Разделы сайта
Выбор редакции:
- Павильон в царском селе кваренги
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
- Баги, секреты и читы для игры Спарта: Война Империй
- Как рассчитать увеличение
- Ставка налога на имущество в 1с 8
- Депутат от фармацевтики: Афанасьев Александр Михайлович Александр афанасьев фармакор
- Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
Реклама
Обособление определений. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Задания по темам "Обособленные определения и обстоятельства" и "Вводные слова" |
(задание № 16)Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку1. Обособленные определенияК обособленным определениям относятся: Определения обособляются, если: - стоят после определяемого слова. Например. Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль. На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.) Наступила ночь, морозная, ясная, тихая . М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом. - стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением. Например. Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани. - стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени). Например. Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка). Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина). Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина). Обратите внимание!
Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному
или личному местоимению
. Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.) Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода. 2. ПриложениеПриложение – определение, выраженное существительным. Обособляются и выделяются запятыми: - одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.) Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки. Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно». - распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.) Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.) Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.) Неподалеку расположились молодые люди, студенты . Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина). Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина). Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.) Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе. Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое. NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обратите внимание!
Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его. Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев) Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности. Например. Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года. Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ. Например. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека . ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Обособленные обстоятельстваК обособленным обстоятельствам относятся: Сравнительные обороты. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исключение!
Не обособляются: работать спустя рукава ; работать засучив рукава ; бежать сломя голову . Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям: он читал лёжа ; она шутя рассказывала анекдоты; мы разговаривали стоя . ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели
и др., на письме выделяются запятыми. Она была прекрасна, как майская роза . Я люблю театр больше, чем кино . Она порхала, словно бабочка . ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исключение!
Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются. Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым. Например. Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Уточняющие конструкцииУточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные. Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.) На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева) Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.) Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ. Например. Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.) К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обратите внимание!
В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . (Пауст.) За исключением отдельных учеников , все в нашем классе учатся хорошо. Мы, помимо учёбы в школе , много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Практические заданияЗадание 1. Объясните постановку запятых. 1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. 1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками. 7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали. 11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу. 12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула. (Из К. Паустовского) Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите. Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый. 1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость. 2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье. 3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину. 4. Поднимался резкий, холодный северный ветер. 5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке. Задание 4. Расставьте пропущенные запятые. 1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный. 2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам. 3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело. 4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству. 6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий. 7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении. 8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно. 9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених. 10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало. 11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена. 12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя. 13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело. 14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика. Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. 1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.) Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. 1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.) Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК. 1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.) Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию. 1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.) 2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.) 3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.) 4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета. 5. Наш сад как проходной двор. (Чех.) 6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.) II. 1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов) 2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков) 4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин) 5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет) Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку. 1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. 2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов. 3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака. 4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко) II. 1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.) 2. Я говорил а она шла молча. (Шол.) 3. Работал он не покладая рук. (М.Г.) 4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.) 5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.) 6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.) Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания. 2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы. 3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря. Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания. 1. Он говорил улыбаясь. 2. Старик шёл прихрамывая. 3. Девушка сидела задумавшись. 4. Поезд идёт не останавливаясь. Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания. 1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг). 2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову). 3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва). Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью. 2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают. 3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень. 4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами. 5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли. 6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли. 7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая. 8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые. 9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы. 11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая. 12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч. 13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском. 15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя. 16. Он шёл (не)торопясь. 17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны. 18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят. 19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю. 20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами. Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант. 1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал. 2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц. 3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас. 4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор. 5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно. 6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов. Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните. 1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.) 1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода,немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.) 2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов. Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там дамув серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют представление об известном уже предмете или лице, например: Величественно вышла мать,в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое существительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены. Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным местоимениям и к именам собственным: Сегодня она,в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов,в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.) Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных. Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются: а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями, например: Этот рысистый человек,тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость,с оборванной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол. (П.) Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них словами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы. 1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами арба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпуклостей просторного черепа. 98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните правописание окончаний прилагательных и причастий. 1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Большие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.) 11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нерасплетёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.) 99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания 1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра людей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Мурат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от него мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги. (Л. Н. Т о л с т о й.) 100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. В СТАНИЦЕ Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноградным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каждое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее. (По Л. Н. Т о л с т о м у.) 101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн. Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая прохладу и покой. (А. П. Ч е х о в.) 102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые. 1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём). 3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте небосклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпанный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел несколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глянцевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё). Обособление приложений. 1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него. Во всех этих случаях приложение является как бы ослабленным второстепенным сказуемым. П р и м е р ы. Мелкий дождь,предвестник осени, кропит землю. (М. Г.)Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.) 4) А. С. Пушкин,великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.:Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.) 2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п. П р и м е р ы. Отец мой,Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика,Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского. 3. Нераспространённое приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях: 1) Если относится к личному местоимению, например: Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.) П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутствовать: Эка,бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник относится к отсутствующему местоимению он.) 2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович,фельдфебель. (Л. Т.) П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи механиком деревенским...»). 3) Если относится к нарицательному существительному, распространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова,старичок. (Ч.) Если и приложение, и поясняемое им слово являются существительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идётволшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.) В некоторых случаях нарицательное существительное, стоящее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например: Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.) П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пишутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка. 4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна,так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.) Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и,зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал «строиться». (Шол.) П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях: 1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союза именно: Основная директива -повышение качества продукции - выполняется успешно. 2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.) 3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложениями и определяемым существительным:Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.) 4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я. Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания. 1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оленин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.) 104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек ласково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бойкой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т. (Из произведений М. Г о р ь к о г о.) § 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием. Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с другой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными сказуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с зависимыми словами может обозначать действие предшествующее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях деепричастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятельствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот может выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в покое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством причины. Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди,помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа действия. Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного предложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиночные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и выделяются на письме запятыми: 1)Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна,отвернувшись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов,не останавливаясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.) На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравнительным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками,как будто втекая в пустую бутылку. (Т.) П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился,бросив поводья, и,привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.) Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с глаголом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в предложении Ходил Никоновсогнув спину (М. Г.) автор хочет сказать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной. 2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улицебодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечалне смущаясь и откровенно. (Пом.) 3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоятельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминающими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идтине прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-касмеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобретать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выкупавшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство времени.) В некоторых случаях деепричастия и деепричастные обороты окончательно превращаются в наречия или в цельные наречные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, разинув рот. П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, дасидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоитпотупя голову. (Н.) П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, растерялся. Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное написание частицы не . 1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко затёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели величанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёргая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подходящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы мешали ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во время работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хвастаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и замирает, любуясь своей красотой, отражённой в воде. (М. Г о р ь к и й.) 106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните деепричастия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, какие добавочные действия обозначают деепричастия. За курганом садилось солнце. Горький полынный запах выкошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней утратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике подымалась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхушки татарника с распустившимися малиновыми макушками пламенно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степному пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на покачивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные отблески. (М. Ш о л о х о в.) 107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значение этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторожно точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стрижом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и струясь словно г...рел и плавился... Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмными глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь поглядывая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нерешительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! (М. Г о р ь к и й.) § 81. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и обстоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспространённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоятельства по смыслу и по произношению приближаются к придаточным предложениям. 1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятельство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значение, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.) 2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистических задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматривают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.) Особенно часто обособляются следующие обстоятельства: а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.; б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки; в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при отсутствии и др. П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) Обособление дополнений. Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие: а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других предметов: Все,кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.); б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кроме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других предметов:Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат. (Л. Т.) Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоятельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги. 1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.) 3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.) 4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Т.) 109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописаниене и ни. 1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились только тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подобных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кроватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.) 1. Приложение как вид определения Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков). Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.). Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например: Бабочки-капустницы порхали над клумбами. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе: Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой). Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным. 2. Обособление приложений Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений: 2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу. Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов). 1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например: Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке. 2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например: Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке . 3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например: Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке . У этого правила есть несколько примечаний: 1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета . 2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.
|
Обособленные определения и приложения | Обособленные обстоятельства |
|||
Согласованные определения (прилагательное, причастие) | Несогласованные определения (существительное с предлогом) (при изменении главное, зависимое слово не изменяется) | Обособленные приложения. Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным) (при изменении изменяется вместе с главным словом) | Выраженные деепричастием | Выраженные существительным с предлогами |
1. Относится к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не ссорились. 2. Находятся после определяемого слова Ягоды , собранные детьми , были вкусны. 3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи) Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули. | 1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди. 2.Относится к личному местоимению Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям. | 1. Относится к личному местоимению Я , как истинный друг , не мог бросить его. 2.Находятся после определяемого слова Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд. 3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО) Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать. 4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса. Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков. | 1.Независимо от места нахождения. Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы. Бежал ручей, сверкая и журча. 2.Не обособляется деепричастие в роли наречия Он читал лежа. 3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом. Он бежал сломя голову. | ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы. Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз. |
Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:
именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями
кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.
со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .
Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
- Читаем внимательно все предложения.
- Анализируем постановку знаков препинания.
- Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
- Определяем характер осложнения в предложении
1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…
(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.
2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.
(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.
(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.
(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!
(21)Учительница Клара Ниловна говорит:
– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.
(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.
6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.
(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.
(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.
– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.
8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.
(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!
11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.
(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.
Обособленные приложения
См. также:Каковы правила потребления дефиса при приложении?
Обособление приложений при помощи запятых
Примечания:
Обособление приложений при помощи тире
Упражнение на тему «Обособленные приложения. Знаки препинания при приложении»
Задание: расставьте знаки препинания, делая упор на правила обособления приложений.
1. Время от времени заместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с малеханькой светлой бородкой уроженец некий далекой губернии.
2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.
3. Владимир Маяковский профессиональный поэт-футурист известен и за рубежом.
4. Доброжелательный старичок больничный охранник тотчас же впустил его.
5. Мы ребята не можем часами посиживать в отсутствие движения.
6. Наш педагог истории уроженец города Киева работает на данный момент в сельской школе.
7. Офтальмолог другими словами глазной доктор воспринимает нездоровых по утрам.
8. Беседа шла с журналистом корреспондентом московской газеты.
9. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга.
10. На улице мальчишка торговец газет выкрикивал что-то непонятное.
11. О подвигах Ильи Муромца возлюбленного народного богатыря сохранилось много легенд.
12. Этот мальчишка по имени Вилен обучается в первом классе.
13. Монблан высокая гора Западной Европы завлекает многих туристов.
14. Другие братья Василий и Евгений жили раздельно.
15. Оба они как наилучшие ученики класса были награждены медалями.
16. Гиппопотам либо бегемот огромную часть времени проводит в воде.
17. Катастрофы Шекспира величавого британского писателя ставятся на сценах театров многих государств.
18. Отец ее Сергей Петрович считается спецом в области ботаники.
19. Она не знает что же это все-таки за чувство любовь.
20. Сосед мой юный казак стройный и прекрасный налил мне вина.
21. Он жулик лошадка свою пустил ко мне в огород.
22. В бричке посиживало двое обывателей Иван Иванович Кузьмичов бритый в очках и соломенной шапке и иной Сирийский небольшой длинноволосый в сероватом кафтане в широкополом цилиндре и цветном поясе.
23. Отпрыск бедных родителей внук крепостного он рано вызнал нужду.
24. Мухин выслал его четырнадцатилетнего ребенка экзаменоваться на мед факультет Столичного института.
25. Н.И. Пирогов наикрупнейший спец в области медицины оставил после себя много работ по вопросам педагогики.
26. Сынишка его мальчик лет пятнадцати повадился к нам ездить.
27. Минутку спустя вошла хозяйка женщина старых лет в каком-то спальном чепце насаженом наспех с фланелью на шейке одна из числа тех матушек маленьких помещиц которые плачутся на неурожаи.
28. Так жил Миша Власов слесарь волосатый угрюмый с малеханькими глазами.
29. Новое лицо это бы князь Андрей Болконский супруг малеханькой княгини.
30. Офицер товарищ Тушина был убит сначала дела.
См. также: упражнения к теме «Дефис при приложении»,упражнение к теме «Приложение как разновидность определения».
Источники:
Дополнительно на сайт:
Популярное:
К чему снится гладить простынь утюгом |
Новое
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
- Баги, секреты и читы для игры Спарта: Война Империй
- Как рассчитать увеличение
- Ставка налога на имущество в 1с 8
- Депутат от фармацевтики: Афанасьев Александр Михайлович Александр афанасьев фармакор
- Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
- Названия цветов на английском для детей