Главная - Электропроводка
Сущность и особенности дистанционного обучения. Дистанционное обучение в структуре образования Роль электронных обучающих средств в дистанционном образовании

Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Иными словами, студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.

Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным направлением. Начало данному процессу положили американцы. В последнее время оно активно развивается в Европе. В нашей стране дистанционное образование получает широкое распространение, в частности в таких учебных заведениях как БГУ и БГУИР г. Минска.

Дистанционное обучение - 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения всех разделов курса учащийся сдает экзамен.

Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.

Завершающая стадия вывода итоговой оценки сводится к формально-структурному анализу степени несовпадения подсети эталонной модели (по которой предъявлялись тестовые задания) с реконструируемой сетевой моделью знаний обучаемого.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

§ неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

§ средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

§ видеоконференция - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО . Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

§ свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

§ дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

§ принцип интерактивности;

§ принцип стартовых знаний;

§ принцип индивидуализации;

§ принцип идентификации;

§ принцип регламентности обучения;

§ принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

§ заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

§ при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Администрация многих учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам :

Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

§ возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

§ высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

§ высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

§ большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

§ потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

§ возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.

Абрамовский Антон Львович

ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета [email protected]

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abramovsky Anton Lvovich

Assistant of the Marketing and of Municipal Administration Department, Tyumen State Oil and Gas University [email protected]

ROLE OF DISTANCE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF GLOBALIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Аннотация:

В статье анализируется роль дистанционного высшего образования в Российской Федерации в связи с усилением глобализационных процессов. Автором формулируются выводы о возрастающем значении дистанционного обучения для российской высшей школы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:

глобализация в образовании, дистанционное высшее образование, сущность глобализации, обучение, образование, инновации в образовании.

The article analyzes the role of the distance education in the Russian Federation in view of the intensifying of the globalization processes. The author draws conclusions about the increasing role of the remote learning for the Russian higher education in order to ensure its competitiveness in the educational market.

globalization in education, distance higher education, essence of globalization, training, education, innovation in education.

В настоящее время термин «глобализация» приобрел широкую популярность. Он применяется во многих сферах деятельности человека для описания интеграционных процессов, возрастания взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов друг от друга. Социологическая энциклопедия под редакцией В.Н. Иванова трактует данный термин так: «все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом» . Английское издание The Collins English Dictionary приводит такое определение глобализации: «это процесс, позволяющий финансовым и инвестиционным рынкам работать на международной арене, в значительной степени в результате отмены государственного контроля и улучшения возможностей коммуникаций, благодаря чему компания расширяет свою деятельность в международных рамках». Анализ степени разработанности определения «глобализация» позволяет сделать вывод о том, что данная проблематика хорошо освещена в трудах ученых стран США и Западной Европы, особо стоит отметить исследователей Lechner and Boli, 2000; Scholte, 2000, Thompson, 2000; Tomlinson, 1999; Zachary, 2000. В их трудах уточняется терминология, сделаны попытки определить первопричины глобализационных процессов, обсуждаются вопросы отличия интернационализации от глобализации, описываются их хронологические периоды.

Определенный интерес по вопросу периодизации глобализации представляет, на наш взгляд, концепция исследователя В.Я. Нечаева, выделившего три этапа в данном процессе. Первый этап развития глобализации в мире появился в начале эпохи нового летоисчисления и был тесно связан с развитием мировых религий, поскольку в это время сформировались определенные ценностные ориентации, которые, в свою очередь, начали выходить за пределы первых государств и активно распространяться за пределами места своего появления. Хронологические рамки данного периода определяются В.Я. Нечаевым в 1 000 лет.

Второй этап относится к началу второго тысячелетия и связан с формированием первых университетов в мире. В.Я. Нечаев подчеркивает, что университеты «...принимают под свой космополитический покров религии, науки, искусства, предлагая им состязаться в дисциплинарной динамике, “укладывая” свои знания и свою культуру в головах новых поколений людей. По существу современная эпоха (Новое и Новейшее время) наступает тогда, когда университеты уже подготовили поколения образованных людей, способных использовать науки, искусства, технологии во всех сферах общественной жизни» .

Третий этап развития глобализации начался со вступления человечества в третье тысячелетие, в так называемую «информационную эпоху» (некоторые предпочитают называть ее «постиндустриальной»). Она характеризуется доступностью современных информационнокоммуникационных технологий, появлением глобальной сети Интернет, объединившей все человечество; бурным развитием компьютерной техники, мобильных коммуникационных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки); открытостью информации в целом, многократным увеличением ее потоков; общей интенсификацией ритма жизни человека. На наш взгляд, данный этап глобализации является наиболее интересным, поскольку никогда до этого человечество не обладало такими возможностями для прорыва в четырех основных сферах жизни (экономике, политике, социальной сфере и культуре).

Наиболее заметно влияние глобализационных процессов на экономику стран, поскольку данное влияние приводит к формированию единого мирового рынка (появлению таких учреждений как Всемирная торговая организация); изменению в принципах ведения бизнеса (появление экономики знаний, сокращение размеров штата предприятия до нескольких высококвалифицированных специалистов, возрастание скорости бизнес-процессов); усилению конкуренции между компаниями, представленными на рынке (в силу роста производственных мощностей, переизбытка товаров и услуг); к активизации научно-технического прогресса, развитию технологий и инноваций.

Рассматривая влияние глобализационных процессов на политику, стоит отметить усиление межгосударственного и международного сотрудничества, изменение роли государства при организации жизни населения, рост политической взаимозависимости и взаимосвязанности стран и народов.

Однако наибольшее влияние глобализация оказывает на социальную сферу, поскольку налицо тенденция изменения характера межкультурных связей (большое количество мигрантов по всему миру, межнациональные браки), мировоззрения людей и образа их жизни (причем они не всегда носят позитивный характер, - зачастую ведут к формированию образа жизни потребителя, а не творца). Отметим также появление новых угроз в виде глобальной преступности, международного терроризма, участившихся экономических кризисов (что неизбежно при рыночной экономике), увеличению разрыва между богатыми и бедными.

Влияние глобализации на культуру также неоднозначно. Существует мнение, что данный процесс уничтожает общекультурные различия в разных странах мира, способствует развитию культурной составляющей, как доминирующей в единственной оставшейся сверхдержаве. Подобное «стирание границ» ведет к неизбежным потерям и обесцениваю культуры всего человечества.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание вступление современной цивилизации в информационную эпоху, можно утверждать, что глобализационные тенденции коснулись фундаментального института общественной жизни - образования. Такие исследователи как Ф. Фукуяма справедливо отмечают, что формирование социальных классов и различия между ними в наше время обусловлены не происхождением (как это было еще 100 лет назад), а объемом и качеством полученных знаний. Э.С. Демиденко в своей статье «Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе» отлично иллюстрирует данное утверждение. Он пишет: «.в начале XX в. более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас единицы» .

Особенно заметны глобализационные процессы в образовании в высшей школе. Изменилась не только методологическая база преподавания (что обусловлено активным применением информационных технологий, появлению электронных образовательных сред, дистанционных образовательных новшеств и онлайн обучения), но и сам принцип ведения хозяйственной деятельности современными университетами, которые сочетают в себе функции храма знаний и коммерческого предприятия (зарубежные исследователи называют это сочетание «университет-предприятие»); вузы существуют в рыночной экономике, конкурируя не только между собой в рамках одной страны, но и с другими из разных стран.

Усиление конкуренции отчасти вызвано возможностью все большего количества вузов преподавать дистанционно (преподаватель и студент могут находиться за тысячи километров друг от друга), с активным использованием образовательных сред (learning environments). Особенно успешно в данном направлении работают вузы США, такие как Университет Феникс (Phoenix University), Массачусетский технологический институт (MIT), Университет западных губернаторов (Western Governors University) и ряд других образовательных учреждений.

Вступление России в мировое образовательное пространство связано с подписанием Болонской декларации, согласно которой осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр и магистр) в высшей школе, взят курс на повышение информатизации вузов и развитие дистанционных технологий обучения. Для реализаций ее положений в сентябре

2013 г. был принят новый Федеральный закон «Об образовании», согласно которому вводятся понятия дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения. Подобные нововведения будут стимулировать развитие систем дистанционного образования в высшей школе, усиливать его роль в качестве стратегического направления обеспечения доступности в России и экспорта отечественного образования в другие страны мира.

Переход на дистанционное обучение в высшей школе связан с определенными трудностями, которые относятся к созданию электронных обучающих средств для студентов (технический уровень), подготовке качественных образовательных курсов (содержательный уровень), обучению преподавателей и тьюторов (кадровый уровень), оценке результатов обучения (оценочный уровень). В то же время, в нашей стране существуют вузы, которые активно применяют зарубежный опыт в данном направлении, учитывают российскую специфику работы и реализуют качественное дистанционное обучение своих студентов. К одним из таких относится Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ). В 1992 г. в данном вузе начался процесс внедрения информационных технологий в обучения, а в настоящее время он подготавливает более 70 000 студентов, в том числе около 15 000 иностранных учащихся из 52 стран мира. МЭСИ предлагает более 740 полноценных онлайн курсов для своих слушателей, имеет развитую инфраструктуру поддержки студентов, обучающихся дистанционно, а также 29 филиалов по всей России .

Таким образом, система образования в XXI в. претерпела значительные изменения, в связи с процессами глобализации и благодаря активному развитию информационных технологий. В настоящее время во всем мире развивается и распространяется новая форма высшего образования - дистанционная.

Ведущие вузы мира заинтересованы в распространении своего образовательного продукта за пределами своих стран, что является существенным вызовом отечественной системе высшего образования. Для увеличения конкурентоспособности российские учебные заведения могут расширять системы дистанционного обучения, основанные на базе информационных технологий, объединенных в специализированную образовательную среду, которые позволят удержать имеющийся контингент студентов, предложить более качественную и удобную образовательную услугу по конкурентоспособным ценам. В случае нежелания вуза использовать новые технологии в процессе обучения возникает угроза его существования, так как он может быть вытеснен с рынка образовательных услуг.

Информационное общество требует постоянного развития системы высшего профессионального образования, на которое необходимо адекватно реагировать. Развитие дистанционного обучения в России является необходимым шагом для сохранения конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве.

1. Социологическая энциклопедия / науч. ред. В.Н. Иванов и другие: в 2 т. М., 2003. Т. 1. 696 с.

2. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестник Московского ун-та. 2004. № 4. С. 27-34.

3. Демиденко Э.С. Предстоящие изменения в образовании в техногенном обществе // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 89-90.

4. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики // Официальный сайт вуза. 2013. URL: http://mesi.ru/about/figures/ (дата обращения: 02.09.2013).

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Волкова Т.И., учитель информатики

лицей №273 им.Л.Ю.Гладышевой

Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе трудно переоценить. Современные информационные технологии позволяют обучать учащихся на расстоянии на высоком уровне. Ученик как бы находится рядом с учителем, если мы говорим о общении по скайпу или просмотрев видео-урок может задать учителю вопросы. Это обучение решает многие вопросы, возникающие у учителей: «Что делать с учеником, который пропустил одну или две недели занятий и выпадает из образовательного процесса? Как восполнить его знания?».

Сегодня мы говорим о том, что живем в информационном обществе. Да, это так. И никто в этом уже не сомневается. В качестве критериев развитости информационного общества можно выделить три:

    наличие компьютеров

    уровень развития компьютерных сетей

    количество населения, занятого в информационной сфере, которое использует информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Сегодня практически в каждой семье имеется компьютер, а иногда даже ни один. Слово «Интернет» сейчас уже не кажется какой-то сказкой. В доме, где есть компьютер – имеется и подключение к Интернету. Более 80% населения страны в своей профессиональной деятельности используют информационные и коммуникационные технологии.

Процесс информатизации широко внедряется и в образовательную сферу. Посмотрите на наши школы. В них имеются интерактивные доски, компьютеры для учителей-предметников, компьютерные классы, которые имеют выход во Всемирную сеть Интернет. Службы сети Интернет позволяют оперативно передавать информацию на расстоянии. Это может использовать учитель при работе с учеником, который по тем или иным причинам не может посещать традиционную школу.

Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и ученика между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненту и реализуемые средствами Интернет - технологий. Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Интерес к дистанционному обучению сформировался давно. Давайте вспомним заочную форму обучения в ВУЗах, когда по почте высылались задания и контрольные работы. А сейчас в эпоху бурного развития вычислительной техники, телекоммуникационных технологий, дистанционное обучение является одной из форм образовательного процесса.

Достоинством дистанционного обучения самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время, по индивидуальному расписанию. При этом ученик должен иметь при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с учителем (по телефону, электронной почте, Skype ). Таким образом, среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающийся отдален от учителя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью современных средств коммуникаций.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:

    гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

    модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;

    охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и преподавателем;

    экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

    технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;

    социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности учащихся;

    интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;

    новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать образовательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

Я в своей практике столкнулась с необходимостью использования дистанционного обучения. Ученик, с которым мне пришлось работать, находился в другой стране по семейным обстоятельствам и был переведен на семейное обучение. Являясь учителем информатике, я сразу же решила, что будем с ним общаться с помощью ресурсов Интернет. Мы обменялись электронными адресами, и работа пошла по плану: он получал от меня дополнительный теоретический материал (помимо учебников, которые он предусмотрительно взял с собой), выполнял задания, тесты и контрольные работы. Проводилась проверка выполнения заданий и, по мере необходимости, проводились консультации по возникшим вопросам.

Опыт показал, что дистанционное обучение отличается от традиционных форм обучения. Эти отличия состоят:

    в большем объеме самостоятельной деятельности обучающегося;

    в более осознанном уровне мотивации потребителя образовательных услуг;

    в создание комфортных условий для изучения материала;

    в необходимости наличия навыков грамотной работы на компьютере, как учителя, так и обучающегося;

    в наличии интерактивной коммуникации;

    в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения.

Дистанционное обучение на протяжении нескольких лет, позволило учащемуся ежегодно успешно сдавать все годовые итоговые работы, а в выпуском классе, сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от их места проживания. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший одну или две недели занятий, выпадает из образовательного процесса, и восполнить знания он может через самостоятельное освоение пропущенного материала. Эта проблема, также может быть решена с помощью дистанционного обучения.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. В настоящее время в сети Интернет уже созданы и успешно развиваются дистанционные курсы, которые дают разносторонние знания в различных предметных областях.

Здесь не обходимо, также сказать и о том, что современные учителя должны быть готовы к этой форме обучения: владеть навыками работы в сети Интернет.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования за дистанционным обучением – будущее. И совершенно ясно и очевидно, что технологии дистанционного обучения надо развивать и дальше.

И я согласна с высказыванием, что дистанционное обучение – это обучение для всех и каждого.

Возможность получения высшего образования путем открытого и дистанционного обучения рассматривается как эффективный шаг в направлении демократизации высшего образования, а также существенный вклад в его развитие, особенно в модернизацию и обеспечение многообразия форм обучения. Для предоставления такой возможности необходимы новые системы и способы передачи знаний и умений. Высшие учебные заведения могут стать центрами образования в течение всей жизни, доступными всем и всегда.

Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" подчеркивается, что воспользоваться преимуществами и возможностями новых информационных и коммуникационных технологий следует прежде всего высшим учебным заведениям. Это позволит им поддерживать на должном уровне качество образования, соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов и на практике обеспечивать хорошие результаты.Open and distance learning: trends, policy and strategy considerations. UNESCO. 2007

Дистанционное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютерные и информационные средства, где связь между обучаемыми и преподавателем происходит посредством телекоммуникационных каналов.

Существует ряд технологических средств для проведения дистанционного обучения в ВУЗах:

  • 1. Компьютерные технологии обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем, Основной составляющей этого учебного материала составляет "гипертекст", и содержит ссылки на такие объекты, как: какой-либо текст, графическая иллюстрация, анимация, аудиофрагмент, видеофрагмент или же какая-либо программа. Так же важнейшей частью учебной программы является блок вопросов и упражнений для закрепления теоретических и практических знаний. Такие программы могут передаваться учащимся на дискетах, на CD дисках и на других носителях, либо распространяться по сети интернет.
  • 2. Технологии Интернет. К ним можно отнести:
    • -- World Wide Web ("Всемирная паутина") -- система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в сети Интернет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля, в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;
    • - FTP (File Transfer Protocol) -- протокол передачи файлов. Это стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);

Дистанционное обучение предлагает многие преимущества как для студентов так и для учреждений дистанционного обучения (рис.1.5.). В дистанционном обучении преодолены такие проблемы как расстояние и время, которые являются барьерами в традиционном образовании.

Преимуществами для студентов являются: доступность, гибкость, приспособленность ко взрослому населению и качество программы.

Одним из важнейших преимуществ дистанционного обучения является доступ к образованию. Существует несколько причин, из-за которых студент не в состоянии получить доступ к образованию:

  • - проживание вдалеке от образовательного учреждения, например на маленьком острове нет никакого колледжа или университета; или в большой стране может быть много людей проживающих в сельских районах, отдаленных от самого близкого колледжа или университета;
  • - неспособность осуществить поездку в центр, даже если образовательное учреждение находится не очень отдаленно. Например, студент не имеет возможности воспользоваться общественным транспортом; у студентов могут быть семейные обязательства, которые мешают покинуть их дома;
  • - неспособность учиться в установленное время (для работников организаций);
  • - физическая неспособность (инвалиды, люди со слуховыми проблемами);

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение нацелено решить все эти проблемы посредством:

  • * предоставления возможности студенту получить образование (учебные пособия, звуковые кассеты, связь по телефону или сети);
  • * предоставления возможности студентам учиться в то время, которое устраивает их, т.е. когда они свободны.

Дистанционное обучение включает низкие затраты на 1 студента чем традиционное обучение и большое количество студентов может обучиться при фиксированном бюджете. Одним из ограничивающих факторов расширения образования в развивающихся странах является недостаток преподавателей. Дистанционное обучение является эффективным способом подготовки и повышения квалификации преподавателей.

Ещё одним преимуществом дистанционного образования является гибкость. Оно предполагает гибкость места и время обучения, позволяя студентам поддержать работу и семейные обязательства во время учёбы.

Приспособленность ко взрослому населению подразумевает то что, на лекциях в учебных заведениях, студенты имеют склонность быть пассивными получателями большого объёма информации, часто несвязанного с их собственным личным опытом. Дистанционное обучение предлагает различные подходы, базируя обучение на широком диапазоне действий, использовании личного опыта, а также стимулировании использования изученных навыков в повседневной жизни. Если учебные планы и методы обучения лучше подобраны для студентов, студенты становятся более мотивированными. Это приводит к высоким уровням зачисления, большому количеству выпускников и более высоким уровням сдачи экзамена.

Качество увеличивается в результате (обязательного) сложного процесса, который используется, чтобы разработать курс дистанционного образования. В традиционном обучении преподаватели сами разрабатывают свои уроки, и они очень ограничены во времени. Подготовка курсов дистанционного образования представляет командную работу, вовлекая специалистов в разработку учебного плана, учебных материалов, ресурсов и так далее. Большинство материалов проекта рассматривается группой специалистов, и некоторые материалы проверяются перед использованием. Эти процессы позволяют создавать учебные материалы очень высокого качества. Затем они используются в системе дистанционного образования опытными преподавателями дистанционного обучения. (Такие материалы также могут быть использованы и в традиционном обучении, поднимая его качество).

Государство видит в дистанционном образовании различные преимущества в виде сокращения затрат. Эффективность издержек ДО остается основной причиной для его использования. Есть два основных способа оценить эффективность по затратам дистанционного обучения: затраты на 1 студента и затраты на выпускника по сравнению с традиционным образовательным заведением.

По исследованию существующих в мире программ ДО было определено что из 62 программ, в 51 (82%) затраты на 1 студента были ниже, по сравнению с традиционной программой обучения. Из 18 программ ДО, в 17 программах (94%) затраты на 1 выпускника были ниже чем в традиционной программе. В восьми программах, затраты на 1 выпускника составили половину или меньше половины от затрат в традиционной программе. Rumble. G.: The Costs and Costing of Networked Learning, Journal of Asynchronous Learning Networks, Vol. 5. 2006

Преимуществами для работодателей является объединение работы с учёбой. Многие студенты дистанционного образования учатся, чтобы улучшить их знания и навыки относительно их текущей занятости. Самая большая такая группа - преподаватели. Дистанционное обучение оказалось очень эффективным методом повышения квалификации учителей без необходимости покидать их аудитории. Большинство работодателей привлекает дистанционное обучение, потому что затраты на дистанционное образование меньше чем затраты на традиционное образование.

Наряду с преимуществами, ДО имеет следующие недостатки:

  • 1. Дистанционное обучение требует мотивации от обучающегося.
  • 2. Дистанционное обучение не предоставляет прямой доступ к преподавателю.
  • 3. Дистанционное обучение - изолировано. Хотя студент находится в виртуальной аудитории, полной студентов, динамика взаимодействия меняется.
  • 4. Дистанционное обучение требует постоянного и надежного доступа к технологиям.
  • 5. Система дистанционного обучения не всегда предлагает все необходимые курсы онлайн. Студенты, желающие получить степень не всегда имеют возможность пройти все предметы онлайн.
  • Зойиров Бахадыр Абдуллаевич , преподаватель
  • Сариосинский сельскохозяйственный профессиональный колледж, Сурхандарьская область, Узбекистан
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ИННОВАЦИИ

В данной работе рассматривается феномен дистанционного образования и его значение в современном мире. Автор акцентирует внимание на значении дистанционных форм обучения в условиях трансформации рынка труда и изменении требований к работнику.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Мониторинг физического развития юношей специальной медицинской группы в динамике обучения в вузе
  • Функциональная характеристика и оценка энергопотенциала студентов с разным уровнем физического здоровья
  • Организация и проведение исследования по совершенствованию ИКТ-компетенций с помощью андрагогических принципов обучения
  • Характеристика физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья

Современный мир характеризуется глобальными изменениями во всех сферах общества. В контексте научно-технической революции второй половины XX века, назрел кризис в системе образования . Кризис проявляется не только в недостаточном финансировании, но и порой несоответствии содержания современного образования состоянию современного общества, его запросам и темпам развития. Образование даже в самых развитых странах не успевает за изменяющимся миром .

В нынешних условиях, когда образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может своевременно подготовить человека к будущему, необходимы радикальные меры.

Современные тенденции демонстрируют, что в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом в жизни каждого человека, который хочет быть востребованным на рынке труда. Образование теперь будет продолжаться в течение всей его жизни. Только так современный человек сможет адаптироваться к технологическим инновациям не только среди орудий труда , но и его содержания; своевременно овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности .

На фоне создания общества знаний, нарастание процесса информатизации общества приводит не только к формированию новой информационной среды обитания, но и новой информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности .

Одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие систем дистанционного образования, т.е. возможности реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся используют для взаимодействия и реализации образовательного процесса современные информационные технологии и телекоммуникационные сети.

Дистанционные формы образования начинают возникать ещё в XIX веке в виде почтовой переписки педагога и ученика, затем осуществляется с использованием радио и телевидения, и теперь уже с применением информационно-коммуникативных и компьютерных технологий .

Сейчас, в условиях развития ИКТ и Интернет-технологий, дистанционное образование стало более доступным и эффективным. Выбирая данную форму получения образования, обучающийся получает широкие возможности по совмещению учёбы и работы или воспитанию детей, также дистанционное образование предоставляет возможность получить образование маломобильным группам населения и живущим в удалённых районах.

Таким образом, в современных условиях развитие системы дистанционного образования представляет важнейшую задачу, решение которой позволит справиться с проблемой повышения качества трудовых ресурсов страны.

Применение ИКТ в процессе образования даёт возможность повысить эффективность и качество обучения. Однако внедрение этих технологий потребует изменения подхода к обучению и формированию учебного материала, а также может потребоваться дополнительное обучение педагогов по методике удалённого преподавания и взаимодействия с обучающимися (ответы на вопросы, проверка выполненных работ).

Однако, в ходе дистанционного образования, обучающийся не должен быть отчуждён от педагога, т.к. это может негативно повлиять на развитие навыков общения и самостоятельного мышления обучающегося .

Что же касается системы дистанционного образования в Узбекистане, то она начала активно развиваться лишь в последнее десятилетие. Тем не менее, сегодня эта форма образовательного процесса используется уже во многих крупных высших учебных заведениях.

Список литературы

  1. Колин К. Информатизация образования: Новые приоритеты // Госбук. URL: http://www.gosbook.ru/system/files/documents/2013/04/02/kolin.pdf
  2. Соколова С.А. Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе // Novainfo. - №36-1. - URL: http://сайт/article/3815
  3. Хусяинов Т.М. Процесс информатизации труда и его социальные последствия // Международна научна школа “Парадигма”. Лято – 2015. В 8 т. Т. 6: Хуманитарни науки: сборник научни стати / под ред. Д. К. Абакаров, В. В. Долгов. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 310-315.
  4. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. - 2014. – № 4. – С.30-41.
  5. Якимец С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении: Польза и вред // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №4. С. 113-115.
 


Читайте:



О старинных святочных гаданиях Место для гадания

О старинных святочных гаданиях Место для гадания

» от 2014 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 40 выпусков. Выпуск 1 (1...

Маи списки рекомендованных

Маи списки рекомендованных

Приём в МАИ для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования проводится по заявлению граждан. При подаче...

Национальные исследовательские университеты

Национальные исследовательские университеты

Политику высшего образования в России демонстрирует и в значительной мере определяет появление ряда университетов с новым статусом. В 2006 году...

Образец заявления на целевое обучение в мед вуз

Образец заявления на целевое обучение в мед вуз

Несмотря на то что целевое направление в вузах широко распространено, не все абитуриенты знают о том, как можно воспользоваться таким способом...

feed-image RSS