Главная - Электропроводка
Научить ребенка букве л. Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.

Как научить ребенка говорить буквы не "проглатывая" и правильно выговаривать буквы Р и Л? Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка ,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также - полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника - как научить ребенка выговаривать буквы правильно . Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать "заковыристые" буквы Р и Л . И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

"Сложная" буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться , на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л , важно правильно организовать занятия: Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме ;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем, как научить ребенка говорить буквы правильно ,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем
массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя... » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем: «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик...» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем - в обратную сторону. Приговаривайте при этом: «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке! Рот наш роток, он совсем не молчунок! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям .

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза - на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки , то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов , одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения .

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух, при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры . Попросите ребенка показать свой язычок - пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование - кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом? Отличное упражнение - малыш двигает в разные стороны большим пальчиком ,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка "почистить" зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны . Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

- Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки . На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик - на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок "крепким" секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем - малыш как бы "присасывается" поверхностью зыка к нёбу,а затем "отрывает" его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

Заключительное упражнение для укрепления мышц языка - малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от "физкультурных" упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге - ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами - др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите
к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р.

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её "зажевывает" или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками .

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи ,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки ,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками . Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно - сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки ,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и "сложную" букву Р:


Детские скороговорки для улучшения дикции, правильного произношения буквы Р и развития речи

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс - 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

Упражнение 2

"Оттачиваем" у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем - положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными - У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать "сложные" буквы , в том числе - буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв: упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. 1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. 2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. 3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. 4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. 5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. 6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. 7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение - он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Дефекты речи могут принести ребенку неприятности при общении со сверстниками. Особенно актуальна эта проблема в 5 – 7-летнем возрасте. И для школьника в начальных классах важно четко произносить звуки.

Буква [Л] твердая и мягкая иногда трудно дается детям, но при правильном подходе это поправимо.

Как правило, к 4-5 годам речь детей становится четкой и им удается произносить большинство звуков. Но бывает, что дефекты речи остаются, и этому есть множество причин. Например, в семье кто-то разговаривает нечетко или говорят на двух языках, и ребенок путает звуки. Наиболее весомыми причинами речевых дефектов считаются:

  • проблемы со слухом;
  • проблемы с правильным дыханием;
  • нарушение развития речевого слуха.

Стоит обратить внимание и на артикулярный аппарат (особенности строения языка, губ, расположение зубов). Самая распространенная причина неправильного произношения буквы л — короткая уздечка, когда язычок не достает до верхних зубов.

Все перечисленные анатомические особенности определяются только квалифицированными логопедом и педиатром, сами не делайте никаких преждевременных выводов. И еще: сегодня при проблеме короткой уздечки ее не надрезают, специалисты советуют просто выполнять специальные упражнения для растяжки уздечки.

Слоговая таблица составляется для более быстрого усвоения и правильного произношения буквы

Варианты неправильного произношения звука «л»

Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:

  • малыш пропускает звуки [Л], [Л’] («имон» (лимон), «апата» (лапата));
  • вместо звука [Л] произносит [у], [в], и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
  • когда слышатся носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
  • в словах заменяет твердый звук на мягкий [Л’]: («люк» (лук), «дятель» (дятел)).

Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.

Атмосфера занятий

Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме

Научить говорить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.

Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.

Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.

Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.

Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.

За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.

Артикуляционные упражнения

  1. «Вкусное варенье!» : широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
  2. «Широкая улыбка» . Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
  3. «Ветерок» . При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
  4. Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее , при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
  5. «Трубочка» . Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
  6. «Лошадка» . Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  7. «Гамак» : Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
  8. «Грибок» — самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 — 30 секунд.
  9. «Качели» : при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
  10. Звук «ы» : попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.

Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 — 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.

Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.

Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.

Не расстраивайтесь, если твёрдый звук [Л] сначала у чада говорить не получается. Мягкий [Л´] допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.

Когда нужен логопед?

Вообще родителям в домашних условиях поставить звук «л» своим детям реально, но иногда только квалифицированный логопед может помочь. Например, в семье говорят с акцентом, или у родителей есть проблемы с дикцией. В таких случаях трудно качественно демонстрировать малышу произношение звуков.

Если вы достаточно долго занимаетесь с карапузом, но безрезультатно, тоже стоит обратиться за помощью к логопеду. Возможно, ваш ребенок лучше воспринимает информацию от чужого человека.

Резюме

Будьте терпеливы и мудры по отношению к своим детям, и тогда обязательно добьетесь результата.

Еще не забывайте учить с ними и время от времени повторять всевозможные потешки, скороговорки, смешные стишки для тренировки звуков. Все они эффективны в логопедии, а главное — дети их очень любят и даже с удовольствием придумывают сами.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.

Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.

Ламбдацизм:

    Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.

    Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).

    Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.

    Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.

    Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.

    Губно-губное [Л].

К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими зву-ками: в, у, р, д, ы.

Звук [Л"] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л"] усваивается ребёнком одним из первых согласных.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] И [Л"]

Мягкий звук [Л"] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.

Твердый звук [Л] можно ставить одним из следующих приёмов:

  1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.
  2. Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдер-нуть») кончик языка «назад».
  3. Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.
  4. Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.
  5. Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное [Л], которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука [Л].

  • Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • Воздух выдыхается умеренной струёй;
  • На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука [Л] :

Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.

Упражнение для языка.

1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).

Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.

2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.

3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].

4) Произнесение длительного звука [Л].

Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.

 


Читайте:



Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

Астрономы издревле любят порядок — все у них подсчитано, классифицировано и идентифицировано. Однако ночное небо не перестает удивлять внимательных...

Английские слова, которые невозможно перевести

Английские слова, которые невозможно перевести

При изучении любого иностранного языка человек сталкивается с ошибками, например, при использовании новых слов и грамматических правил или при...

Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные

Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные

Изучая любой иностранный язык, важно не только просто заучить полученную информацию либо новые слова, словосочетания, но и совершенствоваться в...

Условные предложения в английском языке

Условные предложения в английском языке

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, Предложения с I wish являются условными, но стоят особняком от остальных . По одной простой...

feed-image RSS