Главная - Бытовая техника
Анализ стихотворения тютчева фонтан. «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева Фонтан тютчев анализ по плану

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии (). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.








О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».




Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события







Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.


РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.




Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.


Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).




Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

Анализ стихотворения Ф.И Тютчева "Фонтан"
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть - это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана - это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть - это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета». Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли - это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден». Это очень нап оминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть - это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть - это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

Жизнь человека в понимании Ф. И. Тютчева неизмеримо глубока и в то же время мгновенна и непостоянна, она не оставляет после себя заметного следа. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. Важные вопросы мироздания ставит он в своём творчестве. Основная идея его философской лирики - возможность постижения тайн миропорядка только в результате непосредственного чувственного и созерцательного восприятия.
Поэта интересуют духовная жизнь человека. Этому посвящены многие его стихотворения. Самым характерным и наиболее ярко выражающим мировоззренческую позицию поэта лирическим произведением, на мой взгляд, можно назвать стихотворение «Фонтан», созданное в 1836 году.
Это произведение несёт в себе большую философскую нагрузку. Центральный образ стихотворения - образ фонтана. Он символизирует собой смысл человеческого бытия. Космос в целом и Судьба отдельного человека осмысливаются поэтом как средоточие многообразия, двойственность и борьбу противоположных начал. Такой ракурс рассмотрения требует от стихотворения особой формы и содержания. В смысловом отношении произведение делится на две части, связанные между собой ассоциативно и тематически. В первой части стихотворения поэт рисует многогранный образ «сияющего фонтана»:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Первое слово стихотворения - глагол 2-го лица, единственного числа, стоящий в форме повелительного наклонения. Кажется, будто лирический герой обращается лично к каждому из нас. От этого тональность стихотворения становится дружеской и несколько интимной. Поэт создаёт доверительную атмосферу для философского размышления над смыслом и содержанием человеческой жизни.
Несмотря на доверительные, довольно близкие отношения между лирическим героем и читателем, тема стихотворения отнюдь не прозрачна и легка. Она сразу задаёт серьёзный тон рассуждениям героя и не позволяет читателю поверхностного чтения и восприятия. Движение воды бьющего фонтана уже с первых строк начинает смутно напоминать нам жизнь человека. В памяти сразу появляется ассоциация с фразеологическим оборотом, часто употребляемым по отношению к бодрому, действующему человеку: «Жизнь бьет ключом».
Лирический герой подробно останавливается на описании фонтана. Благодаря этому, читатель открывает для себя поразительное сходство человеческого существования с «лучом» брызг, сверкающим на солнце:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
Вторую часть Тютчев сразу начинает с ассоциативного изменения объекта изображения:
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Строки не содержат пояснений автора столь резкой перемены в стихотворении. Поэт словно уверен в том, что каждый читатель самостоятельно проследил параллель между образом фонтана и мыслью человека. Он заставляет читателя быть не сторонним слушателем, а реальным участником размышлений.
Вторая часть - это слова лирического героя, обращённые уже не к человеку, а к человеческой мысли. Основа жизни состоит в вечном стремлении к идеалу, к познанию законов Вселенной. Поэт использует образные, метафорические выражения для характеристики «смертной мысли» человека. Словно фонтан, сияющий на солнце и стремящийся в вышину, душа и разум человека жадно «рвутся» к небу, к неизвестному и непостижимому. Однако в последних строках стихотворения лирический герой называет нам ту силу, которая осуждает водяной столп «ниспасть на землю» и «упорно преломляет» движение человеческой мысли:
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Тайную силу, препятствующую познанию человеком тайн и загадок бытия, лирический герой именует «незримо-роковой дланью». Поэт сознательно употребил эту перифразу, включающую в себя церковно-славянское слово «длань». Тем самым поэт выразил мысль о невидимой руке, распоряжающейся человеческой жизнью. Божественная власть правит Вселенной, и человек вступает в противоборство с этой силой. Таков «непостижимый закон», мятущий и стремящий «смертную мысль» к духовной борьбе. Идея стихотворения состоит не в победе над космической силой, управляющей жизнью человека, а в стремлении постичь её законы, познать суть бытия, достичь идеала, обрести душевную и божеско-вселенскую гармонию.

Разделы: Литература

Тип урока

  • комбинированный

Форма проведения

  • урок-исследование
  1. погружение в мир поэтического слова.
  2. введение учащихся в сложный мир поэзии Ф. И. Тютчева.
  1. образовательные: формирование навыков анализа лирического произведения, представления об индивидуальном творческом стиле поэта (Ф. И. Тютчева).
  2. развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи.
  3. воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, гордости за причастность к великой русской литературе; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Использование современных педагогических технологий:

  1. технология проблемно-диалогического обучения.
  2. технология опережающего обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  1. индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
  2. эвристическая беседа
  3. эксперимент
  4. моделирование
  5. иллюстрирование художественных произведений
  6. словесное рисование
  7. работа со словарем
  8. выразительное чтение

Оборудование:

  1. текст стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
  2. портрет Ф. И. Тютчева (1803 – 1873)
  3. иллюстрации к стихам поэта
  4. материал к игре «Узнай стихотворение».
  5. Толковый словарь русского языка АН СССР

Подготовительная работа:

  1. составление примерного плана анализа лирического произведения
  2. чтение стихов поэта и их иллюстрирование
  3. опережающие задания – микроисследования (индивидуальные и групповые).

1) «Само чтение поэта есть уже творчество». И. Анненский.
2) «Тютчев – один из самых замечательных русских поэтов...» И. С. Тургенев.
3) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.

Ход урока

1) Подготовка к восприятию материала

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Сегодня у нас в доме праздник – гости. Думаю, мы будем рады показать все лучшее, что знаем и умеем.
  • 23 ноября, через месяц, – день рождения замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. И сегодняшний урок посвящен его творчеству.

Мотивация учебной деятельности.

Анализируем эпиграфы к занятию, пытаемся совместными усилиями сформулировать цели урока. Вспоминаем, что наша главная задача на уроках литературы – стать талантливыми читателями.

Актуализация знаний учащихся.

Психологический анализ иллюстраций с выставки «Стихи Тютчева в моем восприятии» и чтение наизусть понравившихся строк. Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев.

Игра «Узнай стихотворение».

По последним словам в стихе прошу вспомнить и процитировать известные стихотворные строки Ф. И. Тютчева (приложение).

Итогом игры становится вывод о том, что многие строки поэта «на слуху», известны в читательской аудитории и близки нам сегодня. Отталкиваясь от стихотворения «Нам не дано предугадать...», размышляем о том, что «сочувствие» в тексте надо понимать как «со – чувствие», т. е. как совместную (поэта и читателя) работу ума и сердца. Делая вывод о том, что чтение есть труд, и подчас понять стихотворение – значит, проделать определенную исследовательскую работу, переходим к следующему этапу урока.

2) Анализ стихотворения «Фонтан»

  • История создания стихотворения. Слово учителя.

Точное время создания стихотворения «Фонтан» неизвестно (по одним источникам это 1836 год, по другим – середина 30-х годов XIX века). Десятилетие с середины 20-х до середины 30-х годов – время расцвета таланта Ф. И. Тютчева. В это время он создает такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» и т. д. В те годы поэт находится на дипломатической службе за границей, в Мюнхене. Его близкий друг И.С. Гагарин, мечтая познакомить столичных литераторов с творчеством своего друга, просит поэта прислать подборку своих стихотворений. Ф. И. Тютчев вскоре выполнил просьбу друга, сопроводив стихи таким письмом: «Вы просили меня прислать вам мое бумагомаранье... Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним, что хотите. Я питаю отвращенье к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной. От нее до тошноты пахнет затхлостью...». Стихи были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году в номерах 3 и 4 за подписью «Ф. Т.». Вместо 5, 6 стихотворений, как планировалось, опубликовано 24 (видимо, они так понравились Пушкину). Среди них – стихотворение «Фонтан».

Тютчеву в это время 33 года – возраст Христа, мудрости, божественных откровений. Стихи, написанные в это время, отличает глубокое содержание, совершенная, гармоничная форма. Попытаемся это увидеть, размышляя над стихотворением «Фонтан». Напоминаю, что в своем исследовании мы опираемся на составленный нами ранее примерный план анализа лирического произведения и, как обычно, используем его творчески, т. е. останавливаемся на наиболее значимых для данного текста аспектах исследования и проводим анализ в том порядке, который «подсказывает» сам текст.

  • Выразительное чтение текста. Выступление учащегося.
  • Словесное рисование, обращение к иллюстративному материалу (фотографии фонтанов Петродворца).

Прошу детей словами описать то, что они представили, слушая стихотворение, интересуюсь, какие строки помогли представить это особенно отчетливо. Спрашиваю ребят, совпадает ли картина, созданная воображением, с обликом известных им фонтанов (опираемся в разговоре на жизненный опыт детей и фотографии фонтанов Петродворца). С помощью словаря выясняем значение незнакомых слов «водомет», «длань», «стремит», «метет», «смертной».(1 микрогруппа).

  • Сопоставительный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» (приложение 1). Исследование в микрогруппах с последующим коллективным обсуждением.

Образ фонтана нередко встречается в русской поэзии. Достаточно вспомнить поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», его же стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Попытаемся сравнить отрывок из этого стихотворения со стихотворением Ф. И. Тютчева. Прошу детей поработать в парах, отметить общее и различное в данных текстах.

1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями(«две розы», «слезы» у Пушкина и, к примеру, «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая» в тексте Тютчева.
2) эпитет «живой». Почему два поэта, не сговариваясь, используют один и тот же эпитет? Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека.
3) стихотворный размер – четырехстопный ямб, один из самых распространенных размеров в русской поэзии XIX века (возможно, поэтов более интересует не форма, а содержание стихотворения?)

Различия:

1) у Пушкина образ фонтана слуховой («немолчный говор»), а у Тютчева визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
2) образ фонтана наполнен различным содержанием: у Пушкина это фонтан слез, «фонтан любви», знак мира чувств, переживаний, души человека; у Тютчева же это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...»

Афиширование (озвучивание результатов работы в микрогруппах). Эвристическая беседа – заседание ученого совета.

Перед уроком учащиеся получали домашнее задание – провести микроисследование (проанализировать один из уровней художественного текста). На уроке выступление одного учащегося из микрогруппы сопровождается комментариями слушателей (ученого совета). Задача учителя – вовлечь в процесс обсуждения всех детей, обратить их внимание на наиболее сложные моменты. Оговариваем, что наше исследование не претендует на полноту в силу ограниченности учебного времени.

1) Композиция.

Стихотворение композиционно делится на две части: первые 8 строк создают образ непрерывного движения воды в фонтане, как бы иллюстрируют прямое значение слова «фонтан» - струя воды, бьющая вверх. Во второй части речь идет о мысли, разуме человека, задействовано теперь переносное значение слова «фонтан» - неиссякаемый, обильный поток чего-либо (словарная статья – на доске). Подчеркивает двухчастную структуру деление на строфы. Сообщаю детям, что в некоторых изданиях текст не разделен на строфы. Есть ли в этом своя логика? Учащиеся должны подметить неразрывную внутреннюю связь двух частей текста: первая – иллюстрация, наглядная картинка, вторая – размышление. Предполагаем, что сопоставление частей, возможно, поможет нам понять идею стихотворения.

2) Пунктуация.

Вторая строфа более эмоциональна. Если в первой мы отмечаем « спокойные» знаки препинания (запятая, точка, тире, точка с запятой), то вторая строфа «преподносит» нам восклицательный, вопросительный знаки и даже особый синтетический знак препинания

(!..). Это убеждает: философское зерно стихотворения, его идею надо искать именно здесь. Благодаря риторическим восклицаниям и риторическому вопросу вторая строфа вовлекает читателя в авторские раздумья и переживания, в результате прочтение текста становится глубоко личностным.

3) Система образов.

  • Заглавный, центральный образ, видимо, выбран автором не случайно: он лучше других рисует картину вечного, неумолимого движения к высокой цели: воды – к небу, человеческой мысли – к истине.
  • Отмечаем, что в первой части образная система более изобразительна, живописна, радостна. Цветовая палитра оптимистична: «сияющий», «пламенеет», «солнце», «лучом», «огнецветной» и др. Обращаем внимание на удивительный эпитет «огнецветный», авторскую находку.
  • Во второй части стихотворения в центре внимания – образ мысли, живого, активного начала, стремящегося к высокому, запредельному. Вторая строфа наполнена более абстрактными образами. Именно эта строфа, в первую очередь, призвана передать идею стихотворения, стать своеобразным выводом из авторских наблюдений.
  • При всей контрастности глубочайшее внутреннее сцепление частей подчеркивается общим художественным образом луча, взметающегося к небу. Эта деталь уподобляет мысль фонтану. Не случайно в последних строчках эти образы совмещаются.

4) Особенности лексики.

Не имея возможности заняться подробным лексическим анализом текста, обращаем лишь на некоторые особенности лексики.

  • Обилие слов с высокой стилистической окраской, в том числе устаревших слов. Объясняем этот факт обращением автора к высоким темам, его попыткой формулировать общечеловеческие, философские законы бытия (особенно обращает на себя внимание замена слова «фонтан» синонимом «водомет»)
  • Страдательное причастие «осужден» в силу своей грамматической формы пронизано особой болью автора, связанной с пониманием ограниченности человеческого разума.

5) Организация художественного пространства и времени .

Обе части стихотворения, на первый взгляд, в этом плане кажутся однотипно организованными: движение вверх, а затем – неумолимый спуск вниз. В этом движении по кругу есть некая обреченность, ощущение невозможности вырваться за его пределы.

Моделирование.

Анализируем модели художественного пространства, созданные детьми к уроку. Отмечаем, что внимательному взору читателя открывается и то, что эти два круга не идентичны. Первый рисует движение воды (это узкий, материальный мир), а второй – круг мысли (безграничный мир духа). А раз второй круг шире, значит, в этом можно усмотреть, пусть слабую, но все же надежду на то, что стремление к истине – не обреченное «дланью незримо-роковой» движение по замкнутому кругу, а движение по восходящей, по спирали, что это медленное и трудное, но все-таки приближение к истине.

Мои модели – в приложении 2, 3. Делюсь с детьми своим маленьким открытием: буква «ф» - своеобразное отражение композиции текста, еще один вариант ее модели (в ней, помимо двух кругов, обращает на себя внимание стержень посередине, некая вертикаль, соединяющая небесное и земное). Более того, эта буква каким-то волшебным образом напоминает фонтан (имеется в виду ее графический вид).

Художественное время в тексте меняется от начала к концу стихотворения: в первой строфе его можно определить словом «сейчас», во второй – словом «всегда» (подсказывает это слово «закон»). Таким образом, мы отмечаем расширение художественного времени.

В результате подобных наблюдений делаем вывод о том, что Ф. И. Тютчев, при некоторой доле пессимизма, выводит некий общечеловеческий закон, закон неумолимого движения человеческого познания вперед, ввысь, к истине. В этом можно усматривать веру Тютчева в силу человеческого разума, высокий гуманистический смысл данного стихотворения и творчества поэта в целом.

6) Фонетический строй текста.

Интересна фонетическая организация стихотворения. Любопытно все, что за пределами нормы, обычного соотношения гласных и согласных звуков. Исходя из этого обращаем внимание на следующие особенности текста:

  • В стихотворении много гласных. Например, в 3 строке 14 согласных и 9 гласных, а в 6 стихе на 13 согласных приходится 9 гласных. В результате текст, несмотря на авторские размышления об ограниченности человеческих возможностей, поражает ощущением свободы, простора и оптимизма.
  • В тексте много свистящих согласных, например, звуки «с, с, » встречаются 19 раз. В них, видимо, отразилось земное, смертное начало. Только в двух стихах (14 и 15) их нет (там речь идет о высшем, божественном). Зато там много «р» и «л». В этом противостоянии 4 «р» и 4 «л», самых грозных, тревожных, суровых и самых мягких, ласковых – проявление кульминации, высшей точки в развитии лирического сюжета. В этом есть и выход на уровень философии: жизнь – вечное противостояние, вечная борьба, вечное стремление к истине и вечная невозможность достичь ее.

7) Особенности рифмы.

По характеру рифмовки стихотворение могло бы состоять из 4 катренов, объединение же автором 1 и 2, 3 и 4 четверостиший, видимо, сделано намеренно, из композиционных соображений: 1 и 2 катрены рисуют движение воды, 3 и 4 – мысли человеческой.

В каждом катрене наблюдаем опоясанную (охватную) рифму, т. е. рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки в четверостишии. Такой способ рифмовки в русской литературе встречается нечасто. Эта интересная, изысканная форма гармонична содержанию, подобна движению фонтана. Изобразительность способа рифмовки подчеркивается следующим фактом: в каждом катрене 2 и 3 строки заканчиваются мягкой, деликатной женской клаузулой, а 1 и 4 – мужской, что придает каждому катрену завершенность, законченность. Последний ударный слог в четверостишии – некая точка, вывод из сказанного. В итоге все стихотворение звучит весьма убедительно, суждения автора претендуют на истинность.

8) Символика.

В стихотворении Ф. И. Тютчева достаточно символических, многозначных элементов. Это и образы-символы (фонтан – символ вечного, неостановимого движения, «длань незримо-роковая» - символ любых пределов, трудностей на пути к цели и т. д.), и, к примеру, цифра 4, нашедшая пластическое воплощение в разных элементах текста. В стихотворении 4 четверостишия, оно написано четырехстопным ямбом, в кульминационных 14 и 15 стихах – 4 «р» и 4 «л», наконец, сам образ фонтана (водомета) встречается четырежды (включая название). Символика четверки обращает нас фундаментальным, всеохватным образам: 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца креста,4 стадии жизни человека и т. д. Четыре – символ целостности, организации, совершенства, целостности. Видимо, в этом нашли отражение философские и религиозные взгляды поэта-мыслителя, даже словом своим стремящегося к совершенствованию мира.

9) Образ лирического героя.

В стихотворении встает образ лирического героя, безусловно, близкого автору. Это мыслитель, для которого высшая ценность – разум человека. Он восхищается величием мира, космоса, бога и скорбит о невозможности постижения человеком всех тайн бытия. При этом лейтмотивом стихотворения становится мысль о необходимости дерзать, постоянно рваться к небу, запредельному, тем самым неуклонно приближаться к истине. В этом нас убеждает исследование других аспектов поэтического текста.

Идея стихотворения (вывод по итогам эвристической беседы). Резюме ученого совета.

  • O Мир прекрасен и удивителен.
  • O Мысль человеческая пока не всегда способна проникнуть в тайны мироздания.
  • O Нельзя опускать руки, надо всегда стремиться узнать больше, приблизиться к истине. В этом есть обретение человеком некой божественной сущности.

3) Подведение итогов работы (слово учителя).

В завершение разговора отмечаем то следующее:

  • Анализ текста подчеркивает гармоничность, соразмерность всех элементов стихотворения.
  • Внимательное его прочтение позволяет понять в тексте то, что скрыто от взора невнимательного читателя.
  • Лирическое произведение, талантливый художественный текст вообще и поэзия Ф. И. Тютчева в частности требуют не менее талантливого читателя.
  • Даже если сегодня у нас не все получилось, если фонтан нашего коллективного разума не достиг истины, мы все равно молодцы уже в силу своей попытки узнать больше, приблизиться к истине.
  • Благодарю всех за работу.

Рефлексия.

Продолжи начатое предложение (опорные слова записаны на доске).

  • Было трудно...
  • Я научился...
  • Показалось интересным...
  • Мои ощущения...

Самооценка учащихся (запись в дневнике).

4) Домашнее задание

Составь по итогам урока список вопросов, на которые ты хотел бы получить ответы.

5) Поощрение.

В качестве награды за активную, плодотворную, творческую работу учащихся звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил Вас...».

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан . Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
  • Смысл

    Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

    И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

    Средства художественной выразительности

    Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

    С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

    Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
 


Читайте:



Правдивый гороскоп для Водолеев

Правдивый гороскоп для Водолеев

В середине осени многие из вас пройдут через процесс трансформации, ведь Венера и Марс находятся в восьмом доме Водолея. Это непростой процесс,...

Молитвослов богородице дево радуйся

Молитвослов богородице дево радуйся

Чудо молитвы «Богородице Дево, радуйся» В христианстве есть множество молитв, которые считаются чудотворными. Одна из них - молитва «Богородице...

Изгнание иисусом торгующих из храма

Изгнание иисусом торгующих из храма

Ин. II, 13-25: 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели...

Мотивация труда персонала в организации

Мотивация труда персонала в организации

Вконтакте Одноклассники Из этой статьи вы узнаете: Как разработать лучшую систему мотивации персонала Как разработать систему мотивации...

feed-image RSS