Главная - База знаний
Какую деятельность осуществляет политическая партия. Проанализировать способы деятельности политических партий

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения .
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
  3. Политические клубы - свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

политический партия правовой конституционный

Сущностные признаки политической партии находят свое сжатое выражение в ее различных определениях. При этом общепризнанного определения политической партии в правовой и политической науке нет, как отсутствует и единство подходов к пониманию ее сущности и характерных признаков. По данным З.М. Зотовой, только в отечественных научных работах насчитывается более двухсот определений политической партии. Среди множества этих определений в современной политической и правовой науке наибольшее распространение получили электоральное (Д. Сартори и др.), структурное (М. Дюверже, М. Острогорский), функциональное (К. Лоусон и др.), структурно-функциональное (К. Нойман). К примеру, Д. Сартори определяет политическую партию как «политическую группу, активно участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в органы публичной власти». В данном случае сущность политической партии видится, прежде всего, в ее связи с электоральным процессом, обеспечивающим приход к власти определенной группы политиков.

Сторонник функционального подхода К. Лоусон исходит из того, что «политическая партия - это организация индивидов, которая стремится путем выборов или помимо выборов продлить полномочия народа или его части, чтобы осуществить политическое господство над данным учреждением». Показательно, что лаконичность своего определения К. Лоусон мотивирует отсутствием возможности разработки комплексной дефиниции партии. Исторически подобный подход был присущ и ряду отечественных исследователей политических партий, например, П.А. Берлину, определявшему партии как «свободные организации массы для достижения определенной социальной или политической цели».

Электоральное определение партии, фактически являющееся разновидностью функционального определения, основано на выделении электоральной функции как наиболее значимой из всех функций, осуществляемых партией. В среде отечественных исследователей подобного подхода придерживается Г.М. Михалева, определяющая политические партии как «общественные объединения, участвующие в выборах на различном - федеральном, региональном и местном уровне, формулирующие политические цели и стремящиеся к участию в органах власти».

Современной науке известны также структурные определения, выводящие сущность партии из специфики ее организационного устройства. Традиции структурного подхода восходят еще к работам М.Я. Острогорского и Р. Михельса, исследовавших закономерности структурной динамики современных им политических партий и тенденции их олигархизации в условиях демократического общества. В современной науке это направление представлено, прежде всего, М. Дюверже, выделившим в качестве важнейших атрибутов партии такие характеристики, как особенности их структуры, длительность существования, факторы организационного устройства. Оригинальное структурное определение предлагает Р.Ф. Матвеев, рассматривающий партию как организацию, соединяющую общественное движение и течение общественно-политической мысли.

Отдельными западными исследователями (С. Нойман и др.) предпринимались довольно удачные попытки формулирования комплексного структурно-функционального определения партии как «уставной организации политических агентов общества, которые связаны с контролем правительственной власти и которые соревнуются за народную поддержку с другой группой или группами». Близким к структурно-функциональному является и определение Ю.С. Гамбарова, содержащееся в его известной работе «Политические партии в их прошлом и настоящем» («свободные общественные группы, образующиеся внутри правового государства для совместного действия на почве общих всем объединяемым индивидам интересов и идей»).

Таким образом, на наш взгляд, под политической партией понимается устойчивое во временном отношении общественное объединение, выражающее интересы части общества и ставящее целью борьбу за обладание властью, характеризуемое уставной дисциплиной, общностью ценностей и корпоративных интересов.

Различные теоретико-методологические подходы к определению понятия политической партии формируются как юристами-государствоведами, так и политологами. Безусловно, научные определения политической партии, хотя и не несут нормативной нагрузки, тем не менее находят свое отражение при разработке и закреплении в нормативных актах правовой конструкции политических партий. При этом в ходе ее разработки происходит операционализация понятия политической партии: в нем находят свое отражение, прежде всего, юридически значимые признаки, факт наличия или отсутствия которых может быть с достоверностью установлен. В этой связи значительную методологическую ценность представляет позиция Т.Б. Бекназар-Юзбашева, предлагавшего четко разграничивать общее государственно-правовое значение понятия партии (с позиций рассмотрения политических партий в контексте их взаимодействия со всей системой государственных, общественно-политических и правовых институтов) и конкретно-правовое определение в законе, форму конкретного выражения партии в праве.

Невозможность полного отождествления юридического понятия политической партии с понятиями, сформулированными политической и правовой науками, неоднократно отмечена в новейших исследованиях, посвященных политическим партиям, поскольку «перевод соответствующих теоретических положений в нормативный акт требует учета специфики правового регулирования».

Вопрос о критериях юридической значимости признаков понятия политической партии имеет важное прикладное значение. Однако так было не всегда. До середины XX в. деятельность политических партий в большинстве стран конкурентной демократии регламентировалась в основном в рамках избирательного процесса, соответственно в отсутствие законодательства о партиях научное понятие политической партии было тождественно его правовому определению. По выражению исследователя политических партий начала XX в. Ю.С. Гамбарова «политические партии представляют собой не юридический, а только социальный факт, лишенный всякой юридической санкции». Однако, по мере развития системы источников права и становления института партий как самостоятельной организационной формы общественного объединения, вопрос о выделении юридически значимых критериев партии приобрел актуальность.

Современная правовая наука располагает различными вариантами выделения юридически значимых критериев политической партии. По мнению Ю.А. Юдина, анализ современного законодательства позволяет выделить три основных квалифицирующих признака, при отсутствии хотя бы одного из которых общественное объединение теряет юридическое качество партии. Это завоевание политической власти (в рамках и на основе Конституции Российской Федерации) как главная цель участия в политическом процессе, объединение индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих воплощение в партийной программе, и наличие формализованной постоянно действующей партийной структуры.

А.С. Автономов определяет политическую партию как общественное объединение, отстаивающее и претворяющее в жизнь интересы представляемого им класса или социальной группы путем борьбы за государственную власть, осуществления ее, участия в ее осуществлении или оказания максимально возможного в конкретных условиях воздействия на ее осуществление, находясь в оппозиции в составе государственного органа или вне их. Т.В. Шмачкова указывает на четыре образующих партию признака: идеологическая направленность партийной деятельности, длительный и многоуровневый характер объединения, нацеленность на завоевание и осуществление власти, апелляция к поддержке народа.

В работах российских исследователей, посвященных сравнительному государствоведению, встречаются и более детализированные варианты перечня юридически значимых признаков политической партии. В частности, В.Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости.

С учетом вышеприведенных точек зрения можно выделить следующие основные признаки политической партии:

1. Партия является разновидностью общественного объединения. Это означает, что партии, равно как и иные виды общественных объединений (профсоюзы, молодежные, национально-культурные и иные объединения) представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. В российской правовой системе юридическая значимость соотнесения политической партии с родовым понятием общественного объединения выражается в том, что на партии распространяются требования законодательства об общественных объединениях в части, не урегулированной специальным законом о политических партиях.

По своей организационно-правовой форме партия представляет собой общественную организацию, основанную на членстве. В основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами политической партии, предусматривающая наличие определенных иерархических связей между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. Партию отличает устойчивость организации во времени - она создается на длительный, неопределенный срок.

Партия является субъектом публичной политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности. Сочетание программно-мировозренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообществ единомышленников (клубов, кружковых объединений), а с другой - от лоббистских структур, руководствующихся в основном конъюнктурными интересами.

4. Партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие - через своих представителей - в управлении государством. Способом, обеспечивающим политическое влияние партии, является обращение к поддержке граждан, осуществляемое открыто и на состязательной основе.

Юридическое определение политической партии обычно существует только в законодательстве тех государств, где имеется законодательство о партиях. Анализ конституционно-правовой базы деятельности политических партий выявляет интересную закономерность: в странах с давними многовековыми традициями многопартийности упоминания о партиях в конституциях, равно как и специальные законы, посвященные партиям, обычно отсутствуют, а деятельность партий регулируется в рамках гражданского законодательства либо законов о выборах. В частности, законы о политических партиях отсутствуют в Австралии, США (на федеральном уровне) и Швейцарии. В Великобритании закон о политических партиях был принят лишь в 2000 году. Во Франции правовое регулирование деятельности партий осуществляется в рамках закона о свободе ассоциаций.

Напротив, в странах с относительно недавно сформировавшимися конституционными традициями правовое регулирование партийной деятельности более предметно. Законы, регулирующие деятельность политических партий, приняты в большинстве стран СНГ: Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Казахстане, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Необходимость в этом очевидна: в странах с тоталитарным и авторитарным прошлым переход к демократическим формам организации политической власти требовал создания правовых предпосылок для обеспечения участия граждан в общественной жизни и предметного регулирования деятельности партий.

Определение статуса политических партий содержится в большинстве конституций, принятых во второй половине XX века. В ряде зарубежных государств (Австрии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Швеции) статус политических партий непосредственно увязан с закреплением в конституциях основ избирательной системы. В некоторых странах вопросы правового регулирования деятельности политических партий и порядка организации и проведения выборов объединены в рамках единого нормативного правового акта (например, в Мексике - федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе). В ряде зарубежных государств (Бельгия, Греция, Италия, Испания, Швеция, Финляндия) приняты специальные законы о порядке финансирования политических партий.

С принятием закона «О политических партиях» юридическое определение партии появилось и в российском законодательстве. В соответствии со статьей 3 данного закона партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Как видно из определения, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:

публично-правовой характер целей деятельности, выражающийся в обеспечении участия граждан в политической жизни общества;

специфические средства реализации этих целей (формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

Кроме того, содержащаяся в пункте 1 статьи 3 комплексная функциональная дефиниция политической партии дополнена в пункте 2 статьи 3 закона указанием на ряд структурных признаков - требований, которым в обязательном порядке должна соответствовать партия, претендующая на конституционно-правовое закрепление своего статуса. Это:

  • - наличие у политической партии региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • - наличие у политической партии не менее 50 тысяч членов;

установление минимальной численности региональных отделений политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации на уровне 500 членов (в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов);

нахождение руководящих и иных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на территории Российской Федерации.

Правовая конструкция политической партии является важнейшим элементом ее правового статуса. Однако, правовая конструкция партии - лишь базовая основа для закрепления ее статуса в системе политических институтов. Более подробно статус политической партии раскрывается в принципах деятельности политических партий, представляющих собой основные правовые ориентиры, которыми она должна руководствоваться в своей деятельности. Приоритетное значение принципов деятельности политических партий заключается в том, что они ориентируют правоприменителя, позволяя найти нужное решение даже при наличии в пробелов и правовых коллизий.

Принцип добровольности, основанный на положении части второй статьи 30 Конституции РФ, означает, что создание партий, их деятельность и членство в них осуществляется на основе свободного волеизъявления. Принуждение к участию в деятельности политических партий, равно как и насильственное удержание в рядах политической партии, не допускается.

Закрепленный в законе принцип равноправия, основанный на положениях части четвертой статьи 13 и части первой ст. 19 Конституции РФ, означает как равенство прав граждан, объединившихся в политическую партию, так и равенство партий перед законом. Государство в своей деятельности создает гражданам, входящим в партии, равные возможности для реализации конституционного права на объединение, на выражение своих политических взглядов и на участие в выборах. Принцип равноправия не отрицает внутрипартийную иерархию, которая существует в политической партии, как и в любой другой организации. Ведь внутреннее организационное единство политической партии предполагает, помимо наличия общих целей и задач, также и иерархическую структуру власти, наличие системы норм и правил регулирования ее деятельности. Соответственно, принцип правового равенства проявляется в том, что отношения вертикальной соподчиненности между членами партии и ее руководством основаны на закрепленных в уставе партии общих для всех членов нормах партийной дисциплины, которым они подчинены в равной мере и на добровольной основе.

Принцип самоуправления, основанный на положении части первой статьи 30 Конституции РФ о свободе деятельности общественных объединений, означает, что партии самостоятельно и под свою ответственность осуществляют деятельность, связанную с реализацией уставных целей и задач. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела партий, навязывать им определенную линию политического поведения, кооптировать в руководящие органы партии своих представителей и др., т.е. использовать неправовые средства воздействия на партии. Вместе с тем, рассмотрение и разрешение государственными органами (судами, органами, осуществляющими контроль за деятельностью партий согласно пункту 1 ст. 38 Федерального закона «О политических партиях») споров между членами партии и ее руководящими органами, касающихся нарушения прав и свобод граждан, не является вмешательством государства во внутрипартийные отношения.

Принцип законности, основанный на положении части 2 статьи 15 Конституции РФ, означает, что политические партии в своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные действующим законодательством, обеспечивать соответствие этим требованиям своих программных и организационно-уставных документов.

Принцип гласности партийной деятельности подразумевает ее открытость для общественности, доступность информации о ее деятельности, публичный характер партийных мероприятий и необходимость обнародования важнейших учредительных и программных документов.

Система принципов, приведенная в настоящем исследовании, базируется на положениях Федерального закона «О политических партиях». В то же время в ряде исследований, посвященных проблеме правового статуса партии, приводятся и иные принципы, предметно не обозначенные законодательством, но как бы подразумеваемые по системной связи его норм. В частности, рядом исследователей выделяется и принципы плюрализма и конкуренции, что, по нашему мнению, вполне оправданно, т.к. последний базируется на положениях частей 1 и 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в качестве основ конституционного строя.

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Доклад на научно-экспертной сессии по теме , 28 октября 2015 года, Центральный дом журналистов, Москва.

В каком виде будет создана партия нового типа? Может ли коммерческая организация заниматься политической деятельностью? Надо ли регистрироваться новой партии?

Постановка вопроса о партии нового типа порождает много вопросов юридического характера: что это будет за организация, в каком виде она будет создана? Какая организационно-правовая форма будет выбрана? Будет ли данная организация зарегистрирована как юридическое лицо? Сможет ли она заниматься политической деятельностью без регистрации в качестве политической партии? Очевидно, что политическая партия занимается политической деятельностью. Но могут ли другие общественные объединения заниматься такой деятельностью? Есть ли ограничения в законах? Постараемся ответить на эти вопросы.

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

В 2001 году был принят Федеральный закон «О политических партиях», в котором раскрывается понятие «политической партии». Согласно Закону политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Цели политической партии также указаны в Законе:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах.

Закон о политических партиях не использует понятия «политическая деятельность», хотя это было бы логично. Понятие «политическая деятельность» появилось сравнительно недавно, в 2012 году с принятием так называемого закона об иностранных агентах, во время «закручивания гаек» в отношении НКО[*] . Термин «политическая деятельность» использовался для определения некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». Именно участие в политической деятельности НКО, финансируемого иностранным государством, делает организацию иностранным агентом.

[*] Гаганов А. А. От либерального экстремизма к диктатуре: правовые свидетельства // Российский либеральный эксперимент: итоги и анализ. М., 2014. С. 102–112.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ) под политической деятельностью следует понимать участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Закон содержит оговорку о том, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Однако на практике даже если НКО осуществляет деятельность в этих сферах, но пытается воздействовать на принятие государственными органами решений, ее деятельность может быть признана судом политической. Что это означает? Это означает, что указание на вид деятельности организации не имеет никакого значения. Закон гласит, что НКО может быть признана участвующей в политической деятельности «независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах». Поэтому оговорка о видах деятельности, исключенных из политической деятельности, не имеет смысла. Например, деятельность в области защиты растительного и животного мира - не является политической деятельностью. Однако в Реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, есть следующие организации: Межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ»; Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»; Межрегиональный общественный экологический фонд «ИСАР-СИБИРЬ» ; Нижегородская областная социально-экологическая общественная организация «Зелёный мир»; Межрегиональная общественная организация «Северная природоохранная коалиция». Значит, оговорка о видах деятельности не действует и на практике. В Реестре иностранных агентов в качестве вида деятельности у всех организаций указывается политическая деятельность, хотя в их уставных документах она не фигурирует (рис. 1).


Рис. 1. Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Можно выделить следующие признаки политической деятельности:

Организация и проведение политических акций;

Цель деятельности - воздействие на принятие государственными органами решений, изменение государственной политики;

Формирование общественного мнения в целях изменения государственной политики.

Признаки политической деятельности сопоставимы с признаками политической партии. Различие лишь в специфическом праве партии выдвигать кандидатов на выборах.

Насколько уместно использовать в рассуждениях о политических партиях понятие политической деятельности из закона о некоммерческих организациях, если Конституционный Суд РФ сказал, что это некорректно (Постановление от 08.04.2014 № 10-П)? Да и сам закон исключает политические партии из регулирования статуса иностранных агентов. Полагаем, что поскольку речь идет о процессе познания, исследовательском анализе, а не о правоприменении, то это уместно.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Казалось бы, очевидно, что политическая организация - это организация, которая ведет политическую деятельность. Но действующее законодательство не предусматривает такого понятия как «политическая организация». В первоначальной редакции Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 года) такого понятия также не было, наряду с политическими партиями отдельно выделялись политические движения. В действующей редакции Закона общественное движение так же, как раньше, определяется как массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Таким образом, возможность преследования политических целей общественным объединением существует. В то же время политические цели отмечены только у одной формы общественных объединений - движений. Однако теоретически это не препятствует тому, что политической деятельностью будет заниматься общественное объединение другой организационно-правовой формы.

Если в первоначальной редакции Закона об общественных объединениях и в законодательстве о выборах 1995 года было указано, что в выборах могут участвовать политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, то теперь Закон об общественных объединениях говорит об общественных объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах. Однако по действующему избирательному законодательству в выборах могут участвовать только политические партии.

Следует обратить внимание на то, что общественное объединение по определению некоммерческое формирование. Поэтому все виды общественных объединений, как то: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия - также создаются не для целей извлечения прибыли. Остается вопрос, могут ли коммерческие организации заниматься политической деятельностью.

Примечательно, что косвенно понятие политической деятельности усматривается в таком документе, как ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), утвержденный приказом Росстандарта. В ОКВЭД есть статья 94.92 «Деятельность политических организаций». При этом представляется нелогичным, что политическая деятельность отнесена к видам экономической деятельности. Этот вид деятельности включает в себя «деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например, политических объединений молодежи. Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т. д. ». Обращает на себя внимание использование понятия «политическая организация», отсутствующее в действующем законодательстве. В статье 94.92 имеется два ключевых признака политических организаций: участие в формировании мнений и условий для принятия решений «органами общественного управления», продвижение членов своих групп в «политический аппарат организаций». Использование неопределенных понятий не добавляет ясности этим признакам, но можно предположить, что речь идет об органах государственной власти.

Вернемся к вопросу о коммерческих организациях. Как известно, юридические лица должны указывать в своих уставных документах цели деятельности. При регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц указываются коды деятельности по ОКВЭД. Деятельность политических организаций расположена в разделе S «Предоставление прочих видов услуг». Раздел содержит пояснение, что «этот раздел включает: деятельность общественных объединений, ремонт и обслуживание вычислительной техники, предметов домашнего обихода и личных вещей, а также предоставление различного вида персональных услуг по обслуживанию населения, не включенные в другие группировки». Однако подраздел 94 называется «Деятельность общественных организаций», а не общественных объединений. Общественные организации - это лишь один из видов объединений. Тем не менее такое наименование подраздела указывает на то, что речь идет о некоммерческих организациях, в том числе применительно к статье 94.92. В то же время в других статьях подраздела 94 коммерческие организации упоминаются. Это создает путаницу в вопросе о том, могут ли коммерческие организации заниматься политической деятельностью. Но здесь следует руководствоваться статьей 49 Гражданского кодекса РФ (об этом - ниже).

В самом классификаторе сказано, что «в соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как… организационно-правовая форма, не делается различий между… коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности». Это объясняет допущенные в классификаторе неточности, но не снимает претензии юридико-технического характера.

На практике даже политические партии не указывают в своих документах такой вид деятельности, как политическая деятельность. Например, по данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) из четырех действующих парламентских партий виды деятельности указали лишь две: ЛДПР и Справедливая Россия (таблица 1). Причем политическую деятельность в качестве основного вида деятельности указала лишь последняя.

Таблица 1. Виды деятельности парламентских партий по ЕГРЮЛ


КОМУ РАЗРЕШЕНО ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?

Организации бывают коммерческие, то есть создаваемые для извлечения прибыли, и некоммерческие. Коммерческие организации обязаны регистрироваться в качестве юридического лица, иначе их предпринимательская деятельность будет незаконной. Общественные объединения относятся к некоммерческим.

Закон об общественных объединениях содержит ряд требований к деятельности общественных объединений и ограничений. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной (статья 15). Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (статья 16).

Согласно статье 3 Закона об общественных объединениях общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, а могут и регистрироваться. При этом объем их прав различен, не только в части наличия или отсутствия прав юридического лица.

Так, незарегистрированные общественные объединения имеют право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

Выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Из этого перечня видно, что незарегистрированная общественная организация имеет право заниматься политической деятельностью.

Зарегистрированные общественные объединения в дополнение к названным правам имеют право:

Участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

Участвовать в выборах и референдумах.

Участвовать в выработке государственных решений и учреждать СМИ граждане могут на общих основаниях. Участвовать в выборах, по большому счету, члены незарегистрированных общественных объединений также могут на общих основаниях в порядке самовыдвижения (по мажоритарным округам). Поэтому здесь существенной разницы нет.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенных уставом общества. Это подтверждает судебная практика высших судов в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «При разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься».

Часть 2 статьи 12 Закона об ООО не предусматривает обязательного указания в уставе видов деятельности общества. Кроме того, в статье 12 сказано, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Сопоставление статьи 12 и статьи 2 позволяют сделать вывод о том, что виды деятельности общества могут быть указаны в уставе, но их перечень не обязательно должен быть закрытым.

В соответствии частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коды ОКВЭД отнесены к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Часть 5 статьи 5 данного Закона обязывает юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, указанных в части 1 этой статьи, включая и сведения о кодах по ОКВЭД, сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), по месту своего нахождения.
За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, в виде штрафов. Однако само по себе отсутствие в ЕГРЮЛ данных по ОКВЭД не является препятствием для осуществления законной деятельности, в том числе политической (подтверждается практикой: Постановления ФАС СЗО от 24.12.2012 по делу № А66-4622 /2012, от 21.05.2012 по делу № А44-2483 /2011, ФАС МО от 07.09.2012 по делу № А40-7197 / 12-119-64 , от 03.09.2012 по делу № А40-6343 / 12-79-60). Хотя претензии, например, от налоговой службы могут быть.

Таким образом, законодательного запрета коммерческим организациям заниматься политической деятельностью нет. Для некоммерческих организаций государство установило ряд ограничений на занятия политической деятельности. Общие ограничения содержатся главным образом не в законодательстве о коммерческих и некоммерческих организациях разных видов, а в законодательстве в целом. Специальные ограничения касаются НКО, признанных иностранными агентами.

ОБЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений (в том числе политической) не являются абсолютными и, как это следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Они могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Чтобы составить представление о том, чем нельзя заниматься любой организации, можно посмотреть Уголовный кодекс РФ. Следует обратить внимание на то, что запреты, установленные Уголовным кодексом РФ, носят абсолютный характер. Они распространяются на всех лиц, осуществляющих свою деятельность на территории России. В отличие от закона об иностранных агентах, который распространяется на зарегистрированные организации, нормы Уголовного кодекса РФ касаются всех организаций и движений - как зарегистрированных, так и не зарегистрированных. Уголовная ответственность предусмотрена для конкретных физических лиц, совершающих преступление.

Согласно статье 239 УК РФ запрещается создание некоммерческой организации (религиозного или общественного объединения), посягающей на личность и права граждан, деятельность которой сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью.

Запрещается создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента), деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением. Участие в таких организациях также карается законом.

Статья 278 УК РФ предусматривает наказание за совершение действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Статья 280 УК РФ запрещает публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Запрещается возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).

В законодательстве отражены и другие общие запреты, которые создают ограничения на политическую деятельность.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ ДЛЯ НКО-ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ

Закон о некоммерческих организациях не препятствует заниматься политической деятельностью даже тем НКО, которые финансируются из-за рубежа. Однако Закон налагает на такие НКО ряд ограничений. Например, материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, должны сопровождаться указанием на то, что они изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Годовая бухгалтерия иностранного агента подлежит обязательному аудиту. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно. И конечно, иностранные агенты должны сами подать документы для включения информации о себе в реестр иностранных агентов. В противном случае это делает уполномоченный госорган. Решение о включении такой некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

Если НКО, которое занимается политической деятельностью и финансируется из-за рубежа, само не подало документы для включения его в реестр иностранных агентов, такое НКО ждет немалый административный штраф по статье 19.7.5–2 КоАП РФ (100–300 тысяч рублей для юридического лица). Предусмотрена и уголовная ответственность за злостное уклонение от представления документов для включения в реестр иностранных агентов (статья 330.1 Уголовного кодекса РФ).

Занимается НКО политической деятельностью или нет, решает Минюст, который может включить НКО в реестр иностранных агентов. Оспорить мнение Минюста в суде практически нереально: суд становится на сторону министерства. Предметом спора также выступает факт финансирования НКО из-за рубежа, однако и здесь переубедить министерство и суд какими-либо доказательствами практически невозможно.

НКО, которые не финансируются иностранными государствами, могут заниматься политической деятельностью без указанных ограничений.

На практике поверхностное изучение данных ЕГРЮЛ не позволяет выявить общественные объединения или коммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью. Например, в выписке из ЕГРЮЛ Фонда поддержки демократии «Голос» политическая деятельность не значится в качестве вида деятельности, однако фонд признан иностранным агентом, а соответствующий суд им проигран . В выписке из ЕГРЮЛ радиостанции «Эхо Москвы» (ЗАО «Эхо Москвы» , коммерческая организация) также не значится политическая деятельность. Однако вряд ли можно считать, что данное СМИ с учредителем в оффшоре не занимается политической деятельностью. В выписке из ЕГРЮЛ признанного иностранным агентом Российского исследовательского центра по правам человека, признанного иностранным агентом, указан вид деятельности «91.33 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки».

О чем это говорит? Все это, так или иначе, возвращает нас к сделанному выше выводу о том, что указание на вид деятельности в уставных документах или в ЕГРЮЛ не имеет никакого значения в контексте, например, предотвращения риска оказаться в списке иностранных агентов (при наличии иностранного финансирования).

Приведенный анализ возможностей организациям различных видов заниматься политической деятельностью позволяет сделать главный вывод: основное отличие политической партии от других объединений, в том числе незарегистрированных партий, заключается в праве партии выдвигать кандидатов и списки на выборах. Теоретически данное различие сглаживается правом гражданина на самовыдвижение на выборах. Коренных различий в объеме прав зарегистрированных объединений и незарегистрированных - нет. Регистрация в качестве юридического лица дает ряд преимуществ, связанных в основном с финансовыми вопросами, расчетами и ограничением ответственности имуществом юридического лица. Регистрация в качестве политической партии - процесс чрезвычайно сложный и к тому же фактически зависящий от Кремля, который вряд ли позволит зарегистрировать оппозиционную партию. На зарегистрированное объединение проще оказывать давление: можно отменять регистрацию партии, проводить санитарные или пожарные проверки, находить налоговые и другие нарушения, запрещать деятельность объединения. Отсутствие регистрации в качестве политической партии и даже в качестве юридического лица позволяет минимизировать подобные риски.

Есть еще один необычный довод в пользу незарегистрированных партий. Поскольку политические партии не фигурируют в конституционном порядке формирования российского парламента и региональных законодательных органов, то теоретически возможна абсурдная ситуация, когда на законодательном уровне их можно исключить из выборного процесса. И это не будет противоречить Конституции РФ. Так зачем регистрировать партию, если гипотетически в любой момент законодатель может отстранить партии от участия в выборах?

ВЫВОДЫ:

1. Законодательство определяет понятие политической деятельности только в отношении НКО-иностранных агентов. Понятие политической деятельности в контексте политических прав человека, в том числе в отношении политических партий, не раскрывается.

2. Понятие политической деятельности сформулировано расплывчато, что позволяет признавать практически любые НКО участниками политической деятельности.

3. Законодательство РФ не содержит особых препятствий для участия в политической деятельности организаций любых организационно-правовых форм: коммерческих организаций, некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, не зарегистрированных общественных объединений.

4. Единственное существенное отличие в объеме прав между зарегистрированной политической партией и общественным объединением, в том числе незарегистрированным, заключается в праве политических партий выдвигать своих кандидатов на выборах.

5. Регистрация объединения в качестве юридического лица налагает дополнительные обязанности на организацию, но существенных прав не предоставляет. В связи с этим в начале деятельности партия нового типа может существовать без регистрации в качестве политической партии и даже юридического лица.

"Партия" - понятие многозначное. Если задать вопрос: "Что такое партия товара?", ответ будет одним. А если мы рассматриваем возникают совершенно другие понятия и определения. Что такое партия продукции, мы в этой теме не рассматриваем. Нас интересует именно понятие, связанное с политикой. Рассмотрим его подробно.

Понятие "партия" в политике

Особое место в ряду субъектов такого вида деятельности, как политическая, занимают партии. Они выступают посредниками между государством и гражданами. Ответ на вопрос, что такое партии, ставший классическим определением, предложил Шварценберг Роже Жерар (родился в 1943 году), французский политолог. По его мнению, политическая партия - действующая непрерывно организация, которая существует как на местном, так и на национальном уровнях. Она нацелена на отправление и получение власти, стремится к широкой поддержке масс с этой целью.

Признаки партии

Продолжим наш ответ на вопрос, что такое партии. Рассмотрим подробнее их признаки. В партии объединяются самые активные представители тех или иных социальных групп, которые имеют схожие с ними идейно-политические взгляды и стремятся так или иначе к государственной власти.

Можно выделить следующие признаки партии:

Долговременное функционирование, организованность, наличие правил внутрипартийной жизни и формальных норм, отраженных в уставе;

Наличие первичных организаций (местных отделений), которые поддерживают с национальным руководством регулярные связи;

Направленность на завоевание власти и распоряжение ею (группами давления называют такие, которые не имеют данной цели);

Добровольность членства, наличие поддержки народа;

Присутствие общей стратегии, цели и идеологии, выраженных в соответствующей политической программе.

Функции партии

Они выполняют в современном обществе ряд специфических внешних и внутренних функций. Это также нужно упомянуть, отвечая на вопрос, что такое партии. Выделим и те, и другие функции, остановимся подробнее на них.

Внутренние касаются обеспечения финансирования, набора новых членов, налаживания между местными отделениями и руководством эффективного взаимодействия и т. д.

Внешние функции - определяющие для деятельности партии. Это защита, отстаивание и выражение интересов больших и групп, интеграция внутри них людей на основе общих целей, а также мобилизация масс для того, чтобы решать важные актуальные социальные задачи. К ним относятся также разработка идеологии, распространение политической культуры, подготовка различных кадров для действующих политических институтов, участие в создании элиты, а также возможностей для социализации личности в сфере политики. Кроме того, внешние функции - участие в их организация и борьба за управление, а также за государственную власть.

Виды партий

Можно выделить несколько типологий, по которым делятся политические партии.

Так, выделяют по идеологической ориентации такие как коммунистическая, консервативная, либеральная партия.

"Что такое федеральная партия?" - спросите вы. Ее выделяют по следующему, территориальному признаку. По нему партии бывают региональные, федеральные и другие. То есть данный признак показывает, на какой территории существуют они.

По социальной базе - предпринимательские, крестьянские, рабочие и проч.

По отношению к преобразованиям в обществе - реакционные и прогрессивные, реформистские и революционные, умеренные и радикальные.

По участию во власти - парламентские и непарламентские, легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Однако самой известной является классификация по организационному строению, по которой выделяются массовые и кадровые партии.

Кадровые партии

"Что такое партии кадровые?" - спросите вы. Они ориентированы на участие парламентариев, профессиональных политиков и объединены вокруг политического комитета - группы лидеров. Они обычно элитарны и немногочисленны, финансируются из частных источников. Активизируется деятельность таких партий во время выборов.

Массовые партии

Напротив, массовые партии являются многочисленными, финансируются они из централизованные организации, имеющие уставное членство, отличающиеся дисциплинированностью и организованностью, проводящие на местах широкую пропагандистскую работу, поскольку заинтересованы в том, чтобы численность их росла (и, соответственно, увеличивались суммы взносов). Массовые партии стремятся к мобилизации народных масс, а кадровые - элит.

Можно разделить их также на "правые" и "левые". Что такое "правые" партии? Они выступают против коренных реформ, за сохранение существующего режима. "Левые" - за изменение его, воцарение социального равенства, проведение масштабных реформ. К ним относятся социал-демократические, анархические, социалистические и коммунистические партии, а также другие политические доктрины.

Мы рассмотрели теоретически, какие бывают виды, а также что такое партия. "Единая Россия" относится к "правым" или "левым"? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. Что такое коммунистическая партия, мы все примерно представляем и без определения.

Группы давления, общественные организации, массовые движения также принадлежат к групповым субъектам такой деятельности, как политическая.

В последние несколько десятилетий появились также так называемые универсальные партии (по-другому - партии всех избирателей). В строгом смысле слова они не являются таковыми. В отличие от традиционных партий, ориентирующихся в своей деятельности на электоральные группы, данные объединения стремятся привлечь различные группы избирателей на свою сторону. Характерными их чертами являются следующие: особый тип играющего роль своеобразного мировоззренческого символа лидера-интеллектуала, необязательное фиксирование в данном объединении членства, а также отсутствие каких-либо четко определенных социальных интересов. Главная функция - защита действующего политического курса, а не агрегация и артикуляция интересов общества. Поэтому связаны они больше с государством, чем с народом.

Партийные концепции

Отвечая на вопрос, что такое политическая партия, необходимо определить также партийные концепции. Партия - некоммерческое добровольное социальное объединение по политическим принципам и идейным соображениям, стремящееся к достижению определенных политических целей и применяющее для этого политические средства.

В нее входят, как уже отмечалось, наиболее активные это их классовое или политическое объединение, выражающее непосредственно их интересы, состоящее из самых активных представителей, осознающих данные интересы, борющихся за владение властью или удержание ее, а также осуществление общих целей.

В традиции марксизма партии рассматриваются в качестве высшей формы классовой организации, охватывающей самую активную ее часть, отражающей политические интересы и преследующей в своей деятельности долгосрочные цели. В качестве партии выражают отношение к власти, участвуют в общественно-политических мероприятиях, создаются во имя упрочения и сохранения власти или изменения ее.

В другой традиции, либерально-демократической, они трактуются как определенные политические силы, организованные, объединяющие представителей единой политической традиции и служащие для участия во власти или завоевания ее с целью реализации целей, которые преследуют приверженцы партии. Они, воплощая право личности на политическое объединение с другими людьми, отражают некоторые общегрупповые цели и интересы разнородных слоев общества (религиозных, национальных, социальных и др.). Люди через этот институт выдвигают к государству свои групповые требования и получают от него одновременно обращения за поддержкой для того, чтобы решить некоторые политические вопросы.

Элементы, являющиеся обязательными для любой политической партии

Для того чтобы лучше понять, что такое политическая партия, выделим элементы, являющиеся обязательными для любой из них. Любая партия - это носитель некоторой идеологии, или она хотя бы выражает определенную ориентацию видения человека и мира. Это объединение, относительно продолжительное по времени существования, то есть организация, имеющая определенное территориальное измерение (местное, региональное, национальное, а иногда и интернациональное) и структуру. Цель любой партии - завоевании власти или участие вместе с другими в ней.

Каждая из партий хочет обеспечить для себя поддержку населения - от включения в ряды своих членов до создания широкого круга сочувствующих лиц.

Признаки и роль политической партии

Среди основных признаков можно выделить: наличие организационной структуры, уплату членских взносов, наличие устава и программы, организационную связь между представителями партии, партийную дисциплину, участие в формировании правительственных и парламентских учреждений, создание общественного мнения.

Роль ее в жизни социума: это связующее звено между государством и народными массами, руководитель общественной классовой борьбы, регулятор социально-политической общественной жизни.

Основная задача партии - участие во власти, захват ее.

Функции политической партии

1. Теоретическая:

Анализ состояния, а также теоретическая оценка различных перспектив общественного развития;

Выявление интересов различных общественных групп;

Выработка тактики и стратегии борьбы за обновление социума.

2. Идеологическая:

Отстаивание и распространение в массах своих нравственных ценностей и мировоззрения;

Пропаганда своей политики и целей;

Привлечение населения в ряды и на сторону партии.

3. Политическая:

Борьба за власть;

Подбор на выборные должности кандидатов, кадров для выдвижения в местное и центральное руководство, правительство;

Проведение различных избирательных кампаний.

 


Читайте:



Как правильно приготовить курицу гриль

Как правильно приготовить курицу гриль

1. Курицу заранее необходимо замариновать в соли с паприкой. Для этого нужно промыть курицу изнутри и снаружи и обильно обмазать солью и паприкой....

Онлайн тест егэ по русскому языку

Онлайн тест егэ по русскому языку

Ответ: РАСКИДАТЬИСПУГАТЬ Ответ: ___ 123_____________ 14 _ Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по...

Для подготовки к егэ по обществознанию

Для подготовки к егэ по обществознанию

Предварительный просмотр:5. Культура и духовная сфера. I. Культура (от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание») Черты культуры :...

Совместимость Львов и Скорпионов: стоит ли огню бояться воды

Совместимость Львов и Скорпионов: стоит ли огню бояться воды

Судьба не будет давать им сентиментальные и романтические отношения, которые будут переполнены любовью и нежностью. Женщина Скорпион и мужчина...

feed-image RSS