Главная - Монтаж 
Uglichskiy bell - Угличский колокол. Ссыльный колокол Угличский колокол

Город Углич на юго-западе Ярославской области стоит на крутом берегу Волги. Здесь река делает резкий поворот и получается острый угол, отсюда и название города. Углич – один из самых древних городов России. Он основан в 937 г. В 14 в. здесь построили деревянный кремль. Это был пограничный укреплённый город московского княжества. С Угличем связана трагическая история гибели наследника русского престола – царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.

15 мая 1591 г. тревожно зазвонил набатный колокол Углича. Народ сбежался со всех сторон, думая, что пожар. Но, узнав о смерти восьмилетнего царевича, жители города жестоко расправились с убийцами. Борис Годунов приказал наказать всех участников этого самосуда, даже колокол, оповестивший о гибели царевича. По обычаю того времени осуждённых клеймили. Колокол сняли, отрубили ему ухо, на котором он висел и язык и принародно на площади наказали двенадцатью ударами плетей. Затем отправили в ссылку вместе с угличанами. Целый год под конвоем стражников тянули осуждённые набатный колокол в сибирский город Тобольск.

В 1677 г. во время сильного тобольского пожара углический колокол расплавился. Через несколько лет в память о ссыльном колоколе в Тобольске отлили новый, похожий на прежний.

Со временем убийство царевича стало доказанным фактом и угличане подали прошение императору о возвращении в город незаслуженно наказанного колокола. Но только в конце 19 в. его копия была возвращена в Углич. Сейчас колокол висит в историческом музее углического кремля. Вся территория кремля представляет собой уникальный архитектурный памятник. Деревянные стены не сохранились, но каменные здания поражают своей древностью. Палаты удельных князей построены из красного кирпича в 15 в. Здесь и жил маленький царевич Дмитрий. На месте его гибели была возведена церковь, которая стоит до сих пор.

В главном храме Углича – Спасо-Преображенском соборе находится деревянный резной иконостас с иконами 15-16 вв. В городе сохранились 3 старинных действующих монастыря, многочисленные церкви, открыто 11 музеев. Весь город – это памятник истории и культуры России, один из самых колоритных старорусских городов Золотого кольца.

Вконтакте

Этим колокол вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами; пробывший в Тобольске 300 лет, после чего возвращённый обратно.

Ныне экспонат Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

«Преступление»

В Угличе 15 мая 1591 г. в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия.

Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия.

Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 г. сослал в Сибирь (в основном, в Пелым).

Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь.

Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.

В ссылке

Колокол в 1593 г. был прислан в город Тобольск. Местный воевода князь Фёдор Лобанов-Ростовский запер его в приказной избе и распорядился сделать на нём надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича».

Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, что в нагорной части города, близ Иртышского Яра, а потом неизвестно как попал на колокольню тобольского кафедрального Софийского собора, где по причине его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат.

Соборная колокольня, построенная в 1683–85 гг., около 1780 г. развалилась, и Угличский колокол, вместе с другими соборными колоколами, был повешен на козлах или срубах, устроенных из брёвен, между Архиерейским домом, Консисторией и Собором.

Там он в ночь с 27 на 28 апреля 1788 г. во время большого общегородского пожара чуть было не растопился, как некоторые другие соборные колокола. На козлах колокол находился до 1797 г., когда была выстроена новая соборная колокольня и на неё подняли колокола.

Скорее всего, именно в это время на колоколе была по чьему-то распоряжению (вероятно, архиепископа Варлаама или заведовавшего при нём строительством абалакского игумена Маргарита) вырезана надпись, рассказывающая об его истории. О ссыльном колоколе вспоминали декабристы, видевшие в нём бунтаря.

В конце 1836 или начале 1837 г. по распоряжению архиепископа Тобольского Афанасия Угличский колокол был повешен под небольшим деревянным навесом возле Крестовской архиерейской церкви. Целью перемещения было показать, если потребуется, историческую достопримечательность планировавшему посетить (и посетившему) Тобольск в 1837 г. наследнику Александру Николаевичу (однако, осмотра не случилось); а также то, что при перестроенной Крестовой церкви не было благовестного колокола.

С тех пор колокол там и находился, сзывая к богослужению в архиерейской церкви - благовест в него, особенно в тихую погоду и при молчании других колоколов, был слышен по всему городу; а также служа предметом любопытства как местных жителей, так и заезжих лиц - помимо прочих его осматривал 24 июля 1868 г. великий князь Владимир Александрович. В 1860-х для ссыльного колокола и других мелких колоколов Крестовой церкви вместо старого деревянного навеса устроили новый на каменных столбах и несколько далее прежнего от храма.

В народе «биография» колокола обросла преданиями и слухами: повторяется и до сих пор, будто он перед ссылкой был сечён кнутом и будто у него рваные ноздри (у колоколов нет никаких «ноздрей»); что наказан он был за то, что при каком-то пожаре не дал «гулку»; будто тобольский колокол всего лишь копия, так как оригинал либо разбился ещё по дороге в Сибирь, либо при падении соборной колокольни, или растопился во время пожара.

Возвращение

В декабре 1849 г. в Угличе возникла мысль о возвращении сюда ссыльного колокола; инициаторами были краеведы и любители старины мещане Иван и Василий Серебренниковы и учитель Фёдор Киссель.40 местных жителей обратились к министру внутренних дел с просьбой об исходатайствовании им высочайшего разрешения для возвращения из Тобольска за их счёт колокола. Привлечённый к делу Синод запросил справку о колоколе у Ярославской и Тобольской епархий. Рассмотрев приведённые данные о колоколе, он нашёл их неудовлетворительными, и в определении, подписанном 11 мая 1851 г., объявил, «что сими сведениями не подтверждается мысль, что сей колокол есть тот самый, которым возвещено было в Угличе убиение царевича Димитрия». Этим и окончилось тогда дело.

Этнограф Ипполит Завалишин в своей книге 1862 г. высказывался, что колокол желательно вернуть из ссылки в Углич, где поставить на площади в центре города на монументальном подножии и увенчать «крестом спасения» - такое «благородное» примирение с прошлым, по его мнению, имеет большое нравственное значение. Церковный краевед Сибири протоиерей Александр Сулоцкий в своей статье 1869 г. напротив писал, что колокол лучше бы оставить в Тобольске, так как там он является одной из двух главных достопримечательностей и напоминаний о былых временах наряду с мраморным памятником Ермаку; а в Угличе, на фоне других связанных с царевичем Дмитрием объектов, особенно его дворца, он стушевался бы.

Сулоцкий в 1869 г. описывал колокол как корноухий, то есть с отсечённым, а не оторванным ухом; с резким и громким звуком; весом 19 пудов и 20 фунтов (313 кг); медь на поверхности серого цвета; толщина стенок - вершок с третью (5,9 см); окружность по нижним краям - 3 аршина и 3 четверти (2,7 м); края как бы обгрызены, то есть обиты, что говорит о том, что его неоднократно поднимали и спускали с колоколен и перевозили, при этом обращаясь с ним не слишком аккуратно. По краям колокола вырезана (а не вылита) надпись (склад надписи и форма букв нового времени):

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку в град Тобольск, к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».

В 1888 г. в Угличе, по инициативе Леонида Соловьёва, опять возникло в среде граждан дело о колоколе, и в 1892 г., после длительной переписки и получения разрешения императора Александра III, в связи с приближающимся 300-летием ссылки, колокол «амнистировали».

В Тобольске варшавский студент Флориан Ляхмайер изготовил его муляж из папье-маше, для которого выстроили в Кремле сохранившуюся до наших дней колоколенку; ныне он хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Делегация угличан забрала колокол из Тобольска, выплатив 600 рублей, и 20 мая в 11 часов ночи была торжественно встречена в Угличе.

Колокол стал одним из первых экспонатов Угличского музея древностей (сейчас это Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей), где он и хранится поныне в церкви Димитрия на крови.

Фотогалерея

Дата начала: 1591 г.

Полезная информация

Ссыльный у́гличский (углицкий) колокол

Вопрос подлинности

В 1980-89 гг. по возникшему ещё в XIX в. вопросу подлинности колокола шла полемика между угличскими исследователями А. М. Лобашковым, отрицавшим её, и А. В. Кулагиным, придерживавшимся противоположной точки зрения.

В 1983 г. по инициативе Кулагина в Центральной заводской лаборатории ПО «Чайка» были проведены металлографический и химический анализы сплавов нескольких колоколов из Угличского историко-художественного музея, в том числе и ссыльного колокола.

Химический анализ показал, что состав бронзы ссыльного колокола следующий: 82,62% меди, 15,83% олова и 1,55% примесей. Также были определены механические свойства.

Из исследования Кулагин делает вывод, что колокол лил высококвалифицированный литейщик, работавший в Угличе в конце XV в.

По мнению Кулагина, спор о подлинности завершился его победой — в Угличе находится тот самый колокол, что звонил по гибели царевича, хотя противоположное мнение до сих пор распространено.

В произведениях

С ними колокол опальный
В этот долгий путь печальный
По снегам отправлен был,
Чтобы больше не звонил.
Чтоб не тешил больше слуха,
Оторвали ему ухо,
Чтоб к молчанию привык —
Медный вырвали язык,
Да для большего позора
Наказали словно вора:
Был он миру напоказ
Плетью бит двенадцать раз…
Бунтарей народ забыл —
Нет следа от их могил,
Но из той из ссылки дальней
Вышел колокол опальный.
Из Тобольска в Углич он
Был обратно возвращён.

— Наталья Кончаловская, «Наша древняя столица»

И мне предлагают — ударить. Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам.

— «Крохотка» А. И. Солженицына «Колокол Углича». 1996-1999.

Всем, кто приезжает в старинный русский город Углич, обязательно покажут, как особую достопримечательность, "ссыльный" колокол. Это тот самый колокол, в который 15-го мая 1591 года, в час после обеденного сна, соборный сторож Максим Кузнецов и священник Федот, усмотрев убийство благоверного царевича Димитрия, "стали зычно и необычно звонить и народ в город сзывать, и на тот тогда горько несчастный глас граждан множество сошлося, и убийц Борисовых изымаша, и камением побиша".

Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского", ссылаясь на сибирские летописи, также рассказывает историю колокола соборной церкви Спаса в Угличе. Смерть царевича Димитрия вызвала стихийные волнения в Угличе, сопровождавшиеся самосудом над предполагаемыми убийцами.

"Через минуту весь город представил зрелище мятежа неизъяснимого. Пономарь соборной церкви Спаса ударил в набат, и все улицы наполнились людьми встревоженными, изумленными. Бежали на звук колокола, смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец, увидели царевича мертвого на земле. Подле него лежали мать и кормилица без памяти, но имена злодеев были уже произнесены ими". Последовавшая карательная акция Годунова была жестокой: двести человек казнены, тысячи высланы в Сибирь. Судьбу ссыльных разделил и колокол. "За донос" его высекли двенадцатью ударами кнута и с вырванным языком отправили в Сибирь, в город Тобольск. Причем есть свидетельства, что ссыльные угличане почти год волокли колокол на себе в ссылку. Н.М. Карамзин так пишет об этом: "В Тобольске между колоколами церкви всемилостивейшего Спаса показывают набатный Углицкий, коего звук известил тамошних граждан об убиении царевича, и который вместе с ними был сослан Годуновым в Сибирь, если верить преданию".

Продолжение истории ссыльного колокола заслуживает того, чтобы о ней рассказать. В 1677 году, во время большого пожара в Тобольске колокол этот расплавился. В XVIII веке был отлит новый колокол, равный по весу, но несколько отличавшийся от прежнего, хотя и считался "угличским".

Жители Углича, в свою очередь, не забыли о колоколе. В 1849 году 40 человек из Углича подали министру внутренних дел просьбу об исходатайствовании им разрешения для возвращения из Тобольска на их счет этого колокола. После многомесячной бюрократической переписки был получен отказ. Но в 1882 году отправились в Тобольск новые искатели колокола. И обнаружили, что ссыльный угличский колокол по-прежнему находится там. На нем высечена следующая надпись: "Сей колокол, в который били в набат при убиении благовернаго царевича Димитрия, в 1593 году прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку, в град Тобольск, к церкви всемилостивого Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был набатный".

В конце концов жители Углича смогли добиться своего - колокол вернули из ссылки на родину. Произошло это в самом конце XIX века.

Из книги:
Добрынин В. Ссыльный колокол // Колокольный звон. Когда ты принесешь благую весть Руси? / Ред. и сост. В.И. Десятерик. М., 1999. С. 75-79.

составитель материала - Юлия Москвичева


Колокол звонит набат.

Правосудию свершиться

Не дано на этот раз:

Неизвестно, кто убийца...

Обезумивший народ

Годунова притесняет:

"Он царевича сгубил:

На престол взойти желает!"

Только власть сильнее массы -

Не бывать кровопролитью:

Годуновы в одночасье

Взбунтовавших усмирили:

"Всем, вершившим самосуд,

Не укрыться от расплаты.

Колокол, что всех смутил,

За обман будет наказан!"

И низвергнули смутьяна,

И под гулкий стон металла -

Беспощадною пружиной

Плеть двенадцать раз хлестала.

И чтобы не смел звонить он

Язык вырвали клещами.

И за каторжным обозом

Навсегда в Сибирь сослали.

(C) Lucky_stream, 2010 год

Подлинная история ссыльного колокола.

В 1988 г. Верхневолжское книжное издательство выпустило книгу ярославского краеведа А. М. Лобашкова о подлинной. истории угличского колокола и его возвращении из Тобольска в Углич. Мы печатаем фрагменты из этой книги, основанные на документах и свидетельствах очевидцев, которые обнаружил автор в результате краеведческого поиска. Текст приводится по изданию А. М. Лобашкова “История ссыльного колокола (Литературная обработка Н. Б. Трофимовой, Ярославль, 1988 г.) с сокращениями.

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола.

Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия.

клеймили, рвали ноздри, за особые провинности отрезали уши и языки. Кое-кто из угличан тоже тогда лишился языка “за смелые речи”. А набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку.

Угличане не поверили расследованию Шуйского, все-таки утверждали, что царевич Димитрий убит приспешниками Бориса Годунова. Потому и себя сочли несправедливо наказанными. 1 апреля 1592 года в день высылки был в городе “великий плач и стенания”. Целыми семьями отправлялись в Сибирь иные жители Углича.

Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули набатный колокол до Тобольска. Немало настрадались в пути. И колокол, пока тащили его через холмы да овраги, переправляли через реки да болотные топи, тоже получил отметины, был поцарапан. В Тобольске тогдашний городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Это подтверждают “Сибирские летописи” и “Статейный список сибирских воевод”.

Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Об этом сообщает “Сибирский летописец” (1590—1715 гг.).

Как писали тобольские губернские ведомости 19 октября 1891 года, “в воспоминание о прошлом”, то есть о том, что был здесь “первоссыльный неодушевленный с Углича”, в XVIII веке отлили новый колокол — такой же по весу, но отличающийся от прообраза по форме. Павел Конюскевич, митрополит Сибирский и Тобольский, “для отличения его от прочих колоколов” приказал учинить на нем надпись следующего содержания:

“Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.”.

Следствие по делу о гибели царевича Димитрия закончилось в 1591 году, как водилось в ту эпоху, пытками и казнями. Нагие (за исключением Марии, насильно постриженной в монахини) оказались в тюрьме.

Не поздоровилось и угличанам. Около двухсот человек были казнены, множество людей отправили в ссылку —в далекий сибирский город Пелым. Сибирь тогда только-только осваивалась, нормально жить там было практически невозможно. В принципе, народ был отправлен на страдания и преждевременную смерть.

Власти наказали даже большой угличский колокол , созывавший в тот день горожан на расправу. Ему урезали «ухо» (почему и прозвали «корноухим») и отправили в ту же сибирскую ссылку — правда, не в Пелым, а в .

В Тобольске воевода князь Лобанов-Ростовский распорядился запереть Ссыльный Угличский колокол в приказной избе и сделать на нем надпись:

«Первоссыльный неодушевленный с Углича».

«Заключение», впрочем, продлилось недолго: вскоре «корноухий» колокол сопричли к звоннице . А в 1677 году, во время большого тобольского пожара, когда сгорел и деревянный Софийский собор, колокол якобы расплавился — «раздался без остатка». Или почти расплавился.


Опять версии раздваиваются, как раздвоились в свое время толкования обстоятельств смерти царевича Димитрия.

Согласно одной из версий, в XVIII веке в Тобольске отлили «новый Углицкий колокол» — пользуясь иконописной терминологией, как бы «список» старого. Для «отличения его от прочих колоколов» митрополит Тобольский Павел (Конюскевич) приказал сделать на нем надпись следующего содержания:

«Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия 1591 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.».

В 1890 году колокол выкупил у епархии Тобольский музей. К тому времени он помещался на небольшой, специально выстроенной для него звоннице и служил местной достопримечательностью.

Но угличане не забыли своего «неодушевленного первоссыльного». В 1849 году они подали прошение в министерство внутренних дел о возвращении набатного колокола, и Николай I постановил:

«просьбу сию удовлетворить» — «удостоверясь предварительно в справедливости существования означенного колокола в Тобольске».

Но специально созданная комиссия удостоверилась именно в том, что колокол «не тот». Прошение угличан осталось без чаемых ими последствий. Их убедили в том, что «первоссыльного» более не существует.

Тем не менее в самом конце XIX века угличский ссыльный колокол прибыл в Углич. А проведенные в 1980-е годы исследования его состава показали, что отлит он был, скорее всего, в XV веке. И, значит, все-таки—тот самый?

 


Читайте:



Жизнь китайских легенд о карпе в японии

Жизнь китайских легенд о карпе в японии

«Кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Сегодня мы заканчиваем цикл...

Чубайс Анатолий Борисович: биография, настоящая фамилия (фото)

Чубайс Анатолий Борисович: биография, настоящая фамилия (фото)

В 2018 году, общественность снова заинтересовал вопрос - где в настоящий момент находится Анатолий Борисович Чубайс , и чем он сейчас занимается. В...

Храм у Соломенной сторожки: история и фото

Храм у Соломенной сторожки: история и фото

Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной...

Святыни Европы: Польша — Ченстоховская Все о ченстоховской иконы божией матери

Святыни Европы: Польша — Ченстоховская Все о ченстоховской иконы божией матери

Ответ: Разделение молитвенных прошений перед разными чудотворными иконами Богоматери - условность. По вере молящегося, Господь может подать ему...

feed-image RSS