Главная - Электричество 
Историческая справка. Белорусское казачество

Хипстеры умерли, ламберсексуалы не прижились, брутальные лесорубы - ушли в лес истории. В тренде постсоветского пространства - идеи священного казачества и русской весны, которая вот-вот пробьется из-под снега эпичным подснежником духовности. Вячеслав Корсак решил шагнуть в ногу со временем и вступить в ряды белорусских казаков. Его трип повествует о том, как песня жить помогает, в какой берлоге скрывается казак и почему казачья правда должна быть с кулаками.

Раз-два, казачок

Белорусский казак - новостной хедлайнер 2015 года. О нем неустанно пишет пресса и талдычат жители «фейсбуков». «На каких позициях стоят казаки в Беларуси», «Пророссийские «казаки» готовят боевиков из белорусских детей», «Белорусские казаки»: опасные игры» - такие заголовки поселились в новостных лентах и стали привычным маркером описания жизнедеятельности белорусского казачества.

Сколько в Беларуси казачьих группировок - сказать сложно. Казаков объединяет православная вера, но разделяют внутренние дрязги и неустанное желание померяться погонами. Казаки везде, но казаков нет. К такому парадоксальному выводу придет всякий искатель, который решит на собственной шкуре испытать все радости казачьей доли. Но если усердно копать, удача непременно улыбнется - и перед вами откроются двери в сказочный мир трех главных казачьих тусовок: РОО «Белорусское казачество», РОО «Всебелорусское объединенное казачество» и центр «Казачий Спас». В них мы и попытаемся вступить, чтобы сердцу было любо.

Казаки президентские

РОО «Белорусское казачест­­во» - самая известная казачья организация Беларуси. Она прославилась главным образом благодаря ее верховному атаману, казачьему генералу Николаю Улаховичу, который в 2015 году решил стать президентом страны. Он провел интересную предвыборную кампанию - высказался о баптизме и терроризме, а также выразил обеспокоенность действиями бобров, которые наносят ущерб отечественному рыболовству. В результате небанальных лозунгов Николай Улахович завладел 1,67% голосов избирателей и вернулся к своей обычной жизни. Белорусы тоже продолжили свое привычное существование под мирным небом, чуть было не заполучив президента-казака.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных.

Вступить в «Белорусское казачество» не так-то просто с учетом того, что на сайте организации нет никаких контактных данных. Зато как нельзя кстати помогает сайт прихода «Всех скорбящих Радость» sobor.by. Все дело в том, что настоятель этого прихода протоиерей Игорь Коростелев является председателем отдела БПЦ по взаимодействию с казачеством. И поэтому помимо баннера «Донбасс. Нужна помощь» на сайте можно найти немало информации о казаках. Например, фотографии с заседаний казачества, которые проходят в Центре просвещения и милосердия Белорусского Экзархата.

Не медля, мчу в центр просвещения, который приютился в районе станции метро «Спортивная». Широкоплечий охранник в куртке цвета хаки расстраивает: никаких казаков в центре нет. Впрочем, из записной книжки мужчина выуживает несколько полезных контактов и честно признается, что ему тоже предлагали стать казаком, но он отказался.

Мне предлагали, но ты меня правильно пойми, не в обиду будет ребятам сказано: я этого не понимаю, - улыбается охранник. - Когда происходит какое-то испытание на родине - да, вот в этот момент не будь свиньей, даже если у тебя есть возможность улизнуть. Как молодежь наша современная пытается любыми маразмами от армии отцепиться. Ну, а так…
- Сейчас такое время, когда не поймешь, что завтра будет в стране нашей: спокойно или нет, - отмечаю я.
- Ну, если у тебя есть убежденность, что такая организация, как казачество, может что-то изменить… Тут, наверное, у человека должно быть такое мироощущение, что ему надо там быть. А по большому счету, если у нас что-то и изменится, то изменится так круто, что не поможет казачество. И многие, кто сейчас там находится, как это сказать… по детскости.

Но совсем не по-детски к казакам относится представитель «Белорусского казачества» Олег (имя изменено. - Прим. «Большого»). Во время телефонного разговора он уточняет, являюсь ли я православным, имею ли в роду казаков, и добавляет, что в последние дни сильно занят: организация готовится к празднованию 20-летия белорусского казачества. Наконец, после нескольких попыток встретиться, я приезжаю к Олегу в офис. Спустившись в подвал хрущевки, мы оказываемся у двери, возле которой висит портрет Николая Улаховича. Минув дверной проем, проходим в казачий штаб, который больше напоминает музей советских артефактов. По всему периметру комната увешана красными вымпелами и военными фотографиями времен афганской кампании. На стене над рабочим столом блестит советская звезда. Рядом из рамки смотрит советский поэт Владимир Высоцкий. А на стене по соседству по непонятной причине прописался флаг Великобритании.

Олег протягивает мне фирменный бланк прошения о вступлении в казачество и начинает показывать фотографии из казачьей жизни.

Вот это наш верховный атаман, - показывает Олег фотографию Николая Улаховича.
- Я за него голосовал.
- Вот. А это приезжал Кирилл - митрополит Ставропольский и Невинномысский, он окормляет все казачество в России. А это у нас бал православный. У нас же три казачества. Но наше - оно такое наиболее живое…
- А почему такое разделение?
- Я думаю, что будет объединение, потому что после выборов Лукашенко не нужен раздрай в общественных организациях, и казачество будет единым.

Впрочем, нынешняя раздробленность белорусских казаков свидетельствует об обратном. Казаки выходят из организации Улаховича, и иногда не по своей воле и со скандалом. Так в феврале 2014 года из рядов «Белорусского казачества» были исключены сотник Андрей Морозов и хорунжий Владимир Шурпач, которых выгнали «за нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики по отношению к части коренного населения Республики Беларусь». Исключенные казаки выступили против принятия в ряды «Белорусского казачества» гражданина Израиля, военнослужащего ЦАХАЛа подъесаула Маслова. По одной из версий, он не вовремя блеснул знаниями иудаизма и заявил в православной церкви, что Иисус - не Бог. Это не обрадовало казаков. Выступили против, за что и были исключены. При этом один из изгнанников, Владимир Шурпач, ранее успел побывать героем «Большого» (см. №19). В 2012 году он охранял общественный порядок в чижовском зоопарке и рассказывал автору этих строк о православии и мире диких животных.

Казаки певчие

Участие Николая Улаховича в президентских выборах вызвало бурю негодования у его конкурента по погонам, казачьего генерала Николая Ерковича - главы «Всебелорусского объединенного казачества». Он даже предложил Улаховича из казачества исключить за то, что тот осмелился выдвигаться от имени всех белорусских казаков. А те, по словам Ерковича, поддерживают Лукашенко. Одним словом, запутанная и страшная история о ментальном сражении казачьих генералов.

О самом «Всебелорусском объединенном казачестве» известно мало. В СМИ сообщали, что Еркович пришел в 1997 году в «Белорусское казачество» по протекции российского казака. В команду Улаховича не попал и организовал свое движение. С тех пор и числится верховным атаманом «Всебелорусского объединенного казачества» и борется на невидимом фронте за нравственную чистоту всего и вся.

Найти адрес организации Ерковича оказывается сущей головоломкой. Методом проб и ошибок натыкаюсь на сайт атамана Минской области Евгения Макаренко «Казаки Святой Руси». Ознакомившись со статьями «Кому в Белоруссии неугоден русский язык?» и «Белоруссия как часть Русского мира», звоню Макаренко. Узнав о моем желании вступить в ряды казачества, Евгений направляет меня к минскому атаману Сергею (имя изменено. - Прим. «Большого»). Телефонный звонок - и уже на следующий день мы встречаемся с атаманом на минском ж/д вокзале. Сергей, облаченный в широкополый милитаризованный плащ, расспрашивает о моих талантах и почему-то сразу уточняет, владею ли я музыкальными инструментами.

В детстве пел в церковном хоре, пока в спорт не ушел, - говорю.
- Какой вид спорта?
- Борьба.
- Разряды есть?
- Юношеский.
- Ну, что я могу сказать - пишите прошение на имя верховного. Вы же не потомственный казак? Тогда два казака пишут участие за вас. Один год испытательный. Образование?
- Высшее.
- От вас нужно будет две фотографии, обязательно в форме. Либо черная - полевая, либо парадная. Желательно парадная.
- Ее нужно приобрести?
- Да, можно пошить в доме военной одежды на переулке Калинина. До 150 баксов она будет стоить. У нас в планах создание музыкального коллектива. Может, есть друзья, у которых хороший голос?
- Есть.
- Тогда хорошо. Форму пока что за свой счет. Я человека нашел, продюсера, который будет продвигать: телевидение, какие-то мероприятия.
- То есть можно будет выступать?
- Да, и деньги зарабатывать.

Я эту мысль вынашиваю уже 10 лет. Но прежде, чем что-то получать, надо, как в любом бизнесе, что-то вложить. А дивиденды сами не придут.

Мы прощаемся и договариваемся встретиться в ближайшее время. Вскоре на моем электронном ящике окажется фирменный бланк прошения о вступлении во «Всебелорусское объединенное казачество». А операция по созданию казачьего «бойз-бенда» временно затихнет. Николай уедет в санаторий.

Казаки боевые

Владельцев нагаек в Беларуси многие по-прежнему именуют «ряжеными». Ряженый казак, в свою очередь, рядится пуще прежнего. Судя по сообщениям в СМИ и фотоотчетам на казачьих сайтах, в руках белорусского казака уже не нагайка, а автомат. И учится казак не заправлять галифе и носить шевроны, а сражаться с настоящим врагом.

Главным казачьим ньюсмейкером последних лет, кроме несостоявшегося президента Улаховича, является организация «Казачий Спас». Это о ней трубят СМИ, сообщая, что белорусские казаки серьезно взялись за военное дело. Это про нее говорят, что организация готовит подростков в православных патриотических лагерях, где юные чада учатся держать в руках оружие. Одним словом, вступление в данную организацию гарантирует не только закалку тела, но и духа.

Звоню представителю «Казачьего Спаса» Степану (имя изменено. - Прим. «Большого»). На мой вопрос, можно ли вступить в ряды казаков, Степан отвечает, что для этого нужно войти в коллектив и проявить себя. Для дальнейшего знакомства он приглашает посетить тренировку по рукопашному бою. Уже спустя несколько часов я сижу в спортзале одного из минских училищ и наблюдаю за тем, как люди в камуфляжной одежде бьют друг друга, постигая хитрости боевого искусства.

Проводит занятия сам Степан, который, по его словам, десять лет назад съездил в Москву и обучился системе единоборства древней Руси - «Системе» Рябко.

Это система выживания. Мировоззренческий комплекс, который позволяет тебе проявлять свой творческий потенциал. Здесь нет клише, нет правил. Есть только принципы и определенная методика обучения. Специальные упражнения, которые развивают какие-то внутренние резервы мозга и подсознания, - рассказывает Степан, добавляя, что многие элементы «Системы» сохранились в русских народных танцах, а еще - в произведениях Пушкина.

Степан говорит, что «Казачий Спас» проводит жесткий отбор конкурентов и хочет, чтобы участники движения не раздавали казачьи чины, а занимались делом во имя сохранения исконных славянских ценностей. Каким делом - Степан объясняет так: военно-патриотическое воспитание молодежи (православные лагеря, военно-патриотические клубы для подростков) и просветительская деятельность (выступление в школах и ПТУ с лекциями о профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, военных традициях Руси и агитацией против абортов).

Европе - конец, - говорит Степан, негодуя из-за легализации однополых браков и прославления гендера. - Своим путем к само­уничтожению они пришли к тому, что их заменят более сильные народы, не отрекшиеся от духовных традиций. Им конец. Они реально скоро будут сюда проситься. Европу ждет гражданская война.

Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Тренировка закончилась. Казаки выстроились в спортивном зале училища и зачитывают в голос православную молитву. Молитвой начинается и заканчивается каждая тренировка клуба. Я сам в этом смогу убедиться через два дня, когда снова посещу тренировку и испробую прелести православной борьбы на себе. Синяки на руках свидетельствуют о том, что казаки готовы бороться за свои ценности не только на словах. Казачество должно быть с кулаками.

Казаки и символы

Разобравшись, где скрываются белорусские казаки и как вступить в их «секту», мчим вместе с фотографом в деревню Лекерта, что под Бобруйском, чтобы встретиться с руководителем казачьего конно-спортивного клуба «Ермак» Русланом Алиевым и поговорить с ним о тайнах казачьей души.

44-летний подъесаул встречает нас в казачьей амуниции. Рядом с ним шагают два товарища - младшие урядники Юрий Петруша и Сергей Фрис. Улыбчивый Руслан добродушно рассказывает о казачестве и лошадях и вспоминает свое детство, когда он, 11-летний мальчишка кавказских и казачьих кровей, тренировался на Бакинском ипподроме и скакал верхом. А затем работал каскадером в кино. Служил в бобруйской армии. Остался жить в Беларуси. Вступил в казачество Улаховича и вышел, потому что «там полностью попраны казачьи традиции».

По полю скачут мальчик и девочка, которых Руслан обучает верховой езде. Я пытаюсь понять, что дня него значит казачество - проекция детской игры в войнушку, идеалистический образ либо смысл жизни.

В моем понятии казаки - это народ, - говорит Руслан и признается, что везде себя так и записывает - «казак».
- Вера - это основное в жизни человека, - заявляет он. - Очень многие говорят, что не хотят ходить в церковь, потому что там священник такой. А ты не к священнику иди, к Богу иди. Ты же в Божий храм заходишь. У священника дом один, а храм - он для всех общий. Для казака вера - это уклад жизни. Если брать старину, то запорожских казаков называли рыцарями православия.
- Без веры казак - не казак, - добавляет Юрий.
- А как стать казаком? - спрашиваю я.
- Казаком родиться надо или чтобы стержень внутренний у тебя был, - тараторит Юрий. - Внутренний голос тебе подсказывает. Есть такой ген: в человеке сидит и просыпается.
- Казачество - это такой народ, который единственный в России может самоорганизоваться, - говорит Руслан. - В любом случае, что бы ни происходило. И после восстания Стеньки Разина, Емели Пугачева, Булавина - что только ни пытались с казачеством сделать, а казаки все равно реорганизовывались, собирались и продолжали жить.

Бобруйские казаки рассказывают о временах советских репрессий и рассуждают о том, почему в годы войны многие представители казачества стали пособниками фашистов.

Спрашиваю Руслана, как он смотрит на государственные границы и факт существования современных независимых государств.

Беларусь, Украина, Россия для меня лично - это территория святой Руси. Я за объединение этого государства, - говорит Руслан.
- Три сестры, - вставляет Юрий.
- Пусть в Минске будет столица, в Киеве, в Москве - для меня это несущественно. Но я за объединение этого народа, чтобы он обратно стал… А это так и было.
- А как вы видите это объединение? Допустим, сейчас Украина сама по себе, Беларусь - сама по себе, Россия - тоже.
- Мы придем к этому со временем. У нас такой народ - он в трудную минуту все равно объединялся. А сейчас такое положение… Украине досталось такое руководство. Они сами этим Майданом привели. Теперь начинают сожалеть. Уже меняется мировоззрение. Ведь маршировало не все население, 40 миллионов человек, а только кучка.
- Обычно объединяются против кого-то… - замечаю я.
- Ну, у нас есть общий враг, мы все об этом знаем, - отвечает Руслан. - Это западная культура. Нынешняя западная культура. В принципе, они и раньше пытались путем крестоносцев и уний нас перекрестить в католицизм. А сейчас нам хотят навязать, что нет мамы и папы, есть Оно. «Родитель №1» и «родитель №2». Это против человеческого естества. Это и есть наш враг, который нас разлагает. Он снимает все границы между мужчиной и женщиной, между воспитанием. Допустим, у меня четыре парня. Представляете, у них горячие две крови - казачья и кавказская. И что, я им за всю жизнь не должен подзатыльника или по жопе дать? И кто из них вырастет?

Мы идем пить чай, и я спрашиваю у бобруйских казаков, как они себя поведут в случае, если завтра в Беларуси появятся «вежливые люди» и ополченцы, а Путин призовет белорусов к объединению братских народов.

Ополченцы как появились… - рассуждает Руслан. - Допустим, сейчас запад Беларуси собирается, создает свой Правый сектор, приезжает сюда и - «русские, чемодан-вокзал-Москва!»… Я встану на защиту русского языка, русской культуры и русского народа. Не имеет значения, будет это выглядеть как отделение или нет, я встану на защиту русского языка. Если же соберется какая-то группа и скажет «давай отделим и соединим», будет позыв со стороны России идти, я отвечу: «Нет, ребята, извините, вот есть главы государств - пусть они и договариваются». Или проведут общий народный референдум - с российской стороны и белорусской.

Мужчины садятся в машину с российским триколором. Мы тоже покидаем казачьи земли. На бампере - «Погоня».

Казаки сходятся во мнении, что бывшие союзные республики разъединились и воевать под патронажем России за создание БНР (Бобруйской народной республики) не хотят. Мы прощаемся, завершив беседу рассуждением о том, как быстро пошатывается мир, который казался таким крепким. Руслан, Юрий и Сергей переодеваются в гражданскую одежду и превращаются в обычных жителей Бобруйска. Мужчины садятся в машину с российским триколором на лобовом стекле и уезжают.

Мы тоже покидаем казачьи земли и мчимся в сторону Минска.

На бампере - «Погоня».

Учимся находить общий язык.

Казачество в последнее время довольно часто попадало в СМИ. Кто называл казаков пророссийской пятой колонной, кто напоминает, что исторически никаких «белорусских казаков» не было. Были только в Украине и в России. «Наша Нива» собрала информацию о казацких общинах, действующих на территории нашей страны, и выяснила, что они собой представляют.

В отличие от России, казачество и белорусское государство почти не взаимодействуют (во всяком случае, официально). В России даже звания генералов казакам вручает полномочный представитель президента. У нас же казаки выдают себе звания сами. За пределами казачьей общины их чины не значат ничего. Казацкий полковник ни в коем случае не ровня полковнику армейскому или милицейскому. Казацкий чин - это просто оценка для своих.

Чины выдаются на Советах атаманов, или Великих кругах. На этих кругах присутствуют представители всех общин, входящих в объединение. На этих же кругах принимаются образцы формы, у каждой белорусской казацкой общины своя, и награды. По большому счету, каждая община может выбрать себе любой образец формы и любое количество наград. Все равно они стоят чего-то только внутри своего объединения.

В Беларуси, как и в России, казаки активизировались во время перестройки. Ранее в СССР не очень поддерживали такую самоидентификацию. Первые объединения появились в середине 90-х. Одним из них было ОО «Белорусское казачество»

«Мы смотрим глазами президента»

С 1995 года и по сегодняшний день «Белорусское казачество» возглавляет верховный атаман, казачий генерал Николай Улахович - бывший военный, вышел в запас в чине полковника.

Николай Улахович, руководитель РОО «Белорусское казачество» - организации, которая поддерживает Александра Лукашенко.

Даже на пенсии он имеет серьезную хлебную должность: сегодня он работает в «Минском областном потребительском союзе».

«В 1654 году по приказу царя [Московского, Алексея Михайловича, во время войны России с Речью Посполитой] был создан Первый казачий полк в Беларуси. Возглавил его казацкий полковник, православный шляхтич Константин Поклонский. Вот с тех пор и пошли казаки в Беларуси», - говорит Улахович.

По его словам, «Белорусское казачество» насчитывает сегодня около 1,5 тысячи активных участников, хотя удостоверений за 20 лет деятельности было выдано около 10-15 тысяч.

Казаки делятся на две категории: родовые и приписные. Первые - это те, кто имеет предков-казаков. Вторые - те, кто решил в казаки «записаться», не имея никаких корней.

В феврале 2014 года двух казаков вообще исключили из объединения с довольно серьезной формулировкой: «За нарушение дисциплины и устава, пропаганду сионистской нетерпимости среди казаков, а также разжигание террористической политики в отношении части коренного населения Республики Беларусь». Одним из них был сотник Андрей Морозов.

«Морозов выступил против крещеных евреев. А ведь это большая группа людей, которая смешалась давно с белорусами», - объясняет Николай Улахович.

Сам Морозов говорит, что высказывался против принятия гражданина Израиля в казачество. Он вообще полагает, что казаки - небольшая отдельная нация, вроде поморов или мордвы. Улахович считает такую позицию неприемлемой.

«Мы сословие, а не нация. И в Беларуси, и в России хватает тех, кто считает, что казаки произошли от скифов, и это такая малая народность. Я против такой позиции».

Кроме того, Улахович категорически против любой коммерческой деятельности в рамках казачьего движения. Иначе, говорит он, не сохранишь казацкий дух. Сохранить тот же дух помогает и православие. Людей другого вероисповедания в «Белорусское казачество» просто не принимают.

Почти каждый казак имеет чин. «Это не воинское звание. Что за казак без чина?» - комментирует Улахович.

Получить чин можно за участие в общественной деятельности или за выслугу лет. Но при этом надо занимать соответствующую должность в общине. То есть чин полковника обычному казаку, если он не глава районной или городской организации, дадут вряд ли. При этом любой чин может получить и женщина.

Сам себя Улахович называет «народным генералом». По его словам, свой чин он получил от казаков на Большом круге. Кроме него, есть еще два генерала. И больше не будет.

«Мы остановили практику раздавать генеральские чины. Решили, что генерал должен быть один - верховный атаман», - сообщает Улахович.

«Белорусское казачество» - сообщество абсолютно провластное. Этого не скрывает и ее руководитель. «Я председатель Белорусской патриотической партии, поддерживающей президента. Я был членом одного из штабов Лукашенко во время выборов 1994 года, - говорит Улахович. - А как смотрит президент, так смотрим и мы. На ту же Украину мы смотрим глазами президента. Наша основа - служба государству, несмотря на собственные суждения».

В общем, Улахович осторожен в высказываниях. Даже пожелания озвучивает осторожно.

«Государство недооценивает потенциал нашего казачества. Мы бы с радостью принимали большее участие в общественной жизни», - намекает он.

«Бабы - бесноватые животные»

Другое общественное объединение, «Всебелорусское объединенное казачество», возникло в 1997 году. Во главе его стал казачий генерал Николай Еркович, верховный атаман.

«Еркович пришел к нам в 1997 году по рекомендации одного российского друга-казака. Сам себя предложил руководству. Мы от такого предложения отказались. И он создал свою общину - «Всебелорусское объединенное казачество». Потом некоторые из наших казаков перебежали к нему», - рассказал Николай Улахович.

Точное количество участников «Всебелорусского объединенного казачества» неизвестна. Но член объединения, казацкий полковник Евгений Макаренко, заявляет, что у них около 10 000 казаков по всей Беларуси.


Евгений Макаренко (с иконой, впереди), казачий полковник ОО «Всебелорусского объединенного казачества» - более радикальной структуры.

В общем, структура общины похожа на «Белорусское казачество»: те же чины, те же общие собрания казаков по кругам. Правда, по словам Макаренко, без высшего образования офицерский чин у них не получишь.

«Всебелорусское объединенное казачество» сотрудничает с ОО «Русь» (общественным объединением русских в Беларуси, которое находится в тесных отношениях с организацией «Русь молодая», тесно связанной со структурами, которые финансируют пророссийские силы в странах бывшего СССР). В «Руси» даже существует нечто вроде казацкой фракции. Она имеет название «Казаки Святой Руси» и часто принимает участие в разного рода мероприятиях.

При этом, если верить Евгению Макаренко, «Всебелорусское объединенное казачество» поддерживает идею о том, что казаки - это отдельная нация со своими традициями. Казацкую форму, или «справу», как они ее называют, Макаренко считает национальным костюмом, таким же, как вышиванка у белорусов.

«Казаки - один из четырех основных древних [русских] этносов. Остальные три - великороссы, белорусы и малороссы», - говорит Макаренко.

Стать казаком в этой общине можно также или по рождению, или приписным. Приписные должны выдержать испытательный срок: от 6 месяцев до года. Национальность особой разницы не имеет. Главное, опять же, православная вера.

«Мы считаем, что католическая церковь - одна из сестер наших, но сестра, которая сбилась с пути. Католик служит не Богу, а его заместителю на Земле - Папе Римскому. А мы служим Господу Богу! - говорит Макаренко. - Детям с самого рождения мы доносим такое мнение, что они принадлежат не себе, а Богу и Отечеству».

В общем, по версии Макаренко, много казаков вышло из «Белорусского казачества» именно потому, что там начали увлекаться «экуменической верой».

Картина мира у самого Евгения Макаренко довольно проста. В Украине воюют «антифашисты» (ДНР и ЛНР) с «фашистами». Порошенко управляет США. А белорусские националисты хотят устроить Майдан в Минске.

«К националистам мы относимся резко негативно. Национализм - это раковая опухоль общества. То, что они нам насаждают, это же даже не белорусский язык», - возмущается Макаренко.

В Европе, по его мнению, вседозволенность и гей-парады, и нам туда не надо. А избиение российскими казаками участниц панк-группы Pussy Riot казачий полковник поддержал и рассказал почему.

«Не путайте женщину и бабу. Женщин бить нельзя. А баб - можно и даже нужно. Потому что женщины - светлые существа, равные мужчинам. Они несут в себе образ Божией Матери, - объясняет Макаренко. - А бабы - бесноватые животные».

Казачьего генерала Бакланова, который был направлен на подавление восстания 1863 года, Макаренко считает героем. К Шкуро, казаку, который был офицером Вермахта, у него отношение неоднозначное: с одной стороны, он действительно герой, говорит Макаренко, но его деятельность в вермахте не поддерживает.

«Мы с большим уважением относимся к генералу Вермахта фон Панвицу. Это был командир казачьего корпуса Вермахта. Он был очень достойным офицером. Когда его казаков выдали СССР, он решил остаться с ними, и в результате его повесили. Я понимаю про Вермахт, но даже к врагам нужно относиться с уважением, тем более к таким, кто уважал казачество», - уточняет Евгений Макаренко.


«Военно-патриотические сборы» в Гродно, с участием инструкторов центра «Казачий Спас». «Казачий спас» многие считают самой пророссийской структурой.

«Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях»

«Ваша община, так называемые независимые СМИ, распространяет о нас ложь. Наши материалы извращаются, информация целенаправленно искажается», - говорит Петр Шапко, руководитель центра «Казачий спас». - Я вашей газете не доверяю».

Именно «Казачий спас» часто проводит молодежные военно-патриотические сборы, которые потом называют в СМИ пророссийскими». Сам Шапко это отрицает.

«В политику мы не лезем. Мы православные люди и патриоты своей Родины. Мы не хотим, чтобы из молодежи вырастали наркоманы. Мы выступаем за нормальное мужское воспитание для мальчиков и женское - для девушек. «Казачий спас» - это центр, который действует в рамках ОО «Город без наркотиков». Военно-патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений нашей деятельности. Мы активно работаем с молодежью, проводим лекции, экскурсии, занимаемся профилактикой наркомании, - объясняет Шапко. - Среди наших членов хватает тех, кто был и в «Белорусском казачестве», и во «Всебелорусском объединенном казачестве». Но люди оттуда вышли, так как нам не давали там работать».


Руководитель центра «Казачий спас» Петр Шапко отвергает обвинения в пророссийской деятельности

Сам Шапко пришел к казачеству после воцерковления. Предков из казаков он не знает, но считает, что казацкая кровь у него есть. В общем, себя и своих соратников Шапко называет новой волной казачества. Например, чинов в «Спасе» нет. Как нет и верховного атамана.

«Мы против того, чтобы в современном казачестве существовали эти звания. Само наличие этих звезд, орденов и медалей превращает казачество в ярмарку тщеславия. А казак должен служить. Мы видим развитие казачества как мужской общины, которая потом может влиться в систему территориальной обороны Республики Беларусь», - говорит Шапко.

Попасть в «Казачий спас» не так просто. Можно принимать участие в мероприятиях, но, чтобы считаться полноценным членом общины, нужно пройти испытательный срок: от 1,5 до 3 лет. Во время него претендент должен принимать активное участие в жизни клуба. Православие - также один из важных критериев.

Правда, число членов «Казачьего спаса» Шапко назвать отказался. Обвинения в пророссийской деятельности Петр Шапко опровергает, называет это политическим заказом: «Никаких инструкторов из России не было на наших мероприятиях. Это ложь. Даже управление по борьбе с организованной преступностью проверяло нас после тех публикаций. Никаких нарушений законодательства не нашли», - говорит он.

Такие дела.

Разного рода казацких объединений в Беларуси много. Точное количество их неизвестно. Считают себя казаками многие, но активных участников «казачьего движения» не так много. Цифры 10-15 тысяч - явное преувеличение. Часто отдельные объединения формируют те, кто по разным причинам не прижился в крупнейших казачьих сообществах.

Так, например, тот сотник Морозов с соратниками создали белорусский «филиал» Стародубского казачьего полка, а некий Сергей Новиков вместе с отцом Владимиром создали «Миротворческую казацкую гвардию». Евгений Макаренко утверждает, что «Казацкая гвардия» вообще позиционирует себя масонской организацией.

Что интересно, масонами «Гвардию» называет и информационный портал БПЦ sobor.by.

Исторически известными казаки становятся вБелоруссии (Великом княжестве Литовском, Русском) с 1471года. В1489году вовремя преследования татар, ворвавшихсяв княжество, сыном Короля КазимираIV, Яном Альбрехтом, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знавшие местность Побужья. Документально сохранившееся свидетельствоо существовании казаков встречается в1499году вуставной грамоте великого князя литовского Александра. В1503году становятся известными казаки князя Дмитрия, которые составляли иррегулярное войско вЛитве. Они были организованы для защиты границ Литвы отнабегов татари подчинялись старостам областей, городов или замков.

В 1508году отряд казаков под начальством брацлавского ивиленского старосты князя Константина Ивановича Острожского разгромил загон татар, грабивших пограничные области Литовской Руси, другой отряд под командованием «славного казака Полюса— русака» разбил другой загон татар.

В1512году казакипод командованием князя Константина Ивановича Острожского икаменецкого старосты Предслава Ляндскоронского выдворяли запределы Руси ворвавшуюся сюга Татарскую орду.

В1516году казакипод начальством Ляндскоронского ходили впоход под турецкий город Белгород где наголову разбили татар итурок, ивернулись домой сбольшой добычей.

В 1528году литовский воевода Евстафий или Остап Дашкович став Черкаско-каневским старостой привлек ксебе множество казаков. Евстафий Дашкович вынес свой проект насейм оборганизации особой казачьей стражи в2000человек наодном изостровов Днепра (прообраз Запорожской сечи). Казачество увеличивалось вчисленности иосваивало южные пограничные земли (Украину). Казаки начали делиться нагородовыхи низовых. Потомок князей Гедеминовичей, икнязь Дмитрий Иванович Вишневейкий родившийся вправославной вере сделал первым попытку организовать иобъединить ватаги низовых казаков вСечь. После удачного похода черкасско-каневских ипутивльских казаков наТакар в1556году Вишневецкий наострове Хортица устроил земляной город.

В 1577году казаки воевали против Гданьска который нехотел признавать Стефана Батория своим королем. Вбитве под Тщевом казаки разбили гданьщан, 4527человек убили, 1000человек полонили, взяли шесть знамен и большую добычу.

Начиная с 1579года казаки участвовали вЛивонской войне сМосквой настороне Польши. Они участвовали вовзятии Полоцка, замка Красного, Великолуцка, Заволочья, Невеля, Усвята, Туровля, Нисцерда. Атаманами уних были Франциск Сука, Микита, Бируль. Ходили казаки походами кВелижу уДвины и особенно отличились уСтародуба.

Возвратившись с ливонских походов казаки вновь обратили свое внимание наКрым, который постоянно трепетал завсю историю казачества.

В1583году реформой короля Стефана Батория казаки были разделены нареестровых инереестровых казаков.

Первое выступление казаков вБелоруссии произошло в1590году, отрядпод командой Матюши, пополненный местными кре-стьянами игорожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей идаже взял Быхов.

Восстаниепод руководством Криштофа Косинского (1591—1593 гг.) тоже нашло откликв Белоруссии, преимущественно вМогилевском иМинском воеводствах.

В1595годув Белоруссию пришел казацкий отряд Северина Наливайко, который быстро вырос засчет прилива белорусского населения. Повстанцы взяли Петриков, Слуцк, Могилев, Давид-Городок, Туров, Лахву, Пинск. В1595году состоялась Буйничская битва, где две тысячи казаков недали себя одолеть 18тысячному войску литовских феодалов. Выданный виюле 1596года предателямиС.Наливайко, после тяжелых пыток был казненв Варшаве. Свосставшими отошло наЗапорожскую сечь более1000 казаков-белорусов.

В 1596году вБелоруссии воглаве сзапорожцем Матвеем Шаулы действовали отряды казаков изместного населения, которые напа-дали напоместья, уничтожали документы, отнимали упанов захвачен-ные ими укрестьян земли. В1602году вБелоруссии действовал отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно приходили вБелоруссию ивпоследующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. Известны казачьи выступления в1613 году наПинщине ивдругих восточных волостях. Возникновениюих содействовало пребывание здесь казацких отрядов. Накрестьянские выступления, поддержанные казаками, жаловалась шляхта налитовских сеймиках в 1615—1617 гг.

В начале 1615года отряд казаков, пополненный крестьянами ибеглыми солдатами воглаве сЧеляткой, Коробкой иКаменовским, действовалв Слониме иего окрестности.

Летом 1648года вБелоруссии появился значительный отряд каза-ков под командой Головацкого.

На юге Белоруссии одновременно сотрядами казака Небабы действовали казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапкии других.

Казацкие отряды постоянно прибывали вБелоруссию втечение 1648—1649 гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки: Кривонос (сын), Сохненко, Голота идругие. 10-тысячный казацкий отряд Голоты завесну 1649года вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин идругие города сами открыли ворота восставшим. Местное население активно вли-валосьв казацкие отряды. Мещане Пинска, Мозыря, Боб-руйска, Бреста идругих городов вместе сказаками икрестьянами мужественно защищалисьот шляхетских войск.

Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое вступало вка-зацкие полки. Обэтом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл : «Нетолько казаки подняли бунт, ноивсе наши крепостные наРуси кним присоединились ивойско казакам увеличили».

В сообщении овзятии Радзивиллом города Чечерска говорится, чтоон, расправляясь сказаками, перебилих жен идетей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Казацкое движение вБелоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому ссевера войсками Радзивилла.

Казацкий отряд под командой Поддубского, защищавший нагорящих башнях истенах Бобруйск, предпочел по-гибнуть впламени, чем сдаться. Летописец сообщает, что всражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк.

В 1648году сподвижникБ. Хмельницкого полковник Филон (Илья) Гаркуша с отрядом казаков пришел вБелоруссию. Родом онбыл сБыхова. Победный марш поБелоруссии онначал сразгрома польско-литовского отряда стражника Мирского напереправе через реку Березину около местечка Горваль. Вдекабре 1648года осадил Быхов. В1651году с15тысячным отрядом сражался врайоне Припяти. Разгромил посланные против него войска полковника Павши. Вмарте-апреле 1654года был посломБ. Хмельницкого вМоскве.

При всем своем размахе освободительное движение вБелоруссии сохраняло основные недостатки: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого справительством Речи Поспо-литой (1649г.) привел к временному ослаблению казацкого движения вБелоруссии. Однако хотя казацкие войска всвязи сэтим были отозваны изБело-руссии, авдоль левого берега Припяти расставлены заградительные отряды Радзивилла, белорусы несложили оружия ипродолжали бороться против своих угнетателей.

Многочисленные отряды нерасходились подомам. Киевский воевода Кисель, проезжавшийпо Белоруссии 16октября 1649году, писал ко-ронному канцлеру: «Плебс (простой народ) продолжает оставаться вотрядах идомой пановне пускает». Вапреле 1650года тотже Кисель сообщил королю, что народ возмущен инежелает признавать власть своих панов. Неимея сил терпеть тиранию, онуходит заДнепр, наЛевобережную Украину ивРоссию.

Весной 1651года вБелоруссии поднялась волна казацких волнений, всвязис тем, что Хмельницкий возобновил военные действия против Речи Посполитой.

Новое оживление казачьего движения началось вовремя войны между Речью Посполитой иРоссией в1654году. Вэтой войне белорусский фронт имел громадное значение. Стратегический план России иУкраи-ны заключалсяв том, чтобы заставить Речь Посполитую воевать замного сот километровот своих основныхбаз, натерритории, горящей вогне восстаний, подставив свой растянутый фланг итыл под удары. Богдан Хмельницкий направил часть своих полков вБелоруссию для общих военных действий.

Наказным гетманомв Белоруссии был назначен полковник Нежинского полка Иван Николаевич Золоторенко, который возглавлял 20тысячное казачье войско. При осаде Быхова онбыл ранен иумер. Новым командующим был назначен Иван Нечай . В 1655году документы онподписывал как полковник Чаусскийи Новобыховский, атакже полковником Белорусским, Могилевскими Гомельским. В1658году онизменил интересам казачества иперешелна сторону поляков (Гданьский договор), воевал против русских войск, разгромлен под Могилевом, выслан вТобольск.

Кроме Белорусского (Чауского) полка (1654—1659 гг.) натерритории Белоруссии впорядке отпочкования возникли хотя инакороткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда «полками». Примером может быть отряд Дениса Мурашки . В1656году минский воевода всвоем донесении величает Дениса полковником который воглаве казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, исобирал хлеб для полка.

ВИгумене Мурашко дислоцировался втечении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский иНовогрудские поветы.

Натерритории Беларуси для решения боевых задач входили идислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне игородская беднота видели вказацком полковом административном устройстве наУкраине ивказаках свое-образное воплощение того, кчему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением вжизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших встране в XV—XVII вв. измененийв производствен-ных отношениях.

Немало людей, уходили изродных мест впоисках средств кжизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет инаучившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам вборьбес местными ипольско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел вначале южное направление, затем сучетом расширения Русского государства кюжному вектору прибавился восточныйи северо-восточный вектор. Казаки выходцы сбелорусских земель дошлидо Аляски расширяя иохраняя границы державы.

Казаки взяли насебя роль защитников веры иотечества, они сделались вглазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды ичести, стали бессмертными вглазах многих поколений исэтим именем вышлина страницы славянской или вообще мировой истории.

по данным официального сайта

По бугристому колхозному полю, припорошенному легким снежком, летят кони. Стучат копыта, колышутся гривы и хвосты, а ветер звенит в ушах. «Вперед, вперед, не останавливайтесь!» - кричит подъесаул Григорий Исайков и улыбается скорости и свободе. Гудит рядом трасса М1, машины летят к Бресту и от него, и редкий водитель знает, что проезжает мимо единственной в стране казачьей станицы. С ее атаманом мы беседуем о белорусском казачестве, об истории, войне, бизнесе и мечте, без которой жить нельзя.

Григорий Исайков говорит будто рубит шашкой. Голос у него стальной, а взгляд суровый. Про таких в романах пишут: настоящий казак.

Но мы не в литературном кружке, не в цирке, а в деревне Брестского района с пресным названием Тельмы 2. В этих Тельмах что ни дом, то коттедж. Где-то здесь живут белорусские казаки. Попробуй их отыщи.

Григорий ведет нас к своей хате. У него не курень, а вполне современное бунгало в один уровень. В рабочем кабинете икона, знамя станицы и компьютер. В свободное время Исайков играет в «Танки».

На полке Псалтирь, которую передают из поколения в поколение. С записями, ставшими семейной ценностью. Среди реликвий - грамота, подписанная митрополитом Филаретом. В шкафу - шашка и парадный костюм.

Белорусский казак Григорий Исайков включает на ПК фильм о джигитовке и пытается объяснить нам, кто он такой.

- Я местный. «Тутэйшы», как говорят белорусы. Мой старший брат родился еще там, в Некрасовке, в Украине, а я - уже здесь.

Все началось с восстания атамана Булавина. Часть казаков переселилась в Бессарабию, основав там свое поселение. Среди них были и мои прадеды. В 1939 году туда пожаловала советская власть, а в 1941-м уже составляли списки. Всю семью отправили в ссылку в Казахстан.

Потом отец призвался в армию, тайком, чтобы не раскрылось, что ссыльный. У нас ведь так - казак обязан отслужить. Был недавно случай. Не брали казака в армию. Знакомый взял бутылку коньяка, пошел к военкому. Говорит: «Вот тебе взятка». Тот не понял: «Зачем?» Казак говорит: «У меня внука полтора года в армию не берут, помоги!» Военком удивился: такого он еще не видывал. Через месяц в армию парня забрали.

В общем, отец мой попал в Печи, здесь познакомился с мамой, она тоже из казачек - украинских. Встретились, полюбили, переехали жить под Брест.

- В Беларуси казачество было всегда, - продолжает Исайков. - Чтобы понять это, достаточно посмотреть на карту, на названия. Казаки, Казаковка, Казацкие Болсуны - такие деревни повсюду. Но после вхождения территории Беларуси в состав России казаков отсюда начали насильно убирать. Вывозить из центра государства на Терек, на Урал, на Дон. Тех, кто отказывался, расказачивали, переводили в боярские дети.

В советское время свое казачье происхождение старались не афишировать: власть относилась к нам неоднозначно. Батька мне говорил: «Мы казаки». Но только дома, не при людях. Ни шашки, ни коня - ничего не было. А я бы в детстве жизнь отдал за коня, поверь. Я всегда знал, что я казак.

Сегодня как происходит. У человека дед был казаком, а он спрашивает: «А я - казак?» Ну а кто ты? Советская власть поработала хорошо.

С перестройкой многое изменилось. В России на государственном уровне принята программа развития казачества, есть войска… В Беларуси… Вот посуди. В стране мирно живут белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки. Но если речь заходит о казаках, то все делают круглые глаза. Откуда, мол, кто такие? Да живем мы тут, е-мое!

В нескольких километрах от деревни, где живет Григорий, за небольшой лесополосой расположена ферма. Ну, если можно так ее назвать. Здесь есть конюшня, загон для лошадей, площадка для джигитовки. Эта ферма должна была стать основой для комплекса «Казачья станица», но в комплекс превратиться так не смогла. Почему, Исайков расскажет нам чуть позже.

- Смотри, какая красота, ну снимай же, давай! - командует он, показывая на уносящихся в морозную даль лошадей.

Григорий возобновляет рассказ:

- Сейчас в России даже в паспорте пишут «казак». Хотя исторически это вроде бы сословие. Но вы скажите, было ли еще какое-либо сословие со своей армией, своим правителем, с народным самосознанием? Казачество - это феномен со всеми признаками нации. Даже территорией мы обладали, если взять Дон, например. Толстой говорил, что граница Российской империи проходит по луке казачьего седла. 2 тысячи казаков могли с легкостью разбить 15-тысячное войско неприятеля, имея потери в живой силе в 16 человек. Все страны пытались повторить казачьи войска, но ни у кого не вышло. Лучше всех об этом сказал один английский лорд: «Повторить их невозможно, потому что казачество - это особое состояние духа лучших сынов восточных славян».

А дух казачества - это вера православная и защита родины. Как было, так и осталось. В России и сейчас есть реестровые казачьи войска, которые несут службу по охране границы. В Беларуси такого нет.

У конюшни нас встречает мужчина в камуфляже с надписью «Охрана». Это оренбургский казак Андрей. «Женился, переехал в Беларусь», - буднично рассказывает Андрей свою историю.

- Неправильно объясняешь! - поправляет Исайков. - Надо говорить: узнал, что в Беларуси есть такая станица, где возрождается казачество, и сразу же рванул сюда.

Сейчас в станице (пока это, скорее, условное наименование) 20 казаков и 30 кандидатов. А Григорий - ее атаман. В конюшне две лихие казачки берут у лошадей кровь на анализ. Те бьют копытами, волнуются. Кусачий пес контролирует процесс. Холодно, ветер морозит до кости.

В Беларуси сегодня несколько общественных организаций, которые объединяют казаков. РОО «Белорусское казачество», в состав которого входит станица под Брестом, - одно из крупнейших. Имеет региональные структуры и руководителей на местах. У казаков есть форма, есть традиции и ритуалы. Есть чины: подхорунжий, хорунжий, сотник и так далее - присвоение которых зависит в том числе от реального воинского звания, образования, общественной активности. Наш собеседник - подъесаул.

- Организация объединяет потомков казаков и людей, к ним по духу близких, - поясняет Григорий. - Мне батька рассказывал: вот живет казак, вот мужик, вот опять казак. Не было никакой возможности у мужика стать казаком, как бы он ни хотел. Но сегодня все иначе.

- Что надо сделать, чтобы стать казаком? - интересуемся.

- Совершить подвиг! - смеется атаман.

- А серьезно?

- Написать заявление. И все-таки по возможности обосновать свое желание.

Всего в Беларуси казаков не больше тысячи. Это официально. По подсчетам Исайкова, только в Бресте их 5-10 тысяч - тех, у кого остались корни. Тут-то и кроется основной ребус, который подъесаул пытается решить.

- Про общественные организации я бы много не говорил - потому что нечего, - рассказывает Григорий. - Все пустое. Я понял, что людям надо дать что-то повесомее болтовни. Особенно молодежи. Форму, коня, шашку - то, о чем я в своем детстве только мечтал. Несколько ведь поколений мы потеряли, ослабла между ними связь… Как ее восстановить?

Как-то на Пасху стояли возле местного монастыря. Идет женщина, спрашивает: «Кто такие, чего вырядились?» Казаки, говорим. «Какие вы казаки?» Как лезвием по сердцу полоснула. Решил, что просто ходить в форме - не то. И собрался тогда сделать станицу. Сначала брал в аренду конюшню, занимались на колхозных конях. Потом взял землю в фермерское хозяйство. Построили новую конюшню, своими руками. Купили коней, молодых, каждый по $300-400 в то время стоил. Начали развивать джигитовку. Пригласили инструктора с Дона. Снимал ему квартиру, зарплату платил из своего кармана. Потянулась молодежь.

А потом я решил все это дело развить. Мне говорили: ты, Гриша, не бизнесмен, а конюх. Но я рискнул. Пригласил инвесторов, ввел их в состав фирмы, отдал 80% акций. Инвесторы обещали построить комплекс «Казачья станица» с гостиницей, рестораном, джигитовочным стадионом, большой конюшней, крытым павильоном… Планировались большие вложения.

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей, а также чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Царь Алексей Михайлович

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20-и тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 человек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Могилёв

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах - Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Зимой 1654 г. началось контрнаступление Радзивилла, Поклонский стал усиленно добиваться новых пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти просьбы, чем вызвало разочарование шляхтичей. Об этом стало известно Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные» письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда положение на фронте ухудшилось, царь удовлетворил просьбы Поклонского, но уже было поздно. 3 февраля войска Радзивилла подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству и с частью мещан, шляхты и несколькими казаками своего полка перешел на сторону Польши, чем помог Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г.

Михаил Радзивилл

Поход войск Золотаренко под Могилев, в силу чего Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и развитие казачества. Среди защитников Малого города были белорусские казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма. В одном из них Поклонский пишет: «Пан Павле (наверно, Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков продолжал существовать и после измены Поклонского.

В июле 1655 г. полк стоял в Чаусах и двух войтовствах Могилевского уезда, служивших базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории кого полка входили еще города Чериков и Пропойск с окружающими селами. После Матвея Старинского «чаусовским» полковником был К. Дяченко.

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

В 1656 г. белорусский полк в составе Войска Запорожского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, он состоял из 19 сотен, многие из которых имели не территориальный, а гарнизонный характер (стояли постоем).

В состав территории Белорусского полка теперь входил не только Могилевский уезд - его исходная база, но и целый ряд новых волостей и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг. они лишь брали приставство, другие были тогда под управлением Золотаренко, а некоторые присоединились позже. В 1656г. целых три могилевские сотни, базировались в Могилеве и пригородах.

Казаки Белорусского казачьего полка

До нас дошли фамилии сотников, подписавших в 1656 году жалобу царю: «Корней Ондреев, сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник Могилевский; Александро Козловский, сотник Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр Василевич, сотник Городенский; Кузьма, сотник Акулинский; Андрей Конюшевский, сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник Чечерский; Сергей Проневский, сотник Меженский и Смоленский; сотник Хоритон Зубов».

Прокормление полк в январе 1657 году имел из двух войтовств: Благовидского и Путковского, на которые имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал пользоваться еще и доходами Осоветского войтовства. В этих войтовствах казаки ликвидировали шляхетские поместья, а таким образом и повинности на шляхту. Государственные повинности в своих войтовствах полк брал также в свою пользу.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Белорусские крестьяне и мещанская беднота поступив в полк, кормилась за счет доходов полка или приставством, а также садилась на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

город Чаусы

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство, обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать. В августе 1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и минский, царские ратные люди в полном военном снаряжении двинулись на села, в которых стояли постоем и жили дворовые казаки. У них отбирают деревни, «з домов насильством выгоняют и подданья (податей) из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы) режуть».

В начале 1658 г. царское правительство потребовало от гетмана, чтобы казаки очистили Быхов и ушли в "черкасские городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у чего..".

Грамота еще раз совершенно ясно подтверждает, что Белорусский (Чаусовский) полк был самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и состоявшей из местных казаков - белорусов.

Переяславские статьи

6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть».

Кто же из казаков белорусских, старо-быховских и чаусовских назовется «Войском Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы».

Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье.

Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития.

Но белорусы - казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба, а не украинскую Барабуля или Картопля.

Кроме Белорусского (Чаусского) полка на территории Белоруссии в порядке отпочкования возникли хотя и на короткое время, самостоятельные казацкие белорусские отряды, именуемые иногда "полками". Примером может быть отряд Дениса Мурашки. В 1656 году минский воевода в своем донесении величает Дениса – полковником, который во главе казацкого отряда занимал село Игумень, принадлежащее виленскому епископу, и собирал хлеб для полка.

В Игумене Мурашко дислоцировался в течении года, затем создал себе второй центр Камень.

Казацким движением были охвачены Минский, Могилевский, Виленский, Борисовский и Новогрудские поветы.

На территории Беларуси для решения боевых задач входили и дислоцировались Нежинский, Черниговский, Киевский, Стародубский казачьи полки войска Запорожского.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках свое­образное воплощение того, к чему стремились.

Белорусское казачество было закономерным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XV-XVII вв. изменений в производствен­ных отношениях.

Немало людей, уходили из родных мест в поисках средств к жизни. Пожив вольной жизнью, «показаковав» несколько лет и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами.

Вектор развития казачества имел в начале южное направление, затем с учетом расширения Русского государства к южному вектору прибавился восточный и северо-восточный вектор. Казаки выходцы с белорусских земель дошли до Аляски расширяя и охраняя границы державы.

Казаки взяли на себя роль защитников веры и отечества, они сделались в глазах своих соплеменников рыцарями православной церкви, правды и чести, стали бессмертными в глазах многих поколений и с этим именем вышли на страницы славянской или вообще, мировой истории.

 


Читайте:



Бросить себе вызов. Брось себе вызов

Бросить себе вызов. Брось себе вызов

У меня есть одна чудесная привычка: то и дело разозлиться и бросить себе вызов. Честно говоря, не знаю, как часто я это делаю, но подозреваю, что...

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Каждый год среди школьников наиболее обсуждаемыми являются вопросы, связанные с будущими изменениями правил организации единого государственного...

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Показатель pH и его влияние на качество питьевой воды. Что такое pH? pH («potentia hydrogeni» - сила водорода, или «pondus hydrogenii» - вес...

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Имя Надежда заимствовано из старославянского языка. Это имя пришло на Русь с православием и, в отличие от большинства других имен, получило...

feed-image RSS