Главная - Электричество 
Храмовый комплекс каджурахо. П.Олексенко

Всего каких-то пару десятилетий назад попасть сюда могли лишь несколько местных жителей, знающих про удивительные строения и храмы, яростно скрываемые, жадными джунглями Индии. Совсем недавно эти место были обнаружены широкой мировой общественностью и все желающие получили возможность посетить эти удивительные края.


Находиться это место в индийском штате, с чисто национальным названием Мадья-Прадеш. А называется оно – храмовый комплекс Каджурахо. В городок с тем же названием вас доставит самолет из Агры или Дели, но если путешествие по этой великолепной стране вас не смущает, то лучше отправляйтесь в путь на поезде.


Когда европейцы, а именно британцы впервые попали в храмы Каджурахо, то они просто вскипели от возмущения и негодования. Ведь весь этот храмовый комплекс считается самым эротическим местом на планете. Все здания, ну почти все, украшены скульптурами в совсем уж однозначных позах и позициях.


Цель, с которой некогда были возведены эти удивительные храмы, остается неизвестно, но есть много легенд преданий и ученые строят собственные теории создания комплекса. По официальной версии, считается, что правители страны, что являлись последователями тантризма, приказали выстроить храмы и украсить их совокупляющимися фигурками. Дело в том, что это направление в буддизме проповедует путь к Нирване через плотские утехи.

Один из мифов же рассказывает о боге Луны, что однажды влюбился, без памяти в земную девушку и, недолго думая, соблазнил ее. Вопреки ожиданиям, прожили они счастливую семейную жизнь, и любили друг друга, и их дети основали целую династию, называемую Чандела.


Однако после смерти матери, дети стали слушать сплетни и наговоры людей, считавших их мать падшей женщиной. Чтобы искупить ее грех, они приказали выстроить храмы и украсить их эротическими рельефами.


Говорят, что фрески, рельефы и скульптуры храмов Каджурахо вдохновили тех, кто писал Камасутру. Однако не только это делает комплекс всемирно известным.


Дело в том, что храмов тут не один, не два и не три. Джунгли хранили в своих зарослях целых двадцать два строения, посвященных различным индийским богам.


Самым известным среди них, и даже действующим до сих пор, является храм Шивы. Называется он Матангешвара и рядом с ним возвышается самая большая постройка комплекса, высотою более восьмидесяти метров. А вот наиболее эротичными можно назвать храм Лакшмани и Деви Джагдамба.

В одном из помещений храма Вишванатхи возлежит огромный Брахма, имеющий три лица, а самый древнейший из всех, Чансатх Йогини, принадлежит жестокой богине Кали, стены его гладкие и черные, он сложен из полированных гранитных плит.


Вход на территорию стоит всего пять долларов, или по курсу рупиями. И это совершенный пустяк по сравнению с тем впечатлением, которое получаешь, посетив это место хотя-бы один раз. Что интересно, если до этого, вы были в Тадж-Махале и сохранили билеты, сюда вас пропустят по ним совершенно бесплатно.


Отправляться сюда лучше всего ранней весной, в начале марта, когда вся округа завалена цветами. Именно в эти дни все местное население отмечает праздник цветов, а это поистине произведет непревзойденное впечатление.


К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

После посещения Тадж Махала и других достопримечательностей Агры, я вылетел в Кхаджурахо. Рейс был из Варанаси с подсадкой в Агре. Летело очень много европейцев, азиатов (не индусов).
1. Подлетаем к Кхаджурахо. Уже видны храмы.

2. Храмы здесь разбросаны по достаточно большой территории. Это Вишну Темпл (храм Господу Вишну). Вишну - вышний, всевышний Господь.

3. Деви Джагадамби Темпл, достаточно большой храм, посвящен жене Шивы - Парвати, кто-то говорит, что не совсем Парвати, а одной из эпостасей - Богине Кали.

4. Храм Кандарья Махадев (слева). Кандарья - пещера в переводе с санскрита. Махадев - это Шива. Самый крупный храм в Кхаджурахо, высотой с 9-ти этажный дом, символизирует гору Меру, на это горе находиться обитель Богов. Соответственно храм играет связующую роль между миром людей и Богов.

5. Прекрасными лужайками окружены храмы.

6. Эти храмы были построены 9 -12 веках нашей эры в период возрождения индуизма, связанное с правителем Чанделой, которому удалось остановить нашествие мусульманской армии.

7. Затем о храмах забыли и более 700 лет они были скрыты в непроходимых джунглях и только в 1838 г. были заново открыты англичанином, капитаном Бертом.
Слева реставрируется Матангешвар Темпл, справа Лакшмана Темпл. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну

8. Сама деревня очень маленькая, не более 5000-10000 жителей. Но место настолько популярное, что имеет международный аэропорт и сети отелей Radison и Hilton представлены здесь.
Множество туристов из Европы, Азии, да и сами индусы прилетают сюда познакомится с культурой храмовых комплектов.

9. Необычным среди храмов Кхаджурахо является храм Парвати, имеющий три купола: один в форме минарета мечети, другой - квадратная многоуровневая буддийская пагода, и третий - башня индуистского храма. Построенный позже всех, храм демонстрирует сущность единства всех религий.

10. Вишванатх Темпл.

11. Святилище Нанди Мандап. Или святилище посвященное вечному спутнику Шивы быку Нандину. Считается, что Нандин написал Кама-шастру. Что это такое? Согласно ведическим писаниям есть 4 цели жизни: Ардха (богатство, положение, друзья), Дхарма (следование закону, справедливости, обычаям, выполнение предписанных обязанностей), Кама (получение удовольствий, чувственных наслаждений), Мокша (освобождение от круговорота жизни и смерти). Кама-шастра содержит полные знания о процессе достижения Камы, о том как гармонично получать удовольствие от жизни. В оригинале сейчас утеряна. Сохранилось около 2000 шлок (предложений) из 640000. Кама-сутра же написана в 3-5 веке нашей эры мудрецом Ватьсьяяной, возможно написанную по мотивам кама-шастры.

12. Храм Кандарья Махадев. Его часто называют "застывшая в камне кама-сутра".

13. О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным-давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Когда он был признан правителем, то увидел во сне свою мать, которая умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и вызывающий понимание пустотности человеческих желаний.

14. Читрагупта Темпл. Храм Богу Солнца - Сурье. Одной из особенностью храмов в Кхаджурахо, является массивная платформа на которых стоит основное сооружение.

15. Читрагупта Темпл в профиле.

16. Деви Джагадамби Темпл.

17. Храмы гармонично вписаны в природу, являясь ее естественным продолжением.

18. Входы всех храмов выполнены с восточной стороны.

19. А это Восточный комплекс храмов, который включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха.

20. Вишну Темпл.

21. Турист впечатляется.

22. Джайнистские храмы.

23. В индуистские храмы заходят только босыми.

24. Мифический ласкающий лев - сандел.

25. Шива-лингам. Символ Шивы, мужского начала во вселенной. Покоится на йони (Парвати) или женском принципе вселенной. В Индии очень распространен культ Шивы и соответственно почитания шива-лингама. Есть история, что мудрецы прокляли Шиву, за то что он соблазнял их жен, сказав, что поклонятся будут не ему (Шиве), а его члену.

26. Это храм Вамана Дева. Воплощение Господа Вишну в виде карлика, который избавил вселенную от демонов.

27. Подобными горельефами заполнены все храмы и внутри, и снаружи. И только по атрибутам можно определить. что это за Богиня, Полубог. На этом фото изображенна Богиня процветания Лакшми, жена Вишну.

28. Шестирукий.

29. Ганеша.

30. Апсара.

31. Романтическая пара влюбленных - митхуна.

32. Слева апсара вытаскивает занозу из ноги. А справа изображен полубог Камадев (Купидон в древнегреческой мифологии), со стрелами любви.

33. Поз изображенных на стенах храма намного больше, чем описывает кама-сутра (64 позы).

34. Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты.

35. Это сикхара (самая высокая часть храма, размещенная над святилищем).

36. В больших храмах расположены балконы, одна из функций которых - это вентиляция,а другая - свет через окна попадает в святилище.

37. Вообще горельефы изображают апсар, полубогов, правителей с семьями, животных.

38. Правитель Чандала построил 85 храмов, сейчас их осталось 22.

39. Апсар насчитывается множество, они способны угрожать людям, насылать на них любовное безумие. На небе апсары прислуживают богам, но соблазняют асур, небесных демонов, которые, однако, отказываются взять их в жены. Апсары соблазняют и людей-аскетов и выступают, таким образом, в роли куртизанок-танцовщиц. Они также ублажают на небе воинов, павших героями.

40. Эти храмовые комплексы являются всемирным наследием ЮНЕСКО.

41. Красивые орнаменты и резьба на храме Бога Солнца.

42. Есть несколько версий почему же эти храмы имеют такой ярко выраженный эротический оттенок. Согласно одной из них, в тот период секс был общедоступной темой.

43. По другой, скульптуры служили обучающим целям, молодежи прививалось естественное отношение к сексу, как к неотъемлемой части жизни.

44. Третья версия, говорит о том, что положение эротичных скульптур на нижних ярусах храмов, показывает реальное положение половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

45. Возможно, это храмы тантриков. Существуют и по сей день в Индии секты тантриков, которые практикуют ритуальный сексуальный акт с целью соединения духовного знания и физического удовольствия. Таким они видят альтернативный путь к достижению освобождения.

46. Пятая версия предполагает, что эти горельефы являются иллюстрациями к кама-сутре.

47. Версии интересные, но я думаю, что многие из них не выдерживают критики и навязаны в колониальный период. Сами индусы больше склоняются к пятой версии, все-таки Кама - это одна из целей, неотъемлемая часть нашей жизни.

48. Есть интересное изречение, которое написано на санскрите на одном из храмов Бога Солнца в Корнаке, где тоже есть элементы эротики в горельефах: "Стремление души - порождает дружбу, поклонение ума - вызывает уважение, а тело жаждет близости. Соединение этих трех, порождает любовь."

49. Глядя на лица статуй, кажется, они не получают никакого удовольствия от того, чем они заняты. Или может быть они просто вышли за пределы удовольствия.

50. Еще одна деталь, сцены изображающие любовные игры находятся только снаружи храма, внутри их нет. Возможно это глубоко символично, нужно пройти через страсти для обретения божественного видения.

51. У скульпторов Кхаджурахо были натурщицы, утверждают ученые, потому как такие позы придумать просто невозможно. Каждая из этих поз вполне реальна.

52. И, кроме всего прочего, в скульптурах Кхаджурахо великолепно соблюдены пропорции, утверждают местные исследователи.

53. Слева изображен Ямарадж, Бог смерти. С головой быка, он держит в руках мистические веревки и крюки, которыми он или его слуги цепляют душу во время смерти и затаскивает в ад.

53. Подборка. Обратите внимание на правый нижний угол, второе фото внизу от края. Как сказал местный смотритель: "Very difficult posture". Очень сложная поза. Прежде чем полноценно осваивать кама-сутру адепт должен пройти очищение тела и ума. Тело должно стать гибким, сильным благодаря занятиям хатха-йогой.

55. Джайнистский храм Шантинатх.

56. Джаинизм религия сродни буддизму, даже их святыни часто находятся вместе. Например, в Сарнатхе, в городе, где Будда дал свою первую проповедь. И мне сложно было отличить скульптуру Будды, сидячему в позе для медитации и скульптуру представителя джаинизма. Единственное отличие - это форма подбородка и скулы.

57. Многие элементы заимствованы из индуизма, поэтому когда буддизм около 1000 лет назад стал менее популярен в Индии и ушел в Тибет и на восток, его место занял джаинизм.

58. Этот храме был перестроен век назад, много компонентов было взято из старых святынь.

59. Все учителя джайнизма изображены голыми, это их традиция. Еще их можно увидеть с марлевой повязкой на рту, дабы насекомое не залетело. И есть такие ортодоксы, которые ходят с метлой и подметают себе дорогу, разгоняя возможных живых тварей на пути, чтобы не раздавить. Основной принцип ахимса - не причинение вреда всему живому.

60. Джайнистские храмы.

61. Напоследок мы заехали в магазин, где производят и тут же продают точные копии горельефов храмов Кхаджурахо.

62. Все очень натурально, и никакой самодеятельности, только то что есть на храмах.

63. Любовные пары.

64. Цены очень серьезные для Индии, маленькая статуэтка, высотой 10 см, стоит 80 $.

65. Такая Индия...

Каджурахо, находится в 600 километрах от Дели (на юго-востоке страны). Раньше этот город был столицей государства Шанделлы. В период развития Каджурахо были построены 85 древних храмов. До нашего времени сохранилось только часть древних строений - 22 храма.

Эти храмы были открыты только в 1838 году англичанином Бартом. Стоит сразу сказать о том, что исследователь был просто поражен откровенными сценами найденных старинных скульптур и наскальных изображений, которые украшали стены Храмов.

Одна из известных теорий индийской религии гласит: «Чувственное удовлетворение помогает прийти к освобождению души намного быстрее, нежели его запрет».

Древние мастера-зодчие сумели возвести величественные древние храмы, которые отличаются великолепием, красотой, прочностью и долговечностью. Как они построили такие сооружения, имея примитивные инструменты? Возможно, зодчие владели особенными строительными технологиями?

На стенах древнего индийского храма Кама сутры изображены сцены свадьбы Бога Шивы и его супруги Богини Парвати. Знаменитый трактат Кама сутра был создан именно по сценам божественной свадьбы. На стенах старинного сооружения, сексуальные игры изображены в очень откровенных и мельчайших деталях.

Сексуальные сцены Богов символизируют их творческую силу. Древние индусы считали, что слияние мужчины и женщины является признаком глубокой религиозности и истинной веры. Людям, которые живут в других странах очень сложно понять эту древнюю сексуальную культуру.

Приезжая в Каджурахо, путешественники в первую очередь начинают изучать древние индийские Храмы Кама сутры и даже если эти экскурсии сопровождаются дождем и раскатами грома, туристы все равно остаются под сильным впечатлением, потому как подобное не встречается больше нигде.

Каждая стена храмов представляет собой подробнейшую эротическую картинку. Удивительно, насколько богатой была фантазия у древних индусов в сексуальном отношении.

В любом случае древние Храмы Кама сутры существуют и все желающие могут увидеть эти старинные священные строения своими глазами. Только ради этого придется проделать немалый путь, но Храмы Кама сутры этого стоят.

Фотографии

). Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в IX-XII веках нашей эры. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Город Кхаджурахо был культурной и религиозной столицей династии Чандела . Изначально было построено 85 храмов и многочисленные дополнительные постройки. Светских построек в Кхаджурахо не сохранилось.

Упоминания о династии Чандела теряются после XIII века. И Кхаджурахо оказался потерянным для мира. Только в 1838 году британский инженер проник через джунгли и открыл удивительное место под названием Кхаджурахо заново.

Сейчас сохранилось только 25 храмов, весь комплекс рассредоточен на площади 21 км². Кхаджурахо - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

    ✪ ПРИСУТСТВИЕ: КХАДЖУРАХО - Храм Любви (Индия)

    ✪ Жизнь настоящей Индии!!!Интересно!Индийская деревня и школа в Кхаджурахо.

    ✪ Все об индийских поездах. Кхаджурахо - Гоа. Сутки на поезде.

    Субтитры

Искусство и архитектура

Кхаджурахо представляет собой кульминацию развития средневековой архитектуры в северной Индии. Храмы посвящены шиваизму , вишнуизму и джайнизму .

У большинства храмов общий замысел и план, различия только в деталях. Все храмы симметричны относительно оси восток-запад. Три храма построены из гранита: Чаусатх-ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви. Все остальные храмы Кхаджурахо сделаны из песчаника , цвет камня варьируется от тёмно- до светло-жёлтого, встречается розовый. Материал для строительства добывали в городе Панна на восточном берегу реки Кен.

Особенности храмов Кхаджурахо

  • компактность;
  • вытянутость вверх;
  • отсутствие стен вокруг храмов;
  • высокие платформы-террасы (джагати);
  • храмы окружены открытой галереей;
  • храмы богато украшены скульптурой.

Неотъемлемые элементы плана храмов

Внешний вид храмов

В больших храмах боковые трансепты украшены окном с балконом для вентиляции. Над балконами размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены из жизни богов. Свет из окон освещает внутренний центральный зал.

Храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших храмов имеют дополнительные святилища по четырём углам платформы.

У храмов подчёркнуто высокое основание - платформа-терраса. По её периметру размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют друг друга, как кадры из фильма о жизни династии Чандела .

Стены храмов покрыты двумя и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется в каждой статуе с её утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура - самая притягательная особенность Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются своды, которые состоят из серии пиков. Древние описания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш или Меру . Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом портиком) до самого высокого - сикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

Внутреннее устройство храмов

Вход-портик - продолговатый проход в вестибюль (мандапу). Он богато украшен круговой гирляндой из камня. Орнамент состоит из любовных пар, красивых цветов и мифических животных. В мандапе пространство расширяется. Вестибюль украшен балюстрадой (какшасаной), резным потолком, колоннами и пилястрами.

Центральный зал (маха - мандапа) - закрытое помещение внутри боковых трансептов. В больших храмах в центре зала размещено квадратное возвышение (антарала) с колоннами по углам, которое преграждает прямой путь к святилищу. Вход в святилище всегда богато украшен. Внутри святилища находится статуя или лингам бога, которому посвящён храм.

Интерьер храмов поразительно богато декорирован деталями, изобилует скульптурой. Потолок украшен искусным геометрическим рисунком. Самый знаменитый элемент внутреннего убранства - поддерживающие фигуры апсар - восхитительных нимф. Апсары, являющиеся шедеврами средневековой скульптуры, изображены в чувственных позах и идеально отполированы. На фасаде святилища чаще всего помещают две или три группы статуй - точные копии с внешнего фасада храма.

Скульптура

Скульптура Кхаджурахо берёт свои истоки из средневековой школы Ориссы , и превосходит её в изяществе изображения.
Всю скульптуру Кхаджурахо можно разделить на пять основных категорий.

  • Первая категория включает религиозные изображения. Они сделаны только вдоль фасадов храмов, в строгом согласовании с канонической формулой и предписаниями.
  • Вторая категория состоит из богов, их слуг и окружения. Встречается в нишах на стенах, а также в больших и средних рельефах на фасадах храмов, во внутреннем убранстве. Скульптуры в нишах выполнены строго и канонически. Позы остальных фигур богов и богинь более свободны. Отличить богов можно только по особым признакам: головному убору, священному предмету в руках, украшениям на всём теле, ездовому животному и бриллиантам на груди.
  • К третьей категории относят апсар и сура-сундарис. Это самая известная и многочисленная часть скульптуры Кхаджурахо. Встречается в больших и средних рельефах на фасадах храмов, на внутренних стенах, колоннах и потолке. Сура-сундарис - изящная нимфа в прекрасных одеждах и украшениях. Ей свойственны человеческие эмоции в обычных женских делах. Она может раздеваться, зевать, почёсывать бок, трогать грудь, умываться водой, вытаскивать занозу из ноги, ласкать ребёнка, играть с домашним питомцем, писать письмо, играть на флейте. Апсара изображается танцующей в различных позах. Как слуга богов она может держать в руках цветок лотоса, зеркало, сосуд с водой, благовония, орнаменты и другое. Статуи сура-сундарис и апсар изображают в соответствии со строгими канонами: голова наклонена в одну сторону, тело в другую, а ноги в третью; очень чётко выделен взгляд.
  • Четвёртая категория - светская скульптура: правители и их семьи, учителя и ученики, домашние сцены, танцоры и музыканты, эротические пары и группы.
  • В пятую категория входят скульптуры животных, включая мифических. В основном это слоны, верблюды, кони, кабаны, обезьяны, собаки, попугаи и другое.

Эротическая скульптура Кхаджурахо

Во всем мире эротическая скульптура является символом Кхаджурахо. При своём разнообразии форм и изяществе исполнения она, естественно, привлекает внимание. Встречается на фризах платформ, а также в больших, средних и малых рельефах на фасадах храмов. Часто любовные пары помещены в местах архитектурных соединений между отдельными архитектурными элементами храмов на фасаде здания (например, соединение святилища с центральным залом), чему очень часто придают символическое значение космического единства. До конца неизвестно отношение к эротической скульптуре во времена правителей Чандела .

  • Согласно первой версии, секс был общедоступной темой в данном обществе в тот период времени.
  • Вторая версия утверждает, что статуи иллюстрируют древние тексты Камасутры . Сцены показывают эротическую практику в центральной средневековой Индии в сектах, которые включали в сексуальный акт ритуальный символизм. В соединении йоги (духовного знания) и бхоги (физического удовольствия) видели альтернативный путь к достижению освобождения. Контроль удовольствия - как путь к спасению.
  • Третья версия предполагает, что размещение эротической скульптуры имело обучающие цели. Скульпторы подавали пример новому поколению в естественном отношении к сексу, как к неотъемлемой части жизни.
  • Четвёртая версия предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов имело целью показать реальное место половых отношений в иерархии истинных ценностей человека.

В древних трактатах по архитектуре пишут о любовных парочках птиц, животных, людей, как о символе счастья и благополучия.
Также в искусстве Индии встречаются более ранние изображения влюблённых пар, к примеру скульптуры из терракоты периода Шунга и так же искусство скульптуры более позднего периода в городах Амаравати и Матхура.. Самый поздний период строительства представляют храмы Вамана, Адинатха и Джавари, более скромные по размерам, но не менее изящные.

Восточная группа храмов находится рядом с деревней Кхаджурахо. Включает в себя три брахманских храма: Брахмы, Ваманы и Джавари, три джайнистских храма: Гхантай, Адинатха и Паршванатха. Брахманские храмы размещены ближе к озеру.

Южная группа храмов

Южная группа храмов включает два храма: Дуладео и Чатурбхуджа. Большая статуя Ханумана (бога обезьян) находится на середине пути между западной группой храмов и деревней Кхаджурахо.

 


Читайте:



Условные предложения в английском языке

Условные предложения в английском языке

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, Предложения с I wish являются условными, но стоят особняком от остальных . По одной простой...

Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках

Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках

Т. С. Есенина Зинаида Николаевна РайхИмя Зинаиды Николаевны Райх редко упоминается рядом с именем Сергея Есенина. В годы революции личная жизнь...

Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка

Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 –...

Русская семёрка Издательство русская семерка

Русская семёрка Издательство русская семерка

Война 1812 года стала первой, по окончании которой награждали женщин. По указу от 8 февраля 1816 г. медалью «В память отечественной войны 1812...

feed-image RSS