Главная - Бытовая техника
Конспект нод "история ложки". Многоликая ложка В каком году появилась первая ложка

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей 5-6 лет «История ложечки»

Занятие содержит презентацию для воспитателей, смотрите в архиве (ссылка на скачивание конспекта и презентации в самом низу страницы).

Цель:

Устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
2. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.
3. спитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Презентация «История ложечки»

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду (слайд 8), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9). В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).

Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 13). Например для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 14). Для десерта – десертные (слайд 15), для чая – чайные (слайд 16), для острых специй – очень маленькие (слайд 17).

Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Воспитатель обращает внимание на посылку.
- Ой, чуть не забыла! Утром, к нам в группу почтальон принес посылку, интересно, что в ней?
Достает из ящика много-много разных ложек.
- Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.
На столе стоят подносы со схемами назначения ложек.
- Почему на этот поднос положили именно эти ложечки? И т.д.
- Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда и любви мастера? (деревянные, расписные). Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров? (дети – да)
- Из чего в нашей группе можно сделать нарядные ложки? (из пластилина). Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

Лепка «Красивая ложечка»

(из целого куска пластилина с элементами декора)

Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
(И. Храмова)

Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос).
- Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками: любоваться, есть, играть, как на музыкальных инструментах? Из пластилиновых?
- А какие ложечки могут легко превратиться в музыкальные инструменты? (деревянные, металлические)
- Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
- Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.

Звучит народная музыка «Во поле береза стояла» и дети играют на ложках.

Воспитатель:

Ребята, что нового мы сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).
- Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?
- Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах)
- О чем вы расскажете сегодня родителям?
- Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам?
Спасибо!

Ложка - это столовый прибор, которым пользуются люди по всему миру.

Этимологически слово «ложка» скорее всего уходит в корень «лог» (овраг, углубление), хотя это достаточно спорный вопрос. Многие предполагают, что происхождение слова «ложка» связано с глаголом «лизать», «елозить». В Киевской Руси термин «ложка» был известен уже в 10-ом веке.

Ложка напоминает собой лопаточку с ручкой, с помощью которой легко зачерпывать как жидкую, так и густую пищу.

Ложка появилась на свет намного раньше вилки. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры. Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.

В общем-то всё, что напоминало форму черпачка, могло пойти в качестве материала или основы для ложки.

В Древнем Риме и Греции ложки начали изготовлять из серебра и бронзы. Самое интересное, что они не являлись тогда предметами сервировки стола. Пищу из блюд ели руками, а чтобы подцепить кусочки еды, использовали хлеб. Ложки же служили, как правило, на кухне в качестве мешалок и черпаков.

Когда в Европе ещё ели руками в Древней Руси уже появилась деревянная ложка. Она упоминается в летописи 12 века «Повесть временных лет». Ложки, как и ножи, в старину носили при себе. Очень интересным изобретением на то время была вилка, зубчики которой при необходимости входили в пазы съёмного черпачка, и вилка превращалась в ложку.

Ложки, которые вы видите на картинке, относятся к началу 17 века. Бурлаки носили свои ложки за ленточкой шляпы на лбу. По примеру Петра I на Руси было принято ходить в гости со своими собственными столовыми приборами. Было даже такое понятие, как складная ложка.

В Средние века начали делать ложки из олова, латуни, меди. При этом аристократы предпочитали есть сугубо серебряными или золотыми ложками. Самое раннее упоминание о ложках из драгоценных металлов относится к 1259 году. В 18-ом веке престижными и ценными считались ложки из алюминия. Этот металл был только открыт, поэтому был достаточно дорогим на то время. Например, при Наполеоне на торжественных приёмах императора самым почётным гостям подавались именно столовые приборы из алюминия. Другие же гости при этом пользовались приборами из более традиционных металлов - серебра или золота. Внешне алюминий отдалённо напоминал серебро, однако в будущем стал уделом дешёвого общепита.

Именно в 18-ом столетии ложки обрели форму эллипса и стали похожими на современные и знакомые нам модели. В это же столетие интерес к китайской культуре и огромное количество привезённых вещей и продуктов из этой загадочной страны познакомило Европу с чаем и культурой чаепития. Это время можно определить как начало эры чайной ложки. А для кофе понадобились и кофейные ложки. Таким образом, применение ложки, а соответственно и её формы и материалы сильно разнообразились.

В эпоху Барокко у ложек при этом ещё и вытянулась ручка. Скорее всего это было связано с появлением в одежде таких элементов, как длинный и широкий рукав и пышные жабо.

Ведь чуть ли не до 18-ого века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Поэтому и ручки у них были короткими, массивными и несколько закругленными.

В 1825 году немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентана (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро, материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентана, который называли по-разному: альфенид, мельхиор... Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».

В начале 20-ого века открытие нержавеющей стали стало важным событием для развития столовых ложек. Добавление хрома снизило риск коррозии металла и повысило его стойкость и долговечность. В настоящее время ложки изготовляются из разнообразных металлов и их соединений, однако, как и раньше наиболее красивыми, ценными, дорогими, качественными и безопасными остаются серебряные ложки.

Вокруг ложки ходит много интересных фактов и историй, примет и поверий.

Интересно, что ложка на протяжении всей своей истории рассматривалась как один из самых популярных и ценных подарков. В Европе, например, в эпоху Возрождения на религиозные праздники дарили ложки с изображением Христа и его учениками. Такие ложки назывались апостольскими.

Издавна на Руси было принято дарить серебряную ложечку на первый зубок младенца. В царские времена серебряную десертную ложку дарили при поступлении ребёнка в гимназию, а столовую - после окончания учёбы.

Традиционным подарком на Руси считалась деревянная расписная ложка на свадьбу. В последствии такую ложку использовали для определения пола будущего ребёнка в семье. Ожидающая малыша беременная мама кидала подаренную ложку через плечо - если она падала вверх углублением - ждали девочку, если выпуклостью - мальчика.

Стоит вспомнить, что на Руси в 18 веке появились первые музыкальные коллективы, играющие на ложках - до сих пор понятие музыкального инструмента «ложки» не изжило себя.

Ложка обогатила свой образ и благодаря многим приметам, связанным с ней. Например, в Кембридже студенту, получившему на экзамене по математике самый низкий балл, дарили огромную ложку. Такая традиция просуществовала вплоть до 1910 года.

А истоки свои она берёт из английской известной древней традиции дарить ложки в качестве утешительного приза участнику с худшим результатом в конкурсах любого типа.

Это не единственный университет, который связывал некоторые свои традиции с этим столовым предметом. В Казани в 19 веке у студентов для успешной сдачи экзаменов было принято все имеющиеся в доме чайные ложки в ночь перед экзаменом складывать под книжный шкаф.

Неповторимый чудак Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника, помогающего вовремя проснуться художнику и изобразить увиденное им во сне, ведь именно там он черпал своё вдохновение. Перед сном Дали брал ложку в руку, а на пол ставил жестяную тарелку. Когда он впадал в состояние дрёмы, ложка в какой-то момент выпадала из руки и стукалась об тарелку - он просыпался от получавшегося звука и успевал запомнить свой сон. Именно тогда из-под его кисти выходили самые знаменитые полотна. Кстати, Сальвадор Дали посвятил ложкам несколько своих работ и создал целую коллекцию столовых предметов.

Выражение «бить баклуши» имеет прямую связь с ложками, а именно с их изготовлением. Баклушами называли заготовки для деревянных ложек.

Разбивать полено на баклуши всегда считалось самым лёгким этапом, самой простой работой, не требующей особых навыков и практики. В результате появилось данное выражение, которое относилось к людям, которые занимаются ерундой или вообще ничего не делают. Оно стало синонимом к праздному времяпрепровождению.

Столовая ложка

  • Такая ложка является классической для всех первых горячих блюд.
  • 21 см.
  • По размеру она является чуть больше столовой вилки и чуть меньше столового ножа. Конец черпачка немного вытянут и сужен.
  • Кладётся при сервировке справа от тарелки рядом с ножом для рыбы черпачком вверх.

Десертная ложка

  • Предназначена для десертов, которые не требуют разрезания (пудинг, мус, фрукты в сиропе, ягоды со сливками и др.)
  • 18 см.
  • По размеру чуть больше десертной вилки.
  • Кладётся при сервировке над тарелкой ручкой направо черпачком вверх.

Чайная ложка

  • Предназначена для размешивания сахара в чае, горячем шоколаде, какао, кофе с молоком.
  • Около 15 см.
  • Похожа на столовую и десертную по форме, только гораздо короче.

Кофейная ложка

  • Используется для сервировки завтраков. Предназначена для размешивания сахара в чёрном кофе, капучино и др.
  • 13 см.
  • Похожа на чайную ложку, только короче.
  • Подаётся к столу, если частью трапезы является кофе.

Ложка для кофе Мокко

  • Предназначена для кофе, которое подают в маленьких чашечках (например, кофе эспрессо).
  • 10-11 см.
  • Похожа на кофейную ложку, только короче.
  • Подаётся отдельно.

Ложка для мороженого

  • Форма черпачка более круглая. Иногда ложка для мороженого выглядит как лопаточка со слегка изогнутыми краями.
  • 14.8 см.
  • Такая ложка подаётся отдельно вместе с мороженым.

Видов ложек существует невероятное количество, поскольку ложка является очень удобным столовым прибором. Большое их разнообразие применяется при сервировке блюд. (ссылка на статью «сервировочные предметы»)

Светлана Пономарёва - консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

В наше время возвращается мода на все натуральное и естественное. Ложки, и другая посуда из этого материала могут быть не только сувенирной продукцией, но и ежедневными приборами для приготовления и приема пищи.

Сейчас этот столовый прибор изготавливают из керамики, металла, пластика и других современных материалов. Наши предки, жившие в согласии с природой, вырезали их себе из экологически чистого материала – дерева. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность. Первые упоминания о ней можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.

История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

Как появилась деревянная ложка

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и . Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

Как музыкальный инструмент

Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.

Приметы и гадания

На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто ее часто носили с собой или в особом мешочке, или в голенище сапог. Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».

Всем известна примета, которая дошла и до нас – упала со стола ложка – жди в гости женщину, упал нож – мужчину.

На них в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание на бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Емкость хорошо взбалтывали, а утром смотрели, как они там расположились. Если все сгрудились вместе, значит, целый год в семье будет царить любовь и взаимопонимание. Если же одна или две отделились – то их хозяев ждет отъезд из родного дома, либо ссора с остальными.

Цель:

устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)
  2. Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).
  3. Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)

Развивающие:

  1. Расширять словарный запас детей (, части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись).
  2. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире

Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов; презентация для детей: «Ложки»; музыкальные записи.

Предварительная работа: рассказы об истории возникновения ложек с подбором иллюстраций; подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам; выставка ложек, применяемых нами в быту; занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, камни, ракушки, тарелка с вареньем, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребенка, ткань, лента для самостоятельной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?

Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)

Воспитатель дает детям ложки.

Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?

Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите какими были первые ложки, (слайд № 1)

Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки. (слайд№2,3)

У нас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льется, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. (Ответы детей) А чего не хватает? (Ручки)

В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. (слайд№ 4,5)

В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называются хаси (слайд№6,7)

Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. (слайд№8,9)

Воспитатель обращается к детям:

Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (слайд № 12)

Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.

Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных ложек. И все они разные. (Дети рассматривают ложки, трогают их руками).

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.

Воспитатель находит металлическую ложку в «музее», показывает её детям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем в комнату опытов.

Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами.

Воспитатель: Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.

ОПЫТ С ВОДОЙ, Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) – железная, утонула сразу, другая (из чего?) – деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна ложка утонула? (Она тяжёлая – железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по – разному, они одинаковые? (Разные).

А теперь мы попробуем согнуть ложечки.

ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Дети начинают сгибать ложки: гнётся пластмассовая, не гнутся – деревянная и железная, но деревянную можно сломать).

Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по – разному.

А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? (Если дети не могут сказать – подсказать с помощью магнита).

ОПЫТ С МАГНИТОМ. Все ложки проверяют с помощью магнита.

В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки (слайд№10), а музыканты – ложечники (ложкари) играют (слайд №11) постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребенок: Ложки, ложки

Расписные ложки

Ложки золоченые

Узоры крученые

Хоть щи хлебай

А хоть музыку играй.

2 ребенок: Наши деды на Руси – у любого ты спроси –

Эту ложку уважали из берёзы вырезали.

Расписная ложка – лаковая ножка,

Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

И для каши и для щей нету ложечки нужней

И красива, и легка – для любого едока.

Мы наелись от души ну и ложки хороши!

А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

Звучит народная музыка, дети играют на ложках.

Воспитатель: Какой замечательный подарок – концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное одеваете красивые платья, рубашки? Может быть и мы с вам на день рождения ложку нарядим?!

На столах лежат пластмассовые ложки и атрибуты для украшения

Проводится пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев

Раз, два, три, четыре, пять.

руки вниз, встряхнуть кистями

Самостоятельная работа по украшению ложек.

После того, как дети нарядят свои ложечки – они украшают пластилином их лица: из синего пластилина – глазки, из красного – ротики.

Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!

Дети садятся вокруг круглой желтой коробочки с лентами.

Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажете, потяните на себя ленточку.

Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии. Походу воспитатель задает вопросы по теме занятия. Например:

Из чего была сделана первая ложка?

Каким предметом греки заменяли ложки?

Какими ложками пользуются японцы?

Какими ложками пользовались на Руси?

Какие ложки тонут в воде?

Какие ложки плавают на поверхности воды?

Какие ложки держаться на поверхности воды?

Какую ложку можно согнуть?

Какую ложку можно сломать

Какие ложки не гнутся?

Все ли ложки притягивает магнит?

Где мы с вами побывали сегодня?

Воспитатель: Что у нас получилось

Дети: Солнышко!

Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.


Вконтакте

Одноклассники


«Дорога ложка к обеду», — гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка - это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.
Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор?

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный в Скандинавии и на Руси — древесина.
В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.


В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.
Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) — необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.
Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что чай доливать ему чай больше не нужно.

Рококо, изящный стиль, девизом которого было «жизнь — театральная ширма», открыл новую страницу в истории столовых приборов. Декор ложки теперь включал главный символ эпохи — маленькую изящно-воздушную раковину (именно от слова «раковина» и произошло название стиля). Принятие пищи превращается в театральную постановку, а это значит, что должны были стать достойной декорацией к ней. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром.
На смену рококо пришли строгие ясные формы нового Возрождения — классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам).


Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Причем стилизация достигала такого высокого уровня, что копии с трудом можно было отличить от оригиналов.
В том же XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII — начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.
Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.

Когда же ложка добралась до Руси-матушки?
В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.


При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек - разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства - Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери… Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.


Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».
На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая - чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий - замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри - к долгой жизни; ямка сверху - к смерти».


Деревянные ложки — Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!

Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.
Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку - придет женщина, если нож - мужчина.
Две ложки в одном соуснике - к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
Пролить соус из соусной ложки - накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками - от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Шотландские няньки всегда замечали, какой рукой ребенок в первый раз брался за ложку. Считалось, что если он сделает это левой рукой, он лишит себя удачи на всю оставшуюся жизнь. Это суеверие записал магистр Уилки: «Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи - живого или умершего… Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т. п.» В контексте представления о том, что ложка метафорически «замещает» своего хозяина, становится понятным смысл английского поверья о двух ложках в соуснике - они олицетворяют молодую чету.
При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка, в тех случаях, когда крестная мать была беременной. Эта традиция жива до сих пор - во время крещения малышу дарят серебряную ложечку, напрочь забыв о таком атрибуте, как беременность.
Ну и как же не вспомнить игру на ложках! С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте и в обрядах. Использование инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, самоварные трубы, всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века, некоторые исследователи считают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

И напоследок, несколько пословиц о ложках.

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)


Знаете ли Вы что:
В Кембридже существовал обычай дарить деревянную ложку студенту, получившему самую низкую оценку на экзамене по математике. Традиция существовала до 1909 года (на фото как раз зафиксирована эта самая последняя ложка, которая сейчас хранится в одном из музеев университета).

В России тоже не отстают от Америки и тоже используют ложку для сдачи экзамена. Студенты Казанского университета в позапрошлом веке клали чайные ложки под книжный шкаф как залог удачного исхода экзамена. Помогало ли? Наверно да, если был такой обычай.
Когда Сальвадор Дали ложился спать, он брал в руки ложку, засыпал, и когда ложка падала, он просыпался и зарисовывал все, что увидел во сне. Надо сказать сны у него были очень неординарные.
Ложка и герб? Было и такое. Турецкий султан Урхан создав войско янычар, в качестве его герба утвердил ложку, которая должна была напоминать воинам, что воевать они обязаны за султанское вознаграждение.
Прекрасный выход придумали французы и именно для тех, кто не знаем меры в еде. По мнению французов без ложки никак не похудеть. Но надо использовать ложку несколько необычную: совсем недавно в Париже продавались столовые наборы из вилки с обломанными зубьями, совершенно тупого ножа и дырявой ложки.

На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Статьи на тему: Новые фотографии в разделе "Вокруг света". Альбом: Виадук Мийо(фр. le Viaduc de Millau) — вантовый дорожный […]

  • Новые фотографии в разделе "Техника" Альбом: Авиация Смотреть фотографии в […]
  • Вконтакте

     


    Читайте:



    Пример заполнения раздела 1 формы 6 ндфл

    Пример заполнения раздела 1 формы 6 ндфл

    6-НДФЛ — новая форма расчета по НДФЛ для работодателей, которая действует с 2016 года, остается актуальна и в 2019 году. Форма 6-НДФЛ утверждена...

    Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения

    Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения

    Полупроводниковым диодом называется двухэлектродный прибор, обладающий односторонней проводимостью. В основе его конструкции лежит равновесный р...

    Как правильно выбрать флюс

    Как правильно выбрать флюс

    Флюс обеспечивает стабильное горение , способствует формированию надежного сварного соединения, выводит из сварочной зоны ненужные примеси и в...

    Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

    Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

    Астрономы издревле любят порядок — все у них подсчитано, классифицировано и идентифицировано. Однако ночное небо не перестает удивлять внимательных...

    feed-image RSS