Главная - Инструменты
Можайский лужецкий монастырь. Лужецкий монастырь

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь расположен в Можайске и действует с 15 века. Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского в 1408 г. Монастырь интересен не только своей древностью, но и большим некрополем со старинными надгробиями с вилообразными крестами и фундаментом храма преподобного Ферапонта состоящего также из старинных надгробий с вилообразными крестами.

Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 05.2014г.

Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Этот праздник особо чтился князем Андреем Можайским. Именно в этот праздник в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом.

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века, после чего был разобран, а на его месте, в 1524—1547 годах, выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря — преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви. Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года, когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт.

В 1994 году монастырь вновь перешел к церкви. 23 октября состоялось первое после перерыва архиерейское богослужение. А 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось обретение мощей преподобного святого Ферапонта. Сейчас они покоятся в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

В монастыре сохранился целый ряд архитектурных памятников XVI—XIX веков. А именно: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (XVI век), Церковь Введения Пресвятой Богородицы (XVI век), колокольня с усыпальницей (XVII век), ограда с башнями (XVII век), Надвратная церковь Преображения Господня (XVII век), кельи с настоятельским корпусом (XVII век), въездные ворота (XVIII век).

1. Схема Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря

2. Монастырь со стороны автостоянки, слева ворота хозяйственного двора

3. Стена монастыря и колокольня, на заднем плане собор Рождества Пресвятой Богородицы

4. Ворота хозяйственного двора (1890е г)

5. Надвратная церковь Преображения Господня (1603 г.)

6. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1524-1547 гг.)

6. он же

7. он же

8. Он же, колокольня и надвратная церковь

9.

10. Слева келейный корпус (конец 19 в) и справа церковь Введения Пресвятой Богородицы с трапезными палатами (начало 16 в)

11. Колокольня с усыпальницей рода Савеловых (1673-1692 гг)

12. Колокольня и надвратная церковь

13. Колокольня

14. Колокольня

15. Памятник в честь Савеловых

16. Некрополь со старинными надгробиями с вилообразным крестом ()

17. Некрополь

18. Некрополь

19. Въездные ворота (1870 г.)

20. Северо-восточные башни 17в

21. Церковь Введения Пресвятой Богородицы с трапезными палатами (начало 16 в)

22. Колокольня и некрополь

23. Фундамент храма Преподобного Ферапонта из старинных надгробных плит с вилообразными крестами ()

24. Фундамент храма Преподобного Ферапонта из старинных надгробных плит с вилообразными крестами

25. Северо-западная башня

26. Юго-западная башня

27. Юго-западная башня и стены с внешней стороны монастыря

Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов мужской монастырь - старинная православная обитель, основанная на окраине Можайска в начале XV века святым Ферапонтом Можайским. Прошедшая путь длиною в шесть столетий и пережившая времена расцвета и забвения, обитель в наши дни является действующим монастырём Можайской областной епархии, а её архитектурный ансамбль включён в список объектов культурного наследия РФ.

О прошлом...

Более десяти лет настоятельствовал Ферапонт в новой обители, пока в 1408 году его не пригласил к себе можайский князь Андрей Дмитриевич (сын князя ), которому и достались в удел после кончины отца.

Князь Андрей, всячески украшавший столицу своего княжества, задумал основать в ней православную обитель, поэтому и предложил настоятелю Ферапонтова Белозёрского монастыря помочь ему в этом богоугодном деле. Святому Ферапонту скрепя сердце пришлось принять приглашение князя, и в 1408 году на живописном холме над Москвой-рекой новая обитель, посвящённая, как и первая, Рождеству Пресвятой Богородицы, начала своё существование.

Для князя Андрея Можайского посвящение монастыря празднику Рождества Пресвятой Богородицы было глубоко символично, ведь именно в этот день, в 1380 году, его отец - князь Дмитрий Донской, одержал победу над полчищами Мамая, а его мать - княгиня Евдокия Дмитриевна в память об этом сражении в 1393-1394 годах выстроила в церковь Рождества Богородицы на Сенях.

В том же 1408 году новая можайская обитель украсилась первым каменным Богородице-Рождественским собором, вокруг которого появились деревянные иноческие кельи и хозяйственные строения. Князь Андрей немало жертвовал на благоустройство соборного храма, а для игумена монастыря выхлопотал сан архимандрита. Целых восемнадцать лет настоятельствовал святой Ферапонт в монастыре и после преставления в 1426 году был торжественно похоронен у северной стены Богородице-Рождественского собора.

С самых первых лет своего существования в монастырь делали богатые вклады состоятельные жители Можайска, поэтому обитель быстро расширялась и благоукрашалась. Так, в годы настоятельства архимандрита Макария, будущего митрополита Московского, в 1523-1526 годах архитектурный ансамбль монастыря пополнился церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом Феодора Стратилата и трапезной палатой, а также новым каменным пятиглавым Рождественским собором с приделом Макария Египетского, выстроенным вместо обветшавшего первого собора Андрея Можайского. И именно при святителе Макарии, ставшем в 1542 году митрополитом Московским, был канонизирован в лике святых основатель обители Ферапонт Можайский, а над местом его захоронения спустя время была выстроена небольшая церковь Иоанна Лествичника.

О значимости Лужецкого монастыря для московских князей, а позднее царей говорит тот факт, что планомерно, в течении XVI-XVII столетий обители ими ( , ) были дарованы так называемые тарханные грамоты - специальные жалованные грамоты, освобождавшие монастырь от повинностей и подсудности обычным судам, кроме княжеского.

К концу XVI столетия Ферапонтов монастырь был довольно большим и благоустроенным. Его ансамбль, окружённый деревянной оградой с двумя проездными воротами, состоял из трёх украшенных иконами и богатых церковной утварью храмов, деревянных настоятельских и иноческих келий и колокольни с боевыми часами, а в монастырской ризнице хранились серебряная богослужебная утварь, расшитые золотом облачения священников и старинные рукописные и печатные книги. В собственности обители также числились пахотные земли и 27 крестьянских дворов.

Период расцвета обители сменился периодом её почти полного разорения. В начале XVII века, вошедшего в учебники истории России как Смутное время, Можайск оказался в самом центре трагических событий. В течение 1605-1618 годов обитель неоднократно разорялась то , то поляками, в результате чего сильно пострадали храмы и их интерьеры, а из ризницы исчезли ценные предметы.

Возрождение Лужецкой обители началось в 1627 году и благодаря богатым царским и княжеским пожертвованиям к концу XVII столетия она была полностью благоустроена.

В 1627 году над Святыми воротами монастыря появился храм в честь Преображения Господня и двухэтажный каменный корпус келий, в 1681-1684 годах (по другим данным, в 1629 году) - каменная ограда с шестью башенками, а в 1692 году - четырёхъярусная колокольня с шатровым навершием, одним из жертвователей на строительство которой был патриарх Московский . Стоит отметить, что вскоре после возведения колокольни в её нижнем ярусе был устроен некрополь членов семьи патриарха, одним из захоронений которого стала гробница родного брата Патриарха - постриженника Лужицкого монастыря Петра (в миру - Павла Петровича Савёлова).

В XVIII столетии благоустройство Ферапонтовой обители продолжилось. Несмотря на то, что в самом начале века по указу из монастыря для литья пушек было забрано некоторое количество колоколов (общим весом более 800 килограммов), постепенно ремонтировались его здания и строения. В 1723 году старинная церковь Иоанна Лествичника была приведена в порядок после большого, случившегося в 1717 году пожара и переосвящена во имя святого Ферапонта Можайского, в 1753 году её разобрали и выстроили вновь в 1755 году.

В 1764 году по новой таблице классификации епархиальных монастырей Лужецкой обители был присвоен II класс с правом иметь в своём штате 34 человека (17 иноков с настоятелем и 17 служителей). Стоит отметить, что эта классность монастыря была довольно высокой среди других обителей Московской епархии - Лужецкий Ферапонтов монастырь был третьим в епархиальном списке (после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского мужских монастырей).

Второе практически полное разорение Лужецкого монастыря пришлось на начало XIX века, во время Отечественной войны 1812 года. До подхода неприятеля всю братию с настоятелем перевели подальше от театра военных действий - в Ярославский Толгский монастырь, и возвратиться в родные стены они смогли только спустя два с лишним месяца, застав удручающую картину. Хозяйничавшие в обители французы разграбили храмы и надругались над святынями, а при отступлении даже намеревались сжечь все строения. Только благодаря штатному служителю обители - крестьянину Ивану Матвееву - вовремя заметившему пожар в соборном храме и разложенные везде мешки с порохом и вынесшему их, катастрофических разрушений удалось избежать.

Возвратившиеся в ноябре 1812 года иноки взялись за восстановление монастыря, приведя его в порядок всего за пять лет и посетивший обитель в 1837 году будущий император нашёл её уже в благоустроенном виде.

В 1871 году в Ферапонтовском храме был освящён придел в честь местночтимого образа Иоанна Предтечи, представлявшего собой написанную на доске главу Иоанна Крестителя на блюде и чудом сохранившегося во время наполеоновского разорения.

Всё XIX столетие Лужецкая обитель благоустраивалась и благоукрашалась, а к её 500-летнему юбилею, широко праздновавшемуся в 1908 году, были вызолочены центральная глава собора и его кресты, а также расписаны стены и своды собора, поновлены храмовые иконостасы, над гробницей святого Ферапонта устроена новая бронзовая рака с решёткой и верхней посеребренной доской.

К сожалению, торжества по случаю юбилея монастыря оказались последним светлым и радостным событием в его 500-летней истории. Грянувшая в 1917 году рабоче-крестьянская революция и последовавшие за ней кардинальные перемены во всех областях жизни не обошли стороной обитель Ферапонта Можайского.

В 1918 году в келейный корпус ещё действовавшего монастыря новые власти вселили солдат караульной роты, а в 1922 году обитель официально закрыли. Но ещё целых десять лет в её храмах совершались богослужения, что сильно нервировало новых жильцов. Постепенное вытеснение монашествующих продолжалось до 1929 года, когда храмы обители были официально закрыты, все ценности из них и монастырской ризницы вывезены, некрополь с белокаменными надгробьями разрушен (разбитыми на куски надгробьями городские власти вымостили улицы города).

В 1930-х годах в освободившихся зданиях монастыря, помимо коммунальных квартир военных, была размещена колония для малолетних преступников, позднее - цеха фурнитурной фабрики и завода медицинского оборудования, храмы были приспособлены под клуб и столовую воинской части, а на месте монастырского некрополя расположились гаражи и склады.

В 1960-х годах архитектурному ансамблю Лужецкого монастыря был присвоен статус памятника архитектуры, поэтому его здания и храмы были отремонтированы, только церковь святого Ферапонта спасти не удалось. Разрушения храма были настолько велики, что его попросту разобрали и место упокоения основателя обители оказалось скрытым под толстым слоем строительного мусора, а спустя время и вовсе заросло травой.

… и настоящем обители

Скорбный период в истории Лужецкой обители завершился в 1994 году, когда её передали в ведение РПЦ и в октябре того же года в трапезной Введенской церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием было совершено первое богослужение.

В мае 1999 года в монастыре произошло знаменательное событие - были обретены мощи святого Ферапонта Можайского и в настоящее время они находятся в соборном Богородице-Рождественском храме.

Сейчас все храмы обители отреставрированы и в них в будние, воскресные и праздничные дни совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Причт монастыря состоит из настоятеля - игумена Авеля (в миру - Леонид Павлович Пивоваров) и четырёх иеромонахов.

При монастыре действует паломническая служба, в которой можно заказать экскурсию, работает читальный зал, а в селе находится Покровская церковь, являющаяся подворьем Лужецкой обители.

Информация для посетителей

  • Лужецкий монастырь находится по адресу: , город Можайск, улица Герасимова, дом № 1.
  • Добраться до монастыря можно по железной дороге с Белорусского вокзала до станции «Можайск» или междугородним автобусом с автостанции «Тушинская» (станция метро «Тушинская»), потом на городском автобусе до остановки «Москва-река».

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от святителя Феодора, племянника преподобного Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых - Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

 


Читайте:



Чем занимается отдел взыскания задолженности банка?

Чем занимается отдел взыскания задолженности банка?

Особенность горячей линии Сбербанка в том, что у организации есть несколько номеров для обращения по разным вопросам. Это удобно, так как...

Что делать если вызвали судебному приставу

Что делать если вызвали судебному приставу

Причины невыплаты кредита могут быть самыми разными, но последствия, к сожалению, одинаковы для всех. После неудавшихся попыток самостоятельно или...

Прежде, чем решать задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур, напомню, что… Как можно найти периметр и площадь прямоугольника

Прежде, чем решать задачи на нахождение периметра и площади геометрических фигур, напомню, что… Как можно найти периметр и площадь прямоугольника

Периметр – это геометрический термин, который часто встречается в задачах. Чтобы понять, что такое периметр, следует нарисовать произвольный...

К чему снится сена. Магия чисел. К чему снится сено по данным сонников

К чему снится сена. Магия чисел. К чему снится сено по данным сонников

Стог сена во сне является предвестником радостного, приятного события в жизни, неожиданно улыбнувшейся . Также сено нередко снится тем, кто свое...

feed-image RSS