Главная - Самоделки
Крестьянская реформа киселева кратко. Энциклопедия челябинской области

Реформа Киселева - это проведённая в 1837-1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павлом Дмитриевичем Киселевым реформа управления государственными крестьянами .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Реформа Киселёва в ЕГЭ: что нужно писать

    ✪ Крестьянская реформа 1861 года. Видеоурок по истории России 8 класс

    ✪ ЕГЭ по истории: Фёдор Иоанович

    Субтитры

Подготовка

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П. Д. Киселева для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселев был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Ещё, не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. .

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить её положительными результатами, Киселеву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Киселев обратился к Николаю I с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставить копию своего официального донесения губернатору, который, в свою очередь, рассмотрев доклад на все предметы проведения ревизии, выносил те или иные замечания.

Киселев считал необходимым самому лично вглядеться в положение крестьян и удостовериться в удобстве применения тех или иных начал, которые предполагались для устройства государственных имуществ и в особенности казенных крестьян, поэтому он отправился в некоторые уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем в Псковскую, Курскую и Московскую. Возвратившись, он представил краткий доклад императору Николаю I, в котором были намечены основные направления для разработки проекта реформы. Киселев был уверен в том, что введение особого управления государственными имуществами в губерниях является необходимым и первостепенным действием, предшествующим предполагаемому изменению в податной системе, которое может совершиться с успехом, только если новое управление приобретет полную и справедливую доверенность у народа .

Проект будущих преобразований Киселев представил Николаю I в мае 1837 года, который предполагал учреждение министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ, окружного управления, волостного управления, сельского управления, сельский полицейский устав, сельский судебный устав, главные основания хозяйственного устава, учреждение штатов.

27 декабря 1837 года было сформировано Министерство государственных имуществ , в ведение которого находились: казенные, заселенные и пустопорожние земли; казенные оброчные статьи; леса казенного ведомства. Тогда же был утвержден и подписан указ о назначении П. Д. Киселева министром государственных имуществ.

Сущность реформы

Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии формировались Палаты государственных имуществ, состоявшие из двух отделений: хозяйственного и лесного. Во главе округа стоял окружной начальник. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ мог охватывать один или несколько уездов. Округа, в свою очередь, подразделялись на волости , в каждой из которых избиралось волостное правление сроком на три года, состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества, включавшее в себя одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых пяти дворов и избирал сельского старейшину сроком на три года, для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Для рассмотрения мелких тяжб и проступков крестьян избирались волостные и сельские «расправы» .

В 1842 году был принят указ об обязанных крестьянах. По нему помещикам предоставлялось право по своему желанию освобождать крестьян, заключая с ними договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев.

В 1847 году крепостные получали право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселённые земли и строения.

Результаты

  • Было введено крестьянское самоуправление в деревне
  • Образование школ, больниц
  • Принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны

Реформа произвела изменения в правовом статусе государственных крестьян, судопроизводству был придан более либеральный и всесословный характер и др. Однако, поставленной цели так и не удалось достичь, поскольку в результате перестройки аппарата управления была создана ещё большая опека органами власти над крестьянами, усовершенствована система обложения и взимания податей, что в дальнейшем вызвало

Реформа П. Д. Киселёва , реформа управления государственными крестьянами в России, осуществл. в 1837—41 под рук-вом П. Д. Киселева. Граф Павел Дмитриевич Киселев (8.01.1788 — 14.11.1872) участвовал в Отеч. войне 1812 и заграничных походах рус. армии, был генерал-адъ ютантом, чл. Гос. совета (с 1834), постоянным чл. всех секретных к-тов по крест. вопросу. Управлял Молдавией и Валахией (1829—33), где провел реформу агр. отношений. Сторонник законодат. ограничения власти над крестьянами, в 1816 представил имп. Александру I записку «О постепенном уничтожении рабства в России». Отстаивал право крестьян на личную свободу, законодат. регулирование размеров земельного надела, барщины и оброка. Предпосылкой возникновения идеи реформы послужило кризисное состояние гос. деревни 1830-х гг.: малоземелье (в 30 губерниях земельный надел составлял 5 дес на душу, в 13 — от 1 до 3 дес при норме 8 дес в малоземельных губ. и 15 дес — в многоземельных); уменьшение платежеспособности крестьян, увеличение недоимок. Идея реформы была выработана секретным «Комитетом для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1835). Для ее подготовки и проведения было учреждено 5- е Отделение Собств. Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Киселевым (1836). В кон. 1837 было создано Мин-во гос. имуществ во главе с Киселевым. На новое мин-во возлагалась реорганизация системы управления казенной деревней и осуществление «попечительных» мер, способных поднять ее производит. силы и платежеспособность. Предполагалось, что реформир. гос. деревня явит образец управления земельными владениями для частных владельцев — помещиков. Реформа началась с создания новой ветви бюрократич. аппарата в центре и на местах. В 1837—41 была сформирована структура управления Мин-ва гос. имуществ и его подразделений (содержание нового адм. аппарата было возложено на крестьян): в губерниях — палаты гос. имуществ, в округах — окружные нач. со штатом чиновников, в волостях — волостные правления и суд. расправы, в сел. об-вах — сел. старшины, старосты, сборщики податей, смотрители хлебных магазинов, сотские, десятские, чл. сел. суд. расправ. Кол-во органов управления государсвенными крестьянами увеличилось со 120 до более чем 1500. В Вятской, Пермской и Оренбургской губерниях новые учреждения были открыты летом 1839. По сведениям Н. М. Дружинина, в отчетах ревизоров, проверявших работу органов гос. имуществ Оренб. губ., дана отрицат. характеристика деят-сти местных чиновников: зачастую крестьяне оказывались «во власти невежественных и грубых чинуш, стремившихся к личному обогащению», для к-рых «польза казны и крестьян была делом второстепенным, посторонним, чуждым». Чиновник особых поручений, ревизовавший в 1847 Оренб. управление гос. имуществ, рапортовал Мин-ву, что «многие чиновники как Палаты, так и подчиненных ей мест или нетрезвы поведением, или малодеятельны, или малоспособны». Ревизор Львов в 1849 сообщал, что делопроизводство в Оренб. палате велось бессистемно, с отступлением от установл. правил, чиновники отличались недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей. В соответствии с целями реформы органы гос. имуществ Оренб. губ. были задействованы в реализации плана Мин-ва по переселению крестьян из малоземельных губерний на многоземельные окраины. По данным Ю. М. Тарасова, в Оренб. губ. в 1834—50 переселилось 150 тыс. душ обоих полов (в 1800—16 — 224 тыс., в 1816—34 — 320 тыс.). За 50 лет числ. населения Челябинского и Верхнеуральского уездов увеличилась в 2 раза, Троицкого уезда — в 4. На осуществление переселенч. политики Мин-вом гос. имуществ за 10 лет (1842—52) было выделено 2,5 млн руб. Для организов. переселенцев были предусмотрены пособия на дорогу и ссуды на обзаведение х-вом на новом месте. Местные власти не всегда выполняли предписанные правилами условия. Известен факт, когда 218 калужских переселенцев, отправившиеся в 1848 в Оренб. губ., получили на дорогу от Калужской палаты гос. имуществ 29 руб. и от Оренб. палаты — из расчета 3,5 коп. в день; из причитавшейся на обзаведение х-вом ссуды в сумме 55 руб. на каждый двор получили только по 20 руб. В результате Оренб. палата в 1849 подверглась строгому выговору со стороны Киселева за «непростительную невнимательность к воронежским переселенцам». В кон. 1840-х гг. на Юж. Урал прибыли государственные крестьяне из Псковской (1953 чел.), Саратовской (2132), Курской (3206), Воронежской (2934), Пензенской (3655), Рязанской (5472), Тамбовской (3175) губ. По сообщению чиновников Мин-ва гос. имуществ, проверявших положение переселенцев в Оренб. губ. в 1834 и 1849, мн. переселенцы в теч. 6 лет не сумели получить полн. наделов и пособия. Жилища переселенцев были «самыми убогими» (в осн. землянки). Отмечались нехватка скота, продовольствия, качеств. воды, урожая; массовые заболевания и повыш. смертность. Особенно тяжелым было положение самовольных переселенцев. Реформа Киселева предусматривала проведение «попечительных» мер, направл. на улучшение хозяйственной деятельности и быта, повышение благосостояния и культ. уровня гос. крестьян. Так, было пересмотрено обложение податями в соответствии с местными хоз. условиями. Натур. повинности переводились в ден. Учреждались вспомогат. ссуды для мелкого кредитования крестьян, расширялась сеть запасных хлебных магазинов на случай неурожая. Принимались меры по созданию в казенной деревне мед. и вет. пунктов, увеличению сети низших школ. С целью распространения агрономич. знаний Мин-во гос. имуществ осуществляло издат. деят-сть, проводило конкурсы на лучшее сочинение. Так, золотой мед. был отмечен преподаватель агрономии Оренб. духовной семинарии В. М. Черемшанский за «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении». Созданные в селениях гос. крестьян приходские уч-ща получили наим. Киселевских школ. Не все начинания Мин-ва получали поддержку на местах. Напр., в Оренб. губ. не было выполнено указание Мин-ва о создании прод. резервов в объ еме 1,5 четв. хлеба на ревизскую душу. Отказ крестьян от обязат. посадки картофеля и засыпки семян для общест. запашки, слухи о передаче гос. крестьян в частное владение вылились в нач. 1840-х гг. в Троицком и Чел. уездах в волнения крестьян (см. Волнения крестьян в Троицком и Челябинском уездах). В 1850 Мин-во подвело итоги состояния шк. дела в гос. деревне 22 уездов: в 7, в т. ч. в Оренб., состояние было признано «исполненным недостатков». Сказывалась нехватка средств, учителей, учебников, пособий. На Южном Урале к этому времени насчитывалось 54 приходских уч-ща. Усилия по организации врачебной помощи привели к тому, что на 1 врача или фельдшера в 1849 приходилось 40 тыс. чел. населения гос. деревни, в 1856 — 27 тыс. В 1856 врачебной помощью было охвачено 0,8% населения казенной деревни. Аналогичное положение было на Южном Урале. Реформа Киселева получила неоднозначную оценку современников. С одной стороны, благодаря преобразованиям под его рук-вом в 1837—66 более 200 тыс. безземельных крестьян получили надел и ден. пособие, из густонасел. губерний переведено 66746 семей (231226 душ мужского пола). С др. стороны, его упрекали в расширении власти окружных нач.; консервативная часть об-ва видела в его деят-сти по улучшению благосостояния гос. крестьян и распространению нар. образования угрозу крепостным устоям.

Киселева реформа - реформа государственной деревни, проведенная в 18371841 гг. министром государственных имуществ П. Д. Киселевым.

В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле - Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П. Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн душ мужского пола - государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др., составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва - всего ок. 2,5 млн десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т. н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

Цели, поставленные перед этой реформой, были широкими, а именно - показать на опыте реформы управления государственными крестьянами «пример для дворянства» в части «благоустройства крестьян» и тем самым «побудить их к согласию на изменение положения крепостных крестьян». Под этим лозунгом Киселев и осуществлял свои преобразования в управлении государственными крестьянами. Однако поставленной «цели» он не достиг и достигнуть не мог.
Киселев слыл за либерала и считался главным советником царя по крестьянскому вопросу. В 1836 г. Киселев стал во главе V отделения канцелярии «его императорского величества», которому было поручено ведение делами государственных крестьян. Государственными крестьянами до этого времени ведало министерство финансов. И это было не случайно, ибо феодально-крепостное государство стремилось выколотить из государственных крестьян как можно больше податей.
Государственных крестьян было в то время около 10 млн. мужских душ. Положение их отличалось от положения помещичьих крестьян тем, что они эксплуатировались не отдельным помещиком, а классом крепостников и крепостным государством в целом.
На государственных крестьянах лежали тяжелые повинности: устройство дорог, ямская повинность, корабельная - по рубке и заготовке леса и т. п. Государство брало с них большие подати, представлявшие один из основных источников доходов казны. Часть государственных крестьян, особенно на Украине, работала на арендаторов казенных имений, так называемых посессоров, отбывая своеобразную барщину. В связи с реформой, проведенной Киселевым, для управления государственными крестьянами в 1837 г. было создано специальное министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен он сам. На местах - в губерниях - были созданы губернские палаты, в округах и уездах были назначены окружные начальники. Округа делились на волости с шестью-восемью тысячами мужского крестьянского населения. В волости выбирался волостной старшина и два заседателя. При них находился писарь. Сельский сход, «мир», избирал в деревне старосту.
Волостной старшина обладал административными правами, мог приговорить крестьянина к штрафу до 1 рубля, наказать его ударами палок до 20 раз и даже посадить под арест на срок до шести дней. Старшина и староста находились под прямым контролем уездных царских чиновников.
Таким образом, суть реформы, которую провел граф Киселев в управлении государственными крестьянами, сводилась к усилению сверху донизу органов власти, управлявших государственными крестьянами.
Наряду с этим был уточнен порядок обложения крестьян податями и усовершенствована система взимания их.
Положительным моментом в реформе Киселева было создание волостных и сельских самоуправлений и увеличение земельных наделов в тех селениях, где было чрезмерное малоземелье. Но это увеличение наделов было крайне недостаточным и мало меняло положение подавляющей массы государственных крестьян. В то же самое время над государственными крестьянами усиливалась власть и произвол царских чиновников, крестьянские сходы были полностью под их контролем, выросли повинности государственных крестьян по строительству дорог, мостов, рубке леса и т. д., и не даром среди крестьян пошел разговор, что их продали «в удел» Киселеву.
В результате перестройки аппарата по управлению государственными крестьянами Киселеву удалось добиться «снижения» недоимок, т. е. выжать из крестьян гораздо больше средств, чем до тех пор. Количество недоимок до реформы Киселева составляло 33 млн. рублей, а после его реформы оно снизилось до 17 млн. рублей.
Реформа Киселева вызвала обострение борьбы государственных крестьян против усиления их эксплуатации крепостническим государством. Но она не оказала серьезного влияния на положение государственных крестьян и не послужила никаким поводом или примером к изменению положения помещичьих крестьян, как это замышлялось в начале ее проведения.

Закон об обязанных крестьянах

Хотя Киселев и провел реформу управления государственными крестьянами в целях подать дворянству «пример» в разрешении крестьянского вопроса, однако дело по-прежнему не двигалось с места. Новый Секретный комитет по крестьянскому вопросу был созван в 1839 г. и проработал до 1842 г.
Деятельность этого комитета завершилась в конце концов изданием в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах».
Закон «Об обязанных крестьянах» устанавливал, что помещик по своей воле может отпускать крестьян на свободу с предоставлением в их пользование части земли за определенные повинности, которые мало чем отличались от барщины. По этому указу «освободилось» от крепостной зависимости всего-навсего только 24 тыс. крепостных крестьян. Следовательно, этот указ имел меньшее значение, чем даже закон 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Затем созывались другие комитеты, деятельность которых была почти безрезультатной. Вследствие их деятельности в 1847 г. принимается закон «Об инвентарях». Закон об инвентарях был принят по инициативе киевского генерал-губернатора Бибикова для украинских губерний.
Позднее инвентари были распространены на прибалтийские губернии.
Инвентарями называлось точное перечисление повинностей, которые должны были нести крестьяне в отношении помещиков. Они ставили задачей ограничение барщины определенным количеством дней в году, что, впрочем, на деле не было достигнуто. Вместе с тем инвентари фиксировали количество земли, которое должно было находиться в пользовании крестьян, но помещики с этим не считались и по-прежнему распоряжались землей по своему усмотрению.
После революции 1848 г. всякие разговоры по крестьянскому вопросу прекратились совсем. Выступая в роли жандарма Европы, Николай I, естественно, еще более рьяно стоял на страже интересов крепостников в самой России.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

КИСЕЛЕВА РЕФОРМА - реформа государственной деревни, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ П.Д. Киселевым.

В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле - Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П.Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. ЕмуНиколай I поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн. душ мужского пола - государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др., составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва - всего ок. 2,5 млн. десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн. десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т.н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

 


Читайте:



Как чествуют нобелевских лауреатов?

Как чествуют нобелевских лауреатов?

В среду, 10 декабря, после вручения Нобелевской премии в Голубом зале городской ратуши Стокгольма состоится торжественный ужин. Каждую кандидатуру...

Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении

Контрольная работа по обществознанию на тему:«Человек в социальном измерении

Обобщение темы «Человек в социальном измерении» А1. Совокупность качеств, приобретаемых человеком в процессе жизни в обществе: 1) характер 2)...

Тест особенности взаимодействия природы и человека

Тест особенности взаимодействия природы и человека

Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу» Тест 1. А1. Экология -это I) с нерациональным использованием природных ресурсов 3) с...

Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов

Белки как форма существования жизни Клиническое значение ферментов

Лабораторная работа 15 «Белки»Аминокислотами называются азотсодержащие органические соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппы и...

feed-image RSS