Главная - Ремонт
Что такое последовательное подчинение придаточных. Последовательное подчинение придаточных - что это

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "последовательное подчинение" в других словарях:

    последовательное подчинение

    последовательное подчинение - Способ связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, когда главной части подчиняется придаточная часть первой степени, а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (возникает вторая, третья и т.д. степень… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия

    Соединение предложений при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Макар и не заметил раньше, что на равнине как будто стало светать (Короленко). Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Б. Полевой). ср …

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    Фирма - (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

    схема анализа многочленного сложноподчиненного предложения - 1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей; 2) тип подчинения по способу связи придаточных: а) последовательное подчинение (указать степени подчинения); б) соподчинение: однородное соподчинение … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Сложноподчиненное предложение, в составе которого имеется больше двух частей (см. параллельное подчинение, последовательное подчинение) … Словарь лингвистических терминов

Среди сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными по строению различают сложноподчинённые предложения

  • с последовательным подчинением,
  • с однородным подчинением
  • с параллельным подчинением.

Соподчинение - это когда два или несколько придаточных предложений подчиняются одному главному предложению.

  • При однородном подчинении придаточные части не только поясняют основную часть, но и являются придаточными одного вида.

При однородном подчинение придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения. Если однородные придаточные соединены повторяющиимися союзами, то между ними ставится запятая, и не ставится, если союзы неповторяющиеся.

  • Когда в сложноподчинённых предложениях разные придаточные принадлежат одному члену главной части или в которых одинаковые придаточные поясняют разные слова в главной части, представляют собой предложения с параллельным подчинением.

Пример: Человеку, когда он чрезмерно устал, кажется, что он проспит невесть сколько.

  • Последовательное подчинение - это последовательность придаточных частей, при которой каждая последующая придаточная связывается с предшествующей частью, а с главной частью связана лишь первая придаточная.

При последовательном подчинении придаточных рядом могут появляться союзы что и если, что и когда и др. Между союзами запятая ставится, если дальше нет второй части союза- то или так, например: Он предупредил, что, если огонь сейчас не потушить, пламя перекинется на крышу. Допустимо, чтобы перед вторым придаточным отсутствовал подчинительный союз.

Комбинированное подчинение - это различные комбинации подчинительной связи в одном сложноподчинённом предложении.

Виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении

  • Определительная

Относится к существительному или к словосочетанию существительного с указательными словами тот, такой. Отвечает на вопрос какой?

  • Местоименно-определительная

Относится к местоимениям тот, каждый, всякий; всё, такой, таков. Отвечает на вопросы; кто? какой? каков?

  • Изъяснительная

Относится к глаголу мысли, речи, восприятия или к существительному в сочетании с указательным словом тот. Отвечает на падежные вопросы.

  • Присоеденительная

Относится ко всей главной части.

  • Уступительная

Отосится ко всей главной части

Правила простановки знаков препинания

Если в неполном придаточном предложении присутствует одно союзное слово, то от главного запятой не отделяется, например: Я хочу вам помочь, но не знаю как.

Если придаточное в конце сложноподчинённого предложения является косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится (если, конечно, главное не является вопросительным), например: Укажите, какие из определений обособляются.

Запятая не ставится, если однородные придаточные соединяются соединительными или разделительными союзами, например: Как приговорённый к казни и уверенный в невозможности помилования.

Параллельное подчинение придаточных - это один из трех видов подчинения второстепенных (или зависимых) частей в У каждого типа есть свои тонкости и хитрости, зная которые можно без труда определить этот тип.

Однородное, последовательное и параллельное подчинение придаточных

Все три типа характеризуют порядок, при котором происходит ответ на вопрос, поставленный от главной части предложения. Стоит отметить, что придаточных частей может быть (и чаще всего бывает) несколько штук и стоять они могу как впереди главной части, так и после нее.

Однородное подчинение придаточных - это такое подчинение, когда все второстепенные части отвечают на один и тот же вопрос. Как правило, такие придаточные имеют один общий союз или Например: «Мама сказала мне, что все будет хорошо и что она купит мне куклу». В этом случаи можно увидеть один общий союз «что». Однако бывают и такие случаи, когда союз пропущен, но он подразумевается. В пример можно привести следующее предложение: «Настя заметила, что он смотрел на нее и у него появился румянец на щеках». В этом варианте союз опущен, но смысл остается таким же. Очень важно четко видеть этот опущенный союз, так как такие предложения часто встречаются на экзамене.

Последовательное подчинение придаточных - это такое подчинения, когда второстепенные члены отвечают на вопрос своего «предшественника», То есть, вопросы задаются от каждой части предложения последующему члену. Например: «Я уверен, что если я получу отличный балл, то поступлю в хорошее учебное заведение». Здесь ярко выражена последовательность: я уверен (в чем?), что…, то (то что будет?).

Параллельное подчинение придаточных - это такой вид подчинения, когда второстепенные части относятся к одному Они не отвечают на один вопрос, но вместе поясняют смысл главного высказывания. Схемы такого рода желательно составлять, чтобы не ошибиться в определении типа. Итак, подчинения: «Когда кошка выпрыгнула из окна, Маша сделала вид, что ничего страшного не произошло». Итак, главная часть является серединой предложения (и от нее можно задать вопрос как к первому придаточному, так и ко второму): Маша сделал вид (когда?) и (что произошло потом?). Стоит отметить, что простое сложное предложение не будет содержать ни одного из представленных выше типов подчинения. Как правило, они строятся лишь на между частями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сложноподчиненном предложении зависимые части имеют три вида присоединения: однородное, последовательное и параллельное подчинение придаточных. Каждый тип определяет зависимость от главного члена и связь с такими же второстепенными частями. Чтобы правильно определить этот тип, достаточно лишь верно задать вопрос и начертить схемы сложноподчиненных предложений, обозначив эти самые вопросы стрелочками. После наглядного рисунка все сразу станет понятно.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Примеры

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

огда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнения по теме « СПП с несколькими придаточными»

Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

1. Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.

8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

Ответы к упражнению №2 по теме "Типы подчинения придаточных в составе СПП".

1. параллельное
2. однородное
3. последовательное
4. однородное
5. параллельное
6. последовательное
7. последовательное
8. последовательное
9.последовательное
10. однородное
11. однородное
12. параллельное
13. параллельное
14. последовательное
15. последовательное
16. параллельное
17. последовательное
18. последовательное

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)

Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»

Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Задачи урока :

Образовательные:

Расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

Повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

Повторить виды придаточных предложений;

Формировать навыки и умения грамотного письма;

Закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

Развивать умение систематизировать, анализировать;

Развивать внимание и речь, логическое мышление;

Развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе);

Воспитательные:

Воспитывать потребность в знаниях;

Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.

Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________. (на доске)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»

Каковы же наши цели и задачи?

Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.

2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)

У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться (-е-/-и-:)

3. приступить

4. проредить

Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

Бер- – -бира-: уберу – убираю

Дер- – -дира-: удеру – удираю

Мер- – мира-: умереть – умирать

Пер- – -пира-: запереть – запирать

Тер- – -тира-: утереть – утирать

Блест- – -блиста-: блестеть – блистать

Стел- – -стила-: стелить – застилать

Жег- – -жига-: зажег – зажигать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.

Ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.

3.Синтаксическая разминка.

1 задание (устно)

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)

- Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.

[ Вид у него был такой ], (как будто его кто – то обидел ).(определительное)

[ Х ], (какой…)

[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)

(1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 - изъяснительное)

Какая? Какого? Почему ?

[ Х ], (когда…) , (где..), (потому что ….)

Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.

Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.

4.Изучение новой темы

Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»

Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)

Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).

Как соединяются проводники при параллельном соединении?

(Все проводники соединяются в двух точках - узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).

Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.

Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.

Возможны три вида подчинения придаточных предложений :

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

1.Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Рассмотрим (Все предложения на доске)

[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который…).

чего? Какой?

[ Х ], (что…) , (который…)

(Последов., если убирается часть цепи или предложения,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

2.Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели)

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

когда? С какой целью?

(когда…) , [ Х ], (чтобы…)

(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

3.Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .

[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Что ?

[ Х] ,(как..)и (как..)

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

5. Закрепление

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )

Последовательное подчинение

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Когда?

[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение

6.Оценка учебно – познавательной деятельности

ФИ

задания

итог

Задание 1.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.

Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.

7.Итог урока

Подведем итог урока:

Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?

(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

8.Домашнее задание:

1. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.

Б) Параллельное (неоднородное).

В) Последовательное.

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

5. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

 


Читайте:



Бросить себе вызов. Брось себе вызов

Бросить себе вызов. Брось себе вызов

У меня есть одна чудесная привычка: то и дело разозлиться и бросить себе вызов. Честно говоря, не знаю, как часто я это делаю, но подозреваю, что...

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Каждый год среди школьников наиболее обсуждаемыми являются вопросы, связанные с будущими изменениями правил организации единого государственного...

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Показатель pH и его влияние на качество питьевой воды. Что такое pH? pH («potentia hydrogeni» - сила водорода, или «pondus hydrogenii» - вес...

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Имя Надежда заимствовано из старославянского языка. Это имя пришло на Русь с православием и, в отличие от большинства других имен, получило...

feed-image RSS