Главная - Отопление
Художественные особенности поэмы «Облако в штанах» В. В

«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.

В начале произведения Маяковский описывает, как мучительно ожидает герой свою возлюбленную, он так предвкушает эту встречу, что даже, « у нервов подкашиваются ноги!». Его не слушаются мысли, и он не в силах совладать с собой, ему начинает казаться, что даже дождинки гримасничают, будто издеваются. Внутри него бушует неудержимый накал эмоций, время течет немыслимо долго, настолько долго, что он перестает его чувствовать, и хочется просто кричать.

Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного

Долгожданная встреча с возлюбленной мимолетно опустошает его сердце, ведь герой узнает, что Мария в скором времени выходит замуж. В один момент девушка смогла потушить величественный пожар эмоций в его груди. Внешне кажется, что он ничего не чувствует, но в его душе образовалась дыра, он называет это «пульсом покойника»

Влюбленный юноша не хочет забывать Марию, говорит, что боится забыть её имя, так же, как поэт боится забыть слово, равное величием Богу. Так он разочаровывается в любви и переходит к политике.

Далее высмеиваются исторические личности, государственный строй и бездарная ведомая толпа, герой убежден, что все эти жалкие людишки не умеют по-настоящему любить, они путают любовь с грязью и похотью. Он хочет забыться в гневе обличения, но все равно наступает на больное.

В конце концов, лирический герой разочаровывается в Боге, Творец является для него бессильным, даже он не может его понять, увидеть, как кровоточит его сердце, как его настигают отчаяние, разочарование и одиночество.

Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик

Но мысли о Марии все еще продолжают отравлять его сознание, он кричит о своей любви, хотя уже понимает, что это напрасно, так как вместе с чувствами в нем рухнули все сдерживающие его основы мировоззрения. Герой грезит о революции во всех сферах жизни и готов посвятить всего себя перестройке всего живого.

Смысл названия

Название «Облако в штанах» Маяковский дал поэме после того, как изначальное не пропустила цензура. Сперва произведение имело название «Тринадцатый апостол», но, не захотев оказаться на каторге, автор его изменил. «Облако в штанах» — это сочетание легкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни, поэт гениально совместил несовместимые характеры и образы.

Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —

буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Сильный и уверенный в себе мужчина под действием мучительных эмоций и горячего чувства любви в один миг становится мягким и невесомым, легким и бесформенным. Внешне он все так же суров и спокоен, эти качества присущие мужскому полу, Маяковский приводит в сравнении с грубыми штанами. Облако, которое в них одето, является отражением внутреннего мира лирического героя, который находится в подвешенном состоянии. Он нежен и чуток, у него нет сил на то, чтобы изменять то, что происходит вокруг.

Композиция и жанр

Жанр произведения «Облако в штанах» мы уже давно определили и убедились, что это поэма. Но также важным будет узнать, что она имеет форму тетраптиха.
Тетраптих — это произведение искусства, которое вмещает в себя 4 части, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.

Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.

Во второй части поэмы речь пойдёт о поэзии и творчестве, которое гибнет в буржуазном обществе, но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
В третьей и четвёртой частях Маяковский выражает протест уже всему старому строю, он находит именно его причиной всех человеческих бед.

Образ лирического героя

Герой в поэме «Облако в штанах» насыщен настоящими чувствами и переживаниями самого автора. Маяковский позволяет ему перенять многие его черты, получается, что, поэт таким способом пытается выразить собственное «Я». Рассказчик представлен нам романтичным и чутким, нежным и ранимым, но в то же время он сильный мужчина, который имеет свою личную и уверенную позицию. Образ построен на неком контрасте, который характеризует его, как яркого и эмоционального человека, который не собирается терпеть людскую ничтожность, он будет упорно кричать и бороться за счастье и лучшее будущее не только для себя, но и для других. Он намеревается повести их за собой, обагрив сердца кровью своего сердца, которое болит за судьбу отечества.

Но его образ нельзя называть исключительно бунтарским, ведь им также движут горячие чувства к любимой девушке, к жизни, он переживает огромный внутренний взрыв, который ранит его до глубины души. Это значит, что герой умеет по-настоящему любить, и любит так, как никто из его окружения.

Характеристика главных героев

В поэме «Облако в штанах» не так много действующих героев, они уникальны, образы некоторых из них даже можно назвать двойственными. Маяковский неспроста называет лирическую героиню Марией. В четвёртой главе происходит ненавязчивое сравнение её образа с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины, то есть имя возлюбленной рассказчика олицетворяет божественную, неземную любовь. Но девушка отвергает героя, она заставляет страдать его душу, кричать и молить о любви, и, по сути, предает его, продает, как Иуда. Для нее деньги играют важную роль, она понимает, что герой не сможет одарить её богатством, поэтому, она меняет настоящие чувства на материальные блага.

Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака

Такая особенность представления образа также касается образа Бога в поэме. В самом начале герой просит у него помощи, он считает его величественным, способным подарить ему право на взаимную любовь. Но выходит так, что небеса предают его, к герою приходит разочарование в их силах. Творец уже не так могуч и всевластен, как раньше.

Религиозные аллюзии

Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.

Тематика

  1. Безусловно, первой и самой главной темой поэмы Маяковского «Облако в штанах» является тема любви, безответной и мучительной. Она напрямую пересекается с остальными темами, которые автор рассматривает в произведении: одиночество, отвержение морали и политики и даже атеизм. Лирический герой страдает от неразделенной любви, и эти мучения приводят его к отрешению от собственных мыслей и убеждений.
  2. В третьей части поэмы поднимается тема несогласия с политическим устройством, герой буквально кричит «долой ваш строй!». Рассказчик остро ощущает, как масса серых и очень похожих друг на друга людей своими руками порождает войны и насилие, но он противопоставлен этому миру, в его сознании идет борьба со всем, что его окружает.
  3. Кризис религии в начале 20 века тоже занял свое почетное место в лирике русского модерниста. Он иронически снижает образ Бога, сводит его вымышленную власть до абсурда. Герой верит теперь только в свои силы и смиряться не собирается.
  4. Также поэт поднимает тему искусства, заявляя о своей эстетической позиции: он хочет стать голосом улицы, а не элит с их розами и соловьями. В новом веке есть проблемы поважнее. Он воспевает народ и его пролетарскую сущность, а классиков (Гомер, Гете) за авторитет признавать отказывается: прошло их время. «Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете» — автор хочет сказать, что насущные, реальные проблемы трудяг с улиц гораздо важнее абстрактных философских вопросов. Их он и будет описывать.
  5. Не может остаться незамеченной и тема революции, автор называет себя ее предтечей. Он «распял себя на кресте» ради того, чтобы очистить душу кровью страдания и взять в руки как знамя. То же он намеревается делать с читателями поэмы, чтобы они встречали переворот с очищенными помыслами.
  6. Можно заметить, что в каждой из частей поэмы ведущей является тема любви, однако её дополняют и другие мысли. Сперва лирический герой разочаровывается в своей возлюбленной, затем в окружающем его искусстве, после он теряет веру во власть и, наконец, в религию. Таким образом, основная тема поэмы «Облако в штанах» — это все-таки разочарование. Поэт устал от окружающей его обстановки и протестует против нее, критикуя все сферы бытия. Возможно, любовная линия вообще была придумана для отвода глаз цензоров.

В чем смысл произведения?

Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии. Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима. Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.

Своеобразие поэмы

Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название. Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.

Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы. Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая .

Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».

Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц. Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики.

Проблематика

  1. В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта.
  2. Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями. Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть.
  3. На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль.
  4. Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его. Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы».
  5. Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию.
  6. И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В первой главе поэмы «Облако в штанах» рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная. Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их порывистую динамику. Ведь настоящее горе и отчаяние никогда не бывает утонченно красивым, как в сентиментальных романах восемнадцатого века. Это крик, вой, безудержный накал эмоций, лишь изредка прерываемый приступами молчаливого отчаяния.

При помощи емких художественных деталей В. Маяковский создает обобщенные портреты персонажей. Лирический герой – «жилистая громадина». Со стороны он выглядит мужественным и спокойным («бронзовый», «сердце – холодной железкою»). На самом же деле душа его мучительно просит любви и ласки.

Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое,

В женское, –

В тоске признается он.

Только очень талантливый писатель может так поэтично и в то же время откровенно рассказать об интимном. В этих метафоричных строках воплощена вся нечеловеческая боль одиночества. Лирический герой, чувствует, что его предали, даже еще не зная об этом наверняка. Он уязвлен и беспомощен. Страдания от неразделенной любви усиливаются томительным ожиданием избранницы. Нетерпение лирического героя ярко и выразительно передает поступательный ряд числительных:

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Выразительны в этом отношении и глаголы («стонет», «корчится», «горблюсь в окне»).

В. Маяковский не пишет: «Это было декабрьским вечером». Он повествует так:

Вот и вечер

В ночную жуть

Ушел от окон,

Декабрый.

И это мрачное описание еще более сгущает краски. Интересен звуковой состав подобранных слов: почти в каждом из них есть шипящие согласные. Они ассоциируются с шумом дождя и ветра и передают состояние непогоды. Таким образом, читатель догадывается о том, что делается за окном, еще задолго до того, как В. Маяковский прямо напишет об этом:

В стеклах дождинки серые

Свылись,

Гримасу громадили,

Как будто воют химеры

Собора Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери – величественное религиозное сооружение в самом сердце Парижа. В поэме много религиозных мотивов, обрамляющих исповедальный монолог «тринадцатого апостола». Но в данном случае упоминание о соборе не только усиливает богоборческое звучание поэмы, но и срабатывает как эстетически удачное изобразительно-выразительное средство. Сам собор имеет сложное и интересное архитектурное решение. На одном из ярусов его устрашающе возвышаются упомянутые В. Маяковским химеры, или гаргулии. Их жадно и хищно распахнутые волчьи пасти напоминают о каре небесной. И сам готический архитектурный стиль, в котором выполнен знаменитый Нотр-Дам, призывает к суровому аскетизму и терпению.

Вспомнить мрачную атмосферу Средневековья заставляют не менее жесткие строки:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного.

Лирический герой, потеряв возлюбленную, ощущает себя на грани жизни и смерти. Он ищет сочувствия у дождя, но дождинки серые лишь воют в ответ, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери». Поэтическое сравнение лишь усиливает глубину страданий лирического героя, придает им вселенский масштаб. Метафоры («скоро криком издерется рот») и сравнения («как больной с кровати, спрыгнул нерв») подчеркивают физический характер этой невыносимой боли – боли разбитого сердца. Картину скачущих бешеных нервов экспрессивно дополняет интерьер комнаты («двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб»).

Наконец возвращается возлюбленная, «резкая, как «нате!». Сообщая лирическому герою о своем предстоящем замужестве, вся она воплощает в себе вызов, отторжение. Тот остается внешне спокойным. Но безмерное горе его выражают метафоры («вы – Джиоконда, которую надо украсть») и сопоставления («Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий»), в основе которых лежит обращение к известным культурно-историческим фактам. «Мона Лиза» («Джоконда») – картина итальянского художника Рафаэля, непревзойденный идеал загадочности и женственности.

Страшна и трагична сцена, изображенная на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи», на которой могучий вулкан Везувий низвергает свои гибельные потоки лавы на несчастный город.

Контраст большого и маленького, использованный в начале главы, сменяется в этой сцене противопоставлением внешнего покоя и внутренней, душевной бури.

В финале главы лирический герой сообщает маме, что у него «пожар сердца». Далее эта метафора становится развернутой, и перед глазами проносится картина тушения этого пожара. Этот прием призван выразить налет легкой иронии, с которой лирический герой относится к своим страданиям. Действительно, стоит ли так переживать из-за возлюбленной, которая променяла чистое искреннее чувство на выгодное замужество.

Ход художественного времени играет в первой главе поэмы большую роль. Его течение удачно передают выразительные метафоры. Каждая из них глубоко продумана автором: вечер уходит, полночь мечется с ножом, а ночь «по комнате тинится и тинится, из тины не вытянуться отяжелевшему глазу». Эти фрагментарные описания передают смену душевного состояния лирического героя. Сначала он тревожится, потом негодует и страдает, а затем от усталости у него начинают слипаться глаза.

Художественное время и пространство в поэме взаимосвязаны. Мучительно медленное во времени для лирического героя ожидание отягощается замкнутым художественным пространством.

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Методическая разработка.

Урок – практикум в 11 классе

Учитель русского языка и литературы (высшей категории)

Брусницына Л. Г.

Тверская область

Урок – практикум в 11 классе

Образ лирического героя в поэзии В. Маяковского «Облако в штанах». (Анализ I главы поэмы)

Цель урока:

    На основе текста I главы провести анализ и поэтики раннего творчества В. Маяковского;

    Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «я», понять функцию изобразительных средств в создании образа лирического «я»;

    Обучать учащихся грамотному анализу поэтического текста; развивать умение учащихся делать обобщения и выводы, анализируя текст, видеть роль изобразительно-выразительных средств, составлять собственный связный текст.

    Развивать эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Оборудование урока: текст поэмы, портрет В. Маяковского, литературоведческий словарь (определенных литературоведческих понятий), выставка – обзор критических статей, карточки с заданиями по группам и индивидуальными заданиями.

Подготовка к уроку: В качестве домашней подготовки предлагаются следующие задания: индивидуальные сообщения: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского».

Задания по группам:

    Рассмотрим сюжет и композицию главы поэмы:

    Проследите сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний) лирического героя. Составьте сюжетную цепочку.

    Как построена глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

    Рассмотрение образов, особое внимание обратите на ведущей образ лирического героя.

Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического героя.

    Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные средства использует В. Маяковский, чтобы показать состояние лирического героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений, гипербол, пейзажных зарисовок.

    Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы. Попробуйте графически изобразить ритм I главы.

Исследуйте лексику, синтаксис, фонетику поэмы, покажите их роль.

Эпиграфы к уроку:

    Слушайте!

Проповедает,

Мечась и стеня,

Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра

    Крик последний,-

О том, что горю, в

Столетия

Ход урока

I Вступительное слово учителя

1. Выразительное чтение вступления к поэме.

2. Слово учителя:

«Так начинается поэма В. Маяковского «Облако в штанах»; уже с первых строк, обращенных к нам, ко всем тихим, спокойным, сонным, ленивым, она звучит вызовом поэта всему миру. Молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный («мир огромив мощью голоса»), но в то время нежный («не мужчина, а облако в штанах»), поэт идет навстречу всему миру.

Что его слово миру, всем нам? Кто он – этот герой, выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?»

Сегодня мы попробуем, исследуя первую главу поэмы, найти ответы на эти вопросы, разобраться, кто же он – лирический герой всего раннего творчества Маяковского. Мы с вами уже говорили об истории создания поэмы, ее идейном смысле: по выражению самого В. Маяковского, поэма «Облако в штанах» – это «четыре крика четырех частей: 1) далой вашу любовь, 2) долой ваше искусство, 3) долой ваш строй, 4) долой вашу религию.»

Но только ли браваду вызова можно увидеть в поэме? Может быть, здесь есть что-то еще? Может быть, вы увидите в лирическом герое не только бунтаря – анархиста, бросающего вызов самому Богу, но и кого-то другого, – личность раздираемую противоречиями, отчаявшуюся и от бессилия бросающую вызов всему миру?

II Но прежде чем приступить к исследованию первой главы поэмы, давайте более пристально вглядимся в 2 вопроса, ответы на которые помогут вам в работе с текстом. (Далее следуют 2 сообщения учащихся: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского», в которых обращается внимание на особенности поэтики футуристов и раннего Маяковского, на доске и в тетради выписываются понятия: архитектотика, поэтика, лирический герой, «сановитое» слово, ритм, метафора и др.)

III Работа учащихся в группах

Учащиеся работают по вопросам, полученными заранее, еще раз обобщают наблюдения по первой главе поэмы и выступают с сообщениями по темам:

1 группа – Сюжет, композиция, образы.

2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.

3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя.

Результаты наблюдений (краткая запись)

    Сюжет, композиция, образы.

    Функциональная роль изобразительных средств.

    Ритмика и рифма.

Особенности лексики, фонетики, синтаксиса.

Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»).

Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда)

Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека.

Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви.

Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен».

Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя.

Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах:

«Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека.

«На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий.

Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного..

Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую.

Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв…

С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»!

«Вы – Джоконда…»

«Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ

Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность.

Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…»

А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя.

Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания.

Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя:

Еще и еще,

Уткнувшись дождю

Лицом в его лицо рябое,

Обрызганный шумом городского прибоя.

Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека.

Любители

Святотатств

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо мое, когда

Абсолютно спокоен.

Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру.

Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями.

Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его:

Видите – спокоен как!

Как пульс покойника … (составная)

«Четкий – чечеткой» (ассонансная)

Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»)

В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..»)

В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя.

Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.)

IV Заключительное слово учителя.

Итак, подведем итоги наших наблюдений над I частью поэмы. Конечно, мы сумели увидеть далеко не все изобразительные и языковые средства, которые помогают понять поэтическую идею произведения, его образы, но и то, что мы смогли заметить, погружаясь в живую душу поэмы, открыло нам некоторые не бросающиеся в глаза при первом знакомстве, но существенные для понимания целого оттенки, особенности, которые помогают, по Пушкину, «открывать красоты … в произведениях …»

Какого же героя мы увидели в I главе поэмы? – вопрос к учащимся.

В I главе мы видим трагедию любви и лирического героя, страдающего, мечущегося, растерянного, ищущего понимания в мире и не находящего, героя, бросающего вызов миру, где любовь превращается в куплю – продажу. Этот вызов вырывается из сердца от отчаяния и безысходности. Образ лирического героя трагичен, его страданию нет исхода.

Как наша сегодняшняя работа помогла вам в осознании, в приятии или неприятии поэзии Маяковского?

«Я открыла для себя поэта. Раньше он мне представлялся грубым, но теперь я увидела раненую душу…»

«Никогда не думал, что можно так ярко выражать свои чувства…»

«Мне кажется, так о любви еще никто не писал, да и не напишет.»

«Очень понравился ритм поэмы. Как точно передается состояние души любящего и страдающего человека!»

Домашнее задание: по группам проанализировать 2,3, 4 главы поэмы самостоятельно, использовать вопросы и записи, сделанные в классе, учебник – с.175 – 176, ответ на вопрос: Каков лирический герой раннего Маяковского.

Урок литературы в 11 классе

Образ лирического героя в поэме
В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Клишова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия №56»
Санкт-Петербурга

Цель урока:

Образовательная - развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая - развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить художественное слово.

Задачи урока:

1. На основе текста 1-ой главы поэмы провести анализ поэтики раннего Маяковского.

2. Определить функцию изобразительно-выразительных средств в создании образа лирического героя.

3. Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «Я» Маяковского.

4. Развить навыки выразительного чтения.

Метод: эвристический.

Приемы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение.

Оборудование: текст поэмы, проектор, презентация.

Ход урока

(Слайд 1)

Учитель: Ваша сегодняшняя задача - попробовать назвать урок, дать ему «имя».

(Слайд 2)

Постановка проблемы.

Учитель: Посвящение: поэма написана В.В. Маяковским Марии Денисовой, а посвящена Лиле Брик («Тебе, Лиля»)

(Слайд 3)

Почему писал одной, (Слайд 3а) а посвятил другой? (ответ в конце урока)

Вступительная часть урока.

Пролог _______________

1) ??? Какие образы, уже знакомые по стихам Маяковского, мы видим в Прологе? Как уже здесь заявлен конфликт, характерный для всего творчества Маяковского?

(- конфликт поэта и мира; - фигура поэта - лирическое «Я» Маяковского: молодость души, нахальство, способность любить всем существом - удел избранных; - желание преобразиться в сверхчеловека, стать гигантом и т.п.)

(Слайд 4)

2) ??? Именно Пролог заставляет нас вернуться к названию - «Облако в штанах».

(Слайд 5)

Как понимается смысл этой метафоры?

(- двойственность, неоднозначность художественного образа: грубый гунн, варвар, зовущий к разрушению, но одновременно и беззащитное, нежное существо.)

3) ??? Какой прием здесь основной (и это намечается уже в названии)?

(- антитеза)

4) ??? Где найти корни тех противоречий, которые буквально схлестнулись на поэтическом пространстве поэмы?

(- ранняя лирика;

- манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»;

- учение Фридриха Ницше;

- конфликт бога и человека: человек видит несовершенство мира но не согласен с таким положением вещей и хочет встать на место творца.)

Учитель: Лирический герой (кто это такой?) ощущает себя уже взрослым, но еще не нужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира.

(Слайд 5а)

Не зря изначальное название поэмы - «Тринадцатый апостол, тетраптих» (тетра - 4)

5) ??? Как понимаете смысл такого названия?

(- ассоциации с Евангелием: личность поэта вступает в спор с божественным порядком, с мирозданием, возвещая миру новую правду;

- несоответствие обычной жизни людей - быта и их философского мироощущения - бытия.)

6) ??? Подумайте, а какое название лучше? Какое название в большей степени отражает идею Маяковского?

(- конечно, лучше окончательное название, потому что «облако» - поэтический образ.)

Учитель: Цензура не пропустила первоначальное название, и оскорбленный поэт пошел на уступки:

«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».

Получается, даже поменяв название, Маяковский не отказался от своей главной идеи - изобразить героя…

Какого?

(- состоящего из прекрасных противоположностей,;

- фигуру небывало мощную, способную не просто спорить, но бросать дерзкий вызов всему обществу в начале поэмы и даже всему мирозданию в конце.)

Учитель: Полностью поэма вышла в Москве в 1915 года, а второе издание 1918 года сопровождалось предисловием Маяковского («4 крика долой»). (Слайд 6)

Каждая часть выражает определенную идею. Поэма, тем не менее, представляет собой целостный страстный лирический монолог, переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни…

(- любовь,

- искусство,

- власть,

- религия.)

7) ??? Какой образ объединяет все части поэмы?

(- лирическое «Я» героя и поэта.)

Анализ произведения.

??? Кто же он - герой, выворачивающий себя наизнанку? Что его слово миру, всем нам? Только ли бравада вызова? Может, здесь кроется что-то еще? На все эти вопросы необходимо будет ответить, обратившись к поэме. Первую часть мы проанализируем вместе, а вот как соотнесены остальные три части с главной идеей Маяковского - вам придется подумать дома самостоятельно.

Часть 1________________

1) ??? Итак, какова главная тема произведения? Как проявляется бунтарская стихия поэмы?

(- посредством изображения стихийного чувства любви)

2) ??? Как изображается любовь в поэме?

(- с помощью художественных средств,

- через образ лирического героя, его состояние, его переживания.)

3) ??? Герой ожидает свидания с возлюбленной… Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

(Слайд 7)

(- в сцене ожидания абсолютно ощутима реальность всего происходящего;

- любовь и преображает, и искажает глыбу-человека;

- лирическое «Я» героя достигает колоссальных размеров, но все равно остается человеческим «Я»;

- художественные средства, с помощью которых изображается картина мучительного вечера, передают ощущение напряжения, тревоги;

- изображение предметного, вещного мира как способ передачи состояния лирического героя;

- воспоминания о любимой рождают в душе лирического героя и счастье, и страдания;

- метания лирического героя приводят к сомнениям в существовании и силе любви: литота «любёночек»;

- нервное состояние героя передается посредством многочисленных метафор;

- итог ожиданий лирического героя - образ казненного и т.п.)

4) ??? А зачем все это? Зачем все эти художественные средства, все эти сумасшедшие метафоры, гиперболы и эпитеты? Он так живет? Зачем этот крик о себе?

(- время Маяковского - время Личности, именно личность - центр вселенной.)

5) ??? Наконец является героиня. Как она изображена? Что происходит с героем?

(Слайд 8)

(- резкие движения (сравнение со стихотворением «нате»)и в то же время смущена (теребит перчатки);

- напряжена, потому что смущается или тоже страдает;

- страшное известие.)

6) ??? Как воспринимает герой то, что ему сообщает возлюбленная? Чем он расстроен, потрясен?

(- известие героя убило: внешнее спокойствие и внутренняя смерть.)

(Слайд 9)

7) ??? Почему Маяковский в исступлении кричит « … Долой вашу любовь!»?

(- такую любовь, расчетливую, буржуазную, основанную на корысти, любовь, которую можно украсть, - он не понимает и не принимает, его личность, его натура ищет другой любви - «громады-любви».)

8) ??? В мире обывателей, в мире «жирных», судьба возлюбленной - судьба красоты в буржуазном мире, где красота, искусство ценятся на деньги, - поэтому её украли. Как же видит любовь лирический герой?

(- любовь - это «громада» - всеобъемлющее, всепоглощающее чувство;

- подлинная любовь трудна, потому что любовь - это страдание;

- любовь - это недостижимый идеал, к которому стремится душа страдающего героя - трогательного и нежного, но и горячего, мечущегося и озлобленного.)

9) ??? А каков сам лирический герой? Что ему остается?

(Слайд 10)

(- «прекрасная болезнь», «пожар сердца».)

10) ??? Почему для передачи состояния лирического героя Маяковский описывает «пожар сердца»? Как вы понимаете смысл этой метафоры?

(- «пожар сердца» сжигает героя изнутри, выворачивает его наизнанку;

- это стихия, неподвластная человеку, поэтому самостоятельно потушить пожар невозможно;

- катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами и катаклизмами.)

11) ??? Каков лирический герой поэмы? Каково лирическое «Я» Маяковского?

(- страдающий бунтарь, нежный гигант, всей душой стремящийся к настоящей любви.)

Рефлексия.

А теперь что-то поменялось в вашем отношении к увиденному и прочитанному? Какое название поэмы вам кажется предпочтительнее? Какое название более полно отражает внутренний мир, состояние героя?

Учитель: Вернемся к началу…

(Слайд 11)

Как вы думаете, почему все-таки Маяковский сначала писал поэму одной, (Слайд 11а)

а потом посвятил другой?

(- дело не в адресате, а в самом чувстве любви, которое проклинает и воспевает Маяковский: если бы адресатов поэмы не было, он бы их обязательно придумал;

- важнее любовь как таковая, любовь, приносящая страдание, муку, сжигающая в огне страсти;

- где есть любовь, там всегда есть и страдание: нет страдания - нет и искусства.)

Вывод.

Итак, любовь, какая бы она ни была, - это способ взаимопонимания, взаимовоздействия, взаимоотношений человека с миром. Другие сферы человеческой жизни, другие способы взаимоотношений с миром - искусство, власть и религия (прежде всего христианское терпение) - изображены в других частях поэмы. Как они помогают создать, дополнить образ лирического героя, - об этом вам придется подумать самостоятельно.

(Слайд 12)

Какое «имя» вы дали бы сегодняшнему уроку? Почему? Кто он, герой поэмы В.В. Маяковского?

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализировать остальные части поэмы «Облако в штанах» и ответить на вопрос: как другие сферы человеческой жизни помогают дополнить образ лирического героя поэмы?

Главное управление образования Красноярского края

Красноярский государственный педагогический университет

Кафедра филологических наук

КУРСОВАЯ

РАБОТА

Образные средства поэтического языка

(на материале поэм В.В. Маяковского).

Метофоризация в лирике

В.В. Маяковского

Выполнил: Тихонова О.В.

Специальность 0302

Русский язык и литература

Курс 3 форма обучения заочная

Проверил:

Введение

Глава I: Лексические средства образности языка (на материале поэм Маяковского)

§ 1.Диалектизмы

Жаргонизмы

Вульгаризмы

§2. Варваризмы

Архаизмы

Неологизмы

Глава II: Средства образной выразительности языка

§1.Перифраз

Сравнение

§2.Метафора

Метафоризация в лирике Маяковского

§ 3.Олицетворение

Персонификация

Аллегория

Метонимия, синекдоха

Глава III: Поэтический синтаксис и элементы фоники.

§1.Фигуры поэтической речи

Многосоюзие

Бессоюзие, инверсия

§2.- Обрыв

Риторические обращение, вопрос, утверждение, восклицание.

§3.Фоника

Аллитерация, ассонанс.

Заключение

Список используемой литературы.

Глава I : лексические средства образности языка.

§1.Диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы.

Язык является важнейшим средством изображения жизни в литературе. В поэзии же выявляются его огромные изобразительные возможности.

«Поэзия, - отмечал Белинский -, есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее степенно и ограниченно в своей творческой деятельности тем материалом, по средствам которого оно проявляется… Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое и есть язык, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Необходимые для образного воспроизведения жизни смыслования и изобразительно-выразительная точность, и яркость языка связаны с особо тщательным отбором и художественным использованием языкового материала в художественных произведениях. Художественно-образным называется язык, которому предаются свойства образного воспроизведения действительности. Это язык, передающий индивидуальное в людях и жизненных явлениях изобразительно, т.е. в непосредственно жизненной форме. Созданию образности языка способствуют специальные изобразительно-выразительные средства, такие, например, как тропы, фигуры поэтической речи. Однако язык становиться образным только в целостной системе всех средств раскрытия содержания в произведении (характеры, конфликты, сюжет, композиция).

Важнейшими образными средствами языка в системе поэтической речи являются: лексические средства образности языка и средства образной выразительности языка.

Лексический материал используется для выделения, подчеркивания отдельных характерных признаков изображаемого, для дополнительного усиления их конфигурации. Например, через язык рисуется та социальная среда, к которой принадлежат действующие лица.

Именно так используются в литературе диалектизмы – специфические слова и выражения, характерные для местных говоров, диалектов.

Их использование помогает писателю оттенить своеобразие местного колорита. Дополнительными средствами подчеркивания характерного в жизни персонажей являются и профессионализмы – слова и выражения, связанные с отдельной профессией, специальным родом занятий человека. В особых случаях в язык художественного произведения могут включаться и жаргонизмы – слова и выражения условного языка, применяемого в небольших социальных группах, обществах, кружках, (воровской жаргон, уличный «argot» и т.д.)

К жаргонизмам примыкают так называемые «вульгаризмы», т.е. употребляемые в литературе грубых слов просторечия («сволочь», стерва» и т.п.)

Например:

Неоднократно атакована,

Ищем речи

И наглой.

Но поэзия –

Присволочнейшая штуковина,

Существует-

И не в зуб ногой»

(В.В. Маяковский)

Диалетизмы, профессианолизмы, жаргонизмы, вульгаризмы используются в литературе, как существующие в языке средства дополнительной детализации своеобразия жизни, которая воссоздается в данном произведении. Так, Маяковский, чтобы складом речи обрисовать персонажей своей поэмы « Хорошо» « рвань», продолжающую « дело Стеньки с Пугачевым»:

« Эх, яблочко,

цвета ясного.

Бей справа белаво,

Слева краснова»

Маяковский звал отточить поэтический язык для пестрого бурливого жизненного потока. Сугубо городской поэт, хотя и разоблачавший пошлость и грязь жизни, Маяковский смело ввел в поэзию язык улицы, включая и « площадные, даже весьма грубые слова и выражения. Для футуристов « все слова хороши…Футуристы…раз и навсегда порвали с лексической чистотой: преобладает у них уличный жаргон», - говорил М.М. Бахтин.

1) «Неважная честь,

Чтоб из этаких роз

Мои изваяния высились

По скверам

Где харкает туберкулез

Где б… с хулиганом

2) «Топот рос и тех

Тринадцать

Забил, зашиб, затыркал…»(«Хорошо»)

3) «Сегодня с денщиком:

Ору ему – Эй,

Наквась щиблетину,

Чтоб видеть рыло в ней!» («Хорошо»)

4) Оглоблей

Или машиной,

Но только

Аршин в снегу.

Пулей снова матершины.

« От НЭПа ослеп?!

Для чего глаза впряжены?!

Мать твою разнэп!

Ряженый!» («Про это»)

Именно в области различных «жаргонизмов» заключается стилистическое разнообразие произведений, автор пользуется теми формами живого разговорного языка, которые «отстоялись» и привычны в определенных условиях жизни в отдельных слоях.

§2. Варваризмы, архаизмы, неологизмы.

Варваризмом именуется внедрение в связную речь слов чужого языка. Функции варваризмов различны. Иногда употребляются в поисках точного термина, отсутствующего в русском языке. Иной раз, чтобы освободить понятие от посторонних ассоциаций, связанных с русским языком. Иногда это делается для подновления звукового состава речи. Часто варваризмы употребляются для предания местного колорита. Вот так у Маяковского рисуется образ иностранных интервентов, обрушивших свои армии на страну Советов:

«итс э лонг уэй ту Типерери,

итс э лонг уэй ту го!»…

Будьте вы прокляты,

Прогнившие

Королевства и демократии,

Со своими

Подмоченными

«фратерните» и «аралите»

(фр. «братство» и «равенство») («Хорошо»)

Он играет чужим словом.

Архаизмами называют слова, устаревшие, вышедшие из употребления. Часто архаизмы являются признаками возвышенного стиля поэтической речи. Та резкость, с которой архаизмы выделяются на фоне современного языка, дает возможность значительно усилить с их помощью эмоциональную выразительность его. Так у Маяковского в поэме «Война и Мир» торжественная патетика речи поэта, гневно обличающего «самую чудовищную из гипербол» - империалистическую бойню, подчеркнута рядом архаизмов («Хорошо вам. Мертвые сраму не имут»; «Единственный человек средь воя, средь визга голос подъемлю днесь» ; «Шарахайся испуганно, вечер – инык»; «Морщины окопов легли на чело») Архаизмы используются и в остросатирической речи. У Маяковского в той же поэме из диалога мадам Кусковой и Мимокова («Я, бывало, хранила в памяти немало старинных былей, небылиц и про царей и про цариц»; «Дай окроплю речей водою горящий бунт»).Чувствуется глубокая ирония автора над агонизирующим временным правительством.

Неологизмы – вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Употребление неологизмов, так называемое «словотворчество», имеет широкое распространение в поэзии. Неологизмы несут различную функцию, создаются в поисках новых слов для новых понятий. Новообразования для именования старых понятий используется для словесных обновлений выражений банальной формулы во избежания речевого шаблона. Потоком льются неологизмы в творчестве Маяковского: «Дикий обезумлюсь»; «лица не выгрущу», «Чиновность в мозгах»(«Хорошо»), «Бронзы многопудве»(« Во весь голос»), «амурно-лировой охоте» (там же), «дом Ксишинской, за дрыгоножество»(«В.И. Ленин), «планов наших люблю грамодье»(«Хорошо»), «вызвоня лирово»(«Проэто»), « мир огромлю мощью голоса»(«Облако»). С ихпомощьюконкретное становиться обощенным, отвлеченным, одухотворяется.

Маяковский требовал от поэзии «навыков и приемов слов, бесконечно индивидуальных». «Способы выделки образа бесконечны» Он создает необыкновенные определения:

«быкомордая», «многохамая», «мясомассовая». Неологизмы Маяковского поражают именно необыкновенностью и изобретательностью.

Златоустейший,

Чье каждое из слов

Душу новородит,

Именит тело,

Говорю вам…» («Облако в штанах»)

Неологизмы Маяковского не претендуют на то, чтобы выйти в обиходный язык, но в поэтическом контексте они всегда понятны. Неудачи сравнительно редки. Когда создание неологизмов превращается в самоцель автора они становятся порочным явлением в литературе.

Глава II : Средства образной выразительности языка.

§1.Перифраз, тропы, сравнение.

Разнообразие образно-выразительных возможностей языка велики. В поэзии проявляются ярко эти возможности в использовании синонимов (близких по значению слов), антонимов (противоположных по значению слов), перифраза (вместо названия предмета употребляется описательный оборот). Перифраз дает автору возможность охарактеризовать явление, указать на ту его сторону, которая представляет в данном случае наибольшее значение, и выразить отношение к нему.

 


Читайте:



Как чествуют нобелевских лауреатов?

Как чествуют нобелевских лауреатов?

В среду, 10 декабря, после вручения Нобелевской премии в Голубом зале городской ратуши Стокгольма состоится торжественный ужин. Каждую кандидатуру...

Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении

Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении

Обобщение темы «Человек в социальном измерении» А1. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе: 1) характер 2)...

Тест особенности взаимодействия природы и человека

Тест особенности взаимодействия природы и человека

Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу» Тест 1. А1. Экология -это I) с нерациональным использованием природных ресурсов 3) с...

Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов

Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов

Лабораторная работа 15 «Белки»Аминокислотами называются азотсодержащие органические соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппы и...

feed-image RSS