Главная - Светильники
Знаменитые земляки рязанской области. Куликовская битва Главный подвиг князя олега рязанского

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом князя Олега был святой благоверный князь Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителя¬ми. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олга Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Еще рельефнее обозначился межгосударственный союз Олега Рязанского и св. Димитрия Московского в их отношениях с татарами. Никоновская летопись повествует, что в «1373 году пришли Татары из Орды от Мамая на Рязанского князя Олега Ивановича города его пожгли, множество людей побили и с большим полоном воротились во свояси». Св. Димитрий Иванович Московский с братом Владимиром Андреевичем Серпуховским собрали «всю силу княжениа великаго» и поторопились на помощь рязанцам, но опоздали. Антиордынская направленность звучит во многих договорных грамотах русских князей. Так в договоре 1375г. со св. Михаилом Тверским, где Олег Рязанский назван в числе союзников Москвы, один из главных пунктов гласил: «А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одиного всем прошву их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одиного пойти на них».

Осенью 1377 г. полчища Арапши (Араб-шаха) ворвались в пределы Рязанского княжества разорив его столицу - Переяславль. Захваченный врасплох этим внезапным нападением и плененный, князь Олег, однако, не потерял самообладания и, по свидетельству Софийской летописи, «из рук убежаша изстрелян».

На следующее лето хан Мамай отправил на Русь мурзу Бегича с большой ратью. Бегич. пройдя далеко вглубь Рязанской земли, остановился у реки Вожи. правом притоке Оки. Рязанцы своевременно предупреждали св. Димитрия обо всех передвижениях Бегича. Св. блгв. князю Димитрию оставалось очень мало времени для сбора ополчения, но Олег Рязанский и его зять - князь Пронский - явились по первому зову Московского князя и встали на реке Вожже. Сражение произошло 11 августа 1378 г. на берегах этой рязанской реки, в 15 верстах от Переяславля Рязанского. Бегич был наголову разбит Московско-рязанским ополчением. Выигранная союзниками битва была предвестницей Куликовской победы.

Мамай, собрав остатки разбитых войск, двинул полки на Москву. Но на его пути - на Оке - стояли воины св. Димитрия, а с ними дружины Рязанского и Пронского князей. Защищая Москву и переправы через Оку, князь Олег Рязанский тем самым оставил беззащитной свою землю. Тогда Мамай и отомстил князю Олегу Рязанскому: осенью 1378 г. нечестивые пожгли Переяславль, Дубок и другие рязанские города, многие села, взяли большой полон, «вся земля бысть пуста и огнем сожжена».

Мамай вознамерился напомнить Руси нашествие хана Батыя, отовсюду собирая огромные силы, посылая в соседние страны нанимать дружины армян, генуэзцев, черкесов, ясов и других народов. А литовский князь Ягайло, - как отметил средневековый писатель А. Кранц, - попытался вероломно воспользоваться обстанов¬кой.

Св. кн. Димитрий начал подготовку к решительному сражению с татарами. К нему стекались дружины из примыкающих к Москве княжеств.

Летом 1380 г. Орда переправилась на правый берег Волги и перекочевала к устью реки Воронежа, а затем в Рязанские пределы. Русские рати вышли навстречу. Войско св. блгв. кн. Димитрия беспрепятственно прошло через Рязанскую землю и достигло берегов Дона.

Стратегия и тактика великого рязанского князя, стремящегося достигнуть наилучших результа-тов с наименьшими для княжества потерями, была глубоко продуманной. Он во время переговоров с Мамаем и Ягайло о совместных действиях узнал их планы, и, как пишет Б.А. Рыбаков, сообщил о них блгв. кн. Димитримю. Академик Б.А. Рыбаков в статье «Куликовская битва» отметил: «Важную весть, какую не могла сообщить степная русская разведка, передал Дмитрию рязанский князь Олег Иванович… его письмо Дмитрию содержало важные и правдивые сведения, определившие весь стратегический расчет московских полководцев. Оказалось, что у Москвы не один явный враг, о котором доносят пограничные разъезды, а два врага. Второй - Ягайло - пробирается по своим землям с запада и вот-вот вольет свои войска в полчища Мамая»,

К полю битвы дружины во главе с Владимиром Серпуховским двигались, не торопясь, они прикрывали правый фланг войск св. блгв. князя Димитрия от Ягайлы, двигаясь параллельно его движению. С левого фланга войска не были прикрыты, так как охранять их не требовалось. С этой стороны стояли войска кн. Олега Рязанского.

Л.Н. Гумилев отметил, что, не преуменьшая героизма русских на Куликовом поле, немаловаж-ным фактором победы оказалось отсутствие в битве 80-тысячного литовского войска Ягайлы, который опоздал всего на один дневной переход - и не случайно. По договору вступить в сражение он был обязан только при условии соединения с войсками Олега Ивановича. А Олег не стронул с места свои войска. Он «…прииде на рубеж Литовьскый, и ту став, и рече бояром своим: «Аз хощу зде ждати вести, как князь велики пройдет мою землю и приидет в свою отчину, и яз тогда возвращуся во свояси». Он загораживал левый фланг московского войска и стоял на пути Ягайлы к Москве.

Особое значение для нас имеет известие летописца о раскаянии Ягайла в том, что он доверился Олег)’ и позволил себя обмануть: «Никогда же убо бываше Литва от Рязани учима… ныне же почто аз в безумие впадох», - приводит слова Ягайла Никоновская летопись. Ягайло правильно все понял, он увидел, что обманут, и, по словам Никоновской летописи, «побежа назад, никимже гоним».

Средневековый автор А. Кранц писал о нападениях на возвращавшиеся московские войска литовцев. Воины князя Ягайло напали на русские обозы и перерезали раненых. Литовский князь Кейстут, возмущенный этой расправой, отстранил Ягайло от престола.

Кроме летописных записей, памятником, близким по времени возникновения к событиям, является «За-донщина» Софония Рязанца. В ней в перечне убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!) - много больше, чем от любого другого города.

Результатом союзнических отношений в эпоху Куликовской битвы стала «Договорная Грамота (1381 г.) Великаго Князя Рязанскаго Олега Ивановича с Великим Князем Димитрием Иоанновичем и братом его Князем Володимером Андреевичем: о бытии им в дружбе и согласии; о управлении всякому своими землями, по старым грамотам и рубежам; о незаключении ни с кем мира, а паче с Литвою и Татарами, без общаго согласия; о взаимном вспоможении противу общих их неприятелей…».

В 1382 г. на Русь пришел хан Тохтамыш. После разорения Москвы он «огнем пожже» и Рязанскую зем¬лю. Летописи повествуют: «на ту же осень (т.е. в 1382 г.) князь великий Дмитреи Ивановичь посла свою рать на князя Олга Рязаньскаго. Князь же Олег Рязанскыи не в мнозе дружине утече, а землю всю и до остатка взяша, и огнем пожгоша и пусту сътвориша, пуще ему стало и Татарьскои рати». Борьба велась между Рязанью и Москвой с 1382 по 1385 г., и Москва терпела одно поражение за другим. Под 1385 г. летописи говорят о захвате великим князем Олегом Коломны - рязанского города, перешедшего к Москве после 1301 г.

Распря между св. Димитрием Московским и Олегом Рязанским, окончившаяся поражением св. блгв. кн. Димитрия, вынудила Москву просить о мире. Олег Иванович вначале не соглашался, требовал больших уступок. Тогда св. Димитрий Донской решил отправить к Олегу Ивановичу посольство с мольбой о мире во главе с прп. Сергием Радонежским. Преподобный Сергий долго беседовал с князем о пользе душевной, о мире и о любви и «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчил Олега Ивановича. Умиленный душой, Олег Рязанский «взял с князем (Димитрием) мир вечный». И с этих пор князья имели между собою «великую любовь». В 1386 г. этот мир был скреплен браком сына вел. кн. Олега Рязанского Феодора с Софией, дочерью св.блгв. кн. Димитрия Донского. Как пишет российский историк Д.И. Иловайский: «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками».

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского - Юрия Святославича, пронского - Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов - отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Инок Иона часто пребывал в Солотчинской обители и трудился как простой послушник, усердно подвизаясь о своем спасении и благоугождении Богу, украшая себя плодами Духа Святого. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно носил под монашеским облачением.

Жалованные грамоты князя Олега Рязанского свидетельствуют о построении им на Рязанской земле многих церквей и монастырей.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смер¬тью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

С.Д. Яхонтов в своем докладе, посвященном 500-летию преставления кн. Олега Ивановича, подчеркнул, что «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

по материалам книги: Игумен Серафим (Питерский), монахиня Мелетия (Панкова) «Великий князь Олег Иванович Рязанский»

Олег Иванович Рязанский (в крещении Иаков, в схиме Иоаким) (ум. в 1402 году) - великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.

Олег Иванович является ярким представителем династии рязанских князей. Период правления его отца летописи обходят молчанием (если, конечно, считать его отцом Ивана Александровича), поэтому трудно сказать, в каких условиях формировался его характер. Олегу было не более 15 лет, когда он занял рязанский великокняжеский стол. Однако у него были умные и преданные советники, которые позволили не только сохранить тишину в Рязанском княжестве, но и расширить его владения. В 1353 г., когда черная смерть опустошала Северо-Восточную Русь, там на некоторое время началось безвластие. Князь Семён Гордый скоропостижно скончался, и его наследники поспешили в Орду рядиться о наследстве. Воспользовавшись моментом (Рязанщину эпидемия не затронула), рязанские полки захватили Лопасню, пленив тамошнего наместника Михаила Александровича. Миролюбивый Иван Красный, воротившись из Орды, не стал начинать войны из-за Лопасни и оставил Рязанцев в покое. Иван Иванович восполнил потерю, захватив другие рязанские земли, а за наместника отдал богатый выкуп.

В последующие годы Рязанское княжество начало оправляться от череды татарских набегов и внутренних неурядиц. Помешать этому процессу не смогли даже татарский набег 1358 г. и новое появление чумы в 1364 г. На следующий год на Переяславль напал ордынец Тагай, сжегший город и разграбивший ближайшие волости, но Олег с Владимиром Пронским и Титом Козельским нагнали его под Шишевским лесом и отбили всю добычу.

В 1371 г. был нарушен долгий мир между Москвой и Рязанью. По неизвестной причине Дмитрий Донской двинул на Рязань полки под командованием Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. В битве у Скорнищева, недалеко от Переяславля, рязанцы были разбиты, а Олег с малой дружиной едва убежал. Судя по всему, к тому времени было нарушено и согласие между рязанскими и пронскими князьями. Рязанский стол тут же занял пронский князь Владимир Ярославич (возможно он и был инициатором похода Дмитрия Донского), но его торжество было непродолжительно. На следующий год Олег привел дружину татарского мурзы Салахмира и изгнал Владимира из своего княжества. Дмитрий Донской на этот раз вмешиваться не стал. Возможно он решил, что Олег Рязанский для него будет полезнее в качестве союзника для защиты юго-восточных рубежей Московского государства. И действительно, в течение следующих семи лет московский и рязанский великие князья жили в мире.

В 1377 г. татары Мамая разорили Рязанщину – Дмитрий не успел прийти на помощь соседу. В 1375 г. царевич Арапша захватил Переяславль. Олег, застигнутый врасплох, едва успел спастись, весь израненный татарскими стрелами. На следующий год Мамай отправил на Москву мурзу Бегича. 11 августа 1378 г. произошла знаменитая битва на реке Воже, недалеко от Переяславля, когда московские полки разбили татар. Однако Олег не принимал участия в сражении. Разъяренный Мамай обрушил свой гнев на Рязань. Олег оказался не готов к обороне и бежал на левый берег Оки, позволив татарам разорять свои владения.Наконец летом 1380 г. Орда, к которой присоединились многие другие народы, переправилась через Волгу и перекочевала к устью Воронежа. Дмитрий Донской, узнав об опасности, начал собирать полки.

Олег предложил Мамаю свою помощь. Летописцы Северо-Восточной Руси, а вслед за ними и историки, традиционно клеймили Олега как предателя. Однако Рязань, находившаяся на окраине Руси, на границе со степью, всегда больше других страдала от татарских набегов, особенно в последние годы. Если бы Олег сейчас открыто встал на сторону Дмитрия, то Рязанскому княжеству наверняка вновь пришлось бы несладко. Принимая непростое решение, Олег руководствовался прежде всего интересами своего княжества. Однако рязанский князь оказался не полностью лишен общерусского патриотизма, а потому принял непростое решение, потребовавшее от него хитрости и дипломатической ловкости.

Олег тайно затеял переговоры с Мамаем, обещая заплатить тому традиционный выход и дать войска, а также заключил союз с Ягайлой, но вместе с тем послал в Москву предупредить о подходе татар. Дмитрий узнал об измене Олега уже в пути. Он изменил маршрут следования своего войска, чтобы обойти Рязанское княжество, но своему сторожевому полку, оставленному возле Лопасни запретил чинить насилие местным жителям, то есть не стал провоцировать Олега на агрессию. Олег тем временем плел интриги, обещая помощь и Мамаю, и Ягайле. А в итоге рязанские полки не пришли ни на Куликово поле, где их ждал Мамай, ни к Одоеву, где их дожидался Ягайло.

Исход Куликовской битвы известен: татары были разбиты. Но для нас более интересен результат, достигнутый Олегом для своего княжества: рязанские земли не тронуты, дружина цела, а могущественный сосед разгромлен. После Куликовской битвы, правда, имел место один неприятный эпизод, когда рязанцы напали на обоз войска, возвращавшегося к Москве, в котором находились раненые, и разграбили его. Дмитрий вроде бы собрался мстить, но рязанцы послали к нему своих бояр, сообщивших, что Олег бежал на Литовскую границу, и упросили оставить их в покое. Дмитрий согласился, послав в Рязань своих наместников. Однако Олег вскоре вернулся и в 1381 г. заключил с Дмитрием унизительный для Рязани договор, по которому признавал московского князя старшим над собой, уступал Москве Талицу, Выползов и Такасов, отступался от крестного целования с Ягайлой и вообще обязывался действовать заодно с московским князем как против литовцев, так и против татар.

В 1382 г. татары предприняли очередной поход на Русь под предводительством Тохтамыша, и Олег вновь оказался меж двух огней. Он снова предложил татарам свою помощь и указал броды на Оке, но это не спасло его. Татары на обратном пути разорили Рязанщину, а затем еще и Дмитрий Донской наказал предателя. Обиженный Олег в 1385 г. напал на Коломну. Дмитрий вновь было послал на Рязань рать, но на этот раз московское войско было разбито. Не желая тратиться на борьбу с южным соседом Дмитрий запросил мира, но Олег не соглашался на его условия. Лишь в 1386 г. благодаря стараниям Сергия Радонежского мир был заключен, а на следующий год скреплен родственными узами: Рязанский княжич Фёдор Ольгович женился на московской княжне Софье Дмитриевне. С тех пор ссор между московским и рязанским князьями больше не было.

Татары продолжали беспокоить Рязань. Олег отправил в Орду заложником сына своего Родослава, но тот в 1387 г. бежал оттуда; следствием этого бегства было нашествие татар на Рязань и Любутск, во время которого сам Олег едва не попал в плен. Татары совершили три успешных набега в 1388 – 1390 гг., а в 1394 и 1400 гг. Олег дал им достойный отпор. Последний раз татары побеспокоили Олега в 1402 г., но тогда престарелый князь уже не оказал им сопротивления.

После Куликовской битвы отношения Олега с Литвой стали откровенно враждебными. В 1396 г. Олег принял у себя зятя Юрия Святославича, изгнанного из Смоленска литовцами. Олег дважды ходил на литовский город Любутск, а Витовт в ответ дважды разорял Рязанскую землю. В 1401 г., вняв просьбам Юрия, Олег снарядил поход на Смоленск. Сторонники Юрия среди смолян взяли верх. Они убили литовского наместника и впустили своего бывшего князя. На обратном пути Олег вновь повоевал приграничные литовские земли и воротился с богатым полоном.

В отношении с другими, более мелкими соседними князьями – Пронскими, Муромскими, Елецкими, Козельскими – Олег Иванович выступал в качестве старшего. В летописях много упоминания о том, как соседние князья выступали в качестве его подручных.

Олег много сделал как устроитель и защитник Рязани, благодаря чему завоевал любовь и уважение рязанцев. Недаром жители Рязани считают, что князь, изображенный на гербе города, это никто иной как Олег Иванович.

Олег Иванович Рязанский скончался 5 июля 1402 г., приняв перед смертью схиму под именем Иоакима, и был погребен в основанной им Солотчинской обители близ Переяславля.

Оценка деятельности

У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским - основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.

Герб Рязани

«В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленыя, обложенная соболями» (Винклер, с. 131). Согласно рязанским преданиям, на гербе изображен сам великий князь Олег Иванович Рязанский.


18 июня -день памяти князя Олега Рязанского. В 2017 году эта дата совпала с празднованием Недели всех святых, в земле Российской просиявших. В Солотчинском Рождества Богородицы монастыре праздничную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении епископа Касимовского и Сасовского Дионисия и духовенства митрополии.

Почему князь Олег остается одним из самых известных правителей Рязанского княжества? Что это был за человек и почему его почитают поколения рязанцев? Об этом рассказал после богослужения в Солотчинском монастыре владыка Дионисий.

Дорогие братья и сестры! Я думаю, вы знаете, кому мы сегодня молимся и кого прославляем. Однако, полагаю, что далеко не все знают, почему имя князя Олега осталось на столетия в памяти жителей рязанской земли.

Это действительно уникальный случай, когда имя князя, правившего этой землей в 14 веке, сохранялось даже в советские времена. Мало кто из рязанцев не слышал имени Олега Рязанского. Что же стало причиной такой памяти о нем в народе, в Церкви? Почему даже неверующие и безбожники, хотя и осуждали в свое время его в предательстве общерусских интересов, все равно были вынуждены о нем помнить?

Господь хранит память святых. И, конечно, причина этой памяти не в том, что князь Олег был блестящим правителем своей земли… Таких было много в то время. Князья заботились о народе, после очередных татарских набегов старались восстановить народную жизнь. В этом плане Олег Рязанский был одним из многих. Так что не за государственную деятельность помнят его рязанцы.

Он с детства был вынужден взять в руки меч. Ведь Рязань была открыта набегам татар, рядом было дикое поле, из которого неожиданно появлялась орда и нещадно превращала в пепел все плоды трудов, которые несли жившие на рязанской земле люди. Именно поэтому на Рязанщине практически нет храмов каменных старше 17-го или конца 16-го века. Здесь было просто невозможно строить ничего из камня, потому что буквально каждые пять лет все разрушалось от рук иноземцев.

Князь Олег с самой юности своей был свидетелем этих постоянных трагедий. Конечно, после очередного опустошительного набега все вновь приводили в порядок. Но эта постоянная зависимость от орды, постоянный страх, который испытывали русские люди, не мог не наложить отпечатка на характер будущего правителя Рязанского княжества.

Говорят, что он был человеком суровым, очень молчаливым, иногда жестоким, и даже гордым и заносчивым. Конечно, вел он себя как самостоятельный владыка, тем более, что род рязанских князей шел от очень дальней ветви Рюриковичей (хотя все князья в то время были, в общем-то, родственниками). Рязанских князей остальные князья русские воспринимали почти как чужаков. Князь Олег Иванович почти ни с кем не общался, заключая только военные союзы или перемирия. И, конечно, его главным противником была Москва, которая в то время стремительно развивалась и становилась центром собирания русских земель.

Хотя надо сказать, что этот процесс во всей своей глубине видели только глаза святых: святителя Алексия Московского, преподобного Сергия Радонежского. В глазах остальных стремление московских князей объединить вокруг себя земли было всего лишь свидетельством их жадности. Московских князей считали выскочками и задавались вопросом: а почему не Тверь, не Новгород, не Рязань должны стать в центре Русской земли?

Так думал и князь Олег. И вот, когда пришло страшное время, когда после долгого перерыва татарский темник Мамай, став ханом, решил покарать свободолюбивые русские княжества и отправился в набег, целью которого была Москва, князь Олег не пришел на Куликово поле, а наоборот, как говорят, якобы заключил с Мамаем и с литовским князем Ягайло союз. Это потом будет поставлено ему в вину советскими историками.

Но что же произошло на самом деле? А на самом деле мы видим из самого поведения князя Димитрия, что не было этого союза. Князь Олег, хотя и воспринимал князя Димитрия как врага, но знал, что ордынцы и литовцы - враги еще более страшные. И когда князь Димитрий вместе со своим войском проходил на Куликово поле рязанскими землями, он отдал приказ – ни одной рязанской деревни не трогать, ни одному рязанцу не повредить. Московский князь не оставил у себя в тылу особой дружины. Потому что он знал: князь Олег в спину ему не ударит.

Мамай не встретился с князем Ягайло, потому что так устроил князь Олег Иванович, и татары остались одни перед объединенным русским войском. Куликово поле стало свидетелем великой нравственной победы нашего народа над захватчиками! Но после этого вражда Москвы и Рязани не прекратилась. Князь Димитрий сильно переживал из-за этого. И в первую очередь, он переживал за вот этого гордого, замкнутого, нелюдимого человека, которого он, видно, понимал своим сердцем. Но он понимал при этом, что никакие слова из его уст или уст самых искусных московских дипломатов тут не помогут. Поэтому он обратился к преподобному Сергию. Тот пешком из своей лавры пришел в Рязань. Он остановился на границе Переяславля, где потом будет основан монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. А на следующее утро преподобный пошел в Кремль, где беседовал с князем Олегом.

Летопись передает лишь основные моменты этой беседы. Но на самом деле никто, кроме Бога и их двоих, не знает, о чем говорили уже состоявшийся святой и святой будущий. Мы знаем только, что после этой беседы князь Олег не просто изменил свою политику по отношению к Москве, но изменился сам. Он заключил вечный мир с Москвой. Тогда вечный мир обычно длился год или полтора. Этот же вечный мир оказался по-настоящему вечным. Никогда больше рязанские князья не поднимали меч против Москвы. Князь Олег благословил брак своего сына Федора с дочерью князя Димитрия. И это тоже было непростое дело, потому что, как мы с вами уже говорили, род рязанских князей был очень далек Рюриковичам. Теперь же он вошел в семью князей русских по-настоящему.

Но самое главное изменение произошло с его сердцем. Люди стали обращать внимание, что князь, прежде гордый, жестокий, умевший говорить очень нелицеприятные и грубые вещи в лицо, стал мягче, больше молчал, учился прощать. И наказывал только тогда, когда не было уже другого выхода.

А потом, как-то охотясь, он проезжал этими (где располагается Солотчинский монастырь) местами и встретил двух подвижников, Василия и Ефимия, с которыми решил основать здесь святую обитель, посвятив ее Рождеству Пресвятой Богородицы. Нам сейчас непонятно, почему князь Олег выбрал именно этот праздник. А тогда, через десять лет после Куликовской битвы, люди понимали это очень ясно. Дело в том, что победа на Куликовом поле была одержана в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И таким образом князь Олег и для себя, и для людей увековечил этот день. О чем он думал, о чем молился, в чем каялся, знает только Бог. Но он часто стал бывать в основанной им обители, подолгу в ней оставался. Окружающие люди видели, что князь практически не снимает с себя своей кольчуги, иногда даже спит в ней. Бразды правления княжеством при этом он постепенно передавал своему сыну Федору, делая это по-отечески, без обиды или зависти по отношению к молодому княжичу.

И никто не знал, что уже в это время князь Олег под кольчугой носит монашеский параман. Он тайно уже был пострижен в мантию с именем Иона. Это открылось только тогда, когда к нему стала подступать смерть. В Солотчинском монастыре он открыл свой постриг и был пострижен в великую схиму с именем Иоаким. Здесь он был похоронен, и здесь, по милости Божией, его благоухающая честная глава пребывает и сейчас.

Так за что же любят русские люди князя Олега, за что помнят его рязанцы – за государственный подвиг, за политический жест в сторону Москвы? Конечно нет! За его нравственный подвиг, за его духовые усилия, которые он предпринял над собой. Он наступил на свою гордость, он смирился, он глубоко понял, что для того, чтобы прекратить на Руси кровавые междоусобицы, нужно не собрать самое большое богатство и самое большое войско, а нужно проявить смирение и помолиться Богу о единстве страны.

И самым заметным был главный его духовный подвиг – превращение из гордого, заносчивого и властного человека в кроткого, доброго, смиренного, но очень сильного правителя своего удела, своего отечества. Вот за это любит его народ. Потому что каждый из нас хочет, чтобы и с нами случилось такое преображение. Чтобы мы облеклись силой Божьей и смогли наступить на свои страсти, ощутить радость и облегчение, которые чувствует человек, освободившийся от своих страстей. Уже после того, как он был похоронен, люди стали поклоняться его кольчуге, которую он не снимал весь остаток жизни, нося фактически как вериги. Кольчуга возлагалась на больных и эти страждующие, страдающие люди получали исцеление. Так Господь прославил своего угодника.

И мы, жители Рязанской земли, счастливы, что имеем такого заступника перед Богом!

Олег Рязанский, благоверный князь. Слово о его житии и Мощах

Олег Иванович Рязанский родился в 1338 г. и в Святом Крещении получил имя Иаков. Трижды прадедом кн. Олега был св. блгв. кн. Роман Рязанский, страстотерпец.

В 1350 г., когда Олегу было 12 лет, он унаследовал Рязанский княжеский стол. Пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с тысяцким. Окружение юного князя оберегало его, взращивало в нем благотворные ростки Православной Веры и чувства христианской любви к Родине, воспитывало в готовности к «бережению» родной земли от врагов.

Господь уготовал на долю Олега Рязанского великие испытания. Время его княжения было сложным и противоречивым. Рязанское княжество было пограничной русской землей между Диким Полем и другими русскими княжествами, поэтому первым принимало на себя удары степняков. При кн. Олеге было двенадцать татарских набегов. Не было мира и среди русских князей: продолжались междоусобицы. Под 1353 г., когда князю Олегу было всего 15 лет, в летописях приводится сообщение о завоевании им у Москвы Лопасни.

В 1365 г. на Рязанские земли внезапно напали татары во главе с Тагаем. Они сожгли Переяславль Рязанский и, ограбив ближайшие волости, возвращались в пределы мордвы. Князь Олег, собрав войска, верный православному долгу защиты Отечества, спешно выступил за Тагаем, повторяя подвиг Евпатия Коловрата. «Под Шишевским лесом на Воине» «побиша князи рязанстии татар» и вернулись в Переяславль победителями. Это была первая крупная победа русских над ордынцами.

В связи с «литовщиной», в летописях отмечается, что в 1370 г. на помощь осажденным в Москве «приспе князь Володимер Дмитриевичь Проньскый, а с ним рать рязанская». В Никоновской и Симеоновской летописях уточняется, что с пронским князем была «рать великого князя Олега Ивановича Рязанскаго».

После этого у князя Олега возникла какая-то тяжба со своим зятем, пронским князем Владимиром. Пронский князь обратился за помощью к Москве, и на Рязань была послана московская рать. 14 декабря 1371 г. Олег Рязанский потерпел поражение под Скорнищевым близ Переяславля (ныне Канищево, один из микрорайонов г. Рязани). Но уже летом 1372 г. св. Димитрий рассматривал Олега Рязанского и Владимира Пронского как союзных князей. Сообща они подписали перемирие с литовским князем Ольгердом. В продолжение восьми лет между князьями не нарушались дружеские отношения, основанные на взаимной помощи и доверии. Это подтверждает и Договорная грамота 1375 г. между св. Димитрием Ивановичем и св. Михаилом Тверским. Она признает великого князя Олега Рязанского третейским судьей в спорных делах между Москвой и Тверью. Такое доверие великие князья оказали Олегу Ивановичу, отдав должное его нравственным добродетелям и богооткровенной мудрости.

Олег Иванович, заботливый семьянин, вырастил и воспитал двух сыновей и четырех дочерей. Первой его женой, по преданию, была татарская царевна. После ее смерти супругой князя стала Евфросиния Ольгердовна Литовская. Историки, опираясь на документальные свидетельства, единодушно отмечают любовь Олега Рязанского к супруге Евфросинии, с которой рука об руку он прошел весь земной путь, и к детям. Великий рязанский князь был щедр и к своим зятьям, среди которых летописи указывают князя Василия Друцкого, козельского князя Ивана Титовича, смоленского - Юрия Святославича, пронского - Владимира Дмитриевича.

Посещение преподобного Сергия имело глубокое влияние на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он полюбил пребывание в монастырях и монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и супруга его Ефросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух живших там монахов - отшельников Василия и Евфимия Солотчинских, поразивших князя своей духовной высотой. Возможно, в память этой встречи князь Олег заложил на этом месте обитель. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же епископ Рязанский и Муромский Феогност постриг Олега Ивановича в монашество с именем Ионы.

Олег Рязанский, став монахом, не оставлял светского, княжеского сана, продолжая нести крест князя-воина, имел горячее попечение об интересах земли и народа, данных ему Господом. В договорных грамотах конца XIV века впервые приводятся названия многих рязанских городов, что указывает на активную созидательную деятельность князя. Обширное строительство, конечно, велось, в первую очередь, в Переяславле Рязанском, ставшем при князе Олеге столицей княжества.

В девяностые годы XIV в. великий рязанский князь Олег Иванович по силе стал равен самым могущественным князьям Руси. Он расширил и укрепил границы княжества, возвратил земли, захваченные литовским князем Витовтом, в 1400 г. отвоевал у литовцев Смоленск, куда посадил на княжеский стол своего зятя Юрия Святославича.

Великий рязанский князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 г. в возрасте 65 лет. Перед смертью принял схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинском монастыре. После закрытия монастыря, в 1923 г., честные останки князя Олега Рязанского были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. честные останки Олега Ивановича были переданы в Свято-Иоанно-Богословский монастырь. 22 июня 2001 г. они были перенесены в Солотчинскую обитель. С этого дня наблюдалось мироточение и благоухание от честной главы князя Олега Рязанского.

На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитался как святой. Многие страждущие притекали к мощам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя Олега пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и «падучей» (т.е. эпилепсии).

Рязанцы хранят в своем сердце дорогое имя кн. Олега Ивановича. После 1626 г. на эмблеме Рязанской земли впервые появилась фигура князя-воина. Народное сознание сразу связало это изображение с именем Олега Рязанского.

(Игумен Серафим (Питерский),монахиня Мелетия (Панкова))

Благодаря дипломатическому искусству Олега Ивановича Рязанское княжество смогло не только выжить, но и сохранить свою самостоятельность. На службу к нему шли самые разные люди. Это были и служилые московские бояре, и ордынцы, и остатки половцев. Некоторые потомки половецких ханов стали родоначальниками дворянских фамилии, например, Кобяковы.

Юному князю досталось тяжелое наследство. Уже сто лет с лишним Русь находилась под монголо-татарским игом. С восточной стороны по ее землям время от времени проносились татары, разорявшие города и села и уводившие в плен огромное количество людей. Однако в середине XIV века, в период феодальной раздробленности Золотой Орды, ее позиции, в том числе и в отношениях с Русью, стали ослабевать.

Набравшее силу Московское княжество в годы правления Дмитрия Ивановича (1359-1389) начинает претендовать на роль центра объединения русских земель. На ту же роль претендовало и Великое княжество Литовское, образовавшееся в то время, когда русские князья отстаивали свою землю от монголов. Князь Миндовг, к 1340-м годам объединив литовские земли, начал экспансию на юг и юго-восток, где проживало славянское население. Ресурсы у Литвы были невелики, но территория Руси в условиях феодальной раздробленности была для нее привлекательной и доступной целью.

Ставший в начале XIV века во главе Великого княжества Литовского Гедимин (1316-1341) подчинил себе западные и южные русские земли: Полоцк, Брест, Витебск, Минск, Турово-Пинскую землю, Волынь. В результате Великое княжество Литовское начинает приобретать черты скорее литовско-русского государства, чем литовского. При сыне Гедимина Ольгерде (1345 -1377) в Литовское княжество вошли Киевская, Переяславская, Чернигово-Северская и часть Смоленской земель.

Политика Ольгерда существенно отличалась от политики его отца. Если Гедимин был больше «русским», нежели «литовским» князем, то Ольгерд - более «литовским», а претензии его на владение русскими землями предполагали привилегии для собственно литовской знати. Орда использовала противоречия между населяющими Литву народами, в частности, требуя дань лишь с традиционно русских территорий, ставя их, таким образом, как бы на нижнюю ступень в составе Великого княжества Литовского.

В Литве ко времени вокняжения Ольгерда утвердилось православие, так как она в основном состояла из православных русских жителей, а русский язык стал государственным языком Литовского княжества. Сам Ольгерд до конца своих дней оставался язычником, но его сыновья, активно участвовавшие в политической жизни и Литвы, И Руси, в большинстве своем были православными христианами.

В XIV веке в Литве считали, что она является единственной законной наследницей Киевской Руси. Эта позиция была четко выражена князем Ольгердом, который в 1358 году заявил: «Вся Русь должна принадлежать Литве». А московские князья, будучи прямыми потомками киевских князей, считали, что западные и юго-западные земли бывшего Древнерусского государства принадлежат им.

В результате противостояние двух центров собирания русских земель - Москвы и Литвы - стало нарастать. Это вылилось в усиление давления на Рязанское княжество, в том числе и со стороны Золотой Орды. Рязанское княжество как бы оказалось между молотом и наковальней. Олег Иванович, противодействуя тройному давлению, добивался усиления Рязанского княжества за счет подчинения пограничных с Рязанью княжеств - Муромского, Пронского, Козельского, Он проводил достаточно гибкую политику, сочетавшую твердость с готовностью к компромиссу, стремление уклониться от прямого столкновения с противником в невыгодных для Рязани условиях. Но не всегда это удавалось.

Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Руси монголо-татарским нашествием, усиливало на нее нажим. При этом литовские князья часто действовали в союзе с Ордой. Непростые взаимоотношения Руси, Орды и Литвы еще более осложнялись политикой Константинополя, который продолжал утверждать на Руси митрополитов, а русская митрополия продолжала оставаться частью Константинопольского патриархата. Константинопольская патриархия, недовольная претензиями Москвы, поддерживала отнюдь не православные структуры. Так складывается неафишируемый блок «Константинополь - Вильна - Орда Мамая».

Противодействуя давлению Московского княжества, Рязанское княжество оказывало ему сопротивление. Так, дружина рязанского князя Олега захватила город Лопасню (близ современного города Чехов Московской области) и взяла в плен московского наместника. В то же время Рязанское княжество неоднократно выступало на стороне Москвы, помогая московским князьям отражать набеги литовцев. В частности, такую помощь рязанское и пронское войско оказало Москве в 1370 году, когда ее осадил литовский князь Ольгерд. В результате Ольгерд был вынужден отказаться от своих планов и после заключения перемирия отвел свои войска от Москвы.

Совместная борьба сближала Московское и Рязанское княжества, но соперничество между ними все же продолжалось. В 1371 году, когда вспыхнула борьба между Олегом Ивановичем и пронским удельным князем Владимиром Дмитриевичем, московский князь вмешался в эту распрю, выступив на стороне пронского князя. Он направил на помощь удельному пронскому князю отряд во главе с будущим героем Куликовской битвы Дмитрием Боброком. В декабре 1371 года в местечке Скорнищево (современное Канищево) произошло сражение. Олег Иванович потерпел поражение и вынужден был бежать из города.

Победители посадили на рязанский стол Владимира Дмитриевича Пронского. Олег Иванович обратился за помощью к Орде. Ему на помощь пришел татарский отряд под командованием мурзы Салахмира, который помог Олегу Ивановичу вернуть рязанский стол. Вскоре после этого Салахмир перешел на службу к великому князю Рязанскому, принял православие с именем Ивана Мирославича, женился на сестре Олега Ивановича и стал влиятельным рязанским боярином.

Между Москвой и Рязанью был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязывались помогать друг другу в случае опасности и мирно устранять разногласия. Этот договор вызвал недовольство татар, и в 1373 году, напав на рязанские земли, они основательно их разорили. А в 1377 году нападение совершил царевич Арапша (Араб-шах), который разграбил и сжег Переяславль-Рязанский. Как при первом, так и при втором нападении татар Москва в нарушение договора помощи Рязани не оказала. Все это было следствием феодальной раздробленности, когда каждый был сам за себя.

Постепенно в русских землях все же формируется желание объединить усилия и покончить с монголо-татарским игом. С 1373 года московский князь Дмитрий Иванович перестал выполнять указы хана и прекратил выплату дани. Многие русские князья оценили это положительно.

В то время как Русь поднималась с колен, Орда слабела. Раздираемая междоусобицами, она раскололась на две враждующие части, границей между которыми являлась Волга. Но если в левобережной части усобицы не прекращались, то в правобережной удалось навести определенный порядок благодаря выдвинувшейся фигуре темника Мамая. Однако в полной мере получить власть Мамаю не удалось, так как он не был чингизидом, а по традиции ханский престол мог занять только потомок Чингисхана. Поэтому ему надо было показать, кто в Орде хозяин, и начать решил он с восстановления господства Орды над Русью. Поводом для этого послужил отказ Московского княжества выполнять ханские указы и выплачивать Орде дань. Летом 1378 года Мамай отправил на Москву войско темника Бегича.

Мурза Бегич знал о сложных отношениях Москвы и Рязани и надеялся, что Рязань займет, по крайней мере, нейтральную позицию, поэтому присоединение рязанского войска к московскому оказалось для него полной неожиданностью.

Объединенное московско-рязанское войско встретило противника на берегу Вожи, притока Оки, длиной 103 километра. Название реки происходит от угро-финского слова «вож», что означает «приток» или «исток».

Битва произошла 11 августа на месте древнерусского города Глебова, названного в честь князя Глеба (в настоящее время село Глебово Городище). Когда татарская конница переправилась через Вожу и ринулась на русских, Дмитрий Иванович с полком двинулся прямо на неприятеля, а с флангов ударили полки московского воеводы Тимофея и пронского князя Даниила. Удары с флангов и в лоб смешали строй ордынской конницы. Началось ее беспорядочное отступление. При бегстве многие воины Бегича утонули в реке. В битве на Воже погибло пять ордынских князей, что свидетельствовало как о значительных размерах войска Бегича, так и о масштабе нанесенного ему поражения. Решающую роль в разгроме Бегича сыграли рязанцы под предводительством Даниила Пронского, который командовал правым флангом объединенного московско-рязанского войска.

Победа на Воже имела историческое значение. Это была первая в истории битва, выигранная русскими у ордынцев. Она укрепила веру русских в свои силы, надежду на скорое освобождение от монголо-татарского ига.

Мстя за помощь Москве, хан Мамай, собрав новые силы, осенью 1378 года напал на рязанские земли. Олег Иванович оказался не готов к отпору и бежал за Оку. Татары захватили Переяславль-Рязанский, разграбили его и подожгли. Опустошив волости и села, захватив множество пленных, они отошли в свои пределы, отомстив таким образом рязанцам за их помощь Москве во время битвы на Воже.

Но Мамай решил наказать не только рязанцев, но и всех русских и серьезно подготовился к новому походу на Русь. Заключив соглашение с великим князем литовским Ягайло, он собрал крупные силы, присоединив наемные отряды осетин, черкесов, а также итальянцев, живших в колониях по берегам Азовского и Черного морей, и летом 1380 года двинулся на Русь. В двадцатых числах сентября Мамай намеревался соединиться с Ягайло и вместе с ним идти на Москву. На свою сторону он пытался привлечь и рязанского князя. Олег Рязанский, потрясенный татарским нападением в 1378 году и связанный договором с Ягайло, не хотел нарушать и добрых отношений с Дмитрием, поэтому занял выжидательную позицию, не оказывая помощи ни Мамаю, ни Дмитрию, но сообщив московскому князю о планах Орды и Литвы.

Получив это известие, московский князь к середине августа сосредоточил в Москве большую рать, а затем повел ее навстречу Мамаю. Его стратегия была основана на нанесении упреждающего удара по ордынскому войску еще до его подхода к русским пределам. Принято считать, что на брань его благословил игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский - родоначальник монастырского общежития на Руси. Фактический перенос в начале XIV века митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву значительно поднял авторитет церковных иерархов в решении светских вопросов.

Как отмечалось ранее, Русская православная церковь освобождалась от уплаты дани Орде. Но вновь поставленных иерархов нужно было утверждать в Орде, что требовало немалых денег. Это делало верхушку Русской православной церкви покорной в отношении к Орде. Поэтому, когда Дмитрий Иванович Московский решил выступить против монголо-татарского гнета, митрополит Киприан, выражая настроение церковных верхов, советовал московскому князю не рисковать и отказал ему в благословении. Церковные же низы были настроены на борьбу с ордынцами. Благословляя князя, Сергий Радонежский выступил выразителем настроений церковных низов.

Благославляя Дмитрия Ивановича на бой и победу, Сергий Радонежский сказал ему (как сообщено в его Житии): «Пойди противу безбожных, и Богу помогающи ти победиши... » Тот факт, что игумен Троицкого монастыря благословил князя, не убоявшись гнева митрополита, имел важное нравственное значение и возвысил его как в глазах современников, так и в памяти потомков.

Традиционно считается, что Сергий не только благословил Дмитрия, но и отпустил с ним в поход двух монахов из своей обители - Александра Пересвета и Андрея Ослябю, разрешив им в нарушение церковных канонов взять в руки оружие и сражаться.

Дмитрий назначил сбор полкам в Коломне, а из Коломны повел свое войско, проникнутое религиозно-национальным настроением, через Рязанское княжество на Дон. Не все верили в возможность победы Дмитрия, и поэтому некоторые постарались уклониться от участия в походе, как это сделали тверской, нижегородский и рязанский князья.

Ссылаясь на отсутствие рязанского князя в войске, возглавляемом Дмитрием, и на то, что до Куликовского сражения и во время него Олег Иванович поддерживал отношения с Мамаем и с Литвой, некоторые считают его предателем общерусских интересов. Но если сопоставить факты и обстоятельства, в которых оказался рязанский князь, то его позицию можно понять.

Поход Мамая на русские земли поставил Олега Ивановича в сложное положение. Согласно договору, подписанному с Москвой, Олег Рязанский должен был выступить на стороне Москвы. В этом случае татары подвергли бы рязанские земли разгрому. Но они еще не оправились от предыдущего ордынского погрома, и его повторение было бы трагедией для Рязанского княжества. А если бы Рязань не поддержала Москву, то Москва наказала бы рязанского князя за невыполнение договора.

Все это вынудило Олега Ивановича вести двойную игру. Обещая помощь Мамаю, князь Олег в то же время тайно предупреждает Дмитрия Ивановича о предстоящем походе Мамая, а с литовским князем Ягайло ведет секретные переговоры о совместных действиях против Москвы на стороне Орды. 1 сентября 1380 года Олег Иванович и Ягайло должны были соединиться у города Одоева и вместе с подошедшим Мамаем идти на Москву. Но Ягайло, не дождавшись рязанского князя и потеряв время, не успел прийти на помощь Мамаю. Возможно, все это было заранее обговорено, поскольку Олег Иванович находился с Ягайло в близких отношениях, будучи женатым на его сестре. Кроме того, на тот момент Ягайло был православным христианином. Как бы то ни было, Мамай, расположившись лагерем на реке Мече, правом притоке Дона, близ литовских владений, напрасно прождал их до 6 сентября, что в конечном итоге привело его к поражению.

Олег Иванович не захотел рисковать своими людьми в борьбе, исход которой не был ясен и занял позицию нейтралитета. Но это был позитивный нейтралитет по отношению к Москве. Он не принял личного участия в битве на Куликовом поле, но не препятствовал тем, кто имел такое желание.

Как принято считать, в войске московского князя находились два инока, посланные Сергием Радонежским, - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. По преданию, двигаясь по направлению к будущему месту сражения, иноки остановились на ночлег в месте (ныне село Вослебово), названном в честь Андрея Осляби. После ночлега Ослябя прямиком пошел на поле Куликово, а Пересвет посетил часовню и скит, расположенные на Дмитровской горе. Уходя, он оставил там свой посох.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», составленном в стенах Троице-Сергиева монастыря, сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. В ходе кровопролитного сражения русская армия одержала победу.

Победа на Куликовом поле хотя и не уничтожила монголо-татарское иго, но нанесла удар по Орде, закрепила значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель в единое государство и ускорила процесс распада Орды. Свержение монголо-татарского ига стало лишь вопросом времени.

Во всех русских землях народ радовался победе. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самыми знаменитыми из которых являются «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Поэтическая повесть «Задонщина» принадлежит рязанцу Сафонию. В ней выражена главная идея о единстве Русской земли, о Москве как центре ее объединения. Автор воспевает героизм русского народа. В числе воинов, сложивших головы на Куликовом поле, в повести названы 70 рязанских бояр, больше, чем из других княжеств.

В летописях имеются противоречия, касающиеся отношений Москвы и Рязани после Куликовской битвы. Во время битвы и до возвращения (по Рязанской земле) в Москву к рязанскому князю претензий не было. А потом появились. А.Г. Кузьмин считает, что это были позднейшие вставки, отражавшие чью-то заинтересованность «подправить» историю в условиях иной «современности».

Существует легенда, что, возвращаясь после сражения на уликовом поле, великий князь Дмитрий Иванович остановился вблизи Дмитровской горы. Там он встретился с отшельником, который рассказал князю о визите Пересвета и показал оставленный им посох. В честь победы на Куликовом поле великий князь повелел заложить церковь на Дмитровской горе, над рекой Вердой. Посох же должен был стать одной из святынь будущего храма, для того и был оставлен. Позже на этом месте был основан Дмитровский мужской монастырь, где и хранился посох Пересвета до закрытия монастыря в 1924 году. Потом посох передали в Рязанский краеведческий музей. Деревянный посох высотой 142 сантиметра и весом около двух килограммов в настоящее время представлен в постоянной экспозиции «От Руси к России». По заказу Рязанского краеведческого музея-заповедника проведена экспертиза. Она показала, что посох сделан гораздо позднее поведанных здесь событий.

После Куликовской битвы Москва попыталась подчинить себе Рязанское княжество. В 1381 году Дмитрий Иванович вынудил Олега Ивановича подписать договор, по которому рязанцы отказывались в пользу московского княжества от своих владений в верховьях Оки и города Тулы. Разгромленный Мамай тем временем готовился к новому походу на Русь, но был разбит в 1381 году Тохтамышем на Калке и погиб в 1382 году в Крыму оставленный своими союзниками, перебежавшими к Тохтамышу. Тохтамыш, потомок хана Джучи, в 1376 году стал ханом «Ак-Орды», то есть «Белой Орды» (наши летописи ошибочно называют ее «Синей Ордой»). При поддержке Тамерлана, воспользовавшись обстоятельствами, он подчинил себе улус Джучиев.

Желая поднять свой авторитет среди татар, а Русь заставить снова платить дань, Тохтамыш расценивал поход на русские земли как важнейшее средство по «наведению порядка». Собрать русские войска для отпора татаро-монголам не удалось, да и сделать это было труднее, чем в 1380 году. Тогда борьба шла против Мамая, могущественного темника. Теперь требовалось биться с чингизидом, законным ханом.

Русские князья приносили ему вассальную присягу, которую они и по правовым, и по моральным нормам тех времен обязаны были соблюдать.

Совершив быстрый маневр, Тохтамыш 26 августа захватил и разграбил Москву, а на обратном пути его отряды прошли по рязанской земле, опустошая все на своем пути. После поражения Москва и Рязань возобновили выплату дани Золотой Орде. Результаты победы на Куликовом попе, доставшиеся большой ценой, были сведены на нет. Ни Москва, ни Рязань не смогли дать Тохтамышу отпор. «Оскудела Русь ратными людьми», - сообщал летописец.

Не успели рязанцы опомниться от нашествия Тохтамыша, как Дмитрий Иванович решил наказать их за несоблюдение договора и в 1382 году послал на Рязанское княжество войска, которые учинили там погром «пуще... Татарськые рати». В «Повести о нашествии Тохтамыша» говорится о «помощи» хану со стороны рязанского князя Олега. Но это утверждение опровергается фактом разорения Рязани войском Тохтамыша после сожжения Москвы. А.Г. Кузьмин высказывает предположение, что причиной нападения Дмитрия Ивановича на Рязанское княжество была борьба за земли по Оке, а вовсе не месть Олегу за поддержку Тохтамыша. Поддержки-то не было!

В марте 1385 года рязанцы в ответ на нападение Дмитрия Ивановича захватили Коломну, взяв в плен наместника Москвы вместе с большим количествоv бояр. И хотя вскоре Коломна бsла возвращена Москве, Дмитрий Иванович послал на Рязань мощную рать отомстить за набег на московские земли.

Так бы и воевали Москва и Рязань, но здравый смысл брал верх. Через взаимные обиды они все же начали делать шаги навстречу друг другу. Помог им в этом пользовавшийся непререкаемым авторитетом Сергий Радонежский. Дмитрий Иванович попросил его склонить рязанского князя к «вечному миру» ко всеобщей пользе.

В 1386 году игумен в сопровождении нескольких московских бояр прибыл в Переяславль-Рязанский. В ходе переговоров Олег Иванович признал себя «младшим братом» Дмитрия Московского и дал согласие на вечный мир с Москвой. На следующий год договор был закреплен браком Федора, сына Олега, с Софьей, дочерью Дмитрия Донского. Видимо, в этой связи произошел обмен Коломны на Тулу.

В 1389 году Дмитрий Донской скончался. Великим князем стал его сын, Василий Дмитриевич, который женился на дочери литовского князя Витовта. При любых конфликтах Литвы с Рязанью он принимал сторону своего тестя. Начались же они еще в 1386 году из-за Смоленска. Смоленский князь Юрий Святославич был зятем Олега Ивановича, поэтому последний поддерживал его в борьбе с Литвой, которая хотела прибрать к своим рукам этот город. В 1395 году Смоленск был взят литовским князем Витовтом, который в 1397 году напал на рязанскую землю. Но Василий Дмитриевич даже не осудил его за такие действия.

Накопив силы, Олег Иванович в 1400 году берет Смоленск, в который возвращается законный князь - зять Олега Ивановича. Попытки Витовта вернуть Смоленск закончились неудачей. Но в 1402 году сын Олега Ивановича в борьбе с Литвой терпит неудачу и попадает в плен к литовцам. В этом же году Олег Рязанский умирает, не успев довести до конца свои планы и попрощаться с сыном.

Тем не менее, Олег Иванович сумел объединить под своей властью огромную территорию. К XIV веку рассыпалось на мелкие уделы Черниговское княжество. Его северо-восточная часть вошла в состав Рязанского княжества. Многие удельные правители черниговской земли признали над собой верховную власть рязанского князя. Князья елецкие. козельские, новосильские и тарусские ходили в походы на правах младших союзников Олега Ивановича. Таким образом, на западном и юго-западном направлениях власть рязанского князя распространилась на все земли вдоль течения Оки вплоть до ее истоков (в наше время эти земли входят в состав Тульской, Орловской и Липецкой областей).

На юге рязанская граница шагнула далеко в степь и достигла левого берега реки Дон, с одной стороны, и правого берега ее притоков - Хопра и Великой Вороны - с другой (сейчас это территория Липецкой и Воронежской областей). На востоке Олегу Ивановичу подчинились князья мещерские - правители небольших владений по берегам Мокши и Цны. Признавали его власть и муромские князья.

Рост могущества Рязанского княжества нашел отражение в изменении титула его правителя. Со времени княжения Олега Ивановича рязанские князья стали официально именоваться «великими». Ни до, ни после Олега Рязанское княжество не стояло так высоко. Складывается впечатление, что он хотел создать третий центр по объединению русских земель на юго-востоке Руси. Но, осознав, что Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель, он сумел подняться до общегосударственного уровня мышления и подписал договорную грамоту, признав себя «братом младшим» московского князя и дав согласие на вечный мир с Москвой. Тем самым он подчинил интересы княжества интересам общерусского дела, которые выражала Москва.

С давних пор исследователей интересовал вопрос: почему центром образования единого Русского государства стала именно Москва? Вслед за В.О. Ключевским обычно указывают на удобное географическое положение Московского княжества, защищенность от набегов ордынцев землями Рязанского княжества, связь по Москве-реке с главными торговыми путями. Но всеми этими преимуществами в еще большей степени обладало и Тверское княжество. И надо согласиться с П.Н. Гумилевым, который указывал на недостаточность подобных аргументов: «Москва занимала географическое положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде, и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале», - писал он.

Сам он объясняет это тем, что в Москве оказались наиболее страстные, неукротимые люди. И возглавил «новую вспышку этногенеза» пассионарий Сергий Радонежский.

Преподаватель Московского государственного университета Н.С Борисов, специально занимавшийся причинами возвышения Москвы, решающее значение придает искусности политической деятельности московских князей.

A.Г. Кузьмин считает, что в осмыслении причин возвышения Москвы проявляется еще одна тенденция - придать Москве почти что мистические функции и весь процесс централизации увязывать только с судьбой Московского княжества. Он напоминает, что некоторые исследователи еще ранее указывали на то, что движение к консолидации проходило во всех княжествах, в особенности получивших в XIV веке право на титулование «великими», и предлагает учитывать позицию и роль Русской православной церкви. По его мнению, церковь, хотя и была освобождена от ордынского выхода, тем не менее оставалась наиболее важным форпостом подъема этнического самосознания.


Похоронен Олег Иванович в Покровской церкви Солотчинского монастыря, который был построен по его повелению. Недалеко от Солотчинского монастыря супруга князя Ефросинья основала Зачатъевский женский монастырь, прекративший свое существование в XVIII веке. После смерти в 1405 году Ефросинья была похоронена рядом с мужем. В Солотчинском монастыре долгое время хранилась кольчуга Олега, которую после Октябрьской социалистической революции передали в Рязанский краеведческий музей.

 


Читайте:



Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Стадии развития, которые претерпевает рыба для достижения взрослого возраста, делятся на эмбриональный и постэмбриональный периоды. Можно...

Определение биологии как науки

Определение биологии как науки

Биология и история – межпредметные связи Изучение биологии в школе предполагает рассмотрение современных экосистем и – при объяснении хода...

Бланки форм документов по учету основных средств

Бланки форм документов по учету основных средств

Акт списания основных средств – документ служащий основанием для снятие объекта основных средств с учета. Если основное средство принимается на...

Как сделать домашние чипсы

Как сделать домашние чипсы

Похрустеть чипсами за просмотром любимого фильма всей семьей - занятие заманчивое. Главное, не вспоминать, что эта закуска не приносит организму...

feed-image RSS