Разделы сайта
Выбор редакции:
- Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины (Национальный аграрный университет)
- Человек и его здоровье кратко
- Продукты, снижающие давление при гипертонии
- Спортивное развлечение в старшей группе ДОУ
- Как чествуют нобелевских лауреатов?
- Перспективный план бесед в средней группе (март, апрель, май)
- Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении
- Тест особенности взаимодействия природы и человека
- Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды (приспособление)
- Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов
Реклама
Бпк вмф ссср. Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" |
Построенный в 1992 году по проекту 1155.1. Проходит службу на Северном флоте под номером 650. Носит имя советского адмирала Чабаненко Андрея Трофимовича. Задачей корабля является противодействие подводным и надводным силам противника. История создания БПКВ 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей - слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля. Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль. Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него. Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс». По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору. В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев. Кому корабль обязан своим именемБольшой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы. Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота. В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году - бригада. В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала. После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом. В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ. Государственные испытанияВ 1995 году БПК «Адмирал Чабаненко» был выведен на ходовые испытания, сдача которых растянулась на многие годы. Финансовое обеспечение их быстро иссякло, и корабль несколько лет простоял «на приколе» у стенки завода «Янтарь». Только вмешательство Главкома адмирала Куроедова сдвинуло вопрос с мертвой точки. Сразу были решены вопросы финансирования. Госиспытания были проведены на высшем уровне. Все необходимое поступало в кратчайшие сроки. Балтийский флот выделил подводную лодку, надводные корабли, авиацию для проверки тактико-технических данных нового БПК. Были проведены все виды стрельб, проверены все системы, в том числе и ПВО проверялась облетом корабля всеми видами самолетов. Вертолеты Ка-27 успешно проверили соответствие взлетно-посадочных площадок нормам. После благополучно завершившейся эпопеи с госиспытаниями корабль был отправлен на Северный флот для прохождения дальнейшей службы. Техническое оснащение и характеристики корабля«Адмирал Чабаненко» - корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с. Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов. Стандартное составляет 7700 т, полное - 8900 т. Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна - 19,5 м. На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27. Экипаж корабля состоит из 296 человек. Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155. Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку. Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит». Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад». Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта. Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2». Вооружение БПК проекта 1155.1БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность. Прежде всего это «Водопад-НК» с двумя ракетно-торпедными ПУ - противолодочный комплекс. Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК. Имеют два типа боевой части: ракета 84Р/РН - глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН - малогабаритную универсальную торпеду. Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км. Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника. Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения. Наведение на цель выполняет ГАК. Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ. ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс. Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха. Восхищает его универсальность поражения любых воздушных целей, начиная с самолетов и заканчивая управляемыми и неуправляемыми бомбами. В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф. При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля. Он способен поражать до четырех целей в секторе 60 градусов. БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик». Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации. Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше. Комплекс полностью автоматизирован. Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км. Радиоэлектронное вооружение корабляСовременные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения. Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр. Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения. Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии. Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2». Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира. Служба на Северном флоте ВМФ РоссииС момента приемки и по сегодняшний день БПК «Адмирал Чабаненко» охраняет северные морские рубежи России в составе Северного флота под номером 650. За время службы «Адмирал Чабаненко» показывал на учениях высокую выучку экипажа. Учения проходили не только в составе корабельных соединений России, но и с иностранными кораблями (например, учения «ВЕНРУС-2008). Неоднократно бывал в зарубежных портах в рамках визита вежливости. Снова на длительном «приколе»В настоящее время «Адмирал Чабаненко» проходит ремонт на судоремонтном заводе № 35. К сожалению, ремонтные работы напоминают времена прохождения кораблем госиспытаний: судостроители называют трехлетний срок выполнения ремонта. То есть в лучшем случае корабль будет снова в строю не ранее 2017 года. Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота. Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения. Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.
После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев. История рождения БПК проекта 1155Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155. Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями. Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.
Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.
Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II». Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн. Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь». На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.
В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630. Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко». Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами. Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ РоссииНа сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков». В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах. История создания новейшего русского БПК проекта 1155.1 началась в 70-е годы. Тогда в странах, владеющих «ключами от моря», пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли - слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимала и умы советских конструкторов. Однако ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле. В СССР на стапелях закладывались разнотипные разработки Северного ПКБ: эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155, которые должны были действовать совместно. Создание системы из двух кораблей хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности кораблей проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого вначале ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации корабельных комплексов вооружения. В 1979 году заместителю главного конструктора эсминца пр. 956 В.П. Мишину предложили возглавить работы по проекту 1155. Головной в этой серии БПК «Удалой» был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора стали прорабатываться вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 году. В чертежах вырисовывался совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличался от «Удалого». При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками совещания отмечались: отсутствие противокорабельного комплекса, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать многофункциональную модификацию проекта 1155, в максимальной степени учитывающую высказанные на совещании пожелания. Большой противолодочный корабль пр.1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр.1155. В результате на БПК пр.1155.1 вместо двух 100-мм АУ установили одну спаренную 130-мм АУ, вместо ПЛРК «Метель» - ПКРК «Москит», вместо 533-мм ТА – ПЛРК «Водопад», а вместо РБУ-6000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». Усиления зенитного вооружения удалось достичь за счет замены 30-мм АУ АК-630М на ЗРАК «Кортик». Кроме того, вместо ГАК «Полином» установили более совершенный ГАК «Звезда-2». По архитектуре корпуса и надстроек, а также конструкции главной энергетической установки корабль полностью повторял прототип. Две счетверенные ПУ КТ-190 ПКРК «Москит-М» установлены в районе носовой надстройки корабля под крыльями ходового мостика (на БПК пр.1155 здесь располагались ПУ ПЛРК «Раструб-Б»). Решение противолодочных задач на БПК пр.1155.1 возложено на ПЛРК «Водопад-НК» с восемью УРТПУ, из которых можно вести стрельбу как ПЛУР, так и обычными торпедами. Оборону корабля от средств нападения с воздуха обеспечивают два ЗРК «Кинжал» и два боевых модуля ЗРАК «Кортик». На БПК пр.1155.1 внедрена единая система управления контуром ПВО. ГАК «Звезда-2М» имеет активные и пассивные режимы работы. Этот комплекс принадлежит к последнему поколению отечественных ГАК и способен обнаруживать ПЛ, идущие на корабль торпеды, выдавать целеуказание оружию и обеспечивать ЗПС. Приемоизлучающие антенны комплекса расположены в протяженном бульбовом обтекателе торпедообразной формы, который выдается далеко вперед за носовой перпендикуляр. Длина обтекателя, заглубленного ниже основной плоскости примерно на 2м, - около 30 м, а диаметр – более 5 м. Кроме ГАС с антеннами в бульбовом обтекателе, в состав ГАК входит буксируемая ГАС. В походном положении она находится в специальном помещении на корме корабля. Спуск и подъем буксируемого тела осуществляется через кормовой лацпорт с помощью спускоподъемного устройства. Планировалось серийное строительство этих кораблей в Калининграде на заводе «Янтарь». Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль «Адмирал Чабаненко», который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована. Заложили «Чабаненко» 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Первым командиром БПК был капитан 1-го ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 году. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы - пять директоров завода сменилось за это время. 28 января 1999 года в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» после успешного прохождения государственных испытаний был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее. Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, перешел на Северный флот. Именно там он будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав все военно-технические достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, «Адмирал Чабаненко» по праву может называться кораблем ХХI века. |
Большой противолодочный корабль проекта 61 "Смышленый"1965 - 199315 августа 1965 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1708) 22 февраля 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализацииВодоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м. Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.
Экипаж 320 человек, в том числе 29 офицеров.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Китайская лапша с курицей и овощами рецепт Китайская лапша приготовить с курицей ресторан рецепты |
Новое
- Человек и его здоровье кратко
- Продукты, снижающие давление при гипертонии
- Спортивное развлечение в старшей группе ДОУ
- Как чествуют нобелевских лауреатов?
- Перспективный план бесед в средней группе (март, апрель, май)
- Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении
- Тест особенности взаимодействия природы и человека
- Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды (приспособление)
- Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов
- 2 Фотосинтез, необходимые для него условия