Реклама

Главная - База знаний
Несовершенный вид глагола отвечает на вопрос. Какие есть глаголы

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

Действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;

Действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

Действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами. Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

Образование видов глагола

Глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов образовываются на основе глаголов совершенного вида. Например:

Суффиксы – ива, - ива: расспросить – расспрашивать, рассмотреть – рассматривать, расписаться, расписываться;

Суффикс – ва: дать – давать, открыть – открывать, обуть – обувать;

Суффиксы – а, -я: подрасти – подрастать, спасти – спасать.

С помощью суффикса – ну и приставок с- , на -, по- , про-, которые добавляются до глаголов несовершенного вида, образовываются глаголы совершенного вида. Например:

Суффикс – ну: кивать – кивнуть, привыкать – привыкнуть, прыгать – прыгнуть;

Следует знать, что если глагол совершенного вида, образовавшийся при помощи приставки от глагола совершенного вида, не имеет тождественного исходнику значения, то такие глаголы не могут образовывать видовую пару. Например: читать (несовершенный глагол) – перечитать, зачитать, вычитать, отчитать.

Вид глагола - это одна из тем в школьной программе, которая у учеников забывается или вообще “пролетает”. Вне сомнений, если не понять легкие правила этого раздела, не получится разобраться и с другими, более сложными. Ученики часто путают глагол несовершенного вида с видом совершенным, однако они даже не представляют, настолько все легко и просто, нужно лишь четко разложить по полочкам, что есть что.

Вид - это такая единица, без которой ни один глагол в русском языке существовать не может. Стоит запомнить, что его можно определить всегда! В некоторых случаях ответ находится на поверхности, а в некоторых приходится покопаться. В нашем языке существует два вида глаголов: совершенный (СВ) и несовершенный (НСВ).

Совершенный вид

Это такой вид, который обозначает уже законченное действие, чаще всего мы используем его в прошлом времени. Если проводить параллель с английским языком, там завершенное действие может обозначаться такими временами, как Past Simple и Present Perfect. Нужно учесть, что глаголы СВ направляют нас на результат, конец действия или его начало. К примеру: “Он прочитал книгу”. Как можно узнать, что это не глагол несовершенного вида? Нужно просто задать вопрос: “Что сделал?”. Такую подсказку дают учителя детям практически во всех школах, поясняя, что если в вопросе у сказуемого имеется приставка “с”, то это глагол совершенного вида.

Данный тип также может использоваться в будущем времени, вопросы для проверки: “что сделает (сделают)?” и т. д.

Следует учитывать тот факт, что у СВ полностью отсутствует настоящее время, поэтому если вы увидели глагол этого времени - знайте, что он НСВ.

Несовершенный вид

Глагол несовершенного вида обозначает длительность действия, не подчеркивая результат. Процесс может быть регулярным, то есть кто-то делает что-то каждый день. Или просто повторяющимся, иными словами, кто-то делает что-то нечасто. В английском языке также имеются времена, обозначающие процесс, к примеру, Present Continious. Наречия, стоящие в предложении, также могут “выдать” несовершенный вид глагола. Примеры: постоянно, часто, всегда, регулярно, обычно, долго - все они указывают на отсутствие окончания действия.

Чтобы легко определить глагол несовершенного вида, стоит только задать к нему вопрос: “Что делать?” (в вопросе отсутствует буква “с”, указывающая на СВ, следовательно, это НСВ). Например: Марина любит петь (что делать?).

Глаголы данной группы могут быть как настоящего времени (что делает (делаю)? и т. д.), так и будущего (что будет делать (буду делать)? и др.) и прошедшего (что делал (делали)? и т. д.).

Одновидовые глаголы и глаголы с двумя формами

У многих глаголов в русском языке есть пара противоположного вида (давать(СВ) - дать(НСВ)). Они образуются при помощи чередований гласных и согласных букв и слогов:

  • о/а - опоздал/опаздывает (СВ/НСВ);
  • о/ы - вздохнули/вздыхают (СВ/НСВ);
  • я/им - подняла/будет поднимать(СВ/НСВ);
  • у/им - вынуло/вынимало (СВ/НСВ);
  • д/ж - проводил/провожает (СВ/НСВ);
  • т/ч - ответила/будет отвечать (СВ/НСВ);
  • п/пл - укрепил/ укреплял (СВ/НСВ);
  • ст/щ - угостила/ будет угощать (СВ/НСВ).

Помимо таких глаголов также существуют одновидовые, у которых ни в коем случае не может быть пары, они имеют только одну форму из двух: несовершенную или совершенную. Среди них: быть, присутствовать, отсутствовать, бездействовать (только НСВ), а также: закричать, понадобиться, хлынуть, очутиться (только СВ).

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

Несовершенный вид

Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

  1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
  2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
  3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.

Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Теперь вы знаете, что такое Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.

Совершенный вид

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

  1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Марина нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».
  2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени. Мы вспомнили, что такое глагол совершенного вида. Перейдем к более сложному материалу.

Видовые пары

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

  1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.
  2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Какие бывают виды глаголов еще?

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Двувидовые глаголы

Глаголы бывают вида, лишенного формального выражения. В зависимости от контекста их можно отнести к совершенному либо к несовершенному виду.

Подобные слова можно разделить на три группы:

  1. Слова, имеющие многолетнюю историю. Некоторые из них: обещать, ранить, женить, казнить.
  2. Часть глаголов, оканчивающихся на «овать». Для примера возьмем: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Глаголы, в основном иноязычного происхождения, имеющие в своем составе суффиксы «ова», «ирова». Примеры: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

Упражнения

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить ;
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .

Зачем нам вид глагола?

Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть - но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить - прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках - то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

В этом отношении русский язык - здесь должна прозвучать барабанная дробь - значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно - русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола - наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

Что такое вид глагола и как его выучить?

Забудьте о том, что вид глагола - сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

Условие первое:

Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

Условие второе:

Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» - именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется - ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере - организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания - и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола» .

Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

Сравните:

Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним - раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, - то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия .

Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами - предел, результат, конец действия .

То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат - от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

Она пишет письмо (НСВ) - процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

Она писал а письмо два часа (НСВ) - перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

Принципиально иная ситуация в следующем примере:

Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары - потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

Образование форм совершенного и несовершенного вида

По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

2. суффиксальные, например: рассказывать - рассказать

3. супплетивные, например: говорить - сказать

Остановимся на каждой из групп подробнее.

  1. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:

читать - про читать, писать - на писать, рисовать - на рисовать, чертить - на чертить, делать - с делать, фотографировать - с фотографировать, петь - с петь, танцевать - с танцевать, играть - с ыграть, уметь - с уметь, мочь - с мочь, есть - с ъесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть - по есть, пить - по пить, пить - вы пить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть - по мыть (или вы мыть), звонить - по звонить, думать - по думать, стучать - по стучать, дарить - по дарить, целовать - по целовать, завтракать - по завтракать, обедать - по обедать, ужинать - по ужинать, знакомиться - по знакомиться, менять - по менять (или об менять), смотреть - по смотреть, слушать - по слушать, ставить - по ставить, знать - у знать, видеть - у видеть, слышать - у слышать, готовить - при готовить, ждать - по дождать, платить - за платить (или о платить) и, наконец, учить - вы учить .

Исключение: покупать (НСВ) - купить (СВ)!

  1. Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс - и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

давать - дать, уставать - устать, вставать - встать, открывать - открыть, забывать - забыть, рассказывать - рассказать, показывать - показать, рассматривать - рассмотреть, спрашивать - спросить, решать - решить, изучать - изучить, получать - получить, повторять - повторить, бросать - бросить, кончать - кончить, отвечать - ответить, отправлять - отправить, поздравлять - поздравить, понимать - понять, обнимать - обнять, начинать - начать, вспоминать - вспомнить, выбирать - выбрать . Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать - отдохнуть !

  1. Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них - несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

говорить - сказать, брать - взять, класть - положить, искать - найти, ловить - поймать .

Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

Я читаю журнал;

Вчера я читал журнал .

● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

Я прочитал твое письмо;

Завтра я прочитаю твое письмо.

Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид - процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест… ). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко »), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко »).

Основные значения видов глагола

Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

Основных значений у НСВ три: первое - «процесс/длительность/продолжительность действия», второе - «регулярное/повторяющееся действие» и третье - «факт», а у СВ два - «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

Сравните:

Первое и второе значение НСВ, так же как и единственное значение СВ, обычно не представляют трудностей для студентов-иностранцев: достаточно один раз понять логику и запомнить один-два простых примера.

Он читал, читал роман - и наконец прочитал (в первой части предложения использован НСВ, поскольку речь идет о процессе действия; во второй - СВ, поскольку действие закончено).

Он открывал, открывал дверь - и наконец открыл (такая же ситуация: НСВ-СВ).

По утрам он просматривает газеты (использован НСВ, поскольку описывается регулярное действие).

Он прочитает эту книгу за два дня (использован СВ, будущее время: предложение сообщает нам, что через два дня будет достигнут результат).

Он каждую неделю играет в теннис (регулярность = НСВ).

Кроме того, эти значения видов могут сопровождаться определенными словами, облегчающими выбор нужной формы. Запишем их в виде таблицы:

Трудности у иностранцев обычно вызывает третье значение НСВ, обозначенное как «факт». Советую вам поэтому сразу обратить на него внимание, больше слушать и запоминать, как используют его русские, а также закрепить употребление этого значения на большом количестве примеров. Например:

Вчера вечером я стирал , мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор .

Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.

Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром .

Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.

Важно понимать, что в этих предложениях возможна замена НСВ со значением «факт» на СВ со значением «результат». В таком случае неизбежно изменится и оттенок фразы (иностранцы часто не учитывают этого изменения смысла). Сказав «Я постирал, помыл посуду, приготовил ужин », русский имеет в виду - ура, я все закончил, я освободился! «Я сходил в Эрмитаж » - значит, долго не мог добраться, и вот наконец сходил, какое счастье!

После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.

 


Читайте:



Вкусная домашняя пицца с беконом, рецепт с фото

Вкусная домашняя пицца с беконом, рецепт с фото

Относится к достаточно калорийным блюдам, поэтому, как правило, больше нравится представителям сильного пола. Такая пицца отлично восстанавливает...

Свинина с картошкой и овощами в горшочке

Свинина с картошкой и овощами в горшочке

Все мы знаем, что свинина - вкусное и питательное мясо. А что в нем полезного? Свинина является богатым источником витамина В12, железа и цинка....

Тыква, запечённая целиком «по-селянски», с мясом

Тыква, запечённая целиком «по-селянски», с мясом

Тыква с сыром – довольно интересное сочетание, которое стоит обязательно попробовать. Для сочности добавим в блюдо сливок, которые будем заливать...

Котлеты из сома. Рецепт приготовления. Котлеты из сома без запаха Рыба сом рецепты приготовления котлет

Котлеты из сома. Рецепт приготовления. Котлеты из сома без запаха Рыба сом рецепты приготовления котлет

Покупайте с хорошими скидками для личного пользования и в подарок друзьям, знакомым. Приобретайте качественные товары по доступным ценам в ....

feed-image RSS