Главная - Электросчетчики
Конспект к уроку русской литературы "С.А. Есенин "Поёт зима аукает"

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА: С. Есенин «Поёт зима - аукает»

Цель урока:

Выразительное чтение стихотворения.

Задачи урока:

познакомить с лирическим произведением, описывающим зимние явления в природе, показать авторский взгляд на эти явления;

формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

формирование представлений о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, познавательный интерес;

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе.

Оборудование : мультимедийный пректор, слайды презентации

«С.Есенин. Поёт зима – аукает», учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы 3 класс».

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

О чём говорится в этих строчках? (О снеге.)

Как называется слой только что выпавшего снега? (Пороша.)

Проверка домашнего задания.

Слайд 1.

Как Сергей Есенин в своём стихотворении «Пороша» описывает действие снега? (Валит снег и стелет шаль.)

Удалось ли передать настроение и чувства автора? (Комментарии учащихся.)

Работа над темой урока.

Введение в тему.

Да, действительно, зима преображает всё вокруг.

Слайд 2, 3,4.

Природа надевает белоснежный, праздничный наряд. Картины зимней природы не могли оставить равнодушным Сергея Есенина. Это отразилось в его творчестве. И нам предлагается рассмотреть следующее его стихотворение.

Работа до чтения. Формулировка темы урока.

Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (О зиме.)

Что помогло сделать такое предположение? (Иллюстрация, заголовок.)

Но запись заголовка здесь отсутствует. Как определили название стихотворения?

(По первым строчкам.)

Сформулируйте тему урока. (С.Есенин «Поёт зима – аукает»)

Слайд 5.

Прочитайте самостоятельно.

Оправдались ли ваши предположения?

Работа во время чтения.

Слайд 6.

А какая зима в представлении С. Есенина?

Наша задача разобраться в этом вопросе. Поможет нам работа над стихотворением.

Прочитайте первые строчки.

Поёт зима - аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Что представили? (Лес.)

Что обозначает это слово? (Лес, состоящий из сосен.)

Как понимаете? (Хвоя ветки сосны, покрытая снегом, кажется мохнатой.)

Какое слово встретилось в тексте, требующее объяснения. («стозвоном».) Поэт сам его придумал. Как оно образовано? (Сто звонов.) – Что это обозначает? (Много звуков.)

Проверьте своё предположение с записью.

Слайд 7.

Когда сосны раскачиваются на ветру, слышится потрескивание, поскрипывание.

- А как понять выражение «зима аукает стозвоном сосняка»? (Деревья перекликаются друг с другом.)

Почему этими звуками можно убаюкать лес? (Они негромкие, напевные.)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Что представили? (Облака.)

Что значит «седые»? (Белые.) Почему именно это слово выбрал автор? (Сравнивает с волосами человека.)

Почему так двигались облака? (Небольшой ветер.)

Почему отправились «в страну далёкую»? (Тоскливо, зима не нравится.)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Что представили? (Метель.)

Опишите это явление природы? (Сильный ветер со снегом.)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Холодные усталые

И жмутся поплотней.

Кого представили? (Птиц, воробьёв.)

Какие слова доказывают? (Пташки, воробышки, детки сиротливые.)

Почему они вызывают жалость? (Холодно, голодно, устали.)

Почему они были в таком состоянии? (Сильный ветер, вьюга.)

Прочитайте описание вьюги.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Как представили вьюгу? (Сильный ветер со снегом.)

Но метели мы тоже дали такое определение.

В чём разница? (При вьюге ветер сильнее.)

Что заметили? (Повторяются звуки с, ш.)

Как называется такой приём в литературе? (Звукопись.)

Как понять выражение «стучит по ставням свешенным»?

Раньше окна закрывались деревянными створками. Когда дул сильный ветер они стучали о стену дома.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная,

Красавица весна.

Как понимаете выражение «дремлют пташки»? (Чутко спят.)

Что могло удивить в этом отрывке? (Воробьям снится сон, как людям.)

Что же им снится? (Красавица весна.)

Почему? (Приносит тепло, радость.)

Как бы тяжело не было, всегда нужно надеяться на лучшее.

Физкульт. минутка.

- И вы улыбнитесь, подмигните друг другу. (Гимнастика для глаз и физические упражнения.)

Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

Прочитайте название стихотворения, над которым мы работаем.

Вас что-нибудь удивило? (Зима поёт.)

В виде кого представляет зиму Есенин? (Певицы.)

Что помогает услышать мелодию зимы? (Стозвон сосняка, метель, вьюга.)

Слайд 8, 9, 10.

Как поёт зима? Охарактеризуйте мелодию по звучанию и настроению. Выберите из списка те, которые больше всего подходят к ним.

Работа в парах.

Слайд 11.

*игривая

*тревожная

* спокойная

*суровая

*напевная

*праздничная

Проверка. Какие слова выбрали из списка? (Тревожная, спокойная, суровая, напевная.)

Слайд 12.

Сравните звучание и настроение мелодии зимы. (Они разные.)

Как можем озаглавить стихотворение? (Мелодии зимы.)

Слайд 13.

Ну, а теперь попытаемся ответить на главный вопрос.

Слайд 14.

Какая зима у Есенина?

Предлагаю поработать в группах: обсудить этот вопрос и подготовить ответ по плану.

Слайд 15.

1) Мы считаем, что зима у Есенина……

2) Так как …..

3) Строчки из стихотворения.

Групповая работа.

Высказывания детей.

Вывод: Зима у Есенина поющая, красивая, безжалостная.

Работа над выразительностью чтения.

Композитор Георгий Васильевич Свиридов, прочитав стихотворение Есенина, изобразил зиму в музыке. Слушаем. (Звуковой файл в формате MP4 в приложении.)

Слайд 16.

Удалось ли услышать завывание вьюги, затишье.

2. Работа в парах: определение интонаций, подготовка к выразительному чтению.

3. Упражнения в выразительном чтении.

Пояснительная записка.
Урок литературного чтения проведён 24 января 2012 года во 2 «В» классе коррекционно – развивающего обучения 7 вида МКОУ СОШ №7 города Слободского Кировской области.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Школа России» под редакцией В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Р. Шанько. Автор учебника «Литературное чтение» - Л.Р. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2007 г. Курс рассчитан на 102 учебных часа, по 3 часа в неделю.
Уроки литературного чтения по этому курсу призваны решать важные задачи для нашего общества.
Основные образовательные задачи:
Научить детей осознанному грамотному чтению.
Умению анализировать литературные произведения.
Умению понять основной замысел каждого произведения, его идею.
Умению «видеть» то, что хотел донести до читателей автор.
Кроме того, уроки литературного чтения призваны решать важнейшие воспитательные и развивающие задачи. К сожалению существует проблема: дети моего класса недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения, особенно стихи, не понимают сути произведения, в недостаточной степени владеют грамотным осознанным и выразительным чтением. Анализируя технику чтения обучающихся своего класса, я обнаружила, что качество выразительности чтения составило всего 9 % и осознанности чтения 15 % на конец первого класса.
Для решения проблемы на уроках по литературному чтению в свое м классе систематически использую разные виды упражнений по формированию навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, применяя технологии обучения чтению ученых, педагогов – новаторов: технологию оптимального чтения В. Н. Зайцева и И. Т. Федоренко - И. Г. Пальченко, технологию развития оперативного поля чтения, антиципации и метод динамического чтения М. И. Омороковой, Шульте и Г.Г. Швайко.
Урок по теме «С. А. Есенин. Поет зима – аукает» включен в раздел «Люблю природу русскую», в первую часть – «Зима».
Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока:
Организационный момент:
эмоционально – психологический настрой в стихах.
Проверка домашнего задания:
использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
Подготовка к основному этапу:
метод: репродуктивный, частично – поисковый. Составляют из слогов пословицу. Выполняют упражнения на постановку правильного дыхания, развитие интонационных средств выразительности речи.
Изучение нового материала:
методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный;
демонстрация компьютерной презентации;
антиципация по названию, иллюстрации;
словарная работа, первичное чтение, проверка первичного восприятия.
Физкультминутка.
Релаксация с помощью мультимедии.
Анализ произведения:
методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий;
чтение стихотворений по «цепочке»
анализ содержания стихотворения, словарная работа, определение художественных средств поэтического языка;
составление «партитуры чтения»;
подготовка выразительного чтения, конкурс чтеца.
Подведение итогов урока:
методы: репродуктивный, словесный.

Рефлексия:
приемы: карточки с изображением воробьев, веточки красная и зеленая на доске;
самооценка и выявление эмоционального состояния каждого ученика.
Информация о домашнем задании:
Дифференцированные задания.
В результате анализа проведенного урока, отмечается хорошая работоспособность учащихся, умение грамотно анализировать и читать поэтическое произведение, заинтересованность в выполнении каждого задания, положительный эмоциональный настрой, эффективность использования предложенных материалов к каждому этапу урока.
Использование на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приемы учебного сотрудничества и личного общения. Все задания были направлены на усиление глубины умения анализировать поэтическое произведение, выразительно его читать, делать выводы.
Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке. Всем учащимся были поставлены оценки за выразительное чтение стихотворения. Результатом был составлен альбом из рисунков детей.

Конспект урока.
Тема: С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»
Цели:
Образовательные:
познакомить с произведением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает»;
создать условия для восприятия и осмысления стихотворения;
продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.
Развивающие:
развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные и информационные умения.
Воспитательные:
воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: репродукция картины И. Грабаря «Зимний пейзаж», предметные картинки воробьев для рефлексии, индивидуальные карточки «Средства поэтического языка», карточки – опоры «Средства выразительной речи», компьютерная презентация, мультимедийное сопровождение, учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), карточка – памятка «Работа над лирическим стихотворением».
Ход урока.
Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела,
Какое время года прилетело? (Зима)
- Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Вот репродукция И. Грабарь «Зимний пейзаж» (слайд 1)
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (Спокойствие, волшебство, умиротворение.)
- А теперь покажите, как вы приготовили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».

Проверка домашнего задания.
Рассказывают друг другу (работа в паре).
Читают у доски два ученика.
Ребята и учитель оценивают ответы учеников.
- Ребята, хотите читать еще стихи? Для этого нужно провести речевую разминку, чтобы читать стихи выразительно.
Подготовка к основному этапу урока.
Речевая разминка (приложение 1.)
- Выполним упражнения для дыхания:
Задуть свечу (на 3 выдоха, на 2, на 1)
Понюхаем цветок.
«Морзянка» (вдох ртом, выдох через нос, ударяя пальчиком по носу)
- Выполним упражнения для развития голоса. Соберите пословицу (слайд 2) ТИТЛЕ РЕЦСКВО МЕЗИ НЕЦКО
- прочитаем пословицу, изменяя:
Темп речи.
Силу голоса.
Высоту голоса.
Тон.
Переставляя логическое ударение.
Изучение нового материала.
- Ребята, давайте снова отправимся в чудесный мир поэзии и познакомимся со стихотворением С. А. Есенина «Поёт зима – аукает», для которого самым дорогим местом на земле была Русь.(слайд 3)
- Сформулируйте цели нашего урока. (1. Познакомиться со стихотворением Есенина «Поёт зима – аукает..»
2. Проанализируем его.
3. Учиться выразительно читать стихотворение.)
Знакомство с биографией автора.(слайд 4)
Подготовка к восприятию нового произведения.
- Откройте учебники и найдите стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает»
3. Антиципация по названию иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это будет стихотворение о зиме, зимней природе, красоте, о воробышках)
- Знаете ли вы, что первое название этого стихотворения «Воробышки», а второе «Поет зима – аукает»
- Что выразил поэт первым названием своего стихотворения «Воробышки»? (Нежность и любовь к птичкам)
- Воробышки – это уменьшительно – ласкательное слово, называя птиц – воробьев.

4. Словарная работа (слайд 5).
Поёт – сильно дует.
Аукает – перекликается.
Стозвоном – звон 100 сосен (автор).
Ковром шелковым – мягким ковром.
Сиротливые – без родителей.
Озябли – сильно замерзли.
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол.
Вихри – порывистые круговые движения ветра.

6. Повторное чтение.
1. Чтение по цепочке.
2. Анализ стихотворения. Выборочное чтение.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, сколько в нем частей? (4 части)
- в стихотворении четыре строфы – это четыре картины, и в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средство выразительности.
- Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

VI. Анализ произведения.
- Почитаем первую строфу. Кто главный герой? (Зима)
Стихотворение начинается словами «Поет зима – аукает..»
- А как зима поет песни? (Хрустит, звенит, воет)
- Когда вы прочитали слово «мохнатый», какой лес вы представили? (Хвойный лес, засыпанный снегом)
- В этой строфе мы встретили слово СТОЗВОНОМ. Это слово придумал сам Есенин. Догадайтесь, как он образовано? (Сто звонов)
- Если в морозный день вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит.
- Что автор хотел выразить этим словосочетанием? (Слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен)
- А как это зима «аукает» этими звуками? (Как – будто деревья перекликаются друг с другом)
- Почему этими звуками можно убаюкивать лес? (Они негромкие, приглушенные)
- Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака! Как плывут облака? (Медленно, лениво, видимо, есть небольшой ветер)
- Почему автор назвал облака седыми? (Так они сероватые, пушистые)
- Почему они уплывает в далекую страну? (Зима им не нравится)
- Как должны прочитать первую строфу? (Напевно, плавно, негромко, немного грустно)
- Какой прием использует поэт при описании зимы? (Олицетворение: поет, аукает, баюкает)
- Приготовьтесь выразительно читать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промерзших сосен, глубокую тоску облаков. (Работа в парах). (слайд 6)
- Опишите словами, какая картина возникла в вашем воображении?
- Прочитайте первые три строчки этой строфы.
- Что такое МЕТЕЛИЦА? (Сильный ветер со снегом, вьюга)
- Что означает выражение «А по двору метелица ковром шелковым стелется? (Снег переливается, как тонкая, блестящая ткань)
- Какой прием использовал автор? (Метафора: ковром шелковым)
- Да, красивую картину мы увидели, но поэт добавляет: «Но больно холодна!» Почему? (Есенин описывает красоту зимы и в тоже время подчеркивает ее суровость)
- Как эти строчки надо прочитать? (С восхищением, с интонацией красоты и суровости зимы)
- О ком автор еще пишет в этой строфе? (О воробышках)
- Найдите сравнение, которое применяет автор к воробьям? (Как детки)
- Назовите эпитеты? (Игривые, сиротливые)
- Что значит сиротливые? (Некому защитить, обогреть, греются друг о друга.
- Почему Есенин сравнивает с воробушков с детками сиротливыми? (Они несчастные, им холодно, зима, как мачеха, неласкова, сурова)
- Почему Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожимся за них)
- Как прочитаем эти строчки? (С интонацией сочувствия, жалости, тревоги)
- Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в парах)
- Прочитайте 3 строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (жалость, слайд7)
- Какие нежные слова находит поэт для птичек? (Пташки – маленькие птички)
- Как вы представляете себе воробышков? (слайд 8)
- Воробей - слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.
- Почему так жалко птичек поэту? (Им холодно, голодно и немного страшно)
- Как эти строчки нужно читать? (С жалостью, с болью)
- Почему воробышкам может быть страшно? (Вьюга злится и бешено ревет)
- Какие приемы использует автор при описании вьюги? (Олицетворение – стучит, злится. Метафора – с ревом. Эпитет – с ревом бешеным)
- Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе? (Для усилия холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение изменилось к зиме)
- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках
- Какой прием применил автор? (Звукопись)
- Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь в стихах воробышков и бешенство вьюги. (Работа в парах)
- Прочитайте последнюю четвертую строфу и подумайте, о чем мечтают воробышки? (О весне)
- Какой прием использует здесь автор? (Инверсию)
- Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет)
- Какое чувство преобладает в этой строфе? (Надежда)
(слайд 9)
- Как мы прочитаем четвертую строфу? (Мечтательно, с надеждой, немного грустно)
- Какой литературный прием использовал поэт, чтобы полнее и ярче показать различие зимы и весны? (Контраст)
7. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы выяснили, какие средства выразительности использует автор, и каковы чувства каждой строфы. А теперь подумайте, в каком темпе будете читать это стихотворение?
- Расставьте карандашом знаки, где будете делать остановки, подчеркните слова, которые нужно выделять голосом при чтении. (Пользуйтесь карточкой – опорой)
- Составьте «партитуру» чтения.
- Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора.
8. конкурс чтецов.
- Выразительное чтение стихов.
- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?
- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт? (Оценивание ответов учащихся)
VII. Подведение итогов урока.
- Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке?
- Сергей Александрович с нами говорил о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробышек и не дает им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
- У десятков поэтов – свои воробьи, свое к ним пристрастие, свое отношение. Живи, удивительный дружок – воробей, радеет всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.
(Учитель читает стихотворение В. Скифа)
За окном продрогшего
Вижу воробья.
Где твой дом воробышек?
Где твоя семья?
В поле за сугробами –
Темень, холода,
Воробей – воробышек,
Где твоя еда?
Зачирикал крохотный:
- Что найду – еда!
Прыгаю да охаю
В злые холода.
За окошко брошу я
Сладкий пирожок:
- Прилетай, воробышек,
Милый мой дружок!

Вот уже несколько лет в России проводится акция «Покормите птиц!» В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть «Воробышкин день». Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их. Смастерите кормушки и кладите в них корм. (слайд 10)

VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьев. На доске изображены две веточки красная и зеленая. Возьмите картинку воробья, поместите ее на зеленой веточке, если вы оцениваете свою работу удачно.
Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

IX. Информация о домашнем задании. (слайд 11).

Выучить наизусть стихотворение. (приложение 3.)
Дополнительно по желанию на выбор:
Написать мини – сочинение «Воробышки».
Найти стихи о воробьях других поэтов.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Сочинить свое стихотворение или загадку про воробьев.

Приложение.
Карточки – опоры
Приложение 1.

Темп
Замедленный
Медленный
Умеренный
Нормальный
Убыстряющийся
Быстрый

Приложение 2.
Выразительная речь
Интонация

Средства поэтического языка
Сравнение
Эпитет
Метафора
Звукопись
Олицетворение
Инверсия
Контраст

Приложение 3.
Памятка
Работа над лирическим стихотворением:
Прочитайте стихотворение
Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Тема : С. А. Есенин "Поет зима, аукает"

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;

Учить слушать лирический текст;

Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

Формировать навыки анализа лирического текста;

Учить формировать свое отношение к прочитанному;

Воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи :

Уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

Уметь определять тематику, описывать лирического героя;

Развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование : портрет С. Есенина музыкальная запись романсов, рисунки, кластер, лексический словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами узнали много интересного о жизни и творчестве замечательного русского поэта С. Есенина. Давайте вспомним, что вы знаете о его жизни и творчестве.

Игра "Шапка вопросов". В шапке скатанные рулончиками листы бумаги с вопросами. Учащиеся вытягивают по одному вопросу и отвечают.

1. Назовите годы жизни С. Есенина?

2. Где родился поэт?

3. Кто занимался воспитание будущего поэта?

5. Как называл себя сам Есенин?

6. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?

3. Актуализация знаний

Стихотворения Есенина мелодичны. Они знакомы нам с самого детства. Давайте вспомним, какие произведения поэта нам уже знакомы?

Игра "Продолжи стих"

1. Белая береза под моим…

2. Черемуха душистая с весною ….

3. Вот уж осень улетела и примчалася…

4. Нивы сжаты, рощи голы, от воды….

В поэзии Есенина описание русской природы занимает огромное место. Есенин, будучи выходцем из деревни, с раннего детства впитывал красоту окружающего мира. Его пейзажной лирике присуща особая напевность, трогательность и музыкальность. Не случайно многие композиторы обращались к творчеству Есенина.

Учащиеся слушают романс на стихи Есенина "Отговорила роща золотая".

4. Подготовка к восприятию темы

Трудно сказать, какое время года было любимым у Есенина. Есть чарующие строки, посвященные весне, нежный и звонкие стихи о лете, грустные и печальные об осени. А есть и о зиме.

Скажите, а как вы представляете себе зиму? Ответы учащихся

Если бы вы были поэтами, какое настроение вы вложили бы в стихотворения о зиме? Почему?

Составление кластера по ответам учащихся.

5. Объявление темы и целей урока

Тема урока: Стихотворение С. Есенина "Поет зима, аукает".

Мы попробуем разобраться, какие приемы использует автор, чтобы передать нам зимнее настроение.

6. Первичное знакомство с текстом

Выразительное чтение стихотворения учителем (или в записи)

Обратите внимание на наш кластер. Какие слова лучше всего опишут эмоции этого произведения? Почему вы так думаете?

7. Работа над анализом текста

А) Лексическая работа

Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словари.

Стозвон, сосняк, ставни, озябли, метелица.

Б) Анализ выразительных средств

Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.

Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)

Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.

Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)

Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)

Почему Есенин использует эпитет "седые"?

Следующий образ - метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?

Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)

Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)

Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)

Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.

Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев .

Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).

Как называется этот прием?

Теперь разберем последнюю строфу.

Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)

Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)

Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)

В) Анализ лирических образов стихотворения

Работа с изображениями

Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она - заботливая мать, затем - Снежная королева, теперь - злобная и жестокая дама.

На доске появляются картины.

Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.

А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).

8. Работа над выразительным чтением

Вернемся к нашему кластеру. С каким настроением надо читать строки о:

Седых облаках; (грустно, печально)

О метелице; (тревожно)

Воробьях; (нежно)

Вьюге; (зло, напористо)

Весне? (радостно).

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.

9. Прослушивание романса

Мы уже говорили, что стихи Есенина легли в основу многих романсов. Обратите внимание на темп музыки в романсе "Поет зима, аукает"

Звучит запись романса "Поет зима, аукает" в исполнении Л. Луценко.

10. Подведение итогов урока и выставление оценок

11. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть

2. Написать сказку по мотивам стихотворения

Людмила Вяткина

Конспект ОД "Поет зима ,аукает . "

Задачи :

1. Закрепить представление детей о характерных признаках зимы.

2. Активизировать в речи детей прилагательные, умение анализировать, делать вывод.

3. Расширить кругозор.

Ход занятия

Воспитатель : Здравствуйте ребята, пороходите. я очень рада что вы пришли к нам сегодня в гости. Давайте с вами знакомится,посмотрите на экран.

Смотрим приветствие.

Воспитатель : Какие молодцы мои детки, сами с вами познакомились и меня познакомили. А как вас зовут? ответы детей

Воспитатель : Здорово ребята, теперь мы с вами все друг друга знаем. А гостям мы пожелаем с пользой время провести, интересное увидеть и с собою унести.

Воспитатель : Ребята посмотрите в окно, а каое время года у нас за окном?

Воспитатель : Молодцы ребята, конечно это зима .

Ай да зимушка, зима

Как украсила дома

Побелила все вокруг

На деревьях белый пух

Есть и горки во дворе

На забаву детворе!

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, белый пух, котрый укрыл крыши домов, это что? ответы детей

Воспитатель : Конечно, ребята -белый пух-это снег, снег залетел и в наш зал и у нас образовалась снежная полянка и сейчас я приглашаю вас на нашу зимнюю снежную полянку. (садимся)

Воспитатель : Ребята, а почему вы любите зиму? да

И девченки и мальчишки? да

Воспитатель : Ребята, а вы как думаете, какая она зима ?

Ребята а когда на улице мороз, какая погода в этот день? морозная

А если дует ветер? ветрянная

Когда очень холодно? холодная

А если идет снег? снежная

Ребята, а как вы думаете если бы зимой не было снега, что бы было (ответы детей)

Воспитатель : Снег, хотя и сам холодный, уберегает от мороза землю, деревья, траву и кустарники. Некоторые звери и птицы от мороза и хищников прячутся в снегу.

Если бы не было снега, волки и лисицы переловили бы всех зайцев и мышей

Даже некоторые птицы зимой спасаются в снегу. Например, глухари и тетерева зимой не спят на ветках, они всегда на ночь падают в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра. А еще снег украшает деревья.

Воспитатель : -Ребята, скажите а из чего состоит снег? ответы детей (из множества снежинок)

Посмотрите на экран, какие снежинки красивые и все такие разные.

А теперь внимательно посмотрите и найдите 2 одинаковые снежинки.

Вопитатель : Молодцы ребята справились с заданием.

Воспитатель : А сейчас я вам загадаю загадки, но будьте очень внимательны, это не простые загадки и япопробую вас запутать.

1. Есть отлична примета-выпал снег - встречаем (лето-зима )

2. Край снегов, морозов, вьюг назовем мы словом (юг-север)

3. Чтоб зимой не мерзли руки, мне связала мама (брюки-варежки)

4. Я красивый я летаю,

А весной от солнца таю

Угадайте поскорей

Кто же это (воробей-снег)

5. В шубу Машенька одета-на дворе у нас (лето-зима )

Воспитатель : Какие вы молодцы, не получилось у меня вас запутать вы все про зиму знаете.

Ребята, а скажите, для всх зима хорошая ? всем ли она нравится? ответы детей

А сейчас, я вам расскажу сказку о зиме и мы послушаем для всех ли так хороша зима .

Спросили однажды у слона, какая бывает зима ? а слон ответил : "Я незнаю какая она", ребята почему слон так ответил?

Спросили однажды у северного оленя : "Какая бывает зима ?" он ответил.

А почему ребята он так ответил? ответы детей

А еще спросили у красногрудого снегиря : "Какая бывает зима ?" а снегирь ответил---

Почему он так ответил? ответы детей

Чем мы с вами, ребята можем помочь птицам в зимний период? ответы детей

Спросили у рыжей собаки "Какая она зима ?" а она ответила.

Почему собака так сказала? ответы детей

Тогда спросили у медведя "Какая Миша зима ?" а Миша сказал.

Почему Миша так ответил?. ответы детей

Затем спросили у мальчишки"Какая зима ?" а мальчик сказал.

Почему ребята он сказал что она веселая? ответы детей

Воспитатель : Мои ребятишки очень любят зиму и вы говорите что зима веселая , ну тогда давайте с вами поиграем. (встаем) Вы любите кататься на снках? Становитесь в круг. Ребята, вы будите играть в эту игру первый раз, поэтому смотрите на меня и повторяйте.

Ой мороз, мороз, мороз

Не показывай свой нос

Уходи скорей домой

Стужу забери с собой

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем

Сядем в саночки самокатанки

С горки ухххх.

Воспитатель : молодцы ребята весело покатались на санках.

Слышим хруст снега.

Воспитатель : Ребята что это? послушайте ответы детей

Правильно, это снег хрустит, ребята а как это происходит? ответы детей

Это ледяные лучики снежинок ломаются, когда мы идем по дороге.

Я предлагаю вам слепит снежки, из снега мы не можем их слепить, мы с вами их слепим из бумаги. Берите все по 1 листику бумаги, становитесь в круг.

1,2,3,4 С вами мы снежок слепили

Получился круглый, гладкий

Но совсем, совсем не сладкий.

Воспитатель : Вот какие замечательные снежки у нас получились. А вы любите играть в снежки? Ну тогда слушаем музыку, смотрим на меня и повторяем. (под музыку играем)

Ох снежки то, вот так да

Разлетелись кто куда

А ребята побегут

И снежки все соберут (собираем в ведерко)

Воспитатель : Молодцы ребята и в снежки мы поиграли. Но я снова слышу какой то звук? что это за звук? метель

-Воспитатель : Ребята, а чтобы зимой не замерзнуть, вот как мы будем греться.

Танцуем под музыку (Я мороза не боюсь)

Воспитатель : Молодцы ребята, мы с вами так много о зиме-красавице говорили. Мы играли, танцевали а сейчас я вас приглашаю в снежный ледяной городок. Но мы с вами туда не просто пойдем, мы пойдем на лыжах. Имитируем одеваем лыжи.

Поехали!

Мы на лыжах в городок пойдем, пойдем

Мы взбираемся на холм

Палки в этом нам помогут

Будет нам легка дорога.

Вот мы и на месте, ставим палочки,

Снимаем правую лыжу, ставим

Снимаем левую лыжу, ставим. Молодцы, проходите ребята посмотрите какой красивый ледяной городок, посмотрите что здесь есть? ответы детей

Ребята но городок какой то грустный печальный, я думаю здесь кого то не хватает.

ответы детей Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Конспект открытого занятия педагога-психолога и учителя-логопеда

 


Читайте:



Классификация частиц по значению

Классификация частиц по значению

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов....

Основные значения падежей Винительного падежа требуют все переходные глаголы

Основные значения падежей Винительного падежа требуют все переходные глаголы

"Я жду любви, как позднего трамвая " - это написано в начале ХХ века полузабытым ныне поэтом Семеном Кесельманом. "Я жду бабушку ", "жду десятый...

Московский государственный университет печати

Московский государственный университет печати

Лингвистика, или языкознание - наука о речи, языке и коммуникации - изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис -...

Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов

Методические рекомендации по объяснению написания букв и элементов

Класс: 1 Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Н, н; способствовать развитию...

feed-image RSS