Главная - Светильники
В каком городе нет грановитой палаты.

Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.

Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница - Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, - наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”. Боковые фасады имели гладкие кирпичные поверхности, окрашенные “под кирпич”. Как показывают графические материалы Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. Первоначальные оконные проемы имели форму спаренных стрельчатых арочек, разделенных колонкой-импостом и взятых в прямоугольное обрамление, наподобие окон итальянских палаццо. Существующие окна с их барочными наличниками относятся к последней четверти ХVIIв.

Сильно выступающий объем палаты с богато декорированным главным фасадом, дающим глубокую светотень, играет активную роль в формировании архитектурного облика Соборной площади.

В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Сохранившаяся до наших дней живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881г. в соответствии с описью Ушакова.

При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.

При реставрационных работах 1967-1968гг были восстановлены уникальный резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В 1992-1994гг. заново выстроено Красное крыльцо, разобранное в 1930-х гг.

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Славится большим количеством архитектурных и исторических памятников. К числу таковых относится и Грановитая палата – памятник архитектуры мирового наследия.

На протяжении нескольких столетий Грановитая палата была главным парадным приемным залом в великокняжеском дворце. В нем проходили заседания земских соборов, здесь собиралась боярская дума. В этом месте в 1552 г. Иван Грозный праздновал взятие Казани, в 1709 г. Петр I отпраздновал свою блистательную победу над Карлом XII, в 1721 г. в Грановитой палате был заключен Ништадский мир со Швецией.

В наше время кремлевская Грановитая палата – представительский зал при резиденции президента России.

Грановитая палата – двухэтажное здание. При этом нижний, цокольный этаж с верхним не сообщен. Согласно сохранившейся документации, на нижнем этаже когда-то располагались печи, а на верхнем – огромный торжественный зал.

Особенность Грановитой палате придает уникальная система крестовых сводов, которые опираются на один центральный столб. Площадь зала составляет 495 м², высота – 9 м.

В дневное время в палаты попадает солнечный свет из 18 окон, расположенных по трем сторонам. В вечернее и ночное время для освещения используются 4 круглые массивные бронзовые люстры. В качестве образца для их изготовления использовались древние новгородские паникадилы.

Стены и система сводов расписаны фреской, основная тематика – библейская. Здесь можно увидеть изображения картин сотворения мира, ряд фрагментов из жизни Адама и Евы.

Кроме того, здесь можно наблюдать переданную в картинках жизнь Иосифа, нарисованные сценки о праведном и неправедном суде.

Святые сени и преддверие Грановитой палаты оформлены очень торжественно. Величия и пышности им придают порталы, которые вырезаны из белого камня и обильно покрыты позолотой.

К южной стороне фасада прилегает лестница, называемая сегодня Красное крыльцо. В былые времена по ней ходили русские цари и императоры, которых короновали в Успенском соборе. Последняя процессия прошла здесь в 1896 году, когда на престол взошел Николай II. В 1930 г., по приказу И. Сталина лестница была демонтирована, но, в 1994 г. опять восстановлена.

Историческая справка

История Грановитой палаты начинается с 1487 г., когда по приказанию Ивана III итальянский архитектор Марко Фрязин приступил к строительству парадного тронного зала во дворце Великого князя всея Руси. Возведение палаты было закончено в 1491 г., но уже другим итальянским зодчим – Пьетро Антонио Солари.

Необычное название «грановитая» палата получила благодаря одному из своих фасадов, который был полностью отделан граненным каменным рустом. Правда, палата «грановитой» стала не сразу. Изначально она носила другое название – «Большая».

Сооружение было возведено на месте старой гридницы, помещения в княжеском дворе, в котором жили дружинники.

В 1684 г. под руководством архитектора Осипа Старцева Грановитая палата была частично переделана. Сдвоенные стрельчатые окна было решено растесать и украсить белокаменными наличниками с небольшими колонками, которые переплетались виноградной лозой.

В 1838-1849 гг., во время строительства Большого Кремлевского дворца, архитекторами было решено интегрировать Грановитую палату с и Теремным дворцом. Сегодня через Святые сени палата соединяется с Владимирским залом.

Видео:

Среди старейших гражданских зданий и сооружений столицы Российской Федерации Грановитая палата – одно из самых известных. Оно расположено на территории Московского Кремля и входит в список объектов культурного наследия народов РФ.

История строительства Грановитой палаты

До 80-х годов XV века на месте Грановитой палаты располагалась древняя княжеская гридница – большое помещение, где размещалась дружина. Постройка легко могла вмещать до 400 человек, а потому гридницу часто использовали для пиров и приемов по случаю больших праздников.

В 1487 году архитектор Марко Руффо , родившийся в Италии и работавший в России, заложил первый камень в новую постройку. Предполагалось, что она станет местом проведения церемониальных приемов, заседаний и торжественных обедов, устраиваемых царской семьей. Заказчиком строительства был царь Иван III . Заканчивал работы по возведению Грановитой палаты другой архитектор итальянского происхождения – Пьетро Антонио Солари . Одновременно зодчий работал над строительством крупнейших башен Московского Кремля.

Свое название Грановитая палата получила из-за особой отделки восточного фасада. Эта стена имеет снаружи граненый руст , который в старину часто называли бриллиантовым. Руст представляет собой облицовку четырехугольными камнями, которые плотно прилегают друг к другу и имеют грубо отесанную переднюю сторону. Выступающие части камней придают постройке массивный и прочный вид и обеспечивают шумовую и теплоизоляцию. Такой способ отделки фасадов характерен для сооружений, построенных в эпоху Ренессанса в Италии.

Строительство длилось четыре года, и в 1491 году Пьетро Антонио Солари доложил царю об окончании работ. Рядом с Грановитой палатой была возведена Средняя Золотая палата . С Соборной площади сюда можно было попасть несколькими путями:

Главное крыльцо называлось Красным . Оно расположено у южной стены Грановитой палаты, и в старые времена во время праздников или с объявлением важных указов на него торжественно выходил царь.

По средней лестнице, названной в конце XVII столетия Золотой решеткой , можно было войти в сени Средней золотой палаты. Так в царский дворец проходили дипломатические представители государств, где исповедовали нехристианские религии.

В Грановитую палату с Соборной площади можно было попасть и через паперть Благовещенского собора, который от палаты отделяют всего несколько метров.

Первая реконструкция и большой ремонт Грановитой палаты произошли в 1684 году, когда растесали арочные окна и заменили их полноценными оконными проемами, напротив входа из сеней пристроили новый портал, добавили резной орнамент на наличники и прорубили семь дополнительных окон по западному и южному фасадам. Руководителем строительной бригады, проводившей реконструкцию здания, был Осип Старцев , которого называют одним из самых талантливых русских зодчих, работавших в стиле московского барокко.

Грановитая палата в XVIII-ХХ веках

Новых императоров короновали в Успенском соборе Московского Кремля вплоть до конца XIX столетия. Каждая подобная церемония сопровождалась праздничным пиром , который устраивался в Грановитой палате. Обычно в такие дни постройку дополнительно украшали, для чего из Казенного приказа поступали драгоценные вещи и уборы. В палате отмечали победу под Полтавой в 1709 году и подписание в 1721 году мирного договора со Швецией.

Троицкий пожар 1737 года причинил Грановитой палате весьма значительный ущерб. В огне погибли крыша и пол в сенях, а резьба из белого камня была сильно повреждена. Реставрационные работы продолжились в 1753 году, когда Красное крыльцо перестроили, сохранив первоначальный вид.

Очередные работы начались перед коронацией Александра III . Тогда в палате заменили систему освещения, установив люстры и бра из бронзы. Они были созданы в стиле новгородских светильников XV столетия. Росписи стен и потолка, потемневшие от времени и частично утраченные в пожаре, были восстановлены артелью живописцев, выписанной из села Палех .

Революционные перемены коснулись и Московского Кремля. Грановитая палата была передана кремлевской комендатуре . Ей предстояло стать местом проведения различных протокольных мероприятий. В 60-х годах ХХ века в палате провели реставрационные мероприятия, в результате которых на западной стене вновь появился портал из белого камня, украшенный резьбой, а центральный столп заново декорировали рельефами. Росписи были почищены и частично обновлены, трещины в кладке заполнены и покрыты свежей штукатуркой, а на стены и столп нанесена утраченная позолота.

Что посмотреть в Грановитой палате

Двухэтажное здание палаты состоит из подклета снизу и квадратного тронного зала – на втором этаже. Площадь верхнего зала составляет 495 кв. м. Его крестовые своды сходятся вместе в центре и перетекают в центральный столп, богато декорированный лепниной. Высота сводов достигает девяти метров. Днем палата освещена за счет естественного света, льющегося через восемнадцать окон. Вечером в Грановитой палате загораются бронзовые люстры , изготовленные в XVIII столетии.

По западной стене к тронному залу примыкают Святые сени , а напротив тронного места располагается помещение тайника. Войти в Грановитую палату с Соборной площади можно через Красное крыльцо.

Каменная лестница, которая вела к главному проходу в Грановитую палату, была названа Красным крыльцом . В XVII веке на нем стояли караульные, которые охраняли вход в царский дворец. Под крыльцом располагались хозяйственные помещения. Лестница состояла из 32 ступеней, вытесанных из белого камня и покрытых железом. На каждой из трех площадок Красного крыльца размещались позолоченные фигуры львов, а лестничные пролеты сопровождались перилами. От дождя и снега крыльцо защищала кровля в виде шатров из медных пластин.

Подлинное Красное крыльцо, построенное вместе с основным зданием палаты, демонтировали и вновь восстанавливали в связи со строительными и ремонтными работами на Соборной площади в 1753 и 1841 годах. Окончательно лестница была демонтирована в 1934 году. Тогда вместо Красного крыльца появилась столовая для делегатов съездов КПСС и заседающих в Верховном Совете СССР депутатов. Столовая вплотную примыкала к южной стене и просуществовала до начала 90-х годов прошлого века, когда ее разобрали. В 1994 году Красное крыльцо отстроили вновь, используя модель палаты, хранящуюся в Музее архитектуры , и чертежи, которые, по счастью, были сделаны перед сносом лестницы. Над боковыми фронтонами восстановленного Красного крыльца установлены двуглавые орлы, а на площадках – каменные львы, как прежде.

Святые сени перед входом в основное здание Грановитой палаты были пристроены в 30-40-х годах ХIX столетия, когда в Кремле возводили Большой Кремлевский дворец. Парадное помещение сеней было расписано в 1846-1847 годах Федором Завьяловым , русским историческим живописцем и профессором Императорской Академии художеств.

Из тайника напротив тронного места царица наблюдала за проходившими в Грановитой палате церемониями. Окно тайника было забрано решеткой и укрыто занавеской, стены были декорированы дорогими тканями, а подоконники сделаны из мрамора.

Росписи Грановитой палаты

Несомненно, что самые главные сокровища, сохранившиеся в Грановитой палате – это ее настенные росписи . Первые фрески появились в палате в XVI веке, а продолжил расписывать царскую парадную гостевую столовую Симон Ушаков . Это произошло в 1668 году, когда мастер был уже зрелым и состоявшимся художником. Семен Ушаков был очень талантливым иконописцем и прославился своим стремлением впитывать новые веяния и владеть многими живописными техниками и приемами. Ушаков принимал западное искусство и активно изобретал новые композиции, стремясь придавать изображаемым фигурам характеры и динамичность.

В первой трети XVIII века настенные росписи Грановитой палаты были уничтожены по приказу императора Петра I . На потолках фрески попросту выбелили, на сводах – закрасили, в стены Грановитой палаты затянули изнутри бархатной материей малинового цвета, по которой были вышиты золотом двуглавые орлы.

Благодаря описи, составленной в XVII столетии Симоном Ушаковым, информация о росписях сохранилась, что позволило в 1881 году вернуть утраченные фрески. Работы провели братья Белоусовы – иконописцы из Палеха:

Портал при главном входе оформлен пилястрами, декорированными резьбой в виде растительного орнамента и геральдическими животными. В композиции выделяется старейшее в здании изображение двуглавого орла.

Своды и откосы сводов заполнены космогоническими сюжетами.

Центральный столп, на который опираются четыре крестовых свода палаты, украшен изображениями дельфинов в центральной части. Фризовая лента содержит в себе герб России и изображения различных животных.

На расположенных над окнами южной стены люнетах можно увидеть написанные сюжеты из Ветхого Завета, а также портреты Федора Иоанновича и Соломона и сцену венчания на царство Владимира Мономаха.

Откосы оконных проемов знакомят зрителя с представителями княжеского рода Рюриковичей – всего 24 портрета.

Источником для сюжетов фресок Симону Ушакову послужила Библия и памятники древнерусской письменности, названные Хронографами. Они появились впервые в XV cтолетии и представляли собой летописи, авторы которых пытались систематизировать исторические сведения и имеющиеся данные. В Хронографе обычно кратко пересказывались библейские события и содержался очерк по всеобщей истории.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

На протяжении многих веков Кремль был и продолжает оставаться символом российской государственности. Ведь именно в нем принимались важнейшие для государства решения, отмечались наиболее значимые победы, вершились человеческие судьбы. Вряд ли найдется человек, даже совсем равнодушный к истории, который откажется пройтись под старинными сводами, чтобы на миг прикоснуться к истории России.

Московский Кремль. Перестройка

Первые постройки на территории современного Кремля появились еще в 12 веке, однако были по большей части деревянными. Но уже при Дмитрии Донском началось интенсивное возведение каменных стен и строений, для чего широко использовался местный камень светлого оттенка. Именно отсюда и пошло часто употребляемое и по нынешний день название Москва Белокаменная.

Основательно за перестройку Кремля взялся Иван Великий, сумевший собрать воедино разрозненные славянские княжества и стать во главе централизованного государства. В первую очередь в Москве был воздвигнут величественный Успенский собор, следом - Ризоположенская церковь и Благовещенский собор, построены новые прочные Кремлевские стены и башни.

Вполне естественным стало дальнейшее строительство Великокняжеского дворца. Ведь чтобы подчеркнуть могущество, власть и богатство своего княжества, его правителю была необходима достойная резиденция. Так, в Москву прибыли гениальные итальянские зодчие Марко Руффо (Фрязин) и Антонио Солари. Строительство дворца было начато в 1485 году и длилось со значительными перерывами почти 30 лет.

Большая палата. Итальянское зодчество в Москве

К нашему времени из всего дворцового ансамбля сохранилась только Грановитая палата. Ее строительство было закончено в 1491 году, в то время она получила название Большая палата. Наружный фасад здания, сооруженного из красного кирпича, снизу доверху был облицован четырехгранным известняком, что впечатляло русский народ и стало причиной «говорящего» наименования. Сдержанные пропорции, высокий потолок, кубическая форма свидетельствуют о благородстве и достоинстве. Для европейских государств эти архитектурные решения давно стали традиционными. И по сегодняшний день они отлично сохранились во многих городах Италии, Франции, Германии.

Грановитая палата Московского Кремля удачно сочетает в себе веяния эпохи Возрождения и исконно русские традиции. Несмотря на то что здание официально признается русским памятником итальянской архитектуры, форма перекрытий и центральная опора являлись традиционными для эпохи Киевской Руси.

Грандиозный размах строительства

Грановитая палата и сегодня поражает своими великолепием и грандиозностью. Ее площадь составляет без малого 500 метров. Солнечный свет беспрепятственно попадает в помещение через 18 окон. По вечерам достаточное освещение обеспечивалось четырьмя массивными светильниками, свисающими с потолка. Своды и стены помещения богато украшены росписью на библейские темы. До наших дней сохранился перечень материалов, которыми отделана Грановитая палата.

Для строительства 90 опытным мастерам потребовалось не менее 100 тысяч листов лучшего сусального золота, 200 аршин выбеленного холста и невероятное количество природных красок. Центральная колонна была украшена лепниной в виде растительного и животного орнамента и огорожена покрытой золотом решеткой. Трон располагался у восточной стены.

Архитектурные особенности

Попасть в Палату можно было только поднявшись по Красной, Средней или Благовещенской лестницам. Красная состояла из четырех пролетов и была предназначена исключительно для выхода царственных особ. Большую часть времени вход на лестницу преграждала расписанная золотом кованая решетка. Изначально Красная лестница была крытой, крышу ее украшали массивные самодержавные орлы. Однако во время одного из пожаров она сгорела и больше не восстанавливалась. В 17 веке лестничные площадки были украшены львами, символизирующими нерушимость царской власти.

Иностранные послы, купцы и бояре попадали в палату по другим лестницам - Средней и Благовещенской, последняя предназначалась исключительно для посетителей-христиан. Все они вели на Верхнее красное крыльцо, оттуда - в Святые сени, а затем - в государевы покои. Именно в Святых сенях все приглашенные к государю на аудиенцию ожидали своей очереди. Их стены были украшены фресками с сюжетами из Священного писания.

Тайная комната

Над ними было устроено тайное помещение для прекрасных представительниц царской семьи. Согласно нерушимым традициям, женщины были лишены права присутствовать на официальных приемах и праздничных пирах. Дабы сделать их жизнь немного интереснее и дать княжнам и царевнам возможность удовлетворить свое любопытство, в обитой войлоком комнате была установлена «смотрильная решетка». Завешенная тончайшим шелком, она позволяла наблюдать за происходящим действом и при этом оставаться вдали от взоров государевых гостей.

Предназначение

На протяжении многих столетий Грановитая палата служила тронным залом дворца Великого князя, а затем и российских царей. В ней принимались иноземные послы, проводились земские соборы, устраивались пиры в честь громких побед, длившиеся по многу часов. На пиршестве каждый приглашенный занимал определенное место, чем знатнее был гость, чем более значимым был его чин, тем ближе было его место к правителю. Чем более значимым был визит, тем более помпезно проводился прием. Количество золотой и серебряной посуды, украшенной драгоценными камнями, поражало воображение гостей и часто упоминалось в отчетах иностранных послов.

Стиль оформления в разные периоды

Свой внешний вид Грановитая палата в Кремле меняла несколько раз. Изначально и потолочные своды, и стены были покрыты уникальной росписью. Южный свод был украшен библейскими сюжетами на тему сотворения мира, центральная часть символично отображала деление Земли между сыновьями Ноя и деление Руси сыновьями князя Владимира. На восточном своде перед взорами гостей представал Иисус Христос. В руки библейских пророков были вложены свитки с мудрыми изречениями. Трон окружали изображения реальных исторических персонажей.

Почти 200 лет хранила Грановитая палата в Москве свой первозданный вид. Однако время не щадит никого и ничего. Здание состарилось, краски поблекли и осыпались. Внешний вид хором потерял былую роскошь. В начале 1967 года царь Алексей Михайлович отдал приказ отремонтировать ее и восстановить имеющиеся фрески как можно более точно. За дело взялся Симон Ушаков, известнейший иконописец того времени. Он не только восстановил испорченные временем росписи, но и сделал их опись, которая неоднократно помогала потомкам в проведении реставрационных работ.

Однако следующий российский самодержец Петр Первый счел фрески несовременными, повелел забелить их и обтянуть изысканными тканями. Зал использовался для постановки спектаклей и прочих развлекательных мероприятий. Павел I повелел оббить стены лучшим бархатом. Лишь в 1882 году Грановитая палата Московского Кремля восстановила свой изначальный вид. По эскизам Симона Ушакова отец и сын Белоусовы заново расписали помещение, придав ему изначальный торжественный вид.

Последняя реставрация

Последние реставрационные работы завершились совсем недавно - в 2012 году. Поистине огромен масштаб реконструкций, которым подверглась Грановитая палата. Экскурсия, длящаяся более часа, позволяет ее участникам мгновенно перенестись в 17 век.

Современные реставраторы вновь воспользовались описями Симона Ушакова и полностью восстановили интерьер того времени. Для реставрации мебели, к которой не прикасались с 19 века, привлекались опытнейшие английские специалисты. Только в Англии нашлась небольшая фабрика, выпускающая особую ткань с золотыми нитями. В экспозиции палаты представлен 51 отреставрированный уникальный экспонат. Во время проведения работ было найдено более 3000 уникальных предметов, среди которых золотая брошь, переданная в Оружейную палату.

Посещение исторического памятника. Цены и условия

В настоящее время в состав представительских помещений резиденции Президента России включена и Грановитая палата.

Режим работы этого памятника культурного наследия не является регулярным. Здесь проводятся приемы официальных иностранных делегаций, организуются протокольные обеды для гостей высочайшего уровня. Поэтому не является удивительным, что любая экскурсия согласовывается с комендатурой Кремля и планируется на многие месяцы вперед.

Каждому экскурсанту с собой необходимо иметь действительный паспорт, для лиц, не имеющих документов, останется лишь несбывшейся мечтой Грановитая палата Московского Кремля.

Цены на ее посещение значительно выше, чем в другие Кремлевские музеи. Так, посещение Оружейной палаты самостоятельно обходится туристам в 700 рублей, в составе экскурсионной группы - 1100 рублей. Знакомство с архитектурой Соборной площадью стоит 500 рублей, в сопровождении опытного гида - 900. Грановитая палата, цены на посещение которой в различных экскурсионных бюро начинаются с 4500 рублей, подлежит осмотру только в составе организованных групп. И для каждого посетителя Грановитой палаты эта достаточно внушительная сумма кажется вполне адекватной за возможность прикоснуться к древней истории и величию России.

H G Я O L

История

XV-XVII века

Грановитая палата была заложена в 1487 году на месте древней гридницы архитектором Марко Руффо для торжественных приёмов в великокняжеском дворце Ивана III. Строительство закончил в 1491-м Пьетро Антонио Солари. Название постройка получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом , характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения , например Алмазного дворца en в Ферраре .

Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед ней возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней золотой палатой стояла Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году. К югу от неё возвышалась Набережная палата, просуществовавшая, как и Средняя золотая, до 1753-го .

В 1684 году в Грановитой палате проводились ремонтные работы, которыми руководил Осип Старцев : арочные окна были растёсаны и заменены существующими проёмами, наличники украсили растительным орнаментом, над Святыми сенями устроили Верхние сени. Для их освещения прорубили дополнительные окна: три на южном фасаде и четыре - на западном. Над карнизом палаты создали деревянную балюстраду , дверной проём в южной части фасада переделали в окно, а напротив входа из сеней в Грановитую палату устроили новый портал. Для него создали обрамление из резных колонок и фронтона , над которым находился двуглавый орёл .

XVIII-XIX века

Грановитая палата пострадала в Троицком пожаре 1737 года: сгорели кровля, пол в сенях, рамы в окнах, повредилась белокаменная резьба . В 1753-м при строительстве нового Кремлёвского дворца по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли было переделано Красное крыльцо с сохранением прежнего рисунка и каменной резьбы .

При строительстве в 1838-1849 годах Большого Кремлёвского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени её соединили с Владимирским залом . В 1840-м по указу Николая I пробили второй портал в Святые сени. Обрамление нового проёма точно повторяло декор древнего портала. В эти же годы обновили кровлю палаты, положив её по металлическим стропильным конструкциям. В 1846 году купцом Фёдором Челноковым была почти полностью перестроена венчающая часть здания .

XX-XXI века

В 1934 году было разобрано Красное крыльцо и на его месте, вплотную к южному фасаду палаты, построили двухэтажную столовую для членов съездов Коммунистической партии и заседаний Верховного совета СССР . В 1992-1994 годах Красное крыльцо возвели заново в облике середины XVIII века, а столовую демонтировали .

В результате реставрационных работ 1967-1968 годов восстановили резной белокаменный портал в западной стене палаты и рельефный декор центрального столпа. В этот же период обновили росписи, устранили трещины и проломы в кладке и штукатурке, заново выполнили позолоту на стенах, порталах и столпе .

В 2011-2012 годах усилили фундамент, стяжки, несущие стены, полностью заменили кровлю, обновили люстры, воссоздали паркет и ковры, отреставрировали фрески 1881-го. Параллельно велись археологические раскопки, в ходе которых обнаружили около трёх тысяч предметов .

По состоянию на 2018 год Грановитая палата входит в комплекс Большого Кремлёвского дворца, который является правительственной резиденцией президента . В нём проходят встречи глав государств, церемонии награждения и другие государственные события. В подклете палаты оборудована резиденция патриарха .

Архитектура

Здание палаты двухэтажное: верхний этаж занимает квадратный тронный зал площадью 495 м², перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп, нижний - подклет . С запада к залу примыкает помещение Святых сеней .

Вход в Грановитую палату со стороны Соборной площади называется Красным крыльцом и является новоделом XX века , построенным на историческом месте. Над его боковыми фронтонами установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил - каменные львы . К северному фасаду присоединена небольшая пристройка, в которой находится лестница .

Росписи

В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками . В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков , составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей в 1672-м по указанию царя Алексея Михайловича . При Петре I стенопись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми золотыми двуглавыми орлами. В таком виде палата сохранилась до 1881 года, когда её роспись возобновили палехские иконописцы братья Белоусовы в соответствии с описью Симона Ушакова .

Портал главного хода обрамлён плоскими пилястрами с растительной резьбой и завершён образами геральдических животных. Центральной фигурой композиции является изображение двуглавого орла - старейшее в Грановитой палате и одно из древнейших в Кремле .

Источником сюжета для росписи Грановитой палаты послужили Библия и Хронографы . На своде и откосах свода находятся космогонические композиции . Первоначально столп и порталы были украшены золочёной белокаменной резьбой с росписью и позолотой. В центре столпа помещены дельфины, на фризовой ленте - российский герб и изображения животных .

В пожаре 1737 года помещение сгорело, его восстановили к коронации Елизаветы Петровны , состоявшейся в 1742-м. В 1882 году в тайник переместили элементы отделки палаты 1840-х годов, снятые при возобновлении росписей: обивку стен, люстры и бра в виде двуглавых орлов . В 2010-2011 годах отреставрировали стены, сводчатый потолок и обновили живопись, вновь были сделаны подоконные мраморные доски .

Красное крыльцо

Красное крыльцо - открытая каменная лестница, ведущая с Соборной площади к главному проходу в Грановитую палату. Она примыкает к южному фасаду и имеет три марша. К верхней площадке лестницы обращён резной белокаменный портал, через который можно попасть в сени .

В XVII веке на Красном крыльце размещался постоянный караул, охранявший вход во дворец с Соборной площади. Под сводами лестницы находились помещения для служащих. Она состояла из 32 ступеней из белого камня, покрытых железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха, на каждой площадке стояла каменная позолоченная фигура льва, по левой стороне находились каменные перила. Лестницу покрывала медная кровля в виде шатров, которые завершались фигурами орлов. Во время пожара 1696 года она сгорела и больше не восстанавливалась. Во время царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой, в XVII веке её она также упоминается Большой и Красной .

В 1753 году при возведении нового дворца белокаменную аркаду на верхней площадке перед Святыми сенями разобрали. Лестницу же и арки сложили заново в прежних формах. Ещё раз крыльцо демонтировали в 1841-м, затем вновь восстановили. Каменными работами руководил Михей Иванов, фигуры львов выполнил художник и скульптор Сантино Кампиони. Затем их расписал Антон Ланджеротти .

После сноса крыльца в 1930-х его восстанавливали в 1992-1994 годах под руководством архитектора Никиты Мухина. Для реконструкции использовались чертежи, сделанные при сносе, модель палаты из Музея архитектуры .

  • Искусство и история. Москва . - Casa Editrice Bonechi, 2006. - 128 с.
  • Московский Кремль. Красная площадь: монастыри, соборы, церкви, башни, иконы, история: путеводитель / под ред. И. Юдакова. - М. : Национальное географическое общество, 2010. - 206 с.
  • Насибова А. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. - СПб. : Аврора, 1978. - 86 с.
  •  


    Читайте:



    В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

    В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

    Бородинское сражение стало событием, о котором знают далеко за пределами России. Наполеон считал эту битву своим самым великим...

    Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

    Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

    Наверное, в детстве каждый из нас мечтал быть Индианой Джонсом. Было бы здорово отправиться на поиски приключений и затерянных сокровищ, не так ли?...

    Активированный уголь для чистоты и белизны зубов Как чистить зубы углем

    Активированный уголь для чистоты и белизны зубов Как чистить зубы углем

    Отбеливание зубов с помощью активированного угля – метод, проверенный временем. С незапамятных времен уголь используется для гигиены полости рта. С...

    Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

    Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

    Только сейчас, неожиданно стало известно о свадьбе 58-летнего хоккеиста Александра Кожевникова (отец Марии Кожевниковой) и 23-летней модели Юлианы...

    feed-image RSS