Главная - Инструменты
Культурные открытия античного мира. Наследие античной культуры и его ценность для современного общества Центральная и Южная Италия

Античность

Анти́чность [ (восходит к лат. antiquitas - древность) - в общем смысле это слово означает «греко-римская древность », иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Также иногда Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову «древность ».

В Античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

1 Общая периодизация Античности

2 Периодизация Античности и Протоантичности

2.1 Крито-микенский период - предыстория Античности

2.1.1 Минойская цивилизация (Крит)

2.1.2 Микенская цивилизация (Балканская Греция)

2.2 Полисный период

2.2.1 Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)

2.2.2 Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)

2.2.3 Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

2.3 Эллинистический период

2.3.1 Первый эллинистический период (334-281 до н. э.)

2.3.2 Второй эллинистический период (281-150 до н. э.)

2.3.3 Третий эллинистический период (150-27 до н. э.)

2.4 Римская империя

2.4.1 Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)

2.4.2 Тетрархия и доминат (285-324 гг. н. э.)

2.4.3 Упадок Римской империи (395-476 гг. н. э.)

3 География Античности

4 Наследие Античности

4.1 Античность и современное общество

Общая периодизация Античности

В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.

    Ранняя Античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э.) Зарождение Римской империи.

    Классическая Античность (I в. до н. э. - I в. н. э), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

    Поздняя Античность (II-V н. э.). Распад Римской империи.

Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так золотой век Античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже чем в Западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы . Тем не менее, античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов , а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне , арабы , турки , берберы , евреи ).

Необходимо отметить и то, что многие элементы классической Античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской ) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков .

Периодизация Античности и Протоантичности

Крито-микенский период - предыстория Античности

Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период - это предыстория Античности.

Минойская цивилизация (Крит)

Царь-жрец, фреска в кносском дворце

    Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

    Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.

    Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.

История открытия и названия Открыта 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом и названа в честь мифического царя Крита Миноса - владельца лабиринта , построенного, по легенде, Дедалом . По той же легенде древние греки платили дань Миносу людьми, которых он скармливал чудовищу Минотавру - порождению его жены Пасифаи .

Характеристики

    Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.

    Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра . Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (напр., использование колонн ).

    Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис .

    Как и у других народов Старой Европы , у минойцев был распространён культ быка (см. таврокатапсия ).

    Минойцы плавили бронзу , производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс , Фест , Маллия ).

    Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата . В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты ).

Культурные связи По свидетельству Гомера , помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам - от них происходит название города Кидония ). Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск .

Закат Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. - вулканического взрыва на острове Тира (Санторин ), породившего катастрофическое цунами . Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде .

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

После извержения власть на острове захватывают ахейцы. Возникает микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура уничтожена дорийцами , которые в итоге заселяют и Крит. Вторжение дорийцев приводит к резкому культурному упадку, выходит из употребления критское письмо .

Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), по-видимому, ещё продолжал существовать - последние его памятники, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации!)

Микенская цивилизация (Балканская Греция)

    Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

    Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

    Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Раннеэлладский период Греции Является частью крито-микенского периода греческой истории.

В III -II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги , лелеги и карийцы , вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами , хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев , вторгшихся на территорию Греции на рубеже III -II тыс. до н. э.

Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида - это цитадели (например, в Лерне ), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес ), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

Возникновение первых ахейских государств С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX-XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода. В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия , инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница .

Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен , расположенного в Арголиде .

Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки линейного письма учёными утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.

Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присуще только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшимися привезенными с Крита , теперь определяются как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона (XV в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.

В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф , Афины , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку .

Основными центрами, как и на Крите были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся, пожалуй, цитаделью является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

Возвращение Гераклидов Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, много содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращение Гераклидов или переселение дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественности. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами . Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива , и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику : прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос . С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис ) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность разместилась окончательно на постоянное жительство в Греции. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенды и мифа, а по эту сторону начинается историческое существование Греции, с общим именем эллинов.

Поэтические источники

Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее , к началу VIII век до н.э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет; поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях; но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличность ораторов , примеры критики, направленной против вождей и т. п., свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны заботливость о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость; понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.

Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы; в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий; взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости; в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправности, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

Полисный период

(XI-IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)

Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)

Первый период Античности . Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода Античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется . Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический период

Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Первый эллинистический период (334-281 до н. э.)

Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существование его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241-197) и Евмене II (197-152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта.

Второй эллинистический период (281-150 до н. э.)

Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.

Третий эллинистический период (150-27 до н. э.)

Кризис и распад эллинистической государственности.

Римская империя

Римская империя (27 до н. э.-476 н. э.)

Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)

Тетрархия и доминат (285-324 гг. н. э.)

Упадок Римской империи (395-476 гг. н. э.)

География Античности

География. Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке – с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке – Миртойским, на востоке – Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные – Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага – Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические о-ва у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция в основном – гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные – Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов – Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага – Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции – Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Наследие Античности

Античность и современное общество

Античность оставила огромный след в современности.

Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX -XXI веков общество находится на подъёме интереса к античному наследию [ источник не указан 138 дней ] . По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски , и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Например, турецкие археологи в течение семи лет ведут исследования в античном городе Антадрос на северо-западе современной Турции - пытаются найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев . Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета, «время настоящих открытий еще впереди». Археологи из римской Французской школы и Университета Бордо летом 2006 года начали раскопки крупного некрополя в римских катакомбах святых Петра и Маркеллина , относящихся к началу христианства в Древнем Риме. Серьёзные дискуссии ведутся в связи с началом раскопок так называемых «боснийских пирамид » на территории Боснии и Герцеговины.

Трудно представить, какой была бы современная западная цивилиза-ция, если бы у ее истоков не стоял величественный мир античности. Слово «античный» в переводе с латыни означает «древний», однако относится оно только к двум культурам далекого прошлого — древнегреческой и древне-римской. В своем единстве и взаимодействии эти культуры во многом определили дух и лицо Европы.

История античного мира охватывает тринадцать столетий — с VIII в. до н.э. по V в. н. э. За это время на его территории была создана одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, прославившая себя множеством великих открытий в области государственного строитель-ства, юриспруденции, военного дела, науки, искусства, литературы. Золотыми буквами в памяти человечества впечатаны имена великих творцов античной культуры — философов, математиков, историков, художников, поэтов. В течение многих столетий труды античных ученых почитались как авторитетнейшие источники знаний, а памятники антич-ной архитектуры, скульптуры и литературы служили высочайшими образцами для подражания.

Непревзойденными шедеврами мирового пластического искусства счи-таются, в частности, античные скульптурные работы «Ника Самофракийская», с удивительной экспрессией передающая стремительный полет богини победы, «Венера Милосская», олицетворяющая совершенную гармонию физической и духовной женской красоты, а также Пергамский алтарь Зевса, который представляет собой грандиозное монументальное соору-жение, изображающее яростную борьбу олимпийских богов и титанов. Лучшие произведения античной литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, любовная лирика Сапфо и Анакреонта — вошли в золотой фонд мировой литературной классики, а герои великих древнегре-ческих трагедий обрели бессмертие на мировой сцене.

К числу замечательных достижений Эллады принадлежит крупнейший в античном мире научно-культурный центр Мусейон, созданный в Александ-рии во времена правления Птолемея. Его название, давшее жизнь совре-менному слову «музей», в переводе означает «храм муз» (музы в Древней Греции считались покровительницами наук и искусств). Действительно, Александрийский Мусейон был построен как «храм» для интеллектуалов — с просторными залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и роскошной библиотекой, в которой хранилось обширное собрание древ-них, зачастую редких или даже уникальных рукописей. Для работы в Мусейоне Птолемей пригласил лучших ученых, среди которых были специа-листы, отбиравшие, обрабатывавшие, комментировавшие и толковавшие тексты. Они-то и стали предшественниками современных филологов. Материал с сайта

Примечательно, что именно древние греки изобрели слово «филология» (от греч. phileo — люблю и logos — мысль, слово), со временем ставшее общим названием «наук о слове» — литературоведения и лингвистики. Правда, сами греки под филологией подразумевали любовь ко всяческим ученым заня-тиям, в том числе и к тем, которые не имели ничего общего с литературой. Но были в Древней Греции и собственно филологические (соответствую-щие современному пониманию) исследования. Автором одного из литера-туроведческих трактатов, получившего название «Поэтика», был выдаю-щийся ученый античности Аристотель. В этом сочинении, сохранившемся, к сожалению, лишь частично, впервые была предпринята попытка осмыс-ления законов литературного творчества и разработки литературоведческой терминологии. Важным открытием «Поэтики» стало учение о разделении литературных родов и жанров, на которое в значительной степени опирается современная наука.

Европейцы унаследовали от древних греков и римлян научную и искус-ствоведческую терминологию, основные роды и жанры литературы, архи-тектурные стили, азы театрального искусства, принципы изображения человека в живописи и скульптуре. Но главное заключается в том, что европейская традиция впитала в себя выработанный античностью идеал человека, базирующийся на гармоничном сочетании развития его физи-ческих и духовных сил, равновесии между его внутренней свободой и законами окружающей жизни, между его индивидуальной волей и обще-ственным долгом. На основе античных представлений о том, что «человек есть мера всех вещей», сформировался гуманизм, ставший ключевым понятием европейской культуры.

Еще в 1450-х годах Марсилио Фичино написал, что Флоренция - родина гуманизма - явиласьгородом,гдевовсеммногообразии явилсямирузолотойвек.Он вызвал к жизни забытые «свободные искусства»: правильную речь, красноречие, живопись, ваяние, музыку... Просвещенные флорентийцы были буквально одержимы идеей возрождения древнего золотого века, который, как им виделось, определял все развитие античной культуры. Одной из линий возрождениябылаидеализацияфлорентийской Конституции гуманистамикватроченто.Леонардо Бруни в 1413 году писал о том,что истинная свобода гражданкоренитсявихравенстве. потомустольважно пополанское справедливое управление (имелось в виду равенство перед законом,а не уравнительство). И Бруни, иПальмьери(уже во времена олигархии Медичи) продолжали идеализировать республиканские основыКонституции.Флоренцияв глазах гуманистовпрактически всегда выглядела оплотом свободы и образцом республиканского устройства (лишь Алламанно Ринуччинив « Диалоге освободе»констатировал утрату свободы после заговора Пацци в конце 1470-х годов).ВсочиненииМаттеоПальмьери«О гражданской жизни» есть очень важное указание на то, что у власти должны находиться не просто пополаны,но люди, весьма сведущие в управлении государством: «Неразумно, если бы сапожник стал давать советы, как составлять законы,как руководитьгосударствомили каким образом вести войну», - писал он (3, 21).

Итак, Флоренция более чем полвека представляласьгуманистам как воплощениенекоего идеала свободы и совершенного управления.

Каковы причины этой политической линии? Думается, что время гуманистов-канцлеров проходило, и в действие вступало утверждение философов о том,что рассуждениями нужно заниматься вдалиотобщественной жизни, от политики. В этом моглизаключатьсяпричины идеализма. Но не все.Флорентийцы,измученные войнами сразных сторон, пытались сохранить хоть одну надежду в жизни, связывая ее с правлением Медичи,пришедшем на смену ряду бездарных управителей. Крометого,республикавсежепревратиласьиз проторенессансной коммуны вдостаточносильноегосударство,такчто часть абстракций была переведена в практическую плоскость. Для флорентийских граждан былиопределенынекиеэтические нормы, соблюдаякоторые,они создавали славу своему Отечеству -соблюдение законов,бескорыстие государственной службы,честная предпринимательская деятельность иуплата налогов без их сокрытия, доблесть при исполнении воинского долга,труд и творчество, профессионализм -все это возводилось в ранг общественной добродетели, блага.Не случайно еще перед смертью Козимо Медичи,общество прочитало«Политику»Аристотеля,азатем «Государство» Платона и Цицерона, благодаря переводам, выполненным Бруни и лекциям, читаемымвуниверситете Джованни Аргиропуло.Гражданский полис, о жизни которого писал Аристотель,был воспринят как прямой аналоггорода-коммуны,сохранившисьи в период республики. Отсюда и мечта о золотом веке, переживаемом когда-то греками. Флоренция имела полное правонаисторическоевоссоздание древних традиций,ибоее освящало присутствие великих людей античности, в частности Юлия Цезаря.В 59 году до н.э.он подарил флорентийские землисвоимлегионерам.По схеме военного лагеря они построили городнаправобережьеАрно,назвавегоCastra Florentia (« Процветающий военный лагерь»).Именно тогда возникла мечта у бывших вояк на счастливую и мирную жизнь в этих благословенных местах.

И во времена Римской Империи Флоренция довольно благополучно развивалась,возводяхрамы и термы,а также форум (сегодня это площадь Республики - piazza Reppublica), амфитеатр (на котором со временем был построен дом семьи Перуцци - palazzo Peruzzi).

Город славилсянезависимостьюисамоуправлением.Потому восточные игреческие купцы в III веке сделали его процветающим.Император Карл Великий почел за честь бытьприглашеннымфлорентийцами встретитьс ними Рождество в 786 году,в связи с чем он основал церковь Santi Apostoli в романском стиле (именновэтом здании отразилисьпервые проблески нового мироощущения,ее пропорции и формы легли в основу многих церквей Флоренциипоследующих эпох).

Как возрождалась Античность? Создавались своеобразные галереи славы. В первую очередь это касалось посмертного увековечивания имени,деяний и внешнего обликачеловека,послужившегово славу Отечеству. Если Падуя гордилось могилами Петрарки, Антенора Троянского (основателя города,брата Приама),ТитаЛивия,августинца Альберта Великого и кондотьера Гаттамелаты, если Равенна берегла от притязаний флорентийцев прах великого Данте, а Сполетто-фра Филиппо Липпи-Старшего - прославленного флорентийского художника кватроченто, то Флоренция могла гордиться гораздо меньшим количеством святынь такого рода (наиболее примечательными были мощи армянского царевича,Св.Миньято, христианского мученика),а потому честолюбие флорентийцев толкало их на славные подвиги в современности (как писал Л.-Б.Альберти,делалось этов знакблагодарностии ради возбуждения доблести в живущих,- 6, т.1,с.266). При том хорошо было известно, как стремились флорентийцы удивить приезжих чем-нибудь уникальным - Л.Бруни писал в панегирике городу,что новых людей изумляет уже вид самой громады города,еговеликолепие и обширность,видимые с горы (69, 2).

Самые прославленныеграждане республики удостаивались чести быть похороненными не в Бадии или на площадяхгорода(враннюю пору еще не было традиции семейных усыпальниц при городских церквях), а внутри кафедрального соборагорода-SantaMariadel Fiore , а также в лучшем из храмов города,где был создан пантеон - в Santa Croce.

Пальмьери в трактате «О гражданской жизни»особоевнимание уделял значениюличным заслугам гражданина перед обществом - мерилу достоинства и распределения почестей. Важный акцентделался на этику - «науку жизни». Но Пальмьери опирался не только на идеи Аристотеля - важным источником для него были трактаты Цицерона об обязанностях правителей и о государстве,в котором должны соблюдаться принципы справедливости,беспристрастного отношения к интересам разных партий.Это было сказано римским философом словно для флорентийцев XIII-начала XV столетий.Но дело в том, что гуманисты более всего ценили не цитаты, а первоисточники, а Цицерон в этом случае опирается научениеПлатонаобидеальномгосударстве. Оно понадобилось ему для создания концепции своеобразного «золотого века» в условиях Древнего Рима.

В Соборехоронили заслуженных горожан,украшая их гробницы благодарственными эпитафиями и портретными фресками,которые за-казывались лучшим художникам города. Там ставились и скульптурные памятники в честь военачальников, ученых, поэтов, политиков и му-зыкантов - всех,кто прославил родную Флоренцию или отдал за нее жизнь.

В 1436году появились живописные надгробия Джованни д"Акуто (гибеллинскому кондотьеру ДжонуХоквуду)работыпрославленного художника

Через три года появились памятники в честь Луиджи Марсилии Биччи ди Лоренцо - университетским преподавателям,а в 1455 году - кондотьеру Никколо да Толентино. В 1490-х годах, не дождавшись выдачи тела Данте было создано надгробие. Одновременно в правом приделе похоронили архитектора Филиппо Брунеллески, а в левом органиста Собора - Скварчалупи.

Проблема славыфлорентийцевбылапоставленаеще у Данте. Флорентийцы всегда отличались честолюбием,даже самавтор«Божественной комедии».Но в видении ему (перед созданием поэмы) он осознал, что слава - явление многоуровневое,хотя в целом и ничтожное: вАдугрешникипросят поддерживать их славу и память о них на земле, воскрешая их имена из небытия,в Чистилище уже молят о заступничестве,ибо постигают не-абсолютность и преходящее свойство славы,а в Раю находятся те,кто мечтал при жизни не о славе, а об истинной любви. Честолюбие современников остроумно высмеивали в новеллах Данте, Петрарка, Саккетти. Индивидуализм флорентийцев поддерживался именно за счет честолюбия. Скромность неявляласьдобродетельюуже в эпоху треченто,а в следующем столетии она стала реликтом, хотя и уважаемым (в других людях, но не в себе). В непростой политической ситуации интенсивнее переживалась и проявляла себя частная духовная жизнь. При этом непрекращающаяся партийная борьба лишала людей досуга, который они могли бы отдать самообразованию идуховномувозвышению.И только равнодушный к политике человек мог обрести славу на поприще культурного образования.

Традиции земного существования требовали большего и воФлоренции вэпоху особенно позднего кватроченто устраивались турниры-джостры, юбилеи и коронации героев. Со временем филологи осознали, чтопрославлениеличности находится в их руках, о чем они открыто заявили (судяпоPallido-13-мусонетуБоккаччои станцам А.Полициано). Но флорентийские гуманисты не ограничивались прославлением государей и красавиц, но и своих современников - ученых (стимулируя таким образом желание получить образование).

Еще один путь возрожденияАнтичностивоФлоренции-это составление филологами подробнейших компендиумов в античном духе, большей частью которых являлись биографии.

Что значил для человека эпохи Возрождения мир глубокой древности с его памятниками и документами, особенно для иностранца? Достаточно привести в примернеаполитанскогокороляАльфонсо Великого Арагона.Античная Италия произвела на него столь неизгладимое впечатление,чтоонотдал брату свои земли в Арагоне и уехал в свою неаполитанскую вотчину,пригласив ксебеХризолора-Младшего, ЛоренцоВаллаидругих ученых,особенно из числа историографов. Своим «академикам» он платил 20 000 золотых флоринов в год, одаривая авторов философских трудов тысячами дукатов. Даже во время военных походов он требовал чтения и комментариев Тита Ливия.Егосекретаремв середине кватроченто был Джаноццо Манетти, будущий посланник Флоренции,великолепный оратор. В полной мере Альфонсо позволил себе повторять поступки древних военачальников-триумфаторов (въехал в побежденный городнаколеснице через брешь,пробитуюв крепостной стене).

Античность получила столь невероятную популярность и потому еще, что встретила одновременную поддержку «сверху» и необычайный интерес «снизу». Но сначала была борьба за правозаниматьсяею.Достаточно вспомнить Петраркуиеготрактат«О своем и чужом невежестве» (где была поставлена проблема соотношения античных и христианских идеалов), затем Боккаччо,которого Петрарка поддерживал в минуты покаянных сомнений («Генеалогия языческих богов» ставит вопросо допустимости изученияпамятниковязыческойдревностипри всем благочестии христианина и этичности содержания античной поэзии).

Главная полемика разгорелась в эпоху кватроченто, когда флорентийцы познакомились с трактатом доминиканца ДжованниДоминичи « Светляк в ночи» и ответными посланиями Колюччо Салютати. Доминичи был яростным противником гуманизма, стремящегося возродить античное духовное наследие.Он проводил антитезу между мраком язычества и светом истинной веры.Причем монах выступалнепротив латинской грамматики и всего Петрарки или Боккаччо, а против соблазнов древнегреческой философии.Вопрос об античности доминиканец уже давно для себя решил,как и о светском знании. Продолжателем его полемических высказываний был ученик Доминичи -архиепископ Флорентийский Антонин (Антонио Пьероцци). Это он посоветовал Фичино прочитать «Свод противязычников»,дабы философне впал в ересь платонизма. Вопреки враждебно настроенным церковникам,субъективно подходившим к вопросу о гуманизме,но не читавшим и малой доли трудов, против которых они выступали,известную долюобъективности внес вполемику католический историк Флоро ди Дзендзо,заметивший, что спор вокруг античного наследия становится чем-то большим как толькоделаютсяочевиднымиистинныецели гуманистического движения, это уже не просто разговоробизученииграмматикии формальном подражании классикам (3, 12).

Глава флорентийских гуманистов раннего периода,канцлер Колюччо Салютативответныхпосланиях обличил в невежестве духовенство, которые отвращаясь от латинской грамоты неспособныправильно понять текст Священного Писания,тем более, что оно и является памятником высокой древней поэзии. Он выступает как апологет общекультурного образования гуманистов и кроме того, культура классической древности есть добродетель,прославление доблести и других истин,ставшихуже в эту пору национальной идеей флорентийцев. Гуманист провозглашает единство добродетельного язычества и христианства,ибо одно есть истина, а другое вера и между ними нет и не может быть противоречий, а лишь взаимодействие.

Провозглашение духовногоединстваязыческой и христианской культур в дальнейшем привело,как известно к идее всеобщей религии ифилософии Платоновской академии.Еще до появления первого послания канцлера,в защиту гуманизма выступилЛеонардоБруни, переведя трактат «О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг» Василия Великого».Салютати поддержал и Поджо Браччолини в диалоге «Против лицемерия».Вспомнили и Данте, избавившего добродетельных язычников, вроде Гомера, Платона, Аверроэса и других от мучений Ада и поместившего их в Лимб. Марсилио Фичино с его «Спасением философов до пришествия Христа» продолжает эту тему, подчеркивая нравственность жизни древних мудрецов,ожидавших согласно дантовой воле спасения Мессией подобно изведенным имиз Ада библейским пророкам. Отсюда, из полемики об античном наследии и родилось учение о добродетели и всеобщем спасении,огармонии всеобщего согласия, явленной в «Парнасе» и «Афинской школе» Рафаэлем спустя столетие после «Светляка» в Станцах Ватикана!

Именно в то время, на заре чинквиченто кардинал Адриано Корнето подвел итоги гуманизма и борьбы за античное наследие в трактате «Обистинной философии».Античное образование сделало свое дело - убежденный гонитель философов и античности имел превосходное образование, редкостное сочинение об изяществе латинской речи и вошел в историю искусства как автор программы «Афинской школы», предложенной им Рафаэлю!

Но Корнето оказался одним из последнихидеалистовкурии-тридентский дух возобладал на исходе Высокого Возрождения,положив конец и гуманизму, и его идеологии (правда, античные произведения были допущены в качестве пособия для изучения латинской речи в коллегии иезуитов). Таковы парадоксы времени. Но дотого еще было столетие пламенного восхищения античным духом во Флоренции. К античным героям писались воображаемые письма (до нас дошли лишь обращения к Петрарке, Титу Ливию).Воспоминание о старине породило оригинальнуютрактовкусобственных имен на античный лад. Так Античность составитславунации- это стало непоколебимым убеждением флорентийцев в эпоху Ренессанса. Постепенно восхищенноепреклонение перед Античностью сменилось подражанием.Но выход из этого тупика нашли неораторы,а поэты, начавшие «досочинение» и продолжение сюжетов и мотивов античной мифологии. «Тезеида» Боккаччо оказалась первой на этом пути.В«Амето»и «Фьезоланских нимфах» он разместил мир богов и пастухов в окрестностях Флоренции,низведя их с Олимпа на землю, причем привязав к конкретному месту. На подобные античные котурны были поставлены и многие библейские сюжеты (этосделалБатиста Мантуано,генералорденакармелитов,поэт и гуманист позднего кватроченто). Гордость красотой своего города, созданной руками сограждан, находила свое воплощение на фресках,рельефах и картинах флорентийских художников.

Древний Рим и Греция

Период античности известен своими достижениями и открытиями, которые навсегда изменили жизнь человечества. Среди них значительный вклад в науку, технику, литературу, скульптуру, архитектуру, искусство и театр. Именно Древняя Греция и Древний Рим дали толчок к развитию, без которого наш мир сегодня был бы другим. Несомненно, что самым важными и существенными являются достижения в науке, которая является основой прогресса.

Первые научные теории (атомизм) начали формироваться в эпоху Античности: ботаника Теофраста, астрономия Птолемея, физика Аристотеля, геометрия Евклида. Несмотря на значительные заслуги Древнего Востока в науке, все же родиной науки является Древняя Греция, где впервые появилась теоретическая наука, которая разрабатывала научные представления об окружающем мире.

Архимед Сиракузский

Все подтверждалось фактами и железной логикой. Научный метод не сводился к разнообразным практическим рецептам, он имел обоснование. В отличие от египетских и вавилонских писарей, которые формулировали правила, но не объясняли их, греческий ученый всегда аргументировал правоту своих рассуждений неоспоримыми доказательствами.

В школе Пифагора зародилась математика. Архимед Сиракузский – величайший математик всех времен, изобрел всем известную цифровую систему. Герон открыл плоскую, а Гиппарх – сферическую тригонометрию. Теоремами и аксиомами, выведенными еще в период античности, мы пользуемся и сегодня. Успехи в математике тут же отразились и на других естественных науках: астрономии и математической географии. Эратосфен довольно точно определил окружность Земли, чего не смог сделать перипатетик Дикеарх. Много открытий было сделано в космографии.

Аристотель

Еще пифагорейцы опровергли систему геоцентризма и разработали гипотезу центрального очага, но доказать ее так и не смогли. К этому позже вернулся Аристотель, но также не смог обосновать правильность суждений. Затем его ученик Гераклид открыл вращение Земли вокруг оси, хотя доказать гипотезу центрального очага у него также не получилось.

IV век для физической географии тоже оказался очень плодотворным. Многочисленные путешествия греков подтвердили истинность гипотезы Анаксимандра о кругоземном океане. Также были сделаны и другие важнейшие открытия в физике, зоологии, ботанике, геологии, химии и других науках.

Трудно представить, какой была бы современная западная цивилизация, если бы у ее истоков не стоял величественный мир античности. Слово "античный" в переводе с латыни означает "древний", однако относится оно только к двум культурам далекого прошлого - древнегреческой и древнеримской. В своем единстве и взаимодействии эти культуры во многом определили дух и лицо Европы.

История античного мира охватывает тринадцать столетий - с VIII в. до н. э. по V в. н. э. За это время на его территории была создана одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, прославившая себя множеством великих открытий в области государственного строительства, юриспруденции, военного дела, науки, искусства, литературы. Золотыми буквами в памяти человечества впечатаны имена великих творцов античной культуры - философов, математиков, историков, художников, поэтов. В течение многих столетий труды античных ученых почитались как авторитетнейшие источники знаний, а памятники античной архитектуры, скульптуры и литературы служили высочайшими образцами для подражания.

Непревзойденными шедеврами мирового пластического искусства считаются, в частности, античные скульптурные работы "Ника Самофракийская", с удивительной экспрессией передающая стремительный полет богини победы, "Венера Милосская", олицетворяющая совершенную гармонию физической и духовной женской красоты, а также Пергамский алтарь Зевса, который представляет собой грандиозное монументальное сооружение, изображающее яростную борьбу олимпийских богов и титанов. Лучшие произведения античной литературы - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Энеида" Вергилия, "Метаморфозы" Овидия, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, любовная лирика Сапфо и Анакреонта - вошли в золотой фонд мировой литературной классики, а герои великих древнегреческих трагедий обрели бессмертие на мировой сцене.

К числу замечательных достижений Эллады принадлежит крупнейший в античном мире научно-культурный центр Мусейон, созданный в Александрии во времена правления Птолемея. Его название, давшее жизнь современному слову "музей", в переводе означает "храм муз" (музы в Древней Греции считались покровительницами наук и искусств). Действительно, Александрийский Мусейон был построен как "храм" для интеллектуалов - с просторными залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и роскошной библиотекой, в которой хранилось обширное собрание древних, зачастую редких или даже уникальных рукописей. Для работы в Мусейоне Птолемей пригласил лучших ученых, среди которых были специалисты, отбиравшие, обрабатывавшие, комментировавшие и толковавшие тексты. Они-то и стали предшественниками современных филологов.

Примечательно, что именно древние греки изобрели слово "филология" (от греч. phileo- люблю и logos - мысль, слово), со временем ставшее общим названием "наук о слове" - литературоведения и лингвистики. Правда, сами греки под филологией подразумевали любовь ко всяческим ученым занятиям, в том числе и к тем, которые не имели ничего общего с литературой. Но были в Древней Греции и собственно филологические (соответствующие современному пониманию) исследования. Автором одного из литературоведческих трактатов, получившего название "Поэтика", был выдающийся ученый античности Аристотель. В этом сочинении, сохранившемся, к сожалению, лишь частично, впервые была предпринята попытка осмысления законов литературного творчества и разработки литературоведческой терминологии. Важным открытием "Поэтики" стало учение о разделении литературных родов и жанров, на которое в значительной степени опирается современная наука.

Европейцы унаследовали от древних греков и римлян научную и искусствоведческую терминологию, основные роды и жанры литературы, архитектурные стили, азы театрального искусства, принципы изображения человека в живописи и скульптуре. Но главное заключается в том, что европейская традиция впитала в себя выработанный античностью идеал человека, базирующийся на гармоничном сочетании развития его физических и духовных сил, равновесии между его внутренней свободой и законами окружающей жизни, между его индивидуальной волей и общественным долгом. На основе античных представлений о том, что "человек есть мера всех вещей", сформировался гуманизм, ставший ключевым понятием европейской культуры.

 


Читайте:



Изгнание иисусом торгующих из храма

Изгнание иисусом торгующих из храма

Ин. II, 13-25: 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели...

Мотивация труда персонала в организации

Мотивация труда персонала в организации

Вконтакте Одноклассники Из этой статьи вы узнаете: Как разработать лучшую систему мотивации персонала Как разработать систему мотивации...

Принципы классификации живых организмов

Принципы классификации живых организмов

В настоящее время органический мир Земли насчитывает около 1,5 млн видов животных, 0,5 млн видов растений, около 10 млн микроорганизмов. Изучить...

Харизматические лидеры в политике

Харизматические лидеры в политике

Каждый день со всех концов мира приходят сообщения о тех или иных проштрафившихся политиках и чиновниках. Создаётся впечатление, что когда люди...

feed-image RSS