Главная - Электричество 
Обособление определений. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Задания по темам "Обособленные определения и обстоятельства" и "Вводные слова"

(задание № 16)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

Определения обособляются, если:

- стоят после определяемого слова.

Например.

    Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль.

    На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)

    Наступила ночь, морозная, ясная, тихая .

    М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

Например.

    Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Например.

    Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

    Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).

    Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению .
Например.

    Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)

    Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приложение

Приложение – определение, выраженное существительным.

Обособляются и выделяются запятыми:

- одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Например.

    Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.)

    Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки.

    Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

- распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Например.

    Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.)

    Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.)

    Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.)

    Неподалеку расположились молодые люди, студенты .

Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

    Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

    Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

    Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.)

    Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе.

    Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое.

NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

    Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

    Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

Например.

    Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

Например.

    Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених .

    Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

Сравнительные обороты.

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Не обособляются:
- деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов:

    работать спустя рукава ;

    работать засучив рукава ;

    бежать сломя голову .

Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

    он читал лёжа ;

    она шутя рассказывала анекдоты;

    мы разговаривали стоя .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

    Она была прекрасна, как майская роза .

    Я люблю театр больше, чем кино .

    Она порхала, словно бабочка .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

    Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Например.

    Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , которые имеют уступительное значение.
Например.

    Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

    Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.)

    На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

    Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.)

Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

Например.

    Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

    В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . (Пауст.)

    За исключением отдельных учеников , все в нашем классе учатся хорошо.

    Мы, помимо учёбы в школе , много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Практические задания

Задание 1. Объясните постановку запятых.

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей.

3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

(Из К. Паустовского)

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

Задание 4. Расставьте пропущенные запятые.

1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

II.

1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

II.

1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Он говорил улыбаясь.

2. Старик шёл прихрамывая.

3. Девушка сидела задумавшись.

4. Поезд идёт не останавливаясь.

Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают.

3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

16. Он шёл (не)торопясь.

17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)

1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода,немного темнее волос, слег­ка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)

2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.

Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там дамув серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют пред­ставление об известном уже предмете или лице, например:

Величественно вышла мать,в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое суще­ствительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.

Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным ме­стоимениям и к именам собственным: Сегодня она,в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов,в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)

Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.

Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:

а) когда следуют за обособленными определениями, выра­женными прилагательными и причастиями, например: Этот ры­систый человек,тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);

б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость,с оборван­ной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопас­ный угол. (П.)

Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них сло­вами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.

1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами ар­ба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпукло­стей просторного черепа.

98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните пра­вописание окончаний прилагательных и причастий.

1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Боль­шие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в лив­рее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дво­ров ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)

11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нераспле­тёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)

99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя про­пущенные буквы и знаки препинания

1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота бе­лого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра лю­дей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Му­рат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от не­го мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги.

(Л. Н. Т о л с т о й.)

100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

В СТАНИЦЕ

Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ве­дущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами ва­лялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноград­ным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и туто­вых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в по­лудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каж­дое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.

(По Л. Н. Т о л с т о м у.)

101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.

Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, ме­шая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, из­редка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая про­хладу и покой.

(А. П. Ч е х о в.)

102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.

1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).

3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин де­ревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте не­босклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпан­ный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел не­сколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глян­цевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).

Обособление приложений.

1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.

Во всех этих случаях приложение является как бы ослаб­ленным второстепенным сказуемым.

П р и м е р ы. Мелкий дождь,предвестник осени, кропит землю. (М. Г.)Несчастью верная сестра, надежда в мрач­ном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)

4) А. С. Пушкин,великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.:Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)

2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.

П р и м е р ы. Отец мой,Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика,Павлуши, во­лосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского.

3. Нераспространённое приложение, выраженное существи­тельным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

1) Если относится к личному местоимению, например:

Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,ар­тиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)

П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутство­вать: Эка,бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник отно­сится к отсутствующему местоимению он.)

2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович,фельдфебель. (Л. Т.)

П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи ме­хаником деревенским...»).

3) Если относится к нарицательному существительному, рас­пространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова,стари­чок. (Ч.)

Если и приложение, и поясняемое им слово являются суще­ствительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идётволшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.)

В некоторых случаях нарицательное существительное, стоя­щее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:

Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.)

П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пи­шутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.

4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна,так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)

Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и,зимних друг но­чей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную служ­бу - скомандовал «строиться». (Шол.)

П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:

1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смыс­ла речи союза именно: Основная директива -повышение качества продук­ции - выполняется успешно.

2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)

3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложе­ниями и определяемым существительным:Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.)

4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я.

Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­бочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секун­дантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузи­аст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оле­нин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)

104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек лас­ково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бой­кой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.

(Из произведений М. Г о р ь к о г о.)

§ 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем.

Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с дру­гой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными ска­зуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с за­висимыми словами может обозначать действие предшествую­щее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях дее­причастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятель­ствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот мо­жет выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в по­кое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством при­чины.

Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди,помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос

к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа дей­ствия.

Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного пред­ложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиноч­ные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и вы­деляются на письме запятыми: 1)Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна,отвернув­шись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов,не останавли­ваясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)

На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравни­тельным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками,как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)

П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился,бросив поводья, и,привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)

Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с гла­голом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в пред­ложении Ходил Никоновсогнув спину (М. Г.) автор хочет ска­зать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.

2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улицебодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечалне сму­щаясь и откровенно. (Пом.)

3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредствен­но примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоя­тельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминаю­щими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идтине прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-касмеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобре­тать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выку­павшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство вре­мени.)

В некоторых случаях деепричастия и деепричастные оборо­ты окончательно превращаются в наречия или в цельные нареч­ные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, ра­зинув рот.

П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, дасидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоитпотупя голову. (Н.)

П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, расте­рялся.

Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препина­ния. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное на­писание частицы не .

1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко за­тёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели вели­чанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёр­гая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подхо­дящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы меша­ли ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во вре­мя работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хва­стаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет зо­лотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и зами­рает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.

(М. Г о р ь к и й.)

106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните дееприча­стия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, ка­кие добавочные действия обозначают деепричастия.

За курганом садилось солнце. Горький полынный запах вы­кошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней ут­ратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике поды­малась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхуш­ки татарника с распустившимися малиновыми макушками пла­менно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степно­му пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на по­качивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные от­блески.

(М. Ш о л о х о в.)

107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значе­ние этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторож­но точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно пере­двигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стри­жом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и

струясь словно г...рел и плавился...

Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;

Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воз­духу, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмны­ми глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь погляды­вая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нере­шительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней вы­ше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного воз­вращения к юности!

(М. Г о р ь к и й.)

§ 81. Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

Обособление дополнений.

Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие:

а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других пред­метов: Все,кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);

б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кро­ме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других пред­метов:Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять чело­век солдат. (Л. Т.)

Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоя­тельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.

1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тро­пической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)

3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)

4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротить­ся. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими ма­нерами. (Т.)

109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ниене и ни.

1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились толь­ко тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подоб­ных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжаю­щих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кро­ватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)

1. Приложение как вид определения

Приложение это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке .

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке .

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.


Упражнение

    Наконец он не выдержал и сообщил о своих подозрениях письмоводителю дворянской опеки_ Половинкину (М. Салтыков-Щедрин).

    Ты, который еще несколько минут назад трясся за свою паршивую жизнь, явил нам всем образец отчаянной отваги и беспрецедентной глупости. Среди нас нет равных Тебе. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе_ герою_ понадобилось видеть Муравья_разбойника , когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть (Е. Клюев).

    Кстати, семья хозяина состояла из жены, тещи и двух детей_подростков - мальчика и девочки (Ф. Искандер).

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи_ Понтий Пилат (М. Булгаков).

    Сенатор_ новый владелец его_ нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим (А. Герцен).

    В гостиной_приемной_ совершенно темно (М. Булгаков).

    Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с лизиной ноги, сбегала к Трофиму_ пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке (А. Пушкин).

    Между прочим говорили о том, что жена старосты_ Мавра_ женщина здоровая и не глупая_ во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… (А. Чехов).

    Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов_ учитель греческого языка_ мой товарищ (А. Чехов).

    Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни_ половину шестого (М. Булгаков).

    Моя свекровь_ Авдотья Васильевна Аксенова_ родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская»_ отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).

    …Узнали, что сумасшедший дед наш_ Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой_ другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).

    Кругом же творился некий вялый бедлам _ пауза такая после бурного шабаша (В. Шукшин).

    Известный Шиллер_ жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман,- не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы_ большой приятель Шиллера (Н. Гоголь).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот _бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую (M. Булгаков).

    … В городе Москве он_ этот человек_ вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).

    Наступили лучшие дни в году _ первые дни июня (И. Тургенев).

    Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

    Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

    Обломки Данилушковой дурман_чаши остались, да Катя берегла их (П. Бажов).

    Поплакала, глядит - у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

    Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

    А только родитель_покойничек_ не дурак был, чтоб эдакое место, с которого весь сплав по реке зачинается, из своих рук выпустить (П. Бажов).

    Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

    Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_ , вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

    – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

    Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

    Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_ , все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).

Обособленные определения и приложения

Обособленные обстоятельства

Согласованные определения (прилагательное, причастие)

Несогласованные определения (существительное с предлогом)

(при изменении главное, зависимое слово не изменяется)

Обособленные приложения.

Отвечает на вопросы КТО ТАКОЙ, ЧТО ТАКОЕ? (выражено существительным)

(при изменении изменяется вместе с главным словом)

Выраженные деепричастием

Выраженные существительным с предлогами

1. Относится к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не ссорились.

2. Находятся после определяемого слова

Ягоды , собранные детьми , были вкусны.

3. Находятся перед определяемым словом и имеют значение причинности (будучи)

Измученные тяжелой дорогой , ребята быстро уснули.

1.Оносится к имени собственному Лукич , без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди.

2.Относится к личному местоимению

Она, в длинном нарядном платье, вышла к гостям.

1. Относится к личному местоимению

Я , как истинный друг , не мог бросить его.

2.Находятся после определяемого слова

Сергей , опытный разведчик , возглавлял отряд.

3.Относится к нарицательному существительному и уточняет его (можно заменить словами А ИМЕННО)

Остальные братья , Мартын и Прохор, до мелочей похожи на мать.

4.Однословные приложения присоединяются к существительному посредством дефиса.

Проводить Алексей пришли несколько соседей -рыбаков.

1.Независимо от места нахождения.

Встречая утро , со всех сторон перекликались птицы.

Бежал ручей, сверкая и журча.

2.Не обособляется деепричастие в роли наречия

Он читал лежа.

3. Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом.

Он бежал сломя голову.

ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО

Несмотря на предупреждение , они все-таки отправились в горы.

Благодаря нашим усилиям , мы получили первый приз.

Обособленные дополнения – это дополнения, которые выделены интонационно и пунктуационно. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Обособленные дополнения выражаются:

именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением .

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья , не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи , горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Читаем внимательно все предложения.
  2. Анализируем постановку знаков препинания.
  3. Выделяем все «подозрительные» знаки препинания.
  4. Определяем характер осложнения в предложении

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами.

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.


Обособленные приложения

См. также:Каковы правила потребления дефиса при приложении?

Обособление приложений при помощи запятых

  • Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному: Старуха, Гришкина мама , погибла, однако старики, отец и тесть , были еще живые .
  • Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, в том случае стоит после определяемого существительного: Сергей Иванович, глава семьи, высочайший, стройный, прекрасный мужчина , был неплохой преподаватель; Жухрай, матрос , с нами не раз говорил .
  • Всегда обособляется приложение при личном местоимении: Мы, дети , очень обожали эту старушку .
  • Собственное имя лица выступает в роли обособленного приложения, в том случае служит для пояснения либо уточнения нарицательного существительного (перед подобным приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова а конкретно, другими словами ): Отец мой, Клим Торсуев, узнаваемый мыловар , был человек томного нрава; Другие братья, Мартын и Прохор , до мелочей идентичны с Алексеем .
  • Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным цветом причинности), также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, либо и др.: Как настоящий француз , в кармашке Трике привез куплет Татьяне; Студент этот, по имени Михалевич , искренно полюбил Лаврецкого; Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка . При отсутствии интонации обособления такие обороты запятыми не выделяются: Завел он для себя медвежонка по имени Яша .
  • Примечания:

  • В том случае альянс как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется: Приобретенный ответ рассматривается как согласие .
  • Не обособляется также приложение с союзом как , характеризующее предмет с какой-нибудь одной стороны: Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга .
  • Обособление приложений при помощи тире

  • Заместо запятой при обособленных приложениях употребляется тире, в том случае перед приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова «а именно»: Старику осталась единственная удовлетворенность - воспоминание о прошедшем .
  • Тире заместо запятой ставится перед всераспространенным либо одиночным приложением, стоящим в конце предложения, в том случае подчеркивается самостоятельность подобного приложения: Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки ; Она не знает, что же это все-таки за чувство - ревность .
  • Средством тире выделяются приложения, носящие объяснительный нрав: На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал .
  • Тире заместо запятой ставится для внесения ясности, в том случае приложение относится к одному из однородных членов предложения: В оранжерее разводились магнолии, камелии - цветочки Стране восходящего солнца , орхидеи и цикламены .
  • Тире может отделять однородные приложения от определяемого слова: Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития Рф .
  • Упражнение на тему «Обособленные приложения. Знаки препинания при приложении»

    Задание: расставьте знаки препинания, делая упор на правила обособления приложений.

    1. Время от времени заместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с малеханькой светлой бородкой уроженец некий далекой губернии.
    2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.
    3. Владимир Маяковский профессиональный поэт-футурист известен и за рубежом.
    4. Доброжелательный старичок больничный охранник тотчас же впустил его.
    5. Мы ребята не можем часами посиживать в отсутствие движения.
    6. Наш педагог истории уроженец города Киева работает на данный момент в сельской школе.
    7. Офтальмолог другими словами глазной доктор воспринимает нездоровых по утрам.
    8. Беседа шла с журналистом корреспондентом московской газеты.
    9. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга.
    10. На улице мальчишка торговец газет выкрикивал что-то непонятное.
    11. О подвигах Ильи Муромца возлюбленного народного богатыря сохранилось много легенд.
    12. Этот мальчишка по имени Вилен обучается в первом классе.
    13. Монблан высокая гора Западной Европы завлекает многих туристов.
    14. Другие братья Василий и Евгений жили раздельно.
    15. Оба они как наилучшие ученики класса были награждены медалями.
    16. Гиппопотам либо бегемот огромную часть времени проводит в воде.
    17. Катастрофы Шекспира величавого британского писателя ставятся на сценах театров многих государств.
    18. Отец ее Сергей Петрович считается спецом в области ботаники.
    19. Она не знает что же это все-таки за чувство любовь.
    20. Сосед мой юный казак стройный и прекрасный налил мне вина.
    21. Он жулик лошадка свою пустил ко мне в огород.
    22. В бричке посиживало двое обывателей Иван Иванович Кузьмичов бритый в очках и соломенной шапке и иной Сирийский небольшой длинноволосый в сероватом кафтане в широкополом цилиндре и цветном поясе.
    23. Отпрыск бедных родителей внук крепостного он рано вызнал нужду.
    24. Мухин выслал его четырнадцатилетнего ребенка экзаменоваться на мед факультет Столичного института.
    25. Н.И. Пирогов наикрупнейший спец в области медицины оставил после себя много работ по вопросам педагогики.
    26. Сынишка его мальчик лет пятнадцати повадился к нам ездить.
    27. Минутку спустя вошла хозяйка женщина старых лет в каком-то спальном чепце насаженом наспех с фланелью на шейке одна из числа тех матушек маленьких помещиц которые плачутся на неурожаи.
    28. Так жил Миша Власов слесарь волосатый угрюмый с малеханькими глазами.
    29. Новое лицо это бы князь Андрей Болконский супруг малеханькой княгини.
    30. Офицер товарищ Тушина был убит сначала дела.

    См. также: упражнения к теме «Дефис при приложении»,упражнение к теме «Приложение как разновидность определения».

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в ординарном предложении» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Упражнение из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое приложения?
  • Как отыскать приложение в предложении?
  • На какие вопросы отвечает приложение?
  • Как подчеркивается приложение как член предложения?
  • Как отыскать определяемое слово в предложении с приложением?
  • Как разграничивать приложения и несогласованные определения?
  • Как разграничивать в предложении определяемое слово и приложение?
  • Когда конструкция со словом «как» является приложением?
  • Когда конструкция со словом «как» является определением?
  • Каковы правила постановки запятых при обособленных определениях?
  •  


    Читайте:



    Международные сертификаты по английскому Международный тест на знание английского языка

    Международные сертификаты по английскому Международный тест на знание английского языка

    Если вы столкнулись с необходимостью сдачи международного теста, который определит ваш уровень владения английским, значит вы в ближайшем будущем...

    Модальные глаголы Necessity: have to, must, need to, should, ought to После should употребляется

    Модальные глаголы Necessity: have to, must, need to, should, ought to После should употребляется

    Существует ли разница между такими модальными глаголами, как must и have to ? Конечно, она есть, иначе бы не печаталось такое огромное количество...

    К чему снятся сны с новыми носками разного цвета

    К чему снятся сны с новыми носками разного цвета

    Носки во сне в большинстве случаев символизируют реализацию планов, приближение перемен к лучшему, моральную и финансовую поддержку. Вместе с тем,...

    К чему снятся пьяные люди: толкование сна Если снится пьяный мужчина

    К чему снятся пьяные люди: толкование сна Если снится пьяный мужчина

    Если во сне вы чувствуете себя подвыпившим - значит, и в жизни вы будете настроены на легкомысленный лад и не будете испытывать особенных...

    feed-image RSS