Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как рассчитать массу планеты?
- Чем занимается отдел взыскания задолженности банка?
- Что делать если вызвали судебному приставу
- Прежде, чем решать задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур, напомню, что… Как можно найти периметр и площадь прямоугольника
- К чему снится сена. Магия чисел. К чему снится сено по данным сонников
- Сонник вода речная. К чему снится река? Сонник: река. Огромную роль играет и пол спящего
- Провалиться под землю по соннику
- Числа: к чему снится сон
- К чему снятся дети - толкование сна
- Егэ расписание и даты результатов
Реклама
Музыкальные произведения о русских святых. О музыке, живописи, театре |
Сегодня о музыке, церковной и светской - книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке Писание и Святые отцы: зачем нужна музыкаПсалмопевец поет : «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! ». «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия ». Григорий Нисский учил : «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ». Иоанн Златоуст : «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ». Философия музыкиВ книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм » - много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах » помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило. «Песнь восхождения » - программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах. В программе «Библейский сюжет»
было много выпусков посвященных композиторам: Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке. Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры; 2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку; 3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»). Скачать:Предварительный просмотр:Открытый урок по музыке, 4 класс . Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!» Тема урока : «Святые земли русской». Дата проведения : 14.11.2013. Жанр урока : урок – экскурс в прошлое. Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке. Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры; 2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку; 3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»). Методы и приёмы работы: - методы стимулирования и мотивации; Метод музицирования; Метод соучастия; Метод «пластическое интонирование»; Метод погружения; Метод контроля и самоконтроля; Метод имитационного моделирования; Приём «Музыкальное приветствие»; Приём визуализации; Работа со справочной литературой. Опорные слова: икона, былина, святость, стихира, тропарь. Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»; В. Васнецов «Богатыри»; Икона «Преподобный Илья Муромский Чудотво – Рец». Методическое обеспечение: - портреты княгини Ольги, Великого князя Вла – Димира; Портрет А.П. Бородина; В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»; Рисунки детей на темы: «Русь православная», «Великий колокольный звон»; Музыкальный центр; Фортепиано; Камертон. Музыкальный материал : - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из Мурома»; А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч., (фрагмент); Стихира «Земле Русская, граде святый!»; - «Тропарь». Ход урока.
Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок! (исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты). …И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет… Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»
В.: Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон). Попробуем перенестись в глубокую древность. В.: Какой была Древняя Русь? Много ли в ней было городов, деревень? И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм. В. : Без чего (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов). А какие виды колокольного звона различают люди? Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар; трезвон – каждодневное, обычное звучание; благовест – церковный праздник.) Хорошо на колокольне Позвонить в колокола. Чтобы праздник был раздольней, Чтоб душа запеть смогла! (Священник Владимир Шамонин «Радость»).
В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей). Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни. Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были? Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг. В.: Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались. Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри. В. : О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение? Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри». Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу. Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты. Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний. В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».
В.: Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии). Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.
В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой). А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях в Киев – матерь городов русских. В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).
Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской. В.: По «Словарю эстетических эмоций» В.Г. Ражникова определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина. (Ответы детей). В. : Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает? Итак, первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский, русский богатырь Илья Муромец, Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру. Земле Русская, граде святый! Украшай свой дом, В нём же Божественный Великий сонм святых прослави. В.: Какой церковный праздник будет через 1,5 месяца – один из главных праздников Святой Церкви? (Рождество). Послушайте «Тропарь Рождества Христова» - рождественскую здравицу.
В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами). 2) По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской). 3) Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей). В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно. Спасибо! Приложение №1. Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк. Класс: 4 Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца. Задачи урока: Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода , как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие. Вид урока: Урок-открытие. Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы. Технические средства: Аудикасеты со следующим материалом: «Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока. Ход урока1. Организационный моментПриветствие Учитель: Здравствуйте, ребята! Ученики: Здравствуйте, учитель! Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1) 2. ПовторениеУчитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента. /Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./ Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент? Ученики: Гимн РФ Учитель: Чем является гимн для нашей Родины? Ученики: Главной песней (сл.2) Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение? Ученики: В торжественных случаях. Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется? Ученики: В церкви. Учитель: Кому посвящено это произведение? Ученики: Оно посвящено всем святым. Учитель: Как называется это духовное песнопение? Ученики: Песнопение называется «Стихира» Учитель: Почему это песнопение так называется? Ученики: Оно написано в стихотворной форме. Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры? Ученики: Третья Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших» (сл.4) /Демонстрация иконы/ 3. Новый материалУчитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6) Александр Невский, (сл.7,8) Сергий Радонежский, (сл.9) княгиня Ольга, (сл.10,11) князь Владимир. /(сл.12) На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/ Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе? Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком. Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13) Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь. Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14) Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце. Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/ Учитель: О каком чуде идет речь? /Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/ Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова. Ребята, куда отправился Илья Муромец? Ученики: Защищать Русскую землю. Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»? /Ответы учеников/ Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ? Ученики: Гусли (сл.13) /воспроизведение былинных наигрышей/ Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (сл.16). Попробуем дать описание его внешности. /Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./ Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17) Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина (сл.18) (сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/ Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины. Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй. /Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/ Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/. Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (сл.22). 4. Вокально-хоровая работаУчитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов? Ученики: Понравился. Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23) /Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./ 5. Подведение итогов урокаУчитель: Откройте учебники на странице 29. (сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24). Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце? Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин. Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке? Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января. Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы? Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила» 6. Домашнее заданиеУчитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки «Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила» Прощание Учитель: Ребята, до свиданья! Ученики: Учитель, до свиданья! Семенова Светлана Владимировна Методическая разработка раздел «О России петь - что стремиться в храм» урока № 5, II четверть по теме «Святые земли Русской» Составитель: СеменоваС.В. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Гимназия № 12. Открытый урок музыки в 4 классе «Святые земли русской» Учитель музыки, Водопьянова Т.М. Образовательные области: литература, искусство, история религии. Класс: 4 Тема: «О России петь, что стремиться в храм» (Святые земли русской). Тип урока: Комбинированный Цели урока: Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи. Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве. Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви. Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы организации деятельности учащихся: Коллективные Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся. Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр. Предполагаемые результаты урока: Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России. Источники, используемые учителем при подготовке к уроку: Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.) История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева. Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978. 5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с. 7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. – 8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с. 9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с. 10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с. 11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94. 12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с. 13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества). 14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с. 15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: 16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: 17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: Конспект урокаВход в классСлайд № 1 Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)
(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!» лику святых? Введение в тему. интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы. Проверка адресного поискового задания учащихся: Свято́й Слайды №5, 6 Расширение и углубление общей эрудиции учащихся. (Слайды №7 – 12) Слайды № 5,6 Отчет о выполнении поискового адресного задания. Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме. Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников. Ученик (адресное задание):
Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». - Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха. Слайды № 7 12 Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках « Окружающего мира». Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие. Ученик (адресное задание): С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали Верою Русской свободна, Незыблема наша Держава! (Слайды № 13 – 19) Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма. Духовная музыка Вопрос учителя:
Учащиеся: Слайд № 24 Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола. литургия. колокол Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон». Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры. Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон». Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями. Стихи́ра
Акафист - Тропарь Псало́м Конда́к - жанр . Духовная музыка Слайды № 28,29 Рефлексия Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них: ? Слайд №30 Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни. Сообщение домашнего задания вариативного типа. «Золотые купола». Домашнее задание: Слайды № 32 –40 Использование минусовки. Запись в дневник, тетрадь. Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное « послесловие». Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Слайд № 41 Выход из класса: « Херувимская» П. Чеснокова. Ход урока: Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни. Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А. Пушкин « О России петь, что стремиться в храм…» С. Есенин (Слайд № 2) Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4). Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева. Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки). Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых? Ответы учащихся по результатам домашнего задания: Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные . (Слайды № 5,6) Учитель: Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12) (Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым? Ученик (адресное задание): Пред иконой стою вновь и вновь, Предуказан тебе, в высь – крутой Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру. Ученик (адресное задание): . Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19). Верою Русской свободна, (исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке). Учитель: Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры. Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам Вопрос учителя:
Учащиеся: Это музыка, которая звучит во время богослужения. Учитель: Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых. (Рассказы учащихся –(Слайд № 24 ) Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры). Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”. Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон». (Слайд № 28). Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29) Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.
Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений. Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия. Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ). Конда́к - жанр . искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости). Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему? В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной. Учитель: Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них: Есть ли инструментальное сопровождение? Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30) Вопрос учителя:
Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода. Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю. Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40) ( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения). Итоговые вопросы учителя: Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним: Какую музыку называют духовной? Какие виды духовной музыки вы знаете? Чем отличается церковная музыка от музыки концертной? Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41). Домашнее задание: «Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка. Выход из класса: « Херувимская» П. Чеснокова. Литература 1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, |
Читайте: |
---|
Популярное:
Гороскоп для овна на десятое октября |
Новое
- Чем занимается отдел взыскания задолженности банка?
- Что делать если вызвали судебному приставу
- Прежде, чем решать задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур, напомню, что… Как можно найти периметр и площадь прямоугольника
- К чему снится сена. Магия чисел. К чему снится сено по данным сонников
- Сонник вода речная. К чему снится река? Сонник: река. Огромную роль играет и пол спящего
- Провалиться под землю по соннику
- Числа: к чему снится сон
- К чему снятся дети - толкование сна
- Егэ расписание и даты результатов
- Теория по обществознанию