Главная - Ремонт
Литературно-музыкальная композиция, посвященная годовщине рождения К.Хетагурова.

Марка СССР, 1989 г.

Коста́ (Константи́н) Лева́нович Хетагу́ров (осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста ; -) - основоположник осетинской литературы , поэт, просветитель, скульптор, художник. Осетинское имя поэта - Коста́ - в русских источниках обыкновенно не склоняется.

Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка . В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Строго говоря, первенство в издании крупного поэтического произведения на осетинском языке принадлежит Александру Кубалову («Афхардты Хасана», 1897 год), однако вклад Хетагурова в осетинскую литературу, его влияние на её дальнейшее развитие несоизмеримо больше.

К. Л. Хетагуров много писал и на русском языке , сотрудничал во многих газетах Северного Кавказа . Его перу принадлежит этнографический очерк осетин «О́соба» ().

Осетинская лира

Думы сердца, песни, поэмы и басни

ПОСЛАНИЕ


Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,
Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез.

ДУМА


Пускай не знает
Покоя Творец!
Семья родная,
Оплачь мой конец.
Я слаб, безвестен
В родимом краю…
Отец, о если б
Мне доблесть твою!
Отвергнут ныне
Селением всем,
В тоске, в унынье
На сходках я нем:
Стою, увядший
От дум и забот.
На битву младший
За мной не идет.
За край мой кровью
Своей не плачу -
Раба оковы,
Бесславный, влачу.

НАДЕЖДА


Что брови сдвигаешь,
Отец? Ты не прав!
Зачем принимаешь
Ты к сердцу мой нрав?
Чей сын ожиданья
Отца оправдал?
Кто в юности ранней
Ошибок не знал?
По мне ль твоя слава
И гордая честь?
Оставь меня, право,
Таким, как я есть.
Ружья не держу я,
Не мчусь на коне,
И шашку стальную
Не выхватить мне.
Пусть чванный злословит,
Ему ты не друг!..
Волы наготове,
Исправен мой плуг, -
То дум моих бремя,
То вещий фандыр;
Несу я, как семя,
Поэзию в мир.
А сердце народа!
Как нива оно,
Где светлые всходы
Взрастить мне дано.
Мой край плодоносен,
Мой полон амбар,
И в море колосьев
Ныряет арба.
Не бойся за сына,
Отец! Ты не прав.
Тебя без причины
Тревожит мой нрав!

О, ЕСЛИ БЫ!


Светится сердце людское в тумане
Издалека.
Много порою бывает желаний
У бедняка.
Если б, – мечтает, – настало мгновенье,
Чтобы народ
Дал мне отцовское благословенье,
Славу, почет!
Если б я принял чужую кручину
В песни свои,
Если б увидел я счастья вершину
Только в любви!

СПОЙ!


Слыша песнь твою, родная,
Я тружусь, не уставая,
Ты – луч солнца мой, -
Спой, девица, спой!..
Отнял враг свободу нашу…
Спой! Уже страданий чаша
До краев полна…
Как горька она!
Весь народ земля питает…
Ты оплачь меня, родная, -
«Как теперь, – скажи, -
Без земли нам жить?!»
Нам над пашней не трудиться.
Спой! Учи меня молиться!..
Не оставь меня,
Ты – сиянье дня!..

ПРОПАДИ!..


Пропади ты, жизнь,
А с тобой и я.
Ты беду мою,
Поглоти, земля!
Как змея, напасть
В грудь мою впилась.
Пропади ты прочь,
Злого горя власть!
Изменила мне
Черноокая…
О, позор ты мой!
О, жестокая!
Перед Богом ты,
Нет, не мне клялась,
Не мое кольцо
Носишь ты сейчас.
Эх, красавица,
Почему меня
Обманула ты?
Бог тебе судья!
Зиму горскую,
Под весенний звон,
Вспоминаю я,
Как прекрасный сон.
Иль друг другу ласк
Не дарили мы?
Или нежных слов
Не шептали мы -
В ожидании
Благодатных дней?
Как же счастлив был
Я в любви своей!
Кто берет тебя
Навсегда в свой дом,
Пусть дерзнет меня
Превзойти во всем:
Бить без промаха,
На коне лететь,
В горском танце плыть
Или песни петь.
Нарядил в шелка -
Удивил аул!
Стан твой поясом
Дорогим стянул.
Не застежек – звезд
На груди игра…
В золотом шитье
Ты ловка, быстра.
Пропади ты, жизнь,
А с тобой и я!
Ты беду мою
Поглоти, земля!
Как змея, напасть
В грудь мою впилась.
Пропади ты прочь.
Злого горя власть!

ЗНАЮ


Знаю, поплачете, может,
Вы, зарывая мой прах,
И пожелаете в Божьем
Царстве мне всяческих благ.
Знаю, барана забьете
И, не грустя уж ничуть,
Вдосталь араки нальете,
Чтобы меня помянуть.
Каждый, наверное, скажет
То, что обычай велит.
После ж – не вспомните даже,
Где я в могиле зарыт.

ЖЕЛАНИЕ


Завидую тем, кто согрет
На утре безоблачных лет
Теплом материнских объятий.
Завидую тем, кто потом
Дни детства помянет добром,
Кто весел на грустном закате.
Завидую тем, кто в своей
Отчизне средь верных друзей!
Чей пир – это песня с игрою!
Завидую тем, кто с арбой,
Кто с плугом своей бороздой
Проходит рабочей порою.
Завидую тем, кто народ
Мятежною речью зажжет,
Чьего ожидают совета.
Завидую тем, кто любовь,
Честь имени, славу отцов
Хранит и в преклонные лета!

ПРОЩАЙ!


Всем снаряжен я: арчита, котомка;
Пояс из прутьев скрутил я, как мог,
Палка со мною, в отрепьях шубенка…
Впору прощаться нам… Путь мой далек…
«Прочь!» – ты давно говорила глазами,
Взглядом тебя я пугаю давно.
Сердце твое я услышал и замер:
Стон потаенный мне слышать дано.
Свет мой, прощай!..
Больше видеть не будешь.
Благ от скитальца не следует ждать.
Знаю, что завтра мой взгляд ты забудешь,
А послезавтра забудешь как звать.
Может, припомнится вдруг, как в тревоге
Жил горемыка, мечтал, одинок.
Может, приснится тебе, как в дороге
Кто-то ступает за смертный порог.
Ты не пугайся! За сном этим следом
Счастье придет к тебе, горе губя.
Кто-то возьмет на себя твои беды,
Кто-то отдаст свою жизнь за тебя.
В спутницы кличу судьбу нашу злую,
Может быть, с нею пойду я за край
Жизни, и с нею же гибель найду я…
Не убивайся!.. Прощай же, прощай!..

ПЕСНЯ БЕДНЯКА


У людей – не дом, а терем,
Там светло, тепло, уют,
А у нас в пустой пещере
Дети с голода ревут.
У людей – пиры, гулянья
Будоражат гор хребты,
А у нас, как причитанье,
Лишь мяукают коты.
У людей из жирной туши
Капли падают в золу,
А у нас мышей летучих
Не сочтешь в сыром углу…
У людей – пшеницы вволю:
Год молоть – не видно дна,
А у нас, на нашу долю, -
В год один совок зерна…

СЕРДЦЕ БЕДНЯКА


Зима и нас не миновала,
В рост человека выпал снег,
И злая стужа с перевала
Уж замостила русла рек.
Здесь ночи тягостны и длинны…
Когда ж весна придет опять?
Поужинав, не жжем лучины;
Нет кизяка – ложимся спать.
Бедняк живет в хлеву и стойлах,
К труду его – вниманья нет,
И жесток ложа серый войлок.
И плод забот его – обед.
Все дни его полны трудами
И утешенья лишены,
Но, горю вопреки, ночами
Он видит радостные сны.

А-ЛОЛ-ЛАЙ!


Мать легко тебя качает.
Лунный луч с тобой играет.
Ты расти, мужай!
А-лол-лай!..
Ты – моя надежда, сила.
Пусть ягненком белым, милый,
Вечно для тебя
Буду я!
Наша жизнь страшнее ада.
Твой отец не знал отрады,
Весь он изнемог.
Спи, сынок!
Станешь старше – ожидает
И тебя судьба такая!
Для меня мужай!
А-лол-лай!..
Из простой коровьей кожи
Ты б арчита сделал тоже,
Стал бы голодать…
Время спать!
Ты б дрова таскал, усталый,
Я бы вышла и сказала:
«Мать всегда с тобой,
Ясный мой!
А умру – забудь про горе.
Ты люби родные горы,
Их не покидай!»
А-лол-лай!..

У ГРОБА


Для нас потрудился ты много,
Теперь отдохнешь ты в раю.
Не требуй награды у Бога:
Мы жизнь не забудем твою.
Ты жил, сострадая народу,
От юности до седины,
Светильник зажег в непогоду,
Чтоб дали нам стали ясны.
Ты был пастухом у бесправных,
Наш край полюбил ты, как мать.
За благо трудов твоих славных
Какой тебе платой воздать?
Мы сами, и дети, и внуки
Тебя не забудем, скорбя,
Но знай, что на горе и муки
Остались мы после тебя.
1891 г.,
3 марта г. Владикавказ

ВЗГЛЯНИ!


Без матери, брошен отцом,
Отчизну, родительский дом
Оставил я в юные годы.
В чужом, безучастном краю
Весну проводил я свою,
Встречая одни лишь невзгоды.
Сказал я: неси же домой -
В Осетию, в край наш родной,
Свое одинокое горе…
И хлынули слезы из глаз,
И радость в груди разлилась:
Увидел я снежные горы.
Но более бедным, чем я,
Вернувшись, нашел я тебя,
Народ, изнуренный заботой.
Нет места тебе ни в горах,
Ни в наших привольных полях:
Не стой, не ходи, не работай!
Достойных так мало у нас!
И что мы такое сейчас?
И чем мы со временем будем?
Ползешь ты вслепую, мой край.
Взгляни ж, Уастырджи, и не дай
Погибнуть измученным людям!

В РАЗЛУКЕ


Отчизны моей молодежь!
Ты даже слезы не прольешь!..
А злая чужбина терзает и гложет
Мне сердце сильней и сильней…
Не смерти боюсь я, – но кто же разложит
Костер на могиле моей?
Чья девушка так обо мне зарыдает,
Чтоб дрогнул утес в вышине?
Кто песнь обо мне на фандыре сыграет,
Кто в скачке мелькнет на коне?
Как сердце тоскует с тобою в разлуке,
Отчизны моей молодежь!
На прах мой – страшнее не может быть муки -
Ты даже слезы не прольешь!..

БЕЗ ПАСТУХА


В чаще со стадом пастух не расстанется,
Зорко за ним он следит…
Что же с тобой, молодежь наша, станется,
Кто же тебя защитит?
Ты, обезумев, как стадо голодное,
В чаще блуждаешь лесной, -
Ищешь ты стебли в лесу прошлогодние…
Гибнешь… Что будет с тобой?
О, если б только над горной вершиною
Песню пастух твой запел,
Кликнул тебя – и в семью бы единую
Быстро собрать всех сумел!..

СОЛДАТ


Пусть он не знает покоя счастливого -
Тот, кто нас хочет сгубить.
Мать, ты не шей мне наряда красивого,
Мне ведь его не носить.
Тонким сукном мою душу угрюмую
Ты не порадуешь, мать.
Унтер ударит, но горе, коль вздумаю
Я отомстить, не смолчать.
Сын твой ни слова не скажет о голоде,
Кашей питаясь одной.
В угол забьется в казарменном холоде,
Спит на соломе гнилой.
Ты не оплакивай жизнь безотрадную,
Сын твой и сам ей не рад.
Он не попросит черкеску нарядную,
Он не жених, а солдат!
Если убьют меня, нет мне отмщения.
Плачем ты горе утешь -
Ты созови на поминки селение,
Нашу корову зарежь.
Мать, не рыдай над сыновней судьбиною,
Вытри слезу ты свою!
Жадный до жизни, пускай и погибну я,
Но за себя постою!

ГОРЕ


Как не рыдать, мои горы, над вами!
Лучше б золою я вас увидал!
О, почему не засыплет камнями
Судей неправедных грозный обвал?..
Пусть хоть единый из них содрогнется,
Пусть его горе народа проймет,
Пусть оно мукой в душе отзовется,
Пусть хоть одну он слезинку прольет!..
Крепко мы скованы вражьей рукою,
Все, что мы чтили, поругано тут.
Отняты горы… Нет мертвым покоя,
Старых и малых тиранят, секут…
Как от свирепого хищника стадо,
Мы разбежались, покинув свой край.
Что же ты, пастырь наш? Где твои чада?
Пламенным словом нас вновь собирай!
Горе! Мы к смерти бежим от позора,
К пропасти злобно нас гонят враги.
Мощью народа взгреметь бы вам, горы, -
Кто-нибудь смелый, скорей! Помоги!

ТРЕВОГА


Возлюбленный друг мой! Мой друг незнакомый!
Каким тебя именем надо назвать?
Увижу ль, неясной надеждой влекомый,
Тебя я счастливой, о родина-мать?
Родная земля! Твоим стонам я внемлю,
Звучащим из твердой, гранитной груди…
Мой друг! На земле ты иль скрылся под землю,
Где б ни был, – на клич мой скорей выходи!..
Откликнись! Призыв мой звенит и в могиле!
Иль в женской одежде скитайся, скорбя!..
Осетия бедная! Кровью, насильем
Пришельцы-алдары смирили тебя!
Но, может быть, в поисках правды желанной
Нарочно права свои вверил ты им?
Умри ж от раскаянья, друг безымянный,
Признавший пришельца алдаром своим!..

МАТЬ


Коченеет ворон…
Страшен бури вой…
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.
Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем…
Светится на круче
Сакля огоньком.
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
Горе истерзало -
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.
На полу холодном -
Кто в тряпье, кто так -
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, -
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать…»
Можжевельник саклю
Дымом обволок…
Капают по капле
Слезы в котелок…
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
Пятерых покинул…
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, -
Что бежал в могилу
От семьи своей.
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
Капают по капле
Слезы в котелок…
Можжевельник саклю
Дымом обволок…
Засыпает младший
Раньше всех детей, -
Изнемог от плача
Лучший из людей.
Подожди ты малость! -
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» -
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
Котелок вскипает,
Плещет на золу…
Дети засыпают
У огня в углу…
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, -
Ложь ее святая
Напитала их…

КУБАДЫ


Что время года?
На месте сходок,
В худой шубенке,
Седой, горбатый,
Сидит Кубады
С фандыром звонким.
Всю жизнь скитался.
Мальцом остался.
Один под небом.
Не раз безродный
Плясал голодный
За корку хлеба.
Босой, избитый,
В душе – обиды,
И грязь на теле.
Жилось не сладко,
Из трещин в пятках
Лягушки пели.
Нет, сгинуть лучше,
Чем биться, мучась,
Добра не зная!
В разлуке вечной
Пусть бесконечно
Ревет родная,
Что не вскормила
Ни солнца силой,
Ни грудью белой,
Что в детстве раннем
Своим дыханьем
Тебя не грела!..
Ему в ненастье
И хлев был счастьем,
Смотреть на щели
Пастух не станет!
А снег нагрянет -
Поет в пещере!
Овца без пищи?
Он сена сыщет
В чувяке прелом.
Фандыр на диво
Он из наплыва
Березы сделал.
В снегах вершины,
Кусты долины
И дуб угрюмый
К нему клонились
И с ним делились
Заветной думой.
Орла порывы,
Вой вьюг тоскливый,
Гром в поднебесье,
Слеза оленя,
Ручья кипенье -
Пастушьи песни.
Свет после бури,
Краса лазури,
Привал для стада,
Луга и воды,
Пора свободы -
Мечты Кубады.
Но счастье кратко:
Беда украдкой
Придет, не спросит -
И беспричинно
Мясцо с овчиной
Волк не уносит.
Пастух отличный
Учет обычно
Ведет, как надо…
Куда ж деваться
Могло пятнадцать
Овец из стада?
Пропали где-то…
Кому об этом
Расскажешь горе?
Ох, треснуть может
Пастушья кожа:
Алдар запорет!
Предвидя порку,
Овецкпригорку,
К селу пригнал он -
И убегает
За склон Адая -
К дигорским скалам.
Страной родною
И Кабардою
С фандыром шел он.
В Калаке с пылом
И пел и пил он
В кругу веселом.
Какие песни!
Что их чудесней,
Добрей, милее?
Сказанья эти -
То смехом встретишь,
То грусть навеют.
В пути-дороге
Не слабнут ноги,
А песни – краше.
Вот видим снова
Певца седого
В ауле нашем.
Что время года?
На месте сходок
Он восседает,
Слепой, горбатый…
Но кто Кубады
У нас не знает?

КТО ТЫ?


Не спрашивай, кто я.
Ведь ясно, как день, -
И это не скрою, -
Что я не уздень.
Рубаха – холстина,
Черкеска, бешмет, -
Для горского сына
Наряднее нет.
Арчита, заботы
Несносного дня.
Спросил меня: Кто ты? -
Так слушай меня.
Родился в горах я.
А где? Назову.
На свет я без страха
Явился в хлеву.
Роженица вместо
Сырого угла
Привычнее места
Найти не могла.
Проклятьем суровым
С тех пор надо мной:
Кто доброе слово
Промолвил больной?
Все словно исчезли
В тот бедственный час.
Никто от болезни
Родную не спас.
Отец одиноко
Ругает житье.
Наказан жестоко
Он смертью ее.
Вскормлен я другою,
Что день изо дня,
Не зная покоя,
Растила меня.
А дни непогожи:
Там горькой порой
Год первый я прожил,
И прожил второй.
Потом с упоеньем
Скитался, упрям,
То с пляской, то с пеньем
По многим пирам.
Отца вспоминаю.
Он не был мне рад.
Его называю,
Прости мне, Хамат.
Женился он снова,
И с этого дня
Приличного слова
Не слыхивал я.
Узнал, что такое
Власть злобной руки,
Чья ласка – побои,
Гостинцы – пинки.
Охота швыряла
Отца по горам,
А мать побиралась
По разным дворам.
Охотничье дело -
На смертном пути.
На кладбище – тела
Отца не найти.
Скитался по свету -
Светло или мгла…
Разбился он где-то! -
Вдруг весть к нам дошла.
Жена погрустила,
И вскоре потом
Продать поспешила
И землю и дом.
Проела и – крышка.
Ведь взрослым видней!
Как мог я, мальчишка,
Указывать ей!
Совсем без призора
Остался, пострел, -
Мне десять. Как скоро -
Хоть плачь! – повзрослел.
А мачеха тут же
(Лишь год прождала),
Нашла себе мужа,
За ним и пошла.
В соседстве неблизком
Средь новых забот
Теперь в Алагирском
Ущелье живет.
– Живи, ты свободен,
Умрешь, не беда! -
К какой я был годен
Работе тогда?
– Как хочешь! – сказала.
Я помню сейчас:
Ягнят поначалу,
Голодный, я пас.
Постель моя – травы…
Батрак, среди дел,
Задиристо, право,
«Да-да-дай» я пел.
Подпасок примерный,
Я стал пастухом.
Мне по десять мерок
Платили зерном.
Котомка, да шапка,
Да хлеба кусок, -
В накидке не зябко,
Работай, дружок!
Ругали, пороли, -
Я все испытал!..
Но все же порою
«Да-да-дай» певал.
И вот мне шестнадцать -
Мужчина, у дел.
Успел наиграться,
Поспать я успел.
Косарь я плечистый, -
Крутая рука.
Размашисто, чисто
Побрею луга.
Иду – не удержишь, -
Косою звеня.
Но где они, где же
Луга у меня?
Земля моя, где ты?
Не видно ничуть.
Запродана, нету.
Кого попрекнуть?
Батрачил, отчаясь,
Я до двадцати.
Чего не встречалось
На этом пути?
Силен был, и кряжист,
И крепок мой шаг…
Любую нес тяжесть,
Как истый ишак.
Знал дело любое:
Как ткал я сукно!
Шитье золотое
Освоил давно.
Иглой, как портниха,
Я лихо владел…
Работая, тихо
«Да-да-дай» я пел.
А сердце… Покоя
Ему не дано.
Скажи: ты плохое! -
Поверит оно?
Играет лучами
Порою дневной
И любит ночами
Скитаться с луной.
И слышит – откуда? -
Свободы призыв.
И кровь – не причуда
Кипит в нем. Порыв!
Краса длиннобровой
Смутила юнца.
Ни крепкого слова,
Ни просто словца.
Меня закачало
И кружит опять.
Не видно начала,
Конца не видать.
Увижу – отрада…
А вот иногда
От этого взгляда
Мне гибель, беда.
Дичился, молчал я,
Работу губя,
Судьбу проклинал я,
Бежал от себя.
От всех отгорожен,
Шел трудной тропой.
Гей, сердце, кто может
Бороться с тобой?
Зачем мне светила
Среди бела дня?
Зачем проходила
Ты мимо меня?
Само простодушье, -
Ты скрытно добра.
Ведь я без оружья, -
К чему ж кобура?
Зачем издалека
Беседу веду,
Печально жестоко
Тревожу мечту?
Обвалы-заботы
Зимой нам страшны.
А осень – работы…
Что ж краше весны?
Земля – как ликует!
Светлы небеса.
Трава! Не ворует
Соломы коза.
И реки желтеют,
И горы черны,
И птицы смелеют
От чувства весны.
Все жарче, все злее
У сердца запал.
Эй, парень, живее!
Куда ты пропал?
Похвастался силой?
Смири свою кровь.
Родителям милой
Калым приготовь.
Достаток батрачий…
Готов мой калым.
Он собран, а значит -
Не медли ты с ним.
Мой конь – чего ж проще? -
Соль ел у меня
С ладони, – для тещи
Купил я коня.
Но вот… Что же было
Причиной тревог?
Отец моей милой
Не только лишь строг, -
Он высокомерен
Всегда с батраком.
Сырдоном и зверем
Входил он в свой дом.
Всем рот затыкает,
Словца не сказать…
А девушка тает,
В отчаянье мать.
В согласье мы с нею
И с нами – она.
Отец же все злее,
Медведь! Сатана!
Клал жертвы я Богу -
Не принял их Бог.
А сердце – тревоги
И боли комок.
Кого послать сватом?
Кто время найдет
Для нищего брата,
Для брата невзгод?
Кого послать сватом?
Кто сможет помочь?
Медведь грубовато
Прогонит всех прочь.
Пойти мне? Но чую, -
Что все загублю.
А вдруг не смолчу я?
Вспылю – не стерплю.
Какие-то сваты
Сидят у отца.
Мать в гневе и свято
За нас до конца.
А дочь безутешна,
Рвет волосы дочь…
И все – безуспешно…
Мне ей не помочь!
Но все ж и намедни
Взывала ко мне:
– Ты где же? Немедля
Явись, хоть во сне!
Такие заботы!
Вот вся моя быль.
Спросил меня: кто ты? -
Отвечу: бобыль!

ФСАТИ


Сладко спать усталым.
Утром сон могуч…
Но скользит по скалам
Первый солнца луч.
Все кругом искрится,
Ветерок шумит,
Пробудились птицы…
Только Фсати спит.
Старца-исполина
В мире кто древней?
Вот вершин вершина -
Он живет на ней.
Снег сияет горный:
Манит вышина.
Там – нихас просторный,
А на нем – сосна;
С диких скал свергаясь,
Воет водопад;
С двух сторон, сверкая,
Ледники висят,
Камни с грозным шумом
Катятся с высот…
Лесом скрыт угрюмым,
Фсати здесь живет.
Стол его, сиденье -
Все хрусталь сплошной.
Из рогов оленьих -
Ложе под сосной.
Шерсть на нем медвежья,
Козий пух лежит…
Фсати утром свежим
Беззаботно спит.
Машут лопухами
Семь безусых слуг,
От него упрямых
Отгоняя мух.
Семь других румянят
На огне шашлык,
Жарят бок бараний -
Будет рад старик…
Гром гремит.
Поднялся С ложа Фсати: «Оф!
Я проголодался -
Завтрак мой готов?..»
Жирный бок грызет он.
Вдруг запели.»Гей!
Видно, вновь – охота.
Погляди скорей!..»
Юноша проворно
К леднику шагнул,
Со стремнины горной
В бездну заглянул
И без промедленья
Крикнул: «Слышу зов -
Просят там оленя
Девять ездоков.
Кони статны. Ружья
Крымские блестят…
– Нам олень бы нужен,
Пусть худой! – кричат».
– Щеголям блестящим,
Глупый, откажи:
Знай – у бедных тащит
Скот им Уастырджи.
Пусть он угостит их
Краденым скотом
Да аракой сытых
Напоит потом!..
Солнце на закате.
Песни вновь слышны,
Вновь прислужник Фсати
Сморит с вышины.
«Семерых на круче
Вижу бедняков,
Слышу их могучий,
Их веселый зов:
– О, уарайда, Фсати!
Щедрый, к нам явись.
Ты на горном скате,
Погляди-ка вниз
Ты оленя, Фсати,
Дай нам в добрый час.
Ты на горном скате,
Ты взгляни на нас!..»
В стареньких арчита,
С плохоньким ружьем.
Головы побриты
Сломанным серпом…
– Гей, юнец! Рогатых
Выпусти скорей:
Угости, как надо,
Дорогих гостей.

НА КЛАДБИЩЕ


Нет похорон многолюднее наших…
Нынче такая толпа провожавших
С гор и долин собралась -
Не повернуться на кладбище было,


▫ 1. Сослаться на Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 `Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно на пункт V. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. После этого отсылка к пункту 4, где четко и пошагово все прописано IV. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время. Затем есть два варианта ответа, а именно от тех установок, что есть в Вашем управлении. 1 установка- каникулярное время и все на работе. Пишете приказ о рабочем времени во время каникул и дополнительно пункты о проведении противовирусных мероприятий (мыть руки с мылом по приходу на работу (самоконтроль),ограничить передвижение по кабинетам сотрудников, отменить педсоветы и МО..ну и все мероприятия, что запланировано, дать задание учителям, типа проверить рабочие программы, организовать разбор метод материалов в классе ну и т.п.) 2 установка- есть ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ от управления о введении карантинный мероприятий в коллективах школ. На основании этого документа пишете приказ, ссылаясь на п. 5.1, что `Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников`, то тоже самое, что и выше.... Пишете приказ о рабочем времени во время каникул и дополнительно пункты о проведении противовирусных мероприятий (мыть руки с мылом по приходу на работу (самоконтроль),ограничить передвижение по кабинетам сотрудников, отменить педсоветы и МО..ну и все мероприятия, что запланировано, дать задание учителям, типа проверить рабочие программы, организовать разбор метод материалов в классе ну и т.п.). Можете дать методический день (если он предусмотрен в кол.договоре. Затем можно малость `потыкать` начальство мордой об стол..))) ссылаясь на Конвенцию Международной организации труда N 175 `о работе на условиях неполного рабочего времени` ст 1 п. Д `не считаются трудящимися, занятыми неполное рабочее время, трудящиеся, занятые полное рабочее время, оказавшиеся в условиях частичной безработицы, вследствие имеющего коллективный характер временного сокращения нормальной продолжительности их рабочего времени по экономическим, техническим или структурным причинам`. Поэтому если в школе карантин или каникулы это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники. В то же время, если у вас будет приказ вашего управления, то приказом реально отпустить учителей по домам на основании того же приказа...Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.15.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536). Самостоятельно принимать решения о приостановке работы, а также о неполном рабочем дне, чревато проверками трудовой инспекции))) Ну вот немного сумбурно, если будут вопросы, пишите в личку. Могу поделиться приказами о введении карантинных мероприятий)))
▫ Да здравствует, наш дорогой инет!
▫ Вечерний, сизокрылый, Благословенный свет! Я словно из могилы Смотрю тебе вослед. Благодарю за каждый Глоток воды живой, В часы последней жажды Подаренный тобой. За каждое движенье Твоих прохладных рук, За то, что утешенья Не нахожу вокруг. За то, что ты надежды Уводишь, уходя. И ткань твоей одежды Из ветра и дождя. Арсений Тарковский 1234639-a189559
▫ Художник и его Муза. Но память о любви и преданности этих талантливых людей жива. Она в картинах художника. И, пожалуй, самым необычным и запоминающимся портретом Надежды Ивановны является его `Царевна-Лебедь` В сгущающихся сумерках с багровой полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крылами. 407739-a27995 Необыкновенно притягателен и печален образ женщины-птицы, которая, кажется, вот сейчас вспорхнет и растворится в синеве вечернего неба. Уже столетие минуло со времени, когда жил художник и его Муза, но и по сей день существует загадка, тайна его удивительных работ. 1070463-a284183 Спасибо, Алина! История любви великого художника и талантливейшей актрисы очень печальна! Но она не придуманная, запечатлена в полотнах и будет жить века! `Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, можно лишь трепетать`,- писал Александр Блок.
▫ Написал художник восхищённый Женщины задумчивой портрет. Тонкий профиль, солнцем освещённый, Свет в глазах -весенний синий свет. Мчались годы, тая, как сугробы... Сколько тропок осень замела... Умер мастер, И она, должно быть, Женщина с портрета, умерла. Ну а может, где-нибудь меж нами Седенькая, дряхлая живёт С грустными, потухшими глазами И ворчливой бабушкой слывёт. Но хотя давно засохло масло На неувядаемом холсте, Солнце золотое не погасло, Говорит о вечной красоте. Говорит о юности влюблённой, Говорит: не верьте --смерти нет! Написал художник восхищённый Свет в глазах - весенний синий свет. Виолетта ПАЛЬЧИНСКАЙТЕ (1943) Перевод с литовского П. Кановича Спасибо, Алина! Сколько в истории любви двух великих людей трагического и мистики! Наверное, это- Больше, чем любовь!!!
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

поэт, просветитель, скульптор, художник

Биография

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (урождённая Плиева). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сохиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда (имя его мачехи) нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ , стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область . Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

Коста Хетагуров, Перевал Зикара, Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Произведения Коста Хетагурова

«Поздний рассвет»

Пьеса «Поздний рассвет» была написана в то время, когда он учился в Петербургской Академии Художеств. По словам Сослана Габараева эта пьеса, как и пьеса «Чердак», написанная в то же время, «по своей художественной форме несовершенна», так как эти пьесы были первым опытом Коста.

Главный герой, молодой художник Борис - революционно настроенный юноша, решивший посвятить свою жизнь освобождению народа. Ради достижения этой цели он отвергает любящую его девушку Ольгу. На её вопрос, что он хочет делать, Борис отвечает: «Я хочу служить народу». Он хочет покинуть Петербург навсегда и трудиться на благо народа, что он и считает высшим своим долгом. Ольга старается отговорить его от этих намерений, говоря что «его долг служить общему благу тем, в чём его призвание - высокое свободное искусство», являющееся «лучшим проповедником свободы» и «высоких идей». А его мечты она называет «бредом безумных мечтаний».

Борис всё же уезжает из Петербурга с другом Клавдием, они «уходят в народ».

«Мать сирот»

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения: «Детям говорила: „Вот бобы вскипят!“ А сама варила Камни для ребят».

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

Памятные места

Карачаево-Черкесия

Именем поэта названо осетинское село, где он скончался: см. Коста-Хетагурова (село) .

Северная Осетия

Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста (после объединения улиц Тбилисской и Ноя Буачидзе).

Имя поэта носит крупнейший вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

В старом центре города работает Дом-музей Коста Хетагурова.

Южная Осетия

На главной площади столицы Южной Осетии в сквере установлен памятник Коста Хетагурову, на котором выбиты следующие строки из его стихотворения: Я счастия не знал, Но я готов свободу, Которой я привык, Как счастьем дорожить Отдать за шаг один, Который бы народу Я мог когда-нибудь К свободе проложить.

В честь поэта названо село Хетагурово в Южной Осетии, его имя носит драматический театр в Цхинвале.

Санкт-Петербург

На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска.

Цитаты про Коста

  • «Коста - замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, четко оформленными стихами» Максим Горький
  • «Был я в Японии . И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста» Расул Гамзатов
  • «В личности, в характере Коста Хетагурова гениально выражен национальный характер осетинского народа, выработанный, выкристаллизованный на протяжении многовековой трудной истории» Нафи Джусойты
  • «Коста Хетагуров - гордость Осетии и всего советского народа»

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 154-летию со дня рождения

КОСТА ХЕТАГУРОВА
(3.X.1859 - 19.III.1906)

Музыкальный клип.

О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа - вот главная цель всей его жизни.
К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

1СЛАЙД

2СЛАЙД

Сам Коста в своей автобиографии писал: “Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.

3СЛАЙД

Отец мой - Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.

4СЛАЙД
Мать моя - Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова - дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава”.

5СЛАЙД
Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.

6-9СЛАЙД
В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших

впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.


В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.

10СЛАЙД
В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.
Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.
В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Из письма Хетагурова к Анне Цаликовой: «Может показаться странным, что я адресую письмо на Ваше имя… Имею ли я на это право – не знаю и даже не стараюсь знать. Я пишу, потому что чувствую в этом потребность… Адресую Вам, потому что верю в свой собачий инстинкт, который мне говорит, что Вы охотнее других будете делиться со мной владикавказскими новостями. Неприятно Вам - разорвите письмо, нахмурьте брови, надуйте губки и назовите меня глупцом. Улыбаетесь… ну, и, слава Богу!.. Я очень рад побеседовать с Вами издалека… Прежде всего, позвольте Вас поздравить с окончанием курса. Теперь, надо полагать, к Вам невозможно будет подъехать и на буланой козе; но ничего - мы Вам и издали с полным нашим удовольствием будем ломать шапку, а Вы нас удостаивайте легким кивочком. - Хорошо? Как бы я хотел взглянуть на Вас хоть одним глазком»…

Стих. «Я счастлив, что люблю…»

(Уч-ся читает стих-е)

Я счастлив, что люблю… Любви одной покорный,

Под знаменем ее пойду на смертный бой,

Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной,

С спокойной совестью, с ликующей душой…

И если я порой мучительно страдаю,

И если я не сплю из-за нее ночей,

То разве я тогда ребячески желаю

И слез, и ласк ее задумчивых очей?

Скончался отец поэта.
В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».
В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта.

11СЛАЙД

За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, - не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».

12СЛАЙД

ТВОРЧЕСТВО

Стихотворение «Мать сирот»

В этом стихотворении из сборника «Осетинская лира» Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина возится с костром, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа.

(Уч-ся читают стих-е «Мать»)

Мать

Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче черной
Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше,
Чем тяжелым днем...
Светится на круче
Сакля огоньком.

На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.

Горе истерзало –
Где уж тут до сна?
Над огнем устало
Возится она.

На полу холодном –
Кто в тряпье, кто так –
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.

Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.

«Ну, не плачьте! – грустно
Говорит им мать, –
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»

Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слезы в котелок...

«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.

Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!

Видно, муж мой милый,
Ты жены умней, –
Что бежал в могилу
От семьи своей.

Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»

Капают по капле
Слезы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...

Засыпает младший
Раньше всех детей, –
Изнемог от плача
Лучший из людей.

Подожди ты малость! –
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.

«Мама, не готово ль?
Дай похлебки! Дай!» –
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!

Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...

Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.

На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.

И покуда мрачно
Теплилась зола,
Все насытить плачем
Сердце не могла.

Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.

Над детьми витает
Сон, и чист и тих, –
Ложь ее святая
Напитала их...

Коста Хетагуров проявил себя и в прозе и в поэзии. Им написаны поэмы: «Фатима. Кавказская повесть», «Перед судом», «Кому живется весело…», «Се человек»,

«Плачущая скала».

(Уч-ся читает отрывок)

Фрагмент поэмы “Плачущая Скала” Коста Хетагурова:

Немного осетину надо
Теперь, тем менее тогда,-
Винтовка, лезвие булата,
Отвага, ловкость, быстрота,-
В морщинах горных великанов
Настигнет тура, серну, лань,
Возьмет за путь от караванов
Давно положенную дань.

« Памяти М.Ю.Лермонтова»

(Уч-ся читает стих-е)

Стихотворение Коста Хетагурова, посвященное памяти М. Ю. Лермонтова:

Зачем, поэт, зачем, великий гений,
Явился ты так рано в этот мир,
Мир рабства, лжи, насилья и гонений,
Мир, где царил языческий кумир?..
Зачем судьба с таким ожесточеньем
Гнала тебя из-за пустых интриг
Трусливых бар, взлелеянных бездельем,
Когда клеймил их твой могучий стих?
Ты нужен был не царству бар и рабства,
А вот теперь, когда талантов нет,
Когда нас всех заело декадентство,
О, если бы ты жил теперь, поэт!
Твой мощный стих, могучие аккорды
Рассеяли б остаток прежней тьмы,-
Тогда бы по пути добра, любви, свободы
Пошли бы за тобой вперед со славой мы.

Стих. «Послание»

(Уч-ся читает стих-е)

Послание:

Прости, если отзвук рыданья
Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья,
Тот пусть и поет веселей,

Но если бы роду людскому
Мне долг оплатить довелось,
Тогда б я запел по-другому,
Запел бы без боли, без слез

Стих. «Будь мужчиной»

(Уч-ся читает стих-е)

Будь мужчиной:

Ты ранним утром встань,
Умойся, помолись:
«О Боже, в эту рань
Тебе вверяю жизнь...»

Пшеничный хлеб хорош, -
Ты б не был позабыт.
Пшеничного не ждешь, -
Будь кукурузным сыт!

Ты сумку приготовь
И в школу поспеши,
К ней прояви любовь,
Старайся от души.

Наставника ты чти,
И честь его и стать.
Работай и расти,
Чтобы мужчиной стать.

В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.
26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.
В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными.

К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб.

Стих. «Один, опять один...»

(Уч-ся читает стих-е)

Один, опять один без призрака родного,

Как бы отторгнутый от мира, от людей,-

Нет искры тлеющей участия былого,

Нет сплоченных рядов мне преданных друзей…

Опять темно вокруг, до боли беспросветно,

Пустынно, холодно… утерян снова путь…

А как хотелось жить и верить беззаветно,

Любовью к ближнему переполняя грудь!

А как хотел раскрыть горячие объятья

И в них вселенную, как друга, заключить,

Простить врагам своим, в ответ на их проклятья

Страдать за них, любя, страдая, их любить!

Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.
Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.
Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу народа.

Завершим литературную композицию словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:

Стих. «Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы…»

(Уч-ся читает стих-е)

Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе.

13-16СЛАЙДЫ

Образ Коста Хетагурова запечатлен в памятниках, в почтовых марках. В его родном селе открыт музей.

 


Читайте:



Правдивый гороскоп для Водолеев

Правдивый гороскоп для Водолеев

В середине осени многие из вас пройдут через процесс трансформации, ведь Венера и Марс находятся в восьмом доме Водолея. Это непростой процесс,...

Молитвослов богородице дево радуйся

Молитвослов богородице дево радуйся

Чудо молитвы «Богородице Дево, радуйся» В христианстве есть множество молитв, которые считаются чудотворными. Одна из них - молитва «Богородице...

Изгнание иисусом торгующих из храма

Изгнание иисусом торгующих из храма

Ин. II, 13-25: 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели...

Мотивация труда персонала в организации

Мотивация труда персонала в организации

Вконтакте Одноклассники Из этой статьи вы узнаете: Как разработать лучшую систему мотивации персонала Как разработать систему мотивации...

feed-image RSS