Главная - Советы по выбору
Оттон 3 и его имперские реформы. Оттон III, Юный Мечтатель, Император Священной Римской Империи

- (Otto III) (980 1002), король Германии и император «Священной Римской империи». Стремился восстановить былую славу и могущество Рима и стать лидером христ. мира, опирающимся на помощь послушного папы. Провел год в монастыре, затем жил в Риме… … Всемирная история

- (980 1002) император Священной Римской империи с 983, из Саксонской династии. Пытался осуществить план воссоздания римской мировой империи (с центром в Риме) … Большой Энциклопедический словарь

- (Otto) (980 1002), император «Священной Римской империи» с 983, из Саксонской династии. Сын Оттона II. Пытался осуществить план воссоздания римской «мировой империи» (с центром в Риме). * * * ОТТОН III ОТТОН III (Otto III) (980 23 января 1002,… … Энциклопедический словарь

- (Otto III) ОТТОН III (980 1002), прозванный Чудо мира (лат. Mirabilia mundi), германский король и император Священной Римской империи, сын Оттона II и византийской принцессы Феофано. Когда в 983 Оттон II умер, его корону при поддержке… … Энциклопедия Кольера

Оттон III - ОТТÓН III (980–1002), император Священной Рим. империи с 983 (коронован в 996), из Саксонской династии. Сын Оттона II. Пытался осуществить план воссоздания рим. мировой империи (с центром в Риме) … Биографический словарь

Оттон III - (980 1002) король Германии с 983 г., император Священной Рим. империи с 996 г., из Саксонской династии; сын Оттона II; имел прозвище «Чудо мира». До его совершеннолетия (995) регентами при нем были мать Феофано (до 991 г.) и бабка Адельгейда.… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Оттон III в окружении своей свиты в 1000 г. Оттон III (Otto III) (980 1002), прозванный «Чудо мира» (лат. Mirabilia mundi) германский король и император Священной Римской империи, сын Оттона II и византийской принцессы Феофано. Когда в 983 Оттон … Википедия

Оттон (Отто) III имя нескольких правителей: Оттон III (980 1002) император Священной Римской империи Оттон III (ум. 1057) герцог Швабии Оттон III (1261 1312) герцог Нижней Баварии Оттон III (1208 1248) пфальцграф… … Википедия

Оттон III Белый нем. Otto III der Weiße герцог Швабии 1048 … Википедия

Книги

  • Серебряные орлы , Теодор Парницкий. Казалось бы, уже забытые, тысячелетней давности перипетии кровопролитной борьбы германских феодалов с прибалтийскими славянами получают новую жизнь на страницахсамого известного произведения…
  • Исторические миниатюры (CDmp3) , Стриндберг Август Юхан. Студия АРДИС представляет "Исторические миниатюры" классика шведской литературы, крупнейшего писателя и драматурга Августа Стриндберга, творчество которого оказавшего огромное влияние на всю…

Оттон III. Годы самостоятельного правления

Сложно сказать что-либо определенное об этом несчастном юноше, который вступил на престол на 15-м году, а умер на 22-м. Он обладал приятной внешностью, был одарен редкими способностями и получил прекрасное по тому времени образование. Приняв бразды правления в таком раннем возрасте, он неудержимо предавался увлечениям юности, то выказывая себя непомерно уповающим на свою императорскую власть, то вдруг переходя к самоуничижению и самобичеванию. Он был слишком молод, чтобы отнестись к своему положению естественно и победить заблуждения, которым он поддался, подчиняясь различным влияниям.

Его первый поход в Рим был успешным. Папа только что скончался, и римские послы встретили Оттона III в Равенне. Он, вероятно по чьему-нибудь совету, указал им на своего близкого родственника Бруно, сына герцога Каринтийского, как на кандидата, и этот 26-летний юноша был избран в папы под именем Григория V. Он короновал Оттона императором в Риме, после чего тот вернулся в Германию. Здесь во время обратного путешествия он поддался влиянию одного из подвижников того времени, епископа Пражского Адальберта [Это был еще совсем молодой человек - родом чех, из знатнейшей фамилии. До поступления в монашество его называли Войтех.], проводившего жизнь в посте и молитве и стремившегося к мученичеству и страданиям за веру Христову. Вскоре после этого он действительно был замучен пруссами-язычниками, которым ревностно проповедовал христианство. Оттон III и после его смерти относился к нему с искренним уважением и в разных местах государства воздвиг храмы и обители в честь Адальберта, причисленного западной церковью к лику святых. Немного позже среди приближенных юного императора появился другой духовный сановник, прямая противоположность Адальберту. Это был архиепископ Герберт Реймсский, француз, человек по тому времени высокоученый, тонкий царедворец и неугомонный честолюбец, постоянно занятый фантастическими планами церковно-политических реформ, к которым он сумел расположить и юного императора. Между тем, юный папа Григорий V начал реформы во внутреннем устройстве западной церкви в духе идей, которые ревностно проводила в обществе религиозная партия, свившая себе прочное гнездо в аквитанском Клюнийском монастыре, основанном в 910 г. Папа Григорий V настойчиво повел борьбу против французских епископов и против короля Роберта, вступившего на престол после смерти Гуго Капета, за то, что Роберт не хотел расторгнуть недозволительный по церковным законам брак. Такими энергичными действиями молодой папа возбудил против себя одну из партий среди римской знати, которая, захватив власть в руки, избрала нового папу при жизни Григория V.

Оттону пришлось вторично двинуться в поход через Альпы в 997 г. Он вернул в Рим папу Григория, вынудил мятежников сдать крепость св. Ангела, где они укрылись, и казнил 12 зачинщиков мятежа. Григорий созвал местный собор, в присутствии которого по его приказанию на антипапе разорвали епископское облачение, затем посадили его задом наперед на осла и возили по улицам Рима для осмеяния и посрамления. Вскоре после этого папа Григорий умер, и император избрал его преемником Герберта, незадолго перед этим назначенного архиепископом Равеннским. Под именем Сильвестра II Герберт вступил на папский престол.

Во время второго пребывания в Италии Оттон ревностно предавался истязаниям плоти в духе св. Адальберта и его многочисленных итальянских последователей. С таким религиозным упражнением он соединял и фантастические политические планы. Так, например, он говорил о восстановлении "Римской республики" и в качестве римского императора оставался на Авентинском холме в Риме. В то же время он окружил себя чисто византийским церемониалом, наряжался в вычурные одежды, носил мантию, расшитую апокалиптическими изображениями и знаками Зодиака, учредил управление Римом на новый лад и всем дал новые титулы, а себе присвоил наименование "царя царей". Появились вестиарии и протовестиарии, логофеты и архилогофеты; епископ Хильдесхаймский Бернвард был возвеличен византийским титулом "примискриния". И император, и папа, очевидно, вынашивали идею о возведении Рима в значение мировой столицы и способны были в этом направлении действовать совместно: кажется, что у этих людей, высоко возмечтавших о себе, появлялась уже мысль об освобождении Гроба Господня из-под власти неверных.

В конце 999 г. Оттон вернулся в Германию вскоре после кончины своей бабки, вдовствующей императрицы Адельхейды. Он тотчас же направился в Гнезно, куда были привезены останки св. Адальберта, чуть ли не на вес золота выкупленные у пруссов. С этим посещением Гнезно было тесно связано церковное устройство Польши, где учреждены одно архиепископство и семь епископств. Герцог Болеслав, понимавший, как следует принять этого юношу-императора, устроил ему великолепную встречу и не скупился на лесть. Император и для него придумал классический титул, назвав его "другом и союзником римского народа". В то же время он развязал ему руки для полной свободы действий в церковных делах, в которых польский князь старался избавиться от немецкого влияния, замещая места священников то итальянцами, то чехами.

Из Польши Оттон направился в Аахен и здесь спустился в могильный склеп своего достославного предшественника Карла Великого. Он вынес с собой оттуда только один зуб Карла в виде реликвии и полгода спустя вновь поспешил в Италию. Ломбардские княжества, как он убедился, все больше ускользали из-под его власти; в Риме он подвергся опасности от буйного населения, восставшего против Оттона за то, что тот не принял его сторону в усобице с городком Тибуром (Тиволи), с которым римляне издавна враждовали. Торжественно примирившись с мятежниками, Оттон отправился в Равенну, по пути переходя от военных приготовлений к благочестивым упражнениям и беседам назидательного свойства. В мае 1001 г. он опять явился под стены Рима, где ветер успел повернуть в другую сторону, но в город не вступил, а пошел к Беневенту, покорившемуся ему, и потом двинулся обратно к Равенне, в окрестностях которой на небольшом островке поселилась небольшая община благочестивых отшельников. Один из них, св. Ромуальд, с которым Оттон общался особенно часто, стремился и юного императора заставить отречься от мира. Однако юноша мечтал об ином - он отправил в Константинополь послов, чтобы просить руки одной из греческих княжон. В это время планы итальянской политики Оттона возбудили недовольство в среде немецкой знати: князья начали съезжаться и вступать друг с другом в опасные для императора переговоры. Даже преданнейший слуга Саксонского дома, архиепископ Виллигис, не скрывал своего крайнего раздражения. Между ним и Бернвардом Хильдесхаймским завязался нескончаемый спор из-за монастыря Гандерсхайм, расположенного на границе Майнцской и Хильдесхаймской епархий. Бернвард, бывший воспитатель Оттона, в это время сильно увлекся его идеями, на которые Виллигис смотрел с точки зрения здравой государственной политики. Император задумал передать распрю германских епископов на обсуждение собора, который решил созвать в окрестностях Сполето. Однако собор не состоялся, что показывает, до какой степени поколебалось значение императорской власти. Не меньше было поколеблено и общее уважение к папе, а в Германии папско-императорская политика Сильвестра встречала в духовенстве открытое порицание. Постепенно юноша убедился, что окончательно утратил внутреннюю связь с народом. Он опять двинулся к Риму, а поскольку ворота Вечного города, вновь охваченного возмущением, ему не открыли, он поселился в окрестностях Рима, в замке Патерно, на горе Соракт (Монте-Соратте).

Здесь 23 января 1002 г. Оттон III и скончался после кратковременной болезни. Духовные и светские сановники, присутствовавшие при этом, приняли его последнюю волю. Они вынуждены были скрыть его смерть, пока не подтянули к замку свое немногочисленное войско: надо было перевезти тело императора Оттона в Германию через местности, взволнованные восстанием и полные мятежного духа. Это удалось не без труда. В Германии согласно воле императора его останки были погребены в Аахене. Год спустя умер и Сильвестр, посаженный Оттоном в папы и после смерти Оттона сумевший помириться с населением Рима.

Как оценивать начинания Оттона III? Можно сказать, что вслед за ним сошли в могилу нереализованные великие возможности, заключавшиеся в его замысле «Возрождения империи римлян». Но можно сказать и по-другому: его смерть освободила Священную Римскую империю от грозившей ей катастрофы. Этот вопрос так и останется без ответа, поскольку жизнь императора оборвалась в самом ее начале. Впоследствии Оттон III мог бы измениться, набраться опыта и стать совсем иным, чем был в период увлечения своей идеей «Возрождения». Бесспорна лишь его необыкновенная одаренность. Вскоре после смерти он получил славное прозвище «Чудо света», или «Чудо мира», подхваченное историографами и оставшееся в памяти людей.
Средневековые авторы, писавшие об Оттоне III, стремились излагать события таким образом, чтобы его смерть выглядела неизбежным следствием совершенного им при жизни. Анализируя свидетельства о нем, следует остерегаться влияния подобного рода якобы причинной связи. Однако есть еще одно обстоятельство, требующее критического подхода к свидетельствам источников. Император умер в тот момент, когда его Империя находилась в тяжелом положении. И все же вполне вероятно, что вскоре удалось бы погасить очаги напряженности. В 997–998 годах Оттон III был в столь же, если не в еще более затруднительном положении, но тогда он сумел восстановить свою власть. Однако на этот раз ему помешала смерть, послужившая сигналом к началу борьбы за германскую и итальянскую короны. Беспорядки, охватившие Италию и Германию, явились, таким образом, лишь частично результатом правления Оттона III, однако наблюдателям было трудно различить, какие события, последовавшие за его смертью, объяснялись политикой покойного, а какие были вызваны самим фактом его смерти.
Наиболее близким ко времени кончины Оттона III является «Жизнеописание пяти братьев», составленное в 1008 году Бруно Кверфуртским. Это психологически тонкое сочинение считается наилучшим из имеющихся у нас свидетельств о характере Оттона III. Поскольку Бруно близко знал императора при жизни, он особенно склонен высказывать собственное суждение, диктуемое личными пристрастиями. В ранней смерти императора он усматривает Божественное вмешательство и для обоснования этого суждения перечисляет всё, что, по его мнению, увело Оттона III с праведного пути. Являясь сторонником политики, полностью отвечающей интересам церкви, он считает вовлечение Рима в имперскую политику святотатством в отношении св. Петра. Но вместе с тем, при всем своем смирении, он не забывает о собственном происхождении из знатного саксонского рода, противопоставляя «любимую Германию» лживым и наглым римлянам. Именно с этих позиций он судит об Оттоне III: «Ибо, поскольку один только Рим ему нравился и римский народ он более других осыпал почестями и деньгами, он в своей ребяческой безрассудности тщетно задумал устроить там столицу и возродить сам город в его былой славе и достоинстве. Свою же родную землю, любимую Германию, он уже не хотел более видеть - такое желание жить в Италии охватило его». Неудачу всех усилий Оттона III он объясняет тем, что «сам же Рим был пристанищем апостолов, данным им Богом». Однако Оттон III оставался непреклонен в свой любви к Риму: «И по обычаю древних языческих царей… он настойчиво трудился над возрождением мертвой красы прежнего Рима, но напрасно». Намерение императора возродить былой блеск Рима Бруно объясняет ослеплением преходящей мирской славой. В этом источнике раскрывается личное отношение Оттона III к Риму и Италии, которое невозможно обнаружить в официальных документах. Однако речь здесь идет не только о его симпатии к ним, но в еще гораздо большей мере о политике. Собственно проблема взаимоотношения Империи и папства у Бруно подменяется осуждением любви Оттона III к Риму, которая предстает в особенно неблагоприятном свете из-за ассоциации с языческими императорами. Особую ценность сообщение Бруно имеет для оценки политики Оттона III, поскольку оно позволяет понять, с каким церковным и национальным сопротивлением должен был столкнуться император, если последовало столь суровое осуждение со стороны автора, являвшегося его доверенным советником.
Спустя несколько лет, между 1012 и 1018 годами, диктовал свою хронику Титмар Мерзебургский. И он усматривает в ранней смерти Оттона III Божью кару. Однако он молит о его прощении за то, что «его высшие помыслы были нацелены на возрождение нашей церкви». Об устремлениях Оттона III он пишет: «Император многое делал для возрождения древних обычаев римлян, в его время большей частью уже забытых, к чему разные люди относились по-разному». Вместе с тем из слов Титмара явствует, что идея «Возрождения империи римлян», вызывавшая возражение со стороны определенных группировок германской знати, включала в себя и церковное возрождение.
К обоим этим авторам близок по происхождению и роду занятий Тангмар, спустя несколько лет после Титмара сочинявший «Жизнеописание Бернварда». Особенно важно то, что он видел императора на вершине его славы в январе 1001 года в Риме, незадолго перед тем, как там вспыхнуло восстание, также проходившее на его глазах. В уже процитированной нами речи, будто бы произнесенной императором перед мятежными римлянами, Тангмар выражает собственное представление о том, насколько гордился Оттон III распространением славы Рима в странах, куда не доходили даже древние римляне - имелся в виду славянский Восток, куда императора сопровождали представители Рима. Но автор особенно подчеркивает то обстоятельство, что Оттон III отдавал предпочтение римлянам перед всеми остальными народами его Империи, чем и объяснялись возникавшие то тут, то там вспышки недовольства.
«Хроника епископов Камбрэ», написанная хотя и значительно позднее, в начале 40-х годов XI века, однако на основании надежных источников доносит до нас свидетельство из другого конца Империи. В ней об Оттоне III говорится так: «Он, юноша знатного рода, отважно полагавшийся на собственные силы, замышляя нечто великое, даже невозможное, пытался возвысить достоинство Римской империи до могущества древних ее правителей. Помышлял также преобразить, возвратив им прежнюю привлекательность, церковные нравы, поврежденные порочными привычками римлян, жадных до стяжания благ. Дабы вернее достичь этого, являл римлянам свою высшую милость, отдавая им, коренным жителям, знавшим местные нравы и обычаи, предпочтение перед немцами, делая их своими первыми советниками. Это было бы весьма хорошо и разумно, если бы он чего-то достиг. Но все напрасно. Ибо чем благосклоннее и милостивее был он к римлянам, тем более упорствовали они в своем высокомерии». Здесь светское, духовное и римское возрождения предстают как единое целое. При этом любовь Оттона III к Риму мотивируется иначе, чем у Бруно и Тангмара. Примечательно, что здесь, как у Титмара и Тангмара, возрождение Римской империи само по себе представляется великой целью, но, как у Бруно и Тангмара, выражается недовольство тем, что Оттон III отдавал Риму предпочтение перед Германией.
Интересно отметить, что спустя десятилетия после своей смерти Оттон III представлялся хронисту Адаму Бременскому могущественнейшим императором, покорившим датчан, славян, франков и итальянцев, трижды победителем вступившим в Рим.
И для современного историка не так-то легко по достоинству оценить историческую роль Оттона III. Широкое распространение в XIX веке получило представление о нем как о далеком от жизни мечтателе, «вознесшемся в небесные выси своей империи» и потерявшем контакт с действительностью, поставившем своими дерзкими замыслами на карту существование Священной Римской империи; основываясь на свидетельствах Тангмара и Бруно Кверфуртского, немецкие историки рисовали образ юнца, не имевшего твердых убеждений, презрительно отвернувшегося от суровой простоты своей саксонской родины, в глупом тщеславии подражавшего чужим обычаям и нравам, полностью поддавшегося очарованию Италии, ослепленного блеском идеи возрождения Римской империи, преследовавшего фантастические цели. Но с этим, обычным для XIX века представлением далеко не в полной мере согласуются натура и деятельность Оттона III. Его нельзя оценивать ни с точки зрения так называемой реальной политики, ни по национальным критериям - в этом случае оценка была бы полностью негативной. Более уместны суждения, принимающие в расчет универсалистские, стремившиеся возвыситься над мирской суетой воззрения того времени. С этой точки зрения его политика возрождения Римской империи являлась важной фазой развития римской идеи, владевшей умами на протяжении многих веков. Оттон III и его советники мыслили универсальными, а не национальными категориями. Правда, при этом не утрачивает своей актуальности вопрос: не являлись ли его представления об универсальной христианской империи фантастической идеей, игнорировавшей объективную реальность - зарождение в Европе национальных государств?
Однако и при критическом рассмотрении идеи Оттона III не кажутся исключительно фантастическими и далекими от реальности. Он целенаправленно продолжал в Италии политику своего отца и деда, стремясь установить там собственное господство, предполагавшее властвование не только в Павии, Вероне и Равенне, но и в Риме. В этом отношении он продвинулся даже дальше своих предшественников, вознамерившись не только время от времени появляться во главе войска в Вечном городе в качестве завоевателя, но и устроить в нем свою постоянную резиденцию, исполняя законную власть. Для этого он и пытался привлечь римлян на свою сторону, давая им должности и титулы, велел построить для себя на Авентине дворец, учредил императорскую администрацию, возвел сначала немца, а потом француза на папский престол и заместил важнейшую в Риме должность патриция графом Циацо, одним из своих верных саксов. Намерение Оттона III господствовать бок о бок с папой римским явилось первой и единственной попыткой практической реализации весьма популярной в Средние века идеи о гармоничном сотрудничестве двух высших властей - светской и духовной.
Западная империя в идее и действительности была тесно связана с Римом, поэтому намерение Оттона III возвратить ему прежний статус резиденции императора, столицы возрожденной Римской империи было смелой, но вместе с тем и логичной мерой. Благодаря ее реализации Западная империя, до сих пор не имевшая столицы, получила бы свой духовный, политический и административный центр, подобно Константинополю в Византии. Но, с другой стороны, перемещение центра Империи в Италию таило в себе и серьезную угрозу, поскольку в этом случае Германия, на силу которой только и могла опираться власть императора, превращалась во второстепенную провинцию. Оттон III лишался важной опоры, о чем сигнализировал мятеж в Саксонии в 1001 году. Если бы он продолжил движение по этому пути, то столкнулся бы с еще большими трудностями. Саксы, а за ними и другие германские племена неизбежно перешли бы в оппозицию. Утрату поддержки с их стороны невозможно было бы компенсировать помощью от итальянских магнатов. Если бы Оттон III не пересмотрел коренным образом свой план «Возрождения империи римлян», приглушив в нем «римское» начало (а последние месяцы его правления показали возможность этого), роковой исход был бы неизбежен.
Оттон III с малолетства воспитывался в убеждении, что является законным наследником славы Древнего Рима. Однако его мечта об универсальной христианской империи не увлекла ни немцев, ни итальянцев, ни самих римлян. О ней мечтали только сам юный император, его ученый друг и наставник Герберт - папа римский Сильвестр II и немногие из числа приближенных, а этого было слишком мало. И все же, хотя замыслы Оттона III умерли вместе с ним, для будущего устройства Европы большое значение имел один аспект его концепции универсальной империи - желание интегрировать в ее состав соседние народы Восточной Европы, не покоряя их и не лишая политической автономии, включить их в западный христианский мир на началах самоуправления. Однако эти планы натолкнулись на решительное сопротивление со стороны германских магнатов, заинтересованных в военно-политической экспансии. Да и сами эти народы, постепенно приходившие к осознанию собственной национальной идентичности, мыслили иными категориями и преследовали иные цели. В конечном счете они вошли в семью христианских государств Европы, но не в состав Империи, не столько укорененной в политической действительности, сколько витавшей в мире идей. Вместе с тем попытка возрождения традиций Римской империи способствовала возрождению римского права, которое, в свою очередь, укрепляло среди европейских народов чувство культурного единства. Мечта о возрождении Империи в античном смысле не исполнилась, однако лежавшая в ее основе идея благотворно повлияла на культурное развитие той эпохи, получившее название оттоновского возрождения.
Глава пятая. Генрих II Святой: возрождение королевства франков

Король с 983, император с 996. Сын Оттона II. До совершеннолетия Оттона Ill (995) регентшами при нём были мать Феофано (до 991) и бабка Адельгейда. Пытаясь осуществить утопический план воссоздания римской «мировой империи» с центром в Риме, Оттон III постоянно находился в Италии.


Известие о смерти Оттона II пришло в Аахен в то время, когда два епископа, немец и итальянец - Виллигис Майнцский и Иоанн Равеннский - торжественно венчали младенца Оттона королевской короной на Рождество 983 г. О праве наследования никто уже не спорил: государственное единство, установившееся в последние три царствования, находилось в тесной связи с интересами очень многих; поколебать его было нелегко. Вопрос заключался только в том, кому быть опекуном и регентом на время малолетства Оттона - его матери Феофано или ближайшему родственнику покойного императора. После некоторых колебаний и происков со стороны одного из ближайших родственников царствующего дома партия вдовствующей императрицы взяла верх с помощью одного из важнейших духовных сановников империи - Виллигиса, архиепископа Майнцского [Виллигис был сыном простого крестьянина из Нижней Саксонии; проницательный Оттон I сумел отличить его в среде духовенства, а Оттон II способствовал возведению его в высший духовный сан.] и Феофано была назначена правительницей до совершеннолетия короля Оттона.

Феофано правила разумно, и регентство Феофано, протекшее довольно мирно и спокойно, делает честь тонкому политическому такту и чутью этой молодой греческой принцессы. На воспитание царственного младенца некоторое влияние оказала его бабка, аббатиса Матильда Кведлинбургская. Там, где дело касалось интересов династии, эти женщины легко сходились между собой, хотя в остальном далеко не всегда жили в ладу. Главным руководителем в государственных делах был архиепископ Майнцский Виллигис, а главным воспитателем юного короля - хильдесхаймский епископ Бернвард, один из самых энергичных политических деятелей своего времени.

Одной из важных задач регентства в годы младенчества короля Оттона III было сохранение мирных отношений с Западно-Франкским государством, где произошла смена династии. В 986 г. умер Лотарь III, а в следующем году и его сын Людовик V. Единственным отпрыском дома Каролингов остался Карл, которому Оттон II в 977 г. отдал в лен Нижнюю Лотарингию. Эта ленная зависимость от германского императора делала Карла ненавистным для западно-франкской знати, тем более что и женат он был на дочери простого служилого человека. Вот почему большинство знати избрало в короли могущественнейшего из западно-франкских вельмож, Гуго, герцога Франции, иначе - Гуго Капета (987 г.).

Но у Карла были свои приверженцы, и между соперниками завязалась длительная борьба, закончившаяся тем, что Карл был предательски захвачен в плен, выдан Капету и вскоре умер в заключении. Новый король имел свои основания быть осторожным по отношению к Восточно-Франкскому государству, и потому отношения между соседями сложились для Феофано весьма удовлетворительно. Ей даже до некоторой степени оказалось выгодным то, что западно-франкские епископы из партии Гуго Капета стали в некоторую оппозицию к папскому престолу: это скрепило связь между Римом, Италией и Саксонской династией, постоянно заботившейся о поддержке церковного единства. Но молодая и умная правительница прожила недолго: в 991 г. она скончалась, и вдовствующая императрица Адельхейда поспешила из Италии, где она занималась делами управления, чтобы заменить собой правительницу. Четыре года спустя юный король, которому минуло 15 лет, принял участие в одном из походов против славян, а затем вступил в управление делами.

ттон наследовал своему рано умершему отцу в возрасте всего трёх лет. Малолетство нового государя было бы великим несчастьем для страны, если бы мать его, Феофано, женщина редких способностей, не приняла участия в государственных делах и если бы большинство германских герцогов и могущественных вельмож не сохранило верность правящей династии. И все же без смут и волнений не обошлось. умер в Италии. Там же находилась Феофано, которую он перед смертью объявил регентом. Между тем двоюродный дядя маленького императора находился в Германии и немедленно стал действовать в своих интересах. В качестве близкого родственника он стал добиваться опеки над маленьким Оттоном. Архиепископ Кёльнский Варин, у которого в это время находился Оттон, передал ему мальчика, и Генрих более года держал его у себя. Только после соединённых усилий друзей императорского дома в июле 984 года на съезде в Рере принужден был передать Оттона матери и бабке Аделаиде. В том же году на Вормсском съезде было достигнуто полное согласие Генрих и его друзья дали клятву верности. В следующем году передали , он совершенно удовлетворился этим и хранил отныне верность своему племяннику.

Оттон получил самое тщательное образование. Уже с ранней молодости он обнаружил необыкновенную жажду знаний и усвоил такую массу сведений, что приводил в изумление своих современников. Священники, в руках которых находилось всё его воспитание, внушили ему, с одной стороны, самую высокую идею о его будущем призвании, а с другой - необычайную набожность и глубокомысленный мистицизм, столь свойственной его меланхолической натуре. Эти две противоположные силы рано начали бороться в его молодой душе. Ближайшее и существенное мало привлекало его. Председательствовать на съездах, заведовать текущими делами правления, ездить взад и вперёд по бедной, полудикой Германии, мирить грубых вассалов, гоняться за вендами в их непроходимых лесах и болотах - всё это казалось Оттону невыразимо скучным и низким. Он с ранних лет мечтал поселиться в Италии, в стране образованности и утонченной культуры, и грезил о воссоздании великой Римской империи. Он с высокомерием и презрением относился к своим соотечественникам. Их простота и наивность казались ему невыносимым варварством.

Когда Оттону исполнилось шестнадцать лет, его бабка, престарелая императрица Аделаида (после смерти Феофано в 991 году она стала регентом государства), изъявила желание, чтобы он возложил на себя императорскую корону. В феврале 996 года Оттон в первый раз отправился в Рим в сопровождении войска, состоявшего из всех немецких племён. 21 мая, в день Вознесения Господня, папа , первый немец на папском престоле, венчал Оттона императорской короной. Во время этой поездки император познакомился с реймсcким архиепископом Гербертом, уч`нейшим человеком своего времени. Весной 997 года тот приехал к Оттону в Магдебург. Здесь тогда собрались самые известные учёные со всей Германии. Целые дни они проводили в диспутах и беседах. Сам Оттон играл в них не последнюю роль. От этих ученых занятий императора отвлекли известия о смуте в Италии: римляне изгнали из города папу и отдали власть патрицию Иоанну Кресценцию. Тот посадил на папский престол своего ставленника .

В конце 997 года во главе большого войска Оттон во второй раз вступил в Италию. В Павии вместе с папой он отпраздновал Рождество, а затем через Равенну подошёл к Риму. Римляне не оказали ему сопротивления. Кресценций заперся в замке святого Ангела, антипапа бежал в Кампанию. Вскоре немецкие всадники поймали его, выкололи глаза, отрезали нос, уши, язык и в таком виде привезли в Рим. Здесь, после новых унижений, его бросили в темницу. Кресценций некоторое время оборонялся в замке, но 26 апреля осаждавшие разбили стены машинами и взяли замок приступом Сам Кресценций был обезглавлен, а его 12 ближайших сподвижников распяты на крестах. Окрестные бароны были покорены с неумолимой суровостью, и вся папская область вновь была передана .

После этого Оттон отправился на богомолье в южную Италию. Он посетил Монте-Кассино, молился у гроба апостола Варфоломея, взошёл босой на Гарганскую гору и прожил там некоторое время между монахами, ведя аскетический образ жизни. На обратном пути он посетил Гаэту, где жил в шалаше святой Нил, и молился вместе с ним. В феврале 999 года умер папа . Оттон приехал в Рим и возвёл на папский престол своего друга Герберта, который принял имя . Оттон решил не возвращаться пока в Германию и сделал Рим своей резиденцией. Казалось, пришло время для воплощения в жизнь его детской мечты: восстановить Римскую империю во всем её блеске и могуществе и превратить Рим в центр всего христианского мира. Император, однако, не решился поселиться посреди развалин Палатина, бывших когда-то местом пребывания августов, а устроил себе дворец на Авентине. Здесь он постарался воссоздать пышность и церемониал византийского дворца. Перед подданными он являлся в странной, давно забытой в Италии одежде - в мантии, украшенной изображениями из Апокалипсиса. Обедал он отдельно от своих придворных за особым столом на возвышении. По обычаю древних императоров он присоединил к своему титулу прозвания Саксонского, Римского и Итальянского. Восстановлены были звания римских консулов и сенаторов, а также римских граждан, не имевшие в новой обстановке никакого смысла. Он ввел также многие византийские титулы: магистра, комита, протовестария. Городское управление в Риме было вручено патрицию и префекту. Оттон старался восстановить судебные обычаи древности и заменить право германцев римским. Это же право он хотел в дальнейшем ввести по всей империи.

В декабре 999 года Оттон отправился в Германию. В 1000 году он посетил Польшу и совершил паломничество к гробнице святого Адальберта в Гнезно. Из Польши он поехал в Ахен и велел здесь взломать склеп , так как хотел видеть его тело. Было много и других дел, которым надлежало заниматься государю, но у Оттона не лежала к ним душа. Узнав о новых смутах в Италии, он поспешил за Альпы. Обратно в Германию Оттон больше не вернулся. Остаток лета император провел в Ломбардии, ожидая пока спадет жара - здоровье его было расстроено. В октябре он переехал в Рим и поселился в своем дворце на Авентине. Он по-прежнему лелеял великие мечты, но реальность безжалостно разрушила их.

В 1001 году восстал город Тиволи. Римляне давно враждовали с его жителями и надеялись, что император жестоко покарает их за бунт. Но Оттон велел только разрушить часть городской стены. Эта снисходительность возмутила римлян, они взялись за оружие и осадили Оттона в Авентинском дворце. У императора было очень мало солдат, но, воспламенясь гневом, он хотел со священным копьем в руке вести свой небольшой отряд на мятежников и пробиться сквозь их ряды к своему войску. Спутники уговорили его не спешить. Вскоре епископу Бернварду удалось образумить римлян. Они отворили ворота, впустили в город немцев и явились к императору с изъявлением покорности. Оттон говорил с ними с башни, упрекая их в неблагодарности. Его слова произвели такое впечатление, что римляне схватили двух главных вождей восстания и притащили их полунагих к ногам императора. Но минутное впечатление рассеялось, мятежные речи упорных противников немецкого владычества производили новые восстания. Император был глубоко опечален и в унынии вместе с папой покинул 16 февраля неблагодарный город. Римом стал править граф Тускульский Григорий, получивший от Оттона много милостей, но теперь восставший против него. Бернвард и поехали в Германию собирать новое войско. Император остановился в Равенне и прожил здесь больше двух месяцев, весь отдавшись молитвам и аскетическим подвигам, которые он совершал в обществе отшельника святого Ромуальда и аббата Одилона.

Затем Оттон III отправился в Венецию. Беседы с мудрым дожем Орсеоло произвели на него большое впечатление и несколько изменили его умонастроение. Оттон снял с себя вретище отшельника, надел военный плащ и около Троицы объявил новый поход на Рим. Горожане заперли перед императором ворота и потребовали от него уступок; он не хотел уступать им ни в чем. Война затянулась. Оттон жил в замке Патерно у подошвы горы Соракте, ходил оттуда под стены Рима и по римской Кампанье, опустошая всё огнем и мечом; доходил до Беневента и Салерно. Но на этом его подвиги окончились. Перемена счастья, казалось, пробудила с новой силой в душе императора его религиозно-мистические склонности. Он вернулся к отшельнику Ромуальду и по целым неделям, за исключением четверга, проводил дни и ночи в молитвах и горячих слезах. Ромуальд убеждал Оттона вовсе отказаться от мира и всего себя посвятить служению Богу. Но император отвечал: "Прежде хочу победить своих врагов и вступить с торжеством в Рим, а тогда уже возвращусь к тебе в Равенну". "Если ты пойдешь на Рим, то не увидишь больше Равенны", - отвечал Ромуальд. Слова его, как и подобает речам святого, оказались пророческими. Тем не менее, во второй половине декабря император оставил Равенну.

В то же время явились к нему немецкие епископы со своими вассалами. Но из светских князей почти никто не последовал его призыву. В Германии давно уже смотрели с неудовольствием на противонациональный образ действий Оттона, Его явное презрение к своему народу, видимый упадок государства, пустой блеск и тщеславие, к которому так мало склонны люди севера, - всё это ожесточало умы и возбуждало всеобщий ропот. Большинство герцогов и князей не только отказалось поддерживать императора, но даже образовало обширный заговор с целью свергнуть его с престола и возвести на него более достойного. Эти грозные вести не замедлили дойти до Оттона. Подавленный духом и телом, страдая от жестокой лихорадки, он заперся в Патерно. Со стен его он мог видеть непокорный Рим. Но не только этот город, вся страна возмутилась против него: Кампанья и вся южная Италия восстали против немцев, подвоз съестных припасов был очень затруднителен; спутники Оттона и он сам терпели сильные лишения и отказывали себе в самом необходимом. В эту критическую минуту прибыл епископ Кёльнский Гериберт с сильным немецким отрядом. Появление верного вассала немного утешило умирающего императора. Перед своей смертью Оттон показал необыкновенную веру и покорность судьбе; он скончался 23 января 1002 года на руках папы Сильвестра с твердой уверенностью в правильности своих стремлений.

Оттон III не был женат; ему наследовал , сын и правнук короля .

 


Читайте:



История создания и развития

История создания и развития

Девятнадцатый век в истории человечества - век, в который многие науки реформировались, в том числе и химия. Именно в это время появилась...

Гороскоп для овна на десятое октября

Гороскоп для овна на десятое октября

Вот и наступил год Красного Огненного Петуха. Покровитель 2017 года имеет особый характер, который скажется на каждом из нас. Что именно он...

На этой странице собраны образцы документов, которые необходимы при проведении высотных работ

На этой странице собраны образцы документов, которые необходимы при проведении высотных работ

Каждое правильно организованное строительство должно иметь грамотно составленную строительную документацию, которая, как правило, включает в себя...

Классификация частиц по значению

Классификация частиц по значению

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов....

feed-image RSS