Главная - Инструменты
Сибирь. Монголия

(род. 21 января 1835 г.) - известный русский путешественник по Азии, уроженец Сибири (Ямышевской станицы).

Детство провел на границе киргизских степей; учился в Омском кадетском корпусе.

Будучи молодым офицером, принимал участие в походе в Заилийский край. Первым научным его трудом был разбор старинных актов омского архива.

Сознавая свою недостаточную подготовку к научной деятельности, П. в 1858 г. поехал в Петербург и прослушал в три года университетский курс, а летом делал экскурсии по Волхову и Уралу. В 1863-64 гг. он участвовал в экспедиции К. В. Струве в область озера Зайсана, где им исследовано рыболовство озера и собрана ботаническая коллекция.

В 1865 г. П. был назначен секретарем губернского статистического комитета в Томске.

Привлеченный к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России, он был приговорен к каторжной работе, которую отбывал в Свеаборге; затем был водворен в г. Никольске, Вологодской губ. В 1874 г., по ходатайству Имп. русск. географ. общества, П. был помилован и женился.

Весной 1876 г. П. отправился, по поручению геогр. общества, в сев.-западную Монголию.

Экспедиция его в течение двух лет охватила эту страну со всех сторон, причем были собраны богатые данные по всем отраслям географических знаний.

За первой экспедицией скоро последовала вторая (1879), имевшая целью изучение центральной части Монголии.

Все добытое в эти две поездки было разработано П. и обнародовано геогр. обществом в "Очерках сев.-западной Монголии", вышедших в 1883 г. В состав новой экспедиции в Ганьсу вошли топограф А. И. Скасси и зоолог M. M. Березовский.

Средства на экспедицию были даны отчасти географическим обществом, отчасти В. П. Сукачевым.

Экспедиция отправилась морем в Чи-фу, а оттуда, через Пекин, две северные провинции Китая и Ордос, дошла до Ганьсу к концу 1884 г. Следующий год был посвящен изучению восточной окраины Тибета; обратный путь в Россию был совершен в 1886 г. через хребет Нань-шань и всю центральную Монголию.

Богатейший материал, собранный трудами членов экспедиции, помещен в разных специальных журналах, главным образом в издании географ. общества: "Тангутско-тибетская окраина Китая и центральная Монголия " (1893). Богатство собранных результатов побудило географ. общество снарядить еще новую экспедицию под начальством П., в 1892 г., для продолжения изучения той же восточной окраины Тибета.

В состав ее вошли еще M. M. Березовский и геолог В. А. Обручев, средства же отчасти были даны географическим обществом, отчасти Я. M. Сибиряковым.

П. вновь избрал путь через Пекин, выступил в декабре 1892 г. на З и через Ордос прошел в китайскую провинцию Сы-чуань. Оттуда П. предполагал подняться на Тибетское нагорье, но болезнь его жены (см. выше) заставила его поспешно идти назад. На обратном пути в Пекин П. посетил некоторые местности, до тех пор неизвестные европейцам.

После смерти жены П. вернулся в Петербург; его товарищи Березовский и Обручев, каждый самостоятельно, продолжали работы в Центральной Азии. Ю. Ш. {Брокгауз} Потанин, Григорий Николаевич - русский путешественник и ученый.

В 1859-62 учился в Петербург. ун-те. В 1863-64 участвовал в экспедиции Рус. географич. об-ва на оз. Зайсан и хребет Тарбагатай, руководимой рус. астрономом К. В. Струве, совм. с к-рым составил подробное описание посещенных мест. По поручению об-ва П. в 1876-77 и 1879-80 совершил экспедиции в сев.-зап. Монголию, в 1884-1886 и 1892-93- в сев. Китай, вост. Тибет и центр. Монголию и в 1899 - экспедицию на Большой Хинган.

Результаты исследований П. дали обширные сведения по географии, геологии и экономике до этого малоизвестных и неизученных областей Центр. Азии. Наиболее ценны собранные П. этнографич. материалы, содержащие сведения о многочисленных тюркских и монгольских племенах, тангутах, китайцах, дунганах и др. П. записал свыше 300 произведений вост. эпоса, к-рые частично опубликовал в своей обработке.

Собрал самый подробный гербарий растений Центр. Азии. Им открыто много новых видов растений, в том числе три новых рода явнобрачных, один из которых назван именем II. П. являлся инициатором ряда экспедиций в Сибирь, организатором Об-ва по изучению Сибири (в Томске), а также музеев и выставок; был одним из учредителей высших женских курсов в Томске.

П. принадлежал к буржуазно-либеральному течению сибирских областников.

Был чл. (с 1862) и почетным чл. (с 1910) Рус. географич. об-ва и ряда др. научных об-в. В 1886 награжден Константиновской медалью Рус. географич. об-ва. В честь П. названы один из хребтов Наньшаня и ледник в горном узле Табын-Богдо-Ола (Монгольский Алтай). Соч.: Путешествие на озеро Зайсан и в речную область Черного Иртыша до озера Марка-Куль и горы Сар-Тау, летом 1863 года, "Записки Русского географ. об-ва. По общей географии", 1867, т. 1 (совм. с К. Струве);

Поездка по Восточному Тарбагатаю, летом 1864 года, там же (совм. с К. Струве);

Очерки Северо-Западной Монголии, вып. 1-4, СПб, 1881-83; Тунгутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 1-2, СПб, 1893; Поездка в среднюю часть Большого Хингана, летом 1899 г., "Записки Русского географ. об-ва". 1901, т. 37, вып. 5; Путешествия по Монголии, М., 1948. Лит.: Берг Л. С., Всесоюзное географическое общество за сто лет, М.-Л., 1946; Лялина М. А., Путешествия Г. Н. Потанина по Китаю, Тибету и Монголии, СПб, 1898; Обручев В. А., Григорий Николаевич Потанин.

Жизнь и деятельность, М.-Л., 1947; его же, Путешествия Потанина, М., 1953; Бессонов Ю. Н. и Якубович В. Я., По внутренней Азии (Ч. Ч. Валиханов и Г. Н. Потанин), М., 1947.

Глава XV. СОТРУДНИКИ Г. Н. ПОТАНИНА В ПУТЕШЕСТВИЯХ

Роль и значение сотрудников в больших экспедициях. Александра Викторовна, жена и помощница Г. Н. Потанина. Ее молодость, образование, выход замуж за ссыльного, участие в экспедициях, занятия и литературные труды. М. М. Березовский, охотник и орнитолог, его занятия, наклонности и научные труды. Геодезист А. И. Скасси. Правоверный буддист Б. Р. Рабданов. Монгол Сантан-джимба. Хара-егур Лобсын

Путешественники, изучающие далекие страны, редко являются совершенно одинокими, сопровождаемыми только слугами и рабочими, набираемыми из местного населения. В большинстве случаев в состав экспедиций, кроме ее начальника и главы, входят еще сотрудники той или другой специальности, благодаря работе которых результаты путешествия дополняются и увеличиваются.

В мало изученных странах для путешественника работы так много, что он один справиться с нею не может. Для составления хорошей карты необходимо вести все время маршрутную съемку местности, периодически определять географические координаты, т. е. широту и долготу некоторых пунктов (городов, селений, скрещений дорог, переправ через реки и пр.), чтобы составляемая карта могла быть присоединена к существующим соседних стран и правильно нанесена на сетку меридианов и параллелей. Затем необходимо изучать фауну и флору страны, т. е. ее животных и растения, а для этого составлять коллекции, охотиться за животными, снимать шкурки, препарировать скелеты, искать насекомых, моллюсков, собирать и сушить растения. Эти зоологические и ботанические сборы и наблюдения требуют столько времени и внимания, что один человек выполнить те и другие полностью не может. Столько же времени и сил нужно уделить на геологические наблюдения - составление коллекции горных пород, слагающих местность, изучение условий их залегания и отношения друг к другу, чтобы составить геологическую карту и выяснить строение исследованной страны. Население последней также требует внимания и изучения; его быт, жилище, одежда, язык, верования, обряды, предания, народный эпос, весь строй его жизни и экономические сношения и условия должны быть обследованы и записаны. Если в стране имеются могилы, памятники, вообще какие-нибудь признаки более древнего населения, они, в свою очередь, требуют специального изучения, часто связанного с раскопками. Такого же специального изучения требуют пути сообщения, гидрографическая сеть, т. е. реки и озера, климат данной страны и т. д.

Вот почему в состав экспедиций в большинстве случаев входит несколько человек, между которыми и распределяется работа; от их подготовленности и усердия зависит общий итог научных достижений путешествия.

Г. Н. Потанин никогда не путешествовал в одиночестве. Во всех экспедициях во Внутреннюю Азию, кроме последней, его сопровождала жена - Александра Викторовна, которая помогала ему в метеорологических наблюдениях, в сборе и сушке растений, в сборе мелких животных и в наблюдениях над бытом народностей. Почти во всех экспедициях принимал участие геодезист-топограф, который вел маршрутную съемку и определение широт и долгот. В нескольких экспедициях большую роль играл охотник М. М. Березовский, на долю которого выпадала часть наблюдений и коллектированья по зоологии. Археолог Адрианов во второй монгольской экспедиции, два студента в последней Хинганской принимали участие в работах. Присоединение геолога, имевшего самостоятельные задачи и маршруты, к последнему китайскому путешествию, которое из-за смерти жены Потанин преждевременно закончил, дало в результате особые исследования, не связанные с работами Потанина.

Наконец, переводчики, проводники и спутники из местных жителей, как Сантан-джимба, санчуанцы, тангуты, хара-егуры, тоже так или иначе вносили свою долю в результаты экспедиции.

Настоящая глава и посвящена характеристике главнейших сотрудников Г. Н. Потанина. Среди них на первое место нужно поставить его жену Александру Викторовну. Она была одной из тех русских женщин, которые во второй половине XIX века сопровождали своих мужей в далеких путешествиях, делили с ними все труды и опасности и помогали в работе.

Александра Викторовна родилась 25 января 1843 г. в семье священника Виктора Николаевича Лаврского, который окончил Московскую духовную семинарию, затем преподавал в Астраханской семинарии, был протоиереем в г. Горбатове и долгое время в Нижнем-Новгороде, где умер в 1861 г. Мать Александры Викторовны также происходила из духовного звания. В детстве Шура была болезненным, нервным ребенком. Семейная обстановка была невеселая; отец, молчаливый и мрачный, был поглощен делами и мало занимался семьей; мать, озабоченная то семьей, то родными, отдавалась молитве и хозяйству. Александра росла одинокой, так как брат Валериан был много старше ее, а ее другие два брата - Константин и Леон - моложе. Она рано начала помогать матери в хозяйстве, а образование получила домашнее,- женских гимназий и даже епархиальных училищ в те годы еще не было. Старший брат возбудил в ней интерес к естествознанию, которым сам увлекался; они вместе занимались физическими опытами, собиранием коллекций и гербария. Знакомая отца, помещица Юрьева, не имея детей, полюбила Александру и часто увозила ее к себе погостить, занималась с ней французским языком и снабжала книгами для чтения. Младший брат Константин был товарищем детских игр, а позже, поступив в университет, делился в письмах к Александре впечатлениями новой среды и новых интересов, которыми жило студенчество.

В 1861 г., по смерти отца, Александра, в возрасте 18 лет, сделалась по обычаю в среде духовенства «невестой с местом», т. е. место священника в приходе города, которое занимал ее отец, могло быть занято только лицом, которое женится на дочери. Такое грубое насилие и принудительное соединение судьбы двух лиц из-за места возмутили Александру, и она упросила своего брата Валериана, уже бывшего священником, занять место отца, а сама осталась жить у него и открыла домашнюю школу. В 1866 г. в Нижнем открылось женское епархиальное училище, и Александра Викторовна поступила туда воспитательницей; жизнь ее пошла однообразно и тихо за рукоделием и чтением книг. Она была застенчивая и замкнутая, но в ней жила беспокойная мысль и горячая жажда знаний. Она была общей любимицей учениц, а у сослуживцев пользовалась уважением как чрезвычайно прямой, честный и отзывчивый на все хорошее человек.

В этом училище Александра Викторовна прослужила восемь лет и уже начала терять надежду на перемену своей жизни, когда судьба свела ее с Потаниным; последний жил в ссылке в г. Никольске Вологодской губ., и туда же был сослан ее брат Константин Лаврский из Казани, инициатор устройства студенческой столовой и редактор либеральной «Камско-Волжской газеты». Александра Викторовна приехала со своей матерью из Нижнего, чтобы повидаться с братом, который сдружился с Потаниным. Гости прожили в Никольске неделю у Лаврского, и Потанин почти каждый день бывал у них.

Иногда все уходили за город в лес, и горожанка Александра Викторовна восхищалась близостью к природе и завидовала ссыльным; она считала себя узницей в худших условиях в стенах епархиального училища.

После отъезда гостей началась, как мы уже упоминали, деловая переписка между Лаврской и Потаниным по поводу организации последним метеорологических наблюдений в Никольске; постепенно она перешла в интимную и закончилась тем, что Александра Викторовна с матерью и сестрой приехала опять в Никольск и вышла замуж за Григория Николаевича. Она осталась у него до конца срока его ссылки, а затем переехала с ним в Петербург и готовилась принять участие в первом путешествии в Монголию в 1876 г.

По отзыву писателя Ядринцева, друга Потанина, Александра Викторовна в то время была высокой сухощавой блондинкой с подстриженными волосами и тонким, певучим голосом. Она была скромная, застенчивая, одевалась очень просто; в обществе была молчалива, мнения и суждения ее были сдержанны, но метки и остроумны. Она отличалась тонкой наблюдательностью, давала весьма удачные характеристики и определяла людей сразу. Эти качества оказались очень ценными для путешественницы; ее знание жизни и проницательность имели большое значение для Потанина, отличавшегося недостатком практичности и чрезвычайной доверчивостью.

В путешествиях Александра Викторовна обнаружила замечательную выносливость и неутомимость, хотя перед первой экспедицией казалась слабой и малокровной. В ее слабом теле оказался большой запас нервной энергии, воли и способности преодолевать трудности. Она ездила на равных условиях с членами экспедиции мужчинами, качаясь целый день на верблюде или сидела в седле на лошади, которая шла шагом под палящим солнцем, под дождем или в морозные дни под холодным ветром. Вечером ночевала в общей палатке или юрте, согреваясь у огонька, довольствуясь скудной и грубой походной пищей, и спала на земле на тонком войлоке. При ночевках в юртах кочевников ей приходилось мириться с их нечистоплотностью, с насекомыми, с немытым котлом для супа и чая, с чашкой, которую не моют, а вылизывают. На китайских постоялых дворах она ночевала на жестком и горячем кане рядом с мужчинами, иногда вместе с погонщиками и носильщиками, в тесноте, тяжелом воздухе и шуме, довольствовалась пищей китайца. А в этих условиях после дневного перехода, откладывая отдых, нужно было помогать мужу в ведении дневника, в записи наблюдений, в приведение в порядок собранных за день коллекций, аккуратном раскладывании растений в листы гербария или перекладывании их в сухую бумагу.

Присутствие женщины среди членов экспедиции всегда привлекало большое внимание местного населения, особенно в Китае, где женщина, не говоря уже об обычаях, стеснена в значительной степени и в свободе передвижения своими изуродованными ногами. Это особенное внимание часто было тягостно. Чтобы уменьшить его, пришлось отказаться от женского костюма, вообще не удобного для верховой езды, и носить полумужской.

Во время трудных переходов в горах Александра Викторовна получила жестокий ревматизм, особенно мучивший ее в последнее путешествие.

Случались и ночевки под открытым небом, например при больших безводных переходах через Гоби, когда останавливались на несколько часов, не разбивая палаток, а также зимой на снегу во время путешествия по Урянхайской земле. Бывали дни, когда в экспедициях кончались запасы хлеба и сухарей и приходилось прибегать к корням, выкапываемым из нор полевых мышей. Износившиеся европейские костюмы приходилось заменять туземными.

Особенно мучителен был описанный в XIII главе переезд через Монголию из Кяхты в Калган в начале последнего путешествия в тряском экипаже на переменных лошадях. После этой поездки у Александры Викторовны в Пекине начались приступы сердечной болезни, которая и свела ее в могилу в возрасте всего 50 лет. А длинный переезд в телеге из Пекина в Си-ань-фу по скверным дорогам зимой, с ночевками в холодных комнатах постоялых дворов, когда приходилось мерзнуть днем в телеге и вечером в комнате, согреваясь и отравляясь у жаровни с углем, не досыпая из-за того, что приходилось вставать в 3-4 часа утра в ожидании выезда, способствовал развитию этой болезни.

Помимо того, что Александра Викторовна постоянно помогала Григорию Николаевичу в работе и поддерживала в нем бодрое настроение, ее присутствие в составе нескольких экспедиций увеличивало их значение еще и потому, что она как женщина имела доступ в семейный быт местного населения, часто строго замкнутый для постороннего мужчины. Она бывала в гостях у жен монгольских князей и китайских чиновников, у китайских мусульман; наблюдала их быт и нравы, беседовала с ними и записывала свои наблюдения. Это дало ей материал для самостоятельных литературных работ, которые она писала во время перерывов между путешествиями и печатала в сибирских и центральных журналах и газетах. Ее отдельные очерки, содержавшие путевые впечатления, характеристики жизни и быта различных народностей Азии, описания празднеств в монастырях Монголии и городах Китая являются хорошим дополнением к отчетам Потанина, в которых этой стороне путешествия часто уделено мало внимания.

Александра Викторовна была первой русской женщиной, проникшей в глубь Центральной Азии и Китая; ее присутствие в составе экспедиций Потанина особенно оттеняло их мирный характер, в отличие от военного облика экспедиций Пржевальского и Певцова. Она не только помогала Григорию Николаевичу в его трудах и разделяла его лишения, но и служила ему огромной и ничем не заменимой поддержкой, удваивая, таким образом, его силы и энергию. Вот почему, несмотря на ослабевшее здоровье, несмотря на советы врача в начале последнего путешествия в Пекине, она не осталась там, а поехала дальше, чтобы не лишить своего мужа этой поддержки.

Географическое отделение Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, высоко ценившее заслуги Александры Викторовны как путешественницы, собрало и издало ее статьи, как бывшие в печати, так и рукописные, в виде отдельного сборника, дополненного ее подробной биографией и портретом. Этот сборник был напечатан в 1895 г., и мы пользовались им не раз при составлении нашего описания жизни и путешествий Г. Н. Потанина. В сборнике имеются очерки, касающиеся бурят, монголов, широнголов, китайцев, описание религиозных плясок в монастыре, театральных представлений и религиозных празднеств, быта монастырей Утая и Гумбума, странствования по Урянхаю и камланья шаманки, встречи с монгольскими князьями и их семьями, общая характеристика Тибета и подробная история бурятского мальчика, отданного в русскую школу в половине XIX века.

Михаил Михайлович Березовский, сотрудник всех экспедиций Потанина во Внутреннюю Азию, кроме последней, был уроженцем Сибири, но учился в гимназии в Петербурге. По окончании ее поступил в Медицинскую академию и в Технологический институт, но в обоих оставался недолго и курса не кончил. Он был затем преподавателем в войсковом казачьем училище в Уральске, после чего одно время пытался организовать в Смоленской губернии завод растительного масла, но потерпел в этом неудачу. В начале 1876 г., узнав о том, что организуется экспедиция в Монголию, он явился к Потанину и предложил свои услуги, заявив, что умеет ковать железо, кроить и шить одежду, варить обед и стрелять, так что может снабжать экспедицию дичью. Такие разносторонние качества человека побудили Потанина принять его с целью приспособить к коллекционированию по зоологии. Сам Потанин стрелять не умел, так что его личные зоологические сборы были бы ограничены пресмыкающимися, земноводными, рыбами, моллюсками и насекомыми.

Березовский быстро научился у чучельщика Коломийцева, участника первой монгольской экспедиции Потанина, снимать и препарировать шкурки млекопитающих и птиц для коллекций, а кроме того был полезен и в других отношениях; он был мастер на все руки, умел варить, жарить и печь, чинить одежду и обувь, седла и сбрую. Постепенно он сделался не только прекрасным чучельщиком, но и орнитологом и вел наблюдения над жизнью птиц в местностях, изучавшихся экспедицией. Он определил под руководством зоолога Богданова всю коллекцию птиц, собранную им во время монгольских экспедиций. Во время следующего путешествия Потанина на окраину Тибета Березовский часто отделялся от экспедиции на целые месяцы, чтобы изучить птиц и коллекционировать в определенном районе долгое время, а не мимоходом, и провел еще целый год в Китае после выезда Потанина, изучая фауну птиц в горной системе Цзин-линь-шаня и нагорья Амдо. Птиц, вывезенных из этого путешествия, он описал совместно с орнитологом Бианки в особом труде.

В следующую экспедицию Потанина в Китай Березовский выехал годом раньше, в 1891 г., и коллекционировал в системе Цзин-линь-шаня, в провинции Сычуань и на окраине Тибета, продолжая работу и после ликвидации экспедиции (в связи со смертью Александры Викторовны) до конца 1894 г. В г. Хойсяне он организовал метеорологическую станцию, а во время разъездов вел маршрутную съемку и определения широт и долгот.

Березовский обладал прекрасной памятью и большой наблюдательностью. Проводя время большей частью в одиночестве, среди туземцев, он прекрасно выучил китайский язык, а живя подолгу в бельгийских миссиях, хорошо усвоил и французский. Свой костюм он сменил на китайский и вполне довольствовался китайской пищей; он говорил, что китайцы единственный народ на земле, который сумел создать истинно народную демократическую кухню - здоровую, сытную и дешевую.

В 1887 г., возвращаясь из экспедиции после годичного пребывания в Хой-сяне, он решил совершить проезд из провинции Гань-су в Пекин на лодке по Желтой реке. Этот путь был к тому же дешевле сухопутного. Группа китайцев, сплавлявшая по реке какой-то товар из Ланьчжоу в Куку-хото, приняла Березовского в свою компанию на лодку; он спал и ел вместе со своими спутниками. По окончании этого путешествия он говорил, что оно обошлось ему баснословно дешево.

Березовский не был женат; во время промежутков между экспедициями он жил одиноко в меблированных комнатах в Петербурге и большею частью сам готовил себе пищу. По возвращении из последней экспедиции в Китай он также жил в Петербурге, обрабатывая материалы по орнитологии Восточной Азии в Зоологическом музее Академии наук. В 1910 г. Потанин застал его в Петербурге, в доме литераторов на Карповке, где жили на иждивении литературного фонда престарелые и хронически больные писатели. Березовский поправлялся после кровоизлияния в мозг, но вскоре после этого умер, по всей вероятности, при повторении этой болезни.

Путешествуя больше отдельно от экспедиции и оставаясь целые месяцы в одном и том же районе или даже селении, в одиночестве среди местного населения, Березовский имел возможность делать много наблюдений относительно образа жизни, быта, нравов и обычаев разных племен Западного Китая и восточной окраины Тибета, т. е. собрать богатый географический и, особенно этнографический, материал. К сожалению, он этого не сделал, свои наблюдения не использовал и кроме определения птиц во время монгольских путешествий и описания (совместно с Бианки) птиц первого китайского путешествия никаких научных трудов не оставил. Он не любил писать, всякое писание было для него мукой. Потанин однажды застал его в Петербурге за письменной работой - составлением небольшого отчета о своей коллекции птиц. Весь пол его комнаты был покрыт листами исписанной бумаги. Написав лист, Березовский перечитывал его, находил, что что-нибудь передано не точно, не ясно, не наглядно, бросал этот лист на пол и начинал новый, в котором оказывался такой же дефект в другом месте. Так он исписал десятки листов, пока не добился вполне удовлетворившего его результата, к которому не только в письменной работе, но и во всякой другой он всегда стремился.

Сотрудничество Березовского в двух китайских экспедициях Потанина.принесло им мало непосредственной пользы, так как он большею частью путешествовал отдельно от остальных. Гораздо полезнее для первой монгольской экспедиции был топограф П. А. Рафаилов и для первой китайской - геодезист А. И. Скасси. Они ехали все время вместе с Потаниным, вели маршрутную съемку, определяли широты и долготы, давали в результате карты всей пройденной местности и делили с остальными членами экспедиции все трудности и невзгоды.

Потанин в своих воспоминаниях ничего не говорит о Рафаилове и не много слов посвящает Августу Ивановичу Скасси. Этот хорошо образованный геодезист до китайской экспедиции уже с 1870 г. выполнил большие съемочные работы в,Туркестане и на Памире и был опытным Путешественником. Он, несомненно, много помогал Потанину в организации каравана и руководстве его движением: во всяком случае, Потанин, как мы видели, отметил, что успешным переходом через Гоби от реки Эдзин-гол на север без всяких потерь экспедиция была обязана Скасси, его распорядительности и опытности в заготовке сена и воды и в распределении времени между движением и- отдыхом в пустыне.

В противоположность Березовскому, Скасси и в Китае упорно хотел сохранить свой облик культурного европейца. Он долго путешествовал в своем костюме и ставил заплатку на заплатку на свои изношенные сапоги, не желая сменить их на китайские башмаки. Так как ему пришлось делать визиты китайским мандаринам, он, чтобы скрыть эти заплаты, оставался во время этих визитов в новеньких калошах, т. е. совершал большое неприличие с европейской точки зрения. В конце концов и ему пришлось надеть плисовые китайские сапоги, затем сшить себе брюки из тибетского красного сукна и, наконец, даже надеть китайскую шубу.

В последней китайской экспедиции Потанина участвовал Будда Рабданович Рабданов, бурят из Агинской степи в Восточном Забайкалье. Он окончил три класса гимназии в Чите и говорил хорошо по-русски, особенно охотно декламировал стихи русских поэтов. Он служил переводчиком бурятского языка при областном правлении. С буддизмом он познакомился из бесед с ламами и сделался убежденным буддистом. До своего участия в экспедиции Потанина он побывал в Монголии, совершив поездку в монастырь Табын богдо-сумэ в средней части Большого Хингана. В экспедиции Потанина он согласился принять участие в качестве переводчика без всякого вознаграждения, только ради того, чтобы познакомится со страной, в которой господствующей религией является буддизм.

В Пекине он имел возможность увидеть богдыхана во время проезда последнего в какой-то храм в центре города. Хотя при этом Рабданову, смешавшемуся с тысячной толпой, выдерживавшей напор полицейских, намяли бока и он получил три удара бичом по спине, он все же испытал полное удовлетворение, увидев эту живую святыню буддистов, почитавшуюся четырьмястами миллионов душ.

Путь из Си-ань-фу в Сы-чуань Потанин и его жена совершили на носилках, а молодые члены экспедиции должны были ехать поверх вьюков на мулах. Рабданов был довольно тучен, и этот способ передвижения ему не улыбался; он предпочел весь этот путь сделать пешком, что оказалось полезным для его здоровья.

В Сы-чуани, как упомянуто в главе XIII, Потанин вместе с Рабдановым посетили священную гору О-мей-шань. Рабданов так увлекся буддийским богослужением, что потихоньку встал ночью, ушел в храм, где происходило ночное «моление за человечество», и принял в нем живое участие, расхаживая по храму с руками, поднятыми к небу, и с заунывным пением «о-ми-то-фо».

После экспедиции Рабданов посетил Петербург в качестве делегата по земельному вопросу от забайкальских бурят; пользуясь досугом, он составил там собрание бурятских пословиц. Позже он вместе с бурятом Доржиевым, прожившим в Лхассе около 20 лет, побывал в Париже, где в музее Гинэ они организовали буддийское богослужение, о котором писали газеты. Рабданов был удовлетворен тем, что пропаганда буддийского учения достигла французской столицы. Ко всем, владевшим пером, он обращался с просьбой пропагандировать это учение.

Сантан-джимба, монгол-широнгол из местности Сан-чуань в провинции Гань-су, играл большую роль в первом путешествии Потанина на окраину Тибета. Как было отмечено в главе X, он был опытный путешественник, разъезжавший с миссионерами по юго-восточной Монголии, сопровождавший Гюка и Габэ в их экспедиции из Пекина в Лхассу и потом еще двух иностранцев - через Монголию в Кяхту. В караване Потанина Сантан-джимба ввиду его возраста уже не нес определенной работы, а скорее являлся советчиком, руководителем рабочих при вьючке, уходе за животными, устройстве лагеря. Особенно большую пользу он приносил как человек, получивший во время предшествующих экспедиций большой опыт по сношениям с китайскими властями. Он способствовал престижу русской экспедиции тем, что держал себя при сношениях с китайскими чиновниками с достоинством, без всякого подобострастия и низкопоклонства.

Присутствие этого почтенного старика в составе экспедиции обусловливало еще то, что местные жители - монголы в Ордосе, широнголы в Сан-чуани, тангуты в Амдо не боялись наниматься рабочими в караван иностранца, заморского чорта, и уезжать с ним на целые месяцы далеко от своей родины.

Хара-егур Лобсын, участник трех экспедиций Потанина, являлся одним из тех бездомных людей, которые привыкли бродить из монастыря в монастырь на поклонение святым. До экспедиции он побывал уже в какой-то священной местности в бассейне реки Ян-цзе, к югу от городов Да-цзянь-лу и Литана, название которой, как он говорил, в переводе значит «Куриная нога». Потанин нанял его в рабочие в районе поселений мирных тангутов, шира- и хара-егуров в северной цепи Нань-шаня, и он прошел с караваном по Эдзин-голу, через Гоби и Хангай в Кяхту. Отсюда он должен был вернуться на родину, вместе с другими рабочими каравана, нанятыми в Нань- шане, но в Урге заболел, отстал от товарищей, вернулся в Кяхту и жил там. Когда Потанин прибыл в этот город, в начале второй экспедиции в Китай, Лобсын явился к нему и просил взять его опять на службу. Он проделал всю эту экспедицию до Да-цзянь-лу на окраине Тибета, вернулся вместе с Рабдановым в Кяхту и поселился в Агинской степи Восточного Забайкалья в доме отца Рабданова. Когда Потанин организовал в этой степи свой караван для экспедиции в Хинган, Лобсын опять предложил свои услуги и был взят как верный и услужливый человек. Кроме родного тюркского языка он знал монгольский, китайский и тибетский и понимал русскую речь. Он отличался также необыкновенно острым зрением единственного глаза (другой был покрыт бельмом) и с большого расстояния определял точно юрту, скот, камень, дерево. По цвету степи и окраске трав он издали определял свойства воды в озере, которое виднелось впереди, пресное оно или соленое, а также определял по цвету трав проходимость болота. В степи он умел очень быстро находить потерянную вещь и был особенно полезен в последнем путешествии.

Из книги Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность автора Иванов И М

Глава VI. Сотрудники Петр Великий постоянно нуждался в даровитых и обученных деятелях. В письме к своей жене царь говорит: “Левшою не умею владеть, в одной руке принужден держать шпагу и перо, а помощников сколько, сама знаешь”. Но все же он не был одинок “в трудах

Из книги Леся Украинка автора Костенко Анатоль

В ПУТЕШЕСТВИЯХ: МИНСК, ПЕТЕРБУРГ, ТАРТУ, РИГА В ту осень (1899) много времени и энергии поглотили общественные культурно-просветительные дела, прежде всего лекции в Литературно-артистическом обществе. 7 октября в присутствии 120 человек Леся прочла реферат на тему «Два

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Глава 6. Никки «Нежные воспоминания о путешествиях с “Van Halen”, “AC/DC”, “Iron Maiden” и другими знаменитыми заморскими странниками» Когда мы покинули тур Оззи, чтобы отыграть несколько собственных концертов, заодно способствуя продвижению «Ratt» ради собственного удовольствия,

Из книги Жизнеописание святого Франциска Ассизского автора Яковелли Анаклето

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность автора Обручев Владимир Афанасьевич

ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ, В КОТОРЫХ ОПИСАНЫ ПУТЕШЕСТВИЯ Г. Н. ПОТАНИНА 1. «Путешествие на озеро Зайсан и в речную область Черного Иртыша до озера Марка-куль и горы Сары-тау летом 1863 г.» «Зап. Русск. геогр. общ. по общ. географии», т. I, 1867 г., стр. 363-428.2. «Зимняя поездка на озеро Зайсан (зимой

Из книги Охота на рыжего дьявола. Роман с микробиологами автора Шраер-Петров Давид

ГЛАВА 20 Гормоны, микробы и сотрудники госбезопасности Опять я остался без работы. Я решил на этот раз вернуться к врачебной практике. Еще работая врачом-лаборантом в больнице № 53, наблюдая тяжелейшие случаи диабета, осложненные присоединившейся инфекцией, я прокручивал

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Очерки о путешествиях 3 часть

Из книги Орел и решка [Вокруг света за пару дней] автора Бута Елизавета Михайловна

Российские программы о путешествиях Путешествовать - значит развенчивать чужие заблуждения о других странах. Олдос Хаксли На протяжении нескольких десятилетий главной и единственной программой о путешествиях на советском телевидении был «Клуб путешественников».

Из книги Сибирь. Монголия. Китай. Тибет [Путешествия длиною в жизнь] автора Потанина Александра Викторовна

А. В. Адрианов. К биографии Г. Н. Потанина Это было уже очень давно. Более сорока лет тому назад. Осенью 1874 года я приехал в Петербург для поступления в Медико-хирургическую академию.Теперь я не помню, кто меня надоумил познакомиться с Ядринцевым, «нашим сибиряком»,

Из книги «Охранка»: Воспоминания руководителей охранных отделений. Том 1 автора Мартынов А. П.

Предисловие ко II изданию «Путешествия Г. Н. Потанина по Монголии и Тибету» Монголия до последнего времени была провинцией Китайской империи; ее население, отличающееся от остальных частей Китая языком и образом жизни, хотя и управлялось своими наследственными

Из книги Служба внешней разведки. История, люди, факты автора Антонов Владимир Сергеевич

А. B. Потанина. ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ, МОНГОЛИИ, ТИБЕТУ И

Из книги автора

Глава 2 Внутренняя агентура. Секретные сотрудники Техника политического розыска основывается на выработанных повсеместно в течение многих лет приёмах, и поэтому она укладывается в определённые формы. Главным фактором розыска являлся «секретный сотрудник».Секретным

Из книги автора

Глава 8 Плеве и его сотрудники В 1903 году в Кишинёве начался известный процесс о погроме. Обвинялись типичные уличные хулиганы. Защитником выступал известный Шмаков. Гражданские истцы были представлены целым созвездием тогдашней адвокатуры. Во главе их Карабчевский,


В конце XIX столетия колониальные интересы России и Великобритании столкнулись в Центральной Азии. И хотя влияние России было здесь менее выражено, но и быть просто наблюдателем в Центральной Азии русские не хотели. Однако отправлять в качестве начальника исследовательского отряда бывшего каторжника и сибирского сепаратиста даже для царского правительства было большой смелостью.

Имя Григория Потанина известно в России не так широко, как имена Николая Пржевальского или Петра Семенова-Тян-Шанского. Однако его походы в Монголию, Алтай и Тибет обогатили науку новыми открытиями и свершениями.

Сирота казацкая

На свет будущий путешественник появился в станице Ямышевская крепость. Мать его рано умерла, а отец - хорунжий казачьего войска - за провинность был посажен в тюрьму. И осиротевший одиннадцатилетний Гриша был отправлен на учебу в Омский кадетский корпус. Именно там во время учебы Потанин увлекся географией.

После окончания учебы в 1852 году Потанин был направлен на службу в казачий полк Семипалатинска, откуда спустя год отправился в свой первый поход в Заилийский край. В 1855 году молодого офицера перевели на Алтай, а в 1856 году - в штаб казачьего войска в Омске.

Но служба в армии была Григорию не по душе. Окончательно уволиться он решил после встречи с Семеновым-Тян-Шанским, вернувшимся в Омск из очередной экспедиции. Потанин удивил ученого знаниями азиатской флоры, и тот поддержал офицера в его желании учиться в университете. Сославшись на болезнь, Григорий подал в отставку.

Вернувшись в 1862 году в Омск, Григорий принял активное участие в делах «Общества независимости Сибири», ставившего целью отделение Сибири от России. Хотя мечты о странствиях и путешествиях по-прежнему жили в душе бунтаря. В 1863 году Потанин по рекомендации Семенова-Тян-Шанского попадает в экспедицию астронома Карла Струве в Южную Сибирь. Своей целью Струве ставил топографическую съемку местности и составление карт. Потанина же больше интересовали природа и этнография тех мест. В долине Черного Иртыша, на озере Зайсан-Нор и в Тарбагатайских горах Григорий собрал обширный гербарий и написал массу заметок о быте казахов, вошедших в монографию «Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 года Карла Струве и Григория Потанина».

Отрубил Алтай от Тянь-Шаня

По возвращении из экспедиции Потанин получил должность губернского секретаря в Томске и продолжил деятельность в «Обществе независимости Сибири». Арест последовал с роковой неизбежностью. Как «главный злоумышленник» он был приговорен Сенатом к 15 годам каторжных работ. Но император Александр II смягчил приговор до 5 лет с последующей пожизненной ссылкой. После трехлетнего содержания в Омском остроге, в 1868 году Потанин был подвергнут гражданской казни и выслан на Свеаборгскую каторгу. Спустя три года его отправили в Тоть-му, а потом в город Никольск Вологодской губернии. Но даже находясь в ссылке, Потанин не прекращал оппозиционной деятельности, печатаясь в провинциальных газетах.

Вероятно, покровители из Русского географического общества предоставили Потанину выбор - политика или наука. Григорий выбрал второе, и ученые написали ходатайство о помиловании путешественника. В 1874 году император удовлетворил его.


Весной 1876 года Потанин, как знаток Южной Сибири, по заданию Русского географического общества был послан в экспедицию в Монголию. Вместе с ним в поход отправилась его супруга Александра, занимавшаяся этнографией и иллюстрировавшая увиденное.

Достигнув уже знакомого ему озера Зайсан, Потанин пересек границу Монгольского Алтая и пришел в монгольский город Кобдо. Оттуда отряд двинулся на юго-восток вдоль северных склонов Монгольского Алтая, открыв короткие хребты Батар-Хайр-хан и Сутай-Ула.

В июле отряд подошел к владениям монастыря Шара-Сумэ на южном склоне Алтая. Увидевшие их монахи сразу же обвинили гостей в осквернении святой земли, разоружили и бросили в темницу. Однако Потанин знал, что буддисты не приемлют насилия, и был спокоен. И действительно, вскоре путников выпустили. Монахи предложили даже вернуть русским оружие, но при условии, что они пойдут той дорогой, где за ними можно будет следить.

Буддисты хотели убедиться, что иноземцы уйдут с их земли. Но предложенный маршрут лежала в стороне от мест, ради которых и затевалась экспедиция. Махнув рукой на оружие, Потанин нашел проводника, и ночью отряд ушел из монастыря, не попрощавшись.

Преодолевая каменистые версты Джунгарской Гоби, ученый обнаружил, что это даже не пустыня, а степь с параллельными Монгольскому Алтаю грядами, обособленными от Тянь-Шаня.

На юге Джунгарской Гоби путешественники открыли два параллельных хребта Мэ-чин-Ула и Карлыктаг - самые восточные отроги Тянь-Шаня. Главным результатом той экспедиции стал вывод о независимости горных систем Алтая и Тянь-Шаня. Фактически Потанин стал первым, кто всерьез стал изучать экосистему Монгольского Алтая.

По дороге в Тибет

Летом 1879 года Потанин отправился в новую экспедицию в Монголию и Туву. Его отряд проследовал дальше района озера Убсу-Hyp, где ученые и его сподвижники занялись изучением уникальных озерных групп края. В результате было доказано, что озеро Убсу-Hyp - самый большой водоем Монголии.

В сентябре того же года отряд достиг центральной части Тувинской котловины. Потанин нанес на карту очертания главного хребта и его северных отрогов, а также уточнил картографическое изображение верховьев Енисея. В 1880 году экспедиция вернулась в Иркутск. Вся собранная за эти две экспедиции информация была отражена Потаниным в его монографии «Очерки Северо-Западной Монголии».

В свою третью экспедицию в 1884 году Потанин отправился уже в Тибет. По большей части связано это было с возросшим в регионе русско-английским соперничеством. Средства на экспедицию были выделены Русским географическим обществом и городским головой Иркутска. Официально Потанину предписывалось дополнить работу Пржевальского, неофициальная часть была строго засекречена.

Экспедиция морем прошла до порта Чи-фу, откуда к концу года, посетив Пекин, добралась до города Ганьсу, лежавшего на границе с Тибетом. В этом регионе путешественники целый год собирали информацию как научного, так и иного характера. В апреле 1886 года отряд добрался до бессточного озера Кукунор, а потом, повернув на север, дошел до истоков реки Жо-шуй. Проследив все течение реки (900 километров), отряд вышел к бессточному озеру Гашун-Нур, и путешественники нанесли на карту его расположение.


Фото из книги Потанина Г. Н. "Тангутско-Тибетская окраина Китая и центральная Монголия"

По результатам тибетского похода Потанин написал обширную работу «Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия». И хотя статья изобиловала географическими сведениями, другая часть собранной информации ушла в военное ведомство.

В 1892 году Потанин снова отправился изучать Восточный Тибет. Однако в этот раз ученый избрал иной маршрут, проложив его через провинцию Сычуань, граничившую с Тибетом южнее Ганьсу. Оттуда отряд планировал идти прямиком на Тибетское нагорье. Однако уже на границе с Тибетом жена Потанина Александра, сопровождавшая его в походах, потеряла сознание и лишилась речи. Потанин решил прервать экспедицию и повернул на Пекин. Однако спасти супругу он не успел - в пути Александра скончалась. Товарищи Потанина, геологи Березовский и Обручев, продолжили научное задание, тогда как он сам, убитый горем, похоронил жену в Кяхте и вернулся в Петербург.

Последняя экспедиция Григория Потанина на горный хребет Большой Хинган на северо-востоке Китая состоялась в 1899 году и преследовала сугубо научные цели. После чего ученый сосредоточился на научной и преподавательской деятельности.

Революцию 1917 года Григорий Николаевич воспринял в штыки и во время Гражданской войны активно призывал к борьбе против красных. Однако возраст не позволил ему вести активную политическую деятельность. 30 июня 1920 года в клинике Томского университета Григорий Потанин скончался и был захоронен на Преображенском кладбище города.

Этнограф, публицист, фольклорист, областник.

Страницы биографии

В 1852 Григорий Потанин окончил Омск ий кадетский корпус. С 1853 по 1858 был на военной службе в Семипалатинск е и Омск е, принимал участие в походе в Заилийский край. С 1859 по 1862 учился в Петербургском университете . В 1863-1864 он участвовал в экспедиции Струве в область озера Зайсана, где исследовал рыболовство озера и собрал ботаническую коллекцию. В 1865 Потанин был назначен секретарём губернского статистического комитета в Томске .

Привлечённый к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России, он был приговорён к каторжной работе, которую отбывал в Свеаборге; затем был водворен в г. Никольск Вологодской губернии. В 1874 по ходатайству Императорского Русского географического общества , Потанин был помилован, после чего женился.

Весной 1876 Потанин отправился, по поручению географического общества, в северо-западную Монголию . Экспедиция в течение двух лет охватила эту страну со всех сторон, были собраны богатейшие данные по всем отраслям географических знаний. За первой экспедицией в 1879 последовала вторая, имевшая целью изучение центральной части Монголии. Всё добытое в эти две поездки было разработано Потаниным и обнародовано географическим обществом в «Очерках северо-западной Монголии», вышедших в 1883.

В состав третьей экспедиции в Ганьсу вошли топограф А. И. Скасси, зоолог M.M. Березовский и жена Потанина - этнограф Александра Потанина . Средства на экспедицию были даны отчасти географическим обществом, отчасти В. П. Сукачевым. Экспедиция отправилась морем в Чи-фу, а оттуда, через Пекин , две северные провинции Китая и Ордос, дошла до Ганьсу к концу 1884. Следующий год был посвящен изучению восточной окраины Тибет а; обратный путь в Россию был совершён в 1886 через хребет Нань-шань и всю центральную Монголию . Богатейший материал, собранный трудами членов экспедиции, помещен в разных специальных журналах, главным образом в издании географического общества: «Тангутско-тибетская окраина Китая и центральная Монголия» (1893).

Богатство собранных результатов побудило географическое общество снарядить четвёртую экспедицию под начальством Потанина, в 1892-1893, для продолжения изучения той же восточной окраины Тибета. В её состав вошли ещё M.M. Березовский и геолог В.А. Обручев , средства же отчасти были даны географическим обществом, отчасти Александром Сибиряковым. Потанин вновь избрал путь через Пекин, выступил в декабре 1892 на запад и через Ордос прошёл в китайскую провинцию Сы-чуань. Оттуда Потанин предполагал подняться на Тибетское нагорье, но болезнь его жены заставила его поспешно идти назад. На обратном пути в Пекин Потанин посетил некоторые местности, до тех пор неизвестные европейцам. После смерти жены Потанин вернулся в Петербург; его товарищи Березовский и Обручев , каждый самостоятельно, продолжали работы в Центральной Азии. В 1899 Потанин совершил ещё одну экспедицию - на Большой Хинган .

В начале XX века Потанин вновь возвращается к общественной деятельности, выступает за создание Сибирской областной думы . В 1915 ему было присвоено звание почётного гражданина Томска , а 5-го июля 1918 года Временное Сибирское правительство присвоило ему звание почётного гражданина Сибири , в том же году стал депутатом Сибирской областной думы.

До этого, с осени 1917 года Потанин в активной политической деятельности.

Приветствуя свержение самодержавия, он глубоко чувствовал опасность, которая исходила от рвущихся к власти большевиков . 18 июля 1917-го газета «Сибирская жизнь» опубликовала его статью «Областничество и диктатура пролетариата », в которой Потанин заявил о своей позиции: «Строй, который нам готовят большевики, не на тех ли началах построен, как только что низвергнутый монархический строй? Если бы проекты Ленина осуществились, русская жизнь снова очутилась бы в железных тисках, в ней не нашлось бы места ни самостоятельности отдельных личностей, ни для самостоятельности общественных организаций. Опять мы бы начали строить жизнь своего отечества, а кто-то другой думал за нас, сочинял для нас законы и опекал бы нашу жизнь ». В декабре 1917 года Чрезвычайным Сибирским Областным съездом, решившим не признавать советскую власть, Потанин был избран председателем Временного Сибирского Областного совета . В начале 1918-го он отказался от этого поста. 26 января того же года большевики разогнали Сибирский областной совет, подвергнув аресту всех его членов
.

Весной 1918 года в Сибири разгорелась Гражданская война .

Правительство Потанина - Временное Сибирское правительство (ВСП) было сформировано революционными (небольшевистскими) организациями после демократической революции в Томске в конце мая - начале июня 1918 года в ответ против произвола захвативших в ноябре 1917 власть большевиков в Сибири.

Однако это Сибирское Областническое правительство, в составе которого численно преобладали социалисты-революционеры , было разогнано военными Народной армии Комуча и Сибирской Армией Белого движения, власть была передана Верховному Правителю России . Многие члены ВСП были репрессированы новой властью .

Однако сам Г.Н. Потанин репрессирован не был.

Следует отметить, что авторитет Григория Николаевича Потанина был настолько велик, что сначала Временное Сибирское правительство (летом 1918 года), а затем и новый большевистский Сибревком (в декабре 1919-го года ) назначали ему персональные пенсии.

Скончался Григорий Николаевич Потанин 30 июня 1920 года в клинике Томского университета и был похоронен на Преображенском кладбище . После ликвидации кладбища (1956), неимоверными усилиями томской интеллигенции и мировой общественности , прах Потанина был всё-же перезахоронен в Университетскую рощу . 25 июня 1958 года на его могиле был установлен памятник работы скульптора С.И. Данилина , отлитый формовщиком ТЭМЗа В.А. Суриным .

О Григории Потанине

  • Владимир Крюков Большой сибирский дедушка. // Пятая стихия бытия [сборник к 50-летию Томской писательской организации] // ред.-сост. С.А. Заплавный; ред.колл.: А. Казаркин и др. - Томск : Красное знамя , 2013. - 430 с.: ил., портр.; - С. 176-186. - ISBN 978-5-9528-0095-3 . - Электронный ресурс : elib.tomsk.ru (2015)
  • Потанин Г.Н. Письма. В 5 томах. / Иркут. гос. ун-т . - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977–1990. Тт. 1–4.
  • Потанин Г.Н. Тайжане: Историко-литературные материалы / сост. Н.В. Серебренников. - Томск : Изд-во Том. ун-та , 1997. 304 с.
  • Дмитриенко Н.М. Потанин Григорий Николаевич // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. - Томск , 2004. - С. 267–268.
  • Крюков В.М. , Сагалаев А.М. Г.Н. Потанин. Опыт осмысления личности. - Новосибирск , 1991.
  • Сборник к 80-летию Григория Николаевича Потанина: избранные статьи и биографический очерк. - Томск , 1915.
  • Муравская В.А. Фонд Г.Н. Потанина в ТОКМ. // Томские музеи. Краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Муниципальные музеи: Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области» / Под ред. Э.И. Черняка. - Томск : Изд-во Том. ун-та , 2012. - 412 с. - ISBN 978-5-7511-2166-2 . - С. 39-42.
  • Муравская В.А. Фонд Г.Н. Потанина в ТОКМ: опыт и проблемы изучения и использования // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции. -

В русских губерниях чиновничество, особенно низшее, было местное. В Сибирь же заманивались чиновники разными льготами… Едущий туда редко заинтересовывался краем. Он ехал делать карьеру, приобрести состояние и затем бросить эту каторжную страну. Карательные ссылки и каторга удручали и разоряли население. В деревни и волости приписывали форменных негодяев без всякого спроса у общества… Видя все это, молодежь не могла не скорбеть о судьбе привольного края и его трудолюбивого, стойкого и предприимчивого населения…

Образованное общество чувствовало настоятельную потребность в реформах, оно мечтало о поднятии края, о созыве компетентной и близкой к нуждам его администрации, об университете, о народных школах, о самоуправлении… Для нас поэтому не совсем понятным кажется то суровое отношение, которое проявила власть к молодым сибирским деятелям. Кажется, тут сыграли главную роль обстоятельства, совершенно чуждые Сибири. Польское восстание породило вопрос о сепаратизме; с Польши он воинствующей прессой был перенесен с чисто преступным легкомыслием на все окраины. Сепаратизм усматривался всюду, и стремления сибирской молодежи, которые многих задевали, многих обличали, были подведены под обух сепаратизма».

К выпавшему на его долю наказанию, рассказывает Клеменц, Потанин отнесся с таким спокойствием и кротостью, что во время содержания под арестом на гауптвахте это «наказание превратил в развлечение и принялся разбирать старый архив, оказавшийся в арестном доме… От товарища Потанина по несчастью, покойного Ядринцева, мы знаем, что за этой мягкостью, спокойствием и кротостью крылась невидимая, но громадная нравственная сила…»

«С 1876 г. начинается, – продолжает Клеменц, – период экспедиций Потанина в Монголию и Юго-Западный Китай к окраинам Тибета и продолжается с небольшими перерывами до 1894 г. включительно. Много было и других экспедиций в Восточную Азию, большинство их принадлежит к числу первоклассных работ этого рода; но, не уменьшая ничьих заслуг, мы все-таки скажем, что вообще Потанин еще ждет своей оценки. (Тонкое замечание! – А. А.) Достаточно сказать, что теперь изучение Монголии без работ Потанина абсолютно немыслимо.

К ним обратится и натуралист, и историк, и этнограф. Краткость и подробность, уменье схватить и изложить многое в коротких словах, потому что они много знают и ничего не упускают из виду, отсутствие всякого краснобайства и интересничанья – все эти драгоценные черты старых путешественников, вроде Палласа и Гмелина, мы видели и в Потанине…» «…Он в своих экспедициях думал не только о том, что он привезет с собой домой, но и о том, что́ сам он принесет в дальние края. В этом смысле он был настоящим апостолом цивилизации и гуманности».

«…Та же отзывчивость, тот же интерес ко всему свежему и живому в науке и жизни составляют до сих пор преобладающие черты его вкусов и характера. В бытность свою Правителем дел Восточносибирского отдела Географического общества с 1887 по 1889 г. Потанин положительно оживил это учреждение. Но напрасно было бы думать, что Потанин наполнил Отдел самим собой, своими трудами. Его самого почти не видно в этом периоде его кипучей деятельности. Он желал и умел давать работу другим, и только человек, близко знакомый с делом, мог разглядеть, что за всем этим стоит руководящая личность, вкладывающая неизмеримо больше труда в эти черновые работы, чем сами авторы. Не один географический отдел, но и вся общественная жизнь Сибири живо интересовала Григория Николаевича. Он никогда не был и не мог сделаться присяжным специалистом по чистой науке и не желал этого. Его сильно интересовала и захватывала жизнь. Оттого его так любила молодежь…»

Да простит мне мой старый учитель и друг мое выступление: я знаю, оно не будет ему приятно, нарушая ту величайшую скромность, которая является основной чертой его характера, чертой, проникающей всю его кристально чистую жизнь и деятельность; но я, повинуясь призыву друзей его и общественных деятелей, отбросил эту личную точку зрения и выступил, чтоб поднять над современными нам и грядущими поколениями образ Божиего Человека, как memento vitae .Г. Н. Потанин

Г. Н. Потанин. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

Предисловие ко II изданию «Путешествия Г. Н. Потанина по Монголии и Тибету»

М онголия до последнего времени была провинцией Китайской империи; ее население, отличающееся от остальных частей Китая языком и образом жизни, хотя и управлялось своими наследственными князьями, но высший надзор над управлением края находился в руках китайских чиновников. Для этого высшего надзора в Северную Монголию, разделенную на четыре округа: Хайларский, Ургинский, Улясутайский и Хобдоский из Пекина присылались по числу округов четыре сановника, три амбаня и один цзянь-цзюн; последний имел резиденцию в городе Улясутае, остальные три ам– баня – в городах Хайларе, Урге и Хобдо. Во всех этих городах стояли небольшие китайские гарнизоны.

В конце 1911 г. политическое положение Монголии изменилось. Монголы объявили свою страну независимой от Китая. Переворот этот совершился мирно, без кровопролития. Прежде всего восстание проявилось в Урге, в умственном центре Северной Монголии, где находится резиденция богдо-гэгэна, духовного лица, уважаемого всей Северной Монголией. Китайский гарнизон, подчиняясь требованиям монголов, положил оружие; ургинский амбань, сложив свои полномочия, уехал в Пекин. Вслед за Ургой началось восстание и в Улясутае; цзянь-цзюн пытался организовать отпор восставшим, и, так как китайский гарнизон был невелик, предложил китайским купцам вооружиться и встать в ряды гарнизона, но купцы ответили ему, что они приехали в Монголию с торговыми целями, а не для завоевания, и цзянь-цзюн должен был так же, как и ургинский амбань, оставить город и выехать в Бийск, чтобы через Сибирь уехать в Китай. Вслед за ним тою же дорогой выехал из Хобдо и хобдоский амбань.

Надо было удивляться, какими ничтожными военными средствами поддерживали до сих пор китайцы порядок в Монголии. Это объясняется, во-первых, мирным характером населения, которое в течение многих столетий воспитывалось под гуманным влиянием кроткого учения Будды. Религия учила монголов уважать жизнь во всякой твари; не только смертельное насилие над человеком, даже умерщвление четвероногого животного, по кроткому учению Будды, уже есть преступление. В шестидесятых годах прошлого столетия ургинский амбань приговорил к смертной казни разбойников из шайки мятежников – мусульман, но исполнение казни встретило препятствие: в монгольском народе не нашлось человека, который согласился бы принять на себя гнусную роль палача.

Во-вторых, спокойствие умов в Монголии было обеспечено мудрой политикой китайского правительства. До присоединения к Китайской империи Монголия, разбитая на отдельные княжества, управлялась своими многочисленными наследственными князьями. Китайское правительство этот феодальный порядок оставило неприкосновенным. Монгольские князья Северной Монголии, иначе Халхи, которых насчитывается до 80-ти, до самого последнего времени управляли своими княжествами, или хошунами, собирали с народа подати и расходовали их, не отдавая никому отчета, судили за преступления и проступки и вообще распоряжались с подчиненным им народом, как с своими крепостными.

 


Читайте:



Хранениеи использование мастики

Хранениеи использование мастики

Сегодня торты из сахарной мастики становятся все более популярными. Благодаря разнообразию кондитерских инструментов и ингредиентов теперь не...

Как солить хамсу в домашних условиях – пошаговый рецепт с фото

Как солить хамсу в домашних условиях – пошаговый рецепт с фото

Рыбу размораживают и перебирают. Солят только целые ровные тушки, на которых нет повреждений. Прежде чем солить хамсу – ее необходимо вымыть,...

Картошка чернеет после варки – почему и что делать

Картошка чернеет после варки – почему и что делать

Хозяйки, которые покупают овощи в магазине, зачастую интересуются, почему картофель после или при варке покрывается темными пятнами . При этом...

Чистый Четверг: правила, обычаи, приметы

Чистый Четверг: правила, обычаи, приметы

В четверг, собрав своих учеников, Иисус омыл им ноги, чтобы показать, каким безграничным должно быть смирение истинного христианина. Поэтому суть...

feed-image RSS