Главная - Инструменты
Создание славянской азбуки. Славянский алфавит: история возникновения Возникновение славянской письменности

Вторая половина IX века ознаменовалась в истории Руси появлением письменности, и историческая заслуга в этом приписывается двум церковным святым - Кириллу и Мефодию. Именно эти христианские проповедники привнесли в культуру средневековой Руси письмо, и с того самого момента история славянской письменности взяла своё начало и развитие.

Политические предпосылки зарождения письменности

Существует письменное подтверждение того, что по просьбе моравского князя Ростислава, византийский император Михаил III в 863 году направил на славянскую землю миссионеров, задача которых заключалась в том, чтобы дать возможность западным славянам услышать слово Божье.

Этими миссионерами и стали Кирилл и Мефодий, которые были направлены с миссией, несмотря на то, что немецкое католичество всеми силами пыталось распространять идеи христианства только на латыни. Для этого периода вообще были характерны политические разногласия, которые со временем переросли в принципиальный раздор между конфессиями. Впрочем, начатое уже было не остановить, и история славянской письменности берёт своё начало, открывая новые возможности перед славянами, которые до тех пор не имели такое возможности, что в значительной степени сдерживало не только культурное, но и экономическое развитие.

Появление письменности на территории Киевской Руси

Поскольку продвижение религиозных убеждений только в устной форме не имело ощутимой эффективности, возникла необходимость в письменности, а именно в написании книг, которые могли охватывать более значительную социальную группу. При этом важным этапом было создание местной прослойки духовенства.

Для этого были написаны две азбуки: кириллица и глаголица, в основе которых были греческие буквы. На сегодняшний день бытуют споры относительно того, какая из этих азбук появилась первой, однако большинство историков считают, что первой всё же была глаголица. Она же совместно с греческим алфавитом и была фундаментом для написания кириллицы, но произошло это несколько позднее.

Безусловно, именно возникновение славянской письменности повлияло на развитие христианского учения в Моравии, а также в Болгарии. И только спустя столетие христианство распространилось в Киевской Руси, завоевав статус основной государственной религии. Следует заметить, что именно кириллица является фундаментом, на котором построены такие славянские языки как:

  • русский;
  • украинский;
  • белорусский.

Между тем, в результате влияния католического христианства, которое укоренилось на территории, населённой западными славянами, на смену глаголице спустя некоторое время пришёл латинский алфавит.

Полемика современных исследователей о появлении письменности

На протяжении длительного времени не утихают споры между историками и археологами связанные с славянскими рунами.

Причиной тому стали заметки арабских путешественников, в которых упоминалось о наличии славянской письменности, которая по убеждению некоторых исследователей появилась значительно раньше того, как Кирилл и Мефодий были направлены со своей миссией. Об этом же свидетельствует и археологические находки, на которых встречается руническое письмо. Впрочем, прямых доказательств этому найдено не было, а свидетельства из арабских источников, которые имели место в X веке, вероятно, подразумевали именно кириллицу, которая была разработана и распространена среди славянских народов проповедниками Кириллом и Мефодием.

Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. Однако это слишком упрощенная классификация. Если под письмом понимать способ фиксации и передачи информации, то надо признать, что между названными категориями располагается целый ряд промежуточных форм, которые сводят на нет значение крайних точек.

При таком подходе не должны казаться нереальными утверждения ряда русских ученых о существовании славянской письменности в весьма глубокой древности. Так, А. А. Формозов полагал, что какая-то письменность, состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. «Можно говорить о непрерывной (с доисторической эпохи) письменной традиции на территории Древней Руси», -- настаивал П. Я. Черных. Более осторожно высказывался академик С. П. Обнорский, предполагая «какие-то формы письменности» у русов антского периода (VI в. н. э.).

На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки и обрывки текстов древнего не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) -- каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т. п. Большинство знаков на этих памятниках имеет условную линейно-геометрическую форму, другие представляют собой схематические рисунки.

Большой интерес вызывает так называемая алекановская надпись -- группа из 14 знаков, расположенных в строку, на глиняном сосуде Х--XI вв. Сосуд обнаружен во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью. Позже там на обломках посуды было выявлено еще 5 аналогичных знаков. Они, как считает В. А. Городцов, принадлежат местному писцу, славянину. Их нельзя расценивать как клеймо мастера, это -- текст, составленный из литер неизвестного письма. Сходные знаки обнаружены на медных бляхах из Тверских курганов XIв. на двух бляхах знаки идут по кругу, образуя две одинаковые надписи. В Северянских курганах у Чернигова найдены изображения (нарезки) на кости, относящиеся к Х в. и, возможно, представляющие собой одну из разновидностей древнего славянского письма. «Черты и резы»

Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX--Х вв. Важнейший из них -- сказание Черноризца Храбра «О письменах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно («без устроения»), так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.

Почти все остальные сообщения о древнеславянском письме относятся к восточным славянам. О каком-то восточнославянском письме сообщается в VIII главе Паннонского «Жития Константина Философа». Согласно этому «Житию» Константин нашел в Крыму, в Херсонесе, Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскыми письмены». Затем Константин встретил человека, говорившего по-русски, вступил с ним в беседу и быстро изучил этот язык.

В одной из русских рукописей XV в. * «В толковой Палее» это событие описывается еще более определенно: «А грамота русская явилася, богом дана, в Корсуни русину, от нее же научился философ Константин и оттуду сложив и написав книгы русским языком». Именно о славянских книгах, существовавших до создания азбуки Константином, рассказывается и в «Житии» его брата Мефодия: «Тут явил Бог философу славянские книги и тотчас устроив письмена и беседу составив, поехал в Моравию».

Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале Х в. имела письменность. При этом следует иметь в виду, что в этой летописи, составленной в конце XI в., запись событий начинается с 852 г. Надо полагать, что летописец не мог точно и верно восстановить минувшие события за два века по памяти и на основе устных преданий. Он, скорее всего, использовал более ранние исторические записи, а это значит, что начало русского летописания должно быть отнесено к середине IX в.

По мнению академика Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда, вероломно убитого варягом Олегом в 882 г. В отрывках этих летописаний нет никакого следа христианства и явно ощущается антиваряжская настроенность автора.

Вторично языческая летопись обнаруживается в описании княжения Игоря и Ольги. Здесь прославляется мудрость и волшебная сила волхвов, которые предрекли смерть Олегу от своего коня -- что можно сопоставить с клятвой при заключении договора 944 г. между Киевской Русью и Византией, где говорится, что нарушители клятвы «посечени будут мечи своими, от стрел и от иного оружья своего».

Рассказ о мести княгини Ольга древлянам, убившим Игоря, принадлежит русскому летописцу-язычнику. В тексте летописи нет ни слова осуждения кровавых дел княгини, убившей два древлянских посольства и приказавшей изрубить на тризне тысячи древлян.

Раздел летописи, посвященный эпохе Святослава (959--972 гг.), также лишен каких бы то ни было признаков христианской книжности. Естественно полагать, что у князя-язычника был и летописец-язычник. Охватывая перечисленные отрывки одним взглядом, можно заключить, что летописное дело Киевской Руси уже имело систематический характер в княжение Игоря Старого (912--945 гг.). Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. - С. 772-773

Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией Х в. Так, в договоре князя Олега с греками (911 г.) есть указание на письменные завещания у русских. Если кто-то из русских купцов или княжеских послов умирал в Византии, его имущество должно было возвращаться на Русь и передаваться родственникам -- «кому будет писал наследити именье его». В русском языке есть два слова для обозначения «завещать» (наследство) -- «отказать» и «отписать». Первоначально слово «отказать» выражало устное завещание, а «отписать» -- письменное, позже их значения уравнялись.

Договор 911 г. отразил высокое развитие собственнических отношений в верхах русского общества: в руках одного лица сосредоточивались значительные богатства, что порождало споры о наследстве. Но этот договор показывает, что письменность стала бытовым явлением феодального класса.

В договоре князя Игоря с греками (944 г.) зафиксировано установление новой разновидности письменные документов, предназначавшихся для русско-византийских дипломатических отношений. Раньше русские, прибывая в Константинополь, в качестве удостоверения личности предъявляли золотые и серебряные «печати». Древнерусская печать была носителем родового знака и на определенном уровне развития общества вполне исполняла функцию документа. Теперь устанавливался новый порядок: все русские должны приносить «грамоту» от князя.

Являются памятниками русской письменности Х в; и сами русские договоры с Византией, так как перевод их с греческого на русский был, как это установлено, современен самим договорам. Особенно интересно имеющееся в договоре 911 г. указание, что Русь и Византия и в более давние времена (т. е. еще в IX в.) решали спорные вопросы «не только словесно, но и письменно».

Не вызывает сомнения, что знаки и группы знаков на археологических памятниках, с одной стороны, и тексты, отмеченные позднейшими наблюдателями, с другой -- разные явления. Но это не значит, что эти разнородные материалы противоречат друг другу. Размышляя об эволюции славянского письма, Л. В. Черепнин предположил, что оно прошло путь, общий всем народам, от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» Черепнин Л. В. Русская палеография. - М., 1956. - С. 82-83. -- т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В. А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия. Недавние исследования Б. А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской -- середины II тысячелетия до н. э.

Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Во-первых, существовали различные местные разновидности самобытного пиктографического и счетного (цифрового) письма. Во-вторых, славянские «черты и резы» уже приобрели буквенно-звуковое значение, возможно, сохранив частично свою первоначальную форму; из истории письма известно, что аналогичный путь прошло германское и скандинавское руническое - письмо. Впрочем, согласно одной из гипотез (ее защищал, в частности, И. И. Срезневский) древнеславянское письмо тоже было руническим. Гипотеза не получила поддержки: славянские руны на идолах из Прильвица и на плитах из Микоржина (Познань) признаны поддельными. Однако общий вывод о непричастности славянского письма к руническому, * Своеобразное письмо, восходящее к пиктографическому, свойственно северным народам Европы и тюркоязычным народам Азии. возможно, преждевременен: Новгородская археологическая экспедиция МГУ в 1987 г. обнаружила деревянную чашу, датируемую 940 г., на которой имеется надпись, выполненная знаками трех алфавитов, в том числе сходным с руническим. И, наконец, третьим видом письма, которым пользовались славяне до официального принятия христианства, было письмо посредством греческих и латинских букв. Начало использования славянами греческого письма относится ко времени развития тесных торговых и культурных отношений славян с Византией, т. е. к VII--VIII вв.

Славянское письмо находило применение в различных сферах жизни. Им пользовались при заключении договоров с другими государствами, при записи количества товаров, долгов, различных обязательств, при составлении завещаний о наследовании имущества, в надписях на могильных памятниках, при написании молитвенных формул и пророчеств в храмах, для подписи имени мастера или владельца и т. д. Такое разнообразное и широкое применение письменности могло явиться результатом длительного развития славянской культуры в предшествующий период.

Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» -- ту, которая сразу вошла в культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы.

Филиппова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хузангаевская СОШ"
Населённый пункт: Село Сиктерме-Хузангаево
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Возникновение славянской письменности"
Дата публикации: 10.03.2017
Раздел: полное образование

«Возникновение славянской письменности».

План.

1) Актуальность темы. Цель и задачи исследовательской работы.

2) Из истории возникновения славянской письменности.

3) Возникновение древней литературы «сокровищницы народной памяти»:

А) Повесть временных лет.

4)Значение старославянского алфавита.

4) Заключение.

Возникновение славянской письменности.

Цель исследовательской работы: исследовать возникновение славянской

письменности и ее значение в человеческой культуре.

Задачи:

1. Выяснить и ответить на вопросы появления первой письменности на Руси.

2. Изучить первые произведения и особенности литературы X- XIII вв.

3. Рассмотреть значения старых букв которые широко использовались в русской

литературе.

Актуальность и основное содержание проблемы.

Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и

писать. Все знания передавались устно. Но вот появилась письменность - великое

изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе

были бы непременно забыты.

В языке человечества отражен весь мир, вся наша

жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы можем перенестись и в

разные времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но

искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на

протяжении многих тысячелетий. Сегодня ученые считают, что особенности

мышления, мировосприятия того или иного народа тесно связаны с его языком.

Конечно, прежде всего, с языком литературным, языком письменной речи.

Предпосылкой этого стало распространение христианства. Славянская

письменность, а с ней и литературный язык были созданы, чтобы переводить

библейские тексты, предназначенные для богослужения. Сначала Моравия и

Болгария, а вслед за ними - поляки, чехи, русские становятся христианами. Но для

богослужения, для объяснения истин веры нужны были книги. «Проповедовать

только устно все равно, что писать на песке», - считали наши предки.

У истоков просвещения славян стояли святые равноапостольные Кирилл и

Мефодий. Равноапостольные - значит, равные апостолам. Так называют святых,

особенно потрудившихся в деле распространения веры.

Для своей работы я выбрал тему «Возникновение славянской письменности»

потому, что считаю данный вопрос очень важным и интересным. Уже многие века

человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме

специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для

каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации

с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности

никогда бы не возникло то что сейчас есть, а уж о развитии было бы просто нельзя

говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества,

поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас

и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии.

Именно после появления письменности были созданы первые своды законов,

которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

2) Из истории возникновения славянской письменности.

До сих пор кириллицей в разных ее вариантах пользуются в России, Болгарии,

Чехии, Югославии. Но уже никак нельзя восстановить, вспомнить, почтить имена

людей, от которых не меньше зависела судьба славянской письменности. С утра до

глубокой ночи сидел переписчик, медленно выводя замысловатые буквы и узоры.

А можно ли сейчас представить жизнь без электричества? Конечно, трудно.

Но известно, что раньше люди писали, читали при лучинах и свечах. А

представьте себе жизнь без письменности. Но тогда не будет и библиотек, книг,

афиш, писем, билетов на поезда. Недаром русский писатель, историограф Н.М.

Карамзин сказал: «История ума представляет две главных эпохи: изобретение букв

и типографий, а все другие были следствием. Чтение и письмо открывают человеку

новый мир - особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают

некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в

пещерах, так как домов еще не было. А в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и

увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были

царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что

по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к

письменности. Но дорога оказалась долгой. Из отрывка из поэмы американского

поэта Г. Логфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов, и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа,

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре - время ночи,

А волнистые полоски

Тучи, дождь и непогоду.

Можно сделать вывод, что Гайавата изобрел письмо. Но письмо в то время было

рисуночным.

Затем на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а

когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для

согласных – клинопись. На основе финикийского письма появился первый алфавит,

который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

3) Возникновение древней литературы «сокровищницы народной памяти».

События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице

народной памяти – «Повести временных лет», которую написал летописец Нестор.

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - "Повести временных

лет" - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел

отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

"Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и

объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни

учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их

значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных

словах и о смысле их".

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия

и "уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и

Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и

перевели Апостол и Евангелие".

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская

письменность.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и

говорили, что "ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев,

греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал

только на этих языках".

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий

отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги,

сказав так: "Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все народы!" То

есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке". Так он утвердил

Богослужение на славянском языке. С XII века в истории русского летописания

начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и

Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих

княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире,

Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный характер.

На пергаментные листы этого рукописного свода вписывались самые важные дела и

свершения общерусского значения. Так, например, 988 год- год крещения Руси и год

открытия в Киеве дворцовой школы «Учения книжного». Наряду с латинской,

греческой и арабской школами, на историческую арену выходит славянская.

Рождение новой школы связано с созданием славянской азбуки Константином

(Кириллом) и его братом Мефодием в 863 году. Но первая школа была открыла в

столице Моравшего княжества Велиграде. Преподавали там на старославянском

языке. Было воспитано около 200 книжников. Азбуку называли «кириллицей». В

демократических школах давался 32-буквенный кириллический алфавит, а в

монастырских 45-буквенная кириллица.

Употребляя пословицу: «Устами младенца глаголет истина», мы и не задумываемся,

что используем при этом, по существу, ни одного «чисто» русского слова. Поэтому

поговорим о буквицах древнерусского письма. Для древнерусского человека само

небо, весь мир был книгой, развернутым свитком, который не каждому удалось

прочесть. Само начертание букв нашло в себе чертеж мира, где можно было увидеть

изгиб крыла, сплетение корней, солнце. Каждая буква индивидуальна, неповторима,

как неповторим каждый лист на дереве жизни. Всего через два века после

распространения письменности на Руси было создано первое крупное произведение

древнерусской литературы, величайший памятник, «Слово о полку Игореве».

Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваясь в темную строку…

Так и есть,

Сначала было «Слово»

Это было «Слово о полку»…

В конце XII века было создано самое знаменитое из поэтических произведений

древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Основной сюжет этого

произведения стало описание неудачного похода против половцев Новгород-

северского князя Игоря Святославича (1185). Главной идеей «Слова» стала

необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

4)Значение старославянского алфавита.

Давайте поговорим о старых названиях букв, которые широко использовались в

русской литературе в художественных целях. Первая буква алфавита- «аз» («а») в

наши дни продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах. О

человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут

сказать: «Он аза не знает в глаза».

«Буки» («б»)- название второй буквы русской азбуки входит в пословицу: «Аз да

буки –все науки», используется в выражении «не суйтесь буки наперед азов»,

говорящем о том, что каждый должен знать свое место.

«Веди» («в»)- третья буква старинного русского алфавита. Аз, буки, веди- нередко

обыгрываются писателями для обозначения основы знаний, того, с чего нужно

начинать всякую учебу вообще. «Нам аз, буки, веди-вот с чего надо учиться»- так

писал А.Н. Толстой в своем романе «Петр 1».

«Глаголь» («г»)- это представляющее собой форму слова «глаголати» (говорить).

Выражение «не миновать глаголя» означает быть повешенным». В прошлом веке

глагольчиками называли мелкие кондитерские изделия в виде различных фигур и

букв. Существует в народе и присказка: «Буки букашки, веди таракашки, глаголь

кочерыжка (кочерга)».

«I» называли раньше «и десятеричное», а было еще и «восьмеричное»- это наше

«и». Когда хотим окончательно выяснить, уточнить все подробности, довести все

до логического конца, мы говорим: ставить точки над «и». Например, у И.С.

Тургенева в произведении «Внешние воды» можно встретить такую фразу: «Марья

Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово

попадало в цель, ставило точку прямо на «и».

«Мыслете» («М»)- мыслить. Слово «мыслете» дало жизнь и шутливому, не

употребляемому в наши дни фразеологизму «писать мыслите». Посмотрите

начертание этой буквы – непрямая, ломаная линия и вы поймете, почему возникло

это выражение. Так, к сожалению, ходят весьма нетрезвые люди. В комедии Н.В.

Гоголя «Женитьба» мы можем встретить такие строчки: «Смотрите на ногах не

держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет».

«Ферт» («ф»)-происхождение слова не установлено. По внешнему виду начертание

буквы напоминает подбоченившегося человека. Существуют выражения: стоять

фертом, ходить фертом-важничать, рисоваться. А.С. Пушкин пишет:

«У стенки фертик молодой

Стоит картинкою журнальной».

«Ять» происходит от «ядь» в значении «еда, пища», обозначала особый гласный

звук, очень узкий (э), близкий по звучанию к (и), или звук, средний между (э) и (и),

который к 18 веку уже произносился в литературном языке как (е). Буква

сохранилась в 18-19 и даже начале 20 века в русском алфавите лишь по традиции и

только после революции была упразднена, но слово не совсем ушло из языка, оно

осталось в составе просторечного выражения «сделать на ять», то есть сделать

очень хорошо.

«Юс большой» и «юс малый»-происхождение слова «юс» неясно. Эти буквы в

старину служили для обозначения гласных «о» и «е» с носовым призвуком. Были

упразднены реформой Петра 1 в 1708-1711 годах, но слово, обозначающее эти

буквы, «юс», употреблялось в русском языке в 19 веке, известно по сей день в

русских народных говорах, со значениями: приказный, подьячий, законник, крюк.

«Фита»- слово происходит от названия этой же буквы, заимствованной из

греческого алфавита, но имеющей там иное значение – «тета». Под влиянием

несколько отрицательного восприятия буквы слово, ее обозначающее, приобрело

переносное значение с таким же отрицательным оттенком: несерьезный,

легкомысленный человек.

«Ижица»- название последней буквы старого русского алфавита, пришедшей из

греческого алфавита, была упразднена реформой Петра 1, но вошла в состав

фразеологизма: «дойти до ижицы» в значении завершить, закончить что-либо.

В 1708 году Петр 1 приказал вместо церковно-славянской ввести в школы

гражданскую азбуку. Но самой дорогой буквой русского алфавита считали «Ъ» (ер).

Когда убрали эту букву, то получилась экономия и краски, и времени, и денег.

Но эта буква и самая молчаливая, ее называли еще тунеядицей, так как пожирала

много времени и бумаги, стоившей в России ежегодно более 400 тысяч рублей!

Молчание этой буквы - чистое золото.

Заключение.

Значение письменности в нашей жизни очень велико. Благодаря совокупности

факторов - географических, социальных и экономических и возникновению письма

появились первые цивилизации. Причем, в данных условиях человек уже не мог

обходиться без письменности. Мне кажется, что письменность может существовать

только в условиях цивилизации, в то время как цивилизация также не может

существовать без письма.

Значение изобретения письма нельзя переоценить. Поскольку на возможности

этому они доходят до будущих поколений через века и тысячелетия. В итоге у

человечества копится опыт, растет знание.

Я думаю, что даже исчезнувшие сейчас с лица Земли письменности имеют

огромное значение для человечества, так как это наследие. Отчасти потому, что

когда-то влияли на развитие культуры, а также потому, что послужили основой для

последующих письменностей. Благодаря письменности мы имеем возможность

«заглянуть» в древние времена и узнать о жизни людей в самых первых

государствах, о том, каковы были их законы и понимание жизни. В то время, как без

письменности большинство достижений человеческой мысли и почти весь

жизненный опыт предыдущих поколений исчезли бы бесследно.

И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую

речь. И я также призываю вас, наше молодое поколение, к бережному отношению,

уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

О России петь-

что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь-

что весну встречать,

Что невесту ждать,

что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что любовь любить,

что бессмертным быть!

Задолго до христианизации Расичи («индоевропейцы» современной науки) имели множество видов письменности, о чем Екатерина II, приобщенная, как управительница империи, к тайной информации о прошлом, без обиняков заявляла, что славяне за многие тысячи лет до рождества Христова свои письменности имели.

Заметьте, не письмо, а письменности, т.е. различные виды письменной грамоты. Аналогичную точку зрения выражали М.Ломоносов, В.Татищев, Е.Классен. Но подобных взглядов придерживались и придерживаются не все, как они выражаются, «языковые школы». В основном историческая наука всеми правдами и неправдами навязывает обществу мысль, что до христианизации славянорусы собственного письма не имели. Ныне признаются лишь «черты и резы», да и то под напором многочисленных находок образцов этого словенского народного письма. Все
остальное — отвергается, с ходу объявляясь «подделкой, фальшивкой, националистическим бредом». Не будем ввязываться в безплодную дискуссию о миссии «солунских братьев», т.к. оценку их деятельности дал в свое время известный историк Н.И.Костомаров. Для нас важнее то, что РПЦ изначально знала о том, что у славян есть своя собственная
письменность (в церковно-историческом словаре за 1889 г. четко
говорится по этому поводу: «Россы, варяжское племя, жили в южной России; с Византией то вели дела торговые, то воевали. От
них заимствовал буквы Св. Кирилл».), но предпочитала особо
не афишировать свои знания. Это политика, которая во все времена считалась нечистым видом деятельности. Именно она виной
тому, что самому большому по численности этносу Европы уже
какое столетие отказывают в самобытности: кто и как угодно, но
только не славяне (особенно восточные). Не здесь ли, как говорится, собака зарыта? Подобный психологический (магический)
прием наши предки называли «отводом глаз», т.е. переключением внимания на что-то, не соответствующее реальной действительности. «Они (греки) говорили, что установили нам письменность, чтобы мы приняли ее и утратили свою. Но вспомните о том Иларе (Кирилле), который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена, и то, как Богам нашим требы класть» (Влескнига /Патриарси).
Существует каталог части рунических рукописей из библиотеки Анны Ярославны, которые после долгих перипетий оказались у известного коллекционера 19 века, ученого-археографа А.И. Сулакадзева. В этом каталоге упоминаются два извода «Книги Велеса»: Ягилы Гана смерда из Ладоги («Патриарси») и Олеха Вишерца из Чердыни («Криница») — «о переселениях старожилыхъ людей и первой вере». Были в нем и «Колядникъ 5 века дунайца Яловца о поклонениях Тройскимъ горамъ, о гаданиях в печерахъ», «Волховникъ» рукопись 6 века, «Путник» 4 века, «Перуна и Велеса вещания в киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим» (5,6 века) и т.д.
Отрывок из «Веды Словена», изданной С. Верковичем в 1874 году: « … наши деды того времени были самыми учеными на земле, и все другие приходили, чтоб спросить у учителей, как и что делать…Они (греки)от нас и плуг поучили, и ремеслам научились, и чтению, и письму… Когда наши предки жили на
Край-Земле (Даария — Арктида?), пришла Жива Юда и научила писать золотые скрижали Саду-короля…Той веры было много книг…Такие книги были в каждом селе в Дасподе (Болгария — наше), пока не пришли иноверцы…и начали сжигать те старые книги. Но теперь уже никто не вытаскивает, а прячут в тайниках».
О существовании письменности у славян свидетельствует и ряд других общеизвестных источников. Например, болгарский монах Храбр (Х в.) в своем трактате «О письменехъ» сообщает: «прежде убо словhне не имеху книгъ, но чрьтами и резами чьтяху и гадааху..», буквально: прежде вот словены не имели книг, но чертами и резами писали и объясняли всё свое существование.
Арабы также говорили о наличии самобытного письма на Руси (ибн Фадлан, аль Масуди, ибн Якуб эль Недим). Немецкий хронист, епископ Мерзебургский Титмар видел в одном из славянских храмов г. Ретры, что на острове Ругин (Рюген), несколько куммиров, на которых знаками были начертаны их имена. Писатель Иванченко в книге «Путями великого россиянина» приводит древнюю азбуку росичей 2 тысячелетия до н.э. и на каменную надпись из Приазовья (см. выше), взятую им из книги Ф. Воланского. Данная азбука, несомненно, является одним из вариантов буквенно-рунического письма наших предков, расселившихся по необъятным просторам древней Евразии.
Сравнивая начертания букв азбуки и на каменной надписи, мы обнаруживаем между ними несомненное сходство.
«Потшемосiа чiрiя опеце градiжi дом таждiя колунiя сдругiа зелiя нехей яатвгя роже у нехейлелiя у нехей жiiя светлесiа». Что ныне звучит, как: «постараемся искренней опекой построить дом, а также подворье супругам молодым. Пусть детей рожают и лелеют, и пусть жизнь будет светлой».
В книге казахского ученого К. Акишева «Курган Иссык» говорится: «Особое место среди находок (после и захоронения знатного сака) занимает серебряная чаша с надписью — древнейший памятник письменности (VI-V вв. до н.э.) на территории Казахстана… Специалисты по древним языкам Востока считают, что иссыкская надпись выполнена алфавитом, еще не известным мировой науке. Такое заключение предполагает, что этот алфавит был изобретен саками Семиречья или родственными племенами на основе какой-либо письменности, скорее всего арамейской». Но то, что не смогли сделать дипломированные языковеды, пишет Г. Майданцев, сделал русский изобретатель И. Кузнецов. В 1981 году он прочел эту эпитафию с помощью «влесовицы»: « И бых ище Арсатану Пещуру, хто весь зря узащан», т.е. « и был еще
Арсатан Пращур, кто весь зорко защищал».
Известный лингвист и эпиграфист В.А.Чудинов по вопросу о существовании докирилловской письменности у славян пишет, что «им прочитано множество древних надписей. Конечно это малая толика того богатства, которое издано археологами (но не востребовано почему-то историками в качестве доказательной
базы — наше.). Однако и эти примеры позволяют видеть, что письмо не просто существовало, но пронизывало все слои русского общества…». Важен вывод, который делает ученый, что возраст славянской письменности, судя по обнаруженным образцам, превышает сотни тысяч лет. И что это так, демонстрирует находка на стоянке Берехат-Рам (Израиль) в 1981 году. В слоях окаменевшей лавы (233-800 тыс. лет назад) была обнаружена антропоморфная статуэтка из туфа, на которой, при сильном увеличении, Чудиновым были обнаружены надписи, читаемые по-русски. Языковед Н.Г.Самсонов, анализируя факты массовых находок берестяных грамот в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, замечает, «что такое распространение грамотности также свидедолгий путь развития, прежде чем стать привычкой, потребностью… Можно думать, что дохристианское письмо было достаточно совершенным».
И прежде чем перейти к непосредственному разбору видов письма, приведем еще одну цитату из книги Л.Н.Рыжкова «О древностях русского языка»: «изменения в языке не всегда являются развитием языка, но и его деградацией, упрощением, что заставляет в далекой древности искать его подлинный облик…Это подразумевает смещение до письменной и письменной эпохи для русского языка в глубь тысячелетий, поскольку теперь в рассмотрение вовлекаются письменные памятники, ранее не считавшиеся памятниками русской и праславянской письменности.
Поэтому русская (и вообще славянская) лексическая современность может вполне оказаться славным прошлым древнелатинского, праиранского, прасанкриста и т.д. До их деградационных изменений… По-видимому, древнеславянская лексика является источником наиболее древнейшего первооснове праязыка индоевропеистики. Источником преемственности культур является славянское слоговое письмо, из которого произошли все европейские алфавиты в процессе его распада».
Согласно Вѣдам, основу письменной грамоты славяно-арийских народов составляли четыре формы письма, от которых в дальнейшем произошли все остальные виды азбук и алфавитов.

1. Х, арийская Каруна («союз рун») — жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Этимология: руны — «рекущие (р) знания (уны). Основных рун 144. Дополнительно применяются руны времени, пространства, направлений, расширяющихся, отменяющихся образов, проникающих образов и т.д. В «Книге Света» используется 256 рун, но их гораздо больше.
Упрощенные формы Каруны:
а) санскрит(samckrit) — самостоятельный скрытный жреческий
язык. Форма языка санскрита, которую передавали в танце на
храмовой горе специальные танцовщицы, так и называлась деванагари (ныне это просто шрифт санскрита);
б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.
Примеры написания:
K – руна КА: союз, объединение (если стоит в начале слова;
одно из многих (если находится в конце слова).
R – руна Расъ: священный леопард белого цвета; небесный
чертог (несколько созвездий) и т.д.
2. Да, арийские Тьраги («утвержденный сияющий путь»)
— иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых
образов. Читались по всем четырем направлениям.
Примеры написания:
— Тьрага «РА» — свет, сияние.
— Тьрага: остановиться во времени для осмысления действия.
3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы)
Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощенное греческое письмо и латынь.
Русский ученый П.П.Орешкин в своей книге о дешифровке древних языков «Вавилонский феномен» также отмечает эту весьма своеобразную особенность расенского письма (зеркальность), перед которой оказалась безсильной современная лингвистика с ее капитулянтским лозунгом: «этрусское не читается».
Орешкин именует эту совокупность хитроумных, по его мнению, приемов «каверз-системой» древних расенов и дает свои рекомендации по их преодолению. Но расенское письмо, как мы видим из его именования, есть органичный синтез образного наполнения букв и слов, а также способов по выявлению этого образного наполнения.
Данная особенность в той или иной мере свойственна всем формам письменности Расичей (славянская «двукорядь»), т.к. является важнейшим проявлением ведического воззрения, согласно
которому все делится, вновь соединяется, не может существовать без своего собственного отражения.
«Главное действующее лицо потустороннего мира этрусков, пишет Орешкин, — «Менеока — Акоенем», многоликое существо, оборотень, как и само его имя, которое можно прочитать слева направо «изменчивый» (меняющийся на глазах?) и справа налево «окаянный». Существо это стоит на рубеже двух миров, охраняя вход в Зазеркалье».
4. Святорусская Буквица
Самое распространенное письмо среди славянских народов
древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову).
Оно использовалось и жрецами, и при заключении важных межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга». «Влесовица» (название условное) типологически старше кириллицы, пишет В.Чудинов, представляя собой знаковую систему, промежуточную между слоговым письмом и алфавитом. В тексте «Велесовой книги» обнаружена такая фонетическая особенность, как «цоканье», т.е. замена Ч на Ц. Это встречается очень широко в новгородских берестяных грамотах и до сих пор отличает новгородский говор».
Пример написания (16 табличка «Велесовой книги» в прорисовке Ю. Миролюбова): Формой Буквицы являлось и письмо «словени», в котором, как и в санскрите, использовались еще словесные структуры «тха», «бха» и т.д. Но «словени» был слишком громоздкой системой письма для повседневного общения, поэтому впоследствии появилась упрощенная форма «словени» — объемная, всеохватная древлесловенская Буквица, состоящая из 49 знаков образов (основных), где запись передавала не только графему составляемого слова, но и его образный смысл.

Примеры написания:
А-азъ (Бог, живущий на земле, есть Творец).
Б — Боги (многообразный Божественный смысл).
В-вѣди (мудрость на земле и небесах ведаю).
«Появившаяся в IX в. «кириллица» была специально создана
(на основе Буквицы — мое.) с использованием македонского диалекта древнеболгарского языка для нужд христианской церкви как язык книжно-литературный (старославянский). В последствии
под влиянием живой речи постепенно впитывал местные языковые особенности… Эти позднейшие региональные разновидности принято называть церковнославянским языком болгарской, сербской, русской и т.д. редакцией или изводом». (Г.Хабургаев. Старославянский язык). Т.о. мы видим, чем, по мнению славистов, являлись старославянский и церковнославянский и где, когда и в каких кругах они были в употреблении. Древнерусский язык (светский упрощенный вариант Буквицы) дожил до петровской языковой реформы.
5. Глаголица — торговые письмена , а в последствии они стали
использоваться для записи сказаний и христианских книг.
6. Словенское народное письмо (черты и резы) — для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.
7. Воеводское (воинское) письмо — тайные шифры.
8. Княжеское письмо — у каждого правителя свое.
9. Узелковое письмо и т.д.
Писали в те времена на табличках из дерева, глины, металла, а также на пергаменте, ткани, бересте, папирусе. Процарапывали металлическим и костяными заостренными стержнями (писало) на камнях, штукатурке, деревянных строениях. В 2000 году в Новгороде была найдена книга, состоящая из деревянных страниц -аналог «Влесовой книги». Ей дали название «Новгородская Псалтирь», т.к. она включала известные тексты трех псалмов царя Давида. Эта книга была создана на рубеже Х и ХI веков и является самой древней книгой славянского мира из признанных официальной наукой.
« Появление нового источника сведений о событиях тысячелетней давности всегда похоже на чудо. Ведь трудно поверить, что за несколько веков изучения письменного наследия наших предков от внимания ученых могло ускользнуть нечто существенное, было замечено, оценено по достоинству, пример, памятники русской руники. Да и хотели ли замечать? Ведь наличие той же руники противоречит позиции косной официальной науки, доказывающей, что славяне до крещения были молодым племенем, а не народом с древней культурой («Возвращение русской руники». В. Тороп.).
Очередной первоклассной находкой отечественных историков стал докириллический текст, получивший условное название «пространная редакция Боянова гимна». Текст, состоящий из 61-й строки, довольно сильно пострадал от времени. Лежащий в его основе протограф удалось восстановить, и он получил собственное название - Ладожский документ.

В 1812 году Державин опубликовал два рунических отрывка из собрания петербургского коллекционера Сулакадзева. До нашего времени тайна обнародованных отрывков оставалась неразгаданной. И только сейчас выясняется, что вырванные Державиным из пропасти забвения строки являются не фальшивками, как уверяли нас столько лет горе-ученые, а уникальными памятниками до кириллического письма.

Ладожский документ позволяет сделать важный вывод. Русская руника имела довольно широкое хождение и использовалась не только в кругу жрецов для записи таких священных текстов, как
«Патриарси» (Влесова книга). Ладога и Новгород, конечно же, не были на Руси какими-то уникальными центрами распространения грамотности. Знаки русской руники обнаружены на древностях
IX-X веков из Белой Вежи, Старой Рязани, Гродно. Текст из державинского архива - сохранившееся свидетельство письменной традиции, бытовавшей некогда повсеместно. Конец документа насыщен именами. Формы этих имен уникальны и встречаются ещё только в тексте «Патриарси»: Блре -Болорев, Дор, Отуарих - Оторех, Еруек — Ерек, Нобубсур - Набсурсар и т. д. В нашем отрывке, как и в «Патриарси», русы отождествляются с «Кимрами», то есть киммерийцами. Близки и названия Руси: Борусень - Брус.
Примечательны причины обращения «коба» (жреца) к древним историческим сказаниям. На севере появились христианские дружины, неся гибель языческому миру. Но, кроме вооруженного противостояния, было и идеологическое.Христианские священники той поры отрицали историческую ценность славянского прошлого. Для них это были века варварства и идолопоклонничества.

«Коб» назвал какое-то такого рода христианское сочинение лжеграмотой и дал в ответ на него беглый обзор русской истории, начиная с эпохи пребывания русов-киммерийцев в державе вавилонского царя Набопаласара (VII век до н. э.). Вот отрывок из этого исторического повествования:
Гну кобе свит: Хрети иде ворок лдг горд. Млм, жртву орота, рабом а гарус ера. Кб речи прупупе гну мму кби стр мжу срока чаа лж грмту.
Кимру руса и до кимра роду вргу руму и тебе стилху; Блрв дор вой бе мком бу врву — груку родом; Отуарих до ижодрик до лже еруеку воину; А клтму алдорогу мру деи жгом свове бога арчи грднику.
Вчна броус на костеху ставу страде брус до дориу нобубсур.
Перевод:
Господину святой коб: Христиане идут к Ладоге-городу. Молимся, жертвы приносим, чтобы не поработили землепашцев и
не разрушили город. Посылаю речи Перуна моему господину, коб-старец
Мужу посылаю, заветного срока ожидая, против лжеграмоты.
Русы были Кимрами и до кимров жили Были врагами Риму и тебе, Стилихон; Болорев; Дир-воин был нам на муку, был варваром, а родом - грек; Отуарих, затем Ижодрик, затем лживый Рюрик-воин;
проклятый Алдорог - смерть сеяли, нашего бога жгли, убивали го-
рожан. Вечна Русь, на костях стоит, страждет от времен Дира и Набопаласара.
Этот отрывок с текстом «Патриарси» связывают не только
имена. Если в одном источнике Дор (летописный Дир) назван
варваром греческого происхождения, то в другом - полугреком,
полуварваром. Летописи же неверно относят Дира, как и многих
иных действующих лиц ранней русской истории, к варягам.
Общность сведений обоих рунических памятников говорит о
многом. Удревление исторической традиции, положенной в их основу до начала XIX века (дата сулакадзееской копии), делается смехотворной. Во времена Сулакадзева практически все сведения, содержащиеся в «Патриарси», были науке неизвестны. Христианские летописцы писали о славянах-язычниках примерно то же самое, что и сегодня: «…живяху зверским образом, живуше скотски, и убиваху друг друга, ядуще всё нечистое, и брака у мн ж бываша…».
Против подобных рассуждений выступал «коб». Авторы «Патриарси» так же вступались за честь славянского народа. На одной из ее дощечек читаем: «Аскольд - тёмный воин и только от греков просвещен, что никаких русов нет, а есть одни варвары. Этому можно только смеяться, так как киммерийцы были нашими предками, а они Рим потрясли и греков разгоняли как напуганных поросят». Ладожский документ заканчивается описанием страдающей Руси. О том же самом говорится и в «Патриарси»: «Русь сто крат разбита с севера до юга». Но в «Патриарси» мы находим продолжение мысли, оборвавшейся в документе на полуслове: «троекратно Русь падшая восстанет».
Как актуально это древнее пророчество в наши дни! Державин показал пример успешного противостояния разрушению нашей памяти. До последних своих дней великий сын русского народа боролся за спасение русской руники и в конечном итоге победил. Чудом уцелевшие страницы открывают нам славянскую культуру, не менее древнюю и не менее богатую, нежели цивилизация любого иного народа».

Вопрос о создании одного из алфавитов, распространявшихся среди славян в IX-X вв. связан с деятельностью византийских миссионеров Кирилла (до принятия монашества в 869 г. - Константин (около 827- 14.2 869) и Мефодия (815-6.4.885) среди западных славян, населявших Моравию (историческая область в Чешской Республике).

В IX в. возникает Великоморавское княжество, которое во второй половине IX в. добивается полной самостоятельности, отражая походы Немецкого королевства. Чтобы не попасть в политическую зависимость от него и не допустить духовного порабощения своего народа, моравский князь Ростислав отправил в 862 году в Византию посольство с просьбой к императору Михаилу III и патриарху Фотию прислать миссионера («учителя»), который проповедовал бы христианство на славянском языке, а не на латинском и греческом. В 863 г. в Моравию прибыли братья Константин и Мефодий, хорошо знавшие славянские и ряд других языков. С собой они принесли разработанную ими славянскую азбуку, с большой точностью передававшую звуковой состав (фонетику) древнеславянского языка и переведенные на славянский язык богослужебные книги.

До сих пор не ясно, из-за ограниченного количества сохранившихся источников того времени, какую из двух славянских азбук глаголицу или кириллицу составил Константин.

Константин и Мефодий занялись подготовкой служителей национальной славянской церкви, обучению грамоте, дальнейшим переводом на славянский язык греческих богослужебных книг. Их деятельность проходила в постоянной борьбе с немецким духовенством, которое вело службу на латыни и противилось введению славянского языка в церковный обиход.

После трех лет просветительской деятельности в 867 году по приглашению папы римского братья прибыли в Рим, чтобы дать отчет о своей деятельности. В то время христианская церковь еще не разделилась на православную и католическую. Папа Адриан II под воздействием Константина и Мефодия официально признал славянскую письменность и богослужение на славянском языке.

После смерти Кирилла в 869 году от болезни Мефодий был посвящен в сан епископа и вернулся в Моравию, где продолжал просветительскую и миссионерскую деятельность.

После смерти Мефодия в 885 году новый римский папа Стефан V запретил богослужение на славянском языке и началось жестокое преследование учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Многие из них продолжали свою деятельность в других славянских странах.

Решающую роль в судьбе духовного наследия Кирилла и Мефодия сыграла Болгария, где их ученики и последователи нашли не только защиту, но и государственную поддержку в конце IX-X вв. Здесь славянская азбука была усовершенствована и на ее основе высокого развития достигла первая славянская национальная литература. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит, получивший название «кириллица», вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Принятие христианства восточными славянами в 988 году способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры у них.

Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и первый межславянский литературный язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, называемый обычно старославянским или церковнославянским, стал языком культа и религиозной культуры.

В то же время на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский, древнебелорусский и древнеукраинский литературные языки, обслуживающие различные сферы культурной, общественной и государственной жизни восточнославянских народов. Став письменным, старославянский язык быстро утвердился наряду с греческим и латинским как третий литературный язык европейцев.

С XI века кириллица выступала преимущественно в виде устава - торжественного, строгого письма, при котором буквы стоят прямо на строке, правильны и пропорциональны, по форме приближаясь к квадрату, располагаясь, на равном расстоянии друг от друга, без разделения текста на отдельные слова и предложения. Смотри таблицы 1, 3.

С XIV в. используется декоративный вариант кириллицы для украшения рукописей - вязь. Смотри таблицу 10, тексты 12, 16, 17.

Кроме того, в XIV-XV вв. на смену уставу приходит полуустав, отразивший процесс ускорения письма, постепенное исчезновение геометричности, пропорциональности букв, появление их наклона. Смотри таблицу 4. В XY-XVI вв. полуустав вытеснения скорописью приобретшей характер индивидуального почерка. Смотри таблицы 5-9.

 


Читайте:



Провалиться под землю по соннику

Провалиться под землю по соннику

Некоторые сновидения как маяки: они не позволяют нам потеряться в такой сложной и запутанной схеме повседневности, не позволяют совершить неверный...

Числа: к чему снится сон

Числа: к чему снится сон

Видеть во сне 20 значит конфликт с властью. Ваша власть или свобода ограничены, и вы пытаетесь вернуть это обратно. Вы можете сомневаться в выборе...

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снится ребенок, нельзя объяснить в нескольких словах. Разные жизненные ситуации, в которых пребывает женщина, диктуют особые толкования сна....

Егэ расписание и даты результатов

Егэ расписание и даты результатов

Вот уже несколько лет подряд, выпускники школ сдают обязательный экзамен, который способен показать реальный уровень их знаний и помочь поступить в...

feed-image RSS