Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ароматное рагу и жаркое — тушёные овощи с мясом в мультиварке
- Вкусная домашняя пицца с беконом, рецепт с фото
- Свинина с картошкой и овощами в горшочке
- Тыква, запечённая целиком «по-селянски», с мясом
- Котлеты из сома. Рецепт приготовления. Котлеты из сома без запаха Рыба сом рецепты приготовления котлет
- Дни особого поминовения всех усопших: календарь
- Гороскоп рыбы на 16.02 17. Гороскоп — Рыбы. Любовный гороскоп — Рыбы
- Правдивый гороскоп для Водолеев
- Молитва святому имя которое носишь
- Акафист мученице царице Александре Римской
Реклама
История развития гигиены как науки кратко. История развития гигиены как науки |
Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д. Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом. В трактате «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ дал систематическое описание природных условий, показал их влияние на здоровье и указал на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Древнегреческие философы Платон и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих произведениях развили идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где поначалу обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д. Наследниками культуры греков явились, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства древних дошла до нас система канализации (с использованием нечистот для удобрения садов и полей). Период Средних веков (конец V-XIV вв.) охарактеризован полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были обычным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн человек. Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение «Канон медицины» выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны), изданное в XI в. Социальные исследования Парацельса и Агриколы в области условий труда отдельных профессий появились в XVI-XVII вв. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. В 1700 г. появился труд итальянского ученого Бернардино Рамаццини «О болезнях ремесленников. Рассуждение», в котором впервые были систематизированы вопросы гигиены труда и профессиональных заболеваний сравнительно большого количества профессий. Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII-XVIII вв., особенно в XIX в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, материально необеспеченных, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний. Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, М. Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену. Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самостоятельным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., мощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее. Первые высказывания в России по вопросам гигиены труда принадлежат М.В. Ломоносову. В своем научном трактате «Первые основания металлургии и рудных дел» он высказывает суждения о необходимости вентиляции шахт, удалении шахтных вод, одежды рудокопов и др. В 1847 г. была издана врачом А.Н. Никитиным книга «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер». В ней описаны условия труда 120 профессий. Основы научной гигиены труда заложили Ф.Ф. Эрисман и его соратники. В 1877 г. была издана книга Ф.Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена или гигиена физического и умственного труда», которая представляла в свое время наиболее научно обоснованный и обширный труд по гигиене труда. В предисловии к ней автор дал высокую оценку этой отрасли знаний: «Гигиена профессий, бесспорно, составляет одну из наиболее выдающихся областей гигиены». Широко известны исследования в области гигиены труда и профессиональной патологии Д.П. Никольского, С.Н. Богословского, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX в. Большую роль в этом сыграла пропаганда идей профилактической медицины крупнейшими представителями русской науки, литературы, педагогики и клинической медицины, выражавшими прогрессивные взгляды того времени (М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Д.И. Писарев, М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин и др.). Основоположник отечественной терапии М.Я. Мудров (1776- 1831) в актовой речи в Московском университете в 1820 г. сказал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их». Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно-медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842-1889). Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена. А.П. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, и возглавил ее Ф.Ф. Эрисман (1842-1915), который, как и А.П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены. Переехав из Швейцарии в Россию, Ф.Ф. Эрисман стал ее патриотом и внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. Его учебники долгое время служили основным источником гигиенических знаний для врачей и студентов. Широкой известностью пользуются оригинальные труды Ф.Ф. Эрисмана по школьной, профессиональной гигиене и в области гигиены питания. Большой вклад в подготовку санитарного законодательства, создание системы профилактических учреждений, научных институтов, разработку актуальных проблем гигиены труда внесли крупные гигиенисты советского периода - В.А. Левицкий, С.И. Каплун, З.Б. Смелянский, Н.А. Вигдорчик, Е.Ц. Андреева-Галанина, З.И. Израэл ьсон и др. В.А. Левицкий (1867-1936), начав свою деятельность земским врачом, обратил внимание на очень тяжелые условия труда кустарей- шляпников в Подольском и Клинском уездах Московской губернии. Им была выявлена связь между отравлением парами ртути, применяемой для обработки фетра, и высокой заболеваемостью рабочих, а также признаками физического вырождения их детей. В.А. Левицкому принадлежат работы в области изучения влияния на организм производственного микроклимата, он является автором оригинальной теории утомления. Под редакцией В.А. Левицкого был издан первый учебник по гигиене труда. Значительный вклад в развитие отдельных отраслей гигиенической науки внесли многие известные ученые: Ф.Г. Кротков, А.Н. Марзеев, A. В. Мольков, А.А. Летавет, Г.В. Хлопин, Л.К. Хоцянов, А.Н. Сысин, B. А. Рязанов, А.А. Минх, С.Н. Черкинский, Г.И. Сидоренко, Н.Ф. Измеров, В. И. Покровский, В.А. Тутельян, Г.Н. Сердюковская, М.Г. Шандала, Ю.А. Рахманин, Л.А. Ильин, Г.И. Румянцев и др. В России в настоящее время существует специальная сеть институтов гигиены труда и профессиональных заболеваний, в которых проводится научно-исследовательская работа в области гигиены и санитарии, ведется интенсивная подготовка специалистов по гигиене труда, разрабатываются гигиенические нормативы в области охраны труда. Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygienos», что в переводе означает целебный, приносящий здоровье, и связан с именем мифической богини здоровья, дочери бога медицины Асклепия, которая изображалась в виде красивой девушки, с чашей наполненной водой и обвитой змеей. Истоки гигиены уходят в глубокую древность. Элементы гигиены имелись уже при первобытнообщинном строе: оказывалась помощь при несчастных случаях, ранениях, родах, женщины поддерживали чистоту в жилище, собирали лекарственные растения. В качестве лечебных мер применялись вода, воздух, солнце. В рабовладельческом обществе большое значение отводилось диететике, массажу, водным процедурам. Гигиенические ритуалы постепенно приобретали характер таинств, храмы становились местами оказания медицинской помощи, врачевания. Наибольшего расцвета гигиена достигла в Древней Греции. Основоположником античной медицины считается Гиппократ (около 460 – 377 г. до н.э.). Он написал трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях». Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развили идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. В Древнем Риме была создана система медицинского обеспечения в армии, созданы водопровод, купальни и бани. В средние века (VI – XIV вв.) произошел упадок личной и общественной гигиены, войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий (чума или «черная смерть» в XIV веке унесла 25 млн.жизней). В 1370 – 1374 гг. в Венеции впервые была применена система карантина, предусматривающая выявление больных и лиц, прибывших из «подозрительных» местностей, и истребление огнем вещей, принадлежащих зараженным. В эпоху Возрождения (в XV – XVI вв.), особое внимание уделялось профессиональной гигиене. Первым сочинением в этой области является научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников. В XVII – XVIII и особенно в XIX в.стала развиваться экспериментальная гигиена. В конце XII в.в Пруссии создается общегосударственный орган управления медицинскими делами. В Англии в XVII – XVIII вв. врачи выступили с предложениями об организации государственного здравоохранения. Основоположником гигиенической науки считается немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818 – 1901). Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Петтенкофер уделял первостепенное внимание окружающей среде в этиологии заболеваний. Он наметил основные пути ее оздоровления и обращал также внимание на личную гигиену. Отечественная гигиена развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. В Киевской Руси в XI в.уделялось большое внимание санитарной очистке населенных мест, захоронению умерших. Города рекомендовалось строить на возвышенных местах, сухих и с достаточным количеством воды для питья. В XI – XII века на Руси в Новгороде был сооружен первый водопровод и система канализации. При Иване IV (Грозном) велось благоустройство торговых городов, предприняты первые шаги по медицинскому обеспечению армии, создан «Домострой», в котором давались указания о соблюдении чистоты жилища, мытье посуды, правила питания. Во время царствования Петра I была создана медицинская канцелярия, он издал указ по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, создал систему медико – санитарного обеспечения армии. При Петре I увеличилось число врачей, лечебных учреждений, организовывались военные госпиталя и гражданские больницы. По инициативе М.В.Ломоносова в 1764 г.был открыт медицинский факультет при Московском университете. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной терапии М.Я.Мудров и С.Г.Зыбелин. они обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по профилактике многих заболеваний. А.П.Доброславин (1842 – 1889г.) создал и возглавил первую кафедру гиены в России (1871г.) при Петербургской военно-медицинской академии. Доброславин был одним из организаторов Русского общества по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России. Он также уделял внимание вопросам коммунальной гигиены. В 1882г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, ее возглавил Ф.Ф.Эрисман (1842 – 1915). Эрисман внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. В своей научной работе он придавал первостепенное значение лабораторному исследованию и эксперименту. В 1921 г.вышли его двухтомное руководство «Основы гигиены» и «Курс общей гигиены», где четко сформулирована конечная цель: «Основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее современным, упадок жизни – наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной и смерть – наиболее отдаленной». В 1922 г.вышел декрет «О санитарных органах республики», который явился первым законом, определившем права, обязанности, объем деятельности и структуру санитарных органов страны, что явилось началом организованного государственного санитарного надзора. Экология, как наука. Экология человека. Учение о биосфере . В вопросах влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена взаимодействует с экологической наукой. Термин «экология» происходит от греческих слов «ойкос» (дом) «логос» - (учение). Корни экологии, как гигиены уходят глубоко в древность, о чем свидетельствует иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Однако первым, говорившим об истощении природы, был европеец Аристотель. В конце 3 – его тысячелетия до нашей эры древние люди рассеялись по всему периметру Древнего Востока, строили жилища, распахивали поля, вырубали леса, строили каналы. Однако, уже в первые два тысячелетия до н.э.земля истощалась, природные ресурсы заканчивались, и их население исчезало или переселялось. Вследствие чего наступало обезлюдение огромных территорий. Причиной же таких экологических катастроф или бед были эпидемии и голод в прошлом. Примером может служить страшный голод, опустошивший Киевскую Русь перед монгольским нашествием. У тогдашнего голода были две причины: Это вырубка лесов и полная распашка природных речных пойм, в результате перестали задерживаться речные осадки, снижался уровень грунтовых вод – это приводило к снижению плодородия; Вековое увеличение влажности климата и водность рек, в результате почвы стали заболачиваться Эта экологическая катастрофа вызвала в то время повальный голод. Выбраться из этого состояния Русь смогла лишь в 14 веке, осваивая тяжелые земли, выкорчевывая леса. Петр I издавал указы по беспорядочной вырубке лесов, пригодных для кораблестроения, охране заповедных мест, борьбе с браконьерством, разведению лесов в степях, укреплению берегов рек от разлива, охране лесов по берегам рек. Официальной датой рождения экологии считают 1866г. ,когда крупный биолог Эрнст Геккель в одной из своих работ применил термин для обозначения науки о связях живых организмов и условий среды. Для обозначения взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания принято специальное понятие «экосистема». Это основная функциональная единица в экологии, т.е.любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемы не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА , как отдельное научное направление возникло во второй половине 20 – века – в век научно – технического прогресса, т.е.это было связано: Ускоренным развитием производительных сил; Широким использованием энергоресурсов, в том числе жидкого, газообразного и ядерного топлива; Неконтролируемой добычей природных ресурсов; Интенсивным освоением Мирового океана; Освоением космического пространства и т.д. Из выше сказанного следует : Экология человека – это комплексная наука, изучающая: Закономерности взаимодействия людей с окружающей средой; Их адаптацию к различным изменениям привычных условий жизни; Сохранение и улучшение здоровья человечества; Совершенствование психических и физических возможностей человека. 1.экология человека (антропоэкология), которая изучает биологическое взаимодействие человека на организменном уровне с окружающей средой, т.е.уровень здоровья населения. 1.Экология человеческого общества (социальная), изучающая взаимоотношение между обществом и природой с целью их гармонии. Объектом изучения экологии является система человек – окружающая среда. При этом показателями являются: 1.здоровье индивида; 2.здоровье территориальной общности людей; 3.профзаболевания; 4.культурно – образовательный уровень, санитарная грамотность населения; 5.демографические показатели: рождаемость, смертность. Экология человека, как наука базируется на учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. БИОСФЕРА – внешняя экологическая система Земли – единственная среда обитания и жизнедеятельности человека. БИОСФЕРА – поверхностная оболочка Земли, где существует живой мир вместе с человеком. Важнейшими компонентами биосферы являются: Живое вещество (растения, животные и т.д.) Биогенное вещество (органические вещества, органоминеральные полезные ископаемые: нефть, торф, каменный уголь) Косное вещество (неорганические горные породы и вода) Биокосное вещество (продукт синтеза живого и неживого: ил, почва) Радиоактивные веществе Вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль) В 1987 году А.В.Лано доходчиво раскрыл сущность процессов, протекающих в биосфере, и выделил следующие основные функции живого вещества: -ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ выполняется, прежде всего, растениями, которые в процессе фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию в виде разнообразных органических соединений; -ДЕСТРУКТИВНАЯ функция состоит в разложении или минерализации мертвого органического вещества, химическом разложении горных пород; -КОНЦЕНТРАЦИОННАЯ функция заключается в избирательном накоплении при жизнедеятельности организмов атомов веществ, рассеянных в природе (промышленные выбросы) -СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ функция состоит в трансформации (изменении) физико-химических параметров среды в условия благоприятные для существования организмов. Взаимосвязь и взаимозависимость элементов биосферы отражены в 4-х законах экологии, сформулированных американским экологом Барри Коммонером в начале 60-х годов 20-го столетия: 1. «Все связано со всем» 2. «За все надо платить» 3. «Все надо куда – то девать» 4. «Природа знает лучше» Конечная цель человека в отношении биосферы – преобразование биосферы в НООСФЕРУ - «сферу разума». Ноосфера – высшая стадия развития биосферы, она характеризуется: Сохранением всех естественных закономерностей, присущих биосфере, но при высоком уровне производительных сил; Научным подходом общества к природе, что означает контроль за использованием природных ресурсов при максимальном удовлетворении материальных и культурных потребностей человечества. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра гигиены. Реферат на тему: История развития гигиены Выполнили: студенты 3 курса 1 группы Лаптева О.С. Агеева Н.К. Проверил: преподаватель Новосибирск-2010 Введение Историю развития гигиены делят на несколько периодов, отражающих влияние социальных и экономических условий разных эпох. Введение………………………………………………………………………2 История развития знаний о гигиене………………………………………..4 Развитие гигиены в XIX веке………………………………………………5 Развитие гигиены в России…………………………………………………7 Заключение…………………………………………………………………..10 Список литературы………………………………………………………….11 Большая роль в развитии гигиенических знаний принадлежит врачам античной Греции. Основоположник научной медицины Гиппократ, обобщая знания и опыт лечебной медицины, делает попытку определить в трактате «О воздухах, водах и местностях» роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья и деятельности человека. Изменение внешности путём использования косметики практиковались на протяжении тысячи лет! Ароматы различных масел были использованы для проведения церемоний и религиозных обрядов. В древнем Египте полезные ископаемые применяли для лица, чтобы обеспечить цвет и подчеркнуть черты лица.Греки также были известны "раскрашиванием" своего лица, а римляне использовали духи на масляной основе в банях и даже применяли их как оружие. Отмечается, что Римская Лукиана говорили о женщинах и косметики ссылаясь на их полировку зубов и бровей. На основе спирта на Ближнем Востоке были разработаны и привезены в Европу духи в тринадцатом веке Искусство создания новых ароматов было разработано во Франции в семнадцатом веке путём смешивания ингредиентов, таких как цветы,корни, плоды и любой другой продукт содержащий аромат. Это был невероятно трудоёмкий процесс, который требовал огромного количества натуральных ингредиентов для производства небольшого количества аромата.На протяжении многих веков отбеливанием лица был продукт,состоящий из карбанатов, гидрооксидов и оксида свинца. Из-за использования этих компонентов возникали многочисленные физические проблемы и в некоторых случаях приводило к параличу мышц или даже смерти. К 19 веку стали использовать оксид цинка в качестве порошка для лица, заменив ранее используемый продукт. Другие ядовитые вещества также использовались, что бы подчеркнуть черты лица: свинец и сульфид сурьмы использовались как тени на глаза, сульфид ртути-для подчёркивания губ,а также белладонну(красавку)использовали для того, чтобы придать блеск глазам. РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В XIX ВЕКЕ Гигиена как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в XIX веке. Зачатки гигиены в предупреждении заболеваний существовали задолго до этого. Народная медицина в своем многовековом опыте наряду с приемами лечения накапливала приемы предупреждения болезней. Уже в ранние периоды существования человеческого общества имелись зачатки народной гигиены в области питания, устройства жилища, одежды. Постепенно расширялся народный опыт по предупреждению болезней и в практику врачей входили указания гигиенического характера - о здоровой пище, воде, уходе за детьми, содержании домов и т. п. Диететика охватывала вопросы личной гигиены и была тесно связана с лечебной медициной. Установленные народным опытом гигиенических требований общественного порядка получили оформление в нормативных законодательных документах (различных санитарных регламентах, правилах и т. д.), в которых в основном содержались указания запретительного характера. Возникла так называемая медицинская полиция, которая была объединена с судебной медициной. До XIX века гигиены как самостоятельной науки не существовало. В ряде стран передовые врачи выступали с предложениями гигиенического характера. В Германии в 1798 г. вышло сочинение Гуфер-ланда «Макробиотика или искусство продления человеческой жизни», в котором были разработаны правила личной гигиены. В 1799-1819 гг. И. П. Франк напечатал сочинение в 6 томах «Полная система медицинской полиции», где обобщил имевшиеся к тому времени знания по общественной гигиене и здравоохранению. Обе эти книги отражали идеи эпохи поднимающегося капитализма и в первую очередь были предназначены для обслуживания интересов господствующих классов. В прямой связи с ходом общественного развития в XIX веке произошли существенные изменения в положении и характере гигиены как науки. В XIX веке, особенно во второй половине его, гигиена сложилась и развилась как особая отрасль медицинской науки. Основной предпосылкой оформления гигиены служило развитие капитализма - быстрый рост промышленности и городов. В непосредственной связи с развитием капиталистических общественных отношений находилось нарастание революционного движения, требований об улучшении условий труда и быта. Частые эпидемии вызывали необходимость в санитарных мероприятиях, а проведение их требовало научного обоснования. Большие успехи естествознания в XIX веке способствовали разработке вопросов гигиены как науки. Возникновение научной гигиены как самостоятельной научной дисциплины было непосредственно связано с развитием физики, химии, физиологии, позднее - микробиологии и других отраслей естественных наук. Успехи естествознания сделали закономерным формирование гигиены к середине XIX века и ее быстрое развитие во второй половине его. Буржуазия, вынужденная проводить санитарные мероприятия в целях самозащиты от эпидемий и болезней, свирепствовавших среди рабочего класса, искала научные обоснования этих мероприятий. Это привело врачей к применению в области гигиены экспериментальных методов исследования, разработанных естествознанием. Во второй половине XIX века естественные науки вооружили гигиену экспериментально-лабораторными методами исследования. Широкое применение методов естественных наук к изучению внешней среды во второй половине XIX столетия изменило характер гигиены. С середины XIX века гигиена стала называться экспериментальной и выделилась как отдельная отрасль медицинской науки и как особый предмет преподавания при подготовке врачей. В связи с развитием промышленности и ростом городов в первой половине XIX века в Англии были начаты исследования по промышленной санитарии. В 1832 г. в Англии был принят закон об обследовании состояния фабрик, а в 1833 г. акт, запрещающий ночную работу подростков и детей и устанавливающий для них 12-часовой рабочий день, была создана фабричная инспекция и установлены ее права. Маркс высоко оценил одного из первых инспекторов Хорнера. Он выступал за сокращение рабочего дня на фабриках, доказывал вредность для здоровья рабочих продолжительного рабочего дня, указывал на необходимость ограждения машин во избежание несчастных случаев и требовал установления ответственности предпринимателей за увечья рабочих, полученные на фабриках. В 1848 г. в Англии был принят закон об устранении санитарных вредностей и предупреждении заболеваний. Работы Хорнера были продолжены английским врачом Джоном Саймоном. Саймон начал проводить санитарные лабораторные исследования, но в его исследованиях преобладал описательный метод. Саймон показал необходимость института санитарных врачей. Английские санитарные врачи начали составлять таблицы смертности, которые помогали выяснять влияние профессиональных условий на длительность жизни и смертность рабочих. Наиболее крупные экспериментальные работы по гигиене были проведены немецким врачом Петтенкофером и его школой. Вместо прежних описательных характеристик факторов внешней среды Петтенкофер применил к их исследованию методы физики и химии. Петтенкофер работал во многих областях гигиены: изучал влияние воздуха, воды, почвы на человеческий организм, обмен веществ при дыхании, определил содержание углекислоты в атмосферном воздухе, установил ее значение при дыхании. В области гигиены жилых помещений Петтенкофер изобрел метод, носящий его имя, для определения количества углекислоты в воздухе помещений, изучал естественную и искусственную вентиляцию, установил обмен воздуха через стены, вентиляцию через одежду, исследовал отопление жилищ, значение сырости в помещении и разработал меры борьбы с нею. Исследования Петтенкофсра способствовали развитию санитарии - устройству водопроводов, канализации, санитарному оборудованию жилищ. Его нововведения отвечали потребностям времени и широко распространились. Вместо прежнего курса медицинской полиции, объединенного с судебной медициной, возникли самостоятельные кафедры экспериментальной гигиены. Наряду с Германией Россия явилась одной из первых стран, где были созданы самостоятельные гигиенические кафедры, предусмотренные университетским уставом 1864 г. В 1865 г. Петербургская медико-хирургическая академия и медицинские факультеты Киевского и Казанского университетов вынесли решение об организации кафедр гигиены. Внимание большинства западноевропейских гигиенистов было направлено на то, чтобы проследить влияние на здоровье человека внешних естественных факторов, причем мало учитывались социальные условия как этиологический момент санитарных вредностей. В большинстве гигиенических исследований не затрагивались социально-экономические факторы. Такое направление узкого техницизма в гигиене было поддержано буржуазной наукой и часто не учитывало роли социальных факторов. Новый этап в развитии гигиены начался с развитием микробиологии в последней четверти XIX века. С открытием патогенной роли микробов получили научное обоснование многие гигиенические мероприятия. Установление болезненной роли микробов и развитие микробиологии подкрепляло эти воззрения. Для Коха и его последователей это было очень характерно. Применение микробиологии буржуазными гигиенистами усилило биологическое направление в гигиене и ее оторванность от социальных условий. В капиталистических странах гигиена ограничивается разработкой альтернативных мер. Социальная гигиена в капиталистических странах ограничилась анализом мероприятий, исходящих из необходимости сохранения капиталистического строя без коренных его изменений. Развитие гигиены в России. Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистических странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болезнями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Освободительные движения и революции придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй половине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигиенистов западноевропейских стран. Гигиена и изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого человека. Русские гигиенисты, никогда не замыкались в узкие рамки лабораторной техники в отличие от ряда западноевропейских гигиенистов. Большинство их было связано с широкими кругами лечащих врачей-клиницистов и с практическими санитарными работниками «а местах, в земствах и городах. В. В. Святловский в 1882 г. писал: «Ги-гиена как наука должна перестать заниматься изображением какой-то идеальной, нормальной жизни, которая ни для кого и нигде не существует, а обязана посвятить себя исследованию тех санитарных условии быта, которые существуют в реальности. Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) в 1865 г. выступал против воззрений: «Физиологии мы обязаны тем, что аля нас не существует более жизненной силы, которой так недавно объяснялось все живое. Понятие о жизненной силе уступило место убеждению в том, что все растительные жизненные процессы совершаются по общим для всей природы законам физики и химии». А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических исследований и широко их применял. Однако, исходя в основном из тех же естественнонаучных предпосылок, что и современные ему западноевропейские гигиенисты, из успехов физики, химии и физиологии, А. П. Доброславин ставил перед гигиеной в первую очередь широкие общественные задачи. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение». Он также организовывал и руководил исследованиями по многим разделам гигиены: питания, коммунальной, школьной, военной. Федор Федорович Эрисман (1842-1915) в своих работах он определил ближайшую цель гигиены: исследовать влияние на человека всевозможных явлений природы, действию которых он непрерывно подвергается, далее - влияние той искусственной обстановки, в которой он живет вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества. В своих исследованиях Ф. Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную плату, условия жилища и питания. При определении состава фабричных рабочих особенно подробно выяснялся вопрос, связан ли фабричный рабочий с сельским хозяйством («связь с землей», как говорили в то время). Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. «Научный характер общественной гигиены нисколько не страдает от того, что она до некоторой степени привлекается и к практической деятельности, если только эта практика основывается не на произвольных действиях отдельных личностей, а на прочной научной и объективной почве». Практика санитарного дела подтвердила правильность точки зрения Ф. Ф. Эрисмана. И в настоящее время нередки попытки сведения гигиены к санитарно-гигиеническим мероприятиям. Знание методов гигиенических исследований обязательно для врача, но и они должны «отталкиваться» от основного объекта изучения гигиены - живого человека, а не носить характера исследования мертвой, оторванной от человека внешней среды. Значение земской медицины в России для развития медииинског науки. Растущие потребности сельского населения в медицинской помощи даже в минимально мере не могли быть удовлетворены теми ее формами, которые существовали в доземский период в виде учреждений приказа общественного признания. Основные элементы земской медицины к концу XIX века состояли из следующих звеньев: 1) сельская участковая больница, 2) уездный и губернский санитарный врач (бюро), 3) уез ный и губернский санитарный совет, 4) уездный и губернский съезд зе ских врачей. Земская медицина была самобытным, значительным общественным явлением отечественной культуры периода развития капитализма в России, единственным в истории примером организованной медицинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Русская земская медицина, имевшая ряд существенных недостатков, в целом представляла передовую форму организации медицинского дела в сельских местностях по сравнению с состоянием его в других странах. Гигиеническая комиссия Лиги наций в 1939 г. после работы специальной комиссии предложила как рекомендуемую для устройства в различных странах систему организации медицинской помощи сельскому населению и в своих рекомендациях дословно повторила основные черты земской медицины. Лучшие гигиенисты всех стран капиталистического мира к 1938 г. не смогли для условий капитализма дать ничего лучшего, как рекомендовать основные положения земской медицины. Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения качественно отличается от земской медицины. Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения, построенная после Великой Октябрьской социалистической революции на принципиально новых основах, критически восприняла и использовала участковый принцип земской медицины. Кроме оказания непосредственной медицинской лечебной и санитарной помощи населению, передовые деятели земской медицины провели многочисленные исследования, дали санитарные описания местностей, изучали заболеваемость населения, обследовали и описали жизнь и труд крестьян, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях, кустарей, рабочих на фабриках, расположенных в сельских местностях, обследовали школьников, распространяли гигиенические знания. В земской медицине получила яркое отражение передовая черта отечественной медицины - ее санитарно-гигиеническая, профилактическая направленность. Общественно-санитарное направление характеризовало деятельность лучших представителей земской медицины. Земская медицина носила половинчатый, реформист-ский характер. Находясь под значительным влиянием народнической идеологии, многие земские врачи не поняли необходимости сочетания задач борьбы за здоровы народа с общеполитическими задачами борьбы пролетариата за свержение самодержавия. В связи с ростом рабочего революционного движения в России 80-90-х годах в среде земских врачей произошла заметная дифференциация. Меньшинство примкнуло к пролетарскому движению, большинстве врачей превратилось в культурников. В проведении оздоровительных мероприятий они не опирались и в условиях царского режима не могли опираться на широкие массы трудящихся. Земскую медицину охарактеризовал Соловьев в 1914 г. в статье «Пятидесятилетие земской медицины».Указав, что путь земской медицины был тяжелым, изобилующим трениями и препонами, представлял «вечную войну в совершенно мирном деле» где «всюду каждый шаг вперед оплачен ценой долгих усилий, похожих на какую-то осаду». Заключение: Формирование экспериментальной гигиены 1. Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда. − М.: Медицина, 1988. − 576с. Гигиена - одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних рабовладельческих государств. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии; в них указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зуба рекомендовалась растительная пища и запрещались излишества в еде. В Древнем Египте за 1500 лет до н. э. осуществлялись санитарные мероприятия по оздоровлению населенных мест. В иудейском Моисеевом законодательстве были регламентированы гигиенические правила всех сторон частного и общественного быта древних евреев, На территории др. Хорезма имелись крупные, благоустроенные в санитарном отношении города. В Древнем Риме существовали водопровод, канализация, знаменитые римские термы (бани-купальни). В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода (11 в.), построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой лавре (16 в.), Киево-Печерской лавре (17 в.). В Москве самотёчный водопровод из свинцовых труб был построен в 1631. Торговые бани (т. е. бани для общего пользования) устраивались во многих русских городах. В «Домострое» (16 в.) говорилось о хранении готовой пищи, мытье посуды, стирке и смене белья. Список литературы: Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. - Липецк, 2000. - 110 с. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С.232-261. Гигиена как наука. Задачи гигиены. Разделы гигиены. Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни, обучения и труда человека. Термин «гигиена» происходит от древнегреческого слова «hygieinos», что означает «целебный, приносящий здоровье». Связан с именем мифической богини здоровья Гигиеи – дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей. Чаша со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения. При этом под окружающей средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов. Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Гигиена включает ряд самостоятельных разделов: 1.Гигиена коммунальная - это раздел гигиены, изучающий влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест, разрабатывающий гигиенические нормативы и санитарные меры для создания оптимальных условий проживания. 2.Гигиена питания – это раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в них в зависимости от условий труда и быта, меры профилактики алиментарных заболеваний. 3.Гигиена труда – это раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывающий меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний. 4.Гигиена социальная – область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Краткая история возникновения и развития гигиены. Основоположник гигиенической науки. Основоположники отечественной гигиены. Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Китая наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т.д. Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460-377 до н.э.). В трактате «о воздухе, водах и местностях» Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии окружающей среды на здоровье людей. И именно здесь благодаря индивидуальному подходу к здоровью личности развивалось спартанское воспитание, основанное на тренировке тела и духа, которое является ярким примером гигиены. В древнем Риме уже создана система медицинского обеспечения в армии, гордостью его были крупные водопроводы, купальни и бани. Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Более интенсивно гигиена стала развиваться в XVII - XIX в.в. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возрасла опасность эпидемических заболеваний. Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901) , который по праву считается её основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку. Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XIв, замощение улиц в Пскове производилось в XIIв, тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее. Формирование гигиены как самостоятельной науки началось во второй половине XIX века. Систематические научные исследования в области гигиены начались с организации кафедр гигиены на медицинских факультетах. А.П.Доброславин (1842-1889) создал и возглавил первую кафедру гигиены в России(1871) при Петербургской военно-медицинской академии. Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», основал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и заложил фундамент, на котором стала строиться отечественная гигиена. В 1882 г была создана кафедра гигиены в Московском университете, возглавил её Ф.Ф.Эрисман (1842-1915), который, как и А.П. Доброславин, явился одним из основоположников отечественной гигиены и внес большой вклад в гигиеническую науку и санитарную практику. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Бросить себе вызов. Брось себе вызов |
Новое
- Вкусная домашняя пицца с беконом, рецепт с фото
- Свинина с картошкой и овощами в горшочке
- Тыква, запечённая целиком «по-селянски», с мясом
- Котлеты из сома. Рецепт приготовления. Котлеты из сома без запаха Рыба сом рецепты приготовления котлет
- Дни особого поминовения всех усопших: календарь
- Гороскоп рыбы на 16.02 17. Гороскоп — Рыбы. Любовный гороскоп — Рыбы
- Правдивый гороскоп для Водолеев
- Молитва святому имя которое носишь
- Акафист мученице царице Александре Римской
- Молитвослов богородице дево радуйся