Главная - Электросчетчики
Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Труд как основная жизненная потребность человека Труд является важнейшей потребностью человека

Новый подход к экономической истории российской колхозно-совхозной деревни изложен авторами данного издания в ряде опубликованных работ. Он коренным образом отличается от основной схемы советской историографии, главной идеей которой была социалистичность экономики, и от постсоветских трактовок аграрного развития советской России, основное содержание которых сводилось к выделению "негативных явлений" деревенской действительности. Суть нашей трактовки аграрной экономики 1930-1980-х гг. - капиталистичность ее экономического механизма, повинностный характер производственных отношений первого колхозного 25-летия, хозяйственная многоукладность, нарастание товаризации продукции и труда в сельском хозяйстве.

Монография посвящена анализу перехода к рыночной экономике в России, экономическим институтам, которые крайне важны на переходных этапах, и экономическим стимулам, необходимым для успешного функционирования этих институтов. В работе подробно обсуждаются наиболее существенные компоненты экономических процессов. Для специалистов в области теории экономики, а также для всех изучающих переходную экономику, преподавателей, аспирантов и студентов экономических факультетов. Книга будет интересна и тем, кто занимается политической историей и политологией.

В книге излагается новый подход к исследованию механизмов функционирования и развития рыночной экономики. Автор исходит из того, что экономика - это особый материально-духовный мир, в котором главенствующую роль играет закон экономических компромиссов. Суть его в том, что коллизии экономических отношений разрешаются путем компромиссов и формирования обобщенных социально-экономических интересов. Если известные методы экономического анализа основываются на усредненных или предельных технико-экономических показателях, то развиваемый автором метод компромиссного анализа базируется на показателях, выражающих состояние компромиссной согласованности интересов субъектов экономической системы. Строятся и исследуются модели компромиссно-равновесных рынков. Описываются алгоритмы расчетов и анализа стоимостных соотношений для компромиссно-равновесных состояний рынков товаров и факторов производства. Для научных работников, использующих математические методы в исследованиях проблем рынка,...

Книга охватывает широкий круг вопросов теории, богатой истории и практики всемирной кооперации, рассказывает о притягательной силе, социальной миссии и будущности кооперативов. Самое большое место в книге отведено кооперативному движению в России - дореволюционному, советского периода и современному, когда делаются начальные шаги по пути возрождения подлинной кооперации и создания основ кооперативного сектора рыночной экономики. Издание знакомит с опытом кооператоров разных стран, подсказывает правильные решения проблем кооперативного развития. Для кооператоров - практиков и научных работников, преподавателей и студентов, а также для всех интересующихся вопросами кооперации.

Молодой, набирающий силу российский рынок сегодня стал реальностью. Но вхождение в него сопряжено с немалыми трудностями и издержками. И не в последнюю очередь потому, что мы все еще плохо представляем себе, что же такое рыночные отношения, не ориентируемся свободно даже в понятиях и терминах, без знания которых нельзя стать "экономическим гражданином". В последнее время выпущено немало словарно-справочной литературы о рыночном хозяйстве. Но у нашего словаря "свое лицо". Тщательность и полнота отбора рыночных терминов, сочетание научного подхода с популярной формой изложения сути экономических процессов и понятий, рассмотрение их в тесной увязке с российским законодательством и важнейшими мерами реформирования нашей экономики, конкретные примеры и методика расчета показателей, с которыми наиболее часто приходится встречаться в рыночной практике, - эти и другие особенности отличают книгу от других изданий подобного жанра. Адресуется широкому кругу читателей.

Впервые в экономической литературе проводится анализ динамики различных форм заработной платы за 1991-2001 гг. Этот анализ осуществляется во взаимосвязи с исследованием динамики других показателей. Комплексный анализ хронологии, динамики и проблем заработной платы проводится в погодовом и помесячном измерении, а также в отраслевом аспекте. Большое внимание уделено анализу динамики соотносительных показателей, вопросам проблемы дифференциации заработной платы. Рассматриваются проблемы оплаты труда в бюджетной сфере. Для экономистов-теоретиков, преподавателей, студентов и аспирантов; может использоваться на курсах макроэкономики, экономики труда, теории трансформационных процессов, национальной экономики, экономики общественного сектора и др.

Расчет и начисление заработной платы - это один из важнейших участков учета в любой организации. В справочнике большое внимание уделено вопросам нормативно-правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников и финансово-экономическим механизмам начисления заработной платы и другим социально-трудовым выплатам. Раскрыт порядок оформления трудовых отношений и регулирования систем и форм оплаты труда. Рассмотрены основания и порядок удержаний из заработной платы и налогообложения, а также расчеты с работниками при переводе, увольнении и т.п. Справочник отвечает на практические вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, расчетом и выплатой заработной платы, предоставлением трудовых льгот.

Вы держите в руках книгу "Заработная плата в современных условиях", которая вышла тринадцатым изданием, что показывает неизменный интерес к вопросам оплаты труда. В этой книге вы найдете всеобъемлющую информацию по организации оплаты труда, исчислению заработка при различных формах оплаты, правилам установления доплат и надбавок и др. Подробно рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц и начислений на заработную плату работников. Все примеры, связанные с начислением заработной платы, удержаниями из нее, надбавками, доплатами, компенсациями и т.д., представлены со ссылками на документ, содержащий приведенные нормы. Для выполнения задач по учету труда и заработной платы бухгалтеру предприятия необходимо знать положения трудового законодательства, касающиеся приема на работу, оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров с работниками, порядок составления и использования документов по учету личного состава - этому в книге посвящен раздел "Оформление трудовых...

Монография продолжает серию предшествующих публикаций Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ГУ ВШЭ, посвященных "российской модели рынка труда", и предлагает комплексный анализ формирования заработной платы в постсоветской России. В книге рассматривается динамика стоимости рабочей силы и выявляются особенности институциональных механизмов зарплатообразования в российской экономике. Специально и детально анализируются различные аспекты дифференциации заработной платы: между мужчинами и женщинами; работниками бюджетного и коммерческого секторов; обладателями разного образования; жителями разных регионов; профессиями; работниками с неодинаковыми трудовыми контрактами. Дифференциация анализируется с применением современных эконометрических методов и с использованием больших массивов микроданных. Для экономистов и социологов, специалистов в области трудовых отношений и социальной политики. Монография может быть использована в качестве учебного пособия в преподавании таких...

Книга поможет бухгалтерам разобраться во всех сложностях ныне действующего порядка бухгалтерского и налогового учета заработной платы, а также в нюансах ее правового регулирования. В издании рассмотрены вопросы оформления трудовых отношений, организации оплаты труда, начисления заработной платы и оформления ее выплаты. Особое внимание уделено удержаниям из заработной платы (налоги, по исполнительным листам, за брак и т.д.). Отдельная глава книги посвящена государственным пособиям по социальному страхованию и новому порядку их расчета и выплаты.

Личностная и социальная потребность в труде

Следует согласиться с К. Марксом, что труд есть первичный вид человеческой деятельности, который исторически сложился в человеческом обществе и который является сознательной деятельностью, направленной на получение результата, и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд является одним из базовых условий жизни человека и общества, развития индивида как личности. В процессе трудовой целенаправленной деятельности индивид раскрывает и развивает свои способности, формирует и корректирует свои идеалы, убеждения и установки. Трудовая деятельность лежит в основе любых общественных отношений и значительно влияет па взаимоотношения и взаимодействия людей.

Французский философ Анри Бергсон назвал человеческий вид не (человек разумный), а (человек трудящийся), тем самым определив основную сущность человека через постоянное стремление трудиться на совершенствование окружающего мира и самого себя. Аналогичная идея была озвучена К. Д. Ушинским в книге "Труд в его психическом и воспитательном значении", где он подчеркивал самоорганизующую роль труда в жизни каждого человека, утверждая, что без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.

В узком смысле слова труд является объективным условием поддержания жизни индивида, сохранения смысла его жизни. Трудовая деятельность, являясь осознанной и целесообразной, выделяет человека из животного мира. Активность человека осуществляется с приложением усилий, затратами в первую очередь мыслительной или физической энергии, что позволяет человеку быть полноценной сознательной личностью, а не только биологическим существом. Трудовая деятельность реализуется не изолированно от социума, а в консолидации с ним, связывая индивида с другими людьми, внешним миром, вызывает его активность, поддерживая жизненные процессы как личности, так и общества в целом. В данном контексте можно сказать, что труд является признаком жизни отдельных индивидуумов и человеческих сообществ.

Для человека как существа биосоциального труд, безусловно, прежде всего это необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд - это в первую очередь материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает).

Следует согласиться с Л. С. Шаховской в том, что труд как мотив деятельности человека - это, вероятно, один из немногих мотивов, в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества.

В широком смысле слова труд есть способ обеспечения существования людей, человечества в целом. Непрерывно расходуемые в жизненных процессах продукты труда требуют своего воспроизводства, модернизации и совершенства, что также возможно осуществить в процессе соответствующего труда. Рост индивидуальных потребностей и их изменение создают предпосылки для формирования разнообразных видов труда, совершенствования его процессов, разнообразия трудовых технологий. Таким образом, трудовая деятельность является необходимым условием существования как отдельного индивида, так и общества в целом.

Следует отметить, что труд является средством удовлетворения аффилиативной потребности человека в коммуникации. Трудовая деятельность как процесс предполагает необходимость взаимодействия людей, групп, организаций, которая в свою очередь сближает людей, укрепляет социальные связи. Производственный коллектив часто становится для индивида референтной группой. На основе взаимодействия в процессе совместного труда возникают неформальные отношения, личные симпатии и антипатии, чувства (от дружбы до любви). Природу подобных социально-психологических явлений в процессе трудовой деятельности можно объяснить тем, что у участников процесса совпадают уровень образованности, культуры, социальный статус, интересы, к тому же значительную часть времени они проводят вместе. В результате труд является синергетическим механизмом интеграции разрозненных людей в социальные общности. В то же время разнообразные противоречия и разногласия, возникающие в процессе трудовой деятельности, могут провоцировать острые и порой неразрешимые конфликты.

Тем не менее труд только может стать формой самоактуализации и самовыражения личности, и в этом аспекте труд неодинаков (как индивидуален и его субъект), он всегда разный по количеству и качеству, по степени интенсивности, всегда индивидуален по форме проявления. Воплощая в труде свои личные особенности и достоинства, человек обретает общественное признание. Для формирования и развития личности человека это является важным условием самоутверждения и самовыражения. Для многих самоорганизованных людей труд превращается в актуальную жизненную потребность, деятельным участием в трудовом процессе они продлевают активную фазу своей жизни, делают ее яркой и наполненной смыслом.

В труде как в мотиве деятельности соединены материальные и духовные черты - это проявляется как необходимость обеспечить достойное существование субъекта деятельности. Таким образом, труд как мотив деятельности - это необходимость, а как объект потребности человека - он, как отмечает Л. С. Шаховская, явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека. Потребность в труде проявляется как отношение человека к труду, и не имеет значения, наемный это труд или "на себя", поскольку на той ступени развития цивилизации, когда он превращается в первую жизненную потребность, он уже не просто труд, он - деятельность, всегда творческая и всегда общественно значимая.

По своей природе труд представляет собой непреходящую потребность человека, где процесс труда выступает как способ удовлетворения этой потребности. Труд порождает и создает потребность трудиться. В результате она определяет сам процесс труда. Потребность в труде - это продукт не биологической природы человека, а его исторического развития, результат культурного восхождения общества.

Только человек может испытывать удовольствие и удовлетворение от труда, находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить в самом себе постоянно опосредующуюся суть - сущность человека, смысл его жизни. Исходя из этого труд (трудовой процесс) есть, с одной стороны, следствие человека, а с другой - не что иное, как осознанная необходимость самой жизни человека, проявления его как личности, перешедшая в действие.

В своей научной работе Л. И. Чуб утверждала, что труд как потребность - не что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Формирование человека как личности происходит посредством разнообразных видов деятельности и главным образом через труд. В производственном акте изменяются не только объективные условия, но и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразуя самих себя, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения и новые потребности. Человек является не только агентом и субъектом общественного развития, но и его продуктом, он непрерывно находится в движении становления с точки зрения развития своих качеств, сущностных сил.

Таким образом, как уже было показано выше, труд имеет функциональное назначение как для формирования и проявления личности каждого человека, так и для развития общества в целом. Исследования западных ученых о роли труда в жизнедеятельности человека как личности позволили выделить следующие функции труда:

  • - обеспечивает положение и престиж человека в обществе;
  • - создает его доход;
  • - обеспечивает занятость и социальную активность индивида и является хорошим способом служения обществу;
  • - делает возможными социальные контакты;
  • - интересен сам по себе, приносит радость и чувство глубокого удовлетворения от трудовых достижений.

К этому списку следует добавить, что труд делает жизнь человека более осознанной и придает смысл его деятельности.

Общественную составляющую труда можно обнаружить через призму следующих социальных функций трудовой деятельности.

Социально-экономическая функция проявляется в том, что человек как субъект труда оказывает воздействие на различные объекты природной среды, ее ресурсы, преобразуя их в материальные блага и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Продуктивная функция труда проявляется в удовлетворении потребности индивида в творческой деятельности, актуализации своих способностей и самовыражении, благодаря чему происходит приращение культурного, научного и технологического наследия.

Социально-структурирующая функция труда заключается, с одной стороны, в общественном разделении труда, а с другой - в интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. В первом случае происходит разделение определенных трудовых функций между разными участниками трудового процесса, в результате появляются специализированные виды труда. Во втором случае обмен результатами частной трудовой деятельности приводит к необходимости устанавливать взаимные связи между субъектами общественного трудового процесса. Таким образом, данная функция отражает необходимость выстраивать социально-экономические связи между различными людьми и социальными группами.

Социально-контролирующая функция труда демонстрирует, что посредством труда сформировалась сложная система социальных отношений, регулируемая определенной системой ценностей, норм поведения, стандартов, методов воздействия и т.д., представляющих собой совокупность социального контроля трудовых отношений. Сюда можно отнести трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, коллективные договоры, должностные инструкции, неформальные нормы, ключевые принципы организационной культуры.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность позволяет расширить диапазон социальных ролей, образцов поведения, освоить их нормы и выявить ценности взаимодействия, что позволяет личности чувствовать себя полноправным участником общественной жизни. Данная функция позволяет человеку обрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется как воздействие содержания труда на личность самого исполнителя, трудовые коллективы и общество в целом. Это объясняется тем, что но мере развития и совершенствования средств труда происходит развитие и содержания труда как процесса. Как следствие, практически во всех областях современной экономики наблюдается повышение требований к уровню знаний и квалификации субъекта труда. По этой причине одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации является функция обучения сотрудников.

Социально-стратификационная функция труда, по сути, является производной от социально-структурирующей с той разницей, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. В соответствии с этим одни виды трудовой деятельности признаются более важными и престижными по сравнению с другим. Тем самым трудовая деятельность способствует формированию и укреплению в обществе доминирующей системы ценностей и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по уровням общественной страты.

Эволюционное, научно-технологическое развитие общества приводит к совершенствованию процесса труда человека, значительно усложняя его, субъекту деятельности приходится выполнять более сложные и разнообразные операции, применять при этом все более организованные и информоемкие средства труда. Современный человек ставит перед собой и достигает более масштабные цели. Его труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным. К содержательным характеристикам современного труда можно отнести:

  • - рост интеллектуальной составляющей процесса труда. Многократно усилилась роль умственного труда, возросли требования к сознательному и ответственному отношению работника к процессу и результатам своей деятельности;
  • - увеличение доли механизированного, автоматизированного и функционального труда. Это связано с достижениями научно-технического прогресса, развитием компьютерных технологий, которые позволяют преодолевать ограничения физических и психологических возможностей человека и служат решающим фактором роста производительности и эффективности труда;
  • - более актуальную социальную составляющую процесса труда. Так, факторами роста производительности труда на сегодняшний день рассматривается не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, по и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом.

мини сочинение

По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы. Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.
Для человека, как существа биосоциального, труд, безусловно, прежде всего, необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд - это всегда (и в первую очередь) материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает). В самом деле, именно в процессе труда человек выражает себя среди себе подобных, а разделение труда и его кооперация вовлекают его помимо воли в процесс общественного воспроизводства.
Труд как мотив деятельности человека - это, вероятно, один из немногих мотивов (если вообще не единственный), в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества. Труд на себя и труд наемный при определенных условиях может быть подневольным в тех случаях, когда он не свободен от внешнего принуждения обстоятельствами или кем-то (чем-то), а при других (владение собственностью) может быть свободен даже в условиях найма.
Другими словами, труд как мотив деятельности, в котором соединены материальные и духовные черты, - это всегда необходимость обеспечения человеку достойного существования. Итак, труд как мотив деятельности - это необходимость. Труд как объект потребности человека - явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека.

Труд - это потребность человека. Когда человек не работает, ему становится все скучно и однообразно. Также, ему лень начать работать! Это как замкнутый круг, чем больше бездельничаешь, тем больше не хочется ничего делать! Но если выйти из этого круга, начать работать. Становится очень легко и хорошо!

P.S. Я импровизировал, но все это - правда, испытанно мною лично!
Надеюсь помог! :)))

Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.

Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Функции труда

Первая и важнейшая функция труда – потребительская . Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.

Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.

Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования», как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ».


Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности».

Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что

Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину

делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения .

Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом, а процесс формирования таких побуждений – мотивацией . Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом , а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием . Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).


Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности

Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями, а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией .

Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяют следующие функции:

· логическую (мыслительную), связанную с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

· исполнительскую – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;

· контрольно-регулирующую – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, её уточнение и корректировка;

· управленческую, связанную с подготовкой, организацией производства и руководством исполнителями.

Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. Совокупность распределённых между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.

Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно-технический прогресс.

Рис. 1.8. Классификация видов труда

Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд учёного, предпринимателя, руководителя, рабочего и проч.), профессии и специальности (рис. 1.8). Содержание труда находит отражение в квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.

Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:

отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наёмный);

способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);

связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);

отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);

степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам. На рисунке 1.8 приведена примерная, не претендующая на полноту, классификация видов труда.

Введение

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды.

Трудовая деятельность, как средство удовлетворения потребностей.

1. Деятельность людей и ее многообразие.

Сравните два определения. Первое - из философского словаря: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Второе - из словаря по психологии: «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

Нетрудно заметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном (сообразном цели) изменении (преобразовании) окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле. Как видите, рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

2. Сущность и структура трудовой деятельности.

Обратимся к первому определению деятельности, приведенному выше. Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.

В структуре трудовой деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект трудовой деятельности - тот, кто осуществляет трудовую деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект трудовой деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта трудовой деятельности все учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Итак, субъектом трудовой деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Трудовая деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, трудовая деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена трудовая деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.

Итак, цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной трудовой деятельности.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех трудовой деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», - это значит, что средства не соответствуют цели.

3. Потребности и интересы.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

Экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

Духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления.

3.1. Потребности человека в деятельности.

Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и черпаемых из внешней среды средствах.

Потребностями называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Характерными особенностями потребностей, являются:

· Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);

· Более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

· Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;

· Ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения от вида пищи в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;

· Повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать; повторность потребностей является важным их признаком: однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, в труде, в общении друг с другом, в приобретении знаний, в изучении наук и искусств, потребность в творчестве и т. д.

Наибольшее значение в жизни и деятельности человека имеют потребности в труде, в учении, эстетические потребности, потребность в общении с другими людьми.

Потребность в труде. Человек удовлетворяет свои материальные потребности с помощью труда. Он удовлетворяет эти потребности в процессе жизни, усваивая определенную систему необходимых для этого действий.

Современный человек, чтобы насытить и одеть себя, не приготовляет сам необходимые ему продукты питания и не делает ткань для необходимой ему одежды, а получает все это от общества, сам участвуя в труде по удовлетворению других потребностей общества. Общественный труд стал условием существования человека и вместе с тем самой главной его потребностью.

В разных общественных формациях у представителей различных классов общества потребность в труде в связи с особенностями общественной жизни людей приобретает разный характер и выражается в разной степени.

Потребность в учении. Вместе с трудом в самом процессе трудовой деятельности развивается потребность в учении, в приобретении знаний. Для характеристики личности важно учесть как степень развития этой потребности, так и ее особенности. Например, одни люди стремятся удовлетворить эту потребность путем самостоятельной научной работы, другие - через усвоение уже готовых знаний.

Эстетические потребности. Важной чертой личности является потребность в эстетическом наслаждении и в соответствующей творческой деятельности в области того или другого искусства. Эта потребность появилась уже на заре исторического развития человека, едва только выделившегося из мира животных. Как только человек стал заниматься трудом, он стал придавать изготовленным им предметам, орудиям, утвари эстетически приятные формы, украшал их сперва несложным, а затем более и более художественным орнаментом, удовлетворяя таким образом уже не естественные, непосредственно необходимые для жизни потребности, а эстетическую потребность в наслаждении прекрасным.

Вместе с развитием общества развивались и эстетические потребности человека, что привело к возникновению многочисленных и сложных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра, кино и т. д.

Для характеристики личности имеет значение как содержание и степень развития эстетических потребностей, так и способ их удовлетворения. У одних людей наиболее выражены эстетические потребности в музыке, у других в живописи, в танце; одни хорошо разбираются в совершенных произведениях искусства, другие удовлетворяются посредственными и примитивными. По способу удовлетворения эстетических потребностей одни люди могут быть отнесены к пассивному, или созерцательному, типу, другие - к активному, или творческому.

Потребности формируются у человека в течение жизни. Заботы о правильной организации потребностей являются одним из важных вопросов воспитания личности человека.

4. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность - явление многогранное. Различные аспекты труда стали предметом изучения нескольких общественных наук.

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Науки, изучающие труд, во многих случаях тесно соприкасаются, нередко пересекаются. Всестороннее знание о таком явлении, как труд, могут дать только его комплексные исследования, в которых объединяются усилия различных наук. Содержание этого параграфа интегрирует некоторые результаты изучения трудовой деятельности общественными науками, преимущественно социологией.

5. Труд, как вид человеческой деятельности.

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.

Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.

В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.

Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.

Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей - 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - 5%.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).

Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

6. Удовлетворение потребностей трудом.

Люди по-разному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя домой, они продолжают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе труд становится центральным жизненным интересом.

Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. видный специалист по индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:

1. Центром жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на работе, влияет на любую другую сторону его жизни.

2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались: если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.

3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше.

4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив, тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.

5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.

6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне ее.

7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций, как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и зависть.

8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как можно более счастливым...

Удовлетворенность трудом в действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот момент мы осознаем, что труд - это нечто такое, без чего человек не может обойтись. Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.

Заключение

Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.

Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.

Список использованной литературы

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2004.

3. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

4. Орлов С.В. Человек и ее потребности. СПб.: Питер, 2007.

5. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г.

6. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высш.шк., 1998.

7. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

8. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса – Форум, 2001.

9. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высшая школа, 2005.

10. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.: Питер,2007.

11. Ильин Е.П. Мотивация и личность. 3 – е изд. СПб.: Питер, 2003.

 


Читайте:



Омоложение стволовыми клетками: последствия

Омоложение стволовыми клетками: последствия

За всю жизнь ткани и органы человека подвергаются повреждениям множество раз вследствие внешних факторов (физические, химические и т.п.) и...

(окаменелости Самарской Луки)

(окаменелости Самарской Луки)

Меловые залежи в нашем регионе появились благодаря рижскому леднику, который принёс их с мест коренного залегания тысячи лет тому назад. Мел жители...

Английский с нуля: как начать успешное изучение

Английский с нуля: как начать успешное изучение

Современным родителям, заботящимся о светлом будущем своих детей, всё чаще и чаще приходит в голову такой вопрос: когда, как и с чего начать...

Дети готовят сами: простые иллюстрированные рецепты

Дети готовят сами: простые иллюстрированные рецепты

В этом супервкусном посте мы предлагаем 10 замечательных идей интересных блюд и лакомств, которые очень легко приготовить. Порой так хочется...

feed-image RSS