Разделы сайта
Выбор редакции:
- Храм у Соломенной сторожки: история и фото
- Святыни Европы: Польша — Ченстоховская Все о ченстоховской иконы божией матери
- Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках
- Русские женские имена, начинающиеся на буквы е, ж, з, и
- Смоленская икона божией матери, именуемая "одигитрия"
- Рецепт теста для пиццы от оливера джеймса
- Блюда для стройняшек или как приготовить диетические бутерброды Бутерброды с хлебцами для диеты
- Десерт из фруктов: маринованная груша Маринованные груши на зиму рецепты без стерилизации
- Перец жареный консервированный
- Реферат: Основные правила и принципы ведения спора
Реклама
Церковь на лазаревском кладбище. Историческая справка: Храм Сошествия Святого Духа Церковь схождения святого духа |
Фото 1927 г. Площадь Пречистенских Ворот. Справа - Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот. Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве - первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева. В доме № 6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С. М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А. С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал. Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.
Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.
В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.
На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов. Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве. Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637). Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков). Висевший на звоннице церкви особый - «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.
До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.
Эта церковь, которую можно отнести к раннему классицизму (хотя элементы барокко, несомненно, так же присутствуют) имеет богатую и интересную историю, уходящую корнями в середину XVIII века, поэтому она интересна не только с архитектурной точки зрения. Лазаревское кладбище В 1758 году императрица Елизавета Петровна
распорядилась об учреждении в Москве за пределами городской черты первого в первопрестольной общегородского кладбища, предназначавшегося для захоронения бедняков, нищих, бездомных бродяг и прочих люмпенов, в том числе и преступников.
Впрочем, в Марьиной роще и прежде хоронили всякого рода безродных людей, поскольку мест для них на московских кладбищах при церковных приходах и монастырях давно уже не было. Да и сама эта, тогда ещё подмосковная, местность пользовалась не самой лучшей славой (даже во второй половине
XIX
века о ее населении говорили так: «В Марьиной роще - люди проще»).
Да что там
XIX
век! Помните, как в культовом фильме режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», уголовник по кличке Кирпич (замечательная роль С. Садальского), отвечает на вопрос Жеглова (В. Высоцкий) о месте, где может скрываться Фокс: «Мало ли «малин» в Марьиной роще!»? А ведь действие в фильме происходит в 1945 году.
Один из самых высоких уровней преступности и, соответственно, концентрации криминального элемента в ближайшем к Москве предместье (впрочем, и в самой Москве таких мест хватало, достаточно вспомнить хотя бы Хитровку) делал Марьину рощу одним из самых подходящих мест для «божедомки» - так называли места захоронения всяческих отбросов общества, бедняков и неопознанных трупов, которых часто закапывали в общих могилах. Поэтому выбор московскими властями именно Марьиной рощи для организации общегородского погоста для представителей низших слоев московского общества нисколько не удивителен. Но какими бы не были «клиенты» этого кладбища, по православным традициям их нужно было отпевать. Для этого на кладбище выстроили скромную деревянную церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря (того самого, которого Иисус воскресил через четыре дня после его смерти - см.: Ин.11:1-45). Эта церковь долго не просуществовала, но именно от нее и получило название кладбище в Марьиной роще. Кстати, одна из улиц в непосредственной близости от этого кладбища, которого уже давно не существует, до сих пор называется Лазаревской . Те, кто считает, что она получила свое имя в честь знаменитого русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды, сильно заблуждаются. Единственным в Москве кладбищем для бедных Лазаревское было недолго.
Московская чума вызвала бунт, на усмирение которого императрицей Екатериной
II
был отправлен ее бывший фаворит Григорий Орлов
.
И здесь он проявил себя наилучшим образом, не ограничившись карательными действиями по подавлению бунта. Им были предприняты вполне разумные меры по предотвращению распространения эпидемии, в том числе и организация специальных мест для захоронения тысяч ее жертв.
Современный храм В 1782 - 1786 гг. на средства состоятельного купца, московского чиновника (с небольшим чином титулярного советника) Луки Ивановича Долгова
был построен и освящен новый каменный трехстолпный храм Сошествия Святого Духа
.
Дом Л. И. Долгова , как это не удивительно, сохранился до наших дней (проспект Мира, д.16, стр.1): Архитектором храма стал Елизвой Семенович Назаров
(1747 - 1822), о котором хотелось бы рассказать несколько подробнее.
К числу строений Е. С. Назарова относятся: - Странноприемный дом графа Шереметева
(Шереметевская больница; ныне Институт скорой помощи им. Склифософского):
- Знаменская церковь Новоспасского монастыря: - Дом Ф. Ф. Набилкова
(проспект Мира, д. 50):
И, конечно же, церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской Армии, д. 12, стр. 1). Кстати, Е. С. Назаров был похоронен именно на Лазаревском кладбище. Впрочем, вполне достоверной является версия, что проект храма принадлежит самому В. И. Баженову , а его ученик Е. С. Назаров был лишь смотрителем при возведении церкви. В пользу этой версии говорит то, что В. И. Баженов был женат на дочери заказчика храма Л. И Долгова. Да и сама архитектура храма Сошествия Святого Духа более соответствует стилистике Баженова, нежели тем постройкам Назарова, в авторстве которых нет никаких сомнений. Эскиз западного фасада храма: Но независимо от того, кто именно являлся автором храма, он получился очень интересным. Он выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим фонарем с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная сначала была намного меньше той, которую мы видим теперь (она была увеличена в 1902 - 1904 гг. по проекту архитектора С. Ф. Вознесенского
).
С запада трапезная заканчивается четырехколонным портиком с двумя колокольнями по бокам.
Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных, что делает этот храм уникальным в архитектурном аспекте. Храм был расписан итальянскими художниками Антонио Клаудо (автором сохранившихся фресок Донского монастыря) и Джованни Скотти . После завершения строительства храма на Лазаревском кладбище статус этого погоста значительно повысился. В XIX веке это кладбище уже не было только лишь «божедомкой». Так на нем были похоронены С. Н. Сандунов (в 1820 г.), мать Ф. М. Достоевского (в 1837 г.), жена В. Г. Белинского (в 1890 г.) и художник В. М. Васнецов (в 1926 г.). В 1917 году для храма, как и для всей страны, наступили трудные времена. Впрочем, проблемы начались еще до того как к власти пришли большевики.
Богослужения в храме продолжались до начала 1930-х годов. Храм Сошествия Духа Святого был включен в список объектов, подлежащих сносу. Но его спасло то, что даже атеистическая власть не могла не признать его уникальность, и отнесла его к «памятникам архитектуры первой категории». Впрочем, это не помешало совершенно варварски использовать здание церкви, в которой расположились общежитие, школа, а также мастерские Театра оперетты, что, конечно же, никак не могло способствовать сохранности храма. Лишь в 1991 году храм был возвращен РПЦ, но даже после этого в нем еще несколько лет продолжала функционировать репетиционная сцена театра. В настоящее время храм восстановлен полностью (по крайней мере, он сейчас внешне выглядит вполне достойно памятника, признанного объектом культурного наследия федерального значения). А вот судьба Лазаревского кладбища была иной. В 1934 году кладбище было закрыто, а еще через три года могилы сравняли с землей бульдозерами. На территории бывшего Лазаревского кладбища был устроен детский парк, ныне носящий название «Фестивальный»
, а через часть кладбища сейчас проходит оживленная автомагистраль - Сущевский вал.
Детский парк на месте кладбища (фото 1936 г.): Это только первая часть статьи
о храме Сошествия Святого Духа в Марьиной роще.
Так что, продолжение следует
.
В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому. В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма. В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни. В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной. В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви. II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период. В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам. В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса. В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение. В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы. Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.) III этап. Восстановление храма. Современное состояние. В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику. В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа. В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя. В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой», г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители. В 2001 году было совершено первое богослужение — всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма. В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы. В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г. В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения. Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре. В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского. В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных. Храм Сошествия Святого Духа, Пасха 2013 г. Храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище — довольно популярное среди православных христиан место. Ежегодно многие люди стараются посетить намоленную территорию этой святыни, дабы избавиться от болезней и попросить Господа о здравии для себя и близких. Сам храм, как и территория, на которой он построен, имеет свою историю. Сегодня храм на Даниловском кладбище представляет собой не только сакральную, но историческую, а также архитектурную ценность. К возникновению храма, как и самого Даниловского кладбища, привела огромная стихийная беда, которая настигла Москву в 18 веке. Во второй половине столетия горожане начали массово умирать от чумы — неизлечимой болезни, забиравшей жизни в считанные дни. Дошло до того, что москвичи начали умирать сотнями, а то и тысячами человек в день. Местные власти не могли справиться с этой проблемой, и вынуждены были обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям. Императрица Екатерина послала в город для решения проблемы своего фаворита, графа Григория Орлова, который был вхож во все государственные учреждения и высшим распоряжением императрицы имел компетенцию принимать экстренные меры. В виду постоянно растущего количества умерших возникла необходимость открывать новые кладбища. Одним из них оказался погост на территории Данилова монастыря. Сам монастырь был очень древним, его окрестности, как и само здание, обветшали. Поэтому в 1772 году было принято решение построить там новую церковь в честь херсонских мучеников. Когда и эта постройка обветшала, местные меценаты скооперировались и спонсировали строительство нового храма. Благодаря денежным вложениям дворянских фамилий Голофтеевых, Солодовниковых, Зубовых и Лепешкиных было начато строительство новой святыни. Строительство храма длилось на протяжении 9 лет. С 1929 по 1838 год над проектом трудились строители, архитекторы и живописцы. Главным архитектором был Ф.М.Шестаков, автор таких архитектурных произведений, как храм Вознесения Христова на Большой Никитской. Освящено новое строение было в 1832 году. В то время туда уже начали приходить местные жители для совершения молебен. Главный престол архитектурного комплекса был назван в честь Сошествия Святого Духа, второй — в честь Херсонских мучеников. Изнутри эти строения были украшены росписью талантливых живописцев. Настенные картины передают сюжеты библейских повестей. В 1901 году в окрестностях храма появилось еще одно новое строение. Над могилой местного предпринимателя Н. И. Гребенского его вдова воздвигла небольшую часовню, которая, кстати, сохранилась до наших дней. В наше время эта постройка все еще известна как часовня, куда регулярно приходят не только местные жители, но и приезжают паломники из разных регионов страны. Архитектурное преображениеВ начале 20 века внешний фасад здания и внутренние помещения сильно преобразились. Настенные росписи были дополнены новыми красочными сюжетами. Над росписью храма трудились известные живописцы. Были проведены ремонтные работы, вследствие чего снаружи здание покрыли новой краской, поменяли полы внутри и отреставрировали некоторые декоративные элементы. Была произведена замена всей утвари, о чем было написано в столичном издании «Московские церковные ведомости» за 1901 год. В 1905 году были произведены дополнительные изменения, результатом которых стало расширение крыла Херсонских мучеников. Теперь второй престол храма с архитектурной точки зрения в точности повторял очертания и элементы первого престола.
Сегодня этот архитектурный памятник является ярким образцом храмовой архитектурной традиции 18 века. В храме на Даниловском кладбище собрано большое количество православных икон, которые являются важными объектами для поклонения. Известными и чтимыми иконами являются:
Даниловское кладбищеЭто место имеет сильную энергетику, так как на протяжении целого столетия там хоронили представителей православного духовенства, хотя история этого кладбища началась значительно раньше, в 1771 году. К могилам пасторов и митрополитов, кто при жизни исцелял людей силой молитвы, и сегодня приезжают многие паломники.
В 2003 году на кладбище был погребен московский митрополит Питирим. В 2018 году к Господу отошел протоиерей, известный православный служитель Иоанн Слугин. Отдав служению в храме много лет жизни, отец Иоанн нашел упокоение в окрестных землях. |
Популярное:
Дни особого поминовения всех усопших: календарь |
Новое
- Святыни Европы: Польша — Ченстоховская Все о ченстоховской иконы божией матери
- Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках
- Русские женские имена, начинающиеся на буквы е, ж, з, и
- Смоленская икона божией матери, именуемая "одигитрия"
- Рецепт теста для пиццы от оливера джеймса
- Блюда для стройняшек или как приготовить диетические бутерброды Бутерброды с хлебцами для диеты
- Десерт из фруктов: маринованная груша Маринованные груши на зиму рецепты без стерилизации
- Перец жареный консервированный
- Реферат: Основные правила и принципы ведения спора
- Ароматное рагу и жаркое — тушёные овощи с мясом в мультиварке