Разделы сайта
Выбор редакции:
- Говядина, запеченная в фольге в духовке
- Блюдо из баклажанов с грибами и сыром в духовке: что может быть проще?
- Готовим в духовке: печеные яблоки с медом Как сделать яблоки в духовке с медом
- Рулет из свинины с начинкой
- Суп с плавленым сыром и куриной грудкой
- Пошаговый рецепт приготовления брокколи в кляре с фото Кляр для капусты брокколи
- Пышные сладкие сдобные булочки (7 рецептов)
- Тортилья - что это за блюдо мексиканской кухни и как его правильного готовить в домашних условиях с фото
- Тортилья пшеничная Рецепт тортильи в домашних условиях
- Калорийность 1 эклера с заварным кремом
Реклама
Наука химия темы по химии. Доклад: Химия в повседневной жизни |
Cлайд 1 ПРОЕКТ по химии «Значение химии в жизни человека» Выполнила ученица 8 А класса МОУ «Ленинская СОШ №3» Кальнова ДарьяCлайд 2 Значение химии Агропромышленность Машино – и ракетостроение Текстиль Архитектура Фармацевтика Предметы быта Пищевая промышленность МеталлургияCлайд 3 Cлайд 4 Химия в жизни человека Во все времена химия служит человеку в его практической деятельности. Еще в древности возникли ремесла, в основе которых лежали химические процессы: получение металла, стекла, керамики, красителей. Большую роль играет химия в современной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. Среди важнейших продуктов химии следует назвать кислоты, щелочи, слои, минеральные удобрения, растворители, масла, пластмассы, каучуки и резины, синтетические волокна и многое другое. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции.Cлайд 5 Медицина и химия Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности: основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Благодаря химии совершены многие перевороты в медицине. Без химии у нас не было бы обезболивающих лекарств, снотворных средств, антибиотиков и витаминов. Это несомненно делает химии честь. Химия также помогла справиться с антисанитарией, ведь ещё в XVIII в. врач И.Зиммельвейс обязал медперсонал лечебницы мыть руки в растворе хлорной извести. Смертность больных резко снизилась.Cлайд 6 Химия и медицина Тенденция ко всё более широкому применению пластических масс (особенно плёночных материалов) характерна для всех стран с развитым сельским хозяйством. Их используют при строительстве культивационных сооружений, для мульчирования почвы, дражирования семян, упаковки и хранения с.-х. продукции и т.д. В мелиорации и с.-х. водоснабжении полимерные плёнки служат экранами, предотвращающими потерю воды на фильтрацию из оросительных каналов и водоёмов; из Пластические массы изготовляют трубы различного назначения, используют их в строительстве водохозяйственных сооружений и др. В медицинской промышленности применение пластических масс позволяет осуществлять серийный выпуск инструментов, специальной посуды и различных видов упаковки для лекарств. В хирургии используют пластмассовые клапаны сердца, протезы конечностей, ортопедические вкладки, туторы, стоматологические протезы, хрусталики глаза и др.Cлайд 7 Промышленность и химия Развитие многих отраслей промышленности связано с химией: металлургия, машиностроение, транспорт, промышленность строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность- вот неполный список отраслей экономики, широко использующих химические продукты и процессы. Во многих отраслях применяются химические методы, например, катализ(ускорение процессов), химическая обработка металлов, защита металлов от коррозии, очистка воды.Cлайд 8 Сельское хозяйство и химия Исключительно большое значение химия имеет в сельском хозяйстве, которое использует минеральные удобрения, средства защиты растений от вредителей, регуляторы роста растений, химические добавки и консерванты к кормам для животных и другие продукты. Использование химических методов в сельском хозяйстве привело к возникновению ряда смежных наук, например, агрохимии и биотехнологии, достижения которых в настоящее время широко применяются в производстве сельскохозяйственной продукции.Cлайд 9 Строительство и химия Химия и строительство, две обширные и древние области деятельности человека, в течение многих веков развиваются в тесном контакте, взаимопроникая друг в друга. Можно с уверенностью сказать, что характерная особенность строительства - это быстрое освоение и продуктивное использование всего нового, что появлялось в химической науке. Современное развитие строительства трудно представить себе без использования продукции химической промышленности: применения и внедрения новых конструкционных полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, вяжущих и отделочных веществ и многих других полезных продуктов большой и малой химии.Cлайд 10 Строительство и химия Техника строительства реконструируется по направлению не только интенсификации и модернизации самих процессов строительного производства, но и повышения значимости роли химических и физико-химических процессов. Внедрение таких процессов, как склеивание, сварка, формование, - это результат химизации строительства. Использование быстротвердеющих бетонов и растворов стало возможным после тщательного и продуктивного исследования химических реакций их компонентов. Применение вяжущих веществ совершенствуется в ходе изучения процессов, реализующихся при их твердении.Cлайд 11 Химия и металлургия Развитие химии началось задолго до начала нашей эры. Самое древнее ее направление – металлургия. Именно тогда люди начали изучать превращения различных веществ при различных условиях и стали использовать химию для своих нужд. Сначала научились получать металлы (в первую очередь медь) и смешивать ее с оловом для получения бронзы. Позже было получено из руды и железо. Поскольку химия в те давние времена была совершенно новым этапом развития знаний человечества, многие придавали науке различные невероятные качества. Так, в III-IV веках до нашей эры появилось новое направление химии – алхимия. Сотни ученых бились в поисках “философского камня”, который должен был превращать неблагородные металлы (например, железо), в благородные (серебро, золото).Cлайд 12 Химия и пластмассы В автомобилестроении особенно большую перспективу имеет применение пластических масс для изготовления кабин, кузовов и их крупногабаритных деталей, т.к. на долю кузова приходится около половины массы автомобиля и ~ 40% его стоимости. Кузова из Пластические массы более надёжны и долговечны, чем металлические, а их ремонт дешевле и проще. Однако Пластические массы не получили ещё большого распространения в производстве крупногабаритных деталей автомобиля, главным образом из-за недостаточной жёсткости и сравнительно невысокой атмосферостойкости. Наиболее широко Пластические массы применяют для внутренней отделки салона автомобиля.Проектная работа по химии. Разработка и постановка сказки «Путешествие Коли и Оли в царство химии». Выполнила ученица 9 класса Рылеева Светлана. Научный руководитель учитель химии Елизарова О.В. МБОУ СОШ № 22, г Мытищи Введение Сценарий Методика проведения опытов Комментарии по выступлению Список литературы Цель работы : придумать и поставить сказку для учащихся 8 класса на уроке химии по теме «Химия – наука о веществах». Задачи : 1 Создать сценарий сказки, продумать список демонстрационных опытов. 2 Собрать оборудование и реактивы, отработать методику проведения опытов. 3 Выступить со сказкой на первом уроке химии в 8 классе. Введение . Проектная работа выполнена с целью пропаганды позитивного значения химии в жизни человека и предостережения от необдуманного и небрежного использования знаний по химии. Разработанная в работе сказка рассчитана на 20 минут урока химии в 8 классе. Демонстрационные опыты, включенные в сценарий, соответствуют правилам техники безопасности. Сценарий. Действующие лица: царица Химия ученик 9 класса Коля ученица 9 класса Оля Действие происходит в лаборатории, где собраны все знания по химии и где господствует царица Химия. Царица сидит за столом, заставленным подносами с наборами реактивов и оборудования, и размышляет: Уже более 2000 лет я помогаю людям находить решения для удовлетворения их потребностей. Сколько замечательных открытий сделано за это время, облегчающих жизнь и быт людей. Со сколькими выдающимися химиками я познакомилась. За спиной царицы на экране сменяются картинки с датами, авторами химических открытий. Царица продолжает размышлять: Но, до меня дошли слухи, что в погоне за наживой, некоторые люди стали злоупотреблять свойствами веществ. Вещества, полезные в небольших количествах, в больших количествах причиняют вред. Посмотрю ка я, насколько крепкие знания по химии у современных школьников, и могу ли я быть спокойна за будущее людей. Царица взмахивает волшебной палочкой и оказывается на уроке химии в классе, где учатся Коля и Оля. За столом сидят мальчик и девочка и выполняют задания по химии. Коля читает: Задание №1. В ряду химических знаков и цифр, расставьте запятые так, чтобы получились правильные формулы веществ. На экране за спиной Коли и Оли появляется ряд химических знаков и цифр. Коля расставляет запятые, но делает ошибку. На экране получаются формулы Fe2O3,H2SO4,Na2O,H2OCl2,KOH,HJ,BaCL2,AgNO3,MgO Коля говорит: Для проведения опытов нам потребуется вода, но колба пуста, хотя перед уроком была полной. Оля отвечает: Да, действительно, может быть, так получилось из-за того, что ты ошибся при выполнении задания. Каждое вещество имеет свой состав и свою формулу. Формула воды Н2О. Оля исправляет на доске формулы веществ и в колбе появляется вода. Задание № 2. Определите, в каком стакане глюкоза, в каком сахароза. Коля восклицает: О, это мне известно, для этого нужно провести реакцию серебряного зеркала. Коля проводит реакцию и показывает: Здесь раствор глюкозы, а здесь раствор сахарозы. Коля читает последнее задание: Задание №3. Определите, в какой склянке содержится раствор кислоты, а в какой раствор щелочи. Оля говорит и показывает опыты: Я могу это сделать с помощью специальных индикаторов. Если при добавлении фенолфталеина к раствору, появляется малиновая окраска, или синяя окраска при добавлении лакмуса, значит, в растворе присутствует щелочь. Если при добавлении лакмуса появляется красная окраска, значит, в растворе присутствует кислота. Царица взмахивает палочкой и оказывается снова в лаборатории. Речь царицы Химии: Ну что ж, в целом, я довольна знаниями школьников. Коля и Оля внимательно слушали учителя, четко выполняли задания, поэтому им можно доверить будущее людей. Методики проведения опытов. Реакция серебряного зеркала Оборудование: стакан с глюкозой, стакан с сахарозой, колба с водой, аммиачный раствор оксида серебра, штатив с пробирками, держатель для пробирки, спиртовка, спички. Ход опыта. Приготовить растворы глюкозы и сахарозы. В первую пробирку налить 1 мл раствора глюкозы, во вторую пробирку налить 1 мл раствора сахарозы. Добавить в обе пробирки по 1 мл аммиачного раствора серебра. Закрепить пробирки в держателе и нагреть. Серебро образуется только на стенках первой пробирки. Определение среды раствора с помощью индикаторов. Оборудование: штатив с пробирками, 2 %-ный раствор серной кислоты, 2 %-ный раствор гидроксида натрия, раствор фенолфталеина, раствор лакмуса. Ход опыта. В две пробирки налить по 1 мл раствора кислоты, в другие две пробирки по 1 мл щелочи. В первую и третью пробирки добавить несколько капель раствора фенолфталеина, во вторую и четвертую пробирки добавить несколько капель раствора лакмуса. В первой пробирке раствор бесцветный, во второй пробирке раствор малинового цвета, в третьей пробирке раствор красный, в четвертой пробирке раствор синий. В данном разделе вы можете подобрать интересные темы проектов по химии . Руководителю стоит обратить внимание на уровень сложности той или иной темы и её сопоставление с уровнем знаний ученика. Исследовательский процесс подразумевает консультации учителя и подбор им литературы. Рекомендуем внимательно выбирать интересные темы исследовательских работ по химии
учащимся 7, 8, 9, 10 и 11 класса и определять подходящую для себя тему по сложности, интересу и собственным увлечениям. Также, вы можете подобрать актуальную тему проекта по химии менее сложного уровня, расширить или обобщить ее в дальнейшем. Представленные школьникам темы исследовательских работ по химии носят актуальный характер и подразумевают проведение исследований и изучения новой более углубленной информации по предмету. В дальнейшем, полученные знания можно применить на уроках химии, а также брать за основу в последующих исследованиях. По ссылкам вы можете найти темы исследований по предмету химия для учеников старшей школы. Данные темы исследовательских проектов по химии будут интересны ученикам 7, 8, 9, 10 и 11 класса, увлекающимся химией, проведением различных интересных опытов и экспериментов, которые желают узнать и понять, найти ответы на интересующие их вопросы в процессе увлекательных исследований. Приведенные ниже темы отсортированы по алфавиту, они являются примерными и базовыми для использования в исследовательской деятельности обучающихся по предмету химия. Темы исследовательских работ по химииПримерные темы исследовательских проектов по химии:
Автомагистраль, снег, почва, растения. Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы. Автомобильное топливо и его применение. Агрономия. Эффект минеральных удобрений. Азот в пище, воде и организме человека. Азот и его соединения Азот как биогенный элемент. Акварельные краски. Их состав и изготовление. Аквариум как химико-биологический объект исследования. Активированный уголь. Явление адсорбции. Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее. Алмаз - аллотропная модификация углерода. Алмазы. Искусственный и естественный рост. Алхимия: мифы и реальность. Алюминий - металл XX века. Алюминий и его сварка. Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник? Алюминий. Сплавы алюминия. Анализ качества родниковой воды. Анализ лекарственных препаратов. Анализ прохладительных напитков. Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины. Анализ чипсов. Аномалии воды. Антибиотики. Антисептики. Антропогенное влияние сточных вод на воды родника. Аромат здоровья. Ароматерапия как способ профилактики простудных заболеваний. Ароматерапия. Ароматизаторы на основе сложных эфиров. Ароматические масла - бесценный дар природы. Ароматические эфирные масла и их использование. Ароматы, запахи, флюиды. Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях. Аспирин - друг или враг? Аспирин - польза или вред. Аспирин как консервант. Аспирин: за и против. Аэрозоли и их применение в медицинской практике. Белки - основа жизни. Белки и их значение в питании человека. Белки и их питательная ценность. Белки как природные биополимеры. Бензапирен - химико-экологическая проблема современности. Биогенная классификация химических элементов. Биологически активные вещества. Витамины. Биологически активные добавки: профанация или польза? Биороль витаминов. Благородные газы. Бумага и ее свойства. Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли. Была бы жизнь на Земле без существования железа? Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации. В мире кислот. В мире коррозии металлов. В мире полимеров. В удивительном мире кристаллов. В чём вкус хлеба? Важнейший показатель экологического состояния почвы - рН. Великая тайна воды. Великий ученый М.В. Ломоносов. Великобритания в жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Темы проектов по химии (продолжение)Примерные темы исследовательских работ по химии:
Работа в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, хореография, требует от педагогов естественнонаучного цикла внедрения нетрадиционных форм уроков и занятий. В целях повышения интереса к обучению, образного восприятия изучаемого материала педагоги обращаются к художественному слову. Работа на уроках и внеклассных занятиях с использованием художественной и научно-популярной литературы служит прочному освоению учащимися основ химии, ознакомлению их с ролью химии в жизни человека. Помимо вопросов, непосредственно связанных с содержанием произведения художественной литературы, следует рассматривать вопросы, побуждающие учащихся использовать изучаемый материал по химии. Курс: литература ихимия. Класс: 8 класс. Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации занятия: 40 мин. Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых не только в области точных, но и в сфере гуманитарных наук, в частности в литературе. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Проблемные вопросы:
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок-исследование. Формы обучения:
Оборудование:
Методы: проблемно-эвристические.
Ход урока
Ход урока1. Организационный этап.Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Учитель химии: Химию называют “индустрией чудесных превращений”. Она повсюду: одежда, пища, самолеты, заводы, машины… А книги (Слайд №2) с самого детства – наши лучшие друзья. Казалось бы, химия и литература – совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. Мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе нашего маленького исследования. Объектом нашего исследования являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. “Нельзя объять необъятное”, – считал один литературный герой. Мы согласимся с ним и из целого океана, именуемого Литературой, мы возьмем для исследования лишь его маленький ручеек – отрывки из произведений художественной литературы. Мы проанализируем отрывки из произведений, дадим им экспертную оценку с точки зрения химии и докажем экспериментально описанные химические процессы. 2. Постановка и решение проблемного вопроса 2 “Химизация поэзии”:Учитель литературы: Находясь в кабинете химии, физики и в кабинете литературы мы видим портрет М.В.Ломоносова. Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым – в поэзии и искусстве, поэтом и художником– в науке. В его знаменитой “Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года” – проходит целое аллегорическое шествие наук. М.В. Ломоносов представлял пользу, величие и значение каждой области знания. Ученый хотел видеть Россию образованной, великой державой. В своих стихах он выступает поборником просвещения и разума. Прославление наук, уверенность в том, что человеческий разум способен на все, – важнейшая черта миросозерцания М.В. Ломоносова. Он верил:
Химизация поэзии началась с освоения химического языка, названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов. (Слайды№3-№7 учитель читает строки из стихотворений и просит учащихся ответить на вопрос: “О каких химических терминах идет речь в поэтических строках”) Учащиеся отвечают. Учитель литературы: Ученица прочитает и проанализирует стихотворение “Молюсь оконному лучу…” А.Ахматовой, другой учащийся анализирует стихотворение О.Мандельштама “Я к губам подношу эту зелень…”. Они выбрали эти произведения для того, чтобы показать, как авторы используют химические термины для усиления образности повествования. Учащиеся читают стихи и делают анализ стихотворения 3. Постановка и решение познавательной задачи 3 “Химия в прозе”.Учитель литературы: Богаты описаниями химических терминов и химических процессов художественные произведении в прозе. (Слайд №8 учащийся читает строки из книги В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”) Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой процесс описан в эпизоде? Какие вещества можно разделить методом фильтрования? Что называют фильтратом? Можно ли таким способом разделить воду и растворенные в ней вещества? Для чего Рукодельница использовала уголь при фильтровании воды? Учащиеся отвечают Учитель химии: Активированный уголь (древесный уголь) обладает удивительным свойством – поглощать частицы других веществ из растворов и газов. Это свойство угля используют в медицине в виде лекарственного препарата, при очистке воды на водоочистных сооружениях, в противогазах. Химики назвали это явление адсорбцией. После того как мы дали экспертную оценку явлению, описанному В.Ф. Одоевским докажем экспериментально описанные химические процессы. Учащиеся демонстрируют опыт по очистке воды методом фильтрования и комментируют свои действия. Идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Учитель литературы: В книге М. Митчел “Унесенные ветром” описана сцена пожара (Слайд №9 учащийся читает строки из книги) Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Какой химический процесс описан в эпизоде? Что представляет собой реакция горения? Какие условия необходимо соблюдать для того, чтобы остановить или замедлить процесс горения? Права ли была Скарлет, выполняя свои действия при тушении огня в доме? Учащиеся отвечают Учитель химии: Продемонстрируем на опыте способы тушения огня. Учащиеся демонстрируют опыт по тушению пламени, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Учитель литературы: В романе Г.Р. Хаггарда “Клеопатра” есть следующие строки (Слайд №10 учащийся читает строки из книги) Учитель химии: Давайте рассмотрим представленные из отрывка произведения процессы с точки зрения химика. Из какого материала образован жемчуг? Какие природные материалы образованы из этого же вещества? Какую химическую реакцию провела Клеопатра в описанном эпизоде? Можно ли провести реакцию других природных карбонатов с кислотой? Учащиеся проводят лабораторные опыты с мелом и яичной скорлупой, идет коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Учитель просит учащихся записать уравнение соответствующей реакции в тетради и через некоторое время просит сверить написанное уравнение с образцом (Слайд№11) 4. Постановка и решение проблемного вопроса 4 “Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов?”Учитель химии: В чем химическая “ошибка” автора? Учащиеся отвечают. Учитель литературы: В стихотворении А. Ахматовой тоже есть “ошибка”, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора. (Слайд №13 учитель читает строки из стихотворения). Учащиеся отвечают. 5. Общие выводыУчитель литературы: Химия для писателей и поэтов всегда представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях. Надеемся, что художественное слово на уроке химии создало у вас положительный эмоциональный настрой. И что мы смогли ответить на наш главный проблемный вопрос “Есть ли точки соприкосновения между литературой и химией?” Учащиеся отвечают и высказывают свою точку зрения, соглашаясь с тем. что существуют точки соприкосновения между такими предметами как литература и химия. Учитель литературы: Мы думаем, что, читая художественное или поэтическое произведение, вы с интересом будете находить связь столь разных наук химии и литературы. Домашнее задание – представить отрывки из прочитанных вами произведений, отражающие взаимосвязь химии и литературы. Учитель химии предлагает учащимся заполнить рефлексивную карточку, ответить на вопросы: Что было самым интересным и необычным на уроке? Что нового узнал для себя лично? Список использованной художественной литературы на уроке:
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Киселевский педагогический колледж Химия в стихах (сборник стихов по химии для обучающихся и преподавателей химии, авт.- сост. Т. А. Манышева) Сборник включает стихи по основным темам общей, неорганической и органической химии, изучаемым в общеобразовательных и других учебных заведениях. Это пособие может быть рекомендовано тем, кто изучает и любит химию и преподавателям химии. Насильное обучение не может быть твёрдым, Но то, что с радостью и весельем входит, Крепко западает в души внимающим. Василий Великий В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования - это не только значительное расширение сферы компетенций обучающихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья. В последние годы большинство обучающихся все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов, так как, прежде всего не могут усвоить тот минимум сведений, без которых невозможно понять предмет. Желание каждого преподавателя - привить любовь и интерес к предмету, добиться максимально высокого уровня понимания и знаний, заботиться о здоровье обучающихся и о собственном здоровье, выстраивая бесконфликтные, доброжелательные отношения. Этому способ способствует создание лирического эмоционального настроя с помощью художественного слова. Выразительность и яркость художественного слова позволяет разнообразить и оживить изложение сухого химического материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память, способствует эстетическому воспитанию, а также снимает напряжение и усталость. Удачно подобранная рифма или сравнение помогают легче понять и запомнить состав вещества, то или иное свойство изучаемых элементов, соединений и происходящих с ними явлений. Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление обучающихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, то есть тех качеств, которые необходимы для научного творчества. В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: "Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области..." Современный преподаватель должен быть разносторонним человеком. Ему не чужда лирика. Чувствуя увлеченность преподавателя, и обучающиеся увлекаются, приобщаются к художественному творчеству: начинают писать стихи, рассказы, сказки, сочинять загадки. И постепенно из не любимого и трудного химия переходит в ранг интересных, занимательных и доступных пониманию предметов. Методика использования художественных произведений может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание химического явления, то его целесообразно зачитать для иллюстрации изучаемого материала. Можно поступить и иначе: зачитав фрагмент из художественного произведения, спросить обучающихся: о каком химическом явлении идет речь в цитируемом тексте? Какая химическая реакция соответствует данному описанию? Как составить уравнение реакции? Сопровождение демонстрационного эксперимента стихами позволяет легче понять и запомнить условия и признаки реакций, характерные свойства веществ. В настоящий сборник включены стихи выдающихся учёных-химиков: М. В. Ломоносова и Н. А. Морозова, известных поэтов: С. Щипачёва, Л. Мартынова, В. Шаламова, Е. Ефимовского и др., обучающихся и преподавателей различных учебных заведений, студентов Киселёвского педагогического колледжа. Стихи неизвестных составителю авторов отмечены * . Сборник состоит из трёх разделов. Раздел I посвящён науке химии. Его открывает стихотворение студентки Киселёвского педагогического колледжа А. Черновой "Наука "Химия". Во II разделе раскрываются основные химические понятия, такие как электроотрицательность, степень окисления, аллотропия, электролиты, скорость химических реакций и др. Раздел III - о химических элементах и веществах - посвящён периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, неметаллам, металлам (в порядке возрастания номера групп элементов) и их соединениям, а так же и органической химии. Некоторые стихи сопровождаются соответствующими формулами и уравнениями для лучшего понимания и запоминания. Сборник может быть использован обучающимися общеобразовательных и других учреждений, а также учителями, как на уроках, так и во внеклассной работе для формирования и развития интереса к химии. Наука "Химия" Наука есть химия - волшебный предмет, На любой из вопросов даст вам ответ. Расскажет, откуда взялось вещество, Состоит из чего, и получится что. Узнаете вы достиженья ученых И значение в чём их. А уравненья и опыты сделайте вместе, Ведь это серьёзно и так интересно! Наука "Химия" всегда быть должна, Она загадочна, но очень важна! Услышится вам звук "химических лир", И откроется в химию удивительный мир! А. Чернова Гидролиз Соединениям некоторым характерно Ну, например, солям, Такое свойство: реагировать с водой, Порой без внешних признаков, Но непременно в ней разлагаться - Здесь секрет простой. Пословица в народе век бытует: "Где тонко, там и рвётся", Так и здесь: гидролиз там идёт, Где компонент лишь слабый существует, Ему с водой взаимодействовать - Большая честь! Компанию из букв " К " запомни: Коль слабый к атион - Идет гидролиз по нему, И к атионы водорода образуясь, Дают в растворе к ислую среду. А если слабый анион появится в растворе, Водой он вмиг же будет атакован, И в результате их труда От гидроксид-ионов Щелочная явится среда. Т. А. Манышева *** Восстановитель – это тот, кто электроны отдаёт. Сам отдаёт грабителю, злодею – окислителю! Е.С. Ножко Щелочные металлы Вот металлы щелочные, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr Почему их так зовут? 2Ме + 2Н 2 О = 2МеОН + Н 2 Потому, что и они, и их оксиды Ме 2 О + Н 2 О = 2МеОН Щёлочи в реакциях с водой дают. щёлочь Нет на свете их активней Средь металлов остальных. В чем причина? Электрон на внешнем слое Лишь один у них. ns 1 C легкостью его теряя, Окисляются везде: В воздухе и чистом кислороде, Ме 0 - е - = Ме +1 окисление И в азоте, в водороде, восстановитель В галогенах и кислотах, И в простой воде. С возрастанием номера Ме Z Me R a Растет активность их, Li св-ва А степень окисления Na Во всех соединениях K Лишь плюс один у них. Rb Лёгкие, пластичные, Fr Режутся легко. Страшно энергичные, Брать нельзя рукой! Их немного усмиряют, В керосин всех погружая, А легчайший литий В вазелине скрытен. Т. А. Манышева Изомерия Явление изомерии изучая, Я вам, друзья, хочу сказать, Для органических веществ Оно так актуально, Что надо нам его понять! Насколько же природа многолика, Что в формуле одной она дала Нам множество веществ различных, Своей структурой необычных, А потому и свойствами отличных, За это ей и похвала! А вся причина - в углероде, Что может цепи он давать Неразветвленные и разветвленные, Предельные и непредельные, Открытые иль в циклы их Способен замыкать. Валентности своей при том не нарушая, И оставаясь верным четырём, Он создаёт нам мир Живой, многообразный - Согласно Бутлерову все мы в нём живём. И нет предела в этом мире И для природы, и профессоров. Творят они в своих лабораториях Бессчётное количество веществ, Что органическими мы зовём. Т. А. Манышева Кузбасс - судьба моя Кузбасс - шахтёрский край! Край химиков и металлургов, Могуч, суров, красив собой! Тебя дано мне было выбрать, Чтоб жизнь свою навек связать с тобой. Окончив институт, по доброй воле Приехала сюда из Подмосковья я. Здесь начинала трудовой свой путь я в школе, Здесь создалась семья моя. Сменив чудесную природу На непривычный взору моему пейзаж, По уголку родному тосковала И плакала, порой, не раз. Порой, от стужи лютой замерзая Иль утомившись от безудержной жары, Умом и сердцем понимала, Что значит слово гордое "сибиряки!" Здоровье богатырское заключено в нём, Сплав воли, мужества и доброты, Металла стойкость, Сердца жар, что, словно уголь раскалённый, Гостеприимство русское и широта души. "Некоренная я, но сибирячка!" - Могу теперь сказать так про себя. Земля Кузнецкая родной мне стала, Ею горжусь, душой любя! Горжусь масштабами её заводов, Несметными запасами угля И химией большой, к которой Пусть немного, но всё-таки причастна я! Т. А. Манышева Предисловие.......................................................................................6 Раздел I. О науке химии....................................................................9 Наука "Химия"...................................................................................9 Гимн химии........................................................................................9 Гимн химиков..................................................................................10 Любовь химика................................................................................11 Раздел II. Основные понятия химии..............................................13 Электроотрицательность.................................................................13 Степень окисления...........................................................................14 Аллотропия.......................................................................................14 Электролиты.....................................................................................16 Правила протекания реакций ионного обмена.............................18 Электрон...........................................................................................18 Принцип Ле-Шателье......................................................................20 Скорость химических реакций.......................................................21 Гидролиз...........................................................................................22 Окраска индикаторов в различных средах....................................24 Раздел III. О химических элементах и веществах........................26 Читая Менделеева............................................................................26 Периодический закон......................................................................26 Периодическая система химических элементов...........................33 Химические элементы на защите Родины.....................................33 Известно: химия наука о веществах...............................................34 Храм природы..................................................................................36 Неметаллы........................................................................................36 Простые вещества - неметаллы......................................................36 Водород.............................................................................................37 Хоровые загадки..............................................................................38 Просто вода......................................................................................39 Дистиллированная вода..................................................................40 Свойства воды..................................................................................41 Свойства кислот...............................................................................47 Бор.....................................................................................................48 Парад элементов. IV группа...........................................................48 Углерод.............................................................................................49 Горючий уголь.................................................................................51 Оксиды углерода..............................................................................51 Поэма о минералах (отрывок)........................................................53 Братья карбонаты.............................................................................53 Кремний............................................................................................54 Элементы IVА группы....................................................................54 Письмо о пользе Стекла..................................................................56 Стекло и цемент...............................................................................62 Парад элементов. V группа.............................................................62 Азот...................................................................................................63 Басня "Спор".....................................................................................65 Аммиак..............................................................................................66 Фосфор..............................................................................................67 Мышьяк.............................................................................................69 Парад элементов. VI группа...........................................................69 Кислород...........................................................................................69 Открытие кислорода........................................................................73 Если исчезнет кислород..................................................................74 Кислород и водород.........................................................................75 Оксиды..............................................................................................75 Сера...................................................................................................78 Парад элементов. VII группа..........................................................80 Семейство солеродов.......................................................................80 Галогены...........................................................................................81 Фтор...................................................................................................83 Хлор...................................................................................................84 Йод.....................................................................................................85 Парад элементов. VIII группа. Инертные газы.............................85 Металлы............................................................................................87 Семь металлов создал свет... ..........................................................87 Металл - это точность... ..................................................................87 Электрохимический ряд напряжений металлов...........................88 Щелочные металлы.........................................................................90 Парад элементов. I группа..............................................................91 Литий.................................................................................................92 Натрий...............................................................................................92 Медь..................................................................................................94 Золото................................................................................................97 Парад элементов. II группа.............................................................97 Бериллий...........................................................................................98 Магний..............................................................................................98 Парад элементов. III группа............................................................99 Алюминий......................................................................................100 Олово...............................................................................................100 Парад элементов. VIIIгруппа........................................................101 Железо.............................................................................................102 Красная кровяная соль..................................................................106 Основания.......................................................................................107 Получение и свойства амфотерных гидроксидов.......................108 Гидроксиды....................................................................................110 Органическая химия......................................................................111 Считалочка.....................................................................................111 Классы органических соединений...............................................112 Изомерия.........................................................................................113 Радикалы... Радикалы....................................................................115 Каучу - "слёзы дерева"..................................................................116 Макинтош.......................................................................................117 Этанол - алкоголь...........................................................................119 Кислоты..........................................................................................120 Муравьиная кислота......................................................................123 Портрет уксусной кислоты...........................................................125 Гимн сложным эфирам..................................................................126 О нитроглицерине..........................................................................126 Ода пластмассам............................................................................127 Двадцатый век стал веком полимеров... .....................................128 Кузбасс - судьба моя......................................................................128 Я долг гражданский свой..............................................................130 Список литературы........................................................................131 |
Читайте: |
---|
Новое
- Блюдо из баклажанов с грибами и сыром в духовке: что может быть проще?
- Готовим в духовке: печеные яблоки с медом Как сделать яблоки в духовке с медом
- Рулет из свинины с начинкой
- Суп с плавленым сыром и куриной грудкой
- Пошаговый рецепт приготовления брокколи в кляре с фото Кляр для капусты брокколи
- Пышные сладкие сдобные булочки (7 рецептов)
- Тортилья - что это за блюдо мексиканской кухни и как его правильного готовить в домашних условиях с фото
- Тортилья пшеничная Рецепт тортильи в домашних условиях
- Калорийность 1 эклера с заварным кремом
- Суп из рыбной консервы сардины с рисом