Главная - Электросчетчики
«У лукоморья дуб зеленый». Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация

«У лукоморья дуб зеленый…»

познавательно-творческое занятие (вводный урок)

Педагог дополнительного образования

Хорина Марина Николаевна

Актуальность: искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Когда мы знакомим детейс каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида и обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов доступных пониманию детей являются поэтические, сказочные образы Александра Сергеевича Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети садятся на стулья. Включается проектор.

Ведущий. Мы знаем, вы любите игры, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее, сказки.

Сегодня отправимся вместе

По Пушкинским сказкам гулять,

Героев волшебных и разных,

Мы будем сейчас вспоминать.

Демонстрация слайдов презентации

«Пушкина мы с детства знаем, его сказки мы читаем»

Входит Кот учёный. Здравствуйте, я - Кот учёный,

Я тоже люблю сказки рассказывать и загадки загадывать.

Кот. Загадок много у меня. А эту отгадаете?

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно. (Петушок)

Ребенок. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна -

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кури-ку-ку!

Царствуй лежа на боку!».

Ведущий. Кот ученый, ты всё знаешь, сказки разные читаешь.

С нами вместе поиграй, сказку быстро называй.

Игра на внимание «Вспомни сказку»

Ответить на вопрос и найти картинку - ответ на вопрос (картинки на доске).

(картинка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - последняя)

Кот. А теперь я посижу, на ребяток посмотрю.

Слайд № 6

Слайд № 7

Назовите сказку, в которой рассказывается о царевне, которая жила в лесу с 7 богатырями?

Кто ее спас?

К кому обращался королевич Елисей, со своими просьбами? (чтение отрывка из сказки)

«Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: «Ветер! Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч! Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ее…»

«Постой, - отвечает ветер буйный,- там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора;

в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный

на цепях между столбов…».

Кот. А знаете ли вы сказку, в которой …

Много лет старик рыбачил,

Старуха пряжу все пряла,

Да вспоминала, кем была….

А сказка называется?

Слайд № 8

Слайд № 9

Ведущий. Вы правильно назвали сказку.

Давайте вспомним, сколько раз старик ходил к морю?

Правильно, 5 раз. Каждый раз, когда старик приходил к морю, что-то просить у рыбки золотой, оно менялось. Сейчас я вам буду описывать море, а вы вспомните и скажите, что при этом просил старик.

1. Вот пошёл он к синему морю. Видит - море слегка разыгралось. Что попросил для старухи? (новое корыто)

2. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море. Что попросил для старухи? (избу для сварливой бабы)

3. Пошел старик к синему морю, неспокойно синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть столбовою дворянкою)

4. Старичок отправился к синему морю, почернело синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть вольною царицей)

5. Вот идёт он к синему морю. Видит на море чёрная буря. Та и вздулись сердитые волны. Что старуха пожелала? (хочет быть владычецей морскою, а чтобы рыбка на посылках у неё была)

Какими словами заканчивается сказка?

(… на пороге сидит старуха, а перед нею разбитое корыто.)

Ребенок. Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд; слуги белку стерегут…

Слайд № 12

Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Ребенок. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Мимо острова крутого, мимо города большого.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Игра в слова «Скажи наоборот»

Кот. Очень мне понравилось у вас, но пора мне в свою сказку отправляться.

Ведущий. Спасибо Кот, что к нам пришел. Ребята будут

Ведущий. Наше путешествие по сказкам Пушкина Александра Сергеевича сегодня закончилось.

Но дома книги читайте и сказки эти вспоминайте.

В них русское слово, а значит добро, которое всегда побеждает зло!

Звучит песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету».

Приложение.

1. Музыкально-ритмическая композиция «ЛУКОМОРЬЕ»

Сначала дети встают со своих мест, затем включить музыку.

Разминка начинается по первому щелчку «мышью». Дети стоят врассыпную

Музыкальный проигрыш

3 хлопка возле правого плеча,

затем 3 хлопка возле левого плеча,

2 хлопка по коленям, слегка согнув их, «пружинка»

Движения повторить 2 раза

1 куплет

Принять И.П.

У лукоморья дуб зелёный

Поднять руки вверх, покачать над головой влево - вправо.

Златая цепь на дубе том.

Переплести пальцы рук перед грудью «замок» и сделать волнообразные движения.

И днем, и ночью, кот ученый,

Имитация движений «котик моет ушки». Поочередно левой рукой 2 раза и правой рукой 2 раза.

Всё ходит по цепи кругом.

Кисти рук перед грудью «лапки», повернуться вокруг себя

Эльмира Ахмедова
«У лукоморья дуб зеленый». Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация»

Программное содержание.

Обучающие задачи :

Обогатить знания детей о А. С. Пушкине.

Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.

Развивающие задачи :

Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.

Помочь почувствовать своеобразие языка , с помощью которого писал А. С Пушкин.

Развивать речь, воображение , фантазию, мышление.

Воспитательные задачи :

Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа : Чтение сказок А. С. Пушкина. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила» . Познакомить детей со значением непонятных слов.

Словарная работа : присказка, Лукоморье , злотая, кот ученый, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Предикативный словарь : ходит кругом, бродит, сидит, стоит.

Индивидуальная работа :

Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.

Материал и оборудование :

Мнемотаблица, волшебная книга, указка, зеркало, стенд со сказками А. С. Пушкина, презентация «А. С. Пушкин» , диск с музыкальным сопровождением, аудиозапись «Там на неведомых дорожках» , ноутбук, музыкальный центр.

Ход занятия : Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, подходят к логопеду.

Воспитатель : Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Заниматься начинаем.

Много нового узнаем.

(логопед предлагает детям сесть на стульчики) .

Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке, покажем свои знания и умения.

У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.

Как вы думаете, о ком я говорю?

(1 слайд)

Ответы детей : Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?

Ответы детей : Свою няню; Няню Арину Родионовну…

Воспитатель : Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.

(2 слайд)

Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она рассказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.

(3 слайд)

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.

(4 слайд)

Воспитатель : Как вы думаете, какая это сказка?

Ответы детей : Сказка о рыбаке и золотой рыбке.

Воспитатель : Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке» .

(5 слайд)

Воспитатель : А это какая сказка?

Ответы детей : Сказка о золотом петушке.

Воспитатель : Молодцы! И эту сказку вы знаете.

(6 слайд)

Воспитатель : В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?

(7 слайд)

Ответы детей : Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Воспитатель : Вы помните, как называется эта сказка?

Ответы детей : Сказка о царе Салтане.

Воспитатель : Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане» ?

Ответы детей : поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.

(8 9 10 слайд)

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем .

(логопед предлагает детям встать) .

Физкультминутка

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!

(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках» , неожиданно, появляется волшебный сундучок и книга)

Воспитатель : Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебный сундучок. А что у него внутри?

(Воспитатель достает книгу «У Лукоморья дуб зеленый » - открывает ее.)

Воспитатель : Книга открывается, сказка начинается…

(Звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение)

У Лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса : там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей.

Воспитатель : Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?

Ответы детей : Хотим; Конечно хотим…

Воспитатель : Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А помогут нам с вами волшебные картинки. (По мере прочтения логопед открывает картинки) .

Воспитатель : У Лукоморья дуб зеленый (логопед ещё раз читает стихотворение) .

Воспитатель : А сейчас, ребята, давайте вспомним стихотворение. Отвечайте на мои вопросы.

Вопросы :

Воспитатель : У лукоморья ?

Ответы детей : Дуб зеленый .

Воспитатель : Что на дубе?

Ответы детей : Злотая цепь на дубе том.

Воспитатель : Когда кот ходит?

Ответы детей : И днем и ночью.

Воспитатель : Кот какой?

Ответы детей : Кот ученый.

Воспитатель : Что делает кот ученый?

Ответы детей : Все ходит по цепи кругом.

Воспитатель : Идет на право…Что делает?

Ответы детей : Песнь заводит.

Воспитатель : На лево…

Ответы детей : Сказку говорит.

Воспитатель : Там…что?

Ответы детей : Чудеса.

Воспитатель : Какие чудеса?

Ответы детей : Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.

Воспитатель : Там на неведомых дорожках…что?

Ответы детей : Следы невиданных зверей.

Воспитатель : Еще что?

Ответы детей : Избушка.

Воспитатель : Стоит какая?

Ответы детей : Стоит без окон и дверей.

Воспитатель :Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?

Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.

Пожалуйста, Саша выходи смелее.

(Дети заучивают стихотворение с помощью мнемотаблицы)

(пригласить еще несколько ребят)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый » . А кто его написал?

Ответы детей : Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель : Из какого произведения это стихотворение?

Ответы детей : Руслан и Людмила.

Воспитатель : А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?

Ответы детей :….

Воспитатель : Молодцы! Сегодня все хорошо занимались, мне очень понравилось, как мы с вами учили стихотворение. Давайте посмотрим что там, в волшебном сундучке?

(Дети заглядывают в сундучок)

Ответы детей : Карандаши.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нам карандаши?

Ответы детей : Чтобы мы нарисовали сказку; нарисовали дуб; ученого кота…

Воспитатель : Давайте возьмем карандаши пойдем в группу и нарисуем лукоморье .

Дети в группе рисуют рисунки.

Конспект урока по литературному чтению

2 «Ж» класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Палтаева Екатерина Валерьевна

г. Новотроицк

2019г.

Тема: «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования читательской компетентности младшего школьника, коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: с формировать представление у учащихся о творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина и познакомить их с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint , учебник («Русский язык » Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), толковый словарь С.И. Ожегова.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Задачи урока :

    Обучающая: расширить знания о творчестве А.С. Пушкина в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.

    Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; развивать умение интонацией передавать настроение; обогащать словарный запас в процессе работы с текстом.

    Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к литературному чтению; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты :

    Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

    Предметные: знание краткой биографии А.С. Пушкина и его творчества; умение пользоваться толковым словарём; умение правильно и выразительно читать произведение.

    Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

    Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I . Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. К нам пришли гости. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник? Садитесь. Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.

Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. (Слайд 2)

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Улыбка.

Улыбаются друг другу.

Регулятивные УУД:

Активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. Проверка домашней работы.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Проверка домашней работы (опрос 5-7 учеников)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Но прежде чем отправиться мы с вами подготовим нашу речь к чтению. (скороговорка) (Слайд 3)

Читает учитель

Читает 1 ряд

Читает 2 ряд

Читает 3 ряд

Читаем по цепочки

Создает проблемную ситуацию.

Включение музыкальной композиции 2.45 мин (Слайд 4)

-Ребята,что вы сейчас прослушали?

- Как вы думаете с кем и с чем мы сегодня познакомимся?

- Что такое сказка?

- А кто же поведет нас в мир сказки?

Давайте проверим

(на столе лежат конвертики в них пазл там отгадка)

- Давайте вспомним некоторые факты из биографии великого русского писателя.

Может кто помнит?

Рассказывает небольшую биографию

А.С. Пушкина. (Слайды 6-9 слайды)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

Любовь к родному языку и чтению ему привили бабушка, Мария Александровна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей.

В 1831 году он женился на юной красавице Н.Н. Гончаровой. 27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников.

А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

- (Слайд 10) Скажите, пожалуйста, сколько сказок у А.С. Пушкина? Какие? Давайте отгадаем?

К каким сказкам относятся данные строки?

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. (Слайды 12-13)

Тема сегодняшнего урока «У лукоморья дуб зелёный».

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Скороговорка

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот .

Песню

Со сказкой

Это литературный жанр. Вымышленная истории

А.С.Пушкиным и его поэмой

А.С. Пушкин

.

Рассказ ребенка

(Тюлегенов аслан)

Слушают ученика. Смотрят презентацию.

Отгадывают сказки А.С. Пушкина

(Загадки от учащегося)

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Коммуникативные УУД:

Предметные УУД:

Знают, что такое сказка.

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

Умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

Знают сказки А.С. Пушкина.

Коммуникативные УУД:

Умеют вступать в учебный диалог с учителем;

Умеют слушать и понимать мнение других.

III . Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

Молодцы. Сегодня мы познакомимся с вступлением к поэме, выразительно прочитаем и проанализируем.

-А прежде чем отправится,мы немножко отдохнем.

Формулируют цель урока.

Познакомиться с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья…».

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Умеют ставить цель.

Физическая минутка

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Физминутка: (Слайд 14)

Показывает движения.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

Учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

IV . Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует устную работу.

Что такое поэма? (Слайд 16)

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Слайд 17)

- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье. (Слайд 18)

Учитель включает аудиозапись вступления к поэме.(Слайд 19)

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Что можете сказать об авторе?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания.

- Поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

2 ученика работают с толковым словарём С.И. Ожегова

Морской залив.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Познавательные УУД

Умеют ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

Познавательные УУД:

Умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

Умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

Предметные УУД:

Умеют составлять распространенные предложения.

Коммуникативные УУД:

Умеют строить свое речевое высказывание;

V . Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

Организует работу с презентацией и учебником.

Откройте учебники на стр. 86-87 (Слайд 20)

А теперь прочитайте произведение. Кто желает начать?

Организует словарно-лексическую работу.

(Слайды 21, 22)

Какие незнакомые слова вам встретились? Попробуйте объяснить.

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

- А сейчас ещё раз прочитаем это вступление по цепочке.

Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

Какие волшебные предметы называет?

Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок?

Работают с презентацией и по учебник.

Несколько человек читают произведение, остальные следят по тексту.

Объясняют значения слов, как понимают сами.

Выразительно читают вступление к поэме по цепочке.

Называют сказки.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да. Окончание вступления похоже на конец народной сказки.

Коммуникативные УУД:

Умеют слушать и понимать речь учителя, друг друга;

Умеют излагать свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Умеют выполнять действия по алгоритму.

Предметные УУД:

Коммуникативные УУД:

Умеют вступать в учебный диалог с учителем.

VI . Самостоятельная работа

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу.

Разгадайте в парах кроссворд «Лукоморье»

(Слайд 23)

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

(4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

У кого так же как на доске поднимите зеленый цвет светофора.

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.

Регулятивные УУД:

Умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

Осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

Умеют работать в парах

Предметные УУД:

Разгадывают кроссворд по теме урока.

VII . Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

Организует рефлексию и подводит итоги урока.

Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

Что такое поэма?

Что такое лукоморье?

Что нового вы узнали сегодня?

Что вызвало затруднения у вас на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

- (Слайд 24) Продолжите строки:

Какой был прекрасный сегодня …урок.

И много в душе родилось у нас …строк.

И ум наш в порядке, и есть у нас …знанья.

Теперь не страшны нам любые …заданья.

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

Коммуникативные УУД:

Умеют строить свое речевое высказывание;

Умеют слушать и понимать мнение друг друга.

VIII . Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача : обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

(Слайд 25)

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 12 строк наизусть.

- Всем спасибо за урок!

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание

Цели: познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование : портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Пришел Прокоп —

кипит укроп.

Ушел Прокоп —

кипит укроп.

И при Прокопе

кипит укроп,

И без Прокопа

кипит укроп.

Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

III. Введение в тему урока

Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)

— Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Разгадайте шифровку-анаграмму. (Ответ записать на доске.)

РНЕЛСААКД - 743856291

ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591

НУИПШК-425631

(Александр Сергеевич Пушкин.)

— Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? (Дети перечисляют.)

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А. С. Пушкина.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение статьи

2. Выборочное чтение

— В каких строчках говорится о предметах из произведений А.С. Пушкина? Прочитайте их.

— Какие чувства испытывает человек, читающий произведения этого поэта? Запишите эти строчки.

3. Чтение отрывков

(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)

— Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

(Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

V. Физкультминутка

Кузнец

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два — и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. «У лукоморья дуб зеленый...»

Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Учитель читает на с. 86 — 87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Если есть возможность, то воспроизвести аудио- или видеозапись.)

Требуется провести небольшую словарную работу.

У лукоморья — у морского залива.

Дол — то же, что и долина.

Пленяет — берет в плен.

Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет — сохнет.

— Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Затем идет проверка самостоятельной работы.)

2. Кроссворд «Любимые сказки»

1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)

2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)

3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)

4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)

5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)

6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать на уроке?

— Что нового узнали, чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом...», или с этих слов и до конца).

Урок

литературного чтения

по теме

«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Цели урока:

  • Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
  • Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
  • А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

В)чтение про себя

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
  • Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
  • Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.

Психологический настрой на работу.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

2. Проверка домашнего задания.

Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.

А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

(Портрет Пушкина).

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.

Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

4. Повторение изученного.

Подготовительная беседа учителя о поэте.

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.

Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.

Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?

На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

3. Работа над новым материалом.

У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.

Герои какого произведения находятся в сундуке?

-«У лукоморья дуб зеленый…»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…

Словарная работа.

Что такое «Лукоморье»? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.

Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает « дол »? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).

Как вы понимаете слова « видений полны »? (Много выдуманных героев).

О заре – на заре.

Почему воды названы ясными? (прозрачные).

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет, худеет.

У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА

ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ

ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением.

У . Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.

Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)

Первичное восприятие текста.

- Беседа по первичному восприятию:

  • Понравилась ли сказка?
  • Что понравилось ?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Что особенно понравилось и почему?

Чтение цепочкой.

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)

Что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя…

(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

Какие сказочные герои повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Самостоятельная работа детей.

  1. Чтение про себя
  2. Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух.

Самостоятельное чтение последних шести строк.

Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Кульминационный момент.

Прикрыли книжки.

Кто какие строчки запомнил?

Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.

В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Учитель читает стихотворение наизусть:

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

Всем спасибо за урок!


 


Читайте:



Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?

Астрономы издревле любят порядок — все у них подсчитано, классифицировано и идентифицировано. Однако ночное небо не перестает удивлять внимательных...

Английские слова, которые невозможно перевести

Английские слова, которые невозможно перевести

При изучении любого иностранного языка человек сталкивается с ошибками, например, при использовании новых слов и грамматических правил или при...

Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные

Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные

Изучая любой иностранный язык, важно не только просто заучить полученную информацию либо новые слова, словосочетания, но и совершенствоваться в...

Условные предложения в английском языке

Условные предложения в английском языке

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, Предложения с I wish являются условными, но стоят особняком от остальных . По одной простой...

feed-image RSS