Главная - Электроснабжение
Телесно ориентированный подход в психологии. Психодраматический и телесно –ориентированный подход

Джеймс Кепнер: Телесный процесс - подход "личность как целое".

Джеймс Кепнер

Телесный процесс

Подход "Личность как целое"

И то, что едино и просто по своей природе, человеческая извращенность разделяет, и когда человек старается получить часть того, что не имеет частей, он не получает ни части его, которая есть ничто, ни целого, которым он завладеть не может.

(Боэций, 1963 с72)

Отделение тела от "Я" (self) и усугубление отделения тела и психики есть ни что иное , как адаптация к стрессовым явлениям в жизни, которые мы ощущаем физически. Личность - это целое, но мы ощущаем себя состоящим из частей. В этом делении себя на части "Я"(1) обычно индентифицируется с психическим функционированием (рождением мыслей, образов и т.д.), а те аспекты телесного опыта, которые являются проблематичными и угнетающими, мы ощущаем, как нечто происходящее за пределами нашего "Я". Те неудобства, которые мы испытываем, являются результатом разделения на его "Я" (self) на части и потерей способности отождествлять части с целым. Лишь терапия, рассматривающая личность как целое и не отождествляющее проблему с чем-то, возникающем в какой-либо части, может изменить это. Терапевтический метод должен воссоединить ощущения клиентов в нечто единое, открывая и помогая ему присвоить отвергнутые аспекты его "Я", в частности, телесные аспекты.

Перед терапевтами, интересующимися работой в рамках целостного подхода, возникают две проблемы. Первая - традиционные терапевтические модели, рассматривающие тело и психику как отдельные сущности, причем "Я" (the self or "I") обычно индентифицируется с психическим функционированием. Или психику лечат с помощью вербальной терапии, или тело с помощью физической терапии. И в том, и в другом случае происходит разделение личности на части, и подобные методы не могут излечить разрыв, происходящий при условиях, которые мы надеемся устранить.

Во-вторых, люди попадают к терапевту с различными "дистанциями между их чувством себя и их телесным процессом, а также с разной степенью приближения к их телесному опыту. Терапевтам необходимо достичь понимания того, что значит подойти к личности как к целому и определить, что нужно вернуть из того, что было разделено на части и отчуждено, и способствовать интеграции частей в целостную, функционирующую личность.

Ориентации на личность.

Традиционно целью психотерапии являлось влияние на психику, как на нечто отдельное от тела, и результатом этого было усиление внимания к преимущественно вербальной методологии, но она никогда не была целостной. Телесно-ориентированная психотерапия, образовавшаяся из сплава и комбинации разнообразных, зачастую несоизмеримых подходов, признающих важность человеческих потенциальных движений, по крайней мере, формально была близка к понятию целостности (holism). Теперь же мы столкнулись с проблемой выделения подобных влияний на философию и методику.

Недавнее резюме (Kogan, 1980) описывает по меньшей мере 15 различных подходов, грубо определенных как "работа с телом", некоторые из которых являются чисто психотерапевтическими по своей цели, а другие более точно описаны как физические терапии, главной целью которых становятся телесное здоровье. С одной стороны, мы имеем чисто психофизические подходы, такие как терапия Райха (Reich, 1942-1945\1972; Baker, 1967), неорайхианские терапии (Lowen.1958: Kelly.1976: Keleman,1979,1985) и гештальт терапия (Perls, 1947/1969: Perls et al, 1951): а с другой стороны - преимущественно физические терапии, такие как рольфинг (Rolf ,1977), метод Фельденкрайза (Feldenkrais, 1972) и техника Александера (Alexander,1971).

Сюда можно добавить практику комбинированных методов, таких как метод Дарбона (Darbonne, 1976), соединение рольфинга, биоэнергетики и гештальт-терапии, или метод Рубенфельда (Rubenfeld, 1984), комбинацию техники Александера, метода Фельденкрайза и гештальт-терапии, и метод Меля (Miel,1981), объединяющий гипноз и прикладную кинесиологию.

Все эти методы претендуют называться целостными, и часто таковыми кажутся, - по крайней мере, их главное убеждение состоит в том, что процессы, относимые к телу, и процессы, относимые к психике, определенным образом связаны. Но говорить о личности, как о составленной из соединенных частей вовсе не то же самое, что говорить о ней как о целом; и также использование объединенного вербального и физического вмешательства не приводит к появлению интегрированной терапии. Что же на самом деле означает целостный подход и что делает терапию единым психофизическим подходом?

В этой главе будут обсуждаться проблемы и трудности в понимании и работе с личностью как с единым целым , а не как с состоящей из разделенных, но взаимосвязанных частей. Будет выделен развивающийся процесс целостной интервенции, который признает права всех частей личности, при этом подчеркивается путь, по которому эти части формируют целостную личность.

Личность как части.

Наука XIX века рассматривала Вселенную как собрание связанных, но четко разделенных частей и частиц, каждая из которых могла быть изучена и понята отдельно. (Bohm.1980). Большинство систем психотерапии и терапии тела придерживаются противоположенной точки зрения и рассматривают личность, как состоящую из сплава частей. С этой точки зрения целое равно сумме его частей. Если личность представляет собой сумму отдельных частей, то, следовательно, каждая из этих частей может быть отделена от целого и рассмотрена, как определенное дополняющее единство.

Эта психотерапевтическая модель рассматривает личность, как состоящую из двух главных "типов частей" - тела, которое сделано из органов, клеток и т.д. и психики, которая состоит из сознательного и бессознательного, или "Я" и "Это" (это зависит от определенной "теории психики", которой вы отдаете предпочтение), что в комплексе составит личность. В большинстве случаев "Я" отождествляется с психикой, которая находится в теле. Эти части рассматриваются как отдельные и не связанные между собой владения, хотя они могут случайно влиять друг на друга. Например, такие телесные явления, как физическая травма или болезнь, могут повлиять на психику, вызывая депрессию, или психические стрессы могут повлиять на тело, вызывая высокое кровяное давление, психосоматические или соматические явления рассматриваются как функции случайных взаимодействий между двумя четко отделенными друг от друга владениями. В мире существуют три основные ветви теории "личность, как части": монизм, дуализм и параллелелизм. Каждое реализуется, в соответствии с системой убеждений, в различных терапевтических подходах. С монистической точки зрения психика - это не более, чем продукт электрофизической химии в мозге, т.е. личность приравнивается к функционированию органов, и проблемы решаются излечиванием соответствующих органов. Этот взгляд привел к появлению современного химиотерапевтического подхода к лечению (биологическая психиатрия), но обсуждаться здесь этот подход не будет, т.к. он не видит пользы в психотерапии для того, что он считает медицинскими проблемами.

В дуализме владения психика и тело полностью отделены друг от Друга, и каждое требует лечения в соответствии с их особенностями; вербальная терапия для психических проблем, а физиотерапия - для телесных недомоганий. В некоторых дуалистических подходах за этими отдельными владениями признается возможность влияния друг на друга, но правильное лечение в области, где кроются "настоящие проблемы", считается наиболее желательным подходом. Я определяю этот подход к лечению, который возникает из дуалистической модели, как "исключающий" (singular) подход.

В параллелистской модели владения тела и психики считаются раздельными, но связанными воедино, т.е. одно неизбежно влияет на другое, завися от степени связанности этих частей, проблемы в одной области ведут за собой изменения функционирования другой, и изменение в одной сфере вызывает реакцию в другой. В параллелизме, например, психологический стресс рассматривается, как фактор, влияющий на тело, вызывая физиологическое возбуждение; соматические проблемы могут представлять собой эмоциональные конфликты, или телесное недомогание может вызывать психическую депрессию. Если личность - это набор связанных , но разделенных частей, то тогда каждая часть может быть излечена отдельно, но с пониманием того, что изменения в одной области могут повлиять на другую по причине их тесной связи. Я назвал этот подход к лечению "чередующим" (alternating) методом.

Исключающие подходы.

Большинство терапий, будь то психотерапия или физиотерапия, традиционно утверждают "исключающий подход к личности, в философии ли, в методике ли, или в обеих областях. Психологические терапии, такие как психоанализ (Фрейд,1938), клиент-центрированный подход (Роджерс, 1951) и рационально-эмотивная терапия (Эллис,1962, Эллис и Харпер.1968) используют средства почти исключительно вербальные. Практикующие врачи отождествляют изменения с психическими процессами или структурами. В зависимости от того, насколько телесные процессы связаны с психологическими процессами, как при психосоматических проблемах (физические явления, причиной которых является психика) физические процессы часто рассматриваются как эпифеномены - связанные, но отделенные от лежащих в основе психических явлений.

Такие крайние по форме многочисленные терапии тела, как структурная интеграция (Рольф, 1977), техника Александера (Александер, 1971) и техника Фельденкрайза (Фельденкрайз, 1972) и другие соматические подходы признают вклад психологических процессов в развитие телесного напряжения и нарушение позы.

Однако нет формальной методологии работы с психологическими процессами или связывания их с соматической работой. Как и традиционные психологические, эти соматические подходы обращаются с физическим как с существенно отделенным от психического.

Поскольку считается, что личность состоит из отдельных частей, и что только один аспект личности проблематичен, исключающий подход кажется правильным. Когда болит тело, вы лечите его соматическим методом и стараетесь как можно меньше внимания обращать на психологический аспект. Когда расстроилась психика, вы лечите ее вербальным методом, и физические проблемы решаются, когда психические решены.

Если посмотреть на личность с целостной точки зрения, исключающий подход представит некоторые философские и методологические дилеммы. Первая состоит в том, что исключающий подход, поскольку он обращен только к одному аспекту личности, к части целого, способствует обособлению и разрыву "Я". Такой источник дисбаланса в организме, когда важная часть личности оказывается неспособной к функционированию, скорее утверждается, чем излечивается, даже когда психотерапия вербально обращается к соматическому феномену, интерпретируя соматический симптом, как психологический конфликт, недостаток соматической методологии (прямой работы с телом) оставляет личность с чувством, что части его "Я" линейно связаны: психические конфликты являются причиной физических симптомов скорее чем органическая дилемма, имеющая различные проявления. Бертон (Berton) и Хеллер (Heller, 1964) описывают эту дилемму в своих рассуждениях о теле и психоанализе:

Тело в психоанализе в конечном счете становится вместилищем комплексов, в лучшем случае, и, и помехой психоанализу из-за этих комплексов - в худшем. Оно становится на пути у анализа, и если оно страдает от боли, оно должно быть отнесено к чему-либо, или сама боль должна стать предметом анализа. Таким образом, сегодня мы имеем, да простят мне подобную метафору, анализ всего комплекса, освобожденного от бремени тела... И наказанием за это часто бывает сужение комплекса, помимо ухудшения здоровья пациента. Раз тело не является частью лечения, то оно ему и не подлежит... и ни психика, ни тело сами по себе недостаточны, чтобы составить современного человека как целое (стр. 125).

Когда нет ясного метода объединения психологических и физических явлений, клиенту легче обособить телесные и психические сегменты, как это и делают терапевты, когда стараются разобраться в клиенте.

Некоторые исключающие подходы признают взаимосвязь, хотя и не подлинную целостность, тела и психики. Такое признание исходит из убеждения во взаимосвязи между структурой и функцией. Например, с психологической точки зрения, если вы измените психологические процессы (конфликт или защиту), то вы измените и соматическую структуру, зависящую от них. С соматической точки зрения, если вы измените структуру (тело), то вы измените и функции (психологические), зависящие от нее. Эта предпосылка - структура/функция - подробно описывается во многих соматических терапиях (Рольф, 1977; Барлоу, 1973; Фельденкрайз, 1972; Файтус, 1978) и подразумевается в пути, по которому многие исключающие подходы и психотерапии понимают соматические жалобы и обращаются к ним.

Наиболее общий пример структурно-функциональной зависимости в этих соматических терапиях - пример позы и психического отношения человека, находящегося в депрессии. Если вы измените вялую , согнувшуюся позу, клиент будет чувствовать себя менее угнетенным - функция следует за структурой. Если бы лечение депрессии заключалось лишь в том, чтобы обучить клиента более удобным позам, то не было бы никакой нужды в какой бы ни было терапии, угнетенный человек не может поддерживать неугнетенное физическое или психическое состояние, пока подавленные элементы его "Я" (self) не будут проявлены и чувства, которые подавлялись, не освободятся и не заявят о себе. Таким образом, психодинамическое исследование конфликта и подавленности, следы которых находят отражение в депрессии клиента, не всегда улучшают неровное дыхание и искаженную позу, что с целостной точки зрения является неотъемлемым признаком депрессии. Клиенту будет легче вернуться к эмоциональной модели, поскольку физическая модель все же существует и стремится формировать восприятие и чувства.

Я вовсе не хочу сказать, что не существует связи между телесной структурой и организмическими функциями. В самом деле, если бы это было не так, то не было бы никакого смысла писать книгу, в которой исследуется важность телесных явлений в терапии. Многие психотерапевты видели, что клиенты решали некоторые насущные проблемы, и наблюдали, как менялась поза клиента, его дыхание и его манера поведения. Также многие терапевты были свидетелями того, как возврат равновесия позы улучшал психическое состояние и отношение клиента. Я не хочу сказать, что подобные вещи не случаются, но только то, что такие изменения основываются не на случайных связях одной части с другой (психики с телом или тела с психикой), но на том, что все эти аспекты личности - одно целое. Если условия способствуют объединению этих частей, то тогда происходит изменение всего, но если условия не способствуют этому, то изменение структура-функция или функция-структура не происходит или длиться мгновение. У исключающих подходов нет пути восстановления отношений структура-функция как целого с целью предотвращения изоляции этих частей. Исключающий подход стремится взглянуть на отношения структура-функция как на линейные и идущие в одном направлении.

Для человека, прошедшего через различные терапии, не будет необычным не обнаружить никаких изменений в эмоциональной жизни. Зачастую он не способен сохранить его позиционные и мускульные организационные изменения, поскольку он не определил место этих физических аспектов в своей эмоциональной жизни, также существуют люди, прошедшие экстенсивную психотерапию, чьи обычные телесные отношения все еще препятствуют инсайту воплотиться в их поведение и взаимодействия.

Чередующие подходы.

Одной из альтернатив в создавшейся дилемме исключающих подходов, является отдание должного уместности соматического и психологического аспектов личности при изменении физических и психологических методов терапии. Каждый, кто испытал чувство телесных изменений и освобождения в телесно-ориентированных искусствах, знает им цену. Подобным образом разрешение длительного эмоционального конфликта или изменение восприятия самого себя, что является результатом психотерапевтической работы, могут утверждать важность такого образа развития. Не разумнее ли будет найти способ объединить эти два метода и тем самым стать способным к работе по интеграции личности? Это было естественным направлением для многих психотерапевтов, изучавших соматические подходы, и для практикующих врачей, изучавших искусство терапии.

Одним из способов объединения психической и физической работы является чередование этих типов вмешательства. Эта точка зрения часто характеризуется словом "и", например, биоэнергетика и гештальт терапия и рольфинг (Дарбонн, 1976); рольфинг и терапия фантазии (Шутц и Тернер, 1977); или техника Фельденкрайза и психотерапия. Терапевт работает с помощью вербальной терапии, а затем с помощью телесно-ориентированного подхода, пытаясь обратиться и к психическому, и к физическому элементам опыта и функционирования клиента.

Такое чередование подходов может появиться внутри одной терапевтической сессии или в совершенно разных сессиях, и даже с разными терапевтами. В чередующей работе нет совпадения методов, их используют в разное время, и не делаются даже попытки работать одновременно и с телесными, и с психологическими процессами, как с единым целым. Каждому методу свое время. Как говорит Дарбонн (1976) в своей статье о комбинировании рольфинга и гештальт-терапии, "в течение сессии рольфинга я не прерываюсь ради использования психотерапии".

2) либо терапевт должен основательно изменить один из подходов, чтобы ничем не походил на исходный. Таким образом, можно законным путем чередовать рольфинг и гештальт-терапию, но только если кто-то решается использовать их вместе, то он либо не должен будет строго придерживаться теории и духа рольфинга, либо теории и духа гештальт-терапии, или обоих. По настоящему объединенный подход стремится к целостности и в методологии и во взгляде на личность. Личность как целое.

Целостный взгляд основан на том принципе, что целое - это нечто большее, чем сумма его слагаемых, или отличается от нее. Целое - это не просто результат срастания частей, но, скорее, ему присуща особая целостность, структура и интеграция частей. Например, слово состоит из частей, называемых буквами, которые могут состоять отдельно, но слово, сформированное из букв, это целое само по себе, и существенно отличается от простого набора букв. Оно имеет особый порядок и форму. Также и большее по размеру целое - предложение, состоящее из слов, - не просто эффект сложения набора слов, но оно имеет свое собственное значение благодаря своей структуре. Те же слова могут составить другое предложение с совершенно другим значением, совершенно новое целое, и каждое целое - это нечто большее, чем сумма его частей.

В человеческой сфере принцип целостности призывает нас взглянуть на личность в ином свете, отличном от того, который превалирует в культуре и науке. С точки зрения традиционной дуалистической перспективы, мы определяем "личность" как набор частей, собранных вместе; тело, которое само - собрание частей, в нем находится психика, так же состоящая из частей (например, эго, ид, супер-эго, или Я-концепция, Персона и т.д.). Как китайский ящик, тело содержит психику, которая содержит "Я"- и т.д.

Рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.; но это не то же самое, что рассматривать каждую часть отдельно. Это интегрированное функционирование различных аспектов целого, во времени и пространстве, что и есть личность. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство.

Целостный подход.

Целостный (integrated), или холистический, подход к личности старается взглянуть на любой процесс (такие как конфликт, жизненная тема, физический симптом) как на часть большого целого, которое включает соматические и физиологические аспекты. Любое психологическое явление (например, конфликт между частями "Я", эмоциональная травма, незаконченное взаимодействие) есть часть большого гештальта, которое включает физическое выражение этой дилеммы (например, паттерн, напряжение, манера поддерживания тела, задержка дыхания). Любой соматический симптом, такой как хроническое напряжение или искажение позы, - есть выражение большого целого, включающее психологическую дилемму и являющееся частью его выражения. Обратите внимание на употребление слов "включает" ("includes") и "часть" вместо "порождается" ("caused by") и "причина". Классический психосоматический взгляд, существующий в психиатрии, заключается в убеждении, что психиатрический конфликт является причиной физических симптомов. Целостный подход рассматривает и то и другое как единое выражение "Я" или, в терминах гештальт-терапии, организма.

В отношении метода целостный подход нацелен на совмещение всех аспектов личности так, чтобы личность могла почувствовать себя единым организмом, а не смешением частей. С этой точки зрения терапевтическая техника не должна разрывать личность, рассматривая какой-либо один аспект личности как непременно отличающийся от других.

Более определенно, в целостной терапии:

Психологические процессы, будучи вербализованы - например, конфликты или убеждения - явно связаны со своими телесными выражениями.

Физические процессы, такие как позы, мышечный панцырь и соматические нарушения, рассматриваются как значимые выражения личности.

И физические, и психологические процессы рассматриваются как аспекты одного целого

Личность/организм; деление на части внутри каждого владения - предмет терапевтического рассмотрения. Терапевтическая техника стремится вернуть ощущение себя как целого и восстановить единство частей.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем случай, когда у клиента возник дискомфорт в сексуальной сфере. Терапевт, приверженец исключающего подхода, может рассматривать негибкость контроля супер-эго клиента или его иррациональные убеждения, касающиеся секса. Соматичевский терапевт может сосредоточить внимание на снятии напряжения в области таза клиента. В целостной терапии, однако, напряжения в области таза и сдерживание противоположных движений и дыхания, и убеждения и конфликты внутри личности видятся идентичными. Сексуальные конфликты включают обе сферы: и физическое напряжение и психические конфликты. В целостной терапевтической работе эти две вещи объединены вместе и излечиваются как функциональное целое, причем внимание уделяется тому пути, по которому этот конфликт становится чем-то между "Я" и телом, т.е. определяется отражение телесных аспектов "Я".

Также физические симптомы, такие как напряжения в области плеч, являются частью целого, включающего и психологический контекст. Например, такое напряжение может сдерживать за спиной руки, чтобы клиент не поддавался импульсу оттолкнуть кого-либо и установить границы. Терапевтическая работа помочь не только преодолеть это напряжение в плечах, но и соединить это напряжение с убеждением: "Я не должен настаивать на моем желании оттолкнуть" и осуществлять работу с помощью незавершенной ситуации, которая вызывает в клиенте страх и напряжение, освобождая его руки для агрессивного движения. Под связью я подразумеваю не только интеллектуальное понимание или интерпретацию, но переживания в настоящий момент обоюдного единства, целостности, напряжения в плечах и страха утверждения своих прав. Пренебречь напряжением и работать только с убеждениями - значит пренебречь целым и оставить опыт клиента разделенным и не связанным.

Интеграция как процесс развития

Возможно, что читателю уже стало ясно, что хотя и желаемые с философской точки зрения, условия, необходимые для целостной работы, часто не существуют для многих людей, проходящих индивидуальную терапию. Как ранее подчеркивалось в этой книге, начальная ситуация для многих из нас, клиентов и терапевтов - это осуществление нашего существования как фрагментарного или отождествленного с разными частями до такой степени, что понимание себя как целого, и тем самым возможность целостной работы, едва ли могут появиться на начальном этапе терапии. Именно ощущение себя разделенным на части заставляет нас обратиться к терапии. Так, хотя наша точка зрения заключается в том, что личность - это целое, она далека от исходного положения терапии в отношении чувства себя.

Даже целостный подход должен начинаться в существующих условиях ощущения себя состоящим из частей и способствовать осознанию этих частей и того, как они отделены от целого, а также способствовать объединению ощущений клиента в ощущение себя как целого.

Целостность не может быть передана терапевтом с помощью теоретического положения, ей нельзя "научить", подобно тому, как учат идеям и понятиям (Перлз и др., 1951).

Предмет нашего спора не в том, что эти концепции "тело-психика"- обычные ошибки, которые могут быть исправлены конкурирующими гипотезами и проверками; или что они - лишь семантические аномалии. Скорее, они даны в непосредственном опыте определенного сорта и могут утратить свою остроту и очевидный вес, только если изменятся условия этого опыта.

Терапия - это процесс развития, в котором мы должны создавать условия, необходимы для продвижения вперед к ощущению целостности.

Определенная основа должна существовать для того, чтобы стал возможным такой высокий уровень организменной интеграции. В какой же точке может возникнуть целостная работа? К тому же если мы должны приспосабливать не клиента к терапии, а терапию к клиенту, как мы объясним различия в потребности развития? Интегративную работу можно рассматривать как конечную цель целостной терапии, но не будет ли это неуважением к клиенту - подталкивать его к цели терапевта (интеграции), если потребность в ней ему не ясна? Объединяющая терапевтическая работа требует ряда условий, чтобы быть возможной и существенной:

1) Достаточная степень осознавания тела. Без адекватного осознавания тела клиент теряет значительную часть данных, которые создают целое, к которому мы стремимся. Степень же, в которой многие из нас препятствуют выражению своих телесных ощущений, совершенно ясна любому терапевту, использующему телесные подходы в терапии. Прежде чем станет возможной объединяющая работа, должны существовать хотя бы несколько ограниченные способности к осознаванию тела.

2) Достаточная степень осознавания связи своего "Я" с текущими проблемами жизни. Без чувства воплощенности психологических явлений в своей жизни интеграция не имеет основания , например, если у меня нет ощущения тех главных явлений, с которыми я сталкиваюсь, чувства воплощенности моей личной истории в моем настоящем функционировании и соответствие моего функционирования в данный момент тому, что я представляю собой как личность, то тогда нет того, что можно связать с телесными процессами. Я должен признать, что все беды в сегодняшней жизни не случаются со мной, но имеют нечто общее с тем, что я такое, как я отношусь к миру.

3) Основное убеждение в связанности телесных процессов и психологических явлений. Когда развивается осознание тела и психологического функционирования, обособление этих двух частей должно постепенно исчезать. Должна существовать базовая вера в связь этих двух вещей, чтобы привести клиента к интеграции высокого уровня. В то время как некоторые люди, проходящие терапию, могут уже ощутить некоторую степень объединения, для большинства это трудно достижимо. Это строится из маленьких связок, накапливающихся в процессе терапевтических экспериментов, т.е. вне ощущений клиента происходит воссоединение разлома между физическим и психическим процессами.

Исходя из общего принципа, что личность это целое, и что терапия это процесс развития условий переживания себя как целого, мы можем теперь рассматривать чередующий, послойный и целостный подходы скорее как стадии процесса развития, а не как отдельные метод. Таким образом, терапевт может использовать исключающий, чередующий или послойный подход для создания фундамента интеграции, то есть как подходящий для определенных ступеней развития, а не как находящиеся в противоречии в интеграции (если предположить, что измененные и объединенные эти методы совместимы в теории, философии и применении).

Также, терапевт может считать философию и конечную цель целостной работы основными принципами, не теряя такого клиента, какой он есть; таким образом, мы можем определить степень интеграции каждого и помочь приспособиться к обстоятельствам жизни, а не критиковать недостаточную интеграцию клиента. Благодаря этим принципам и наша философия и наш подход позволяет нам постичь других и подойти к ним и к себе как к целому.

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телœесные и дыхательные техники восточных учений (к примеру, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователœей, среди которых крайне важно прежде всœего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной . Застой приводит к фиксации энергетических блоков на какой-либо группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется "мышечный панцирь" , который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера" , что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь базовых защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Οʜᴎ располагаются в области глаз, рта͵ шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Райхианская телœесная терапия направлена прежде всœего на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое дыхание , через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ скапливается энергия;

2. мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телœесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телœесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей" (Э. А. Цветков, 1995, с. 171).

В тренинге развития самосознания приемы телœесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

Вместе с тем, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др.
Размещено на реф.рф
обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Групповая работа в нейролингвистическом программировании (НЛП) чаще всœего используется для обучения эффективной коммуникации. Диапазон применения НЛП на Западе достаточно широк: психотерапия, образование, деятельность организаций и т. д. Нас интересует прежде всœего возможность использования групповых методов НЛП в целях развития самосознания. Поскольку положения нейролингвистического программирования недостаточно, на наш взгляд, освещены в отечественной литературе, остановимся на этом подходе подробнее.

Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделœения структуры процесса . НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всœех направлений. На это указывают сами Бэндлер и Гриндер, обсуждая свой метод структурированной регрессии (изменения личностной истории): "Действительно, нет различия между тем, что делаем мы и что делают гештальттерапевты, заставляя людей путешествовать в прошлое. Процесс разрешения в трансакционном анализе тоже напоминает это" (1993, с. 128).

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направлений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого – изучение структуры процесса: всœех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры крайне важно делать, опираясь только на категории сенсорного опыта͵ в котором нейролингвистические программисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинœестетическую. "Очистка" и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотерапевтом, работающим в области НЛП, является важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии основывается возможность эффективного использования методов НЛП во всœех других сферах человеческой жизнедеятельности.

Наиболее содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием определœенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Так, к примеру, движение глаз собеседника вверх направо говорит, по мнению Бэндлера и Гриндера, о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника. Под "ведущей системой" авторы НЛП имеют в виду систему, используемую для поиска определœенной информации. "Репрезентативная система"- это то, что уже введено в сознание и обозначено определœенными словами. "Референтная система" - ϶ᴛᴏ то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истинной или ложной" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28).

Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (к примеру: "я вижу эту проблему так... ", "перспективы для меня ясны ", "вопрос освещен со всœех сторон" и т. д.).

Изучение структуры субъективного опыта крайне важно нейролингвистическим программистам для того, чтобы помочь человеку изменить свое поведение. Как считают Бэндлер и Гриндер, практически всœе психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы. "В случае если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 68).

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка "якоря" . Под этим термином Бэндлер и Гриндер имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определœенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всœего для этого используется кинœестетическая система. Психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. К примеру, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в данный момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее.

Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, in которых он делает наилучший выбор.
Размещено на реф.рф
Здесь крайне важно отметить еще одну специфическую особенность НЛП: в данном направлении практическом психологии безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. В случае если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то нейролингвистические программисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента͵ минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Οʜᴎ основываются на убеждении, что "люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, в случае если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 143).

Нейролингвистические программисты с пренебрежением относятся ко всœем рефлексивным действиям, к осознанию себя и своих возможностей, но фактически, обучая психотерапевтов, клиентов, руководителœей методам эффективной коммуникации, они строят путь к выбору подсознательных реакций и гибкости поведения через самоосознание внутренних состояний и стереотипов, через сознательную отработку определœенных стратегий. Лишь впоследствии эти навыки становятся автоматическими и подсознательными, поднимаясь до уровня "неосознанной компетентности".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный подход можно рассматривать также как некий новый, необычный способ развития самосознания.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. В случае если ни ученик, ни учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателœем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всœего, в его поведенческом аспекте. Чтобы добиться успехов в педагогическом взаимодействии учителя с учениками, следует прислушаться к советам Бэндлера и Гриндера: "В случае если вы хотите принœести им пользу, то, присоединившись к их модели, нужно наложить на нее другую модель, чтобы расширить их возможность к обучению" (1993, с. 40).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования бывают использованы практически в любой психотехнологии (на что, кстати, указывают сами Бэндлер и Гриндер). Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе но развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально существующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распространенным приемом в данном направлении является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. По этой причине работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Впрочем, это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Телесно-ориентированный подход - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Телесно-ориентированный подход" 2017, 2018.

В большинстве методов телесно ориентированной психотерапии доминирует развивающий аспект используемых приемов - развитие телесного потенциала личности, функциональных ресурсов организма и осознание психосоматических процессов. Телесный развитие личности обеспечивается моделированием различных функциональных процессов. Такие процессы возможны по мере снижения проявлений паттернов (моделей) защитной, дезадаптивному или явно патогенной поведения.

По направленности работы подходы телесной психотерапии объединены в следующие группы:

1. Аналитические направления, ориентированные на использование в практических целях, кроме работы-с телом, анализа бессознательных (вытесненных) компонентов телесного и социального опыта: вегетоаналитична терапия характера (В. Райх), биоэнергетический анализ (А. Лоуэн), биосинтез (Д. Боаделла), психосоматическая терапия (Г. Аммона), Хаком-терапия (Р. Курц).

2. Структурно-функциональные направления, преимущественно сосредоточены на активной работе с телом и интеграции получаемого в процессе ее нового телесного опыта: веге-тотерапия (А. Ракнес), техника Ф. Александера, структурная интеграция (И. Рольф), сенсорное осознание (Ш. Сельвер, Ч. Брукс), функциональная интеграция (М. Фельденкрайз), биодинамика (Г. Бойсен).

3. Культурологический направление, что, кроме телесных компонентов, считается также на этико-эстетические, культу-ные и экзистенциальные особенности личности: п-стик-когнитивный подход (В. Никитин), танатотерапия (В. Баскаков), а также подходы, основанные на театральной и танцевально-двигательной технике.

4. Духовно-телесные направления, которые используют в практической ррботи нетрадиционные для западной культуры технологии телесного развития: подходы на основе адаптации индийских, тибетских и китайских психофизических систем (хатха-йога, янтра-йога, ци-гун, у-шу), технологии этнических (преимущественно шаманских) практик, акупунктура и акупрессура, телесные практики духовных традиций (чань-буддизм, буддизм Тибета, бон-по, суфизм, исихазм и т.д.).

Эта классификация не исчерпывает всего многообразия подходов, многие из которых трудно соотнести только с одним направлением.

Мишенями психотерапевтического воздействия является проявления, нарушающих естественную динамику и гармонию телесного функционирования в процессе достижения субъектом поставленных целей и задач на определенном этапе жизни. Кроме этого, телесная психотерапия направлена на стимуляцию механизмов автокоррекции субъективных состояний, осознанного поиска компенсаторных эффектов по психосоматического дисбаланса.

Среди методов телесной психотерапии выделяют следующие основные виды техник:

1) когнитивно-аналитические техники. Ориентированы на аналитическое исследование источников и психосоматических последствий психотравмирующая переживаний и осознание особенностей актуальных телесных процессов, требуют анализа ранних детских травм и их фиксации в соматических структурах;

2) дыхательные техники. Направленные на снятие напряжения с респираторных мышц (диафрагма, межреберные мышцы и др.), Предлагают анализ дыхательного паттерна, контроль респираторного цикла, а также повышения или "релвисування" энергетики тела с помощью усиления (гипервентиляции) или торможения (гиповентиляции) дыхательной активности;

3) техники релаксации. Связанные с автокоррекцией психосоматической напряжения и ориентируются на достижение аутогенной транса (релаксация) из-за снижения мышечного тонуса

4) постизометрическая и массажные техники. Используют дополнительные внешние гетеро- или аутотактильни действия, направленные на активизацию обновительных и корректирующих процессов в организме формально приемы связаны с разминкой, растяжением, тонической напряжением и расслаблением, соответственно, мышц, связок, сухожилий, суставов, кожных покровов и тканей органов брюшной полости;

5) театральные техники. Направленные на достижение психоэмоциональной свободы, отреагирование и преодоления внутренних переживаний и комплексов в театральном действии (драматические этюды, психодраматические постановки); также поддерживают освоения нового опыта телесной активности через творческое самовыражение в постановочной действия;

6) экспрессивные техники. Связанные со спонтанной двигательной активностью, двигательным и речевым усилением состояний, помогают катарсический Отреагирование эмоциональных комплексов и угнетенных аффективных состояний;

7) танцевально-двигательные техники. Направленные на формирование навыков спонтанности и свободного самовыражения, способности к дифференциации элементов телесного восприятия; обеспечивают возможность эмоционального самовыражения, преодоление двигательных стереотипов с помощью танцевальных па, движений и действий (классических, современных, спонтанных или трансовых)

8) тактильно-коммуникативные техники. Связанные с использованием тактильной коммуникации; прикосновения осуществляет терапевт к телу клиента, если это терапевтически оправдано, целесообразно, нравственно и корректно, или в групповой работе - участники друг к другу. Эти приемы направлены на преодоление внутренних коммуникативных барьеров в достижении личной открытости, развитие телесной сенситивности и углубления понимания другого человека;

9) двигательные (локомоторные) техники. Предполагается перемещения человека в пространстве и водной среде в соответствующих направлениях телесной терапии, различные модификации двигательной активности, направленной на «погружение» человека в движение и осознание структуры и направленности. Диапазон интенсивности - от предельно медленных до максимально быстрых (при условии сохранения осознания в момент исполнения), форма движений любая из актуально доступных для человека - от простых, линейных и единичных до сложных, пластических и ризноспря-правленных;

10) альтернативные техники. Ориентированы на достижение пластичности поведения человека в социальном контексте, формирования гармоничности и уравновешенности психологического состояния с помощью специфических психофизических техник, разработанных в различных этнокультуры (индийской, тибетской, китайской, африканской, латиноамериканской). Чаще всего в контексте телесной психотерапии применяют двигательные (асаны) и дыхательные (пранаямы) приемы хатха-йоги, а также двигательные и дыхательные приемы китайской пластической гимнастики тайцзи-цюань.

Терапевтическое управления респираторным циклом является одним из центральных приемов телесно ориентированной психотерапии, который активно используют наряду с биосинтеза в большинстве других ориентированных на тело подходах. Оно эффективно для снятия у клиента психоэмоциональной или мышечного напряжения, возбуждения и для достижения определенного трансового эффекта с целью реализации, например, имаго-нативных техник или глубокого фокусировки на соматических ощущениях, вызванных мышечными блокадами.

Управление респираторным циклом начинается с того, что клиенту предлагают расположиться удобно, откинувшись на спинку кресла, и последовательно расслабить мышцы спины, плеч, рук, ног, лица. Фоновероз-слаблення является важным подготовительным этапом, в дальнейшем обеспечивает пристальное внимание клиента к своему дыханию и исключает отвлечение на ощущение мышечных гипертоний-сел в разных участках тела (которые, в свою очередь, могут быть связаны с чувством тревоги или необходимостью компульсивного над контроля за своим телом).

После достижения фонового расслабления можно переходить к работе с дыханием, что предполагает фокусирование внимания клиента на фазах дыхательного цикла. Ему предлагается, не напрягаясь, проследить за своим вдохом, за тем, как воздух медленно втягивается в легкие, равномерно наполняет их и возникает ощущение внутреннего расширения. Внимание концентрируется на этом ощущении. В конце вдоха происходит короткая естественная пауза, после которой начинается плавный выдох. Выдыхать нужно не спеша, растягивая воздуха. После выдоха также может возникнуть естественная короткая пауза, за которой снова происходит переход к фазе вдоха. С каждым вдохом и выдохом дыхание становиться все тише, глубже и равномерным. Продолжительность дыхательного цикла увеличится.

Подобную, возможно в расширенном и детальном варианте, своеобразную "гипнотическую песню" терапевт проговаривает, формируя и удерживая фокус внимания клиента на собственном дыхании. "Погружение" человека в свое дыхание дает более стойкий и генерализованный релаксувальний эффект, чем попытка расслабиться усилием воли. Достижения вытянутости дыхания является важным диагностическим признаком того состояния, в котором находится клиент.

Такую дыхательную процедуру можно осуществлять и самостоятельно, однако целесообразнее ее проводить в контексте других приемов, постепенно подключая к дыханию процесс имагинации - формирование перед внутренним зрением клиента чувственно или визуально воспринимаемых ассоциативных образов, имеющих как диагностическое, так и катарсичное значение, которое обеспечивает процесс сам в восстановление внутреннего порядка души.

Итак, само дыхание способно обеспечить или восстановить в случае нарушения связи между органической природой тела и психическим уровнем рефлексии процессов, детерминированных телесной природой человека.

Большинство названных техник являются специфическими для телесно ориентированной терапии. Однако некоторые из них могут быть использованы в рамках других лечебных стратегий. Это связано с общей тенденцией в современной психотерапевтической практике к интеграции различных подходов и методов, например в психоаналитической терапии, когда затрагивается проблема соматизации симптома и возникает необходимость рассмотрения вопросов телесности. Это касается и гештальт, когнитивно-поведенческой и экзистенциальной терапии. В частности, широко используются в различных направлениях психотерапии когнитивно-аналитические телесные техники, направленные на выявление событий, отношений, а также психических механизмов, которые повлекли переход переживаний на соматический уровень; дыхательные и релаксационные техники. их применение обусловлено необходимостью снять ситуативное или стойку психоэмоциональное напряжение или создать гипнотическое фон для терапевтических интервенций. Тактильно-коммуникативные приемы часто используют в гуманистически ориентированных и экзистенциальных подходах, чтобы с помощью прикосновения наладить более доверительные, значимые и открытые отношения.

Освоение специалистом навыков работы с телесностью клиента может значительно усилить его терапевтическую производительность, поскольку, как правило, именно телесность человека оказывается тем перекрестком, где пересекаются линии напряжения симптомов, патологических отношений и пережитых травматических ситуаций.

О четырёх базовых проблемах человека в телесно-ориентированной психотерапии по Владимиру Баскакову

Теоретики (и, разумеется, вслед за ними - практики) телесно-ориентированного подхода в психотерапии выделяют всего четыре базовых проблемы человека, которые связаны напрямую с нарушениями нормального тока энергии в теле, с ненормальным напряжением или ненормальным расслаблением разных групп мышц.

Давайте познакомимся с этими азами , прежде чем начать применять (или не применять) к себе методики исцеления души и тела по системе телесно-ориентированной психотерапии.

Владимир Баскаков. Наш современник, москвич, психотерапевт и автор методики психотерапии выделил эти четыре базовых проблемы, и получилось так, что с ним согласилось всё психотерапевтическое сообщество. Прислушаемся к его мыслям и мы с Вами.

Первая базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

СВЕРХКОНТРОЛЬ

Возникает проблема - в голове, а отражается - на теле. Бороться с этой проблемой трудно, так как контроль и самоконтроль - это почти единственные и несомненно главные помощники человека в его попытках выжить в природе и социуме. И разрушить их - это разрушить человека.

И вот, как всегда, враг - это гипертрофированный друг. В малых дозах - лекарство, в больших - яд. Так например, «взбесившийся» иммунитет порождает аутоиммунную агрессию - самый страшный недуг из недавно открытых...

Как функционирует сверхконтроль в простой жизни?

Приведу очень яркий пример, любимый у психотерапевтов-лекторов. Ибо заставляет пробудиться всю аудиторию.

Вот, скажем, сидят муж с женой вечером, пьют чай. Он (муж) её чем-то раздражает. Это раздражение - сиюминутное, и грех с ним не побороться, ради своей же пользы. И тогда жена включает - самоконтроль. Чтоб не возникло скандала или даже намёка на какое-либо неудовольствие. Похвально.

Но вот наступила ночь, и супруги ложатся в постель. Здесь настаёт момент, когда контроль надо бы отключить: контроль, разум, всякие «дневные расклады». Но пресловутая СДЕРЖАННОСТЬ заклинила, как неисправный выключатель, и поэтому никакой секс с такой женщиной-самураем невозможен. В первую очередь, невозможен для неё самой...

Поговорим и о мужчинах. Я знаю много таких мужчин, которые, придя с девушкой в кафе, всегда садятся лицом к выходу так, чтобы держать на контроле свой припаркованный автомобиль!

Но у некоторых сверхконтроль приобретает уже самые параноидальные формы. Так, не имея никакого автомобиля, они всё равно садятся как угодно, только не спиной к выходу... Эти бравые мужчины пережили трудные девяностые? В них стреляли братки? О, если бы! ВЕДЬ НИЧЕГО ПОДОБНОГО В ИХ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО. Сверхконтроль на пустом месте...

Скажите, о чём можно говорить в кафе с такими людьми? Способны ли они расслабиться и получать от жизни удовольствие?

Вторая базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМНЫЙ КОНТАКТ

Владимир Баскаков локализует проблему с контактами в зоне рук. Ведь именно руками мы трогаем мир... на уровне ума, проблема выражается в том, что человек осознаёт: он контактирует либо не так либо не с тем и не с теми , с кем ему приятно было бы контактировать.

На уровне тела это порождает брезгливость, суетливые движения руками, постоянное напряжение в зоне плеч, потливость ладоней, «писчий спазм» ...

Если у человека Вы наблюдаете: беспокойные, суетливые руки, руки, совершающие избыточные и некрасивые движения, «руки-крюки», «руки-в-брюки», «руки-в-волосы» (отчего голову приходится мыть каждый день)... всё это свидетельствует о том, что человеку неприятно контактировать с этим миром...

Как тут помочь? Срочно посадить свои руки на диету из «деликатесов». Кормить их прикосновениями к шёлку, шерсти, кошачьему уху - всё, что вызывает у человека «тактильный оргазм» поможет успокоить руки, которые «тошнит» от этого мира.

Вспомните Амели, эту скромную парижскую девушку, которая находит удовольствие в маленьких радостях: опускать руку в мешок с зерном, надламывать чайной ложечкой корочку на крем-брюле, печь «блинчики» на канале Сен-Мартен...

Третья базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМА ОПОРЫ

Как Вы можете догадаться, проблема опоры связана, конечно, с ногами, со стоянием на этой земле, с заземлением...

на уровне ума проблема связана с тем, что человек не чувствует уверенности, он пребывает в хроническом ощущении того, что «его почва выбита из-под его ног».

Человек как бы не чувствует «поддержки от матушки-земли» (простите за этот сказочный, сказительский тон - но здесь понятней не выразишься). Земля, как вздорная юная кобыла, презрительно скидывает его со своего крупа, мол, какой из тебя кавалерист - у тебя вон коленки дрожат.

Что тут можно сделать? Только насильно заставить себя ощутить СЦЕПЛЕНИЕ двух поверхностей - стоп и почвы, тверди. Убедиться в том, что оно есть, что оно никуда не делось и деваться не собирается, что метафоры про землю-норовистую кобылицу - это бред больного воображения.

Ходить босиком, ходить по тому, что - ПРИЯТНО.

Четвёртая и последняя базовая проблема человека в телесно-ориентированной психотерапии

ПРОБЛЕМА СЕКСА

Об этой проблеме в любой школе психотерапии говорится так много и часто, что мы не будем останавливаться на ней подробно - здесь.

Кроме того, эта тема требует уважения, и поэтому её нельзя «запихнуть» в мини-подраздел одной мини-статьи.

Я скажу только главное. Любые проблемы, которые возникают в голове человека по поводу роли и места себя самого в такой глобальной вещи как секс - отражаются на тазовом сегменте тела и приводят к многим печальным последствиям.

Сначала - к изменениям походки и манере держать своё тело. Потом - к болезням органов малого таза.

Вот эти вышеперечисленные четыре базовых проблемы человека - они общи для всех, встречаются у каждого (выраженные более или менее сильно) и являются корнями всех прочих проблем-ответвлений.

С этим (с каждой из четырёх) будет работать телесно-ориентированный терапевт, если Вы обратитесь к нему за помощью.

Он не будет копать Ваши отношения с бабушкой или отчимом. Он не будет спрашивать про Ваши сны. Он посмотрит на то, как ведут себя Ваши руки, Ваши ноги, Ваш таз. Он проверит Вас на сверхконтроль.

И решив проблемы в каждой из четырёх названных областей - отпустит с миром - совершенно здоровым (и красивым) человеком.

Вы готовы к подобному приключению?

Как избавиться от привычки к оценочным суждениям? Почему оценочные суждения это плохо? Психология и Людвик Витгенштейн

Лист бумаги - легче, чем молоток, если только в этот лист бумаги не завёрнут камень...

У психиатров есть байка, которую они любят рассказывать своим студентам. Жила одна дама, которая была скорбна разумом. Скорбь её сводилась к тому, что была эта дама — не в меру озабочена сексуал...

Хороших цветов в психологии всего четыре. Они не просто «хорошие» цвета, они — «основные» и ещё — волшебные. Потому что они не только диагностируют, но ещё и мощно...

Старый византийский анекдот, восходящий к восточным притчам об истинной святости, которая иногда посещает царей, но отвергает монахов

Синдром предков, генограмма, семейные расстановки или «Что такое - «я – русский!»»? ..Психология нации, Достоевский и Иванов.

 


Читайте:



Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв

Мифическая змея Мифическая многоголовая змея 5 букв

мифическая змея Альтернативные описания Лернейская (греческое hydra водяной змей) в древнегреческой мифологии - чудовищная девятиголовая змея,...

Грибы толкачики: где искать и как готовить Отрывок, характеризующий Поплавок шафранный

Грибы толкачики: где искать и как готовить Отрывок, характеризующий Поплавок шафранный

Кира Столетова Поплавки (грибы толкачики) - это вид, считающийся теоретически съедобным. Он не обладает высокой пищевой ценностью и относится к...

Использование повторов в литературе Значение слова повторы в литературе

Использование повторов в литературе Значение слова повторы в литературе

«Хочешь быть неповторимым - не повторяйся!» - это, безусловно, хорошее правило, но у каждого правила есть свои исключения. В это трудно поверить -...

Алкогольное опьянение Алкоголизм алкогольное опьянение

Алкогольное опьянение Алкоголизм алкогольное опьянение

Алкогольное опьянение , или алкогольная интоксикация - разновидность состояния опьянения , вызываемого психоактивным действием этанола ....

feed-image RSS