Рассматривает членов группы как равных партнеров;

Соглашается на выполнение коллективного решения.

5. Доверяющий. Руководитель:

Формулирует проблему;

Определяет, в каких пределах должно лежать решение;

Доверяет подчиненным выбрать это решение.

Распорядительные документы, приказы, распоряжения, инструкции не достигают своей цели, если содержат словосочетания:

"усилить контроль";

"мобилизовать всех работников";

"широко развернуть работу".

Правильно оформленным является документ, в котором даются четкие ответы на следующие вопросы:

Что делать (какую работу, в каком объеме, какого качества);

Кому делать (кто исполнитель и кто организатор);

Когда делать (в какие сроки выполнить);

Как делать (методы, мероприятия);

Кто, когда и как контролирует выполнение.

Так как распорядительные акты предусматривают обязательность выполнения, необходимо, чтобы они соответствовали законам и нормам административного права и функциям соответствующих подразделений и исполнителей.

Десять заповедей для издания приказов и инструкций

1. Знай, что ты должен делать сам, прежде чем отдавать приказы другим.

2. Обдумав и выбрав метод, сообщи об этом подчиненному.

3. Учитывай знания, способности и опыт подчиненных.

4. Приказ должен быть точным и кратким, не перегруженным деталями.

5. Убедись, что подчиненный понял приказ, повторяя и объясняя, сколько потребуется.

6. Представляй сложные инструкции в письменном виде.

7. Не отдавай одновременно слишком много приказаний.

8. Отдавая приказы, забудь о нетерпении, гневе, сарказме.

9. Убедись, что последний приказ не противоречит предыдущему и все они отвечают общей стратегии.

10. Ясно дай понять, что не будешь вмешиваться, но установи контроль.

После издания распорядительного документа необходимо провести разъяснительную работу с учетом деловых, профессиональных и психологических особенностей исполнителя.

Существуют следующие типы исполнителей:

1. "Инженеры поневоле" - ни к творчеству, ни к ответственности, ни к исполнительности не склонны.

2. "Ответственные" - ответственны, исполнительны, но творчество и самостоятельность не ценят и не стремятся к ним.

3. "Самостоятельные", или "самопрограммируемые", - ориентированы на творчество и самостоятельность меньше, на ответственность - довольно сильно, на исполнительность - средне. Неприязненно относятся к управлению со стороны.

4. "Непритязательные" - высоко ценят творчество, ответственность, исполнительность, но не реализуют их в работе.

5. "Исполнительные" - высоко ценят исполнительность, низко - самостоятельность и творчество. Справляются с любым поручением, хотя избегают самостоятельности и ответственности.

6. "Самоуверенные" - высоко ценят деловые качества, творчество и ответственность. В реальных же условиях проявляют свои деловые качества умеренно, самооценка резко завышена.

Организация исполнения включает две стадии:

Подготовку действий исполнителей;

Содействие их действиям.

Контроль позволяет получать информацию о состоянии дел и предупредить неблагоприятную ситуацию

Принципы рациональной организации контроля за исполнением:

Систематичность и регулярность;

Комплексность - охват всех сторон работы и всех подразделений;

Предупреждение, посредством контроля, возможных отклонений от исполнения заданий;

Тщательное, глубокое и всестороннее изучение существа проверяемого процесса;

Результативность, которая состоит не только в обнаружении недостатков в исполнении заданий, но и в разработке мероприятий по их устранению.

Руководитель использует определенные стили и методы, выстраивая свое поведение сообразно личным социально-психологическим установкам.

В связи с этим можно выделить следующие типы руководителей:

1. "Активист" - инициативен, самостоятелен, в меру честолюбив. Гордится коллективом, уверен в его поддержке. Опирается на социально-психологические методы воздействия.

2. "Хозяин" - считает работу главным в своей жизни, отдает ей все силы и время. Самым важным считает дисциплину, построенную на административных методах, инструкциях и правилах. Недооценивает подчиненных, не доверяет им, болезненно воспринимает критику, бывает груб.

3. "Диагностик" - наделен аналитическим мышлением, умеет обнаруживать недостатки и находить способы их устранения. Склонен преувеличивать значение экономико-математических методов в ущерб социально-психологическим.

4. "Рационализатор" - склонен к совершенствованию организации, структуры управления, к составлению схем, графиков. Выдвигает множество оригинальных, но неглубоких идей по совершенствованию управления, носящих характерные черты инженерного управления. Иногда рационализация и перестройка заменяют основную работу.

5. "Начальник" - считает, что создан для руководства, любит заседать, представительствовать. Легко контактирует с высшим начальством и членами коллектива, но болезненно воспринимает успех, полученный без его участия.

6. "Исполнитель" - действует точно в рамках указаний. Доволен подчиненными, начальством и самим собой. Обладает большими теоретическими знаниями, жизненным опытом, предпочитает менее эффективные, но проверенные решения.

7. "Свой человек" - хорошо знает подчиненных, признает только неформальные контакты, охотно общается вне производства. Не любит заниматься административными вопросами.

8. "Нонконформист" - проявляет индивидуализм в управленческой деятельности. Не переносит несогласия со своими идеями.

 


Читайте:



Омоложение стволовыми клетками: последствия

Омоложение стволовыми клетками: последствия

За всю жизнь ткани и органы человека подвергаются повреждениям множество раз вследствие внешних факторов (физические, химические и т.п.) и...

(окаменелости Самарской Луки)

(окаменелости Самарской Луки)

Меловые залежи в нашем регионе появились благодаря рижскому леднику, который принёс их с мест коренного залегания тысячи лет тому назад. Мел жители...

Английский с нуля: как начать успешное изучение

Английский с нуля: как начать успешное изучение

Современным родителям, заботящимся о светлом будущем своих детей, всё чаще и чаще приходит в голову такой вопрос: когда, как и с чего начать...

Дети готовят сами: простые иллюстрированные рецепты

Дети готовят сами: простые иллюстрированные рецепты

В этом супервкусном посте мы предлагаем 10 замечательных идей интересных блюд и лакомств, которые очень легко приготовить. Порой так хочется...

feed-image RSS