Главная - Отопление
Стимульный материал методика классификации гольдштейн к. Коррекционная работа психолога в школе

Испытуемому предлагается набор из 70 карточек с изображением различных предметов, растений и живых существ, которые он должен разложить на группы, содержащие однородные предметы. В начале эксперимента классификационных групп карточек может быть много, и они обозначаются обобщающим словом. Затем испытуемого просят укрупнить группы. Конечным результатом является разделение карточек на три группы: живые существа, растения, неживые предметы.

Выполнение методики внимательно контролируется: отмечается число этапов, затраченных на окончательную классификацию; комментарии испытуемого в процессе выполнения задания; ошибочные объединения предметов и т.д.

В процессе выполнения классификации можно обнаружить следующие особенности мышления: опора в мышлении на латентные признаки, когда объединяются предметы по признаку внешнего сходства («слон и медведь» – большие; «кузнец и врач» – работают); конкретное мышление («моряк и корабль» – плавают по воде); склонность к детализации (в группе «посуда для дома» выделяют подгруппы: «посуда из стекла» (стакан, бутылка), «железа» – (кастрюля), «фарфора» – (чашка).

· Методика исключение понятий

Методика "Исключение понятий" позволяет оценить сформированность понятийной сферы испытуемого, способность к классификации и анализу. Кроме того, методика может быть использована для диагностики патологии мышления, встречающейся при различных психических заболеваниях (шизофрении, органическом расстройстве), однако в этом случае для интепретации результатов требуется высокая квалификация и обширный опыт психодиагностики.

Методика может проводиться как в вербальном, так и в невербальном варианте. Сложность стимульного материала – карточек и набора слов постепенно увеличивают.

Невербальный вариант методики «исключение понятий»

При невербальном варианте исследуемому предлагают серии рисунков четырех предметов, три из которых можно обобщить, а четвертый исключить.

Инструкция при проведении тестирования:

«Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Стимульный материал к невербальному варианту методики «исключение понятий».

Вербальный вариант методики «исключение понятий»

При вербальном варианте испытуемому предлагают серии из пяти слов, в которых одно необходимо исключить.

Стимульный материал к вербальному варианту методики «исключение понятий».

Инструкция: «Вам предлагается 17 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае вам необходимо указать в списке лишнее слово, а также назвать родовое понятие для оставшихся четырех».

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

Лист, почка, кора, дерево, сук

Дом, сарай, изба, хижина, здание

Береза, сосна, дуб, дерево, ель

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

Неудача, крах, провал, поражение, волнение

Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

Минута, секунда, час, вечер, сутки

Грабеж, кража, землятресение, поджог, нападение

Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш

Ключ к вербальному варианту методики «исключение понятий».

Правильные варианты ответов сверху вниз:

1- "маленький". Остальные относятся к состоянию вещей.

2- "злой". Остальные являются положительными качествами человека.

3- "Иванов" – это фамилия. Остальные - имена.

4- "сало". Остальные - молочные продукты.

5- "постепенно". Остальные относятся к высокой скорости выполнения действий.

6- "светлый". Остальные относятся к характеристикам размера и объема.

7- "дерево". Остальные - части дерева.

8- "сарай". Остальные – жилые помещения.

9- "дерево". Остальные - породы деревьев.

10- "наказывать". Остальные - отрицательные эмоции.

11- "голубой". Остальные относятся к степени освещенности.

12- "курятник". Остальные животные строят свое жилье самостоятельно.

13- "волнение". Остальные относятся к ситуациям проигрыша.

14- "гвоздь". Остальные – строительные инструменты.

15- "вечер". Остальные - мера времени.

16- "землятресение". Остальные неприятности исходят от самого человека.

17- "спокойствие". Остальные относятся к ситуациям успеха.

Оценка результатов вербального и невербального вариантов методики «исключение понятий».

При оценке результатов необходимо учитывать не только количество правильных ответов, число которых, при хорошо развитом понятийном мышлении, должно составлять не менее 15, но и то, насколько точно подобрано родовое понятие для четырех слов, на каком основании исключено пятое, так как при формально правильном ответе может быть выбрано неверное основание для обобщения.

Кроме того, необходимо помнить, что для некоторых рядов ключевыми являются не правильные, а, скорее, частотные, наиболее вероятные ответы. Так, в ряду "дом, сарай, изба, хижина, здание" наиболее часто исключаемым является понятие "сарай". Однако ответ "здание" также является правильным на основании того, что "здание" - общее понятие по отношению к остальным, тогда как остальные четыре - это разновидности зданий. Часто встречающиеся нестандартные ответы являются показанием к более глубокому и полному исследованию мышления испытуемого.

Объединение секундомера, будильника и монеты в невербальном варианте методики по признаку – «круглые»; клевер, колокольчик, кошка – «начинаются на букву «к» - говорит об опоре на выделении слабых, латентных признаков.

Результаты использования психологических тестов «классификации предметов» и «исключение понятий» могут подтвердить наличие специфических расстройств мышления характерных для определенных групп психических заболеваний. Опора на скрытые, латентные признаки говорит о нарушениях мышления шизофренического типа; конкретизация и детализация – характерны для органических заболеваний головного мозга.

· Методика выделения существенных признаков

Методика позволяет выявить способность испытуемого дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и явлений, а также логичность суждений и умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Для проведения тестирования по данной методике необходим стимульный материал, представляющий из себя бланки с напечатанным текстом.

Инструкция: «На этом листе бумаги Вы видите ряд слов, одно из которых выделено жирным шрифтом, а пять других заключены в скобки. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово "сад" и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений - не может. Значит, надо подчеркнуть слова "земля" и "растения". Продолжительность работы 3 минуты.

Метод "Классификация предметов" предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Методика позволяет понять степень снижения интеллектуальных способностей в операциональной сфере мышления. Кроме того, данные исследования позволяют провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больнлгл человека,определить объём и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения.
Впервые метод был предложен К. Гольдштейном, в дальнейшем усовершенствован Л.С. Выгодским и Б.В.Зейгарник.

Стимульный материал методики в нашей стране стандартизирован и представляет собой набор из 70 картинок (размер каждой соответствует размеру игральной карты). В нашей стране принята единая предметная классификация, разработанная в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Минздрава РСФСР.
На каждой картинке изображен тот или иной предмет, растение или живое существо. Большинство картинок - цветные, но есть и одноцветные.

Метод применим для обследования и детей, и взрослых, независимо от возраста.
Как и любой экспериментально-психологический метод, "Классификация предметов" проявляет себя как тонкий и весьма эффективный дифференциально-диагностический инструмент лишь в руках вдкмчивого психолога, обретающего опыт в процессе повседневной практики.

Теоретический подход Л.С.Выготского, получивший свое дальнейшее развитие в работах А.3.Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, положил начало многосторонним исследованиям разрушения мыслительных процессов при психических заболеваниях. Что касается известной далеко за пределами России Б.В.Зейгарник, то помимо работ в области общей психологии, она приложила немало усилий для развития прикладной дисциплины - экспериментальной патопсихологии, имеющей свой предмет и свои методы.
В этом ее активным соратником многие годы была С.Я.Рубинштейн, всю свою сознательную жизнь посвятившая разработке дифференциально-диагностических критериев на опыте экспериментально-психологических исследований.

Метод "Классификации предметов" предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Мышление - это обобщенное отражение действительности, которое выступает на практике как усвоение и использование знаний; оно "опирается на усвоенную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах". Обо всём этом и не только в книге Методика "Классификация предметов" (Под редакцией Л. Н. Собчик)

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник - ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн - один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность - разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения - психические отклонения и расстройства.
  • Задача - выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы - психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» - методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

Способ анализа - эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии - тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» - методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики - "Исключение предметов", где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа - колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала - использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации - было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;


Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» - испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка - руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности - классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу - к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

 


Читайте:



Провалиться под землю по соннику

Провалиться под землю по соннику

Некоторые сновидения как маяки: они не позволяют нам потеряться в такой сложной и запутанной схеме повседневности, не позволяют совершить неверный...

Числа: к чему снится сон

Числа: к чему снится сон

Видеть во сне 20 значит конфликт с властью. Ваша власть или свобода ограничены, и вы пытаетесь вернуть это обратно. Вы можете сомневаться в выборе...

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снятся дети - толкование сна

К чему снится ребенок, нельзя объяснить в нескольких словах. Разные жизненные ситуации, в которых пребывает женщина, диктуют особые толкования сна....

Егэ расписание и даты результатов

Егэ расписание и даты результатов

Вот уже несколько лет подряд, выпускники школ сдают обязательный экзамен, который способен показать реальный уровень их знаний и помочь поступить в...

feed-image RSS