Главная - Источники света
Методы исследования личности в психологии. Методы (методики) для исследования личности Проблемы исследования личности

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

Создание различных шкал личности (только в опросниках);

Введения ограничения времени;

Отмена объекта оценки;

Создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

Методы:

Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент " А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников :

    одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика

    многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов, утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Примеры опросников:

MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера.

Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку.

Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин).

Экспресс-диагностика эмпатии.

Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода примененияопросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы - группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

Опросники личностные.

Диагностика личности должна строиться на ясных и точных пред­ставлениях о сущности этого явления. «Личность - явление столь всеобъемлющее и неопределенное, что описать его крайне сложно».

Категории личности посвящено множество теорий; собран огром­ный экспериментальный материал, относящийся к исследованию лич­ности. Вместе с тем, как отмечают некоторые западные психологи, нет прогресса в этом направлении: теоретические посылки, интерпрета­ция эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих па­раметрах личности столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несосто­ятельности, практически невозможно.

Помимо этого, многие психологические теории личности неполны, односторонни и весьма туманны, что не позволяет определить как по­нятие личности, так и ее составляющие.

Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагно­стики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему опре­деления понятия, можно искать измерительные инструменты. Об­ратная тенденция - определение через результаты измерений - не­состоятельна и может быть опасной, когда касается личности.

Личность в отечественной психологии понимается как систем­ное качество, характеризующее включенного в общественные отноше­ния индивида.

Это системное качество приобретается индивидом в предметной деятельности, при взаимодействии и общении с другими людьми.

Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловле­ны, с одной стороны, ее структурой, а с другой - определяются си­туациями и условиями ее реальной жизнедеятельности.

С точки зре­ния выявления и анализа структуры личности в современной психо­логической диагностике наиболее распространенными являются две большие группы методов:

1. ОПРОСНИКИ

2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Для ориентации в этой области диагностики важно иметь представление об особенностях, возможностях и ограничениях каждой из этих двух групп методов.

Объективные методы исследования личности . К этой группе личностных тестов относится достаточно большая и неоднородная группа процедур, требующих от ис­пытуемого перцептивных, когнитивных или оценочных ответов. Выполнение этих тестов предполагает ориентацию на задачу, а не на ответ, как в личностных опросни­ках. Цель теста замаскирована, испытуемый не осознает, какой аспект его поведения оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому в этих тестах, структурированы, что выгодно отличает их от проективных методик.

Первые попытки разработки объективных тестов были предприняты Р. Кеттеллом при разработке факторного опросника личности в целях получения Т-данных. Разработанный Кеттеллом набор измерительных процедур охватывал довольно ши­рокий круг индивидуальных особенностей - от физиологических показателей до му­зыкальных предпочтений и понимания юмора.

Другая группа объективных тестов личности была разработана в рамках исследо­ваний когнитивного стиля, понимаемого как предпочитаемые данным человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения про­блемных ситуаций. Данная группа тестов носит перцептивный характер, наиболее известными среди них являются тесты «скорость узнавания» и «фигуры Готшальда» (рис. 17-7).

Наряду с рассмотренными характеристиками личности в дифференциально-психо­логических исследованиях используются показатели ситуационных тестов, личност­ные конструкты, а также оценки средовых параметров.

Смотрите также:

Отрасли психологии : психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология , социальная психология , детская психология и педагогическая психология ...

Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому...

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.

Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.

16.2. Правовая идеология и правовая психология . Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию .

В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии , социологии, социальной психологии .

Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа...

1. Метод наблюдения

Наблюдение – основной метод изучения личности, то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Наблюдение предполагает целенаправленное изучение.

Требования к наблюдению:

Сохранение естественности;

Целенаправленность;

Фиксация результатов.

1. Естественное наблюдение – это наблюдение и регистрация наблюдаемых проявлений в реальной жизни (реальных жизненных условиях). Естественное наблюдение является богатым источником информации.

Положительные стороны:

Поведение в естественных ситуациях,

Проведение в повседневном окружении.

Недостатки:

Непредсказуемость событий,

Наложение проблем наблюдателя (личный фактор),

Малая выборка,

Непреднамеренное вмешательство в происходящие события (нарушение чистоты наблюдения).

2. Полевое наблюдение. В этом исследовании сочетаются особенности естественного наблюдения и соответствующего экспериментального контроля.

2. Метод опроса (интервью)

Один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. При всем разнообразии, формы интервью можно разделить на структурированные и неструктурированные.

Оценка метода интервью:

Может давать чрезвычайно полезную информацию о личности индивидуума и его жизненной ситуации.

Интерпретация данных интервью носит в высшей степени субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя респондент во время интервью.

Метод интервью необходимо использовать в сочетании с объективными методами.

3. Стандартизированные тесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов (например, «да», «нет», «не знаю»). Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.

Сильные стороны:

Тесты дают более полную, определенную и систематизированную информацию о личности, чем, например, методы наблюдения и эксперимента;

Получаемая информация объективна;

С тестами может легко работать человек, имеющий относительно небольшую формальную подготовку;

Тесты обычно обладают большей надежностью по сравнению с другими методами.

Недостатки:

Не защищены от преднамеренного обмана;

Не защищены от влияния эталонов социальной желательности и установочного поведения.

4. Метод эксперимента

В отличие от других подходов, экспериментальный метод позволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенные феномены, но и давать им объяснение.

Требование этических принципов проведения эксперимента (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997):

Принцип осведомленного согласия,

Принцип безопасности для жизни и здоровья испытуемых,

Конфиденциальности.

Оценка метода эксперимента:

Преимущества:

Позволяет изолировать отдельные переменные и манипулировать ими по своему усмотрению.

Устанавливает причинно-следственные связи: позволяет делать выводы о причинах.

Сбор данных, их запись и анализ объективизированы.

Недостатки:

Круг феноменов, которые можно изучать, ограничен по этическим соображениям.

Искусственные лабораторные условия могут ограничивать возможность распространить закономерности поведения в экспериментальной ситуации на поведение в иных, не тестовых условиях.

На изменение изучаемой переменной могут оказывать влияние экспериментальные артефакты (например, представление о социально желательном или нежелательном поведении, требуемые характеристики, пристрастие экспериментатора).

Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

5. Метод изучения клинических случаев

Метод изучения истории болезни обеспечивает возможность глубокого анализа отдельной личности. Этот метод направлен, прежде всего, на диагностику и лечение индивидуумов, страдающих эмоциональными расстройствами. Оценка метода изучения клинических случаев:

1. Преимущества:

Показывает сложность и уникальность индивида.

Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

Рассматриваемые случаи слишком частные.

Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

6. Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

Недостаточно стандартизированы.

Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

Имеют низкую надежность и валидность.

Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

7. Корреляционный метод

Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».

Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

36. Психологический возраст личности

Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.

Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Особенности психологического возраста:

обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;

многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;

«временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.

Собственно-психологические критерии зрелости личности:

Ответственность личности за свои поступки;

Умение разводить идеальные и реальные цели;

Осуществление личностью свободного личностного выбора.

Введение


В изучении психики ученые разных направлений, работавшие в разное время придерживались разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? Какая разница между подходами того или другого автора, которых придерживается большинство отечественных психологов?

Личность в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества .

Личностный подход - один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. В отечественной психологии принято положение о том, что личность - это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые обусловливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения и деятельности. Свойства личности социально детерминированы, формируются и развиваются в течение всей жизни. Количество блоков личности и их содержание зависит от теоретических воззрений авторов. Важное положение личностного подхода - это представление о целостности личности, о необходимости рассмотрения ее как единства различных систем, регулирующих различные виды ее социально значимой деятельности.

Принцип личностного подхода - научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, в понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.).

Цель моей работы изучение принципов личностного подхода С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач :

Рассмотреть личность как единство сознания и деятельности по С.Л. Рубинштейну.

Рассмотреть личность как единство биологического и социального в человеке по Б.Г. Ананьеву.

Рассмотреть личность как человека - носителя сознания по К.К. Платонову.

Рассмотреть личность во взаимосвязи с обществом по А.Г. Ковалеву.

Рассмотреть личность во взаимодействии с окружающей средой по В.С. Мерлину.

Раскрыть понятие «личность».


1. Принцип личностного подхода С.Л. Рубинштейна


1.1 Единство сознания и деятельности


В первую очередь Рубинштейн обращает внимание на зависимость психических процессов личности. Зависимость выражается:

в индивидуальных различиях между людьми, имеющими различные типы восприятия, памяти, мышления, стили умственной деятельности;

развитие психических процессов зависит еще от общего развития личности. Все то, через что проходит личность, приводит к смене жизненных установок, интересов, ценностей, к смене чувств и волевой жизни;

психические процессы становятся психическими функциями личности. Например, восприятие превращается в процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформировавшиеся раньше под влиянием внешних воздействий. С.Л. Рубинштейн говорит: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Из этого следует, что «личностью не рождаются - ею становятся». Психические процессы, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходят в свойства личности. Поэтому психические свойства личности формируются и развиваются в ходе деятельности.

«Основной закон исторического развития психики человека, - писал С.Л. Рубинштейн, - заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности - практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу». - Личностный принцип, выдвинутый С.Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.

Личность - «живой человек из плоти и крови» , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму.

Личностный принцип, раскрывавший зависимость всех психических процессов от личности как единого основания, был разработан Рубинштейном, и на разных этапах развития советской психологии он решал разные научные задачи, и поэтому видоизменял свое содержание. На первых этапах своего подхода его интересовала роль деятельности в развитии личности, затем деятельное начало личности, роль ее внутреннего мира, мотивации, сознания в осуществлении деятельности .

По мнению Рубинштейна, все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависят от нее и развитие личности нужно рассматривать в процессе жизнедеятельности личности.

Личность, по Рубинштейну, раскрывается, развивается и существует в силу существования других: «мое отношение, отношение моего «Я» к другому «Я» опосредствовано его отношением ко мне как объекту, т.е. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, обусловлено, имеет своей необходимой предпосылкой мое бытие как объекта для другого.

Итак, исходным условием существования человека является существование личностей, субъектов, обладающих сознанием, - существование психики, сознания других людей» .


1.2 Структура личности


С.Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

В структуре личности (схема 1) Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.



Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности и понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.

Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» отметил, что человек индивидуален потому, что имеет особенные, единичные и неповторимые свойства. Человек есть личность, потому что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. По мнению ученого, человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия… Индивидуальность, по Рубинштейну, - это всегда индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью.

Итак, Рубинштейн всегда рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, Рубинштейн выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. Последнее отношение образует основу ее самосознания и идентичности. Для Рубинштейна принципиальным является вопрос о соотношении сознания и самосознания: не сознание, по его мнению, развивается из самосознания, личностного «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельно действующим субъектом.


2. Принцип личностного подхода по Б.Г. Ананьеву


2.1 Структура личности Б.Г. Ананьева


Б.Г. Ананьев, отечественный психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.

Б.Г. Ананьев является сторонником широкой трактовки личности. Необходимо отметить, что в его концепции личности природные и общественно обусловленные аспекты личности не выступают как рядоположенные. Б.Г. Ананьев говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности».

По Б.Г. Ананьеву в структуру (схема 2) личности входят:

психические процессы;

психические состояния;

свойства личности.



Б.Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью.

Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека. Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» - ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определенная работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.

Не используя слово «интегральная», Борис Герасимович Ананьев

определяет индивидуальность как интеграцию (взаимосвязь) свойств личности, относящихся к различным системам. Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается

общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности .

Таким образом, каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путем экстериоризации своего внутреннего мира. С точки зрения Ананьева, в продуктах экстериоризации внутреннего мира, в частности творчестве, возможно наблюдение индивидуальности.


2.2 Единство биологического и социального в человеке


По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его характеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек - не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида .

Б.Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность бывает различной сложности и все же обладает устойчивостью и гармонией всех черт личности. Индивидные свойства преобразуются индивидуальностью. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» субъекта деятельности». И далее: «…Одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека, воплощение, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека» . По Ананьеву, даже на биологическом уровне вариативность всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.
В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств. Таким образом, концепция личности Ананьева в силу его комплексного подхода в целом оказалась наиболее многогранной, многоаспектной, позволившей соединить множество частных или не сопоставимых концепций. Он проработал понятийный аспект проблемы личности в континууме понятий «субъект», «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность предстала и как включенная в социум, и как развивающаяся в онтогенетическом цикле и жизненном пути и как современница своей эпохи.


3. Принцип личностного подхода К.К. Платонова


3.1 Личность - носитель сознания


К.К. Платонов пишет: «Личность - это человек как носитель сознания» .

Личностный подход, по К.К. Платонову - это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей. К.К. Платонов рассматривал личностный подход применительно психотерапии. Личностный подход, согласно К.К. Платонову, - это подход к больному человеку как к целостной личности с учетом ее многогранности и всех ее индивидуальных особенностей. Автор различает личностный и индивидуальный подход. Индивидуальный подход принимает во внимание конкретные особенности, присущие в данном случае данному человеку. Индивидуальный подход может быть и шире, если он включает учет и личностных, и соматических качеств, и уже в том случае, когда он учитывает только какие-либо отдельные личностные или соматические особенности личностного подхода .

Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Эту же мысль можно выразить и короче: личность - это человек как носитель сознания. Как было показано в предыдущей главе, в преобразующей мир активности сознания проявляются его атрибуты: познание, переживание и отношение. Следовательно, их совокупность это и есть сознание.

Итак, иногда говорят, что личность - это человек как субъект сознания. При этом сознание понимается не как пассивная субстанция, а как активная высшая форма отражения, свойственная только человеку .


3.2 Структура личности К.К. Платонова


Структура личности, предложенная К.К. Платоновым, образуется взаимодействием четырех сторон (или групп качеств), а именно:

) биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки, роль музыкального слуха, наследственного и приобретенного, в эстетическом развитии личности);

) особенностей ее отдельных психических процессов (восприятие, чувства, эмоции, память, мышление, интеллект, воля);

) уровня ее подготовленности (опыта личности) - знания, умения, навыки, привычки;

) социально обусловленных качеств личности (направленность деятельности, система ее отношений, нравственные характеристики).

Автор подчеркивает, что «личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества».

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами. Несомненно, верна мысль К.К. Платонова о том, что далеко не все стороны одновременно взаимосвязаны друг с другом, но наиболее общей связью является взаимодействие социальных свойств с другими .

Итак, несомненной заслугой Платонова является постановка проблемы «личность и труд», которая традиционно стояла лишь как проблема личности и деятельности. Несмотря на то, что проблема труда была проинтерпретирована им преимущественно как проблема социалистического труда, тем не менее, она открыла новую плоскость изучения реальной личности, плоскость, которой, можно признать, избегала социологическая мысль, понимавшая социальную опасность проблемы мотивации труда .


4. Принцип личностного подхода А.Г. Ковалева


4.1 Личность и общество

личность индивидуальность рубинштейн ананьев

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития - с другой. Каждая общественная наука имеет свой аспект исследования личности. Так, исторический материализм исследует личность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития. Политическая экономия изучает личность как производительную силу и как потребителя материальных ценностей в системе общественных отношений. Этику интересует личность как носительница моральных убеждений, навыков и нравов, привычек определенного общества. Юридическая наука исследует правовые нормы и

правоотношения, определяющие положение личности в различных сферах общественной жизни. Педагогика исследует процесс воспитания человека, методы, формы и средства воспитания личности. Психология акцентирует внимание на духовном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Все общественные науки в своем исследовании исходят из принципов единой методологии, данной в трудах классиков марксизма-ленинизма. Поэтому и материалистическая психология личности может развиваться только на основе методологии марксизма.

Главный вопрос этой методологии - это вопрос о соотношении личности и общества, без правильного понимания которого невозможно решать ни одной проблемы личности. В истории общественных наук место и роль личности в общественной жизни представлялись в искаженном и извращенном виде. Возникновение общества и история его развития связывались с желаниями, фантазией и волей отдельных выдающихся личностей. При этом личность противопоставлялась массе, которая рассматривалась как безликое, аморфное, слепо действующее стадо.

Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди, рядовые члены общества, согласно этому представлению не являлись личностями.

Такое понимание не могло служить основой для разработки как научной теории общественного развития в целом, так и теории личности, только классики марксизма-ленинизма, поставив этот вопрос с головы на ноги, могли дать естественнонаучное объяснение возникновению общества, раскрыть закономерности общественного развития, выяснить истинную роль личности в истории.

Классики марксизма-ленинизма показали, что личностью является человек как член общества. Личность - неотъемлемая единица массы, класса, она дитя массы и, действуя в составе массы, творит историю.

Люди сами делают свою историю, писал Энгельс, но делают они ее не по произволу, а по необходимости, в силу действия объективных общественных закономерностей .

Личность - сознательное существо, оно может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Все это зависит от общественного положения человека, от уровня осознания объективных закономерностей и потребностей общественного развития. Творцом истории всегда были и будут массы, которые состоят из личностей. Однако в массе одни личности стоят во главе движения, другие активно действуют вместе с авангардом, а третьи остаются пассивными.

Всестороннее развитие личности в новых условиях жизни обеспечивают еще более ускоренное общественное развитие, чем это было раньше.

Таким образом, между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь. Общество работает на

каждую личность, ибо в центре забот стоит человек, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные и материальные запросы .


4.2 Взаимосвязь психических процессов, свойств и состояний


Личность в трудах Ковалева А.Г. выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психических свойств.

Психологические процессы - это фундамент психической жизни человека. Они формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т.п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный).

Психические свойства образуются из психических процессов, которые функционируют на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый или постоянный уровень активности, который характерен для конкретного человека. Уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека. В процессе развития психические свойства связываются друг с другом и образуются сложные структуры.

А.Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Автор отмечает, что одни и те же свойства характеризуют не только направленность, но и характер, оказывают влияние на проявление способностей и следует различать эти структуры как относительно автономные, поскольку при наличии одних и тех же свойств, например, направленности, люди могут разниться друг от друга по способностям, темпераменту и характеру» .

А.Г. Ковалев пишет, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым - способности, третьим - характер, четвертым - система управления, которую обозначают понятием «Я», а пятый - психические процессы. Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом .

Итак, существенным продуктивным звеном концепции Ковалева была его направленность на выявление в личности противоречий, например, противоречия между характером и способностями. Ограниченность его концепции проявилась в низком уровне ее проблемности: он скорее следовал принципу изложения знаний о личности, чем более углубленного исследования его сущности. На примере концепции Ковалева можно увидеть, насколько в определенный период тенденция объяснить личность преобладает над тенденцией понять, что она собой представляет .


5. Принцип личностного подхода В.С. Мерлина


5.1 Взаимодействие личности с окружающей средой


В.С. Мерлин отмечал, что впервые понятие отношений личности было введено А.Ф. Лазурским (1916, 1922). Отношения личности А.Ф. Лазурский отличает от чисто случайных, временных, изменчивых отношений, определяя их как стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся. В концепции В.С. Мерлина это один из важнейших признаков свойств личности.

Прогрессивная сторона концепции А.Ф. Лазурского, по мнению В.С. Мерлина, заключается также в том, что, вводя понятие отношений личности, он впервые в истории психологии подошел к характеристике личности с точки зрения ее активного взаимодействия с окружающей действительностью. Это еще один признак личности в концепции В.С. Мерлина. По своему содержанию отношения личности выражают ее направленность: А.Ф. Лазурский впервые показал, что в чертах характера проявляется направленность личности. Аналогичная мысль содержится в описании структуры личности В.С. Мерлиным: «Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности и характера, и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков» .

Позиция В.С. Мерлина - это взгляд на понимание свойства личности. Под психическими свойствами личности Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности». Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. Таким образом, в концепции Мерлина понятие отношение играет центральную и ведущую роль:

отношения, выражающие свойства личности - это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность - это свойства отдельных сторон сознания;

отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания - это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т.п.». К примеру, наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.

отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».

Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности, состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

«Таким образом, заключает В.С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения называют отношениями личности» .


5.2 Интегральная индивидуальность


Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т.е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического - ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт .

Социально-типичное - это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа - свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента - это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественного его сторона - степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия) .

Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. Во-вторых, индивид, черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, в-третьих, это - такие свойства восприятия, памяти, мышления, от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное - это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности.

Таким образом, структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структурные образования личности характеризуются понятием «симптомокомплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности. Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности (по сути - это факторы по Р. Кеттеллу). Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности .


6. Понятие «личности»


6.1 Узкая и широкая интерпретация понятия «личность»


Личность в узком смысле слова есть человек как я сам, его собственная организация и внутренний мир. Однако, я сам существует реально в более широком мире, создаваемом благодаря моим приобретениям в обществе: капиталу и наличным деньгам, вещам обихода, недвижимости, экипажам, библиотеке, связям, семье. ЭТИ мои приобретения расширяют личность безгранично, а потеря денег, вещей или связей сужает ее до крайности, вплоть до социальной гибели личности, деградации я .

Личность в широком смысле слова есть определенная структура обладания собственностью, как традиционно утверждают буржуазные мыслители. Допускается, однако, расширение границ личности путем «присвоения» ею не только материальных, но и духовных ценностей, не только вещей, но и связей, ассимиляции не только ближайшей сферы, но и духовных накоплений человеческой истории. Эта идея близка к пониманию психического развития как процесса деятельности, но, конечно, вульгарно трактуемого как предпринимательство и потребительство благ .

Вопрос о сущности каждого человека есть вопрос о той совершенно конкретной системе его отношений с другими людьми, которые возникают в процессе коллективной деятельности по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом, лежит не внутри, но вне отдельного индивида, и, наконец, является общественно-исторической, ибо такова система отношений, через которую, она определяется. Акцентирование общественно-исторической природы личности проходит красной нитью через работы советских психологов. Однако авторы этих работ различаются по тому, где они проводят границу между личностью и наличностью, личностным и неличностным. Из представленных работ, существует более широкая и более узкая трактовка понятия личности. Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру индивидуальные биофизиологические характеристики организма: инертность - подвижность нервных процессов, тип метаболизма (Б.Г. Ананьев) или, например, такие «природно-обусловленные» свойства, как свойства зрения (С.Л. Рубинштейн).

Употребление термина «личность» совпадает с понятием конкретного, отдельного человека. Такое понимание личности близко к точке зрения обыденного сознания, с характерным для него акцентом на неповторимость, уникальность облика каждого человека. Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформулировано в работе А.Н. Леонтьева. Личность - это особое образование, «особого рода целостность», которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития. Это образование порождается специфически человеческими отношениями. Что касается природных индивидуальных свойств: морфологических, физиологических, а также некоторых индивидуально приобретенных психологических особенностей человека, то они к собственно личностным свойствам не относятся, а характеризуют человека как индивида. Индивид - это скорее та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность - образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
Итак, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром и другими людьми. С.Л. Рубинштейн рассматривает личность, прежде всего, как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Эти внутренние условия сформировались в процессе «внешних взаимодействий» .

6 .2 Интегральная индивидуальность и ее строение


Понятие индивидуальность употребляется в двух основных значениях: как правило, для обозначения особенности человека, отличия данной личности от других, и реже, для обозначения высшего уровня развития личности в смысле становления личности яркой индивидуальностью (по Рубинштейну и Ананьеву) .

Животное и новорожденный младенец представляют собой высокоинтегрированные, неделимые системы, обладающие телесной и психологической целостностью, неповторимым единством физиологических и психических качеств. Эту целостность называют обычно индивидом (в случае животного - особью). Многие «индивидные» (в терминологии Б.Г. Ананьева) свойства являются генетически заданными, другие формируются прижизненно под влиянием наследственных и средовых факторов в результате активной жизнедеятельности индивида.
Указанные свойства имеют иерархическое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.) формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. Совокупность взаимосвязанных уровней, обеспечивающих все стороны функционирования индивида как целого, В.С. Мерлин предложил назвать «интегральной индивидуальностью». Личность может рассматриваться как один из высших уровней интегральной индивидуальности. На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее, включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Возможны и обратные отношения. Функция интегральной индивидуальности как целого и заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между разными уровнями.

Проблема взаимоотношения между уровнями интегральной индивидуальности имеет многочисленные выходы на воспитание и обучение. Выделение уровней носит в определенном смысле условный характер, ибо резких границ между ними часто не существует. Например, уровень первичных «индивидных» свойств является фактически переходным от уровня организма к уровню индивида.


Таблица 1. Структура «интегральной индивидуальности» по В.С. Мерлину (изменено и дополнено данными Б.Г. Ананьева) .

Организм- физическая индивидуальность; - биохимическая индивидуальность; - соматическая индивидуальность.Индивидпервичные индивидные свойства: - возрастно-половые; - индивидуально-типические (конституция, нейродинамика, функциональная ассиметрия).вторичные индивидные свойства: - темперамент; - задатки. Личность- характер; - способности; - личность (в узком смысле слова); - социальный статус.

Человек как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность.

Индивид - это конкретный человек как единица общества. При этом нельзя забывать, что по отношению к стаду индивидом является конкретное животное. Индивидуальное - это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, черт личности) делают человека (личность) индивидуальностью. Ни одна индивидуальная черта сама по себе не делает личность «неповторимой», т.е. единичным. В личности единичным является индивидуальная ее структура, т.е. взаимосвязь особенностей, черт именно этой личности.

Итак, вместе с тем индивидуальность личности нельзя переоценивать и забывать, что «индивидуальности» существуют не только в духовном, но и в физическом мире. На портрете человека отражаются, прежде всего, его телесные индивидуальные особенности, позволяющие только косвенно судить о его личностной индивидуальности .

.3 Уникальность и неповторимость личности


Идея личностной уникальности (индивидуальности) человека.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа бережет в нем не только родовую сущность, но и уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, уникальность наблюдается даже у животных. Если понаблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, то можно заметить различия в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении и проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.

Что же представляет собой человеческая уникальность?

Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и деятельность личности формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Индивидуальность есть органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: человек не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, он всегда обременен багажом своей биографии. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность.

Индивидуальность не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития. В то же время это самая устойчивая основа, а как частный случай одна из основ личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его - душа .

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, рассмотрим вопрос: каким было бы общество, если все люди оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Нет, не могла бы.

Разнообразие индивидуальностей - это существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это общественная ценность, настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.


6.4 Сущность воспитания


В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Развитие человека - сложный процесс, происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся окружающая человека естественная и социальная среда, специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс и это означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми), проявляя при этом присущую ему активность, через это приобретается социальный опыт.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Важную роль при развитии личности ребенка играет внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Итак, движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.


6.5 Личность как источник творчества


Творчество - это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем .

Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

В образовательном контексте творческие способности представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «креативность».

Творчество как деятельность включает в себя: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности.

Системообразующие характеристики творческой личности:

продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе;

интеллектуально-творческая инициатива;

Жажда познания и преобразования;

чувствительность к проблеме, новизне;

потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач;

критичность ума;

самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.

Эти характеристики являются фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание» .

Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.

О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как:

способность открытия нового знания;

появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

Владениеновыми (для личности)способами деятельности;

импровизационность, как способность внезапно принимать решение;

расширение поля интеллектуальной активности;

креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Итак, личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный .


Заключение


Рассмотрев, разные принципы личностного подхода с точки зрения С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, В.С. Мерлина эта тема остается актуальной. Подводя итог, можно сказать о том, что личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Итак, С.Л. Рубинштейн всегда рассматривал сознание как выражение отношения субъекта к миру и возможность его самоопределения. Характеризуя личность как субъекта, он выделил три ее основные отношения - к миру, к другим людям и к себе. .

2. С точки зрения Ананьева, каждая личность производит уникальный своеобразный вклад в общественное развитие путем экстериоризации своего внутреннего мира.По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его характеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Личность предстала и как включенная в социум, и как развивающаяся в онтогенетическом цикле и жизненном пути и как современница своей эпохи. Сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека .

3. Несомненной заслугой Платонова является постановка проблемы «личность и труд», которая традиционно стояла лишь как проблема личности и деятельности. Несмотря на то, что проблема труда была проинтерпретирована им преимущественно как проблема социалистического труда, тем не менее, она открыла новую плоскость изучения реальной личности, плоскость, которой, можно признать, избегала социологическая мысль, понимавшая социальную опасность проблемы мотивации труда .

Личность - это человек как субъект сознания. При этом сознание понимается не как пассивная субстанция, а как активная высшая форма отражения, свойственная только человеку.

4. По мнению А.Г. Ковалева между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь. Общество работает на каждую личность, ибо в центре забот стоит человек, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. В свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные и материальные запросы .

По Мерлину структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности .

Итак, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром и другими людьми. Индивидуальность и уникальность личности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Сколько бы ни изучали природу человека, нельзя узнать о ней все. Это великая тайна и для других, и для самого себя. С ней человек рождается и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. Тайна личности пребывает в глубинах духовного мира, в душе, психике, сознании человека. Рассматривая их, мы слегка приподнимаем завесу над тайной человека .

Итак, человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных исследовательских подходов позволит составить целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития. Человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Основным в социализации личности является приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. Общими для этих концепций оказались проблемы структуры личности (т.е. способы связи, соотношения психических процессов, состояний, свойств темперамента и так называемых черт личности, а также способностей, потребностей, воли, характера) .


Список использованной литературы


1. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

3.Аверин В.А. Психология личности. - Учебное пособие. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1999.

4. Абульханова-Славская К.А., Психологическая наука в России 20-ого столетия, изд. «Институт психологии РАН. М., 1997.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Спб.: Питер, 2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000.

7. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

8. Ковалев А.Г. Психология личности. 2-е изд. Исправленное и дополненное. М.: изд-во «Просвещение», 1965.

9. Платонов, К.К. О системе психологии. М.: изд-во «Мысль», 1972.

. Платонов К.К. К теории личности // Личность и труд: Сб. - М.: Мысль, 1965.

11. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: «Мысль», 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Раздел «Методики» содержит различные методики , направленные на исследование личности («Тест Г. Айзенка», «Определение уровня беспокойства – тревожности личности»), изучение познавательных процессов и уровня умственного развития («Школьный тест умственного развития (ШТУР)», «Определение устойчивости внимания»), методики для изучения классного коллектива («Карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива класса», «Определение межличностной приемлемости учащихся класса»), а также различные другие известные методики, направленные на работу с семьей, педагогическим коллективом, индивидуальное и групповое исследования.

1. Познакомьтесь с каждой методикой. Прочитайте инструкцию.

2. Распечатайте изображение, чтобы ребёнок мог делать пометки.

3. Приготовьте карандаши или фломастеры.

4. Объясните своими словами задание (но желательно близко к тексту инструкции) и попросите его выполнить.

5. Подбадривайте ребёнка во время выполнения заданий, стимулируйте его к работе, но не переусердствуйте, не сделайте случайно всё за него. Если ребёнку что-то не понятно, просто повторите ему инструкцию.

6. Используя ключ каждой методики, проанализируйте результаты.

7. Сравните их.

8. Сделайте выводы

Изучаем самооценку детей:

  • Методика "Дерево" скачать
  • Методика "Лесенка" скачать
  • Методика "Какой Я?" (для детей 6-9 лет) скачать
  • Опросник №1 (для учащихся 5-7 классов) скачать
  • Опросник №2 (для учащихся 5-9 классов) скачать
  • Опросник №3 (для учащихся 5-9 классов) скачать
  • Шкала самооценки личности (для учащихся 9-11 классов) скачать

Методики для изучения личности

  • Изучаем качества личности
  • Тест Г Айзенка
  • Определение темперамента
  • Определение типа нервной стстемы
  • Опросник для изучения типа нервной системы
  • Определение уровня выраженности некоторых черт личности
  • Анкета признаков проявления трудолюбия
  • Анкета признаков проявления скромности
  • Определение ценностных ориентаций личности
  • Определение уровня беспокойства тревожности личности

Методики для изучения познавательных процессов и уровня умственного развития

  • Определение общего развития памяти и внимания
  • Определение устойчивости внимания
  • Определение уровня общих мыслительных способностей
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР)
  • Определение уровня развития технического мышления

Методики для изучения классного коллектива

В целях правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю и классному руководителю необходимо уметь диагностировать некоторые важные социально-психологические особенности классного коллектива – уровень его развития, степень организованности, состояние эмоционально-психологического климата, характер межличностных отношений в классе, наличие неформальных лидеров и другие показатели. Для выявления этих особенностей рекомендую следующие методики.

  • Карта-схема психолого-педагогического климата классного коллектива
  • Оценка эмоционального состояния психологического климата классного коллектива
  • Социометрия. Выявление межличностных отношений в класссе методом социометрии
  • Определение межличностной приемлемости учащихся класса
  • Определение основных сфер общения учащихся класса

Другие методики

  • Метод "Незаконченные предложения"
  • Внешгрупповая рефентометрия
  • Личностная шкала проявления тревоги (Дж.Тейлор, 1953)
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • методика "Карта интересов"
  • Методика "Ценностные ориентации" (М.Рокич)
  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации
  • Миннесотский многомерный личностный опросник (ММPI)
  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора
  • Определение направленности личности
  • Опросник "РЕN"
  • Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского)
  • Шкала психической близости
  • Методика "Моя семья"

Диагностика нарушения поведения у детей:

    • Тест школьной тревожности Филлипса скачать
    • Диагностика этики поведения скачать
    • Методика Айзенка скачать
    • Методика многофакторного исследования личности
    • Рисунок семьи скачать

при различных типах нарушения поведения школьников

Диагностика

(предлагаемые для диагностики методики)

1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;

2. Определение мотивации;

3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);

4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);

5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия);

6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Возможные причины

1. Неблагополучная обстановка в семье;

2. Дезадаптация к обучению в школе;

3. Психофизические особенности ребенка;

4. Конфликтные ситуации в классе;

5. Острая психотравма;

6. Внутриличностный конфликт;

1. Индивидуальный подход;

2. Работа с семьей;

3. Создание ситуации успеха и условий развития личности;

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

тип нарушения поведения - склонность к обману:

Диагностика

Методика Айзенка (по шкале лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

Возможные причины

1. Защитная реакция;

2. Стремление выделиться, утвердиться;

3. Желание фантазировать;

4. Способ манипулирования;

5. Стремление адаптироваться в коллективе;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;

2. Наблюдение за ребенком;

3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

1. Не уличать ребенка в обмане публично;

2. Не обвинять ребенка;

3. Доброжелательное отношение;

4. Индивидуальный подход;

1. Доброжелательное отношение, установление доверия;

2. Не оставлять обман незамеченным;

3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;

4. Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;

тип нарушения поведения - демонстративность:

Диагностика

1. Проективные методики;

2. Опросник Леонгарда;

3. Опросник Шмишека;

4. 16 – факторный тест Кеттела;

Возможные причины

1. Защитный механизм против агрессии;

2. Самоутверждение;

3. Особенности характера;

4. Взаимоотношения в семье ;

5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;

2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;

3. Сглаживать вспышки агрессии .

1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

1. Создание товарищеских контактов с ребенком;

2. Специальные формы поощрения;

3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

тип нарушения поведения - замкнутость, необщительность:

Диагностика

1. Наблюдение;

2. Социометрия;

3. Тест Айзенка (темперамент);

4. Кинетический рисунок семьи;

5. ДДЧ;

6. 6. Тест тревожности Филлипса.

Возможные причины

1. Социальные условия.

2. Особенности темперамента;

3. Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

1. Доверительная беседа;

2. Создание ситуации успеха;

3. Вовлечение в коллективную деятельность;

4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;

1. индивидуальный подход;

2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;

2. вовлечение в значимые семейные дела;

3. больше времени уделять ребенку;

тип нарушения поведения - уход из дома, склонность к бродяжничеству:

Диагностика

1. проективные методики (кинетический рисунок семьи , автопортрет, методика Р. Жиля);

2. опросник Шмишека;

3. опросник Личко;

4. социометрические методики.

Возможные причины

1. неблагоприятная обстановка в семье;

2. отсутствие учебной мотивации;

3. эмоциональная ранимость;

4. низкая самооценка.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

1. посещение на дому;

2. индивидуальные беседы и консультации;

3. вовлечение в классные мероприятия;

4. общественные поручения;

1. индивидуальный подход в оценивании;

2. повышение самооценки;

3. развивать заинтересованность к предмету;

1. беседы, индивидуальные консультации психолога;

2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;

3.

Картотека диагностических методик для разных возрастных периодов

 


Читайте:



Провалиться под землю по соннику

Провалиться под землю по соннику

Некоторые сновидения как маяки: они не позволяют нам потеряться в такой сложной и запутанной схеме повседневности, не позволяют совершить неверный...

Числа: к чему снится сон

Числа: к чему снится сон

Видеть во сне 20 значит конфликт с властью. Ваша власть или свобода ограничены, и вы пытаетесь вернуть это обратно. Вы можете сомневаться в выборе...

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снится ребенок, нельзя объяснить в нескольких словах. Разные жизненные ситуации, в которых пребывает женщина, диктуют особые толкования сна....

Егэ расписание и даты результатов

Егэ расписание и даты результатов

Вот уже несколько лет подряд, выпускники школ сдают обязательный экзамен, который способен показать реальный уровень их знаний и помочь поступить в...

feed-image RSS