Главная - Электрооборудование
Школы в средние века. Обучение в средние века было в основном

Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская им­перия. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, опло­том которого стало христианство. Средние века охватывают две­надцать столетий.

Средневековье условно подразделяют на три периода:

У-Х вв. - раннее Средневековье;

Х1-Х1П вв. - развитое Средневековье;

XIV-XVII вв. - позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.

Характер и формы средневекового образования и воспитания определялись господствующим положением религии и Церкви в обществе. Католическая церковь - духовный центр Средневе­ковья - официально отвергала античную образовательную тра­дицию. Однако в среде христианских богословов и монахов было немало сторонников греко-римского образования.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли ран­него Средневековья внесла схоластика - тип религиозной фи­лософии, центральная проблема которой - соотношение свет­ского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от антично­сти к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового об­разования, подняла авторитет образования и учителя.

Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Пе­реход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Варварские вторжения при­вели к гибели культурных ценностей античности. Открытую борь­бу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находи­лось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмот­ность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию I принадлежит высказывание: «Невежество - мать истинного бла­гочестия». Грамотных людей было невозможно найти не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Между тем общество нуждалось в грамотных лю­дях: чиновниках, священнослужителях.

Попытки создания школ предпринимались как церковной, так и светской властью. Многие политические деятели осознава­ли роль школы в государственном строительстве. Так, основа­тель империи франков император Карл Великий всемерно по­ощрял развитие школьного дела, предписывая церковным при­ходам открывать школы для всех сословий. Королевский двор стал центром, куда стекались немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого в империи Ка-ролингов, стали называть Академией. С его именем связано Каро-лингское возрождение - культурный подъем империи, расцвет ли­тературы, искусства, архитектуры. Однако такие периоды были непродолжительны и не оказывали существенного влияния на общую картину образования. После смерти императора его на­чинания были забыты и вновь возобладало пренебрежительное отношение к культуре и образованию.


В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ{приходские, монастырские, соборные). Христи­анская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней об­разованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.

Одними из первых открываются монастырские школы, осно­ванные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционирова­ла школа, где давалось элементарное образование (начала грамо­ты, счета, пение псалмов).

Повышенное образование предоставлялиепископские школы, действовавшие при епископских кафедрах, однако их было не­много. Там обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, му­зыка). Изучение грамматики сводилось к разучиванию грамма­тических форм латинского языка и оборотов речи, изучению правил стихосложения, трудов отцов Церкви, сочинений антич­ных авторов. Обучали диалектике, искусству красноречия, уме­нию защищать религиозные догмы, строить аргументы и доказа-I тельства. В риторике упражнялись в составлении устных и пись- менных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. В циф­рах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «З» симво­лизирует Троицу, цифра «7» - сотворение Богом мира за 7 дней. ^ В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто 1 нелепые (Земля - блин, плавающий в воде, Иерусалим - пуп Г земли и т.п.). Изучение астрономии предполагало знакомство | с созвездиями, наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Астрономия должна была помочь вычислить даты церковных праздников. Обучение музыке ставило целью не столько овладе­ние музыкальными инструментами, сколько знакомство с духов­ной музыкой и церковными богослужениями. Таким образом, обучение носило ярко выраженный религиозно-мистическийхарак­тер (см. табл. 1.5).

| Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит I за стены церквей и монастырей. Рост городов, развитие торговли дали толчок развитию светского образования - городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на об­разование, жестко контролировала светские учебные заведения, Видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось ^значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.

Канон школьного образования - семь свободных искусств в эпоху Средневековья

Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе. Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык. Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.

Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.

Монахи. (medievalist.com)

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями. Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Где и чему научат в эпоху Средневековья?

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.

Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».

«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.


Чтение книги. (wludh.ca)

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.

Чтение нотной грамоты. (quatr.us)

Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий. Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе. К тому же появилась относительно стройная структура образования.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли. Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом. Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.


Чтение нотной грамоты. (news.nd.edu)

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми. Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.


Геометрия. (chronicle.com)

Городские школы в XII веке росли как грибы после дождя. Они подготовили почву для рождения одного из главных достижений средневековой Европы — университета.

Исходя из обозначенных подходов, в период средневековья сложилась определенная система церковных и светских школ.

Церковная школьная практика отличалась подчинением светского знания целям религиозно-ориентированного образования («духовное попечение»), преимущественной ориентацией на профессиональную подготовку внутрицерковного характера, функционированием образовательных учреждений в тесном взаимодействии с церковью.

С V по xv в. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Основные типы церковных школ: приходские, монастырские и соборные или кафедральные школы

Приходские школы (при церковных приходах) - в школах обучались только мальчики. Обучение носило бессистемный характер, установленных сроков обучения не существовало, обучение велось на латинском языке, было сложным, все произносилось вслух и заучивалось наизусть, прежде чем овладеть чтением и письмом обучающимся предписывалось выучить на латыни не менее 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению - только после этого приступали к изучению грамоты.

Монастырские школы (внешние, внутренние) - мальчиков для монашества готовили внутренние школы, мирян обучали внешние школы. В монастырских школах встречалось обучение трех основных типов: пастырское (для церковно-приходского служения в миру); подготовка мальчиков в монахи; обучение грамоте и писанию для мальчиков, не предполагавших оставаться при церкви или монастыре.

Курс обучения представлял собой «семь свободных искусств», но их содержание в этот период претерпело изменение в соответствии с религиозными традициями, определяло наиболее значимые для церкви области знания:

Грамматика - изучение латинского языка - языка религиозных текстов, трудов отцов церкви,

Риторика - умение проводить свободные проповеди,

Диалектика - учение о вечном мире,

Арифметика - арифметические действия, знание мистических значений чисел,

Геометрия - умение строить церковные храмы,

Астрономия - вычисление дат церковных праздников,

Музыка - разучивание и пение церковных псалмов.

Вместе с тем в монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

По мере образования монашеских орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др.

В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для получения светского образования. Некоторые родители отдавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, которая формировалась посредством обучения в монастырских школах.

Соборные или кафедральные школы - находились при кафедре епископа, учились те, кто готoвились к высокому епископскому сану, в основном это были дети священнослужителей после обучения во внутренней монастырской школе.

Церковные школы представляли собой важный инструмент религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Преподавание богословия считалось «венцом наук». Универсальными методами обучения в средневековых школах служили заучивание и воспроизводство образов. Школа была оторвана от жизни. Господствующая в ней схоластика не открывала новые законы природы, а представляла религиозное учение как наукообразную систему, обосновывая ее ссылками на авторитет отцов церкви и на Священное Писание.

Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Хотя иногда проводились игры во дворе, целые «дни веселья», но каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. Широко использовали розгу, палку, плеть. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело.

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церковных школ. Появляются цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов) школы, впоследствии они станут называться городскими. Они создавались городскими властями, а иногда и самими гражданами.

Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Профессиональные навыки ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов.

Появляются городские школы, где преподавание ведется параллельно на латинском и родном языке, а также аналогичные мужским учебные заведения для девочек. Постепенно школы избавляются от опеки церкви, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной горожан педагог, получавший должность ректора школы. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не всегда регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место. Так появились «бродячие учителя».

Программа городских школ в позднее Средневековье по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них - школы счета - давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы, в свою очередь, давали образование повышенного типа.

Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6-летнегоизучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

Огромное влияние на развитие образования в Средневековье оказала Католическая Церковь. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы . Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их. читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету.

Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные . или соборные школы . которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы . а купцы — гильдейские школы . В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции.

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами, - писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра-зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер-ковные, и светские школы. В них учились дети феодалов, горо-жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали семь свободных искусств: грамма-тику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астроно-мию и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. народными языками.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос-тупок наказывали. Школьники сами добы-вали себе кусок хлеба. Они подрабатывали, но чаще просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес-ни. Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы вмиг поднять с кровати добропоря-дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело-дии брошенным через окно куском колбасы или сыра.

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения университеты . Пер-вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье. Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв. в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии .

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про-фессор читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож-ные места в тексте. Ученики мирно дремали. Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого. Печатные книги стали доступным ис-точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения.

Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр-ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс-кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Коллегии - закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет - высшее учебное заведение, готовящее специалис-тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Средневековые школы

С ростом городов и развитием торговли увеличилась потребность в грамотных людях. Купцам, чтобы вести торговлю и подсчитывать доходы и расходы, нужно было уметь считать и писать. Капитанам торговых судов, чтобы вычислять курс корабля, нужны были знания по астрономии и математике.

Церковные и монастырские школы не выпускали достаточного количества грамотных людей, и в XII веке в городах Европы появляются светские школы. Их число быстро росло. Они открывались на средства богатых горожан, цехов и городских властей. Там будущие купцы и ремесленники овладевали счетом, знаниями по географии и истории. Обучались здесь не только мальчики, но и девочки. Как и прежде, в школах преподавались грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Учителя применяли телесные наказания, розгами добиваясь от учеников усердия.

Источники: www.rokim.org.ua, www.profile-edu.ru, 900igr.net, iessay.ru, worldofschool.ru

Баллада о маркизе де Геранде, писаре из Гарлона и красавице Аннаик. Часть1

Страна Синаар

Критский бык

В поисках святого Грааля

Как уместить все необходимое в маленькой прихожей

Редко выходит так, что прихожей отдают много пространства от квартиры. Ведь прихожая должна выполнять минимум функций: это первое помещение, куда...

Общение и успех

Человек – это существо социальное. Все богатые и успешные люди всегда имели богатый круг знакомств и никогда не испытывали трудности...

Великий князь Александр Невский

Не так уж много в истории героев, чьи деяния были высоко оценены современниками и не потускнели, не были переоценены с...

События Первой мировой войны

Ужасы всепланетной бойни 1939-1945 годов заставили думать о предыдущей, Первой мировой войне, как об относительно небольшом конфликте. Действительно, потери среди...

Прогресс развития общества всегда был связан с познанием науки и получением образования. Толчок такому развитию дала эпоха средневековья. Именно тогда был сделан огромный вклад в развитие школ.
В педагогике средневековья присутствовал элемент авторитарности личности. Многие открыто показывали враждебность к воспитанию, в котором была греческая и римская литература. Считалось, что образцом воспитания является монашество, которое и стало распространяться в эпоху средневековья.

Средневековая монастырская школа

Самыми первыми заведениями, где можно было учиться являлись монастырские школы. Несмотря на то, что церковь оставляла науки которые ей были нужны, именно с них и началась культурная традиция, которая связывала разные эпохи.
По мере того, как развивалась культура населения, начали появляться первые университеты. Они имели юридическую, финансовую и административную направленность. К 1500 году существовало уже 80 университетов.
Средневековые монастырские школы подразделялись на внешние и внутренние. Они давали более глубокое образование. Плюсом было то, что в школе был доступ к библиотеке. Многие люди, которые имели образование, были монахами.
Школы, которые принадлежали к внутреннему типу, предназначались только для монахов или тех, кто готовился поступить в монахи. Для этого нужно было получить специальное разрешение от аббата монастыря. Те школы, которые назывались внешними, принимали чужаков.
Существовали также школы, которые подготавливали будущих священнослужителей. Уровень подготовки и образования таких школ был минимален.
Монастырские школы могли посещать только мальчики. Педагогики воспитания практически не было, вместо неё были мысли о религиозном воспитании, которые содержались в литературе.
Во внутренних школах образование было шире. Учителя требовали, чтобы ученики в виде приветствия читали латинскую прозу и стихи. Если было желание, некоторые могли брать индивидуальные занятия. Особое внимание уделялось сочинениям на латыни. Из греческого языка брали только азбуку и отдельные слова из литургии.
С каждым уроком знания увеличивались. В монастыре имелись мастерские по переписке. Переписывались рукописи, которые были вывезены из Италии, а затем распространялись по всей Европе.
Аббаты занимались сбором книг для монастыря, призывали читать именно подлинные тексты. Вскоре монастырские школы начали расширяться на других науках, например музыке, медицине и математике. Появляются бродячие студенты, что стало одним из источников ваганства.
И всё-таки самой главной заботой монастыря стало составление, а потом перепись текстов к Священному Писанию.

Чему обучали в средневековой монастырской школе?

В средневековье существовало три типа школ, это церковно-приходская, монастырская и соборная школа.
Для низших слоёв населения были отдельные системы воспитания. Они изучали счета, риторику, чтение и письма. Для феодалов была принята система рыцарского воспитания, где обучали верховой езде, плаванию, умением фехтовать, владение копьём и игрой в шахматы. Основной книгой был Псалтырь. Античная и христианская традиция переплелись на практике и в обучении.
Школы готовили почти одних священников. Если обучение было платным, то оно преподавалось только на латинском языке. Такое обучение предполагалось для зажиточных горожан. Учёба начиналась с изучения молитв, затем шло знакомство с алфавитом и чтение тех же молитв по книге.
При чтении слова и выражения заучивались, в смысл никто не вникал. Именно поэтому, далеко не все, кто умел читать латинские тексты, могли понимать прочитанное.
Выше всех предметов стояла грамматика. Для обучения письму требовалась около трёх лет. На специальной дощечке, которая была покрыта воском, ученики могли упражняться в написании, и только потом они брались за перо и могли писать на пергаменте. Числа изображали с помощью пальцев, учили таблицу умножения, учились петь и знакомились с вероучением.
Многие ученики проявляли неохоту к зазубриванию и латыне, выходя из школы наполовину грамотными и умеющими немного читать тексты книг.
Некоторые крупные школы давали знания посерьёзней и назначались при епископских кафедрах. В них изучали грамоту, арифметические числа, риторические, диалектические и геометрические науки. Дополнительными предметами были музыка и астрономия.
Искусство включало в себя два уровня. Начальный уровень состоял из обучения грамоте, риторике и диалектике. А высший включал все остальные искусства. Самой трудной считалась грамматика. Её представляли как царицу с ножом для чистки ошибок в одной руке и с бичом в другой.
Также ученики тренировались в спряжении и склонении. В риторике учили правила синтаксиса, стилистики, составляли письма, грамоты и деловые бумаги.
Особой значимостью выделялась диалектика, она учила не только рассуждать и делать правильные выводы, но и находить противника учения церкви. Арифметика знакомила с сложением и вычитанием. Ученики решали разные задачи, учились вычислять время религиозных праздников. Даже в цифрах они видели особый религиозный смысл. Следом за арифметикой была геометрия. Все задачи были общие, без доказательств. Особое внимание уделялось географическим сведениям в этой науке. В астрономии знакомились с созвездиями, движением планет, но объяснение было не точным.
В монастырской школе была суровая атмосфера. Учителя не жалели учеников за ошибки, применялись телесные наказания, которые церковь одобряла.
В этот период все люди, которые были грамотными, принадлежали к одному сословию и обучались в школах, которые создавались представителями этих сословий.

 


Читайте:



Рыцарь жезлов: значение (Таро)

Рыцарь жезлов: значение (Таро)

Рыцарь Посохов – Младший Аркан По астрологии Рыцарю Посохов соответствуют планета Марс с ее страстностью. Планета пребывает в Овне – фактически...

Блюда с белыми грибами. Рецепты. Маринованные боровики на зиму – пошаговый рецепт с фото, как мариновать в домашних условиях

Блюда с белыми грибами. Рецепты. Маринованные боровики на зиму – пошаговый рецепт с фото, как мариновать в домашних условиях

Боровик - поистине царь среди грибов. В то время как другие плодовые тела приходится вываривать, чтобы затем жарить, белый не нуждается в...

Курица гриль - пошаговые рецепты маринада и технология приготовления в духовке, микроволновке или сковороде

Курица гриль - пошаговые рецепты маринада и технология приготовления в духовке, микроволновке или сковороде

Курица гриль воспринимается многими как не очень полезное блюдо. Немалую роль в создании такой репутации сыграла магазинная птица, которая не...

Как правильно приготовить курицу гриль

Как правильно приготовить курицу гриль

1. Курицу заранее необходимо замариновать в соли с паприкой. Для этого нужно промыть курицу изнутри и снаружи и обильно обмазать солью и паприкой....

feed-image RSS