Разделы сайта
Выбор редакции:
- Павильон в царском селе кваренги
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
- Баги, секреты и читы для игры Спарта: Война Империй
- Как рассчитать увеличение
- Ставка налога на имущество в 1с 8
- Депутат от фармацевтики: Афанасьев Александр Михайлович Александр афанасьев фармакор
- Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
Реклама
Анализ стихотворения "Сон" М.Ю. Лермонтова |
Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон». СОН В полдневный жар в долине Дагестана Лежал один я на песке долины; И снился мне сияющий огнями Но в разговор весёлый не вступая, И снилась ей долина Дагестана; Читает В.Маратов Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон». СОН В полдневный жар в долине Дагестана Лежал один я на песке долины; И снился мне сияющий огнями Но в разговор весёлый не вступая, И снилась ей долина Дагестана; Читает В.Маратов Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. В полдневный жар в долине Дагестана Лежал один я на песке долины; И снился мне сияющий огнями Но в разговор веселый не вступая, И снилась ей долина Дагестана; Еще стихотворения:
В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь. В полдневный жар в долине Дагестана Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека. Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне: И в грустный сон душа ее младая Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана», с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот. И снилась ей долина Дагестана; Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле»), «дымилась рана», то во втором – «кровь лилась хладеющей струей», «дымясь, чернела рана». Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние. Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном». В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна. В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий», «увенчанных», «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего. Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет. Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна «в кубе». «СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»). «Сон» написан от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, и уже это во многом предопределяет особую таинственность, онтологич. загадочность лермонт. стих., этого феномена рус. поэзии. Герой баллады видит сон о собств. смерти и в своем сне - сон любимой им женщины, пророчески прозревающей его смерть. И сон этот лишен всякой ирреальной сновидческой условности, он предельно четок и конкретен - при том, что содержание его, как и стих. в целом, глубоко символично. Илл. С. В. Иванова. Черная акварель. 1891. Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» - одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» - в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. - Ред .] сне любви печальный сон...». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини - это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В.С. Соловьева, это - «сон в кубе». Символич. и композиц. усложненность стих. контрастирует с подчеркнутой простотой поэтич. стилистики, отсутствием метафорич. образности: все употребленные в стих. эпитеты - общепоэтические или нейтральные. Но инструментовка стиха, внутр. рифмы, ассонансы и аллитерации («В полдн евн ый ж ар в дол ин е Да гестан а...леж ал н ед виж им я...И солн це жгл о их ж елтые вершин ы и жгл о мен я...») в сочетании с анафорами и стыками создает сложный муз. рисунок. Интонац. и муз. движение стиха соотнесено с его кольцевым построением, нередким в лирич. жанрах; здесь же оно получает принципиально новое содержание, обусловленное особой логикой развития сюжета. Первое и последнее кольцевые четверостишия принадлежат не одному, как обычно, а разным сознаниям: героя («лежал недвижим я») и героини («и снилась ей...»). Такой кольцевой повтор - один человек «узнает», воссоздает вплоть до подробностей смерть другого - сообщает особый, «разрешающий» смысл трагич. сюжету стих., заключенному не только в смерти, но в самом «наблюдении» героем баллады своего умирания: «Глубокая еще дымилась рана, / По капле кровь точилася моя». «Сон» не рождает того «леденящего душу отчаяния», о к-ром говорил В. Г. Белинский в связи с поздними стихами Л. Если герой ранней лирики Л. постоянно обращается к любимой им женщине с мольбой, заклинанием сохранить посмертное воспоминание о нем - «с требованием не столько любви, сколько памяти» - то в худож. пространстве баллады как бы сбывается и до конца уясняется живший в Л. образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. И такая любовь, к-рую лишь в смертном сне, но успел - силой собств. прозрения - увидеть герой стих., выводит тему смерти из абсолютного, замкнутого трагизма. Относительно происхождения «Сна» высказывались разные предположения, однако нек-рые версии не могут быть приняты ввиду хронологич. несоответствий. Одни исследователи связывают его с именем В.А. Лопухиной, другие - с Е.П. Ростопчиной; последнее, по мнению Эйхенбаума, более вероятно. Е.А. Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» послужило известие о ее предполагаемом браке с А. А. Лопухиным: Л. будто бы предупреждал Сушкову, что вызовет ее жениха на дуэль...По этому случаю он написал стихотворение «Сон» (Сушкова , с. 226). Г. Градовский называет другой источник - воспоминания ген. М.Х. Шульца, к-рый рассказал Л., как он после сражения пролежал раненый целый день среди убитых, пока его не подобрали. Л. Семенов предполагал в стих. воздействие фольклора гребенских казаков, С. Шувалов - лирики Г. Гейне. Однако несомненно, что в стих. отразились и мрачные предчувствия, владевшие Л. после его последнего отъезда из Петербурга. Мотив сна о собств. смерти разрабатывался Л. еще в ранней лирике, отмеченной напряженными поисками разгадки вечной тайны бытия (ср. «Ночь. I», «Смерть» - «Ласкаемый цветущими мечтами...»). Как указывал А. Бежецкий, сюжет «Сна» был развит в стих. неизв. автора, к-рое приписывалось Л. Влияние «Сна» прослеживается в стих. Н. П. Огарева «В тиши ночной аккорд печальный...». Мотивы лермонт. стих. повторяются в лирике А. Исаакяна («Да, я знаю всегда - есть чужая страна»). Белинский относил «Сон» к числу «значительнейших» произв. Л., равно интересных «как в эстетическом, так и в психологическом отношении» и принадлежащих «к эпохе полного развития» его таланта. Н. Г. Чернышевский приводит это стих. как пример истинно прекрасного в поэзии. Позднее интерес к поэтич. форме «Сна», его эстетич. содержанию, к отражению в стих. личности Л. был особенно присущ исследователям, близким символистам: В. В. Розанов, Д. С. Мережковский находили в «Сне» вещий сон самого Л., мистич. прозрение поэта. Вопросы композиции и инструментовки «Сна» освещены в работах С. Шувалова и И. Розанова; последний анализирует также работу Л. над автографом. Стих. иллюстрировали Г. Г. Гагарин, С. В. Иванов, Д. Н. Кардовский, К. А. Коровин, П. Литвиненко, Д. И. Митрохин. Положили на музыку более 20 композиторов, в т.ч. М. А. Балакирев, Я. Ф. Пригожий, С. Н. Василенко, А. Н. Дроздов, В. М. Иванов-Корсунский. С сер. 19 в. «Сон» прочно вошел в нар.-песенный репертуар. В 1915 на сцене Мариинского театра М. М. Фокин поставил балет «Сон» (музыка М. И. Глинки, сценарий Фокина). Автографы: беловой - ГПБ, Собр. рукоп. Л., № 12 (записная книжка, подаренная В. Ф. Одоевским), л. 7 об., черновой - там же, л. 21-22. Впервые - «ОЗ», 1843, № 4, отд. 1, с. 183. Датируется летом 1841 по положению в записной книжке. Лит.: Белинский , т. 7, с. 38; т. 8, с. 94, 339; Чернышевский , т. 2, с. 134; Бежецкий А., «Сон», «Новое время», 1891, 15 июля; Розанов В., Лермонт. домик в Пятигорске, «Новое время», 1908, 23 июня; Лернер Н., О «Сне» Л., там же, 24 июня; Мережковский Д. С., М. Ю. Л. Поэт сверхчеловечества, СПБ, 1909, с. 35-36; Розанов И. (1), с. 242; Розанов И. (3), с. 115-22, 169-70; Семенов (5), с. 136-37; Шувалов (4), с. 269; Виноградов Г., ЛН, т. 43-44, с. 361-63; Эйхенбаум (12), с. 350-51; Попов (2), с. 150-53; Герштейн (8), с. 344-45; Максимов (2), с. 101; Норец Ж. С., М. Ю. Л. в нар. песнях и вокальном творчестве рус. композиторов, в сб.: VI конф. (Ставроп.), с. 196; Воспоминания (2), с. 285-86; Заславский И. Я., О поэтическом мастерстве (из наблюдений над последними стихами поэта). Debrecen, 1965, с. 28-31; Удодов (2), с. 169-71; Чичерин (1), с. 413; Гей Н. К., Художественность лит-ры. Поэтика. Стиль, М., 1975, с. 191-93.
"Сон («В полдневный жар в долине Дагестана...»)" в книгахРадуева не выпускают из ДагестанаИз книги Ельцин. Лебедь. Хасавюрт автора Мороз Олег ПавловичРадуева не выпускают из Дагестана В Первомайском, однако, продолжение было иным, чем в Буденновске. Когда голова колонны пересекла дагестанско-чеченскую границу, по ней неожиданно был открыт огонь с вертолета. Автобусы сразу же повернули назад и остановились в Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич«В полдневный зной к источнику склониться…» В полдневный зной к источнику склониться И пить, и пить, и знать, что не напиться, Что не продлить быстролетящий час. Он отсверкал, он кончится сейчас. И новый час идет ему на смену, Последнюю неся с собой измену. И дым надежд, Глава 9 ГОСТЬ ИЗ ДАГЕСТАНАИз книги Завет внуку автора Гейченко Семен СтепановичГлава 9 ГОСТЬ ИЗ ДАГЕСТАНА Сегодня октябрь - осень, которую какой-то особой любовью любил Пушкин. Этот месяц был особенно близок сердцу Пушкина. Раздумья и прощание с природой… зарождение в ней нового, стремление узреть грядущее. Мечты о счастье… Осень в Михайловском Первая киноактриса ДагестанаИз книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач ИмадутдиновичПервая киноактриса Дагестана Отцом красавицы Софиат являлся ахтынец Нухбек Аскаров. Он учился в Ставропольской гимназии, затем переехал в Баку и поступил в реальное училище, но и там не нашел покоя. Его стихией был мир танца, пения и игры на музыкальных инструментах. У Чудо-ребенок из ДагестанаИз книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий ДмитриевичЧудо-ребенок из Дагестана Необычные надписи время от времени возникают на теле девятимесячного Али из села Красно-Октябрьское в Дагестане. Короткие фразы на арабском языке появляются в понедельник и в пятницу с момента рождения Али, держатся три дня, а потом бесследно Памятники ДагестанаИз книги «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность автора Флёров Валерий СергеевичПамятники Дагестана Историки, следуя письменным источникам, всегда писали о «городах» Хазарии на территории современного Дагестана. А. П. Новосельцев посвятил городам Хазарии отдельный раздел известной монографии (Новосельцев А. П. 1990. С. 122–133), но он не пытался Завоеватель ДагестанаИз книги Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе. 1917–1919 автора Безугольный Алексей ЮрьевичЗавоеватель Дагестана Политическая ситуация в Дагестане ко времени вступления в него отряда Бичерахова была исключительно сложной.В первой половине 1918 г. твердой власти в области не имел никто. В аварских землях строил шариатское государство Нажмутдин Гоцинский, Феномен ДагестанаИз книги Дагестанские святыни. Книга первая автора Шихсаидов Амри РзаевичФеномен Дагестана Древнейшие земледельцы Дагестана. Древние города ДагестанаИз книги Дагестанские святыни. Книга третья автора Шихсаидов Амри РзаевичДревнейшие земледельцы Дагестана. Древние города Орел ДагестанаИз книги Учитель автора Давыдов Алил НуратиновичНароды дагестанаИз книги автораНароды дагестана На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По Поэзия Дагестанаавтора Литературная ГазетаПоэзия Дагестана Многоязыкая лира России Поэзия Дагестана Честь имею Магомед АХМЕДОВ *** О. Чиладзе «Честь имею» – два Проза ДагестанаИз книги Литературная Газета 6336 (№ 32 2011) автора Литературная ГазетаПроза Дагестана Многоязыкая лира России Проза Дагестана Мать солдата Шахвелед ШАХМАРДАНОВ Новелла Поэт, прозаик и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Дагестан. Родился в 1948 г. в селении Яргиль Хивского района ДАССР. Автор книг поэзии и прозы Поэзия ДагестанаИз книги Литературная Газета 6321 (№ 17 2011) автора Литературная ГазетаПоэзия Дагестана Многоязыкая лира России Поэзия Дагестана Пока старухам снятся сыновья Хизгил АВШАЛУМОВ (1913–2001) В кабинете Гитлера Уж «Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2)Из книги Анализ чеченского кризиса автора Мейланов Вазиф Сиражутдинович«Чеченская дыра» (Ответы корреспонденту газеты «Эхо Дагестана». «Эхо Дагестана», 6-12 июля 1995 года, стр.2) 1. Что явилось на Ваш взгляд главной причиной введения российских войск в Чечню?Военизация Дудаевым Чечни. Не только материальная (оружием). Дудаев милитаризовал |
Популярное:
К чему снится гладить простынь утюгом |
Новое
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
- Баги, секреты и читы для игры Спарта: Война Империй
- Как рассчитать увеличение
- Ставка налога на имущество в 1с 8
- Депутат от фармацевтики: Афанасьев Александр Михайлович Александр афанасьев фармакор
- Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
- Названия цветов на английском для детей