Разделы сайта
Выбор редакции:
- Диетические салаты: рецепты для похудения
- Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова
- Творожная запеканка для детей
- Использование синонимов в речи
- Лицо как морфологический признак глагола
- Уточняющее обстоятельство как обособленный член предложения Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством
- Правильное питание — обед
- Что приготовить на завтрак быстро
- Сонник: журавль летает, ходит, курлычет
- К чему снится волк: правильное толкование
Реклама
Типы в русском языке. Описание как тип речи |
Речь - это необходимое средство коммуникации человека. Сфера его применения обуславливает разделение на разновидности, которые называют функциональными стилями. Всего их насчитывают пять: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный. Каждый из стилей реализуется как в устной, так и письменной формах, имеет свои лексические, синтаксические, морфологические особенности. Отдельно выделяют также и типы речи. Таблица, представленная в данной статье, поможет разобраться в этом вопросе. Рассуждение - это такой тип речи, в котором представлены причинно-следственные связи, что обуславливает следующую структуру: тезис - аргумент - вывод. Для рассуждений характерно использование вводных слов, Основные данные, описывающие типы речи, будут представлены в таблице ниже.
Подведем итогРассмотренные нами стили и типы речи в русском языке не являются статичными. Люди самостоятельно для себя выбирают форму общения. Нередко пограничные стили изложения информации смешиваются. Это обусловлено социальной функцией речи. Виды речи: 1) монологическая речь: Информационная - стремление донести до слушателей новую информацию; Воодушевляющая - желание воздействовать на разум, чувства и желания людей; Призывающая к действию - обращение к благородным чувствам людей, попытка склонить к своему мнению; Убеждающая - стремление убедить слушателей принять точку зрения, воздействовать на взгляды людей; Развлекательная - желание доставить слушателям радость, поднять настроение, воспитывать при помощи юмора; Поздравительная - воодушевить, выразить доброе отношение, обратиться к чувствам, желаниям и мечтам человека; Траурная - желание поддержать человека, утешить в горе; Диспут - стремление выяснить, на каком этапе находится решение проблемного вопроса, выявляя сильные ислабые стороны различных точек зрения; дискуссия - обсуждение какой-нибудь проблемы, обмен мнениями; Прения, дебаты - публичное обсуждение, обмен мнениями; Светская беседа - разговор, общение между двумя и более людьми, при котором они обмениваются мыслями и чувствами при помощи слов; Деловая беседа - решение профессиональных задач и обсуждение деловых вопросов. Существует три типа текста, каждый из который выполняет свою задачу. Это повествование, описание, рассуждение. Повествованием называется рассказ о событиях, изображенных в произведениях, о действиях и поступках персонажей. Каждая фраза текста рассказывает о том, что происходит с героями, что они делают. Содержание в повествовании развертывается последовательно. Здесь говорится о событиях, действиях, которые следуют друг за другом, сменяют друг друга. Композиционная схема повествования: 1)начало события; 2)развитие события (с точкой высшего напряжения события - кульминацией); 3)конец события. В зависимости от предмета речи существуют разные стратегии повествования. Начало речи может быть разным: Обращение к адресату; Общая мысль о повествовании; Общепринятая истина в виде афоризма; Указывается место, время, действующее лицо. Развитие события: Может излагаться последовательно; Может начинаться с середины, с конца, с необычного момента и возвращаться к началу. Но в любом случае рассказчик должен нагнетать события, подводить к кульминации, которая будет в серединной части повествования. Конец события - это развязка и вывод. Описанием называется последовательное перечисление отдельных свойств, признаков, качеств, присущих людям, предметам или явлениям природы. С помощью описаний рисуются портреты персонажей, дается общее представление об их характерах, обстановке, в которой они живут, и т.д. В тексте-описании признаки, свойства предмета, явления можно увидеть одновременно, все сразу, или последовательно. Композиционная схема описания: 1) общее впечатление от предмета речи; 2) признаки предмета речи; 3) оценка предмета речи. Начало описания строится следующим образом. Приводится эмоциональное обращение к предмету описания. Далее описывается время и место, где был встречен предмет. Причем сначала дается общая картина, фон, затем приводится описание самого предмета. При этом большое внимание уделяется направлению взгляда. Описание движется от внешнего к внутреннему. Правила середины описания: Главная информация должна быть в конце; Все части предмета должны быть четко, ясно отделены, друг от друга и описаны порознь, последовательно; Отсутствие излишней детализации, показ главного; Отсутствие повторов; В заключение описания следует: Вновь обратиться к предмету речи; Выразить свои чувства и желания; Сказать, ради чего описывался предмет. Рассуждение - это размышление повествователя по поводу тех событий и характеров, о которых идет речь в произведении. В тексте-рассуждении в определенном порядке излагается какая-либо мысль с доказательствами, раскрываются причины, дается объяснение чего-либо. Композиционная схема текста-рассуждения: 1)тезис (основная мысль); 2)доказательства; В русском языке существует несколько типов речи, каждый из которых имеет собственные характеристики. Понимание того, чем один тип речи отличается от другого, очень важно для ученика 5 класса, поскольку это необходимо не только для того, чтобы работать с литературными текстами, но и для того, чтобы самому выражать мысли в правильной форме. Типы речи в русском языкеПроще всего объяснить их можно на принципе фотографирования с помощью таблицы: Прием фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают. Это самый простой и наглядный способ, помогающий определить тип текста. Особенности и примеры типов текстаОписание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека. Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего. Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака. Наконец, рассуждение , – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом. Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи. Описание: Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров. Рассуждение: Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен. Повествование: Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль. Что мы узнали?В русском языке существует три типа речи – повествование, описание и рассуждения, два из которых – повествования и описание – противопоставляются друг другу. У каждого из них есть свои отличительные признаки и важные характеристики, которые позволяют его определить. Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Охарактеризуем их. В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т.п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика. Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо. (А.Н. Толстой) Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т.п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п. Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. (По М.М. Пришвину) Повествовательный тип противопоставлен описательному. Основное различие представлено в антони-мичности их главных характеристик: динамика (в первом случае) - статика (во втором). Оба эти типа характеризуются, как правило, присущими каждому из них цепочками видо-временных форм глаголов-сказуемых. Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение и т.д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т.е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения - объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во- первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему. Например: Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать - одна у него и родина. (К.Д. Ушинский) Перечисленные выше три типа речи (текста) различаются между собой и интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании. Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность. С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов: Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать. Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) - это использование вопроса и приема «фотографирования»: Еще по теме ТИПЫ РЕЧИ (ТЕКСТА):
Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение. Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Повествованию свойственны:
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования. Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. М.Ю. Лермонтов Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
В описании широко используются:
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. И.А. Бунин Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой. Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др. Рассуждение строится по следующему плану:
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель. Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой? Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. (Н. Морозова) Список литературы
Презентация «Типы речи»» (). Домашнее задание Определить тип речи. 1 вариант (1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться. 2 вариант 1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание. (1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. 3 вариант 1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание. (1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин). 4 вариант 1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание. (1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место. 5 вариант 1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание. (1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести! |
Популярное:
Новое
- Способен ли йогурт продлить жизнь: изучаем теорию старения Ильи Мечникова
- Творожная запеканка для детей
- Использование синонимов в речи
- Лицо как морфологический признак глагола
- Уточняющее обстоятельство как обособленный член предложения Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством
- Правильное питание — обед
- Что приготовить на завтрак быстро
- Сонник: журавль летает, ходит, курлычет
- К чему снится волк: правильное толкование
- Бухучет инфо 1с бухгалтерия предприятия 3